При использовании эсо гимнастика для глаз должна проводиться в доу

Обновлено: 05.07.2024

ВОПРОС: Может ли моего ребенка забирать из детского сада несовершеннолетний брат/ сестра? А по соглашению с заведующим детским садом?

ОТВЕТ: Нет, несовершеннолетний ребенок не может нести ответственность за жизнь и здоровье другого ребенка. Подобного рода соглашения с заведующим незаконны.

ВОПРОС: Можно ли маме присутствовать во время адаптационного периода?

ОТВЕТ: У каждого ребенка свои сроки и течение адаптации, которые зависят от его индивидуально-типологических особенностей и его подготовленности к поступлению в дошкольное учреждение. Есть дети, которые без особых проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае мама может сама ввести ребенка в групповую комнату, побыть с ним немного, а затем попрощаться и уйти, пообещав скоро вернуться. В любом случае, в первые дни лучше забирать ребенка пораньше, поскольку он может переутомиться в новой обстановке. Если же ребенок не отпускает от себя маму, прижимается к ней и никого не хочет видеть, ей лучше остаться с ним на некоторое время, постараться постепенно ввести его в жизнь группы.

ВОПРОС: Сколько длится адаптационный период в ясельной группе?

Период адаптации может длиться от одной-двух недель до двух месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей нервной системы и т.п.

ОТВЕТ: Выделяют три фазы адаптации:

1. Основная фаза или период дезадаптации - в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение, могут появляться упрямство и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация - в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации - дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психических процессов (память, воображение, внимание, восприятие).

Следует помнить, что после перерывов (например, после летних каникул) ребёнок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребёнку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

ВОПРОС: Можно ли детям носить украшения (серёжки, цепочки)?

ОТВЕТ: Как такового запрета нет, но родителям стоит учесть, что воспитатель, помощник воспитателя и администрация детского сада не несёт материальной ответственности за сохранность украшений.

ВОПРОС: Когда ребенок может не посещать детский сад?

ОТВЕТ: Не посещать детский сад ребенок может по причине болезни или по заявлению родителей.

ВОПРОС: что нужно сделать родителям, если ребенок заболел и не может пойти в детский сад?

ОТВЕТ: В случае заболевания ребенка или невозможности его прихода подругой причине родители (законные представители) воспитанника обязаны уведомить воспитателя, осуществляющего прием детей в день отсутствия ребенка.

После перенесенного заболевания воспитанники принимают в детский сад только при наличии медицинского заключения (медицинской справки). Если ребенок был в контакте с больным COVID-19, он допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в детском саду.

При наличии или выявлении у воспитанника аллергии или других особенностей здоровья и развития родители (законные представители) обязаны поставить в известность воспитателей и предоставить соответствующее медицинское заключение.

ВОПРОС: Какой контроль осуществляет воспитатель при приеме детей в группу утром?

ОТВЕТ: Контроль утреннего приема воспитанников осуществляет воспитатель и (или) уполномоченный работник детского сада, осуществляющий прием воспитанников, и (или) медицинский работник. Указанные лица опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, а также проводят бесконтактную термометрию.

Выявленные больные воспитанники или воспитанники с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.

Воспитанников, заболевших в течение дня, изолируют от здоровых воспитанников (временно размещают в изоляторе) до прихода родителей (законных представителей) или уполномоченных ими лиц или направляют в медицинскую организацию. О таком направлении в медицинскую организацию родители (законные представители) воспитанника уведомляются незамедлительно.

ВОПРОС: Можно ли воспитателям использовать мобильные телефоны в работе с дошкольниками?

ОТВЕТ: Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее – ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам.

Общая продолжительность использования интерактивной доски на занятиях с детьми от 5 до 10 лет не должна превышать 20 минут.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 5–7 минут.

Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Роспотребнадзор напоминает, что по данным гигиенических исследований от 30 до 50 % школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни.

В эпоху цифровых технологий, связанных с обучением, работой и досугом, существенно повышается нагрузка на орган зрения как в школе, так и вне её пределов. Высокая нагрузка субъективно проявляется жалобами на покраснение и сухость глаз, расплывчатость и нечёткость зрения при взгляде вдаль, а также боли в шее, плечевом поясе, головную боль. Появление этих симптомов у детей должно насторожить родителей и быть основанием для обращения за медицинской консультацией.

В качестве мер профилактики рекомендуется рациональное дозирование времени работы с электронными средствами обучения и гаджетами. Рекомендуется также ежедневное выполнение гимнастики для глаз, оборудование рабочего места ученика оптимальными условиями для выполнения зрительной работы – это удобное рабочее место, левостороннее освещение, расстояние от монитора до органа зрения не менее 70 см, от рабочей поверхности до органа зрения не менее 25 см.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих её фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут, для учащихся 1-4- х классов – 10 минут, для 5-9- х классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать:

- для интерактивной доски - для 1-3 классов – 20 минут, для 4-11 классов – 30 минут;

- для интерактивной панели - для 1-3 классов – 10 минут, для 4 класса – 15 минут, для 5-6 классов - 20 минут, а для 7-11 классов – 25 минут;

- для персонального компьютера и ноутбука - для 1-2 классов – 20 минут, для 3-4 классов – 25 минут, для 5-9 классов - 30 минут, а для 10-11 классов – 35 минут;

- для планшета - для 1-2 классов – 10 минут, для 3-4 классов – 15 минут, для 5-9 классов - 20 минут, а для 10-11 классов – 20 минут.

Суммарная ежедневная продолжительность использования ЭСО в школе и дома не должна превышать:

- для интерактивной доски - для 1-3 классов – 80 минут, для 4 класса – 90 минут, для 5-9 классов – 100 минут, для 10-11 классов – 120 минут;

- для интерактивной панели - для 1-3 классов – 30 минут, для 4 класса – 45 минут, для 5-6 классов - 80 минут, а для 7-11 классов – 100 минут;

- для персонального компьютера и ноутбука - для 1-2 классов – 40 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов – 50 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов - 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов – 70 минут в школе и 170 минут дома;

- для планшета - для 1-2 классов – 30 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов – 45 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов - 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов – 80 минут в школе и 150 минут дома.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Мы живем в веке со стремительно развивающимися технологиями. Овладеть компьютерными навыками сегодня может даже дошкольник. Важнейшей отличительной особенностью детей дошкольного возраста выступает тот факт, что зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Глаза являются наиболее ценным органом чувств, так как мы получаем через них примерно девяносто процентов информации. Хорошее зрение нужно для всех сфер деятельности.

Поэтому, необходимо осуществлять работу по профилактике зрения у детей.

Одной из форм работы по профилактике переутомления зрительного аппарата, как вы знаете является гимнастика для глаз.

Гимнастику для глаз можно проводить с детьми, применяя современные наглядные средства. Такие как, компьютер, телевизор, мультимедийное и интерактивное оборудование. Обычную мультимедийную презентацию, со специальными анимационными эффектами, можно использовать, в качестве электронного офтальмотренажера для детей.

Целью электронных офтальмотренажеров является:

- развитие зрительно-двигательной координации, т. е. сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете;

- создание определенного интереса, в сочетании с элементами занимательности, а так же положительно - эмоционального настроя.

Электронные тренажеры для глаз составлены на основе методик Базарнова В. Ф и Аветисова Э. С., с учетом их рекомендаций. При работе с офтальмотренажерами у детей происходит:

- Развитие глазодвигательных навыков : т. е способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.).

- Развитие периферийного зрения, расширение бокового обзора: т. е. способность видеть то, что нас окружает.

- Развитие навыков пространственной ориентации: т. е. способность судить о расположении одного предмета относительно другого.

- Развитие навыков зрительного анализа: т. е. способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

• предложить детям занять удобную позу, не напрягаться;

• зафиксировать положение головы;

• следить за дыханием;

• сосредоточить все внимание на своих глазах;

• прослеживать траекторию пути глазами от начала до конца;

• после выполнения упражнения - поморгать.

Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Проводить 2 раза в день.

Мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу Power Point для создания презентаций. Красочные слайды привлекают внимание детей. Любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Весёлая музыка, даёт возможность отдохнуть, получить положительный настрой. Офтальмотренажер можно использовать на интерактивной доске и на компьютере. Мультимедийная гимнастика для глаз повышает интерес к выполнению упражнений для глаз. Чтобы начать, нужно просто запустить программу.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом.

Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

Основные правила при выполнении зрительной гимнастики

Использование специальных пособий

Электронные физкультминутки с помощью программы Powr Pont. Упражнения представлены в виде мультимедийных презентаций. Слайды могут сопровождаться музыкой, дети слушают музыку и следят за движением предметов, при мигании объектов моргают глазами. Цель- сохранить зрение, снять зрительное напряжение, а также вызывать приятные эмоции.

Занимаясь на тренажёрах, дети прослеживают глазами, вертикальные, горизонтальные и другие линии. Лини и могут быть разной конфигурации:прямые,ломанные,сплошные,прерывмстые,закругленные,спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами запутанные линии. На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно и обойтись и без неё. Необходимо зафиксировать взор на точке или на другом символе обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом находится не подвижной). Упражнения со схемами проводятся стоя или сидя.

Для профилактики глазных заболеваний и улучшения зрения проводят гимнастику для глаз, которая способствует улучшению кровоснабжения, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует снятию зрительного утомления. Одним из эффективных тренажеров для глаз считается тренажер В. Ф. Базарнова. Данный тренажер в виде цветных контуров

А чтобы моим малышам было интересно многократно выполнять такие упражнения, я придумала такую сказку.

Движение глазного яблока по заданным направлениям.

Сказка про друзей- карандашей

Стереокартинки для зрения

Стереокартинки, 3d картинки или оптические иллюзии – это изображения, созданные из чередований различных точек и текстур. По сути, это сочетание 3D-картинки и 2D-фона. Принцип объемных изображений состоит в том, что у зрительной системы существует свойство, которое позволяет оценивать расстояние к предметам. Мозг человека собирает данные, полученные с каждого глаза, и сопоставляет их. Исходя из полученных данных, формируется представление о дальности того или иного предмета. Оптические иллюзии обманывают мозг, так как предоставляют для анализа изображения, которые получены с учетом всех особенностей зрительного восприятия. При просмотре стереокартинки перед глазами возникает объемное изображение.

Такие 3D-картинки помогут людям, которые проводят много времени за компьютером или телевизором, из-за рода занятий постоянно читают и пишут, чрезмерно напрягая глазные мышцы.

Многие профессиональные офтальмологи приверженцы естественных методик улучшения зрения утверждают, что стереокартинки для тренировки глаз можно использовать для полноценного расслабления глазных мышц, уменьшения их спазма и снятия ощущения усталости глаз. Такой метод способствует сохранению природной остроты зрения. Просматривая 3D-картинки, повышается двигательная активность глазных мышц, в результате чего активизируется кровоснабжение глаза и к нему в достаточном количестве поступают кислород и питательные вещества

Стереокартинки или зарядка для глаз

Для улучшения состояния органов зрения с помощью стереокартинок достаточно уделять их просмотру хотя бы пять минут в день. 3D-картинки бывают разными, отличаются они уровнем подготовки пациента и возрастными особенностями, для детей подойдут специальные изображения, в которых учтены особенности развития органов зрения в юном возрасте. Оптические иллюзии могут быть простыми и сложными, могут содержать ответы, головоломки, бывают даже двигающиеся картинки и многие другие.

Для просмотра 3D-изображений любого уровня сложности необходима предварительная подготовка. Современные медицинские исследования показали, что примерно 5% людей не способны увидеть стереокартинку. Все остальные могут видеть 3D-изображения с помощью одного из двух способов.

Первый способ – параллельный. Согласно ему картинка должна быть расположена точно на уровне глаз. Пациент смотрит на рисунок, но фокусировка зрения происходит не на нем, а на его фоне. В итоге оба глаза смотрят параллельно друг другу. Объемное изображение можно будет увидеть расфокусировав зрение, и посмотрев двумя глазами на разные точки картинки.

Второй способ – перекрестный. Для того чтобы увидеть стереокартинку необходимо сфокусировать зрение на точке, находящейся между глазами и изображением, при этом важно находиться на расстоянии вытянутой руки от картинки. В двадцати сантиметрах от кончика носа стоит расположить указательный палец. Затем с помощью фокусировки зрения необходимо добиться того, чтобы и палец, и картинка были видны одинаково четко.

ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ГЛАЗ

Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического.

Современные подходы в методической работе по формированию у детей безопасного и здорового образа жизни По мнению академика Ю. П. Лисицина – «… здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта,.

Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение.

Использование нетрадиционного инвентаря в развитии здорового образа жизни

Использование нетрадиционного инвентаря в развитии здорового образа жизни Использовать нетрадиционный инвентарь очень интересно при развитии физического здоровья у детей. Создавая развивающую предметно.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни План по самообразованию воспитателя Кузнецовой Т. Н. на 2016-2017 уч. г. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании.


Понятие электронные средства обучения (далее – ЭСО) сформулировано в пункте 2.4.5. санитарных правил. К ЭСО отнесены интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения.
В пункте 2.10.2 определены возможности использования ЭСО в процессе специально организованных занятий.

Последняя часть (абзац) пункта 2.10.2 СанПин устанавливает, что занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Данное положение налагает запрет на использование в младшей и средней группах не только детских девайсов (компьютеров, ноутбуков), но также интерактивных досок, панелей. При этом запрета на использование электронных ресурсов воспитателем нет. Равно как нет запрета на использование ЭСО в других формах организации образовательного процесса.

Исходя из данного положения СанПиН, рассматривая его буквально (дословно), можем рекомендовать:

2. Образовательный процесс в дошкольной организации не исчерпывается только занятиями. Согласно пункту 2.5 ФГОС дошкольного образования образовательная программа в детском саду реализуется в течение всего времени пребывания в нем детей. Это происходит в разнообразных формах взаимодействия педагогов с детьми (игровой деятельности, чтении художественной и познавательной литературы, конструировании, моделировании, решении проблемных ситуаций, беседах, игровых упражнениях и др.), а также в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с их семьями.

В любых формах образовательной деятельности кроме занятий использование цифрового контента детьми возможно. Цифровые ресурсы педагог может использовать в индивидуальной работе с детьми; дети могут самостоятельно пообщаться с компьютером, используя цифровые ресурсы контента МЭО; мы можем использовать электронный контент при проведении досуговых мероприятий, совместных мероприятий с родителями.

Безусловно, педагог должен ограничить время нахождения ребенка за компьютером (ноутбуком). Поскольку в старшем возрасте рекомендовано не более 5-7 минут непрерывного использования компьютера, для младшей и средней группы целесообразно установить время не более 4-5 минут. Еще раз повторим – единовременного использования. После перерыва (во второй половине дня) можно разрешить ребенку вернуться к понравившейся ему игре, к интересной презентации.

Статья

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни современного человека. Источником формирования представлений ребёнка об окружающем мире становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Цифровизация необходима, для того, чтобы сделать процесс образования гибким, приспособленным к реалиям современного дня. А также она способствует формированию конкурентоспособности нашего учреждения.

Деятельность современного учреждения любого типа во многом зависит от того, в какой степени педагоги и администрация владеют цифровыми технологиями и цифровой информацией, насколько быстро они могут ее обработать и проанализировать, а также довести ее до обучающихся, их родителей (законных представителей).

- обучении и повышении квалификации педагогических и административных работников;

- на обеспечение повышения уровня мотивации к использованию цифровых технологий обучающимися и их родителями;

- на оказании информационных и консультационных услуг по использованию цифровых технологий;

- на накоплении, систематизации и распространении информации по использованию цифровых технологий в ДОУ.

Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.

В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Одной из задач нашего детского сада является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных цифровых технологий, что также способствует повышению уровня и конкурентоспособности ДОУ.

В ходе работы мы выделили сильные и слабые сторон цифровизации. К плюсам цифровизации мы относим то, что она способствует:

1. Повышению познавательной мотивации обучающихся.

В своей работе мы придерживаемся мнения, что интерес важно повышать не с помощью внешней мотивации, а за счет внутренней мотивации. Сегодня дети привыкли получать от онлайн-среды контент с игровой составляющей, которая как раз строится на внешней мотивации: наградах, рейтингах и так далее. Мы не стремимся дублировать в образовании то, что работает в сфере развлечений, мы помогаем ребенку соревноваться в первую очередь самому с собой, быть нацеленным на сотрудничество с другими – то есть стремимся улучшить собственные результаты, а не обойти других детей в рейтинге.

2. Развитию функциональной грамотности дошкольников.

Современное образование должно научить ребенка применять знания в реальной жизни. Для этого нужно развивать функциональную грамотность, учить анализировать текст, закладывать задатки умения работать с информацией.

3. Освоению педагогами новых навыков

4. Обеспечению равного доступа к образованию для всех.

К отрицательным сторонам цифровизации мы относим:

1. Снижение умственной активности и вдумчивости, ослаблению мыслительных способностей.

2. Возникновение проблем с социализацией. Цифровизация значительно снизит уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.

3. Проблемы со здоровьем. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к ухудшению зрения. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев.

2.4.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см, планшета — 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

2.10.2. … работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет — 5–7 минут.

Итак, отличительной особенностью современного образования является стремительное проникновение цифровых технологий во все его уровни, в том числе и специальное образование, это вызывает необходимость пересмотра традиционных логопедических технологий коррекции нарушений языкового и речевого развития детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития, компьютеризация логокоррекционной деятельности, становится технической базой для реализации развивающей дидактики, системного индивидуального и дифференцированного воздействия, направленного на развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и зоны ближайшего развития.

Организация коррекционно-развивающей работы в МАДОУ д/с №13

Цифровые технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов.

Работа учителя – логопеда строится по четырём направлениям: организационному, диагностическому, коррекционно-развивающему и просветительско-профилактическому. И в каждом из этих направлений можно использовать цифровые технологии.

1. Организационное направление: основная цель – создание условий для процесса коррекции речи детей.

В этом направлении работы удобно использовать различные средства Microsoft Office, что удобно при работе с документами (для составления отчётной документации и прочее.).

Для составления рабочих программ наши педагоги используют конструктором рабочих программ, который позволяет быстро и качественно создать макет всех разделов документа, с учётом реализуемых нами программ.

2. Диагностическое направление. Цель – выявление детей с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценка структуры речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в него компонентов.

В работе учителя-логопеда важное место отводится диагностике. Много времени занимает подсчёт результатов, составление сводных таблиц, приходится вести многострочные таблицы с числовой и текстовой информацией. С целью оптимизации данного направления коррекционной работы, все вычислительные функции за педагога проводит MS Excel. Нашими педагогами вся диагностика заполняется только в этом формате, где идёт автоматический подсчёт результатов каждого ребёнка. Это значительно экономит время педагога. Использование в этом направлении средств Microsoft Office значительно сокращает время, необходимое для углублённой диагностики детей, и подведения итогов обследования.

Она помогает провести обследование быстро и интересно.

В программе 3 блока:

1/ Речевая карта - это основной блок, здесь проводится обследование речи и фиксируютя результаты. За каждым пунктом карты закреплен свой материал: адаптированная под обследование интерактивная игра или упражнение. Пока ребенок выполняет задание, мы в том же окне отмечаем результат. Речевая карта формируется из пометок автоматически – остается только дописать заключение и распечатать ее.

2/ Звуковой журнал используется для записи речи ребенка. Аудиозаписи хранятся в хронологической последовательности с нашими комментариями. Они помогают следить за динамикой звукопроизношения, объемом памяти и лексического запаса, скоростью чтения, качеством связной речи, и помогают демонстрировать результаты нашей работы родителям и коллегам.

Информация, которую мы вносим, хранится на компьютере, а не на флешке.

3. Коррекционно-развивающее направление. Цель - коррекция речевых нарушений и подготовка детей к школе

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстрационных компьютерных технологий, создаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии.

У дошкольников, имеющих недоразвитие речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, и недостаточность объема словаря. Поэтому нами подобраны игры и игровые упражнения, направленные на развитие этих компонентов речи, существенно облегчают коррекцию, особенно если они представлены в виде красочных и интересных по содержанию дидактических мультимедийных презентаций.

Нами создан электронный каталог, содержащий большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различной деятельности. Благодаря таким тренажерам, ребёнок может пополнить знания и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий.

Каждый педагог в своей работе ищет такие средства, которые позволят наиболее эффективно сформировать познавательный интерес обучающихся, активизировать их познавательную деятельность, раскрыть интеллектуальный потенциал каждого ребёнка. Особенно это касается обучающихся - логопатов.

В настоящее время всё большую популярность приобретают различные сервисы в сети Интернет, которые предоставляют много возможностей для эффективной работы учителя - логопеда. В своей работе мы используем онлайн-сервисы дистанционного образования:

В арсенале наших педагогов множество авторских игр и заданий, разработанных на платформах:

У каждого задания сказочный сюжет, который мотивирует ребенка и помогает удержать внимание на задаче. К примеру, распевка с музыкантами перед концертом более увлекательна, чем простое повторение слогов. Чем ребенку интереснее, тем лучше он выполняет задание, и результат от занятий выше. В играх есть настройки, которые помогут адаптировать сложность заданий под индивидуальные особенности ребенка и задачи.

Ещё одним средством повышения эффективности логопедических занятий в нашем ДОУ является создания базы авторских мультимедийных презентаций по лексическим темам, содержание которых направлено на развитие речи у детей с ОНР.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Использование их уместно на любом этапе непосредственно-образовательной деятельности.

В медиатеке нашего ДОУ собраны презентации по лексическим темам, по автоматизации звуков, по обучению грамоте, а также физминутки, пальчиковые гимнастики, тренажёры для глаз и многое другое.

4. Просветительско-профилактическое направление.

Цель - распространение знаний о коррекционно - логопедической деятельности среди родителей и педагогов ДОУ.

В этом направлении широко используются цифровые технологии, которые способствуют повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Многолетние наблюдения доказывают, что, если нет заинтересованности и помощи со стороны родителей, то быстрых и хороших результатов не стоит ждать. Наши педагоги активно включают в свою работу родителей, только такое тесное сотрудничество в звукопостановке, развитии речи, развитии мелкой моторики помогает добиться положительных результатов.

Для обратной связи с родителями, для проверки качества выполнения рекомендаций, для возможности своевременной помощи они высылают видео выполнения рекомендаций учителю-логопеду. Это еще больше сократило время коррекционной работы, улучшило ее качество.

Такой вид работы вызвал положительный отзыв у родителей, так как у них появилась возможность просматривать видео-рекомендации несколько раз.

Мир, в котором растет и развивается ребёнок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Все это предъявляет новые требования к первому звену непрерывного образования. Детский сад – это фундамент, и качества, которые мы формируем сейчас, просто необходимы ребёнку в будущем для успешной адаптации и учёбы в школе.

Сегодня мы находимся на первой ступени внедрения цифровизации в образование. Этот процесс может занять много времени, но в конечном итоге технологии могут открыть новые двери для нового опыта, для открытий, для способов сотрудничества обучающихся и педагогов.

На протяжении последних лет наши педагоги стремятся минимизировать свою работу с документацией, с подбором дополнительного материала к занятиям, уделяя больше времени работе с детьми. В этом нам помогает использование современных ресурсов и технологий.

Читайте также: