Преобразование и интерпретация информации в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этапе обучения в начальной школе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.

Учить работать с информацией я начинаю уже с первых дней в первом классе.

Рассмотрим и выполним несколько видов задач при работе с информацией.

I. Задачи на поиск, получение, селекцию, фиксацию информации.

1. Какие птицы спрятались на дереве?

кряваяк
карудодкар
тетеревжужужу
туктукдятелтуктук
капсиницакап
кукуласточкакуку
жстриж
и
в
орёл
л
г
а

На дереве спрятались названия птиц. Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши.__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.

- Как вы видите, одно простое задание решает много важных задач: и внимание, и работа над техникой чтения, и повторение тем по окружающему миру, и математика, и логическое мышление, пополнение словарного запаса, коммуникативные навыки.

2. Условные знаки в быту

Рассмотри знаки.

Расскажи. Видел ли ты эти знаки на ярлычке одежды?

Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?

Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?

Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?

Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?

Определи. Как рекомендуется ухаживать за каждой вещью? Расскажи об этом маме.

Ярлычок – это маленький листок с информацией об одежде с указание рекомендацией по уходу за ней.

II. Задачи на преобразование, интерпретацию и применение информации.

1. Шифровка

Рассмотри таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

Расшифруй слово, используя ключ к разгадке.

6 ☺, 1☺, 7 ☺, 2 ☼, 3 ☼, 1☺.

Запиши слово, которое у тебя получилось. _________________

Запиши. Из скольких цветов состоит радуга? _______________

Какие слова по порядку нужно вспомнить, чтобы не ошибиться в написании цветов радуги?

Нарисуй радугу.

Найди в таблице 7 букв, на которые начинаются названия цветов радуги.

Зашифруй эти буквы в виде цифрового кода.

_______________________________________

Рассмотри таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

Зашифруй несколько слов, используя ключ к разгадке.

Попроси своего соседа по парте расшифровать слова.

2. Какие буквы чаще встречаются в тексте?

Подумай. Какие буквы чаще встречаются в тексте: гласные или согласные?

Прочитай высказывания. Отметь знаком высказывание, с которым ты согласен.

Чаще встречаются гласные.

Чаще встречаются согласные.

Проведи проверку.

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Посчитай в стихотворении все гласные буквы и все согласные и запиши результат в таблицу.

Количество букв

Подтвердилось ли твоё предположение? Напиши._________________________

Сделай вывод.

В стихотворном тексте чаще встречаются ________________________________

3. Информационные знаки

Вспомни. Где пешеходы должны переходить улицу?

Подумай. Запрещающие или информирующие эти знаки?

Объясни. Почему ты так решил?

Рассмотри знаки.

Сравни. Чем похожи эти знаки? Чем они различаются? Расскажи.

Под каждым знаком напиши название пешеходного перехода, который этот знак обозначает.

Докажи. Почему опасно путать эти знаки?

4. Неизвестный гриб

Саша и Маша нашли в лесу незнакомый гриб и принесли его домой.


Подумай. Какую книгу должны взять дети, чтобы узнать название гриба?

Отметь нужную книгу знаком

□ Орфографический словарь.
□ Толковый словарь.
□ Энциклопедия о животных.
□ Атлас – определитель.
□ Атлас карт.
□ Кулинарная книга.

Подумай. По какому признаку ты будешь искать нужную информацию в орфографическом словаре?

Отметь знаком этот признак.

□ Внешний вид.
□ Место нахождения.
□ Название по алфавиту.
□ Название по способу приготовления блюд.

6. Перевёртыши.

Прочитай правила игры.

Перевёртыши – это забавная игра. Игроку даётся фраза. Он должен к каждому слову фразы подобрать слово с противоположным значением. В итоге игры получится известная пословица или поговорка.

Например. Большой пальме жарко летом.

ЩЕЛЧОК

Подбираем слова с противоположным значением.

Большая – маленькая.
Пальма – сосна, ель, ёлка, ёлочка.
Жарко – холодно.
Зимой – летом.

Получилась фраза: Маленькой ёлочке холодно зимой.

Учебная деятельность является ведущей у детей начальной школы. Из всех школьников только дети этого возраста наиболее мотивированы на учёбу. Задача учителя – не упустить этот период, а максимально использовать его для формирования у детей умения учиться.

Задача начальной школы – развить интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей. Именно в начальной школе интеллект ребёнка развивается так интенсивно, как ни в какое другое время.

Развитие младшего школьника – очень сложный психологический процесс. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни человека.

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности лич­ности.

ВложениеРазмер
umenie_rabotat_i_informatsiey.docx 16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Потому что, как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека.

Современная информационная грамотность выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности. Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий и мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности, т.е. умения работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребенка ещё в 1 классе, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.

Предлагаю рассмотреть первую программу, предполагающую 3 уровня работы с текстом:

1) поиск информации и понимание прочитанного;

2) преобразование и интерпретация информации;

-3) оценка информации.

Конечно, основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках чтения, но все данные умения, на мой взгляд, можно трактовать как относящиеся не только к текстовой информации, но и к информации представленной в любом другом виде, например: схемы, таблицы, рисунки.

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах таблицы, в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др. ( ПРИМЕР)

При работе с текстовой информацией, будь то математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения, также задаю вопросы на понимание, например:

о чем текст, выдели основную мысль;

назови или найди заголовок, объясни;

выдели основные понятия;

найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);

спроси, что непонятно и др. ( ПРИМЕР)

Второй блок информационных умений подразумевает преобразование и интерпретацию информации. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение в 1 классе: пересказывать текст; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; научиться выборочному чтению.

Довольно часто приходится преобразовывать информацию и на других уроках, например, на уроке математики - из текста в таблицу, из таблицы в текст (ПРИМЕР); Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность. В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи, поэтому я стараюсь уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение при помощи опять -таки наводящих вопросов или дополнительных заданий типа: найди в тексте всю информацию о…, что говорится о …

Третий блок– оценочный.

Контрольно-оценочные действия – наиболее сложны для овладения ими первоклассниками, и наиболее редки в учебных заданиях и используются чаще всего на уроках чтения, так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. (ПРИМЕР) Первоклассникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения, поэтому для выражения своей точки зрения по тому или иному вопросу опять помогают задаваемые мной вопросы.

Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность. (ПРИМЕР)

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни обучающемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Задание.docx

Выделение главных слов и свёртывание текста.

Исходный текст:

Трусливый охотник перед охотой подкрепился двумя булочками , но струсил и так ослабел, что решил на охоту не идти. Подкрепившись еще тремя булочками, он осмелел, даже зарядил ружьё, но снова струсил. Пришлось ему опять восстанавливать свои силы двумя булочками. Сколько всего булочек истратил охотник на поддержку своих сил?

Интерпретация текста:

Исходный текст:

Для школьной библиотеки купили учебные пособия: для первого класса – на сумму 1280 руб., для второго - на 1325 руб., а для третьего – на 240 руб. больше, чем для первого и второго вместе. Сколько всего денег было затрачено на пособия?

Интерпретация текста:

3. Перестановка предложений для создания текста в традиционной форме.

Исходный текст:

У мамы было 500 руб. Какую сдачу получит мама, если она истратила на муку 160 руб, а на масло в 2 раза меньше?

Интерпретация текста:

4 . Создание концепта для уменьшения его объёма и приближение субъекта и предиката действия друг к другу.

Исходный текст:

На фабрике сшили простыни и наволочки. На каждую простыню израсходовали 4 м 50 см. полотна, а на каждую наволочку – 1 м 70 см. Сколько простыней и наволочек сшили на фабрике, если на все простыни израсходовали 576 м, а на все наволочки - 882 м 30 см полотна?

Интерпретация текста:

Выбранный для просмотра документ выс.doc

Здебская Маргарита Владимировна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

г. Ноябрьск, ЯНАО

Мы же обратим внимание на работу с информацией на уроках математики.

Слайд 2 Я думаю, что ее можно рассмотреть с точки зрения 3 уровней представленных в ФГОС, а именно:

1) поиск информации и понимание прочитанного;

2) преобразование и интерпретация информации;

3) оценка информации.

Слайд 3 В формировании Универсальных учебных действий отдельной строкой выделяется Работа с информацией, включающая в себя 4 раздела:

“ Получение, поиск и фиксация информации”,

“ Понимание и преобразование информации”,

“ Применение и представление информации”

“ Оценка достоверности получаемой информации.

Это значит, что чтение из цели обучения становится базовым навыком для дальнейшего образования. Наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. На уроках математики мы можем вести целенаправленную работу по формированию следующих УУД:

Осознанно читать текст с целью освоения и использования информации;

Работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема)

Находить информацию, факты, заданные в явном виде: числовые данные, отношения и зависимости (н-р, математические); упорядочивать информацию по числовым данным (возрастанию и убыванию)

Понимать информацию, представленную в неявном виде: н-р, выделять общий признак группы элементов…..

Преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.

По результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.

Группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака

Определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию их двух-трёх шагов.

На основе полученных знаний обнаруживать недостоверность полученной информации.

Я хочу вас сегодня познакомить с приёмами работы над задачей.

Работа с информацией начинается уже в 1 классе ещё до знакомства с задачей, когда дети работают по рисункам учебника. Так как анализ любой задачи начинается с осознания последовательности отражённых в ее тексте событий, то важно учить детей устанавливать связи между этапами сюжета и логически верно излагать события.

Как правило, в учебниках присутствуют и специальные задания, целенаправленно готовящие детей к работе с задачами, такие как: восстановление развития сюжета по серии рисунков; составление различных рассказов математического содержания к одному сюжетному рисунку; завершение серии рисунков до полного восстановления сюжета.

Цель таких заданий - сформировать у обучающихся умение рассматривать одну и ту же ситуацию с принципиально разных позиций, что очень важно для предстоящей работы над задачами.

После знакомство с задачей идёт уже целенаправленная работа непосредственно с текстом задачи. Для понимания текста задачи на уроке я использую разные традиционные приёмы: Слайд 4

Словесное рисование сюжета, описанного в тексте задачи

Разбиение текста на смысловые части и выбор необходимой информации для поиска решения.

Выделение в тексте составных частей задачи (условия, вопроса, данных, искомых)

Переформулировка текста задачи; замена описания данной в ней ситуации другой, сохраняющей все отношении и зависимости (но более точно их выражающие)

Составление краткой записи к тексту задачи в виде опорных слов, схем, таблиц, рисунка (т. е. перевод словесной формы информации в -составление задачи по схеме.

Запись числового выражения по математическому тексту, по схеме (перевод словесной и графической формы информации в знаковую)

Сравнение задач, близких по сюжету, но значительно отличающихся по математическому смыслу.

Решение задач с недостающими или лишними данными

Преобразование текста задачи

Вместе с тем, для формирования умения составлять и преобразовывать задачи можно использовать следующие виды упражнений: (по мнению П. М. Эрдниева)

Слайд 5 1. Преобразование текстов, не являющихся задачами, в задачи.

2. Постановка вопроса к данному условию задачи или изменение данного вопроса.

3. Составление условия задачи по данному вопросу.

4. Изменение условия так, чтобы действий в решении стало больше (меньше).

5. Изменение вопроса (условия, данных) так, чтобы задача стала нерешаемой.

6. Внесение в задачу таких изменений, чтобы в ней появились лишние (недостающие) данные.

7. Составление задач по аналогии.

8. Составление обратных задач.

9. Составление текста задачи по данному решению.

Очень часто понимание текста задачи осложняют несколько факторов: наличие длинных предложений, сложная внутренняя структура, информативная насыщенность текста, использование синтаксических конструкций, сложных для понимания (причастный и деепричастный обороты, сложноподчинённые предложения), поэтому очень важно научить ребёнка интерпретации тексов. Интерпретировать текст задачи – это значит изменить текст, сделать его понятным для себя.

Здесь я использую несколько приёмов:

- Выделение главных слов.

- Перестановка предложений для создания текста с трёхчастной формой

- Создание концепта для уменьшения его объёма и приближение субъекта

Предлагаю вам, на практике выполнить задания, использую данные приёмы:

Работаем над текстом под номером 1: Ваша задача: прочитайте текст задачи, подчеркните главные слова и по возможности сверните текст, до текста традиционной задачи.

Проверим результат: - Какие фразы вы подчеркнули? Какой текст теперь у вас получился? Слайд7. (читаю полученное)

Проверим результат: (читаю полученное)

Слайд 9 (1). Работаем над текстом под номером 3: Ваша задача: Переставить предложения в тексте задачи для создание текста понятного детям и удобного для решения.

Проверим результат: (читаю полученное) Слайд 9 (2).

Слайд 10 Работаем над текстом под номером 4: Ваша задача: Уменьшить объем текста задачи – 1)создать концепт – для уменьшение объема и установление зависимости данных в задаче. 2) интерпретация текста

Слайд 11. Проверим концепт: (читаю полученное) концепт и интерпретацию текста задачи.

Говоря о приёмах работы с информацией на уроках математики, представленной в разных форматах, нельзя не сказать о работе с информацией, представленной в виде рисунков, таблиц и диаграмм. При работе с информацией, представленной в вышеперечисленных форматах, у учащихся формируются следующие умения:

умение читать и извлекать информацию, представленную в виде рисунка и использовать её для решения поставленной задачи;

умение читать несложные таблицы;

умение находить и извлекать информацию, представленную в таблице и использовать её для решения поставленных задач;

умение составлять и заполнять таблицу имеющимися данными по установленному правилу

в таблице, для построения столбчатой диаграммы.

умение читать несложные столбчатые диаграммы и извлекать информацию, представленную в диаграмме для решения поставленной задачи;

умение дополнять и составлять диаграмму в соответствии с текстом;

Таким образом, при обучении решению задач существенным является не просто отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций.

Басалаева М. В. О стратегиях интерпретации текста арифметических задач. - Вестник Красноярского государственного педагогического университета

им. В.П. Астафьева. Т. 1. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3 (17) / Крас-

нояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2011. – 3

Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

Шорникова И. В. Некоторые виды работ по преобразованию задач. // Начальная школа. 1991, №11, с 21-23.

Эрдниев П. М. и Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. – М.: Педагогика, 1998, 220 с.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Основная школа Выпускник научится структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста). Начальная школа Выпускник научится пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Похожие презентации

Задача учителей начальных классов сегодня заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией, как показателем общего развития личности. В результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Оценить 3223 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Формирование навыков

работы с информацией

в начальной школе

Финогенова Виктория Николаевна,

учитель начальных классов

Актуальность

Задача учителей начальных классов сегодня заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становленияумений работать с информацией, как показателем общего развития личности.

В результате изучения всех без исключения учебных предметов выпускники смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

В начальной школе формируются познавательныеучебные действия учащихся при работе с информацией:

умениеизвлекатьинформацию, представленную в разных источниках знаний (учебник, справочная литература, словарь, Интернет) и в разной форме (словесной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой);

умениеобобщать, систематизировать,преобразоватьинформацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот);

умениекодировать и декодировать информацию (состояние погоды, принадлежность растений к разным группам, знаки охраны здоровья, результаты наблюдения, опыта).

При работе с учебным и научно-популярным текстом как с источниками информации особое внимание уделяется формированию следующих умений:

осознанночитать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, решения учебно-познавательной задачи, поставленной перед его чтением, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации для выполнения различных заданий;

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;

делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план пересказа;

вычленятьсодержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста;

сравниватьмежду собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака;

пониматьинформацию, представленную в тексте в неявном виде;

пользоваться словарями, справочниками;

делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования;

высказывать оценочные суждения о прочитанном, осмысливать и сопоставлять различные точки зрения.

Продолжают развиваться и следующие умения:

анализировать, характеризовать, сравнивать, классифицировать природные, социальные объекты и явления на основе ихвнешних признаков;

устанавливатьпричинно-следственные связи и зависимости (между живой и неживой природой, между образом жизни и здоровьем человека);

пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях;

объяснятьпричины природных явлений, последовательность их протекания.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, поэтому необходимо готовить их к данной деятельности, а значит –учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как:

поиск информации и понимание прочитанного;

преобразование и интерпретация информации;

Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение.

В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу, и, наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям.

Чаще встречаются задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы.

Реже или совсем не встречаются задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице.

В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на овладение способами свёртывания и хранения информации, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания. При этом велика роль учителя.

Одной из самых эффективных форм подачи, систематизации и хранения информации являются таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Мы рассмотрим ряд приёмов и заданий, выполнение которых позволит ученикам уже в начальной школе не только получить общие представления о формах представления информации, но и позволят развить навык представления и использования такой информации в учебной и повседневной деятельности.

Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.

Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально. За счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь признаков и т. п. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.

Таблицы могут быть сравнительными, обобщающими и тематическими: различия заключаются в графах. При работе с таблицами в начальной школе следует отметить, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. До выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Цель рассмотрения подобных примеров – формирование у младших школьников представлений о том, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией помещенной в них и составлять их самим.

Приведем примеры заданий, направленных на формирование умений и навыков работы с таблицами.

Используя данные таблицы, ответьте на вопросы. На сколько граммов яблоко легче апельсина? На сколько граммов яблоко легче дыни? На сколько граммов яблоко тяжелее лимона? Чему равна масса 5 яблок? Что легче: 2 яблока или 3 лимона? На сколько масса арбуза больше массы дыни? Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 2 яблок? Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 4 яблок?

Приложение: примеры заданий, направленных на формирование умений и навыков работы с таблицами.

Так как большинство учебников содержат лишь готовые таблицы для работы, можно предлагать учащимся заданияна составление таблиц по имеющимся данным.

Например, предложить провести опрос среди одноклассников и друзей на разнообразные темы (как добираются до школы ученики вашего класса, какие кружки или секции посещают ваши одноклассники, какие домашние животные есть у них дома и т. д.) Полученные сведения представить в виде таблицы. Постепенно необходимо увеличивать трудность заданий: предлагать для анализа более обширные таблицы данных, по которым сложнее ориентироваться и, используя их, заполнять новые таблицы.

Доступным для учащихся средством графического изображения статистических данных являются диаграммы, дающие обобщающую картину взаимосвязей единиц статистической совокупности и способствующие выявлению закономерностей.

К рассмотрению диаграмм целесообразно перейти после того, как у младших школьников выработаны навыки работы с таблицами. Если с таблицами младшие школьники встречались ранее, то понятие диаграммы может оказаться для них совершенно новым. Поэтому начинать знакомство учащихся с диаграммами разумнее с конкретного примера, иллюстрирующего, что такое диаграмма и для чего она нужна. Для этого можно рассмотреть, например, такую задачу.

Задача. В зоопарке 11 крокодилов, 6 медведей, 9 обезьян, 3 слона. Представьте данные этой задачи в виде таблицы.

Таблицы позволяют представить необходимую информацию в удобной для восприятия форме. Еще более удобным способом представления информации является графический, то есть на рисунках. Давайте внимательно посмотрим на рисунок 1, построенный по исходной таблице. Этот рисунок и называется диаграммой.

Для формирования умений, связанных с использованием диаграмм, предлагаем следующие задания.

Дайте ответы на поставленные вопросы, используя диаграмму.

Сколько литров сока в большой и средней банках? Сколько литров сока в средней и маленькой банках? Сколько литров сока в трех банках? На сколько литров сока больше вошло в большую банку, чем в маленькую? На сколько литров сока в большой и маленькой банках вместе, больше, чем в средней?

Важно выработать у учащихся четкий алгоритм построения столбчатых (линейных) диаграмм:

подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин;

изобразить шкалу на вертикальном координатном луче, а на горизонтальном луче отметить на равном расстоянии друг от друга точки по числу имеющихся величин;

от выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбцы), высота которых равна значению соответствующей величины.

Диаграмму, построенную таким способом, называютстолбчатой диаграммой, но если вместо столбиков изобразить линии той же высоты, получим новый вид диаграммы— линейную диаграмму. Далее целесообразно предложить учащимся построить несколько диаграмм для отработки шагов алгоритма с разбором у доски.

Статистическую информацию можно изображать с помощьюкруговой (секторной) диаграммы, которая представляет собой круг, разделенный на секторы.

Маша, Саша, Катя, Лена, Ваня и Миша пошли в пиццерию. На диаграмме показано, сколько кусков пиццы съел каждый из них. Ответьте на вопросы. Кто из ребят съел пиццы больше всех? Кто из ребят съел пиццы меньше всех? Кто из ребят съел одинаковое количество кусков пиццы? Сколько кусков пиццы вместе съели ребята? Сколько кусков пиццы съели вместе Маша, Лена и Катя?

После того, как учащиеся справятся с этими заданиями, можно перейти к изучению круговых диаграмм. Необходимо продемонстрировать учащимся пример круговой диаграммы, которая может быть построена по таблице 3.

До этого вы строили столбчатые и линейные диаграммы, но существует еще один вид диаграмм — круговые диаграммы. Такая диаграмма представляет круг, разрезанный на дольки, каждая из долек соответствует одному из значений изучаемого признака (в нашем случае — пол ребенка), ее размер пропорционален интересующей нас величине (количеству новорожденных данного пола).

При изучении данной темы у учащихся должен быть сформирован четкий алгоритм построения круговых диаграмм: найти часть целого, которая приходится на каждую из величин; найти величины центральных углов, соответствующих каждой части; построить в данной окружности центральные углы, соответствующие каждой части.

Для закрепления навыков нужно предложить школьникам задания, требующие построить диаграмму другого вида по имеющейся.

Для анализа динамики явлений удобны линейные статистические графики: на одном чертеже наносят несколько таких графиков и производят их сравнение. По графикам легко видеть не только то, насколько возрос тот или иной показатель, но и как это изменение связано со временем, за которое данное изменение произошло. Поэтому такие графики по праву можно считать содержательным компонентом формирования первоначальных представлений о случайных явлениях и процессах.

На рисунке дан график движения велосипедиста. Пользуясь графиком, ответьте на вопросы.

Сколько километров проехал велосипедист: за первый час движения; за третий час движения; через два часа после выезда; через 5 часов после выезда? Сколько времени затратил велосипедист на весь путь? За сколько часов он проехал 10 км, 20 км,35 км? Сколько раз велосипедист отдыхал? Сколько времени велосипедист отдыхал? Вычислите, с какой скоростью ехал велосипедист до остановки. Вычислите, с какой скоростью ехал велосипедист после второй остановки.

Схемы – это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками, а отношения и связи – взаимным расположением. Схемы бывают сущностными, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов, логическими, а также в виде графиков и диаграмм.

Используя предложенные слова клён, сирень, растение, деревья, малина, сосна, смородина, кустарники, впишите их в схему.

Ключевые слова должны раскрывать суть и содержаниесхемы, схема может быть конкретизированной или обобщённой; стрелки связей в схеме должны раскрывать логику построения схемы.

На примере фрагмента урока окружающего мира покажем, как можно формировать умения, связанные с представлением информации.

Найдите часть текста, которую можно представить в виде таблицы. Как назовём столбики? Какую информацию представим в них?

Запишите в таблицу названия тел и веществ, из которых они сделаны.

Проверка по образцу.

Можно ли тела сгруппировать? По какому признаку?

айдите часть текста, которая представлена в виде схемы (предлагается готовая схема)

Прочитайте схему. Как можно её назвать? Почему?

Представьте информацию этого абзаца в виде схемы (самостоятельно, в группах)

Читайте также: