Преподавание физики в школе

Обновлено: 07.07.2024

Экспертиза нынешнего состояния курса физики показывает:

– слабую мировоззренческую, политехническую и гуманитарную направленность (он мало способствует развитию мышления, нравственному и эстетическому воспитанию, формированию диалектического подхода к окружающему миру);
– явно недостаточную ориентацию на жизненно важные проблемы, и прежде всего на проблемы экологического образования;
– недостаточную мотивированность (не знакомые с общей картиной, учащиеся часто не понимают, зачем изучаются те или иные частные вопросы; кроме того, многие понятия начинают формироваться слишком поздно, без
учета возрастных интересов учащихся);
– отсутствие подхода, учитывающего интересы и способности учащихся (в результате чего для одних школьников курс физики оказывается слишком сложным, а для других, напротив скучен и неинтересен).

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц.
Лет через пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды.

А.С. Пушкин

Прозорливость поэта не может не восхищать современников. Далеко и высоко шагнул научно-технический прогресс. Человек поднялся в космос, опустился в глубокие воды океана, проник в атом, обуздал стихию вод и ветров, научился общаться на больших расстояниях с помощью электромагнитных волн.

Наше время – время перемен. Новые веяния пришли с новым 21-м веком и в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика.Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

Создаются новые технологии, разрабатываются новые методики преподавания, появляются нестандартные формы проведения уроков, вариативные программы и учебники и т. д. Успех во многом зависит от мастерства учителя. Однако нужного результата можно не достичь, если не учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Особенно важна в настоящее время проблема развития творческих способностей учащихся, ведь сейчас первостепенной задачей стало воспитание ученика творческой личностью средствами каждого учебного предмета. Человеку нашего века необходимо многое: и поэзия Пушкина, и чарующая музыка Бетховена, Грига, Шопена, и самая поэтическая из всех научных теорий мира – теория относительности Эйнштейна, и космонавтика, и бионика, и микроэлектроника, и строгость математических и физических формул. Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

Под этим понятием я подразумеваю, такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.

В нашей школе имеются компьютеры, есть доступ к Интернету, все больше компьютеров приобретается в семьях учащихся. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Стараясь повысить эффективность уроков, использую инновационные технологии: проблемного обучения, зачетную систему, элементы технологииуровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии.

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Научно-исследовательская и проектная деятельность
  • Интерактивное обучение
  • Решение творческих задач

В течение ряда на своих уроках лет я использую элементы проблемного обучения.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления. Проблемное задание отличается тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их.

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности.

Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес.
В зависимости от характера постановки проблемы, различают несколько типов ситуаций. В процессе объяснения нового материала я чаще всего применяю ситуации несоответствия и неожиданности.

Мною накоплены, обобщены и систематизированы задания проблемной направленности по различным разделам курса физики. Например, если школьник занимается туризмом, то в реальных условиях похода он может получить целостное представление о физических законах, которые позволят ему обеспечить безопасность в экстремальных ситуациях; какой котелок и как надо расположить над костром, чтобы вода закипела быстрее; какой узел надо завязать на веревке, чтобы обеспечить надежную страховку; каких размеров и какой массы должна быть печка, чтобы обеспечить безопасность при совершении лыжного похода и др.

Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики.Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

При использовании данной технологии я реализую принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень. Каждый свой урок я выстраиваю таким образом, чтобы усвоение материала шло на 3 уровнях: репродуктивном, конструктивном и творческом.
Расширяю свою воспитательно-образовательную деятельность, применяя в учебной и во внеурочной деятельности информационно-коммуникационные технологии.

  • использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
  • интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов;
  • изменение содержания обучения физики;
  • реализация межпредметных связей физики с другими учебными предметами;
  • разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;
  • обучения учащихся методом коллективного решения проблем;
  • поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
  • использование электронных таблиц для решения задач;
  • проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ;
  • подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения.

Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества".

Оснащенность нашей школы компьютерами дает возможность использовать на уроках компьютерные технологии. Они используются мною как способ диагностирования знаний учащихся, средство обучения, источник информации (учащиеся используют Internet), как тренинговое устройство.Без компьютера теперь обходится редкий урок физики, потому что это одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям.

С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения, квантование электронных орбит и т.п. С помощью моделей из виртуальной лаборатории, созданной в проектной среде "Живая физика" можно смоделировать процессы, происходящие в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле. Демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов.

Не менеепрактичным оказалось использование фотографии плакатов, сделанные цифровым фотоаппаратом. В электронном виде эти плакаты более чётко видны всем в классе, тем более, что можно увеличить необходимую часть плаката.
Появляется возможность выполнить работу в виртуальной лаборатории путем выбора различных начальных параметров.

Наличие в школе компьютеров и подключения к сети Интернет позволяет организовать дистанционное обучение учащихся, не имеющих возможности посещать школу.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.

Для самостоятельного решения в классе или дома задачи предлагаю задание, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию.

В результате, на этапе закрепления знаний многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер.

Составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие уроки особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.

При подготовке учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена использование информационных технологий можно определить в следующих направлениях: проведение локального тестирования и диагностики; поиск и обработка информации в рамках подготовки к ЕГЭ с использованием сети Интернет (например, интерактивные тесты на сайте ФИПИ).

Многие мои ученики, имеющие дома компьютер, используют обучающие программы для выполнения творческого домашнего задания, с результатами которого выступают на уроке. Это позволяет мне проводить индивидуальную работу с учениками, расширять их образовательную среду.

Для проведения тематического и итогового контролязнаний учащихся мною составлены и используются на уроках компьютерные тесты.

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Мною разработана и систематизирована медиатека уроков – презентаций по всем разделам курса физики.

Презентация дает мне возможность проявить творчество и индивидуальность. Дети и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке. В кабинете физики уже накоплена коллекция данных презентаций и картотека домашних лабораторных исследований с помощью компьютера.

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одной из форм моей работы с одаренными детьми является формирование у них исследовательской компетенции. Учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области физики, экологии, биологии и др. наук.

Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная. Вместе с учащимися мы выбираем тему исследования, я помогаю анализировать полученную информацию, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное. Очень важно, чтобы представленные к отчету материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов начинающего исследователя.

Целью проведения учебно-научной конференции является раскрытие творческого потенциала учащихся, ведение научно-исследовательской работы, довузовская подготовка.
На протяжении нескольких лет мои ученики принимают участие в городских, краевых и всероссийских конференциях, занимаются проектной деятельностью

Целью проведения учебно-научной конференции является раскрытие творческого потенциала учащихся, ведение научно-исследовательской работы, довузовская подготовка научных кадров.

Проектную деятельность использую для того, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы и принимать аргументированные решения, научить работать в команде.

Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и публичной защиты проекта. В основе проектной деятельности учащихся лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать, найти пути решения и решить проблему.

Проект – самостоятельная творческая работа ученика, начиная от идеи кончая материальным воплощением.

Одной из инновационных методик применяемых мною является интерактивное обучение.

Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к родству душ. 45 минут урока для меня – это не только интеллектуальное напряжение, но и простое человеческое общение.

В новой, реформированной школе школьнику должно быть интересно и комфортно учиться, в такую школу ребенок будет приходить с удовольствием, предвкушая радость от встречи со сверстниками и учителями.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.

В аспектном ракурсе физика рассматривает пространственно-временные формы существования материи в двух видах – вещества и поля, фундаментальные законы природы и современные физические теории, проблемы методологии естественнонаучного познания.

В объектном ракурсе физика изучает различные уровни организации вещества: микроскопический – элементарные частицы, атом и атомное ядро, молекулы; макроскопический – газ, жидкость, твердое тело, плазма, космические объекты как мегауровень. В объектном ракурсе изучаются также четыре типа взаимодействий (гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое). Свойства электромагнитного поля (включая оптические явления), а также обширная область технических применений физики (механизация, автоматизация, энергетика, полупроводниковая и лазерная техника, обработка и передача информации и т.п.) и связанных с этим экологических проблем.

В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитывающую функцию. Этот предмет необходим всем – естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы. Воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.

Закономерности психического развития детей требуют, чтобы при изучении ими естественнонаучных предметов содержание знаний, их структура, принципы, методы и формы обучения опирались на фундаментальные закономерности природы. Те же закономерности психического развития детей показывают, что естественнонаучное образование является базовым, оно необходимо для направленного развития сознания и не может быть заменено другим

В процессе преподавания важно научить школьников применять основные положения науки для самостоятельного объяснения физических явлений, результатов эксперимента, действия приборов и установок. Выделение основного материала в каждом разделе курса физики помогает учителю обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они должны глубоко и прочно усвоить. Физический эксперимент является органической частью школьного курса физики, важным методом обучения.

Решение основных учебно-воспитательных задач достигается на уроках сочетанием разнообразных форм и методов обучения. Большое значение придается самостоятельной работе учащихся: самостоятельному повторению и закреплению основного теоретического материала, выполнению фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума, изучению некоторых практических приложений физики, когда теория вопроса уже изучена, применению знаний в процессе решения задач, обобщению и систематизации знаний. Следует уделять больше внимания на уроке работе учащихся с книгой: учебником, справочной литературой, книгой для чтения, хрестоматией и т. п. При работе с учебником необходимо формировать умение выделять в тексте основной материал, видеть и понимать логические связи внутри материала, объяснять изучаемые явления и процессы.

В старших классах рекомендуется проведение семинаров обобщающего характера, например по таким темам: законы сохранения импульса и энергии и их применение (IX класс); применение электрического тока в промышленности и сельском хозяйстве (X класс); поле и вещество—два вида материи (XI класс) и др.

Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. На первой ступени обучения физике можно ориентироваться на содержание и уровень сложности задач, данных в стабильном учебнике; предпочтение отдается задачам в одно-два действия и качественным задачам. На второй ступени большее значение приобретают задачи, в решении которых используется несколько закономерностей; решение задач проводится, как правило, сначала в общем виде.

Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Это требует от учителя постоянного продумывания методики проведения урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций (в старших классах), выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся. Необходимо совершенствовать методы повторения и контроля знаний учащихся, с тем, чтобы основное время урока было посвящено объяснению и закреплению нового материала. Все это способствует решению ключевой проблемы — повышению эффективности урока физики.

Важное значение придается самостоятельному выполнению школьниками учебного эксперимента. Число указанных в программе фронтальных лабораторных работ, как и демонстраций, является обязательным. В зависимости от условий в каждой школе учитель может заменить отдельные работы или демонстрации равноценными. Учитель может увеличить число лабораторных работ за счет введения кратковременных экспериментальных заданий. Проводя школьный физический эксперимент, учитель обязан соблюдать правила техники безопасности, утвержденные Министерством просвещении России.

При подготовке учащихся к проведению лабораторных работ дается понятие о способах вычисления погрешностей измерений. В дальнейшем при выполнении учащимися лабораторных работ следует развивать умения вычислять погрешности измерений физических величин.

При отборе работ для физического практикума в каждом классе следует обеспечить охват основных вопросов разных тем программы.

Домашнее задание служит, как правило, для закрепления уже изученного материала, отработки соответствующих умений и навыков. Чтобы домашнее задание не вызывало перегрузки школьников, его необходимо строго дозировать, сопровождать четкими разъяснениями и указаниями (что запомнить, на какие вопросы ответить, как заполнить таблицу и т.д.). Иногда полезно дифференцировать объем и сложность домашних заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Время выполнения домашних заданий определяется средними нормами, установленными Министерством просвещения России для всех учебных предметов.

Поиски новых путей в преподавании всегда были важной частью любой науки. Преподавание, следуя развитию науки, должно непрерывно менять свои формы, ломать традиции, искать новые формы. Однако в этом процессе необходимо проявлять большую осторожность. Выдвигая новые технологии образования, нужно постоянно помнить о требованиях к выпускнику лицея, к его конечным знаниям, обеспечивающим беспроблемное поступления в любой ВУЗ, согласно выбранному направлению в творчестве.

Неотъемлемым качеством всякого урока должны быть понятные всем ученикам в классе конечная цель урока и путь ее достижения. Более того, каждый учащийся должен заранее знать, на сколько уроков рассчитана изучаемая тема и каковы будут требования учителя к конечному результату. При этом каждый предыдущий урок должен быть средством, обеспечивающим следующего.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от направленности и устремленности школьников, но от их познавательной самостоятельности. Для этого всегда на уроке должно быть ясно, что они должны делать, чтобы научиться. Иначе говоря, школьники должны всегда знать, что они изучают, и владеть методами познания, т.е. прежде всего, иметь яркое представление о самом этом процессе. А оно заключается в следующем: мы наблюдаем явления природы. На основе сопоставления их между собой и известными нам фактами у нас возникают проблемы. Для решения мы строим различные гипотезы; эти гипотезы мы проверяем экспериментально – либо непосредственно, либо косвенно – через вытекающие из них следствия; далее мы находим способы использования изученных явлений. Центральным моментом в процессе научного познания является выдвижение гипотезы. Это захватывающе интересно! Вот почему школьники любят проблемное обучение. Дальнейшее совершенствование всей методики обучения будет зависеть от того, насколько нам удастся расширить возможности для познавательного творчества учащихся.

Одна из задач, которую мы ставим перед собой на уроке физики – углубление внутрипредметных связей. Это требует некоторого пояснения.

Как же быть? Как, не перегружая программу и следуя логико-понятийному содержанию учебника, более эффективно реализовать внутрипредметные связи курса физики?

Это можно сделать в процессе адаптации учебного материала к познавательным особенностям учащихся, используя разные методические приемы.

Один из них – систематическое соотнесение новых знаний с ранее полученными в форме сравнения, логико-структурных схем, в которых не только выделяются элементы знаний, но и отражаются отношения между ними.

Другое – решение комбинированных задач, в которых сочетаются знания из различных разделов курса физики.

Широкие возможности для установления связей между пройденными разделами открываются при изучении сквозных понятий физики (например, энергии) и последовательном проведении через весь курс стержневых физических идей (принципов относительности, соответствия, симметрии, законов сохранения).

Каким же образом разрешить противоречие между необходимостью работать над стандартной учебной задачей и отсутствием познавательного интереса учеников к такого рода деятельности?

Нам кажется, что первый шаг на этом нелегком пути – принятия постулата: основная цель решения учебной физической задачи - познания. Тренировка, отработка учебного материала, приобретение умения и навыков (в том числе умений применять теоретические знания на практике), углубления понимания изучаемых вопросов – элементы важные, но все же лишь сопутствующие достижению основной цели – познанию.

Сформулированный выше постулат необходимо дополнить следующим утверждением: интерес учеников на каждом этапе учения связан познанием. Определим познание в контексте данного анализа как обнаружение существенно нового и неизвестного ранее, представляющего для учащихся значимость в связи с их предшествующими знаниями и представлениями, повседневным опытом, доступной и известной им практикой. Имеется в виду познание не вообще, а личностное, индивидуальное, т.е. открытие для себя идеи, закона, метода. Причем особый акцент в учебной задаче должен делаться на выявление нового содержательного факта, интеллектуально и практически интересного самого по себе или окрашенного специально методическими средствами в привлекательный цвет, обличенного в занимательную форму и т.д.

Сформулируем требования к постановке и решению учебной физической задачи, обеспечивающие, согласно данной гипотезе, познавательный интерес учеников. Задача, с этой точки зрения, должна иметь новизну (ситуативную и содержательную), связь с практикой (в частности, с жизненным кругозором учащихся), практическую ценность, исследовательский элемент, информативную насыщенность, в работе над задачей должны использоваться методологически корректные постановка и решение, анализ полученного результата должен быть алгебраическим (функциональным), физическим, образным.

Первый шаг в этом планировании – формулирование целей познавательной деятельности учащихся. Для этого целесообразно вспомнить, что формулировка цели любой деятельности должна удовлетворять следующему требованию: в ней должны быть указаны вид деятельности, ее конечный продукт и его свойства.

Обобщая вышесказанное, можно предположить ориентиры при выстраивании целей познавательной деятельности учащихся в определенной логической последовательности:

* анализируя текст учебника, устанавливаем каковы предметы изучения в данной теме: физическое явление, объект, сущность явления (объекта) или группы явлений (объектов);

* составляем схемы деятельности на эмпирическом и теоретическом уровнях познания применительно к ним;

* решаем: на каком уровне целесообразно организовать познавательную деятельность лицеистов; при этом учитываем:

а) имеющиеся у учеников данного класса занятия;

б) длительность получения знаний на каждом уровне;

в) степень сложности деятельности на том и другом уровнях (выясняем какой путь проще);

г) наличие оборудования в физическом кабинете;

д) придумываем исходную ситуацию, выражаем познавательную потребность, возникающую в данной ситуации, в виде вопроса, формулируем цель познавательной деятельности, соответствующую этой потребности.

Для реализации на уроках физики вышеперечисленных задач, педагогических идей и инновации в своей деятельности мы руководствуемся следующими принципами, осуществляем следующие подходы и формы работы:

·деятельностный подход в изучении физики. Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Она играет решающую роль в становлении физических и духовных качеств личности. Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Доказано и то, что способности человека проявляются в деятельности, но главное в том, что они создаются в ней.

Конечный продукт деятельности учителя на уроке – учащиеся, владеющие определенными знаниями, умениями и обладающие определенными качествами личности. Это общее представление о целях, но его надо конкретизировать.

Знание – это физические суждения, подлежащие усвоению. Их выделяют при анализе содержания учебного материала. Они определяют образовательные цели урока.

Для конкретизации умений мы используем технологию, основанную на том, что в каждом продукте человеческой деятельности (материальном или идеальном) заложено два вида деятельности: по его созданию и его применению. Так все физические знания (понятия, законы, теории, научные факты) представляют собой обобщения, которые в природе не существуют, а создаются людьми в ходе их различной предметно-практической деятельности. Вместе с тем можно выделить виды деятельности, в которых эти знания используются в качестве опорных, базовых. Если каждое физическое суждение, сформулированное в образовательных целях урока, отнести к тому или иному элементу физического знания, то это позволяет определить виды деятельности, в которых это знание создано и применяется. Они-то и есть те конкретные умения, которые могут быть сформированы у учащихся на данном уроке.

·групповые формы работы. Многие уроки новых типов, например, уроки-соревнования, дидактические игры, путешествия, новые разновидности уроков традиционных типов (семинары, зачеты, конференции и т.д.), целые системы преподавания, да и ряд отдельных приемов обучения физике связаны с работой учеников в микро-коллективах – командах, рядах, звеньях, группах, экипажах, экспедициях, парах и т.д. Обобщая опыт многих педагогов-новаторов, следует отметить, что групповая деятельность применяется с успехом и при ознакомлении с новым материалом, и при его отработке и закреплении, и при решении задач, и на уроках–экскурсиях, и при сдаче зачетов, и, конечно, во всех дидактических играх.

·развитие самостоятельности учащихся. Формирование самостоятельности молодого поколения – важнейшая задача школы. Она стала особенно актуальной в связи с расширением свобод и всякого курса на построение демократического, правового государства.

Активных, инициативных, самостоятельных людей, обладающих чувством сопричастности к происходящему в стране обновлению, ждут сейчас все отрасли нашей экономики: они нужны в промышленности, науке, медицине, социально–бытовой сфере. Все сознают, что лишь мыслящий, самостоятельный человек, воспитанный в этом духе со школьной скамьи, способен противостоять жизненным проблемам. И все прогрессивно настроенные учителя, в том числе и физики, конечно, понимают, что они должны воспитывать в молодых людях эту самостоятельность и инициативу, воспитывать на всех школьных занятиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Особенности преподавания физики в гуманитарных классах

Содержание курса физики общеобразовательной школы и решаемые на уроках многочисленные задачи ориентированы прежде всего на отработку знаний, умений и навыков, необходимых для сдачи приемных экзаменов .


Особенности преподавания физики в профессиональном лицее

В статье рассмотрены вопросы преподавания физики в системе начального профессионального образования. Описывается опыт автора по проведению занятий по теме "Тепловые двигатели" для обучающихся по .


Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Силы природы"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст.


Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема: "Законы Ньютона"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст.


Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Влажность"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст.


Особенности преподавания физики в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Тема "Даление твердых тел"

Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и аст.


Особенности преподавания физики в непрофильных классах

Статья содержит методы и способы мотивации учащихся непрофильных классов по физике.

Почему школьная программа не оставляет у выпускников почти никаких знаний? Что в ней устарело, а что нуждается в кардинальном пересмотре?

Начинаем серию статей о проблемах и устаревших концепциях в школьной программе и предлагаем порассуждать о том, зачем школьникам нужна физика, и почему сегодня её преподают не так, как хотелось бы.

Для чего современный школьник изучает физику? Или для того, чтобы ему не надоедали родители и учителя, или же затем, чтобы успешно сдать ЕГЭ по выбору, набрать нужное количество баллов и поступить в хороший вуз. Есть ещё вариант, что школьник физику любит, но эта любовь обычно существует как-то отдельно от школьной программы.

В любом из этих случаев преподавание ведётся по одинаковой схеме. Оно подстраивается под систему собственного контроля — знания должны преподноситься в такой форме, чтобы их можно было легко проверить. Для этого и существует система ГИА и ЕГЭ, а подготовка к этим экзаменам в результате и становится главной целью обучения.

Как устроено ЕГЭ по физике в его сегодняшнем варианте? Задания экзамена составляются по специальному кодификатору, куда входят формулы, которые, по идее, должен знать каждый ученик. Это около сотни формул по всем разделам школьной программы — от кинематики до физики атомного ядра.

Большая часть заданий — где-то 80% — направлена именно на применение этих формул. Причем другие способы решения использовать нельзя: подставил формулу, которой нет в списке — недополучил какое-то количество баллов, даже если ответ сошелся. И только оставшиеся 20% — это задачи на понимание.

В результате главная цель преподавательской работы сводится к тому, чтобы ученики знали этот набор формул и могли его применять. А вся физика сводится к несложной комбинаторике: прочитай условия задачи, пойми, какая формула тебе нужна, подставь нужные показатели и просто получи результат.

В элитарных и специализированных физико-математических школах обучение, конечно, устроено иначе. Там, как и при подготовке к всевозможным олимпиадам, присутствует какой-то элемент творчества, а комбинаторика формул становится намного сложнее. Но нас здесь интересует именно базовая программа по физике и её недостатки.

Стандартные задачи и абстрактные теоретические построения, которые должен знать обычный школьник, очень быстро выветриваются из головы. В результате физику после окончания школы уже никто не знает — кроме того меньшинства, которому это почему-то интересно или нужно по специальности.

Получается, что наука, главной целью которой было познание природы и реального физического мира, в школе становится донельзя абстрактной и удаленной от повседневного человеческого опыта. Физику, как и другие предметы, учат зубрёжкой, а когда в старших классах объём знаний, который необходимо усвоить, резко возрастает, всё зазубрить становится просто невозможно.


Но это было бы и необязательно, если бы целью обучения было не применение формул, а понимание предмета. Понимать — это, в конечном счёте, намного легче, чем зубрить.

Формировать картину мира

Задачки, которые нам здесь предлагают решить — не количественные, а качественные: нужно не подсчитать какой-то абстрактный показатель вроде коэффициента полезного действия, а поразмышлять, почему вечный двигатель невозможен в реальности, можно ли выстрелить из пушки до луны; нужно провести опыт и оценить, каким будет эффект от какого-либо физического взаимодействия.


Одним словом, заучивать формулы здесь не обязательно — главное понимать, каким физическим законам подчиняются предметы окружающей действительности. Проблема только в том, что знания такого рода куда сложнее поддаются объективной проверке, чем наличие в голове школьника точно определённого набора формул и уравнений.

Поэтому физика для обычного ученика оборачивается тупой зубрежкой, а в лучшем случае — некой абстрактной игрой ума. Формировать у человека целостную картину мира — совсем не та задача, которую де факто выполняет современная система образования. В этом отношении, кстати, она не слишком отличается от советской, которую многие склонны переоценивать (потому что раньше мы, мол, атомные бомбы разрабатывали и в космос летали, а сейчас только нефть умеем продавать).

По знанию физики ученики после окончания школы сейчас, как и тогда, делятся примерно на две категории: те, кто знает её очень хорошо, и те, кто не знает совсем. Со второй категорией ситуация особенно ухудшилась, когда время преподавания физики в 7-11 классе сократилось с 5 до 2 часов в неделю.

Большинству школьников физические формулы и теории действительно не нужны (что они прекрасно понимают), а главное — неинтересны в том абстрактном и сухом виде, в котором они преподносятся сейчас. В итоге массовое образование не выполняет никакой функции — только отнимает время и силы. У школьников — не меньше, чем у учителей.

Attention: неправильный подход к преподаванию точных наук может иметь разрушительные последствия

Если бы задачей школьной программы было формирование картины мира, ситуация была бы совершенно иной.

Лекция Уолтера Левина — хороший пример того, как можно соединить физические теории и формулы с конкретными наблюдениями.

Проблема: Вызовы нового времени

Сегодня мы имеем дело с новым социально-политическим устройством государства, новыми объемами информации, новым типом детей. Сами по себе эти факторы, конечно, не являются проблемой, но когда они сталкиваются с традиционной системой образования, начинаются трудности.

Один из главных трендов современного образования — это переход от образовательных систем к обучающемуся обществу. Введение ФГОС можно назвать первым шагом к изменению идеологии образования и к становлению тех личностных характеристик ученика, которые ценятся в современном социуме и обеспечивают успех.

Решение: Рассматривать в качестве субъекта образования не только ученика, но и учителя. Лишь мотивированный учитель может вовлечь учеников в образовательный процесс, помочь им раскрыться в направлениях творчества и инноваций, подготовить будущих экспертов-физиков.

Проблема: Отсутствие интереса учеников

Сегодня много говорится об индивидуализации и персонализации образования. И если индивидуализация — это то, что обеспечивает учитель, то персонализация (вовлеченность в рабочий процесс) ложится на плечи самого ученика и формируется пропорционально его мотивации.

Цифры показывают, что с вовлеченностью дела сегодня обстоят плохо. ЕГЭ по физике выбирают только 20-25% выпускников, и далеко не все из них получают высокие баллы. При этом именно от тех, кто выбрал физику, по сути, зависит будущее страны, экономика страны (развитие науки, промышленности).

Решение: В 7-9 классах, то есть в начале изучения физики, уделять особое внимание знакомству с наукой. Ставить такую педагогическую цель как формирование интереса к физике, любви к физике. Устраивать встречи с учеными, инженерами (не только в больших городах).

Проблема: Разрыв в естественно-научном образовании

Решение: Ввести естествознание для 5-6 классов (знакомство с физикой, химией).

Знакомьтесь: наш мир. Физика всего на свете

Книга адресована школьникам старших классов, студентам, преподавателям и учителям физики, а также всем тем, кто хочет понять, что происходит в мире вокруг нас, и воспитать в себе научный взгляд на все многообразие явлений природы. Каждый раздел книги представляет собой, по сути, набор физических задач, решая которые читатель укрепит свое понимание физических законов и научится применять их в практически интересных случаях.

Проблема: Отсутствие естественно-научной картины мира

Плачевные результаты отражаются в международных исследованиях. И хотя в мониторинге TIMSS, основанном на процессуальных предметных единицах, Россия входит в ТОП-10, но в исследовании PISA, проверяющем умения применять знания в незнакомом контексте без привязки к предмету, российские ученики далеки от лидирующих позиций. Опять-таки – потому что не понимают связи физики, химии и жизни.

Решение: Объединить преподавателей разных дисциплин.

Проблема: Отсутствие современных приборов

Конечно, в некоторых школах у учеников есть самое современное оборудование для научных опытов, но таких школ единицы. В большинстве случаев учителям приходится придумывать креативные подходы для демонстрационной части урока, действуя не ради, а вопреки.

Решение: Продуманно распределять бюджет на обновление кабинета физики. Делать рациональные закупки с учетом нюансов эксплуатации (например, брать устройства с зарядкой от сети, чтобы учителям не нужно было самим покупать батарейки). Сотрудничать с лабораториями вузов.

Проблема: Бюрократическая нагрузка учителей

Как известно, подавляющую часть времени вне урока учителя тратят не на подготовку к занятиям, а на решение административных вопросов, заполнение бумаг. В таких условиях сложно заниматься саморазвитием и искать информацию, материалы для интересного урока, актуализировать знания.

Решение: Финансировать профессиональное развитие педагогов. Развивать издание научно-популярной литературы, которую учителя могли бы использовать на уроках. Выпускать научно-популярные журналы, основанные на современном материале и методических системах.

1. Место физики в системе общеобразовательных предметов определяется особенностями физики как науки среди других наук. Современная физика является важнейшим источником знаний об окружающем мире, основой научно-технического прогресса и вместе с тем одним из важнейших компонентов человеческой культуры.

Физика является теоретической наукой, которая открывает фундаментальные законы природы. Физические теории и физические методы исследования все больше проникают в другие естественные науки (химию, астрономию, биологию и тому подобное) и дают важные результаты. Физику считают теоретической основой современной техники, много отраслей которой возникли на базе физических открытий. Это - электротехника, радиотехника, ядерная энергетика и т.д.

Физика изучает первичные структуры материи и соответствующие им самые простые формы ее движения. Этим она создает естественнонаучную базу для современного мировосприятия, которое является составной частью диалектико-материалистического мировоззрения.

Значение того или другого учебного предмета определяется через его специфические особенности и признаки. Физика как учебный предмет учебного плана средней школы позволяет вооружить учеников основами физики - науки о природе. Содержание, система и методология физики открывает большие возможности для формирования научного мировоззрения учеников, выработки практических умений и навыков, действенных навыков самостоятельной работы. При реализации этих заданий развиваются умственные способности учеников, в частности логическое мышление учеников, как отображение высшей логики - логики природы. Физика имеет огромный воспитательный потенциал.

2. Для организации учебного процесса нужно определить содержание физического образования и выяснить, с какого возраста учеников начинать изучение физики и какой принцип положить в основу построения школьного курса физики.

Содержание и последовательность изучения основ физики регламентирует программа как основной государственный документ, обязательный для выполнения.

Анализ опыта преподавания физики в отечественных и зарубежных школах, учета общедидактических требований и требований психологии учебы дают основания для определения возраста учеников, с которого начинают изучения физики. В нашей стране физику изучают начиная с двенадцатилетнего возраста на протяжении пяти лет. Реформа школы предусматривает увеличение времени изучения физики до шести лет.

В средней школе возможные три системы обучения и соответствующих программ физики: радиальная (линейная), концентрическая и ступенчатая.

1. Самым простым принципом построения программы является радиальный. Он предусматривает изучение разделов, тем и вопросов программы лишь один раз за весь период учебы с исчерпывающей полнотой. К ранее выученному материалу возвращаются лишь с целью его повторения.

Позитивной чертой программы, построенной по радиальному принципу, есть строгая систематичность изложения учебного материала.

Однако такая структура программы имеет ряд существенных недостатков, главным из которых есть то, что она не учитывает возрастных особенностей учеников и тем самым вступает в противоречие с требованиями возрастной психологии и дидактики. Ведь для формирования сложных физических понятий и законов нужно, чтобы ученики накопили некоторые знания и физические представления, что невозможно при радиальном расположении материала. Например, такой, большой и математизированный раздел, которым является механика, должен в полном объеме изучаться в седьмом классе, ученики которого не имеют достаточной математической подготовки и достаточно развитого уровня абстракции и обобщений высокого порядка, что свойственно механике.

2. Концентрический принцип построения курса физики предусматривает изучение его в два этапа, в соответствии с которыми программа разделена на два концентры.

В первом концентре вся физика изучается на упрощенном уровне, уровне явлений, который доступен для учеников среднего возраста с учетом предыдущей, в частности математической подготовки.

Во втором концентре физика изучается повторно, но на высшем научном уровне.

Положительной чертой такой системы является возможность достижения крепких знаний в результате повторного изучения ранее знакомого материала. Ее недостаток - непродуктивная затрата времени в результате повторного изучения материала и некоторое снижение интереса учеников, поскольку изучается уже знакомый ученикам материал.

3. Ступенчатое размещение учебного материала объединяет позитивные черты двух предыдущих способов построения курса физики. От радиальной системы берется систематичность изложения материала, а от концентрической - учет вековых особенностей учеников.

На первой степени изучения физики проводится пропедевтическое обучение учеников, которые знакомятся с основными явлениями и элементами некоторых физических теорий, усваивают основные физические понятия и физическую терминологию. Некоторые вопросы, например, гидро- и аэростатика, изучаются лишь на первой степени.

Вторая степень посвящена изучению систематического курса физики с учетом знаний, полученных на первой степени.

Определенным недостатком ступенчатой программы являются не преодоленные элементы концентризма.

3. Как известно, дидактика физики (методика преподавания физики) решает такие три основные вопросы. Зачем учить физику? Чему учить? Как учить? На основе этих вопросов можно подать такую структурно-логическую схему физики как учебного предмета.

4. Действующая программа из физики построена по ступенчатому принципу. Она предусматривает изучение физики двумя ступенями:

Содержание программы 1-й ступени.

  • Вступление
  • Начальные сведения о строении вещества.
  • Взаимодействие тел.
  • Давление твердых тел, жидкостей и газов.
  • Работа и мощность. Энергия.
  • Тепловые явления.
  • Электрические явления.
  • Электромагнитные явления.
  • Световые явления.

Структура курса физики 7-8 классов в целом традиционная: явления, которые изучаются, расположенные в порядке усложнения форм движения материи (от механических и тепловых явлений к электромагнитным и световым). Отступлением от этого принципа является тема "Начальные сведения о строении вещества". В ней рассматриваются вопросы о молекулярном строении вещества и движении и взаимодействии молекул. Это дает возможность некоторые явления рассматривать не только феноменологически, но и объяснить их внутренний механизм. Так, молекулярно-кинетические представления применяют к объяснению свойств твердых тел, жидкостей и газов, объяснение давления газа на стенку посудины, передачу внешнего давления газами и жидкостями и тому подобное. С этой же целью в начале темы "Электрические явления" вводятся электронные представления, которые применяются к объяснению явлений электризации тел, природы электрического тока в металлах и тому подобное.

Введение в курс физики 7-8 классов элементов физических теорий (молекулярно-кинетической и электронной) позволяет объединить почти все темы курса в единое целое. Введение элементов физических теорий способствует формированию у учеников теоретического стиля мышления, учит их дедуктивной логике рассуждений, разгружает механическую память. Поскольку у детей 12-14 лет способность к абстрактному мышлению развита слабо, то большинство обучаемых явлений должно раскрываться на эмпирическом уровне, что требует сделать физический эксперимент основным средством учебы.

Вторая ступень обучения физике является систематическим курсом, который также построен в порядке усложнения форм движения материи. Он построен на основе фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярной физики, электродинамики с элементами специальной теории относительности и квантовой физики. Такая структура систематического курса физики средней школы реализует один из основных принципов его построения - генерализации знаний вокруг основных физических принципов, идей, теорий.

В 9 классе изучается механика, которая построена на трёх генеральных линиях:

  • классический принцип относительности;
  • законы движения Ньютона;
  • законы сохранения.

Курс физики 10 класса состоит из двух частей: молекулярной физики и электродинамики.

Изучение молекулярной физики основывается на применении дедуктивного метода изучения.

Структура электродинамики обеспечивает лучшее формирование электромагнитного поля; изучение магнитного поля приближено во времени к изучению электрического поля.

  • молекулярно-кинетическая теория строения вещества;
  • законы термодинамика;
  • электронная теория проводимости;
  • теория электромагнитного поля Максвелла.

В 11 классе заканчивается изучение электродинамики и изучается квантовая физика. Генеральные линии:

Читайте также: