Прикладное плавание в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

1. Научить детей не бояться входить в воду, научить плескаться в ней.

2. Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами.

3. Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза.

4. Учить задерживать дыхание под водой, подныривать.

5. Учить выполнять выдох в воду с погружением до носа и с погружением лица, головы.

6. Учить лежать на воде (на груди, держась руками за поручень, за руки преподавателя с поддержкой).

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие:

Познавательное развитие: Способность усваивать детьми предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности:

- ОРУ с элементами корригирующей гимнастики;

Речевое развитие: Развитие моторики для успешного освоения указанных областей, использование художественного слова.

Художественно-эстетическое развитие: Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств, развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме

Предполагаемый результат

Сокращение сроков адаптации за счёт игровых приёмов в работе, положительного настроя и щадящего режима.

Актуальность:

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста не только даст ребенку один из очень ценных навыков, которые потом не раз ему пригодятся в жизни. Плавание – это еще и полноценная физкультура, полезные физические нагрузки, такие полезные для растущего организма. Пребывание в воде и на воде, постепенное обучение плаванию укрепляет детский организм и выступает важным элементом закаливания. Обучение плаванию детей дошкольного возраста, и последующее их свободное уже самостоятельное плавание, способствует укреплению мускулатуры ребенка, благотворно сказывается на дыхательной системе малыша.

Этапы проекта

1. Накопительный (информационно-подготовительный)

С родителями

Познавательные беседы о здоровом образе жизни.

Ознакомление с правилами поведения в бассейне.

Рассматривание иллюстраций, картинок, карточек с изображением упражнений на воде.

Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок.

Разучивание специальных имитационных упражнений на суше.

Разучивание музыкально – ритмических композиций.

Оформление рекомендаций по адаптации детей в плавательном бассейне ДОО.

2. Практический

(организационный, реализация проекта)

С родителями

Экскурсия в бассейн

Организация игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры).

Организация двигательной деятельности (Подвижные игры и спортивные игры, утренняя гимнастика) .

Проведение комплекса закаливающих процедур в группе и в бассейне.

Оказание помощи в проведении экскурсии.

Оказание помощи в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм и подвижным играм.

3. Заключительный

С родителями

План реализации проекта

Мероприятие

2. Коммуникативная деятельность

Беседы в группе и в бассейне:

- в спортивный зал.

4. Двигательная деятельность в бассейне:

- ОРУ с элементами корригирующей гимнастики;

- музыкально – ритмические гимнастики.

6. Здоровьесберегающие технологии

- Общеразвивающие упражнения с элементами корригирующей гимнастики;

- Самомассаж с ежиками (массажными мячами);

- Ходьба по корригирующим дорожкам;

- Растирание сухим полотенцем;

7. Взаимодействие с родителями:

Игры для ознакомления со свойствами воды и освоение передвижений в воде. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. Они способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах.

Закрепить знания детей о пользе плавания.

Воспитывать желание и вызвать интерес к занятия по плаванию.

Поддерживать желание заниматься плаванием, физическими упражнениями.

Вызвать у детей желание совершенствовать свое физическое развитие, поддерживать интерес к физическим упражнениям, к плаванию. Подводить детей к пониманию того, что занятия спортом - лекарство от многих болезней. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту.

Создавать приподнятое, радостное настроение, оптимистический настрой на будущее.

Повышать заинтересованность родителей к приобщению ребенка к здоровому образу жизни, к активной совместной работе по физическому воспитанию.

Приложение №1

Сценарий сюжетно – игрового занятия

- организация активного отдыха детей и родителей,

- формирование здорового образа жизни.

1. Совершенствовать способность детей проявлять выносливость и силу во время выполнения упражнений в воде, повышать активность и работоспособность детского организма.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать настойчивость в достижении положительного результата.

3. Закрепить интерес детей к выполнению физических упражнений в бассейне, навык задержки дыхания, погружение в воду с головой с открытыми глазами;

4. Развивать умение ориентироваться под водой, ловкость и быстроту содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков;

5. Пробуждать интерес родителей к оздоровительной работе в ДОУ.

Оборудование : футляр от киндер-сюрпризов; обручи; бутылочки с водой; эстафетные палочки; маски лягушат, цапли; разделительная дорожка, мяч, корзины.

Музыкальное сопровождение : звуки болота, музыка разминки на суше, музыка для эстафет.

Ход мероприятия

Рядом с нами, вы поверьте, есть волшебная страна.

Где она? За этой дверцей! Так, что сразу не видна.

Там никто не знает горя, там царит счастливый смех.

В этот край зовём сегодня, мы с собою всех.

Все обходят это место :

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги. ( Болото )

Ребята, кто населяет болото?

На болоте мы живём,

Хором песенки поём. (Лягушка)

Покружились, покружились и в лягушек превратились. (одеваем шапочки лягушек)

Сколько у меня ребят-

Столько стало лягушат.

Разминка на суше. (10 мин.) .

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклон вперед)

Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)

Делать так руками нужно :

Вместе – раз – это БРАСС (круговые движения руками перед грудью)

Одной, другой – это КРОЛЬ. (Руками по очереди вперед)

Все, как один, плывем как ДЕЛЬФИН (Двумя руками вперед)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте)

Я веселье отменяю

Всех отсюда выгоняю.

А кто ни хочет уходить,

Тому моим обедом быть.

Нет…. Не хотим обедом стать! (ответ детей)

Тогда в играх и заданиях

Быстроту и ловкость вашу

Согласны? (ответ детей)

-Ребята, а для вас плавание – занятие увлекательное?

Дети : Да! (хором)

Самой лягушкой, что ли стать!

Скорее становитесь в круг, друзья,

Станцуем напоследок вы и я!

Инструктор : "Мои пальчики хороши, а у соседа лучше".

(Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево).

Затем поочередно ведущий дает другие задания :

Мои плечи хороши, а у соседа лучше;

Мои уши хороши, а у соседа лучше;

Мои щеки хороши, а у соседа лучше;

Моя талия хороша, а у соседа лучше;

Мои коленки хороши, а у соседа лучше;

Мои пятки хороши, а у соседа лучше.

Настало время попрощаться,

Пора лягушатам возвращаться.


Приложение №2

Консультация родителям на тему

Как преодолеть водобоязнь

Случается, что дети так боятся воды, что даже купание в ванной становится проблемой для их родителей. Это одна из форм человеческих страхов - водобоязнь.

Причины возникновения водобоязни бывают разными: кто-то неожиданно упал в воду, кого-то искупали в слишком холодной или слишком горячей воде. У впечатлительных детей водобоязнь может возникнуть даже после прочтения книги или просмотра фильма о бедствиях на воде. Кто-то боится воды меньше, кто-то больше, поэтому не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые ведут себя смелее.

Помните, что ваш малыш — индивидуальность, а значит не такой, как все! Он чем-то лучше, а в чем-то хуже других. Вы же все равно его любите, правда? Не раздражайтесь и не стыдите его. Он может внушить себе, что неумение плавать и боязнь воды — его личные изъяны, а не просто преходящее состояние.

http://abload.de/img/denizsudamla17unuvl.jpg

Поэтому лучше поддержите ребенка, скажите ему, что многие смелые люди побаивались воды. И это нормально. Детям с водобоязнью очень неприятно, когда вода попадает на лицо и особенно в глаза. А при купании от давления воды у них возникает скованность движений, панический страх перед глубиной.

Чтобы облегчить состояние таких малышей, уроки плавания в детском саду с таким детьми проводятся не в назидательной, а в развлекательной форме. Им важно не столько обучиться разным стилям плавания, сколько познакомиться со свойствами воды, с условиями плавучести и равновесия своего тела. Упражнения, направленные на это, помогут им ориентироваться в воде и избавиться от чувства страха.

Инструктор по физической культуре

Таг Наталья Вадимовна

Консультация для родителей

http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3439_clip_image004.jpg

Как помочь ребенку преодолеть робость и боязнь на начальном этапе обучения плаванию? Эти вопросы волнуют многих родителей. Предлагаемые нами простые упражнения в обычной домашней ванне подскажут вам ответы на них.

Примеры заданий ребенку:

* Посмотри, как выглядят в воде игрушки (игрушки разбросаны на дне).

* Сосчитай, сколько игрушек на дне.

* Посмотри, какого цвета в воде игрушки.

* Выбери самую твою любимую игрушку.

Вы уже догадались, что эти задания направлены на закрепление навыка погружения лица в воду и открывание глаз.

* Намочите губку или полотенце и, прикладывая к лицу, медленно выжимайте воду.

* Следующее, чуть более трудное задание: аккуратно зачерпните в свою ладонь горсть воды и спокойно полейте с ладони воду на лицо ребёнка.

· Не спеша, поливайте воду из кувшина на лицо, шею, на голову ребёнка. Ребёнок не должен стряхивать воду резкими движениями головы, закрываться руками, т.д.

Ребёнку эти упражнения могут показаться непонятными и бессмысленными. Когда же он научится хотя бы окунаться в воду с головой и будет делать это непринужденно, многократно, выполнение выдоха в воду станет естественным и своевременным. А сейчас продолжим знакомство с водой.

Занимаясь плаванием с раннего возраста, ваши дети будут расти закаленными, гармонично развитыми, совершенствовать свое мастерство.

Автор: Митина Елена Викторовна

Организация: МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 464

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Не менее значима безопасность на воде. По данным статистики за 2014 года в нашей стране в результате несчастных случаев на воде погибло свыше 14 тысяч детей младше 15 лет. Особенно много таких случаев происходит с детьми в возрасте от 5 до 9 лет. Из 16 видов несчастных случаев, связанных со смертельным исходом, утопление занимает второе место. Причинами несчастных случаев на воде зачастую бывают элементарное несоблюдения правил техники безопасности, неумение плавать, психологическая неподготовленность к экстремальным ситуациям. Поэтому нужно научить детей соблюдать правила поведения на воде, не только в бассейне, но и на крупных водоемах. Так же считаю, что очень важно не только научить ребенка держаться на воде и плыть, но и ориентироваться в сложившихся ситуациях на воде. Поэтому за основу своих занятий в старшем и подготовительном возрасте беру обучение прикладному плаванию. Прикладное плавание – это знания, умения и навыки плавания, которые помогают держаться на воде в ситуациях, которые могут случиться с детьми в обыденной жизни. Сориентироваться в таких ситуациях очень сложно даже взрослым, не говоря уже о детях. Поэтому так важно учить детей нестандартно мыслить и действовать, помогать и подсказывать им пути решения в сложившихся обстоятельствах, чтобы сохранить свою жизнь.

Прикладное плавание включает в себя:

● ныряние в глубину и в длину,

● плавание с предметами (мячи, доски, обручи и т.п),

● плавание в одежде (футболки, носки),

● комбинированное плавание (сочетание нескольких видов плавания),

● преодоление водных преград (ныряние в обручи, переплывание через предметы ),

Чем раньше ребенок начинает посещать занятия плаванием, тем лучше ребенок привыкает к сопротивлению воды, тем раньше будут заложены правила поведения на воде, и тем легче ему будет справляться и ориентироваться в сложившихся ситуациях. Поэтому умение хорошо плавать – одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

Разработал (высшая категория) тренер-преподаватель Писарев В.Н.
История прикладного плавания. Важнейшую роль в развитии прикладного плавания имеют специальные упражнения, которые входили в спасательное многоборье. Соревнования по этому виду многоборья у нас в стране проводятся Обществом спасания на водах с 1968 г.
В 1918 г. была создана первая организация Всеобщего военного обучения трудящихся, их основной частью была физическая подготовка, а именно прикладное плавание. В 1919 г. Всевобуч организовал массовое обучение населения плаванию и переправам вплавь в ряде крупных городов Страны Советов. Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. плаванию и переправам вплавь было обучено более 500 тысяч человек. В боевых действиях на море, при высадке военных и переправах умение плавать в амуниции и с оружием во многом способствовали победе наших воинов и спасению их жизней.
Прикладное плавание - это способность человека держаться на воде и производить в ней жизненно необходимые действия. Прикладное плавание применяется для решения прикладных задач, а именно : оказание помощи утопающему, переправы вплавь, доставание со дна и буксировки каких-либо предметов. В основу прикладного плавания положена техника спортивных способов плавания, которая изменяется в соответствии с условиями и адаптированная к решению задач прикладного плавания.
Прикладное плавание включает в себя:
I. Плавание различными способами.
II. Ныряние и погружение.
III. Прыжки в воду.
IV.Спасение утопающих и оказание первой помощи.
V. Плавание в различных условиях.
VI. Преодоление водных преград.

Автор: Штумф Валентина Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре плавание
Учебное заведение: МДОУ №16 № Самолётик
Населённый пункт: город Люберцы Московской области
Наименование материала: проект
Тема: Прикладное плавание в ДОУ
Раздел: дошкольное образование

Прикладное плавание в ДОУ

Перед современными дошкольными учреждениями стоят важные

задачи по повышению эффективности процессов обучения и воспитания,

развитию творческой и интеллектуальной личности, формированию,

укреплению и сохранению психического и физического здоровья детей

Составленная коллективом нашего детского сада программа по

комплексному оздоровлению детей позволила объединить всех участников

медико-педагогического и спортивно-педагогического цикла в решении этих

Одну из главных ролей в комплексном оздоровлении детей мы отвели

физическому воспитанию, т.к. оно служит непосредственным базисом для

здорового образа жизни ребёнка, его продуктивной, целенаправленной

деятельности, эмоциональному благополучию. Педагоги нашего детского

сада инициируют и стимулируют двигательный интерес детей, формируют

жизненно необходимые двигательные навыки и умения, создают условия для

реализации двигательной активности, формируют физическое и психическое

здоровье каждого ребёнка.

Одним из важнейших средств физического воспитания мы считаем

плавание, обучение которому проводится в бассейне нашего детского сада.

Коллективом и руководством созданы все условия для успешного освоения

детьми начальных плавательных навыков. В детском саду 13групп. Обучение

плаванию проводится в бассейне, размером 3 х 7 х 0,8 во всех возрастных

группах по два раза в неделю в первой половине дня с 9.00 и после дневного

Хорошо известно, что плавание не только укрепляет, но и формирует

здоровье маленького ребёнка, способствует физическому развитию и

двигательной подготовленности. Развивает и совершенствует биологические

системы и потенциальные возможности организма, психомоторику,

интеллектуальные функции, влияет на нравственные и морально-волевые

качества детей. Кроме того, плавание становится одной из важнейших

дисциплин спортивно-педагогического цикла, обучение которому происходит

в качественно новой, необычной среде, которое предусматривает большое

количество разнообразных движений и двигательных переключений.

Упражнения в воде, плавание различными способами, также имеет

выраженную коррекционную направленность. Это позволяет в значительной

мере компенсировать недостатки двигательного развития детей дошкольного

возраста. Занятия плаванием способны обеспечить качественно

разнообразную мышечную деятельность, сформировать правильную осанку,

Для наиболее эффективного обучения плаванию за основу мы взяли

несколько наиболее известных программ:

Протченко Т. А. и К.П.Н. Семёнов Ю.А.

«Примерная программа по обучению плаванию детей дошкольного и

Методику обучения плаванию под редакцией Булгаковой Н.Ж.

Методику обучения плаванию К. П. Н. Макаренко Л.П.

Методику обучения прикладному плаванию К.П.Н. Семёнова Ю.А. и др.

При формировании плавательных навыков у детей мы активно

применяем принципы развивающего обучения, а также:

- широко используем двигательные переключения и активный отдых на воде;

- формируем интерес к плаванию, создаем положительный

психоэмоциональный фон, способствующий лучшему усвоению учебного

- активно используем корригирующие упражнения в воде;

- физическую нагрузку строго регламентируем с учётом функционального

состояния организма каждого ребёнка, уровня его мышечной

- обучение плаванию проводим в доступной форме с учётом возрастных и

индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сейчас обучением плаванию дошкольников серьезно занимаются во

многих детских садах, новые и строящиеся детские сады в обязательном

порядке имеют бассейны, готовятся квалифицированные специалисты. Но, к

сожалению, по статистике ещё достаточно высок уровень гибели детей на

воде, хотя, несомненно, за прошедшие три года по данным МЧС России

количество утонувших детей снижается.

Очевидно, что наиболее эффективный путь для улучшения создавшегося

положения это не только качественное обучение плаванию детей

дошкольного возраста, но и включение важнейших элементов прикладного

плавания в программу занятий.

Прикладное плавание – это способность человека уверенно держаться

Читайте также: