Преподавание географии в зарубежной школе

Обновлено: 06.07.2024

Изучение географии за границей для русских, иностранных студентов открыто в средних школах, колледжах, на программах высшего образования , академических курсах. Согласно рейтингу Universities Worldwide зарубежные и отечественные высшие учебные заведения предлагают обучение на более чем 1200 факультетах с изучением географии. Quacquarelli Symonds-2014 составил рейтинг университетов мира по уровню преподавания отдельных предметов, и лидирующие позиции в топ-50 вузов с обучением географии занимают высшие учебные заведения Европы, США, Австралии. Географическое образование в университетах Европы отличается традиционно высоким качеством подготовки выпускников. Преподаватели европейских вузов – профессора, всемирно известные учёные, практикующие исследователи. Топ стран по количеству географических факультетов возглавляет США – около 200 вузов приглашают американских, иностранных студентов поступать на программы по географии. Географическое образование США считается одним из лучших в мире: многие американские университеты занимают верхние позиции в рейтингах в области географии, в стране активно развиваются специализации, связанные с разработкой количественных, прикладных географических методов.

Системы среднего, высшего образования зарубежных стран быстро реагируют на спрос со стороны рынка труда, корректируют программы в соответствии с требованиями работодателей, поэтому выпускники программ с изучением географии иностранных вузов демонстрируют высокий процент трудоустройства. Сегодня наибольшим спросом со стороны работодателей пользуются выпускники с комплексной подготовкой – в сфере географии и экологии, географии и менеджмента, географии и социально-экономических дисциплин. Выпускникам с географическим образованием доступны широкие карьерные возможности:

  • Сельское хозяйство
  • Преподавание, академические исследования
  • Сфера охраны окружающей среды, экология
  • Музейная сфера
  • Библиотечная, архивная система
  • Туризм
  • Энергетика
  • Лесоводство
  • Исследование природных ресурсов.

Изучение географии в средних школах за границей

Изучение географии в средних школах за границей для русских, иностранных школьников начинается в младших классах на уроках изучения окружающего мира. В средних классах происходит конкретизация дисциплин, физическая география выделяется в отдельный предмет, а в старших классах учащиеся уделяют внимание политической и экономической географии. Наибольшее преимущество при поступлении на географические факультеты элитных вузов имеют учащиеся, окончившие программы GCSE , A-Level , International Baccalaureate , Advanced Placed, High-School Diploma с углублённым изучением географии. Продвинутые программы по обучению географии ориентированы на исследование физической, социальной среды обитания человека, их взаимодействия на глобальном, региональном, местном уровнях. Школьные курсы географии развивают понимание процессов, формирующих меняющиеся отношения между людьми и Землей, знаний об устойчивом развитии, его задачах. Тематическое содержание общего курса географии в старших классах:

  • Водный и углеродный циклы
  • Пустынные системы
  • Прибрежные системы
  • Ледниковые системы
  • Экосистемы в условиях стресса
  • Глобальные системы и глобальное управление
  • Миграции
  • Современная городская среда
  • Население и окружающая среда
  • Ресурсная безопасность
  • Требования к работе на местах
  • Список географических навыков.

Образование географа в высших учебных заведениях за рубежом

Образование географа в высших учебных заведениях за рубежом для русских, иностранных студентов позволяет изучать одну из самых динамичных отраслей научного знания, признанную неотъемлемой частью разработки целостных подходов к современным проблемам общества, окружающей среды. Появление новых исследовательских продуктов (например, Google Earth), быстрое распространение пространственных технологий во многих аспектах повседневной жизни снова вывели географию на передовой край науки. Географы изучают разнообразие Земли, ее ресурсы, составляют прогнозы дальнейшего взаимодействия человека и окружающей среды, выживания человечества на планете. География изучает конкретные местности, взаимосвязи между различными областями, существование сложных экосистем во временной протяжённости.

География – единственная академическая дисциплина, в которой интегративная перспектива, сосредоточенная на пространственных отношениях и процессах, является фундаментальной проблемой. Она использует комплексный подход к экологическим проблемам и их решениям, включая изучение экономических, культурных, социальных целей и процессов, определяющих стратегии использования ресурсов и управления экосистемами. Студентам, изучающим географию, предоставляется богатая учебная среда, характеризующаяся захватывающим сочетанием теоретической, практической подготовки в прикладной среде. Варианты курса предоставляют студентам разнообразные навыки, включая:

  • Практику на местах
  • Изучение ГИС, пространственных технологий, принципов моделирования
  • Комплексное обучение исследователей
  • Обучение в малых группах с опорой на разнообразие профессиональных, культурных традиций студентов, сотрудников.

Основное направление в географии предоставит студентам основательную широкую базу академических знаний, которые послужат основой для профессиональной карьеры, связанной с географией. Согласно глобальному рейтингу Times Higher Education после успешного завершения бакалавриата по географии выпускники могут:

  • Развивать, применять, интегрировать, генерировать научные знания в образовательном, профессиональном контексте
  • Использовать ряд навыков, методов выявления, анализа научных данных
  • Эффективно, корректно передавать, распространять профессиональную информацию в различных аудиториях
  • Работать и учиться как независимо, так и в сотрудничестве с другими.

Приобретённые навыки помогут выпускникам вузов и программ с изучением географии занимать разнообразные позиции на международном рынке труда.

Изучение географии на академических программах за границей

Изучение географии на академических программах за границей для русских, иностранных студентов включает широкий спектр курсов, посвященных взаимосвязи людей и окружающей среды. Каждый из них может быть посвящён изучению отдельных проблем, аспектов географии. Часть курсов разработаны как дополнительные к основному образованию, некоторые носят междисциплинарный характер, есть общие программы, предлагающие вводный материал, позволяющий абитуриентам углубить свои знания по географии.

Темы отдельных общих программ:

  • Влияние людей на окружающую среду в местном, региональном, глобальном масштабе
  • Изменение среды: глобальное потепление, кислотные осадки, разрушение озонового слоя, управление отходами, сохранение воды.
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реформирование Российской системы образования, ориентированной на XXI век вызвало интерес к зарубежному опыту. В. П. Максаковским был собран и систематизирован огромный материал по методике преподавания географии в зарубежной школе.

Изучению и осмыслению зарубежного опыта преподавания географии в России уделялось мало внимания. Реформы и преобразования в зарубежной школе имеют как позитивные, так и негативные стороны. География имеет свои специфические особенности и методика ее преподавания различна в разных странах мира, что вызывает несомненный интерес.

Реформирование отечественной системы образования вступило в новый этап, что обусловило интерес к зарубежному опыту, в котором описаны и представлены реформы, перестройка системы образования, создание новых типов учебных заведений и т. п.

Основная часть

География в зарубежной школе — один из традиционных, можно сказать, классических предметов. Преподавание географии началось раньше, чем преподавание многих других гуманитарных и естественных дисциплин, что обычно объясняют почти врожденным желанием человека познать среду, в которой он живет, будь то его непосредственное окружение или отдаленные районы. Но совершенно естественно, что на протяжении всей истории школьной географии ее роль и содержание не оставались неизменными. Школьная география в странах Западной Европы (Германия, Франция, Италия, Скандинавские страны и др.) и в странах Центрально-Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария и др.) в целом сумела сохранить свои позиции, достигнув уровня определенной стабилизации. То же относится и ко многим странам Азии, Латинской Америки, к Австралии. Возможно, что в этом плане наибольший интерес представляют те страны, в которых удалось не только сохранить, но и значительно укрепить позиции этого школьного предмета. Яркими примерами таких стран могут служить США, Великобритания, Китай и Япония.

Радикальные изменения в последнее время произошли и в Великобритании (точнее, в Англии и Уэльсе). Как отмечает английский географ-методист Майкл Нэйш, в XIX в. при изучении географии в школах основной упор делался на механическое перечисление и запоминание географической номенклатуры той или иной местности. Чтобы помочь детям запомнить все детали, придумывались даже рифмы, которые они должны были заучивать. В начале XX в. учителя стали уделять больше внимания развитию у детей различных навыков, включая вычерчивание и чтение карт, составление планов местности и ориентирование на ней, использование диаграмм. В 20-х годах некоторые специалисты стали внедрять в обучение исследовательский подход, применять кинофрагменты. В Китае география как отдельная школьная дисциплина появилась только в XX веке, но китайские источники указывают, что история современной школьной географии началась после 1949 г. под влиянием СССР. География преподавалась 6 лет обучения по 2-3 часа в неделю. Преподавались курсы физической географии Китая и экономической географии Китая и зарубежных стран. Япония после второй мировой войны переняла американскую формулу образовательной школы – 6 +3+3, из которых две ступени являются обязательными. Во второй половине 90 –х годов в Японии началась радикальная перестройка школы. В Страна Западной Европы при всем разнообразии их школьных систем сохраняется деление школы на три основные ступени - начальную, среднюю и старшую. География представлена на этих ступенях не одинаково. На начальной ступени она, как правило, входит в природоведение (например, в ФРГ), интегрируется с историей (например, во Франции) или еще более широко — с биологией и социальными науками (например, в Финляндии). В этих пропедевтических курсах, к тому же обычно небольших,учащиеся знакомятся с окружающей их природой и хозяйством, получают первые географические представления о своей стране и о мире. На средней ступени начинается систематическое изучение географии как предмета, которое продолжается в зависимости от конструкции самой школьной системы от трех до шести лет. Изменения в структуре курсов географии, формирующих среднюю ступень, лучше всего продемонстрировать на примере ФРГ и Англии.

Страноведческие курсы составляли основу географического образования и в большинстве других стран Западной Европы. Так, в Испании VI класс был посвящен изучению географии своей страны, а VII — географии частей света. В Нидерландах сначала рассматривалась география Европы, затем — остальных частей света, а после этого — география Нидерландов. В Финляндии преподавание начиналось с географии родной страны и Скандинавских стран, а затем изучалась география Европы, география остальных частей света, а на завершающем этапе (IX класс) — снова Финляндии и Скандинавских стран.

Заключение

В условиях перехода к постиндустриальной стадии развития, когда общество становится информационным и высокотехнологичным, когда улучшение качества жизни ведет к увеличению ее средней продолжительности, намного возрастает потребность в высокообразованном человеке, способном осваивать новые знания на протяжении всей своей жизни. Поэтому идея внедрения непрерывного образования также лежит в основе образовательной политики высокоразвитых стран.

В большинстве стран Запада гуманитарные знания всегда рассматривались как наиболее важная часть общеобразовательной подготовки молодого поколения, что отразилось и на учебных планах школы. В проводящихся ныне реформах принцип гуманизации получил еще более явственное отражение. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО он направлен прежде всего на осознание таких моральных, духовных, эстетических ценностей, определяющих саму цель существования человека, как-человеческое достоинство, любовь к ближнему, воспитание в духе мира, гармонии с природой и др. Гуманистическая перестройка школы имеет своей целью также создание условий для познания подростком своего „я".

Список литературы:

1. Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. — М., 2001.

2. Горбанев В. А. Преподавание географии в мире перемен: Международная конференция МГС 19-24 апреля 1999 г., г. Мендоса //География в школе. – 1996. - №5.

3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. - М.: РОУ, 1992.

Происходящие изменения в быстро меняющемся мире во всех областях жизни общества вызвали необходимость серьезного пересмотра и решения задач в сфере образования и воспитания подрастающихпоколений. Во всех странах мира перед школьнойсистемой образования стоят общие проблемы: повышение качества образования и его доступности, соответствие его социальным и экономическим требованиям нового времени. Решения этих проблем являются приоритетными для российской общеобразовательнойшколы и, в том числе, школьного географического образования.

Российское школьное географическое образование находится в стадии модернизации: происходит переосмысление структуры и содержания в целях повышения интереса к школьному предмету, повышения эффективности изучения и использования воспитательного потенциала учебной дисциплины. В этих условиях следует обратиться к мировому опыту, особенно опыту тех стран, где есть определённые достижения и успехи в изучении географии.

На тех же страницах книги, где приводятся примеры ассоциаций зарубежных школьников (напомню, это с. 40—44), есть варианты своеобразного анкетирования, которым могут воспользоваться и учителя географии, и даже классные руководители для изучения самовосприятия школьниками своей страны, при этом достигаются достаточно актуальные воспитательные цели, направленные на усиление патриотичности, самосознания и самосовершенствования учащихся.

Все мы хорошо знаем, насколько важно формирование навыков чтения карты и знание самой карты. В связи с этим в книге есть два интереснейших, на мой взгляд, момента.

Первый — приведенные примеры последовательности формирования картографических умений, взятых из различных зарубежных учебных пособий. Можно отредактировать собственную практику, использовать приведенные примеры вопросов для добывания новых знаний с помощью карты (с. 134—137).

Второй момент — составление ментальных (мысленных) карт. Я активно использую этот прием проверки знаний на уроках, причем мои ученики выполняют работу с достаточным энтузиазмом, соревнуясь друг с другом. Действую следующим образом: на доске вывешиваю физическую карту мира (для облегчения изображения очертаний регионов) и предлагаю учащимся по вариантам изобразить либо политическую карту Южной Америки, либо политическую карту Европы, Азии и т. д. (весь мир будем изображать во втором полугодии, по мере накопления умений). При этом подчеркиваю, что главными моментами в этой работе являются правильное взаиморасположение государств и соблюдение пропорций их территорий. Вы можете найти примеры ментальных карт, составленных зарубежными школьниками, на с. 34 (лучшая работа), 230—236, 267—271.

Читайте также: