Преподавание эволюции в школе

Обновлено: 01.07.2024

Содержание

Предыстория дела

Весной 2006 года двумя пиар-агентами из Петербурга были организованы несколько акций. Поводом для них послужило оскорбление религиозных чувств Марии Шрайбер в связи с изучением в школе теории Дарвина. После пиар-акции дело приняло иной оборот: летом в Адмиралтейский районный суд города был подан иск от истицы, Марии Шрайбер [2] .

В репертуаре других услуг, предоставляемых агентством — организация заказных митингов, срыв митингов, проплаченные акции протеста. При участии Вуйма также была организована подача иска человеком, наряженным обезьяной [2] .

Ход дела

Иск подал в Октябрьский районный суд города Санкт-Петербурга представитель истицы Марии, её отец Кирилл Шрайбер. Ответчиком по делу проходило Министерство образования и науки РФ, а также Комитет по образованию Санкт-Петербурга, интересы которого представлял Алексей Владимирович Журавлев, юрисконсульт Комитета по образованию. К участию в процессе в качестве третьего лица был привлечен профессор Сергей Григорьевич Мамонтов, один из соавторов учебника по биологии. Рассмотрением иска занимался судья И.Чуфистов. В суде интересы истицы представляли её отец, Кирилл Львович Шрайбер и адвокат Константин Романов. Со стороны истицы были приглашены в качестве экспертов кандидат физ.-мат. наук С. Ю. Вальшин (Вертьянов) и доктор биологических наук проф. В. Б. Слезин из Санкт-Петербургского научно-исследовательского Психоневрологического института имени В. М. Бехтерева [3] .

Первое заседание суда состоялось 25 октября 2006 года, второе — 13 декабря 2006 года, третье 21 февраля 2007 года.

Хроника судебных заседаний

Летом 2006 года в Адмиралтейский районный суд города Санкт-Петербурга поступило исковое заявление от Марии Шрайбер, обвиняющее Министерство образования и науки в том, что утверждённый министерством учебник, используемый в школе для преподавания общей биологии, оскорбляет её религиозные чувства. В качестве компенсации за причиненный ей на уроках биологии ущерб она требовала 6 рублей.

Аргументы истцов

Аргументы ответчиков

Также в ходе разбирательства выяснилось, что отец Марии и она сама не знают, к какой конфессии она принадлежит. Лишь на втором заседании истцы заявили, что Мария православная.

Представитель ответчика юрисконсульт А. Журавлёв заявил, что

в Российской Федерации государство гарантирует получение через сеть государственных образовательных учреждений образования, не связанного ни с какими религиозными взглядами. Деятельность государственного общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея) по обучению и воспитанию должна носить светский (не религиозный) характер. Такой же характер должны носить и государственные образовательные стандарты, а также основанные на них образовательные программы, по которым происходит обучение. Лица желающие получить образование в соответствии со своими религиозными взглядами и убеждениями могут сделать это в негосударственных общеобразовательных учреждениях, созданных соответствующими религиозными организациями. Общеобразовательное учреждение несёт ответственность как за соответствие образования государственным образовательным стандартам (которые исходят из светского характера образования), так и за недопущения деятельности в учреждении организационных структур религиозных движений и организаций, а также не распространение религиозных взглядов и убеждений [10] .

Решение суда

21 февраля 2007 судья Игорь Чуфистов зачитал решение суда: [3]

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга …, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Шрайбер Марии Кирилловны в лице законного представителя, отца, Шрайбера Кирилла Львовича, Комитету по образованию Санкт-Петербурга, Министерству образования и науки Российской Федерации о запрете преподавания в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации теории эволюции, теории происхождения человека Чарлза Дарвина и устранении оскорбления религиозных чувств путём принесения письменных извинений, руководствуясь статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
В удовлетворении иска Шрайбер Марией Кирилловны … отказать.

Обжалование решения суда

6 марта 2007 г. семья Шрайберов обжаловала в городском суде Санкт-Петербурга решение Октябрьского районного суда [11] .

4 июля 2007 г. Городской суд Санкт-Петербурга отклонил кассационную жалобу по иску и оставил в силе решение суда первой инстанции [12] .

Мнения о деле

Мнение учёных

4 февраля 2007 — академик РАН, лауреат Нобелевской премии 2003 года Виталий Гинзбург так прокомментировал это дело:

Считать, что человек был рождён богом, можно было 3000 лет назад, но сейчас так думать — это абсурд!… Преподавание религии, закона божьего, чего-то такого в школах абсолютно недопустимо. Другое дело, если в школе будет история религии. У нас светское государство, и в школе нельзя иметь что-то религиозное. Православными церковь считает всех крещенных. А это абсолютно неверно. Ведь детей зачастую крестят без их согласия, в младенческом возрасте. Как ребёнок может выбирать религию? Я сам атеист, мой отец был верующий, когда мне было десять лет, я тоже сказал, что я верующий. Я же не понимал ничего. А преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей. Представьте, детям вбивают с малых лет в голову, что бог создал человека, а потом у них будет урок биологии, на котором они узнают, что есть эволюция. Это абсурд [13] .

Доктор медицинских наук, профессор Сергей Мамонтов на заседании суда заявил:

Мнение министра образования

Мнение духовенства

Социологический опрос о теории Дарвина

14 апреля 2006 года ВЦИОМ провёл опрос о взаимоотношениях церкви и общества. За частичное или полное изъятие теории Дарвина из учебников выступают лишь 20 % опрошенных, 56 % высказались за её оставление. На вопрос, какая из теорий их больше всего устраивает, голоса респондентов распределились следующим образом: божественная 24 %, эволюционная 24 %, от космических пришельцев 5 %, остальные затруднились ответить [16] .

Акции протеста

Семья Шрайбер


30 января 2007 — Маша Шрайбер забрала документы из 148 гуманитарной гимназии, чтобы, по её словам, не изучать теорию эволюции, которая оскорбляет её религиозные чувства. Затем Маша уехала в Доминиканскую республику, чтобы там усовершенствовать свой испанский. По её собственному заявлению она бросила школу после того как получила 6 двоек две четверти подряд. Маша уверена, что учителя её невзлюбили из-за иска:

А из школы меня с визгом выставили — как только начался Антидарвиновский процесс, пошли системные двойки — лично я это расцениваю как давление. Если учесть, что все-таки уровень знаний у меня намного выше среднешкольного… Так что после того, как 2 четверти подряд я получила по 6 двоек в табеле, мне как-то странно слышать фальшивые сожаления учителей о том, что им жаль, что я школу эту покинула… Впрочем, что им ещё остаётся … Спасибо моим многочисленным школьным и не школьным друзьям — они меня поддерживали и продолжают поддерживать [19] .

Попытки ограничения преподавания теории эволюции в других странах

В ноябре 2005 года совет по вопросам образования штата Канзас (США) принял новый образовательный стандарт, в котором было введено новое определение науки, а эволюционное учение систематически ставилось под сомнение. Это решение подверглось острой критике [20] .

Ранее к совету по вопросам образования с открытым письмом обратились 38 нобелевских лауреатов. Они убеждали членов совета отклонить сомнительный стандарт, а также утверждали, что эволюционное учение является основой современной биологии [21] .

Критикуемый стандарт был заменен общепринятым в начале 2007 [22]

Министр образования Италии Летиция Моратти (Letizia Moratti) в 2004 году исключила теорию эволюции из учебного плана, мотивируя это тем, что изучение теории Дарвина может внушить материалистические взгляды школьникам. После многочисленных протестов против действий Летиции Моратти министерство образования вернуло эволюционное учение в школьные курсы [23] .

В 2001 году группа сотрудников так называемого института Discovery в Сиэтле начала процедуру сбора подписей против дарвинизма. На июнь 2006 года более 600 специалистов в области химии, физики, математики и биологии из США и ряда других стран, в том числе и России, поставили подписи под этим заявлением и открыто высказали свой скептицизм в отношении дарвинского понимания законов эволюции. Подписанное заявление гласит, что они сомневаются в том, что концепций естественного отбора и случайных мутаций достаточны для объяснения разнообразия жизни на планете [25] .

Действия института Discovery по сбору подписей подверглись критике. Так было отмечено, что в списке института Discovery сравнительно мало биологов и в особенности тех, кто профессионально вовлечен в исследования истории жизни на планете. В интервью, которые были взяты у части учёных, подписавших заявление, многие из них утверждали, что эволюционное учение противоречит их религиозным взглядам. Некоторые из этих учёных высказали поддержку младоземельному креационизму [26] .

Очень интересные выводы делают эксперты по поводу вопросов преподавания теории эволюции в школе.
Читаю с интересом.

И вам - приятного вечера!

Андрей Чабовский

доктор биологических наук, заведующий лабораторией популяционной экологии Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН


Теория эволюции должна быть основой всего курса биологии в школе, его стержнем с самого начала обучения предмету. Надо обратить внимание на удивительное разнообразие жизни и загадку его происхождения, постепенно разгадываемую с переменным успехом на протяжении сотен лет. А уже потом, с акцентом на эволюционные процессы, изучать строение клетки растений и животных, разнообразие тычинок и пестиков, жгутиков, лап, ушей, хвостов, прочих внутренних и внешних органов, ландшафтов, природных зон, поток и обмен веществ, жизненные циклы, размножение, механизмы изменчивости и наследственности. Эволюционные идеи должны быть основой изучения всей биологии. Тем более что основные загадки, принципы и механизмы эволюции можно объяснить просто и доступно, включая роль ДНК, причем так, чтобы это не осталось просто аббревиатурой, которую должен знать каждый приличный человек. Завершить курс школьной биологии можно эволюцией теории эволюции, происхождением жизни.

Важно также в самом начале объяснить ненавязчиво, что мы тоже продукт биологической эволюции: мы устроены по подобию братьев наших меньших, а не наоборот. Тогда будет легче объяснять и основные закономерности эволюции. Может, это лоббизм, но поведение животных и человека — это недооцененный, как мне кажется, в школьных курсах предмет для изучения и понимания эволюции. И, что важно, привлекательный для любого возраста.

Алексей Северцов

Доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ

То, что написано в Библии, то есть сотворение мира за 6 дней, никак не укладывается в современную не только биологию, но и геологию, дантологию и так далее. Но поскольку с физикой спорить трудно, спорят с биологией, и в основном по вопросу, произошел человек от обезьяны или нет, эта проблема остается со времен Дарвина. Естественно, ортодоксальная православная религия этого не приемлет, хотя ортодоксальная католическая религия приняла уже давно. Дело в том, что трудно увязать с религией то, что мы знаем об эволюции, — там творение, тут развитие. Поэтому не прекращаются нападки, попытки фальсифицировать биологические факты или хотя бы интерпретировать их с религиозных позиций.

Под теорию эволюции отводится недостаточное количество часов в школе, но на сегодняшний день мало часов отводится на биологию в целом. И это очень плохо.

Мария Медникова

доктор исторических наук, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН

Я никогда не преподавала в средней школе. Но у меня есть опыт преподавания на протяжении нескольких лет первокурсникам, будущим психологам, в том числе опыт чтения лекций по эволюционной антропологии. Поэтому я могу судить о степени подготовки недавних абитуриентов преимущественно московских школ.
Во-первых, безусловно, существует колоссальный разрыв между школами. Некоторые из них очень хорошо известны, и о судьбе их выпускников не стоит беспокоиться. Но подавляющее большинство составляют другие учебные заведения. В системе ценностей нашего среднего образования биология не является главным предметом. В этом меньше всего стоит винить учителей, на которых лежат большие нагрузки, большая бумажная работа. Но результаты налицо.

Молодые люди восполняют пробелы в своих познаниях не из школьного курса, а из других источников, где на поверхности плавают довольно мутные образцы. Иногда слушать ответы студентов относительно деталей становления человечества на экзаменах было смешно, но все чаще это становилось печально. К числу самых экзотических и симпатичных версий я могу причислить происхождение человека от медведя или от инопланетян.

Часто можно слышать, что школьные и даже вузовские учебники отстают на десятилетия от современного состояния науки. Дескать, напишем хороший учебник и решим проблему. Боюсь, что это не решение, ведь в самых устарелых учебниках нет ни о медведях, ни о пришельцах, а есть о дарвинизме. Кроме того, любой учебник должен быть прочитан. А если люди ставят целью отказ от научного знания как такового, они этого просто делать не будут.

Что можно сделать в конкретной ситуации? Сегодня на школьного учителя, преподавателя вуза ложится особая ответственность. Говоря о теории эволюции, надо быть суперпрофессиональным, располагать новыми фактами, излагать не занудно и не формально. Роль личности в истории очень велика, и преподаватель теории эволюции должен быть харизматичным. По счастью, такие люди у нас в стране есть, и они присутствуют в медийном пространстве. По-настоящему мы нуждаемся в новой эпохе просвещения. Нельзя допустить, чтобы наша страна попала в неосредневековый тупик.

Александр Марков

доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, профессор РЭШ, заведующий кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ

Я не имел дела с первокурсниками-биологами, но это и не выборка для оценки знаний по теории эволюции после школы — они готовятся к поступлению и специально занимаются дополнительно. Но я работаю с первокурсниками-экономистами. Чтобы не заморачиваться, я просто считаю, что их уровень знаний по эволюционной биологии равен нулю, что, в принципе, недалеко от реальности, и мы с ними всю программу проходим с начального уровня. То есть, по-моему, тем уровнем биологической грамотности, который прививается в средней школе, если не брать, конечно, специализированные классы специализированных школ, можно смело пренебречь, считать его нулевым.

Когда студентов тестируешь на первых занятиях, чтобы проверить базовый уровень, получается, как правило, очень большой разброс. От ребят с нулевым уровнем, которые вообще ничего не знают по биологии, до ребят с очень хорошим уровнем, какой бывает у старшеклассников, интересующихся биологией, читающих книжки, самостоятельно изучающих интересные им темы. Но преобладает, конечно, низкий уровень знаний. Детей, которые хорошо знают биологию, единицы.

В августе этого года новый председатель Совета по вопросам образования штата Флорида Энди Так дал ясно понять всему миру, что не рад изучению эволюции в школе:

Ответ не заставил себя ждать. Моментально отреагировал Рой Дэвид Уолкер, политик и демократ:

Надо признаться, что не один мистер Так выступает против эволюции. В сентябре 2019 года Сью Керн, председатель школьного совета старшей школы Брэйнерд, поставила под вопрос преподавание теории эволюции в школе.

И никакие доводы о том, что теория дополнена современными научными открытиями, не смогли убедить Сью. Она настаивает, что религия и наука — вещи несовместимые.

Тема этого противостояния вообще стара как мир. В 2001 году аппеляционный суд штата Миннесота пришел к решению об отстранении учителя биологии Рода ЛеВак от преподавания. Просто он отказывался рассказывать детям основы эволюции, поскольку это противоречило его христианской вере. Не совсем, конечно, отстранили: перевели преподавать в начальной школе, где эта тема не затронута вовсе. Нашли компромисс.

В Турции это было сделано под предлогом того, что концепция эволюции преподается в британской начальной школе, но эта концепция вне понимания учащихся средней школы.

Израильские учителя утверждают, что учащиеся не учат эволюцию. Министерство образование негласно поощряет учителей фокусироваться на других темах при изучении биологии.

Было бы разумно просто не обращать внимание на современные атаки на великий вклад Дарвина в естественную науку. Ведь за прошедшие более чем 150 лет не было ни одной теории, которая подвергалась бы такому количеству нападений ниспровергателей и оппонентов. Но в этом случае мы упустили бы еще одну возможность утвердиться в научном понимании природы мира и того, как лучше защитить это понимание от нападок в будущем.

Теория эволюции Дарвина не только лежит в основе всей биологической науки, но и обладает огромной прогностической силой. От понимания появления устойчивых к антибиотикам организмов до предсказания возможных реакций различных видов на глобальное потепление. Выведение новых сортов растений устойчивых к вредителям, которые смогут обеспечит людей продовольствием и стать основой устойчивого развития и процветания человечества. Все это связано с эволюционными доказательствами.

Огромная коллекция образцов Музея Естественной Истории сама по себе является ясным и конкретным свидетельством справедливости теории эволюции.

И все же…эволюция по-прежнему ставится под сомнение. Одна причин сомнений со стороны религиозно настроенных критиков теории эволюции – просто невообразимый масштаб, который эта теория описывает. Для понимания эволюции вы должны принять концепцию протяженности времени, где история человечества – едва прослеживаемый короткий отрезок.

Так как же мы должны реагировать на явные или скрытые попытки подорвать эту жизненно важную научную концепцию? Конечно, нужно обязательно изучать ее в школе в качестве основной части школьной программы. Необходимо выступать в защиту научных доказательств эволюционной теории в рациональных дебатах.

Но еще более важно вдохновлять детей на изучение чуда живой природы во всем ее многообразии, возбуждать интерес, любопытство к познанию мира вокруг нас.

Читайте также: