Преподавание истории в немецких школах

Обновлено: 08.07.2024

Вторая Мировая война, которая плавно перетекла в Великую Отечественную, стала одним из самых тяжелых конфликтов за всю историю человечества. Чтобы не допустить подобного впредь, важно правильно и объективно подавать информацию, основываясь исключительно на исторических фактах.

Методы подачи информации

Сперва хотелось бы отметить, что образовательные системы Германии и России несколько отличаются, что проявляется в подходе к подаче материала. В то время как у нас многие учителя нацеливают своих учеников на бездумное заучивание дат и фамилий, немецкие историки стараются сделать основной упор на понимание материала.

Безусловно, при всём своём желании, составители школьных учебников по истории в Германии не могли обойти стороной факт начала Великой Отечественной войны. В них имеется информация не только о подготовке Третьего Рейха к вторжению в СССР, но и о знаменитом пакте Гитлера-Сталина (в нашей истории он известен как соглашение Молотова-Риббентропа), который, по факту, в самом начале Второй Мировой Войны обязал страны не нападать друг на друга.

В немецких учебниках есть и даты, но ключевого упора на них никто не делает. По их мнению, гораздо важнее дать детям понимание об определённых событиях, нежели заставлять их учить историческую хронологию.

На мой взгляд, подобная схема является более универсальной, поскольку большинству людей в жизни исторические даты вовсе не нужны. Даже я, будучи любителем истории, стараюсь запоминать факты, а не даты.

Удивление у меня вызвал тот факт, что в каждой немецкой области имеется свой учебник истории. Собственно говоря, и возраст изучения также отличается. В одном регионе её начинают изучать в 5-ом классе, а в другом только с 7-го.

Что же пишут в учебниках

Вопреки ожиданиям многих из тех, кто читает эту статью, явной лжи в немецких учебниках нет. Там никто не восхваляет Гитлера, не называет его солдат борцами за национальные интересы Германии, а советских солдат – оккупантами.

Всех стран-победителей, включая Советский Союз, в немецких учебниках истории воспринимают, как освободителей, которые пришли в Европу, чтобы избавить её от нацистов.

Да безусловно, в описании военных действий "уменьшают" свои потери и увеличивают советские". Но откровенного вранья о результатах сражений нет.

Возможно, лет через 20-30, в немецких учебниках истории изменятся какие-то факты, но сейчас немцы подают историю Второй Мировой войны достаточно правдиво и объективно.

Живите мирно!

Спасибо за прочтение ! Ставьте лайки, ✅ подписывайтесь на мой канал !

Вопрос к читателям:

А как Вы считаете, насколько объективно преподают историю Второй Мировой Войны в Германии?


Для современных немцев Холокост и Вторая мировая война – не события отдаленного прошлого, а неотъемлемая часть недавней истории страны. Восстановление политических институтов в Западной Германии и послевоенное политическое образование во многом определялись усилиями по осмыслению нацистской диктатуры и поисками гарантий предотвращения повторения катастрофы. Изучение нацистского периода во всех его аспектах – приход Гитлера к власти, создание им диктатуры НСДАП; отмена законности; преследование всех видов политических оппонентов; преследование евреев на расовой почве, кульминацией которого стал Холокост; молчание и оппозиция немецких граждан; начало Германией Второй мировой войны – является обязательным содержательным аспектом преподавания в немецких школах всех типов и на всех уровнях обучения.

При этом изучение нацистской диктатуры и Холокоста не ограничивается учебным планом по истории, эти исторические сюжеты активно обсуждаются в рамках различных школьных дисциплин:

Цель преподавания темы Холокоста не ограничивается обучением студентов историческим фактам. Основной политической и образовательной целью знакомства молодых немцев с трагическим прошлым их страны и виной их предков является, прежде всего, стремление донести до них последствия гитлеровской диктатуры, уникальность Холокоста, а также значимость ценностей и институтов, защищающих свободу и демократию.

  • Разрушение демократического правительства, основанного на верховенстве права.
  • Введение в действие принципов фюрера.
  • Полную регламентацию жизни населения посредством пропаганды.
  • Дискриминацию и террор, и антигуманные идеи превосходства арийской расы, сформировавшие основу, с помощью которой Гитлер мог развязать мировую войну и приступить к систематическому разрушению человеческих жизней.

Согласно документу, подготовленному министерством образования земли Северный Рейн-Вестфалия, директивы по преподаванию Холокоста в основной средней школе (в Hauptschule проходят обучение школьники с пятого по девятый или десятый класс), кроме прочего, содержат указание на то, что:


При этом Ферро не отличается аккуратностью, жонглируя историческими фактами. Текст книги вообще не изобилует точными источниками цитат. По признанию переводчика, невозможно было прокомментировать каждое имя или дату, иначе получилась бы ещё одна книга. Остаётся лишь верить на слово обширным энциклопедическим знаниям автора.


Испания

История, которую изучают испанские дети, — не плод научной разработки. История здесь — это народная память, и она спонтанна, в отличие от школьных учебников. В стране отмечают примерно три тысячи праздников, большинство из которых религиозные, а оставшиеся — народные. Все они связаны с историческими событиями: Moros у Christianos, праздник кельтиберов в Сан-Педро, повторение церемонии, которая в 1852 году положила конец выплате Галисией дани Кастилии, праздник в честь коронации католических королей, открытия Америки, победы при Лепанто, борьбы за независимость против Наполеона и так далее.


Германия времён нацизма

В Германии большая роль в изучении истории отводится кино и опере. Именно эти виды искусства помогают формировать мировоззрение детей. При гитлеровском режиме в 1936 году около 70 000 школ имели 16-миллиметровые кинопроекторы, в производство было запущено более 500 фильмов. Из них 227 — для начальной и средней школы и 330 — для университета. Тогда как первый учебник нацистского толка был выпущен в 1937 году. История в немецкой школе преподавалась в обратном порядке. От новейшей к древней, где Гитлер выступал первым из великих героев и как бы венчал собой всю историю. Когда фашизм был побеждён, история XX века была просто исключена из преподавания, запрет касался даже причин Первой мировой войны, и младшие поколения немцев не могли ответить, кто такой Гитлер. В 60-е годы отказ от траура по нацизму стал одним из катализаторов бунта молодёжи. Выросшие дети осуждали поведение родителей во время войны и то, что не взяли ответственность за истребление евреев.


Франция

Во Франции, как и в Англии с Германией, есть свои писатели, помогающие формировать представление французов о своей стране в мировой истории, — это Дюма, Гюго, Жюль Верн, Поль д’Ивуа. Помимо романов во Франции очень распространены комиксы: в них история используется как фон или арена действий. Комикс про Астерикса был продан рекордным тиражом, превышающим 30 миллионов экземпляров. Причём любовь к развлекательному жанру, где история если и показана, то безопасно, выдаёт страх французов перед осознанием некоторых непростых периодов страны. Это подтверждается огромным распространением развлекательных журналов и комиксов и малым — аналитической и критической историй.


Американский историк Джорж Хапперт говорит, что французские авторы XV–XVI веков не использовали подлинные документы процесса над Жанной д’Арк

В анналах средневекового летописца Жиля Жанне д’Арк почти не уделено внимание. Главным героем тех событий выступает король, а о ереси, ведовстве и влиянии церкви нет ни слова. Позже в анналах Бельфоре появляется религиозная история Жанны д’Арк, где она выступает исполнительницей воли Бога. Когда монархический строй сменился республиканским, официальная версия истории Жанны д’Арк перестала быть проблемой для правительства. Поэтому во Франции существуют две признанные версии событий — религиозная и светская.


Кроме отдельных стран Европы, Ферро подробно рассказывает об особенностях расовой истории.


Ислам

Начальное образование в исламских странах носит религиозный характер. В основе лежит изучение Корана

История изучается с деяний Пророка, начавшихся во времена сотворения мира. И уже с самого раннего возраста дети знают о браке, разводе и наследовании.

По мнению мусульман, христиане не использовали единственную данную им возможность спастись. Иудеи будут страдать непрерывно, дожидаясь пришествия Мессии. И только мусульмане могут с оптимизмом смотреть на своё существование, и это — благодаря деяниям пророка Мухаммеда и другим победам ислама. История не рассматривается как события и факты в хронологической последовательности. Уделяется внимание только пророкам, которые были до Мухаммеда и не смогли победить и деяниям самого Пророка. И после его жизни исторические события представлены как борьба за освобождение. Особенно это заметно по тем разделам истории, которые не касаются специфических мусульманских проблем. Средние века сравниваются с историей Востока, где Запад выглядит царством мракобесия, тогда как исламские страны переживают расцвет. В Европе история открытий начинается с Колумба и Магеллана, а в арабо-исламской истории — с исследований финикийцев и путешествия арабов в Индийский океан.

В большинстве стран мира негласная (а иногда и гласная) цель школьных уроков истории – сделать из детей патриотов. Поэтому даже самые неоднозначные исторические личности, обвиняемые в геноцидах или репрессиях, превращаются в учебниках в великих лидеров и героев. Но что насчет Германии? Как немецких школьникам рассказывают о Гитлере, Холокосте и Второй мировой войне?

Как в немецких школах рассказывают о Второй мировой войне и Холокосте

Рассказываем, как в школах современной Германии рассказывают о Гитлере, Холокосте и Второй мировой войне

После падения нацистской Германии и всех разоблачений совершенных зверств, немцы в целом не хотели ничего, кроме как забыть и сосредоточиться на новых целях. Сначала Германия подняла экономику, а после – стала основой Европейского союза.

Но что насчет школьных учебников по истории? Обычно после любого конфликта, независимо от того, является ли данная сторона победителем или проигравшей, история, преподаваемая в школах, имеет тенденцию окрашиваться в пользу собственного народа.

Естественно, в Германии этого не произошло. Причин много: от уверенности в том, что подобное не повторится, до масштаба злодеяний на глобальном уровне и небольшого промежутка времени, отделяющего человечество от тех событий, и того, насколько хорошо задокументированы эти события.

Как отмечает Today I Found Out, немецкая система образования регулируется не федеральным правительством, а независимо в каждом из 16 регионов, составляющих Федеративную республику Германии. Однако, когда дело доходит до истории Второй мировой войны, у всех немецких учебников одна цель: рассказать учащимся о геноциде и бесчеловечных жестокостях, имевших место во время диктатуры Гитлера, и таким образом предотвратить их повторение.

Со средней школы юные немцы знают из учебников истории о зверствах своих предков, расизме, антисемитизме, Холокосте, тоталитарном государстве и его пропаганде.

На протяжении всего обучения детям предстоит несколько поездок в различные концентрационные лагеря, где они могут воочию увидеть остатки темного прошлого Германии.

Современная немецкая программа по Второй мировой войне пытается рассказать молодым немцам об эпохе национал-социализма аутентичным способом, не боясь фактов и не жалея детей. Примерно в возрасте 16 лет часть немецких учеников отправляют в Польшу для посещения Освенцима. Там их разбивают на группы и во всех подробностях рассказывают о зверствах нацистов. Большинство из них шокированы, а некоторые плачут из-за переполнявшего их чувства вины.

При этом не каждый рядовой немец, живший в 1930-40-х годах, изображается ужасным человеком, ведь, как и в любом народе, есть много хороших и плохих людей. Однако школьное образование делает упор на тот факт, что даже хорошие люди были злодеями, так как не пытались остановить плохих.

Читайте также: