Преемственность детский сад школа новость

Обновлено: 04.07.2024

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. С него начинается новый этап в его развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние, формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми. Физиологически и психологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? Большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Одной из важных задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Педагогами определяются основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми. Методическая работа предполагает проведение бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам: адаптация учащихся первых классов к обучению в школе; психологическая готовность ребёнка к школе; задачи детского сада и семьи по подготовке к школе. Встречи включают в себя взаимные посещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях присутствуют учителя, которые набирают детей в первый класс.

Работа с родителями также ведётся на протяжении всего учебного года. Проводятся родительские собрания о подготовке детей в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, учителя отвечают на вопросы родителей будущих первоклассников. Это позволяет родителям определиться с выбором педагога и школы для своего ребёнка.

Серьёзный вопрос, которому необходимо уделять большое внимание в дошкольном возрасте – это формирование социальных навыков. В начальной школе работа по освоению социальных навыков продолжается. Особое внимание уделяется навыкам партнёрского общения и делового взаимодействия. Уже в детском саду дети начинают самостоятельно отрабатывать правила поведения в той или иной конкретной ситуации.

Развитие эмоционально-волевой сферы: цель одна, но задачи в школе несколько усложняются. В детском саду ведётся работа по формированию у ребёнка простых навыков внутренней волевой регуляции. Дети занимаются каким-либо видом деятельности, чаще всего по желанию, ради успеха общего дела. Эти навыки продолжают активно формироваться в начальной школе в процессе взаимодействия в учебной деятельности. При этом, формы и методы организации учебно-воспитательной работы плавно переходят из детского сада в школу: утро начинается со сбора в круг, дети приветствуют друг друга и обсуждают проблемы, ребятам предоставляется возможность выбора задания любой степени сложности; они активно работают в парах. Проектная деятельность переходит из детского сада в школу.

Если говорить о физическом развитии, то и здесь большая часть работы падает на детский сад, так как дошкольный возраст – это период, когда развивается двигательная и сенсорная системы организма. Дети имеют возможность перемещаться по группе свободно. Им предоставляется свобода выбора вида деятельности, свобода выбора удобного ребёнку положения в пространстве. Эта свобода позволяет ребёнку правильно развиваться физически.

Таким образом, взаимодействие педагогов детского сада и школы даёт детям эмоциональное благополучие, быструю адаптацию к школе, развитие положительной мотивации умений в учебной деятельности.

Воспитатели подготовительной группы № 9: Гаранина И.В.

Бердникова Н.В.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою

актуальность и на современном этапе. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Точнее сказать, детский сад является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.

Преемственность детского сада и школы состоит в установлении связи в содержании воспитательно-образовательной работы и в методах ее реализации. Преемственность дошкольного и начального школьного образования предусматривает прием в школу детей с определенным уровнем развития, отвечающим требованиям современного обучения, а с другой стороны – школа должна опираться на уже усвоенные дошкольниками знания, умения для применения их в дальнейшем. Исходя из этого, ключевой момент в реализации преемственности дошкольного и школьного образования – уровень готовности ребенка к школе.

Основные показатели готовности к школе:

уровень познавательного развития;

уровень психологического развития (мышления, внимания, памяти, воображения);

коммуникативное развитие, то есть умение общаться как со сверстниками, так и с взрослыми;

физическое развитие, состояние здоровья;

уровень развития нравственно-волевой сферы.

Воспитатели, работающие в детских садах, уверенно ориентируются в требованиях, предъявляемых к детям при поступлении в первый класс. На основании этих критериев происходит подготовка детей старшего дошкольного возраста к систематической учебе. В свою очередь, учителя начальных классов широко используют игровые приемы с целью повышения эффективности обучения.

Подготовка ребенка-дошкольника к обучению в школе начинается не в подготовительной группе, как считают многие. Начиная с младшего дошкольного возраста, проводится систематическая работа с соблюдением преемственности дошкольного образования в разных возрастных группах. Но именно в последний год пребывания детей в детском саду процесс становится более интенсивным и целенаправленным. Программа дошкольного образования, проводимая с детьми 5 – 7 лет, обеспечивает преемственность как через проведение специальной подготовки (математика, обучение грамоте, развитие речи, ознакомление с окружающим), так и общей подготовки (психологическое развитие, формирование мелкой моторики, воспитание дисциплинированности и пр.)

Преемственность в работе детского сада и школы подразумевает создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе. Главная цель, преследуемая учебными учреждениями при организации такой единой образовательной среды, – это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.

Для обеспечения преемственности детского сада и начальной школы важно организовать совместную работу учебных учреждений разной ступени, включающую три направления:

работа с детьми;

работа с родителями.

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

- посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

- совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений;

- проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

- изучение воспитателем и учителем программ детского сада и 1 класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу 1 класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иобучении дошкольников;

- организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

- совместная подготовка к семинарам, педсоветам, организации праздников, выступлений, конкурсов, выставок;

- взаимопосещения утренников и концертов.

Методическая деятельность включает проведение практических семинаров со взаимопосещением педагогами занятий в подготовительной группах детского сада и уроков в первых классах школы, обсуждение актуальных проблем на совместных советах в целях совершенствования форм и методов развития детей.

Немаловажное значение имеет работа с детьми. Будущие первоклассники знакомятся со школой во время специально организованных экскурсий. Посещение спортивного зала, школьного музея и библиотеки, учебных кабинетов обеспечивает мотивационную готовность детей к школе. Также способствуют формированию желания идти в школу посещение детьми-выпускниками детского сада и совместные концерты, выставки поделок, рисунков.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению,счёту). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
И ,как сказал В.А. Сухомлинский : «…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.


Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.


Учителя начальных классов, воспитатели детских садов, методисты обсудили важные вопросы преемственности:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  2. Уровень развития познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  3. Умственные и нравственные способности воспитанников.
  4. Сформированность творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.


Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


В статье авторы пытаются раскрыть важность преемственности в работе детского сада и школы.

Ключевые слова: детский сад, начальная школа, школьная жизнь, ребенок, школьное образование.

Поступление в школу — важный момент в жизни каждого ребёнка. С него начинается новый этап в его развитии: ребёнку предстоит осваивать не всегда похожие на прежние, новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми. Перестраиваться как физиологически, так и психологически. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошёл для ребёнка безболезненно? Большую помощь в этом может оказать тесная связь детского сада и школы. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы. Для этого в плане проекта учреждений предусмотрены занятия как на базе сада, так и на базе школы.

Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием. В рамках реализации проекта проводятся круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения. В период пандемии работа ведется также и дистанционно в режиме ВКС.

Следующее направление реализации проекта — сотрудничество с родителями воспитанников ДОУ. В рамках проекта проводятся совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; консультации, тренинги и практикумы, коллективные и индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми по вопросам подготовке к школьному обучению. А также систематическое обновление информации в групповых помещениях детского сада через информационные стенды, включая и ответы на вопросы, которые интересны родителям (по результатам опроса). Работа с родителями также ведётся на протяжении всего учебного года.

В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии развития ребенка. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, пока их ребенок еще находится в дошкольной группе. Происходит снижение тревожности родителей.

Педагогический коллектив ДОУ считает, что такое тесное сотрудничество детского сада и начальной школы способствует развитию личностных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. А также позволяет детям легче привыкнуть к школьной жизни в начале обучения.

Целенаправленное взаимодействие возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Читайте также: