Преемственность логопеда доу и школы

Обновлено: 05.07.2024

Целевые ориентиры, обозначенные, в Стандарте дошкольного образования, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Переход на новую ступень образования является для многих детей непростым этапом, тем более для детей с ОВЗ.

Я работаю учителем - логопедом на группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Если ребенка с ТНР не обучать в детском саду звуковому анализу, не учить навыкам слияния звуков в слог и слово, не готовить руку к письму, не формировать навык правильного употребления различных грамматических категорий, не обучать навыкам связной речи, то такому ребенку обучаться в школе довольно трудно. В детском саду педагоги создают предпосылки для последующего успешного обучения в школе. Большая часть детей, к завершению дошкольного образования, достигает возрастных норм по речевому развитию. Но часть детей переходит в школу с нарушениями речи. Эти дети испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, затрудняют обучение. Подготовка к обучению в школе детей с ТНР невозможна без преемственности в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб.

В последние годы сотрудничество учителей-логопедов детского сада и школы начинает налаживаться. Но всё же существуют объективные и субъективные причины, мешающие осуществлению преемственности в работе. Учителя – логопеды школ не всегда имеют чёткие представления о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя- логопеды ДОУ малознакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов.

Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом сданным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности.

Поэтому необходимо учителям- логопедам ДОУ и школы наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.

Включать в годовой план работы логопедов мероприятия по преемственности.

Организовать взаимодействия учителей- логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Актуальность проблемы заключается в том, что и в теории, и практике в Реализация преемственности между звеньями должна обеспечивать создание системы непрерывного образования (коррекции) с учетом:

самоценность каждого возраста: опора на достижения предыдущего этапа;

индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;

развитие ребенка с учетом уровня достигнутого и продвижение его вперед;

гуманизация, как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку;

открытость человека изменяющемуся миру;

сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей.

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. Это возможность отследить катамнез своих воспитанников, динамику их коррекции и развития.

В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Объём диагностической работы в начале сентября, который логопед школы должен охватить, бывает трудно оценить. Наполняемость школ различна. И если в одной школе набирают 3-4 первых класса, то в других их количество может составлять 10-12. При этом нужно отследить и письменные работы учащихся остальных классов начальной школы. В тоже время для постановки правильного диагноза и разработки адекватной программы для каждой подгруппы требуется значительного количество времени. Следует отметить, что у логопедов школ нет разработанных и утверждённых коррекционных программ. Мы можем пользоваться только методическими рекомендациями и уже на их основе составлять программу на каждую подгруппу. И это приходится делать практически каждый год.

План работы по осуществлению преемственности ДОУ–школа

Составление координационного плана совместной работы логопедов, учителей и воспитателей.

Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).

Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.

Проведение родительского собрания для будущих первоклассников

Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников

Посещение занятий в ДОУ учителями, логопедами школы.

Проведение совещания-“круглого стола” по передаче детей в школу (май).

Посещение уроков в школе логопедами

Проведение совещания-“круглого стола” на базе школы.

Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:

- ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;

-ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;

-составлении плана работы по устранению речевых нарушений;

-посещение занятий в ДОУ логопедами школы;

-участие в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);

-составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещание-“круглого стола” (май);

-передаче сопроводительных карт воспитанников ДОУ (май);

-ознакомление с планом сопровождения учеников-логопатов;

-посещение занятий в школе логопедами ДОУ

-участие в работе совещания-“круглого стола” на базе школы.

Что дает такое взаимодействие?

Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.

Целостное видение проблем будущего ученика.

Экономию времени в диагностировании ребенка.

Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.

Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.

Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.

Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:

более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;

успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;

стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;

коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;

отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;

возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;

прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.

Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.

Предложения для учителей-логопедов:

Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.

Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.

Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.

Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.

Проблема преемственности в работе детского сада и школы в условиях реализации ФГОС продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе ДОО и школ.

На начальном этапе, то есть при поступлении воспитанников в группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи ДОУ, учителю-логопеду необходимо выявить уровень сложности речевых нарушений и провести коррекционную работу, что дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Далее, когда воспитанники покидают стены дошкольного учреждения очень важно выработать единый подход к коррекции развития, учащихся учителю - логопеду школы. Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие помогает учителям-логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы логопедической службы школы, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума.

Важно, чтобы дети 7–летнего возраста владели, прежде всего, нормативным звукопроизношением, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения. Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. В. Спирова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова) доказали: существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ по русскому языку неуспевающих учеников позволил им выделить 4 группы специфических ошибок. Это такие ошибки, как замены букв, нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, нарушения употребления лексико-грамматических категорий, ошибки в построении предложений. В исследованиях отечественных ученых вышеперечисленные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовки ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, т. е. как результат недоразвития устной речи ребенка.

Сложности организации преемственности возникают из-за того, что воспитанники логопедических групп идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.

В настоящее время в рамках работы городского МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов отрабатывается система взаимодействия дошкольных и школьных логопедов : проводятся совместные семинары-практикумы по проблеме коррекции речевых нарушений, пропедевтической работы речевых нарушений у младших школьников, проходит обмен опытом по применению различных форм взаимодействия с родителями детей-логопатов.

1. Составление координационного плана совместной работы учителей-логопедов, учителей и воспитателей.

2. Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).

3. Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.

5. Открытые уроки, непосредственно образовательная деятельность, консультации для будущих первоклассников.

6. Посещение непосредственно образовательной деятельности в ДОУ учителями, учителем-логопедом школы.

Взаимодействие учителей-логопедов ДОО и школы осуществляется в :

• ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;

• ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;

• составлении плана работы по устранению речевых нарушений;

• посещении непосредственно образовательной деятельности в ДОУ учителем-логопедом школы;

• участии в проведении родительского собрания, консультировании будущих первоклассников (февраль);

• передаче речевых карт воспитанников ДОУ (май);

• ознакомлении с анамнезом детей-логопатов (сентябрь);

• проведении совместного логопедического обследования (сентябрь);

• коллегиальной постановке речевых заключений;

• ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;

Что дает такое взаимодействие?

• Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.

• Целостное видение проблем будущего ученика.

• Экономию времени в диагностировании ребенка.

• Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.

• Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.

• Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.

Результатом совместной работы учителей-логопедов ДОО– школы является :

• более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;

• успешное выполнение работы по коррекции звукопроизношения в стенах ДОУ;

• стопроцентный охват детей, нуждающихся в логопедической помощи;

• коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФФНР;

• отсутствие разночтений в речевых заключениях у учителей-логопедов ДОУ и школы;

• возможность отслеживания учителями-логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;

• прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описывается что подразумевается под преемственностью дошкольных и школьных учрежденй. Актуальность данного направления работы логопедов, модель, цель и задачи.

Тема: Преемственность в коррекционной работе

логопеда дошкольного образовательного учреждения и школы.

Преемственность в работе дошкольной и школьной

логопедических служб.

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

В связи с изменениями социальной ситуации, запросов современного общества, здоровья детей и подростков были разработаны и вступили в силу образовательные стандарты второго поколения. Качественно новый подход к процессу и результатам обучения уже смогли опробовать на себе как дошкольное, так и школьное звено. Выдвинута идея и сформирована концепция непрерывного образовательного процесса. Заговорили о необходимости обеспечения и реализации преемственности в работе всех уровней образовательных учреждений.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании многозначна. В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. «В этом смысле преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.

Что же такое взаимосвязь?
• Взаимосвязью является – тесное сотрудничество образовательных учреждений в своей работе. Постоянное взаимодействие в разных видах деятельности, которое необходимо для достижения положительного результата.

В настоящий момент вопрос преемственности обсуждается и на государственном уровне.

-выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;

-определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;

-обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;

-даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.

А.В.Батаршев выделяет три компонента и закладывает их в основу процесса преемственности ступеней образования: стимулирующе-мотивационный (личностный аспект ребенка), содержательный и процессуально-деятельностный(методы, формы, средства деятельности участников педагогического процесса).

Еще раз отметим, что содержательный компонент осуществляется утвержденными программными материалами. Таковых материалов пока не существует. С этой стороны мы с Вами не можем подойти объективно.

Основная идея преемственности базируется на личностном аспекте и теории деятельности. Общую схему которой сформулировали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и Д.Б.Эльконин. "В ее основу положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка'' (В.В.Давыдов).

Модель преемственности:

Стимулирующе-мотивационный (личностный аспект ребёнка)

Процессуально-деятельностный аспект: Методы, формы, средства деятельности участников педагогического процесса.

Содержательный компонент (программные материалы).

В чем же заключается эта взаимосвязь и преемственность между этими звеньями логопедических служб?

Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.

Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.

В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе.

В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

Цель данной системы преемственностиреализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Непрерывное образование от 3 до 10 лет. Подготовка к интегрированному обучению детей с нарушениями речи.

(Л.Н. Ефименкова; Г.Г. Мисаренко; А.В. Ястребова; Л.Ф. Спирова; Т.П. Бессонова)

Определение общих целей непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, определяет решение следующих приоритетных задач:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста).

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Реализация преемственности между звеньями должна обеспечивать создание системы непрерывного образования (коррекции) с учетом:

самоценность каждого возраста: опора на достижения предыдущего этапа;

индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;

развитие ребенка с учетом уровня достигнутого и продвижение его вперед;

гуманизация как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку;

открытость человека изменяющемуся миру;

сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей.

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума. Это возможность отследить катамнез своих воспитанников, динамику их коррекции и развития.

В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. Объём диагностической работы в начале сентября, который логопед школы должен охватить, бывает трудно оценить. Наполняемость школ различна. И если в одной школе набирают 3-4 первых класса, то в других их количество может составлять 10-12. При этом нужно отследить и письменные работы учащихся остальных классов начальной школы. В тоже время для постановки правильного диагноза и разработки адекватной программы для каждой подгруппы требуется значительного количество времени. Следует отметить, что у логопедов школ нет разработанных и утверждённых коррекционных программ. Мы можем пользоваться только методическими рекомендациями и уже на их основе составлять программу на каждую подгруппу. И это приходится делать практически каждый год.

Трудности осуществления преемственности:

К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:

1. Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;

2. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.

3. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.

4. Нет взаимодействия МО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ в направлении преемственности.

План работы по осуществлению преемственности ДОУ–школа

Составление координационного плана совместной работы логопедов, учителей и воспитателей.

Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).

Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.

Проведение родительского собрания для будущих первоклассников

Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников

Посещение занятий в ДОУ учителями, логопедами школы.

Проведение совещания-“круглого стола” по передаче детей в школу (май).

Посещение уроков в школе логопедами

Проведение совещания-“круглого стола” на базе школы.

Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:

-ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;

-ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;

-составлении плана работы по устранению речевых нарушений;

-посещении занятий в ДОУ логопедами школы;

-участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);

-составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания-“круглого стола” (май);

-передаче сопроводительных карт воспитанников ДОУ (май);

-ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;

-посещении занятий в школе логопедами ДОУ

-участии в работе совещания-“круглого стола” на базе школы.

Что дает такое взаимодействие?

Четкое представление о психофизических особенностях будущего первоклассника.

Целостное видение проблем будущего ученика.

Экономию времени в диагностировании ребенка.

Постановку и формулирование грамотного речевого заключения.

Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей-логопатов.

Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала учащимися.

Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:

более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;

успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;

стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;

коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;

отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;

возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;

прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.

Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.

Предложения для учителей-логопедов:

Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.

Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.

Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.

Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.

Общие предложения:

По возможности, создать и апробировать единые коррекционные программы речевого развития детей.

Разработать нормативно-правовую базу для обеспечения данной модели преемственности.

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и логопеда школьного логопедического пункта.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Актуальность проблемы преемственности в работе учителей-логопедов детского сада и школы заключается в том, что для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопункте, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести до минимума.

В свою очередь, школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада. Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы все этапы были взаимосвязаны и вытекали один из другого. [4; с. 10 - 14]

Для логопедов преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

В чем же заключается эта взаимосвязь и преемственность между этими звеньями логопедических служб? Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе. В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Дети, поступающие в группы с речевыми нарушениями, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Далее, когда дети покидают стены логопедической группы очень важно выработать единый подход к коррекции развития учащихся логопеду школы. Ему нужно тесно взаимодействовать не только с логопедом дошкольного учреждения, но и родителями учащихся и с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, то есть осуществлять целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников. [3; с. 64-69]

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов известно, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В частном порядке ко мне обращаются школьники с дисграфией, которые посещали детские сады, где есть логопеды. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и мне кажется, что один из резервов – это более тесная связь между логопедами детского сада и школы, воспитателями и родителями.

Огромна роль, которую играет речевое развитие (например, развитие фонематических функций) в исправлении недостатков звукопроизношения, развитии речи в целом и формировании процессов чтения и письма. Однако трудности своевременной диагностики и неохваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь на школьном логопедическом пункте. Кроме того, на логопункты попадают и выпускники речевых групп. С ними требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне. Дальнейшая логопедическая работа с такими детьми должна строиться дифференцированно, с учётом проведённого ранее специального обучения. Дифференцированной должна быть и практика педагогического сопровождения. Работа школьного логопеда должна опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, в одних случаях, или начинаться с первичных этапов коррекции, в других.

Тогда основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:

  1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
  2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
  3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано следующими причинами:

  • часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами;
  • учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы. [2; с. 19- 27]

Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей-логопедов.

Взаимодействие логопедов ДОУ и школы может осуществляется в:

  • ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
  • ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
  • составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
  • посещении занятий в ДОУ логопедами школы;
  • участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников;
  • составлении подробной характеристики детей-логопатов;
  • передаче речевых карт воспитанников ДОУ;
  • ознакомлении с анамнезом детей-логопатов ;
  • ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;
  • посещении занятий в школе логопедами ДОУ;

Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:

  • более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;
  • успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;
  • стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;
  • коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;
  • отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;
  • возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;
  • прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.
  • сформированное позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
  • достижение необходимого уровня читательской компетенции и общего речевого развития;
  • овладение чтением как видом коммуникативной деятельности.

Единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах массовой школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности. Таким образом, изучение темы, связанной с коррекционно-логопедической работой с дошкольниками и школьниками, имеющими различные нарушения в речевом развитии, представляется актуальным.

Типология специфических ошибок письма.

I. Ошибки на уровне буквы и слога.

1. Ошибки звукового анализа:

  • пропуски (снки – санки, кичат – кричат, девча - девочки);
  • перестановки (чунал – чулан, корвом – ковром, нагалух – на лугах);
  • вставки (шекола – школа, ноябарь – ноябрь, сахахрный – сахарный, аавгуст - август).

2. Ошибки фонематического восприятия: смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (дедошка, клёква, самолют, тавно, деди, долко).

3. Смешение букв по кинетическому сходству (тетродь, рыдоловы, стешил, дорохки, февраяь, габота над ошидками).

4. Персеверации (застревание):

5. Антиципация (упреждение, предвосхищение):

  • в пределах слова (на девевьях, с родмыми мастами);
  • в пределах словосочетания, предложения (жукчат ручейки, жалобко)замяукал котёнок.

II. Ошибки на уровне слова.

  1. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку (вкармане, при летели, в зяла, с мотри).
  2. Контаминация (лептбау – лепят бабу, блзм – была зима).
  3. Нарушение функции словообразования (лёдик, ногища, медведин, медведий хвост).

III. Ошибки на уровне предложения.

  1. Отсутствие обозначения границ предложений: заглавных букв и точек.
  2. Аграмматизмы – нарушение связи слов в предложении (на ветки деревьях, упал с санкох, большая белая пятно, Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья).

С помощью такой дифференциации ошибок учитель сам может выявить детей, требующих логопедической помощи. [5; с. 72-73]

Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

Читайте также: