Преподавание военной истории в школе

Обновлено: 16.05.2024

на муниципальной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.Лаврененко)

9 Мая 2015 года страна будет праздновать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Что беспокоит учителей накануне большого события?

Изучение Великой Отечественной войны должно обладать повышенной взвешенностью и отличаться многообразными подходами. Особое внимание следует уделять работе с документами. Их должно быть больше, чем в ныне действующих учебниках. Главный акцент должен делаться на изучение первоисточников, устных и письменных: от официальных (приказы и постановления правительства, сводки Совинформбюро) до фотографий, фронтовых, писем из семейных архивов учеников, рассказов очевидцев. Все это помогает восстановить связь времен, приблизить события тех далеких дней, пережить их заново, облекая в судьбы конкретных людей – еще живущих или уже ушедших. А главное нужно сделать так, чтобы документ стал равным компонентом наряду с авторским текстом. Рассматривать события ВОВ следует с учетом всей стратегической обстановки мировой войны в целом. Учебники по этому периоду пока не совсем отвечают современным концептуальным посылкам. Возникают определенные трудности с системой изложения материала, отсутствием документов и противоречивостью суждений. Публикации современных зарубежных и отечественных авторов по военной тематике не всегда отличаются правдивостью и логичностью. Задача учителя - научить ребят разбираться в источниках информации, учитывая субъективность мнений.

Основная трудность в преподавании материала военной истории заключается в превалировании идейных и эмоциональных пристрастий. Необходимая определенность в постановке и решении учебных проблем часто входит в противоречие с незавершенностью многих реальных процессов военного периода. Данную эпоху следует рассматривать через призму чисто человеческих, личностных оценок.

Результатами изучения школьного курса истории второй мировой войны могут быть знания фактов, умение ориентироваться в хронологии, представления о наиболее устойчивых тенденциях мирового развития и, конечно же, интерес к предмету, вызывающий желание самостоятельно разобраться в сложных проблемах ХХ века.

В нашей школе постоянно ведется работа по изучению победных дат великого подвига нашего народа: легендарных битв под Москвой, Сталинградом, Курской дуге, снятию блокады Ленинграда. Эти великие даты, посвященные им исследовательские и краеведческие работы, позволяют детям проникнуться в мир былых сражений, трудностей и героизма старшего поколения, своих дедов и прадедов, глубже узнать историю своей страны, с чувством уважения и благодарности относиться к старшему поколению, своим родным.

Реформирование российского общества выразилось в изменении системы ценностей, их содержания и форм проявления. Поэтому наибольшую активность для современного школьного исторического образования приобретает проблема ценностей, которую во многом обуславливают специфика педагогических технологий в рамках образовательной системы.

У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Великая Отечественная война — одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории ХХ века. С историей войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравственные проблемы.

Главным источником знаний для учащихся является школьный учебник. Сегодня содержание учебных книг обновилось пополнением фактов, описанием событий и явлений, ранее не представленных в учебной литературе. На основе изучения учебной книги важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Учитель должен помочь учащимся оценивать события в контексте той эпохи, в которой они происходили, нацеливаясь на понимание и объяснение.

Большое значение имеет создание соответствующего эмоционального фона, использование сведений о войне для пробуждения лучших человеческих качеств. Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ВОВ.pptx

Методические аспекты в преподавании истории Великой Отечественной Войны

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методические аспекты в преподавании истории Великой Отечественной Войны

Методические аспекты в преподавании истории Великой Отечественной Войны

Блочно-модульная технология Урок №1 Урок №2 Урок №3 Урок №4 Урок №5 Вводная ч.

Блочно-модульная технология Урок №1 Урок №2 Урок №3 Урок №4 Урок №5 Вводная часть Аналитическая Заключительная Блок

Вводный урок Формы урока: школьная лекция, беседа. процессы явления общая пер.

Вводный урок Формы урока: школьная лекция, беседа. процессы явления общая периодизация войны понятия термины обозначение спорных вопросов и проблем Великой Отечественной Войны

Спорные вопросы в историографии Великой Отечественной Войны: «Сталинград или.

Формы работы: Исследование проблемы через анализ источников. Составление хрон.

Формы работы: Исследование проблемы через анализ источников. Составление хронологической и синхронической таблиц. Задания по контурным картам. Доклады с презентациями. Написание очерков о ходе отдельных военных операций, жизни людей на фронте и в тылу.

Методические приемы для работы на уроке: Блиц-опрос по цепочке Почта Шпаргалк.

Аналитическая часть – ученическая лаборатория исторического познания Формы ур.

Миссия учителя: Подбор материала для изучения. Формулировка и объяснение зада.

Миссия учителя: Подбор материала для изучения. Формулировка и объяснение заданий. Инструктирование школьников о способах деятельности. Наблюдение за работой и корректировка. Проверка, анализ и оценка результатов.

Преимущества блочно-модульной технологии: Формирование у обещающихся целостны.

Преимущества блочно-модульной технологии: Формирование у обещающихся целостных представлений о сложной, событийно-насыщенной истории Великой Отечественной войны. За ограниченное время помогает ученикам и учителю прийти к выводам. Углубление знаний по теме. Развитие самостоятельных, коммуникативных навыков. Деятельность ученика направлена на конкретный результат. Развитие собственного личностного пути познания, формулирование личностно-осмысленных выводов и убеждений.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ Мастер-класс Методические аспекты в преподавании истории Великой войны.doc

Кузьмина Нина Викторовна

Заслуженный учитель РФ

Мастер-класс

Методические аспекты в преподавании истории Великой Отечественной войны.

Для нас учителей-практиков тема войны остается очень содержательной, яркой, интересной и с точки зрения методики. Сегодня мы испытываем желание во многом по-новому взглянуть на войну, ее ход, последствия и уроки. С введением историко-культурного стандарта в историческое образование и Фгосов, в основе которого поставлен системно-деятельностный подход, заставляет нас учителей подходить к преподаванию темы войны более творчески.

Одной из наиболее целесообразных и продуктивных форм организации деятельности старшеклассников при изучении военной истории представляется блочно-модульная технология. Существуют различные варианты таких блоков. Хочу остановиться на своей практике.

Блок охватывает тему, состоящую из нескольких уроков. В нем выделяются три части: вводная, аналитическая, заключительная.

Первая часть-это содержательное и организационное введение в тему. Рекомендуемые формы вводных занятий- вводная школьная лекция, беседа. Начинать надо с задач, которые ориентированы не столько на то, что предстоит сделать учителю (раскрыть, показать и т.д.), сколько на результаты познавательной деятельности обучающихся- на то, что они могут, должны и хотят сделать на уроках истории.

В вводной части ученики знакомятся с процессами, явлениями, основными фактами, событиями, общей периодизацией войны, понятиями и терминами. Учитель рассказывает также о существующих спорных вопросах, проблемах периода Вов. Проблема множественности версий и оценок сопровождает практически всю историю войны- от ее внезапного для многих начала( с этим тоже можно поспорить) до победного, оплаченного самой высокой ценой завершения. Важно, чтобы учитель сумел ввести в общий контекст наиболее значимые, дискуссионные проблемы, привлекая работы историков, документы и побуждая учащихся к их анализу, сопоставлению, определению и обоснованию своей позиции.

По ходу лекции учащимся предлагается вести запись, которая служит опорным конспектом, своего рода ключом по всей теме и используется на последующих уроках.

Вводная часть предполагает согласование целей учителя и ученика. Учащимся сообщаются основные учебные задачи по данной теме, информация о предполагаемых формах работы, текущего и итогового контроля. Задача учителя представить на выбор учеников различные формы работы и итогового результата в аналитической и заключительной этапов уроков.

Аналитическая часть организуется главным образом как ученическая лаборатория исторического познания. На уроках, которые могут быть разнообразны по форме (практикум, поисковая деятельность, исследование, работа с документами, историческими картами, учебная игра) ученики изучают разноплановые материалы о войне: официальные документы(приказы, обращения и т.д.), в связи с вхождением ИКС в историческое образование больше внимания нужно уделять газетным публикациям, письмам с фронта, воспоминаниям тружеников тыла, партизан, подпольщиков; кинофильмам, произведениям художественной литературы.

Миссия учителя на этом этапе работы предусматривает: 1) подбор материала для изучения; 2) формулировка и разъяснение заданий; 3) инструктирование школьников о способах деятельности; 4) наблюдение за работой и корректировку; 5) проверка, анализ и оценка результатов.

Пояснительно-инструктивная информация касается как изучаемого объекта, так и выполнения тех или иных познавательных действий.

При необходимости в рамках заключительного блока, например, если обучающиеся сдают ЕГЭ, то в качестве дифференцированных заданий им предлагается пройти контрольный срез в виде ЕГЭ и исторического сочинения по данному периоду.

Такая схема тематического блока имеет ряд преимуществ. Вынесение вперед обобщенных характеристик помогает формированию у учащихся целостных представлений о сложной, событийно насыщенной истории Вов. Превалирует индуктивная логика у школьников, с одной стороны, с другой, ограниченное время, мало часов на изучение темы, поэтому такая технология помогает и ученикам, и учителю прийти к каким бы то ни было обобщениям, и углубить знания по теме. В первый блок включены методологические знания, а второй и третий блоки строятся таким образом, чтобы ученик, снабженный исходной информацией, прошел собственный путь познания конкретной истории и пришел к своим, личностно осмысленным выводам и убеждениям. Это позволяет надеяться на больший педагогический эффект изучения отечественной истории в школе. В совместном рассмотрении актуальных проблем Великой Отечественной войны подростки проходят школу социального общения. Они учатся формулировать и обосновывать свою точку зрения, аргументированно вести спор, следуя при этом этике дискуссии, уважать право собеседника на иную позицию.

Мы, учителя истории очень нуждаемся в дальнейшей работе по преодолению идеологических наслоений, штампов и стереотипов, превалировавших в отечественной историографии прежних лет. В течении многих лет отечественная историография не всегда на прямую говорила, а чаще избегала исследования ошибок и просчетов советского руководства, о состоянии общества, о настроениях и положении его отдельных слоев и других проблемах. И сегодня мы все нуждаемся в привлечении многочисленного корпуса новых документов, что позволит глубже и объективнее раскрыть трагические страницы Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Сегодня, молодое поколение требует от нас способности к новому видению истории, ухода от ретроградства, смелости в постановке и решении самых разнообразных и острых проблем, новому построению учебного процесса.

Необходимо подчеркнуть следующее - дискуссии по истории Вов, о военных и политических лидерах того времени, анализ советской политики, стремление к раскрытию реальной правды отнюдь не должны заслонять значение Великой Победы советского народа в войне. Огромные жертвы, понесенные нашим и другими народами, никогда не могут быть преданы забвению. Долг общества и историков постоянно помнить об страшных жертвах, так же как и о судьбе тех ветеранов, которые продолжают жить и трудиться вместе с нами в наши дни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение Великой Отечественной войны должно обладать повышенной взвешенностью и отличаться многообразными подходами. Особое внимание следует уделять работе с документами. Их должно быть больше, чем в ныне действующих учебниках. Главный акцент должен делаться на изучение первоисточников, устных и письменных: от официальных (приказы и постановления правительства, сводки Совинформбюро) до фотографий, фронтовых, писем из семейных архивов учеников, рассказов очевидцев. Все это помогает восстановить связь времен, приблизить события тех далеких дней, пережить их заново, облекая в судьбы конкретных людей – еще живущих или уже ушедших. А главное нужно сделать так, чтобы документ стал равным компонентом наряду с авторским текстом. Рассматривать события ВОВ следует с учетом всей стратегической обстановки мировой войны в целом. Учебники по этому периоду пока не совсем отвечают современным концептуальным посылкам. Возникают определенные трудности с системой изложения материала, отсутствием документов и противоречивостью суждений. Публикации современных зарубежных и отечественных авторов по военной тематике не всегда отличаются правдивостью и логичностью. Задача учителя - научить ребят разбираться в источниках информации, учитывая субъективность мнений.

Основная трудность в преподавании материала военной истории заключается в превалировании идейных и эмоциональных пристрастий. Необходимая определенность в постановке и решении учебных проблем часто входит в противоречие с незавершенностью многих реальных процессов военного периода. Данную эпоху следует рассматривать через призму чисто человеческих, личностных оценок.

Результатами изучения школьного курса истории второй мировой войны могут быть знания фактов, умение ориентироваться в хронологии, представления о наиболее устойчивых тенденциях мирового развития и, конечно же, интерес к предмету, вызывающий желание самостоятельно разобраться в сложных проблемах ХХ века.

В нашей школе постоянно ведется работа по изучению победных дат великого подвига нашего народа: легендарных битв под Москвой, Сталинградом, Курской дуге, снятию блокады Ленинграда. Эти великие даты, посвященные им исследовательские и краеведческие работы, позволяют детям проникнуться в мир былых сражений, трудностей и героизма старшего поколения, своих дедов и прадедов, глубже узнать историю своей страны, с чувством уважения и благодарности относиться к старшему поколению, своим родным.

Реформирование российского общества выразилось в изменении системы ценностей, их содержания и форм проявления. Поэтому наибольшую активность для современного школьного исторического образования приобретает проблема ценностей, которую во многом обуславливают специфика педагогических технологий в рамках образовательной системы.

У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Великая Отечественная война — одно из поворотных и наиболее масштабных событий в истории ХХ века. С историей войны связаны многие актуальные, мировоззренческие, ценностные и нравственные проблемы.

Главным источником знаний для учащихся является школьный учебник. Сегодня содержание учебных книг обновилось пополнением фактов, описанием событий и явлений, ранее не представленных в учебной литературе. На основе изучения учебной книги важно показать события войны через морально-психологические аспекты и обращение к человеческой личности. Учитель должен помочь учащимся оценивать события в контексте той эпохи, в которой они происходили, нацеливаясь на понимание и объяснение.

Большое значение имеет создание соответствующего эмоционального фона, использование сведений о войне для пробуждения лучших человеческих качеств. Часто в поисках дополнительного материала учащиеся обращаются к семейным архивам. Разбирая фотографии, беседуя с родителями, учащиеся черпают примеры героизма конкретных людей, своих родных и близких. Так у них формируется чувство гордости за свою страну, за свой народ.


Переживаемые трудности заставляют людей искать аналогии в истории своей страны, демонстрирующие способность выходить из тяжелейших ситуаций. История Великой Отечественной войны по сложности решаемых проблем выделяется среди всех других событий.
Великая Отечественная война — единственное крупнейшее событие истории России XX в., воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории, которое, несмотря на наличие значительного числа противоречий в подходах к раскрытию его отдельных сторон, имен, событий, дает общий положительный вектор отношения к Победе Советского Союза.Именно в этот период были проявлены лучшие черты россиян.


Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, радио, компьютерные сети, интернет за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в интернете, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Сегодня многие, в том числе и я, ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. И сегодняшняя конференция, конечно же, позволит сделать нам определенные шаги в этом направлении.


Предпрофильная подготовка учащихся — это комплексная психолого-педагогическая подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору профилирующего направления собственной деятельности в старшей школе.

С 2005 года в школе-интернате № 4 города Караганды существуют кадетские классы. В них обучаются мальчики в возрасте с 12 до 16 лет. Особенностью обучения в кадетских классах является усиленная физическая подготовка, подробное изучение основ военного дела, воспитание казахстанского патриотизма и любви к Родине. Ношение единой военной формы, строгая дисциплина, особый распорядок дня накладывают отпечаток на весь процесс обучения в кадетских классах.

Учебный процесс в кадетском классе ориентирован на формирование у кадетов высокого патриотического сознания, на воспитание у каждого кадета чувства любви к своей Родине — Казахстану, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, на привитие общей культуры, расширение кругозора и интеллекта. Этому подчинены каждый урок и каждое занятие, как по учебным предметам базового компонента, так и в системе дополнительного образования.

Система учебно-воспитательного процесса в кадетском классе выстраивается так, что кадет, придя к нам в 6 класс из обычного класса, уже через полгода, становится другим, отличаясь от своих сверстников подтянутостью, собранностью, организованностью и дисциплиной. За 4 года обучения в кадетском классе воспитанники получают хорошее образование, дающее им возможность поступить в военные и гражданские учебные заведения по выбору.

Даже этот маленький элемент распорядка имеет воспитательное значение. Кадеты подтягиваются, настраиваются на серьезную работу во время урока. При этом опытный учитель всегда сумеет тему урока по любому предмету связать с военной, патриотической, культурной тематикой.

Важное значение в учебно-воспитательной практике в кадетском классе придается расширению у кадетов кругозора по исторической памяти на уроках истории, о войнах казахстанцах, защищавших рубежи и интересы нашей страны, выполнявших интернациональный долг.

Необходимым условием успешной учебной деятельности кадетов является интерес к изучаемому предмету, потребность понимания. На основе интереса происходит мобилизация внимания, стремлений, чувствительного и мыслительного восприятия. Военная направленность курса истории решает проблему воспитания интереса у кадетов к изучаемому материалу, формирует профессиональные знания.

Одной из форм работы, которая помогает систематически воспитывать интерес кадетов к истории, является работа с моделированием плана сражения. Например, кадеты моделируют план Аныракайской битвы. Ребята выясняют, что для успешного завершения битвы, необходимо правильно расставить войска, удачно выбрать местность, время атаки, важна мотивация, талантливый полководец.

При наличии идейного стержня история предстает перед учащимся не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся дисциплина общекультурного характера.

Эту игру можно проводить с применением ИКТ, которые позволяют использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. К уроку необходимо приготовить флипчаты с реквизитом битвы. Учащиеся моделируют исторические события, причем дополнительный материал могут находить сами в Интернете, расширять реквизит сражения, составлять презентации.

Конечно, эта игра фантазийная, но с ее помощью дети учатся стратегии, отчетливо представлять прошедшие события, прививает им такие качества, как пытливость, настойчивость, развивает самостоятельность. Эта игра показывает их в динамике, давая возможность доказывать, предугадывать. Ребята приходят к выводу, что благодаря патриотизму и героизму народных масс, удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды истории.

Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания гражданина. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. История — это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Преподавание истории в кадетских классах строится с учетом всех особенностей предпрофильной подготовки кадетов. Введение слов военного обихода в лексику, привлечение дополнительной литературы военно-патриотического содержания, особая форма организации занятий способствует осознанному отношению к выбору профессии.

Основные термины (генерируются автоматически): кадетский класс, класс, урок истории, игра, кадет, магнитная доска, особенность обучения, патриотическое воспитание, урок, учащийся.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание кадет как основа развития.

Приобщение кадет к традициям и истории Отечества, города, семьи, училища.

Участие в X всероссийском слете кадетских классов.

Военно-патриотическое воспитание учащихся.

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах.

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах. Автор: Вазлеев Владимир Андреевич.

На уроках изобразительного искусства кадеты воспроизводят родные черты и образы, начиная с окрестностей корпуса.

О патриотическом воспитании в кадетском училище

Воспитание кадет в президентском кадетском училище основывается на базовых ценностях государства.

Тисленкова И. Н. Гражданско-патриотическое воспитание в 6-7 классах.

Военно-патриотическое воспитание учащихся.

Реализация военно-патриотического воспитания кадет.

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка. Авторы: Пугачева Алена Андреевна, Ткачёва Елена Вадимовна.

Содержание кадетского воспитания и образования

Патриотическое воспитание в кадетских корпусах. Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на

Патриотическое воспитание кадет как основа развития.

1. Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения.

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет. )

Воспитательная работа в классе велась по следующим основным направлениям: Гражданско-патриотическое и правовое воспитание.

Опираясь на теоретическую базу, учитывая условия проживания и обучения кадет, была разработана система обязанностей.

Социальные практики как средство формирования.

Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах. Патриотическое воспитание кадет как основа развития. Приобщение кадет к традициям и истории Отечества, города, семьи, училища.

Кадетские корпуса современной России | Статья в журнале.

Военно-патриотическое направление уроков истории в кадетских классах. Патриотическое воспитание кадет как основа развития. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

патриотическое воспитание, кадетский корпус, кадет, патриотизм, воспитательная система, гражданско-патриотическая работа, воспитательная работа, базовая потребность личности, начальный этап обучения.

Читайте также: