Преподавание креационизма в школах

Обновлено: 05.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мартин Манер,
руководитель Европейского центра исследований

Резолюция ПАСЕ № 1580/2007
ОПАСНОСТЬ КРЕАЦИОНИЗМА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Целью данной резолюции не является поставить под вопрос или бороться против веры – право на свободу вероисповедания этого не допускает. Целью является предостеречь от определенной тенденции подменить науку верованием. Необходимо отделять веру от науки. Они не находятся в антагонистических отношениях и могут сосуществовать. Не стоит противопоставлять науку вере, но и нельзя допускать, чтобы вера противопоставляла себя науке.

2. Некоторым людям Творение как предмет религиозной веры дает смысл существования. Тем не менее, Парламентская Ассамблея обеспокоена возможностью нездоровых последствий распространения идей креационизма в рамках нашей образовательных систем и последствиями этого распространения для наших демократических государств. Если мы не примем необходимые меры, креационизм может стать угрозой правам человека, имеющим для Совета Европы ключевое значение.

3. Креационизм, возникший как отрицание эволюции человечества в ходе естественного отбора, на протяжении длительного периода времени был почти исключительно американским феноменом. Сегодня идеи креационизма прокладывают себе дорогу в Европе, и их распространение всецело охватило некоторые государства - члены Совета Европы.

4. Главной мишенью современных креационистов, большинство из которых исповедуют христианство или ислам, является образование. Они пытаются сделать все возможное для того, чтобы их идеи были включены в школьную образовательную программу. Однако креационизм не может претендовать на то, чтобы быть научной дисциплиной.

5. Креационисты ставят под сомнение научный характер определенных областей знания и утверждают, что эволюционная теория является лишь одной из интерпретаций наряду с другими. Они обвиняют ученых в том, что те не предъявляют достаточно очевидных доказательств обоснования научности эволюционной теории. Напротив, креационисты отстаивают в качестве научных свои утверждения, ни одно из которых не выдерживает объективного анализа.

6. Мы являемся свидетелями распространения образа мышления, который бросает вызов надежно установленным знаниям о природе, эволюции, нашем происхождении и нашем месте по Вселенной.

9. Ассамблея постоянно настаивает на первостепенной важности науки. Наука сделала возможными значительные достижения в сфере жизнедеятельности и условий труда и является важным фактором экономического, технологического и социального развития. Теория эволюции не имеет никакого отношения к божественному откровению и основывается на фактах.

10. Креационизм утверждает, что он основывается на научной строгости. В действительности же креационисты оперируют тремя типами утверждений:
- чисто догматическими;
- заведомо искаженным цитированием научных положений, порой иллюстрируемым удивительными фотографиями;
- мнениями более-менее известных ученых, большинство из которых не являются специалистами в данной области.
С помощью этих приемов креационисты пытаются привлечь к себе внимание несведущих в науке людей и породить сомнение и путаницу в их головах.

11. Эволюционная теория имеет отношение не только к эволюции человечества и популяций. Ее отрицание может привести к серьезным негативным последствиям для развития наших обществ. Достижения в области медицины, имеющие своей целью борьбу с инфекционными заболеваниями, такими как СПИД, невозможны, если отрицать принципы эволюции. Без понимания механизма эволюции мы не можем адекватно оценить те риски, которые повлекут за собой уменьшение биологического разнообразия и климатические изменения.

12. Наш современный мир имеет долгую историю, важной частью которой является развитие науки и технологий. Однако научный подход до сих пор не осмыслен до конца, и это способствует развитию всевозможных видов фундаментализма и экстремизма. Тотальное отрицание науки – определенно одна из самых серьезных угроз правам человека и гражданским правам.

13. Война против теории эволюции и ее сторонников чаще всего принимает формы религиозного экстремизма, который связан с экстремистскими праворадикальными движениями. Креационистские движения заключают в себе реальную политическую силу. Фактом является то, что некоторые защитники креационизма готовы заменить демократию теократией.

15. Преподавание эволюционизма как фундаментальной научной теории, является ключевым моментом для будущего наших обществ и демократических государств. В силу этого эволюционная теория должна занимать центральное место в учебном плане и особенно в программе преподавания научных дисциплин, поскольку, подобно любой другой научной теории, она способна выдержать тщательное научную проверку. Эволюция работает везде: от возникновения в результате чрезмерного использования антибиотиков в медицине устойчивых к ним бактерий до появления в результате неумеренного применения пестицидов в сельском хозяйстве не реагирующих на них насекомых.

16. Совет Европы придает большое значение важности преподавания культуры и религии. Во имя свободы слова и личных убеждений идеи креационизма, как и всякое другое теологическое положение, вполне могут быть представлены в качестве дополнения к культурному и религиозному образованию, но они не могут претендовать на признание их научными.

18. Исследование роста влияния креационизма показывает, что спор между креационизмом и эволюционизмом выходит далеко за рамки интеллектуальной полемики. Если мы не предпримем необходимых мер, ценности, являющиеся ключевыми для Совета Европы, окажутся под непосредственной угрозой со стороны креационистских фундаменталистов. Одна из задач парламентариев Совета Европы заключается в том, чтобы реагировать до того, как будет слишком поздно.

19. Парламентская ассамблея настоятельно призывает государства – членов Совета Европы, и в особенности руководителей в сфере образования к следующему:

19.1. Защищать и продвигать вперед научное знание.

19.2. Укреплять изучение основ науки, ее истории, эпистемологии и методологии вместе с изучением объективного научного знания.

19.3. Делать науку понятнее и привлекательнее, показывать ее связь с реальностями современного мира.

19.4. Твердо противостоять преподаванию креационизма как дисциплины, имеющей такой же научный статус, что и теория эволюции, и в целом не допускать презентации креационистских идей в какой-либо дисциплине, не являющейся религиозной.

19.5. Продвигать преподавание эволюционизма как фундаментальной научной теории в рамках школьной учебной программы.

20. Ассамблея приветствует тот факт, что 27 Академий Наук государств-членов Совета Европы в июне 2006 года подписали декларацию о преподавании эволюционизма, и призывает все государства, которые до сих пор этого не сделали, также подписать данную декларацию.

Оригинал резолюции + доказательная база – 105 пунктов доклада Гая Леньяна (увы, на английском)

Нам крайне важно наблюдать за тем, что происходит в сфере образования в других странах, чтобы не допускать тех же ошибок. Так выходит, что по-настоящему светское общество в большой стране создать не получается ни у кого. Как правило, мы наблюдаем две крайности:

  • Практически радикальное отрицание религии.
  • Практически безграничное влияние религиозных институтов на все сферы деятельности.

Интересно в данном случае и распределение голосов. Все республиканцы (которых 50 в Палате представителей штата) проголосовали за принятие законопроекта, а из 22 демократов 21 проголосовали против и один воздержался.

Как вы считаете, нужны ли отдельные уроки религиоведения, а может и религиозного воспитания в школах? Очень интересно мнение читателей.

Подписывайтесь на S&F , канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.

Ярослав Новак

Цель преподавания школьникам научных дисциплин состоит в том, чтобы дать им как можно лучшие знания в любой области науки. Принятая в школах программа по этим дисциплинам отражает результаты многих веков научных исследований. Для того чтобы какие-либо идеи были полноценно включены в школьную программу, они должны стать частью основ принятых научных знаний.

Например, идея дрейфа материков, объясняющая их передвижения и форму, в течение многих лет была предметом обсуждений и исследований, прежде чем войти в стандартную школьную программу. По мере накопления данных стало ясно, что поверхность Земли разделена на ряд массивных плит, границы которых не проходят по границам континентов, но изменения тех и других границ взаимосвязаны, и эти плиты находятся в постоянном движении относительно друг друга. Теория тектоники плит (сформулированная в середине шестидесятых годов XX века) возникла на основе этих данных и объясняла наблюдаемые явления полнее, чем идея дрейфа материков в ее первоначальной форме. Теория тектоники плит также позволяла предсказывать многие важные явления, в том числе выявить районы, где вероятны землетрясения и извержения вулканов. Когда накопилось достаточно данных, чтобы теория тектоники плит была принята научным сообществом как факт, она вошла в школьные курсы естественных наук как неотъемлемый элемент.

Ученые и работники образования пришли к выводу, что эволюционную теорию следует преподавать на уроках естественных наук в школе, потому что она представляет собой единственную существующую научную теорию, объясняющую устройство живой природы, подтвержденную множеством данных и широко признанную в научном сообществе. Идеи же, продвигаемые креационистами, напротив, не подтверждаются имеющимися данными и не приняты научным сообществом.

Ярослав Новак

Ярослав Новак

Ярослав Новак

Правда ли, что наука опровергает религию?
Наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть религию. Научные достижения привели к тому, что некоторые религиозные представления, в частности идея, что Земля была создана совсем недавно, что Солнце вращается вокруг Земли или что психические заболевания происходят от одержимости духами или бесами, оказались под вопросом. Но многие религиозные представления касаются сущностей и идей, на сегодня находящихся за пределами доступных науке областей исследования. Поэтому было бы неверно утверждать, что все религиозные представления могут быть поставлены под сомнение в связи с научными открытиями.

Наука продолжает развиваться и, несомненно, достигнет новых, более полных и более точных объяснений природных явлений, в том числе более глубокого понимания биологической эволюции. Но и наука и религия страдают от утверждений, что наблюдения, еще не объясненные наукой, следует объяснять вмешательством сверхъестественного божества.

Ярослав Новак

Текст письма 38 нобелевских лауреатов в Комиссию по образованию штата Канзас

Комиссии по образованию штата Канзас.
"Мы, нобелевские лауреаты, выступаем в защиту науки. Мы - решительно против того, чтобы сторонники так называемого "сотворения" политизировали научную проблему, и призываем комиссию по образованию штата Канзас утвердить дарвиновскую теорию эволюции в качестве единственного научного и образовательного стандарта штата.
Соединенные Штаты Америки проделали большой путь с того момента, когда Джон Скоупс 80 лет назад был осужден за преподавание эволюционной теории. При этом нас не может не беспокоить, что на одном из заседаний комиссии дарвинизм был упомянут как "опасная догма". Нашу озабоченность также вызывает одна из рекомендаций комиссии, предписывающая уделить в школьной программе больше места критике эволюционизма.
Из опыта логически следует, что эволюцию следует понимать как не управляемый никем и не предусмотренный заранее процесс случайных мутаций и естественного отбора. Это - основа современной биологии, и роль эволюции была подкреплена результатами исследования ДНК. Напротив, теория "сотворения" принципиально ненаучна. Ее нельзя проверить, как другие научные теории, поскольку она основана на вере и предполагает вмешательство сверхъестественных сил.
Мы призываем комиссию, когда она соберется в октябре 2005 года, чтобы принять окончательное решение, проголосовать против последней версии образовательного стандарта, где теория "сотворения" рассматривается в качестве пункта школьной программы".

Алексей Абрикосов, лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года
Ричард Аксель, лауреат Нобелевской премии по медицине 2004 года
Гюнтер Блобель, лауреат Нобелевской премии по медицине 1999 года
Линда Бук, лауреат Нобелевской премии по медицине 2004 года
Аарон Цихановер, лауреат Нобелевской премии по химии 2004 года
Мойре Корриган, лауреат Нобелевской премии мира 1976 года
Роберт Кёрл, лауреат Нобелевской премии по химии 1996 года
Джон Фенн, лауреат Нобелевской премии по химии 2002 года
Клайв Грэнджер, лауреат премии памяти Нобеля по экономике 2003 года
Дэвид Гросс, лауреат Нобелевской премии по физике 2004 года
Лиланд Хартвелл, лауреат Нобелевской премии по медицине 2001 года
Герберт Гауптман, лауреат Нобелевской премии по химии 1985 года
Дадли Хершбах, лауреат Нобелевской премии по химии 1986 года
Аврам Хершко, лауреат Нобелевской премии по химии 2004 года
Роальд Хоффман, лауреат Нобелевской премии по химии 1981 года
Говард Хорвиц, лауреат Нобелевской премии по медицине 2002 года
Эрик Кэндл, лауреат Нобелевской премии по медицине 2000 года
Вольфганг Кеттерле, лауреат Нобелевской премии по физике 2001 года
Аарон Клуг, лауреат Нобелевской премии по химии 1982 года
сэр Гарольд Крото, лауреат Нобелевской премии по химии 1996 года
Энтони Легетт, лауреат Нобелевской премии по физике 2003 года
Жан-Мари Лэн, лауреат Нобелевской премии по химии 1987 года
Ферид Мюрад, лауреат Нобелевской премии по медицине 1998 года
Эрвин Неер, лауреат Нобелевской премии по медицине 1991 года
сэр Пауль Нёрс, лауреат Нобелевской премии по медицине 2001 года
Стэнли Прузинер, лауреат Нобелевской премии по медицине 1997 года
Ирвин Роуз, лауреат Нобелевской премии по химии 2004 года
Барри Шарплесс, лауреат Нобелевской премии по химии 2001 года
Хорст Штёрмер, лауреат Нобелевской премии по физике 1997 года
Герардус'т Хофт, лауреат Нобелевской премии по физике 1999 года
Даниель Цуи, лауреат Нобелевской премии по физике 1998 года
Гарольд Вармус, лауреат Нобелевской премии по медицине 1989 года
Джон Уокер, лауреат Нобелевской премии по химии 1997 года
Карл Виман, лауреат Нобелевской премии по физике 2001 года
Эли Визель, лауреат Нобелевской премии мира 1986 года
Фрэнк Вилчек, лауреат Нобелевской премии по физике 2004 года
Джоди Уильямс, лауреат Нобелевской премии мира 1997 года
Бетти Уильямс, лауреат Нобелевской премии мира 1976 года

Многие теологические доктрины возражают против современной теории эволюции как объяснения нынешних форм жизни на Земле: различные фундаменталистские секты и многие церкви категорически возражают против преподавания эволюции в школе.
Приверженцы религий страстно выступают против научного сообщества, противопоставляя Эволюции теорию Креационизма (религиозную концепцию, согласно которой основные формы органического мира (жизнь) являются непосредственным творением Бога). Буквальные интерпретации религиозных текстов являются самой большой причиной конфликта с эволюционистами и космологами.

В каких странах запретили преподавание эволюции в школе?

На международном уровне эволюция преподаётся как научный курс. Исключение составляют несколько государств. В целом, ситуация очень хрупкая: отношение к преподаванию эволюции в образовательных школах варьирует от одного правительства к другому.

Как выглядит ситуация с преподаванием эволюции в школах — по странам ?

  • сделать науку более понятной, более привлекательной и более близкой к реалиям современного мира
  • содействовать преподаванию эволюции как фундаментальной научной теории в школьных программах

Резолюция была принята 48 голосами против 25.

Иран
Иранская научная программа, особенно связанная с аспектами здоровья и биологии, была разработана исламским правительством после иранской революции 1979 года. Поскольку традиционная религия шиитов в Иране не занята литературным литералом Корана, как в случае фундаменталистского ваххабизма, иджтихад, то многие влиятельные иранские шиитские учёные не выступают против эволюционных идей вообще. Они не считают, что эволюция неизбежно противоречит мусульманскому мейнстриму. Эволюция включена в учебную программу, начиная с 5-го класса.

Норвегия
В 1986 году тогдашний министр по делам Церкви и образования Норвегии Кьелл Магне Бондевик предложил новые планы образования для начальной и средней школы, которые включали скептицизм в отношении теории эволюции и предполагали, что окончательный ответ о происхождении человека неизвестен. Предложение было отозвано после того, как вызвало разногласия.

Румыния
В 1998 году сенатор, христианский демократ Иоанн Мойсин и греко-католический священник призвали министерство образования Румынии учредить комиссию католиков, которая пересмотрела бы учебники по биологии и философии, чтобы учебники не противоречили библейскому креационизму. Мойсин не одобрял студентов, которые учились у своих преподавателей, что люди происходят от обезьян как продукт эволюции по естественному отбору. Мойсин также предложил сформировать Совет общественной морали, в котором будут представлены учителя и духовенство, для надзора за государственным образованием в Румынии. Парламент Румынии и Министерство образования никогда всерьёз не рассматривали эти предложения. Однако, начиная с 2006 года преподавание эволюции в школах было прекращено: в новых школьных книгах теория эволюции уже не упоминается.

Израиль
Доктор Гай Блох, профессор биологии Еврейского университета Иерусалимского отдела экологии, эволюции и поведения, отметил, что даже внутри самого университета он испытал противодействие в преподавании эволюционной теории от религиозных и консервативных групп, которые рассматривают эволюцию как вызов своей вере и святым текстам.
Министерству образования Израиля, каким-то образом удалось избежать преподавания эволюции в школах без громкой огласки, так что большая часть общественности даже не знает об этом. Эволюция преподаётся лишь факультативно в классах средней школы и среди израильских студентов биологических наук высших учебных заведений.

В августе этого года новый председатель Совета по вопросам образования штата Флорида Энди Так дал ясно понять всему миру, что не рад изучению эволюции в школе:

Ответ не заставил себя ждать. Моментально отреагировал Рой Дэвид Уолкер, политик и демократ:

Надо признаться, что не один мистер Так выступает против эволюции. В сентябре 2019 года Сью Керн, председатель школьного совета старшей школы Брэйнерд, поставила под вопрос преподавание теории эволюции в школе.

И никакие доводы о том, что теория дополнена современными научными открытиями, не смогли убедить Сью. Она настаивает, что религия и наука — вещи несовместимые.

Тема этого противостояния вообще стара как мир. В 2001 году аппеляционный суд штата Миннесота пришел к решению об отстранении учителя биологии Рода ЛеВак от преподавания. Просто он отказывался рассказывать детям основы эволюции, поскольку это противоречило его христианской вере. Не совсем, конечно, отстранили: перевели преподавать в начальной школе, где эта тема не затронута вовсе. Нашли компромисс.

Читайте также: