Преодоление школьных трудностей рекомендации

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей обучения в начальной школе.

  1. Познакомить родителей с трудностями обучения в начальной школе.
  2. Рассмотреть вопрос о школьных трудностях гиперактивных, медлительных и леворуких детей.
  3. Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.

Форма проведения: лекторий для родителей.

Ход собрания

Причины школьных трудностей.

Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.

Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.

Как правило, в первые месяцы обучения поведение и самочувствие детей меняются. Некоторые становятся беспокойными или, наоборот, вялыми, раздражительными, плохо едят, с трудом засыпают. Но проходит один-два месяца и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята становятся спокойными и дисциплинированными. Большая часть из них успешно усваивают программу. Но так благополучно бывает не всегда. Некоторые очень быстро устают и становится ясно, что не всем детям учёба по силам. Появляются слабоуспевающие ученики. Многие часто болеют, пропускают занятия и в результате отстают.

Школьные трудности гиперактивных детей.

Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.

Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:

  • Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.

В-третьях, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:

Школьные трудности медлительных детей.

Теперь поговорим о другой категории детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения - это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть

Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми:

Школьные трудности леворуких детей.

Ещё одна группа детей, вызывающая большую тревогу у родителей – леворукие дети. Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам. Леворукость не является маркером ни каких-то особых способностей, ни свойственных только леворуким проблем. В отношении к леворуким и леворукости существуют две противоположные точки зрения: негативная (леворукость – отклонение, у всех леворуких есть нарушения) и позитивно-восторженная (все леворукие гениальны). И первая, и вторая точки зрения далеки от реальности. Среди леворуких людей есть очень успешные, талантливые и даже гениальные (именно о них идет речь, когда вспоминают о Леонардо и Юлии Цезаре, о Наполеоне и Чаплине и многих других), но есть тысячи безвестных неудачников и просто больных людей. Леворукие – не однородная группа, и это связано, прежде всего, с тем, что происхождение леворукости может быть разным.

Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И, тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств.

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

Родителям и педагогу стоит очень внимательно проанализировать историю развития ребенка, использовать специальную методику для определения ведущей руки, чтобы уметь прогнозировать проблемы ребенка, а не пытаться их решить через несколько лет трудностей обучения и неудач.

Среди леворуких довольно много детей со школьными проблемами, однако это не дает основание делать выводы о том, что именно леворукость является их причиной. Еще раз подчеркнем – леворукость в таких случаях скорее сопровождает нарушения в состоянии здоровья и отклонения в развитии, причем те и другие проявления могут иметь как единую общую причину, так и разные факторы, определяющие их возникновение.

В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих поблеем? Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания, а осложняет ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могли бы при тех же условиях возникнуть и у праворукого ребенка. Ребенок чувствует себя ущербным и это тоже усугубляет проблемы.

Что делать? Как помочь ребёнку?

Советы родителям леворуких детей.

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
  2. Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
  3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  4. Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
  5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми.

  1. Научите ребёнка садиться за уроки самостоятельно и оказывать ему помощь только тогда, когда он в ней нуждается.
  2. Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов, через каждые 15-20 минут работы необходимо делать 10-15 минутный перерыв, который ребёнок может использовать по своему усмотрению.
  3. Дать возможность ребёнку самому выбрать, что он будет делать вначале, вы можете посоветовать или порекомендовать, но ни в коем случае не требовать.
  4. Следить, чтобы ребёнок правильно держал ручку, и обеспечить хорошую освещённость правой стороны стола.
  5. Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Надо помнить, что леворукий ребёнок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

Работа по организации помощи при трудностях в обучении.

Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

Примерно раз в неделю (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.

Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее). Отсутствие психологических трудностей влияния большого коллектива, регламентированного режима, значительных статических нагрузок, то есть всего комплекса школьных нагрузок, позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время лишь для учебных занятий, а индивидуальная работа дает возможность учесть все особенности ребенка.

Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).

Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.

Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РОДИТЕЛЯМ

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка; всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам.

Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. И очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Программы по новым образовательным стандартам очень усложнились, и многие дети справляются с ними с трудом. Редкий ребёнок бывает так хорошо подготовлен к школе, чтобы учиться с лёгкостью, и родители такого ребёнка воистину проделали колоссальную работу, развивая сына или дочь.

Ни один учебный год в последнее время не обходится без сетований родителей на сложные и непонятные программы начальной школы, на загруженность детей , необходимость вместе с ними делать домашние задания и другие трудности.

Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.

Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей, но – это дело не только школы, но и родителей. Именно родители могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе.

Школьные трудности гиперактивных детей.

Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.

Во-первых , стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых , необходимо научиться общаться со своим непоседой.

Рассмотрим некоторые рекомендации:

Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.

В-третьях , постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей .

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:

Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех.

При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.

Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной.

Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

Школьные трудности медлительных детей.

Теперь поговорим о другой категории детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения - это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми:

Создавайте такую обстановку дома, которая позволила бы ребёнку выполнять домашнее задание в собственном оптимальном для него темпе.

Начинайте приготовление уроков с менее сложных, затем переходите к более сложным.

Во время приготовления домашних заданий через каждые 30 минут работы давайте возможность ребёнку отдохнуть 10-15 минут, желательно провести физкультминутку под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).

Не торопите, успокаивайте, поддерживайте ребёнка и не забывайте хвалить его за каждое успешно выполненное задание.

Школьные трудности леворуких детей.

Ещё одна группа детей, вызывающая большую тревогу у родителей – леворукие дети. Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам.

Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И, тем не менее, до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств.

Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть.

В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих поблеем? Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания, а осложняет ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могли бы при тех же условиях возникнуть и у праворукого ребенка. Ребенок чувствует себя ущербным и это тоже усугубляет проблемы.

Что делать? Как помочь ребёнку?

Советы родителям леворуких детей.

Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.

Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.

Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми.

Научите ребёнка садиться за уроки самостоятельно и оказывать ему помощь только тогда, когда он в ней нуждается.

Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов, через каждые 15-20 минут работы необходимо делать 10-15 минутный перерыв, который ребёнок может использовать по своему усмотрению.

Дать возможность ребёнку самому выбрать, что он будет делать вначале, вы можете посоветовать или порекомендовать, но ни в коем случае не требовать.

Следить, чтобы ребёнок правильно держал ручку, и обеспечить хорошую освещённость правой стороны стола.

Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Надо помнить, что леворукий ребёнок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

К сожалению, в ситуации, когда у ребёнка в начальной школе возникают трудности в обучении, многие родители занимают совершенно неконструктивную позицию — ребёнка начинают стыдить, ругать, всячески давить на него и наказывать, подразумевая, что эти меры как-то помогут ребёнку начать учиться лучше.

Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Проблемы в учёбе – заботы родителей. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

Спокойствие, только спокойствие!

Больше позитива — старайтесь относиться к домашним заданиям и вообще учёбе в школе полегче, с оптимизмом, с юмором, игрой, а главное — с верой в своего ребёнка. Подбадривайте его и замечайте малейшие успехи, обязательно хвалите каждый шаг вперёд, каждое усилие. Без положительного подкрепления ребёнок никогда не полюбит учиться!

Забудьте всё, что вы вспоминаете о своей школьной поре, перестаньте сравнивать!Сколько лет прошло? Не меньше двадцати? Всё изменилось!

Никогда, ни при каких обстоятельствах не говорите в присутствии ребёнка (даже если вам кажется, что он не слышит) плохо о школе, учителях, директоре, программах, учебниках, уровне образования и т.д. Во-первых, у ребёнка будет достаточно и своих отрицательных эмоций, связанных со школой. Не надо ему добавлять ваши. Во-вторых, для успешного обучения в школе ребёнку необходимо уважать — школьные правила, учителей, директора, учебные программы. А как можно уважать то, что родная мама критикует?

Никогда не выражайте свои сомнения в способностях вашего ребёнка к обучению! Вы подорвёте веру ребёнка в свои силы, а если ребёнок будет слышать это часто, упадёт самооценка, а там недалеко и до проблем с успеваемостью.

С какими бы трудностями ни встретился ребёнок, ваша родительская обязанность — помогать (а не ругать, стыдить или наказывать). Ребёнку не хватило каких-то ресурсов для освоения всех знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения, у него недостаточно развиты психические процессы — внимание, память, мышление, но это не вина его, а беда. Он был недостаточно подготовлен к школе!

Уважайте своего ребёнка! Не кричите, не обзывайте, ни в коем случае не применяйте физические наказания. Вы закладываете будущее вашего сына или дочери — вы хотите, чтобы в нём было насилие и грубость?

Соблюдайте нормальный режим дня. Ученик начальной школы должен спать не менее 9 часов! Каждый день ребёнку надо гулять не меньше часа, а лучше два. Не ленитесь и не заменяйте прогулку посещением кружков и секций. Здоровье — это самое главное!

Ограничивайте время просмотра ТВ и общения с компьютером и другими электронными устройствами. 60 минут в день — это максимум! Ребёнок обязательно найдёт себе более полезные занятия, если вы сможете ограничить пустое времяпрепровождение у компьютера и телевизора. Берите этот аспект под контроль сейчас: чем старше ребёнок, тем меньше надежды переломить ситуацию.

Помогать ребёнку выполнять домашние задания — это не значит делать их за него или подсказывать. Это значит быть рядом и быть внимательным к ребёнку, видеть, с чем он справляется сам, а где ему нужна ваша помощь. С тем, в чём вы ему сейчас помогаете, ребёнок через некоторое время обязательно начнёт справляться сам!

При выполнении домашнего задания через 30-40 минут необходимо делать перерывы 5-10 минут.

Существуют номы продолжительности подготовки домашнего задания:

1 класс – 1 час

2 класс – 1, 5 часа

3-4 класс – 2 часа

Выполнять домашнее задание целесообразнее всего с 15 до 17 часов.

13. Если ваш ребёнок по каким-то причинам пропустил занятия, обязательно

поинтересуйтесь, что проходили в классе и выполните задания, чтобы

ребёнок не отстал от своих сверстников.

14.У маленького школьника должна быть выработана привычка к

неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка

заниматься и заниматься добросовестно. Уроки должны быть сделаны всегда.

15.Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная

проблемами. Наберитесь терпения, ведь работа по преодолению школьных

трудностей очень утомительная и требует умения сдерживаться, не

повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько

14.Расширяйте кругозор ребёнка! Хотя бы два раза в месяц (а если сможете,

каждую возможность показать и рассказать ребёнку что-то новое, пусть

на первый взгляд это и не кажется таким уж важным.

Желаю вам и вашим детям успехов в учёбе и интереса к получению новых знаний!

Единая образовательная платформа. Бесплатный сервис электронных журналов и дневников. Переводит отношения между школой и семьей на высокотехнологичный уровень.



Более 2 миллионов участников образовательного процесса из 3 990 учреждений страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка для родителей.Упражнения на развитие внимания,мышления.

Трудности в обучении младших школьников, их причины, рекомендации родителям о способах их преодоления.

Пропуск букв в письменных работах - причины: низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приёмов самоконтроля.

Частые орфографические ошибки (хотя знают все правила) – причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.

Невнимательность, рассеянность – причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объёма внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

Трудности при решении математических задач – причины: плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.

Затруднения при пересказывании текста – причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.

Трудности в понимании объяснения учителя с первого раза – причины: слабая концентрация внимания, несформированность приёмов учебной деятельности, низкая система восприятия и произвольности.

Постоянная грязь в тетради – причины: слабое развитие мелкой моторики пальцев рук и недостаточный объём внимания.

Плохо запоминают таблицу сложения (а потом умножения) – причины: низкий уровень развития механической и долговременной памяти, слабая концентрация внимания, несформированность приёмов учебной деятельности.

Постоянно забывают дома учебные предметы – причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

Плохо списывает с доски, плохо справляется с работой в классе – причины: неумение работать по образцу. Низкая скорость протекания психических процессов, низкий уровень развития произвольности.

Постоянно переспрашивают – причины: низкий уровень объёма внимания, слабая концентрация и устойчивость внимания, низкий уровень развития переключения внимания и развития кратковременной памяти.

Плохо ориентируется в тетради – причины: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве, слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

Поднимает руку, а при ответе молчит – причины: заниженная самооценка, возможны трудности в семье, внутреннее стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.

Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями – причины: трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

Кроме того, было установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук и телесных движений. Поэтому выполняем физические упражнения: растяжки, дыхательные упражнения, гимнастику глаз (активизируют процесс обучения), пальчиковую гимнастику, упражнения для тела.

В ходе многолетних наблюдений за учащимися канадский исследователь Кейт Станович обратил внимание на одну закономерность: те дети, которые с первых шагов обучения чтению добиваются успехов, в дальнейшем демонстрируют стабильно высокую успеваемость, неуклонное повышение эрудиции

и общего уровня культуры и в итоге во взрослой жизни оказываются в преимущественном положении в сравнении с теми, кто в начальной школе на уроках чтения не блистал. Последние, напротив, демонстрируют снижающуюся год от года успеваемость, пополняют ряды двоечников по всем предметам. Они чаще других бросают школу до окончания обучения и во взрослой жизни чаще вливаются в армию неудачников.

Канадский психолог видит этому следующее объяснение. Чтение, выступающее для учащихся младших классов самостоятельным навыком, требующим освоения, по мере взросления ребёнка начинает выступать уже средством овладения всеми прочими знаниями и умениями, инструментом расширения кругозора и повышения уровня культуры. Те, кто до третьего класса не преуспел в освоении этого средства, в дальнейшем затрудняются в получении всё новых и новых знаний. Отсюда проистекают разнообразные школьные трудности, и как вторичное следствие, - нарушение поведения. Впоследствии восполнить эту недостачу становится ещё труднее: умелые продвигаются вперёд всё более успешно. Отстающие всё более безнадёжно отстают.

Рекомендации помощи детям в преодолении нарушений чтения:

1. Обращать внимание, какие сочетания букв даются сложнее. Напечатать слова с такими сочетаниями для тренировки.

2. Одновременно с этим напечатать текст, где нет таких сочетаний для того, чтобы создать у ребёнка атмосферу безошибочного чтения, положительной установки на чтение.

4. Для увеличения скорости чтения: подбирайте вначале лёгкие стихи, с крупным шрифтом, красиво оформленные, пойте караоке.

5. Для развития словарного запаса и зрительного восприятия текста – заведите блокнот, где записывают дети новое слово и его значение. Это и существительные, и глаголы и прилагательные. Слова, которые дети могут употреблять в речи. Например: ровесник – человек равный по возрасту.

Как бы не строилась учебно-воспитательная работа в классе, можно с уверенностью сказать, что даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания и обучения ребёнка. Им необходима помощь родителей.

Упражнения на развитие внимания.

На столе разложить разные предметы (книга, ручка, кружка, шапка и т. д.) всего 10-15. Ребенок смотрит, затем закрывает глаза, в это время вы что-либо меняете (или убираете предмет, или что-то добавляете, либо меняете местами). Ребёнок открывает глаза и говорит что изменилось.

Ведущий в воздухе пальцем пишет слово по одной букве. Дети их запоминают и затем записывают слово. Для поддержания интереса предоставлять детям быть ведущими.

В течение 1 минуты слушать тишину. Затем рассказать что слышал (капли воды, звуки музыки, стук, шорох, крик за окном и т.д.). Впоследствии время увеличивать на 2, 3 минуты.

Одновременно делать два дела, например: читать простое стихотворение и решать простые арифметические примеры.

Упражнения на развитие памяти

Зачитываются 10 коротких слов, не связанных между собой по смыслу. Например: река, гость, ёж, книга, стул, машина, зуб, пила, чайник, мяч. Слова читать внятно, не быстро. Ребёнок слушает и затем повторяет запомнившиеся слова. В среднем 6-7.

Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не полностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово. В третий раз пропускается другое слово. Затем можно попросить восстановить ряд полностью.

Составление ряда определений к существительному. Каждый из участников (или двое по очереди) повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце своё определение, напр. Жил-был красивый кот. Жил был красивый пушистый кот. Жил-был красивый пушистый кот с зелёными глазами. И т.д. Могут быть использованы различные варианты, напр. Бабушка испекла пирог…

Упражнения на развитие мышления

Даются начальные буквы, напр. В с е п, каждая из которых представляет начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, напр. Всей семьёй ели пирог.

На столе разложить листочки с написанными разными словами (вниз буквами), например: мороженое, машина, подоконник, строили, голубое и т.д. Участник вытаскивает два листка и с попавшимися словами составляет предложение. Оно должно быть связано по смыслу, интересное, развёрнутое. Например: машина и мороженое – папа купил детям мороженое, но скоро пожалел об этом, потому что вся машина стала сладкой. Затем можно усложнять, составляя предложение из трёх, четырёх слов.

Перечислить все возможные способы применения… это может быть любой предмет (напр. газета, кирпич, стакан и т.п.) Определить время для раздумий (5-10 мин.), кто больше придумает способов.

Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Ребёнок должен понять закономерность построения ряда и продолжить его. Например: 1,3,5,7…1,4,7,10…20,16,20…10,8,6…

Учит устанавливать отношения между двумя словами, например: слова ШКОЛА и ОБУЧЕНИЕ – что их связывает? – то, что в школе обучают. На этом примере подобрать подходящее слово к слову БОЛЬНИЦА – это слово ЛЕЧЕНИЕ, потому что, если в школе обучают, то в больнице лечат.

Выбери и подчеркни в скобках подходящее слово:

1. Школа – Обучение

Больница – (Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.)

Картина – (Хромой, слепой, художник, рисунок, больной.)

Стол – (Вилка, дерево, стул, пища, скатерть.)

Муха – (Решето, комар, комната, жужжать, паутина.)

Человек – (Люди, птенец, рабочий, зверь, дом.)

Дом – (Вагон, город, жилище, строитель, дверь.)

7. Пальто – Пуговица

Ботинок – (Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.)

Бритва – (Сено, волосы, острая, сталь, инструмент.)

Рука – (Калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.)

Пища – (Пить, голод, хлеб, рот, еда.)

Игры на развитие воображения.

Один участник задумывает предмет (роза, кирпич, лягушка, родниковая вода, котёнок, грязь, ёжик и т.п.) и передаёт по кругу, показывая мимикой, жестами что передаёт. Каждый должен догадаться, что ему передали. Когда предмет дойдёт до хозяина, участники высказывают свои версии, а затем узнают задуманное. Загадывает следующий участник.

Взять любую известную сказку, и придумать другой сюжет, окончание или дополнительных героев.

Выбирать объекты для наблюдения – облака, камушки, коряги, морозы на стекле, кляксы и т.п. Кто больше и оригинальнее придумает вариантов на что похоже.

Ребёнку предъявляются контуры элементов предметных изображений, напр. неровная палочка, полукруг, кружок – голова с одним ухом или просто геометрические фигуры. Детей просят дорисовать фигуру так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Имеет значение степень оригинальности, необычности созданного ребёнком изображения.

На жёлтых карточках написать имена сказочных персонажей, на красных – современников (людей разных профессий, знакомых, родственников, знаменитостей). Карточки перевёрнуты, ребёнок выбирает одну жёлтую, одну красную карточку, и придумывает сказку с этими персонажами в главной роли. Для примера и поддержания интереса взрослый выбирает своих персонажей и тоже придумывает. Не надо помогать ребёнку в его сказке, делайте это на примере своей.

Игры, повышающие мотивацию обучения.

Смешайте немного соли и перца вместе. А затем попросите ребёнка отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки не принесут никакого результата. Секрет в том, что надо потереть ложку о свитер, желательно сделанный из искусственной шерсти. А затем подержать её над смесью. Перец очень лёгкий. И за счёт этого статистическое электричество на ложке поднимает его и отделяет, таким образом, от соли.

Для ребят очевидной разницей между солью и перцем является их цвет. Эта игра показывает им, что может быть и много других таинственных различий.

Один из самых простых рецептов невидимых чернил – картофельный сок. Для его приготовления необходимо срезать верхушки с обеих сторон большой картошки, поставить её на стол и проковырять в ней дырку внутри. В образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей картошки. Писать можно спичкой, макая её внутрь чернильницы. Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы прочесть послание, необходимо подержать его у огня. Лимон, луковый сок. Молоко или кока –кола также подойдут для этого занятия.

Подобрать чистую твердую куриную кость без трещин. Дать ребёнку потрогать. Положить её на ночь в миску, наполненную уксусом. На следующее утро кость станет гибкой и мягкой. Этот опыт показывает, как уксусная кислота растворяет кальций, который делает кости прочными.

Читайте также: