Преемственность доу и дши

Обновлено: 02.07.2024

Статья о Формах и методов преемственности между ДОУ и начальной школы. Задачи музыкального образования дошкольников: Задачи музыкального образования в начальной школе (по Е. Д.Критской)Введение, новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного и дошкольного образования – важный этап в преемственности детского сада и школы. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Оценить 486 0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

«Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый

мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче,

чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые

Д. Шостакович

Коллеги, давайте с вами вспомним задачи музыкального образования дошкольников

Задачи музыкального образования дошкольников:

1. Сформировать основы музыкальной культуры ребёнка, а через неё и его

художественную, эстетическую и общую духовную культуру.

2. Развить музыкальность ребёнка;

3. Сформировать и развить все компоненты музыкально - эстетического

сознания ребёнка (в доступных его возрасту границах).

4. Создать условия для проявления творческой активности ребёнка в различных видах музыкальной деятельности.

5. Научить ребёнка навыкам общения с музыкой как «искусством

музыкальным произведением, включающим первоначальное знание о музыке

и музыкантах, музыкально-практические умения и навыки, личностное

отношение к музыке.

А сейчас мы сравним задачи дошкольного образования с начальной школы и сделаем выводы.

Задачи музыкального образования в начальной школе (по Е. Д.

культуре художественные произведения;

2. Воспитывать у учащихся чувство стиля, формировать их «интонационный

3. Развивать у школьников способность отличать музыку одного

композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль,

таким образом, формируя важнейшее качество восприятия, определяющее музыкальную грамотность учащегося;

4. Развивать интуицию как способ художественного обобщения, познания

музыки (по мнению авторов программы дети могут воспринимать гораздо

более сложный и содержательный пласт музыки, чем это предполагается);

6. Способствовать овладению учащимися основными музыкальными

понятиями и терминами и использованию их в своей музыкальной

7. Расширять интонационно-образный багаж ребёнка;

8. Развивать умение у учащегося эмоционально откликаться на музыку,

формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству как части

окружающей его жизни;

9. Расширять исполнительскую деятельность школьников, развивать навыки

коллективного музицирования (пение, игра на музыкальных инструментах,

пластическое интонирование, простейшие импровизации и др.)

Довольно поставленных задач очень много и все их нужно выполнять. Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений. Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

И теперь мы переходим с вами к преемственности.

Воспитание и развитие детей на каждой возрастной ступени имеет свои задачи, содержание, методы воспитания и обучения, обусловленные возрастными особенностями детей. Каждая ступень преемственно включает

в обобщенном виде то, что создано предшествующим этапом обучения, а так

же элементы того нового, что характерно для последующей ступени.

Таким образом, преемственность музыкального воспитания включает в себя:

- систематичность расположения музыкально-педагогического материала;

- взаимодействие старых (имеющихся) и новых знаний, умений, навыков; ---

- последовательность роста педагогических требований ко всему учебно-воспитательному процессу (и в детском саду и в школе).

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны, Как вы думаете, коллеги знакомиться с чем? формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

работа с детьми;

сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• участие в театрализованной деятельности;

2. Взаимодействие педагогов:

Систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей на основе преемственности способствовует их общему развитию и воспитанию, а так

же моральному и интеллектуальному их развитию. Авторы, чьи идеи, концепции, разработки воплощены впрограммах музыкального образования:

Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова, Л. В. Школяр, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Безбородова, Б. В. Асафьев, В. В. Медушевский, В.

А. Школяр, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова и др.

Это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных дел, содержание и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка.

Музыкальный руководитель – это первый человек в жизни ребёнка, открывающий ему удивительный и прекрасный мир – мир музыки и танца, фольклора и сказки. Именно от нас зависит, останется ли для ребёнка этот мир загадкой, или же станет верным спутником на всю жизнь. И пусть не все станут в будущем знаменитыми музыкантами, танцорами, художниками, главное – те душевные качества, которые пробуждает в нас музыка.

В нашем детском саду мы отслеживаем преемственность работы по музыкальному воспитанию. Многие выпускники нашего детского сада поступают в школу искусств на разные отделения, приглашают на свои выступления. Также посещают кружки и студии в Доме культуры.

Формирование основ музыкальной культуры в процессе преемственности с детской музыкальной школой

Музыкальное образование как профессиональная деятельность – это кропотливый труд, имеющий глубокий гуманистический смысл, включающий совокупность усилий педагога, осознанно предпринимаемых им для достижения целей и решения задач музыкального образования.

Важнейшим условием для достижения целей музыкального образования является формирование у детей потребности в общении с музыкой.

Опыт музыкально - творческой деятельности ребёнка проявляется в способности самостоятельно применять полученные знания и усвоенные способы действий в новых ситуациях, проявляя при этом изобретательность и оригинальность, фантазию, быстроту реакции при выполнении творческих задач:

• реализовать эстетическое воспитание подрастающего поколения; формирование начал музыкальной и общей духовной культуры.

• выявить музыкально и художественно одаренных детей, обеспечить соответствующие условия для их образования и раскрытия творческого потенциала;

• приобщение детей к культурному музыкальному наследию прошлого и настоящего, к мировой и национальной музыкальной культуре.

• реализовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития эстетических норм поведения и морали личности и общества;

выявление и развитие задатков и способностей детей.

Важным элементом музыкального сознания ребёнка является его музыкальный вкус, проявляющийся в способности высказывать свои суждения о музыке и давать ей мотивированную оценку. Способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой выступает показателем развитого музыкального вкуса ребёнка. Оценка музыки ребёнком свидетельствует о его сознательном отношении к своим музыкальным установкам и переживаниям.






Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки Содержание. 1. Пояснительная записка. Обоснование актуальности и значимости проблемы. 3 2. Теоретическая часть. 3 3. Практическая часть.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дошкольное образовательное учреждение

Преемственность и непрерывность воспитания между дошкольным и начальным образованием – тема актуальная и социально значимая в настоящее время. Понятие преемственности охватывает разнообразие вариантов воспитательных систем, процесс их развития, воспитания и обучения каждого ребёнка, применение разных технологий в учреждениях, учитывая традиции и перспективы преемственности.

Введение новых Государственных образовательных Стандартов дошкольного образования – важный этап преемственности детского сада и школы. Всё это позволяет последовательно решать воспитатель задачи, обеспечивающие непрерывность воспитательно-образовательного процесса.

- анализ воспитательного процесса дошкольного учреждения, школы, семьи;

- ориентирование на личность воспитанника, его целостное развитие и эмоциональное благополучие;

- перенос позитивных качеств на личность воспитательной работы из дошкольного учреждения в школьную жизнь ребёнка, с целью постепенно и преемственного развития личности.

Учитывая возрастные особенности, особенности обучения и воспитания детей, музыкальный педагог успешно реализует педагогические условия эффективной преемственности между ДОУ и начальной школой:

- рационально организовывать детскую музыкальную деятельность в зависимости от её видов с развивающим содержанием, ориентируясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- рационально использовать формы и методы взаимодействия с детьми, ориентируясь на личностный подход;

- обмениваться опытом работы, творческими находками, поиском новых идей – помочь ребёнку самостоятельно решать творческие задачи, формировать творческое воображение, направленное на интеллектуально – личностное развитие ребёнка.

Выполнение этих задач будет наиболее успешным в том случае, если эта работа проходит в условиях систематического, целенаправленного воздействия педагога на детей в процессе их обучения

Как показал опыт работы, преемственность задач, содержания, методов и приемов музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и в 1 классе школы создает благоприятные условия для интенсивного музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.

Преемственность в обучении пению на основе осознания звуковысотности и длительности звуков, понимания графической записи песен, приобщения детей к пению по нотам, систематического использования движений дает возможность добиться у всех детей этого возраста надлежащего развития музыкального слуха, в первую очередь навыка чистого интонирования.

Овладение детьми основными певческими навыками (дикция, дыхание, звукообразование, строй, ансамбль), конечно, в силу их возрастных возможностей, способствует эмоциональному, выразительному и правильному пению. А это обеспечивает воспитательное воздействие песен на детей. Только качественное исполнение песни может доставить эстетическое наслаждение.

Преемственность песенного репертуара, использование игры на металлофоне и пение под аккомпанемент металлофона способствует широкому проникновению песни в быт ребенка. Коллективное пение сплачивает детей, повышает чувство ответственности друг за друга, они становятся более собранными, внимательными.

Преемственность в слушании музыки на основе расширения и углубления возможностей ее восприятия детьми 6-8 лет за счет повторного слушания ознакомления с произведениями народной, классической и современной музыки развивает общую музыкальность детей, расширяет их музыкально-эстетический кругозор, формирует художественный вкус.

Повторное слушание некоторых музыкальных произведений из программы подготовительной группы детского сада в 1 классе школы способствует более глубокому осознанию музыки, ее характера, выразительных средств, обогащает музыкальные впечатления детей.

Преемственность в слушании музыки создает, таким образом, возможность более интенсивного развития музыкальных способностей. Дети более эмоционально воспринимают музыку, у них укрепляется любовь и интерес к ней.

Преемственность в использовании музыкально-ритмических движений как самостоятельного раздела и как вспомогательного средства при пении и слушании музыки способствует развитию у детей 6-8 лет эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков ее восприятия, слухового внимания, основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и музыкально-ритмического чувства.

Движения, сопровождающие пение, способствуют осознанию звуковысотности и длительности звуков, развивают мелодический слух детей 6-8 лет. Движения, сопровождающие слушание музыки, способствуют более глубокому осознанию художественного образа произведений, общего характера музыки, ее выразительных средств.

Использование музыкально-ритмических движений в хороводных песнях усиливает воспитательное воздействие произведений народного творчества, углубляет чувства, вызванные этими произведениями.

Участие в несложных массовых танцах способствует развитию у всех детей двигательно-ритмических навыков, развивает навыки коллективной музыкальной деятельности, согласованности движений.

Таким образом, преемственность музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и 1 классе школы является, на наш взгляд, основным условием наиболее интенсивного музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.

Систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей на основе преемственности способствовало их общему развитию и воспитанию. У ребят более интенсивно развивалась память, мышление, чувства и воображение. Более осознанными стали и волевые качества учащихся – умение преодолевать трудности, целеустремленность, выдержка, работоспособность, дисциплинированность. Эти качества, по мнению учительницы, ведущий класс, помогали ребятам быстро ориентироваться в новом материале, применять имеющиеся знания, хорошо усваивать трудные разделы в процессе обучения.

Мы считаем, что последовательное и систематическое музыкальное воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности способствует не только музыкальному, но и моральному и интеллектуальному их развитию.

Для обеспечения преемственности и непрерывности в содержании учебно-образовательного процесса с учетом возраста детей, используются разнообразные варианты взаимодействия детского сада и школы. Рассмотрим три формы осуществления преемственности ДОУ и школы: работа с родителями, работа с педагогами, работа с детьми.

Итак, первое направление - работа с детьми. Она может включать в себя:

- экскурсии в школу,

- посещение школьного музыкального кабинета, актового зала,

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями музыки,

Второе направление - взаимодействие педагогов:

Рассмотреть возможность разрешения проблемы преемственности в прошлом учебном году мы начали с проведения и изучения сравнительного анализа детского сада и школы.

Также прошли семинары на базе ДОУ и общеобразовательных школ, на которых педагоги ознакомились с требованиями к выпускнику, обсудили “портрет будущего выпускника”, рассмотрели наиболее актуальные вопросы.

Консультации учителей начальных классов помогли педагогам и родителям познакомиться с основными составляющими ФГОС.

- изучение образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы,

- совместные педагогические советы (педагогов ДОУ и учителей начальной школы),

- семинары, мастер-классы, психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей.

Третье направление – работа с родителями:

- дни открытых дверей,

- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы,

- консультации с педагогами, музыкальными руководителями ДОУ и учителей музыки,

- встречи родителей с будущими учителями,

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка.

Чтобы решить проблему преемственности детского сада со школой, педагогам необходимо разработать такую программу сотрудничества, в которой были бы продуманы совместные мероприятия не только интеллектуальной, познавательной, но и художественно-эстетического развития, в которой были бы задействованы все участники педагогического процесса: педагоги, родители, дети. Только в том случае переход детей из детского сада в школу будет безболезненным, а усилия педагогов не будут напрасными.

Учитывая все проблемы готовности ребёнка к обучению в школе и её пути решения, обуславливает обеспечения преемственности дошкольного и начального музыкального образования:

- инновации преемственности педагогического процесса в ДОУ и начальной школе;

- приоритетные направления подготовки ребёнка к обучению в школе как условие реализации преемственности между ДОУ и начальной школой.

Можно утверждать, музыкальное искусство в современном мире – это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, его творческих особенностей. Это конкретный, зримый результат реализации преемственности музыкального образования в работе ДОУ и начальной школы.

Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Преемственность музыкального воспитания
в детском саду и школе

Балащенко Людмила Александровна

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы

воспитания детей в современном обществе. Приобщение детей к музыке – один из важнейших путей эстетического воспитания, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства человека, а через чувства – и на его отношения к окружающим явлениям.

Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране

Начинается с самого раннего возраста – в яслях, детском саду и продолжается в школе. Перед органами образования стоит важная задача – создать наиболее благоприятные условия для всестороннего музыкально-эстетического воспитания детей.

Выполнение этой задачи во многом зависит от создания единой системы эстетического воспитания в первых звеньях народного образования – в детском саду и начальных классах школы. За период пребывания в дошкольном учреждении, т.е. к семи годам, дети проходят значительный путь музыкально – эстетического развития.

Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно будет продолжать дальнейшее целенаправленное, систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей.

Часто приходится слышать от учителей, что бывшие воспитанники детских садов плохо ведут себя на уроках, невнимательны. Думается, что одна из причин этого заключается в том, что поступая в школу из детского сада, ребенок имеет значительный запас знаний, умений, навыков, но зачастую учителя совершенно не принимают это во внимание, и детям заново преподносят все то, что они уже хорошо знают. Им становится скучно на уроках, они начинают шалить, а от этого страдают остальные дети, и класс в целом перестает радовать учителя. Это относится и к урокам музыки. Отсутствие должной связи, единой линии между дошкольным и школьным воспитанием существенно тормозит процесс интенсивного музыкально-эстетического воспитания детей.

Естественно возникает необходимость преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей подготовительной группы детского сада и 1 класса школы.

Требование преемственности воспитательного процесса имеет научное обоснование в учении И.П.Павлова о динамическом стереотипе. Согласно этому учению вновь образуемая временная связь, или условный рефлекс, не только возникает в тесной связи с ранее образованными временными связями, но и качественно их перестраивает содействуя их дифференциации, обобщению, и составляет единую сложную систему. Поэтому в процессе развития ранее приобретенное не только не утрачивается, а, вступая в систему новых связей, укрепляется, обобщается и создает условия для быстрого образования новых рядов ассоциаций, которые составляют одну из основ умственной деятельности и создают условия для преемственности в развитии и углублении знаний.

Как известно, воспитание и развитие детей на каждой возрастной ступени имеет своеобразие, которое определяется задачами, содержанием, методами воспитания и обучения, возрастными особенностями детей. Вместе с тем каждая ступень преемственно включает в обобщенном виде то, что создано предшествующим этапом обучения. Важно и. то, что каждая ступень воспитания перспективно включает в себя элементы того нового, что характерно для последующей ступени. Поэтому, например, детский сад решая свои задачи музыкального воспитания, перспективно готовит детей к урокам музыки в школе, а школа преемственно принимает все то положительное, что приобрели дети в процессе музыкального воспитания в детском саду.

Анализ психологической и педагогической литературы по вопросам преемственности обучения и воспитания, наш опыт работы позволяет предположительно рассматривать преемственность музыкального воспитания детей 6-8 лет как: систематичность расположения музыкально-педагогического материала; взаимодействие старых (имеющихся) и новых знаний, умений , навыков; последовательность роста педагогических требований ко всему учебно-воспитательному процессу ( и в детском саду и в школе).

Сложность и многогранность процесса музыкально- эстетического воспитания и развития предполагает наличие разных путей осуществления преемственности. Мы выделяем здесь, на наш взгляд, основной вопрос, который определяет музыкальное воспитание и развитие ребенка. Это вопрос о развитии музыкальности детей 6-8 лет в процессе обучения различным видам музыкальной деятельности.

Основные перспективные линии преемственности мы предполагаем устанавливать и рассматривать в процессе обучения на музыкальных занятиях в детском саду и на уроках музыки в 1 классе школы.

Необходимо подчеркнуть, что все разделы музыкально-воспитательной работы на занятиях (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения) тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и находятся в единстве. Но в данной работе мы сознательно вычленяем их с целью более детального анализа, выявления особенностей и значения каждого из них для наиболее интенсивного музыкально- эстетического воспитания и развития детей.

Музыкальное воспитание в детском саду и в школе – один из путей формирования гармонически развитой личности. Поэтому задачи музыкального воспитания детей находятся в единстве с нравственным, умственным, физическим и эстетическим воспитанием.

Выполнение этих задач будет наиболее успешным в том случае, если эта работа проходит в условиях систематического, целенаправленного воздействия педагога на детей в процессе их обучения.

В процессе обучения детей наиболее полно развиваются их музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, формируется художественный вкус. Так создаются возможности для более глубокого восприятия музыкальных произведений, лучшего исполнения их и воздействия музыки на детей.

Как показал наш опыт работы, преемственность задач, содержания, методов и приемов музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и в 1 классе школы создает благоприятные условия для интенсивного музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.

Преемственность в обучении пению на основе осознания звуковысотности и длительности звуков, понимания графической записи песен, приобщения детей к пению по нотам, систематического использования движений дает возможность добиться у всех детей этого возраста надлежащего развития музыкального слуха, в первую очередь навыка чистого интонирования.

Овладение детьми основными певческими навыками (дикция, дыхание, звукообразование, строй, ансамбль), конечно, в силу их возрастных

возможностей, способствует эмоциональному, выразительному и правильному пению. А это обеспечивает воспитательное воздействие песен на детей. Только качественное исполнение песни может доставить эстетическое наслаждение.

Преемственность песенного репертуара, использование игры на металлофоне и пение под аккомпанемент металлофона способствует широкому проникновению песни в быт ребенка. Коллективное пение сплачивает детей, повышает чувство ответственности друг за друга, они становятся более собранными, внимательными.

Преемственность в слушании музыки на основе расширения и углубления возможностей ее восприятия детьми 6-8 лет за счет повторного слушания ознакомления с произведениями народной, классической и современной музыки развивает общую музыкальность детей, расширяет их музыкально-эстетический кругозор, формирует художественный вкус.

Повторное слушание некоторых музыкальных произведений из программы подготовительной группы детского сада в 1 классе школы способствует более глубокому осознанию музыки, ее характера, выразительных средств, обогащает музыкальные впечатления детей.

Преемственность в слушании музыки создает, таким образом, возможность более интенсивного развития музыкальных способностей. Дети более эмоционально воспринимают музыку, у них укрепляется любовь и интерес к ней.

Преемственность в использовании музыкально-ритмических движений как самостоятельного раздела и как вспомогательного средства при пении и слушании музыки способствует развитию у детей 6-8 лет эмоциональной отзывчивости на музыку, навыков ее восприятия, слухового внимания, основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и музыкально-ритмического чувства.

Движения, сопровождающие пение, способствуют осознанию звуковысотности и длительности звуков, развивают мелодический слух детей 6-8 лет. Движения, сопровождающие слушание музыки, способствуют более глубокому осознанию художественного образа произведений, общего характера музыки, ее выразительных средств.

Использование музыкально-ритмических движений в хороводных песнях усиливает воспитательное воздействие произведений народного творчества, углубляет чувства, вызванные этими произведениями.

Участие в несложных массовых танцах способствует развитию у всех детей двигательно-ритмических навыков, развивает навыки коллективной музыкальной деятельности, согласованности движений.

Таким образом, преемственность музыкального воспитания в подготовительной группе детского сада и 1 классе школы является, на наш взгляд, основным условием наиболее интенсивного музыкально-эстетического развития детей 6-8 лет.

Систематическое музыкально-эстетическое воспитание детей на основе преемственности способствовало их общему развитию и воспитанию.

У ребят более интенсивно развивалась память, мышление, чувства и воображение. Более осознанными стали и волевые качества учащихся – умение преодолевать трудности, целеустремленность, выдержка, работоспособность, дисциплинированность. Эти качества, по мнению учительницы, ведущий класс, помогали ребятам быстро ориентироваться в новом материале, применять имеющиеся знания, хорошо усваивать трудные разделы в процессе обучения.

Мы считаем, что последовательное и систематическое музыкальное воспитание детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности способствует не только музыкальному, но и моральному и интеллектуальному их развитию.

Читайте также: