Представление о темпераменте в психофизиологической школе б м теплова в д небылицына

Обновлено: 22.07.2024

В лаборатории Б. М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, четкое изложение которой дано В. Д. Небылицыным . Одно из фундаментальных положений этой методологии — требование изучать не типы высшей нервной деятельности, а свойства нервной системы. Сила и слабость, по мнению автора, не являются полярными свойствами нервной системы, это разные свойства… Читать ещё >

Представления о темпераменте в психофизиологической школе Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Б. М. Теплое был многосторонним ученым. Он занимался не только проблемами темперамента, но и проблемой способности и одаренности, а тема его диссертации была посвящена психологическим аспектам маскировки (в то время тема была актуальной, поскольку шла Великая Отечественная война). У Б. М. Теплова имеется множество опубликованных работ, в том числе работ, посвященных темпераменту и другим индивидуально-типологическим особенностям [см.: Теплое, 1985].

В лаборатории Б. М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, четкое изложение которой дано В. Д. Небылицыным . Одно из фундаментальных положений этой методологии — требование изучать не типы высшей нервной деятельности, а свойства нервной системы. Сила и слабость, по мнению автора, не являются полярными свойствами нервной системы, это разные свойства. В Павловской школе постулировалось, что субъекты со слабой нервной системой проигрывают в любой деятельности людям с сильной нервной системой. Таким же образом рассматривались и остальные свойства: подвижность — ригидность, устойчивость — неустойчивость. Ориентация на 4 типа высшей нервной деятельности, согласно Теплову, тормозила развитие дифференциальной психологии. Выяснялось, что достаточное количество людей невозможно отнести ни к одному типу темперамента или высшей нервной деятельности. Еще более усложнилась проблема, когда в школе Б. М. Теплова стали исследоваться новые свойства нервной системы, такие как лабильность, динамичность, концентрированность.

Б. М. Теплое настаивал на том, что имеет значение не столько выделение типов темперамента, сколько именно его свойств. Мы сначала должны выявить все свойства, которые лежат в основе типологии темперамента, а уже затем выделять типы. Сначала надо создать классификацию свойств нервной системы (и то Теплову это представляется сомнительным), а затем только типологию.

Теплов: В зависимости от особенностей темперамента, люди отличаются не конечным результатом действий, а способом этих действий.

Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, прежде всего, следовало бы сосредоточиться не на изучении типов, как предполагал И.П. Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.

Предполагалось, что, только зная свойства нервной системы, их количество и устойчивые вариации, можно будет установить возможную структурную организацию (тип) темперамента.

Теплов развил и во многом переосмыслил учение Павлова о свойствах нервной системы.

Под свойствами нервной системы он понимает ее природные, врожденные особенности.

После смерти Павлова, отмечает Теплов, учение о четырех типах стало рассматриваться многими физиологами и психологами как сущность павловской теории типов и заслонило собой подлинно великое павловское открытие - открытие основных свойств нервной системы.

Нет никаких ни теоретических, ни экспериментальных оснований считать, что число основных типов нервной системы равно четырем, отмечает Теплов.

"Мне кажется, - пишет Теплов, - что в настоящее время еще невозможно дать стройную классификацию типов нервной системы и тем более научно обоснованно определить число основных".

И все же Теплов считает, что к основным свойствам нервной системы относится:

- Первое и наиболее подробно изученное свойство - сила нервной нервной системы по отношению к возбуждению. Основной, определяющий признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяемое возбуждение.

- Вторым свойством нервной системы следует, по Теплову, считать силу ее по отношению к торможению. Основной признак этого свойства - способность нервной системы выдерживать длительное или часто повторяемое действие тормозного раздражителя.

- Наименее ясным, согласно Теплову, остается третье павловское свойство - подвижность нервных процессов. Экспериментальные факты решительно говорят против признания подвижности единым свойством нервной системы, включающим такие различные проявления, как скорость переделки знаков раздражителей и скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Показатели этих проявлений не коррелируют друг с другом. По-видимому, целесообразно сохранить термин "подвижность" за свойством, характеризующимся скоростью переделки знаков раздражителей (как это делают физиологи, работающие с животными).

Итак, согласно Теплову, можно наметить следующую структуру свойств нервной системы:

1) сила (выносливость),

2) динамичность (легкость генерации нервного процесса),

3) подвижность (скорость переделки знаков раздражителей),

4) лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса).

Каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу возбуждения и к процессу торможения: Следовательно, нужно говорить об уравновешенности нервных процессов по каждому из этих свойств. Небилицин продолжил направление исследований Теплова. Критический анализ результатов, получаемых при использовании различных методов определения свойств нервной системы, позволил Б. М. Теплову и его сотрудникам прийти к выводу о существовании наряду с традиционно выделенными еще нескольких свойств нервной системы, в частности таких, как динамичность и лабильность. Первое из них отвечает за легкость генерации нервной системой процессов возбуждения и торможения, в частности при формировании временных связей.

Второе - лабильность - есть скоростная характеристика деятельности нервной системы, определяющая в основном быстроту затухания последействия от импульса возбуждения и, следовательно, быстроту смены одного цикла возбуждения другим при серийной подаче стимулов.

Другой отечественный психолог – ведущий специалист по проблемам темперамента - Небылицин с сотрудниками изучал группу основных свойств нервной системы, существование большинства из которых установлено с достаточной твердостью, в том числе с применением факторного анализа. Все эти свойства характеризуют, каждое со своей определенной точки зрения, динамику каждого из двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Говоря о динамичности нервной системы, Небылицин имеет в виду в сущности два свойства - динамичность возбуждения и торможения, так же как, говоря о силе нервной системы, мы подразумеваем фактически два свойства - силу нервной системы по отношению к возбуждению и по отношению к торможению. Поскольку эти свойства представляют собой элементарные измерения двух фундаментальных нервных процессов, он называет их первичными.

Ко вторичным же свойствам Небылицин относит ряд дополнительных характеристик нервной системы, получаемых посредством измерения и сопоставления одноименных первичных свойств, характеризующих два противоположных нервных процесса возбуждение и торможение. Это, таким образом, характеристики баланса, или уравновешенности, нервных процессов по первичным свойствам - по динамичности или силе, или подвижности, или лабильности. Павловское свойство уравновешенности нервных процессов Небылицин рассматривает именно как вторичное: с его точки зрения, обоснованной анализом применяемых для определения уравновешенности проб, это свойство представляет собой уравновешенность нервной системы по динамичности, т. е. по относительной легкости генерации нервной системой возбудительного или тормозного процесса, хотя сам Павлов рассматривал уравновешенность как соотношение двух силовых -характеристик нервной системы (силы по отношению к возбуждению и силы по отношению к торможению).

Уравновешенность по динамичности изучена гораздо детальнее, чем другие виды баланса, определение которых наталкивается на значительные трудности, связанные в ряде случаев с отсутствием методик для адекватной оценки некоторых из первичных СНС, характеризующих процесс торможения.

Итак, с точки зрения Небылицина, намечается некоторая достаточно простая (всего двухступенчатая) иерархия основных свойств нервной системы, включающая набор первичных и определяемых на их основе вторичных свойств.

Одно из современных течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт). Основателем этой школы был В.С. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.

  • В структуре темперамента различаются:
  • экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
  • психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
  • реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
  • импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
  • эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;
  • эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;
  • активность как целенаправленная деятельность;
  • ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

В.С. Мерлин вводит понятие зоны неопределенности и индивидуального стиля деятельности. Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе 1) оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей, 2) определения рассогласования между имеющимися способами деятельности и объективными задачами, 3) учета разной степени побуждения к действию. Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.

Классификация свойств нервной системы по В.Д. Небылицыну:

- под силой нервной системы понимается выносливость, работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к длительному действию раздражителя, дающего концентрированное, сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения;

- динамичность нервной системы, это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к обучению в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности являются легкость и быстрота, с которой генерируются в мозговых структурах нервные процессы в ходе образования возбудительных и тормозных условных рефлексов;

- лабильность, свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса;

- подвижность нервной системы, скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения.

4 Свойства темперамента Общая активностьЭмоциональность - группа качеств, обуславливающая внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней действительности - обширный комплекс свойств и качеств, которые характеризуют особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений

5 Свойства темперамента Общая активностьЭмоциональность - группа качеств, обуславливающая внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней действительности - обширный комплекс свойств и качеств, которые характеризуют особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений Двигательная сфера Социальная сфера Умственная сфера 3 сферы проявления:

6 Свойства темперамента Общая активностьЭмоциональность - группа качеств, обуславливающая внутреннюю потребность индивида к эффективному освоению внешней действительности - обширный комплекс свойств и качеств, которые характеризуют особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений Двигательная сфера Социальная сфера Умственная сфера Эмоциональная лабильность Импульсивность Впечатлительность 3 сферы проявления:3 основные характеристики:

7 Свойства темперамента Общая активностьЭмоциональность ЛОБНО-РЕТИКУЛЯРНЫЙ КОМПЛЕКС ЛОБНО-ЛИМБИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Генератор МодуляторГенераторМодулятор Ретикулярная формация Лобная кора Лимбическая система Лобная кора

8 Дифференц иа льно-психофициологическая концепция темперамента В.М. Русалова Биологические основы индивидуально-психологических различий (1979) Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально- психофизиологические и психологические исследования (2012) Опросник формально-динамичеких свойств индивидуальности человека (ОФДСИ) (2004).

10 Методологическая основа Представления о темпераменте в Психофизиологической школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына Теория функциональных систем П.К. Анохина 2 СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА? 1.… 2.… 4 БЛОКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ? 1. … 2. … 3. … 4. …

11 Методологическая основа Представления о темпераменте в Психофизиологической школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына Теория функциональных систем П.К. Анохина 2 СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА? 1.ОБЩАЯ АКТИВНОСТЬ 2.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ 4 БЛОКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ? 1. АФФЕРЕНТНОГО СИНТЕЗА 2. ПРОГРАММИРОВАНИЯ 3. ИСПОЛНЕНИЯ 4. ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

12 Соотношение выделенных В.М. Русалов свойств Т. с блоками функциональных систем П.К. Анохина и со свойствами Т. по В.Д. Небылицыну Свойства Т. (В.Д. Небылицын) Свойства Т. (В.М. Русалов) Блоки ФС (П.К. Анохин) ОБЩАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРГИЧНОСТЬАФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ ПЛАСТИЧНОСТЬПРОГРАММИРОВАНИЕ СКОРОСТЬИСПОЛНЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

13 Свойства темперамента (эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность) могут по-разному проявляться в трех сферах: психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной

18 ПЛАСТИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГУЮ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Повышенная склонность к монотонной физической работе, избегание разнообразных форм ручного труда, шаблоны Высокая гибкость при переключении в движении, стремление к разнообразным способам физической деятельности Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач Высокая гибкость мышления, легкость переключения с одного способа решения задачи на другой, стремление к разнообразию интеллектуальной деятельности Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные отношения, стремление к поддержанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, широкий набор коммуникативных программ

19 ПЛАСТИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГУЮ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Повышенная склонность к монотонной физической работе, избегание разнообразных форм ручного труда, шаблоны Высокая гибкость при переключении в движении, стремление к разнообразным способам физической деятельности Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач Высокая гибкость мышления, легкость переключения с одного способа решения задачи на другой, стремление к разнообразию интеллектуальной деятельности Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные отношения, стремление к поддержанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, широкий набор коммуникативных программ

20 ПЛАСТИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГУЮ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Повышенная склонность к монотонной физической работе, избегание разнообразных форм ручного труда, шаблоны Высокая гибкость при переключении в движении, стремление к разнообразным способам физической деятельности Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач Высокая гибкость мышления, легкость переключения с одного способа решения задачи на другой, стремление к разнообразию интеллектуальной деятельности Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные отношения, стремление к поддержанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, широкий набор коммуникативных программ

21 ПЛАСТИЧНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГУЮ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Повышенная склонность к монотонной физической работе, избегание разнообразных форм ручного труда, шаблоны Высокая гибкость при переключении в движении, стремление к разнообразным способам физической деятельности Вязкость мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач Высокая гибкость мышления, легкость переключения с одного способа решения задачи на другой, стремление к разнообразию интеллектуальной деятельности Низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные отношения, стремление к поддержанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ Легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, широкий набор коммуникативных программ

22 СКОРОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности

23 СКОРОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности

24 СКОРОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности

25 СКОРОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ СКОРОСТЬЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Заторможенность психомоторики, низкая скорость двигательных операций при выполнении ручного труда Высокий темп психомоторного поведения, высокая скорость в различных видах двигательной активности Низкая скорость умственных процессов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллектуальной деятельности Высокая скорость умственных процессов при осуществлении интеллектуальной деятельности Низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность Легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности

26 ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К РАСХОЖДЕНИЮ МЕЖДУ ПЛАНИРУЕМЫМ И РЕАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Безразличие к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы Переживание по поводу расхождения между реальным и ожидаемым результатом физического труда, ощущение неполноценности продукта физической работы Безразличие к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы. Спокойствие в процессе умственной деятельности Переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу умственной работы Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми Высокая ранимость в случае коммуникативных неудач, беспокойство в процессе социального взаимодействия, неуверенность. Раздражительность в ситуации общения

27 ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К РАСХОЖДЕНИЮ МЕЖДУ ПЛАНИРУЕМЫМ И РЕАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Безразличие к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы Переживание по поводу расхождения между реальным и ожидаемым результатом физического труда, ощущение неполноценности продукта физической работы Безразличие к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы. Спокойствие в процессе умственной деятельности Переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу умственной работы Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми Высокая ранимость в случае коммуникативных неудач, беспокойство в процессе социального взаимодействия, неуверенность. Раздражительность в ситуации общения

28 ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К РАСХОЖДЕНИЮ МЕЖДУ ПЛАНИРУЕМЫМ И РЕАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Безразличие к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы Переживание по поводу расхождения между реальным и ожидаемым результатом физического труда, ощущение неполноценности продукта физической работы Безразличие к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы. Спокойствие в процессе умственной деятельности Переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу умственной работы Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми Высокая ранимость в случае коммуникативных неудач, беспокойство в процессе социального взаимодействия, неуверенность. Раздражительность в ситуации общения

29 ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – СВОЙСТВО ТЕМПЕРАМЕНТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ К РАСХОЖДЕНИЮ МЕЖДУ ПЛАНИРУЕМЫМ И РЕАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ НИЗКАЯВЫСОКАЯ Безразличие к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы Переживание по поводу расхождения между реальным и ожидаемым результатом физического труда, ощущение неполноценности продукта физической работы Безразличие к расхождению между ожидаемым и реальным результатом действия при выполнении умственной работы. Спокойствие в процессе умственной деятельности Переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное беспокойство по поводу умственной работы Низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми Высокая ранимость в случае коммуникативных неудач, беспокойство в процессе социального взаимодействия, неуверенность. Раздражительность в ситуации общения

30 Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ +/-+ ПЛАСТИЧНОСТЬ ++- СКОРОСТЬ +/- - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ +/-+- ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA .

31 Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ +/-+ ПЛАСТИЧНОСТЬ ++- СКОРОСТЬ +/- - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ +/-+- ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA САНГВИНО- ХОЛЕРИК ХОЛЕРИКФЛЕГМАТИК

32 Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ -+/- ПЛАСТИЧНОСТЬ +/- - СКОРОСТЬ +/- - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ +/-++ ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA .

33 Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ -+/- ПЛАСТИЧНОСТЬ +/- - СКОРОСТЬ +/- - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ +/-++ ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA ФЛЕГМАТО- МЕЛАНХОЛИК ХОЛЕРО- МЕЛАНХОЛИК МЕЛАНХОЛИК

34 Индивидуальная формула темперамента СФЕРА /СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА ПСИХОМОТОРНАЯИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯКОММУНИКАТИВНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ ПЛАСТИЧНОСТЬ СКОРОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТA

35 Семинар 2 1.История развития представлений о темпераменте (подробно: гуморальный, соматический, нервный и факторный подходы). 2.Представление о темпераменте в Пермской психологической школе В.С. Мерлина. 3.Представление о темпераменте в Психофизиологической школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына. 4.Структура темпераменте по В.М. Русалову. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова (ОФДСИ).

Гост

ГОСТ

Школа И. П. Павлова

Принципиально новый шаг в изучении основ темперамента был сделан русским физиологом И. П. Павловым (1849–1936). В основу его исследования было положено представление о разных типах нервной системы человека, которое было сформулировано при изучении условно-рефлекторных реакций собак, демонстрировавших некоторые индивидуальные различия в поведении. Данные различия, в частности, проявлялись в скорости и точности образования условных реакций, их интенсивности, способности собак к адекватному реагированию на раздражители, общем поведении в экспериментальной ситуации и т. п.

Физиологическая теория И. П. Павлова

Определив закономерность проявления индивидуально типических различий, И. П. Павлов предложил гипотезу о невозможности их объяснения лишь разными особенностями экспериментальных ситуаций.

Для описания физиологической теории И. П. Павлова необходимо обращение к некоторым свойствам нервных процессов.

Как известно, основу психической деятельности человека составляют два процесса: возбуждение (как функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга, которая обеспечивает образование и поддержание условно-рефлекторных связей, приводящих в действие механизмы памяти, мышления и т. п.) и торможение (как процесс затухания корковых связей, снижения уровня активности нервных клеток и центров, в результате чего происходит ослабление памяти, внимания и т. п.). Данные процессы характеризуют такие их свойства, как сила возбуждения и торможения, равновесие и подвижность. Соотношение этих свойств, их комбинации определяют конкретный тип нервной системы – природное, врожденное образование, на которое, как правило, не влияют социальные условия жизни индивида.

И. П. Павловым были предложены 4 типа нервной системы (их выделение в некотором роде пересекается с типологией Гиппократа). В зависимости от силы нервных процессов ученый предлагал рассматривать сильные и слабые типы нервной системы. Дальнейшее деление основано на уравновешенности нервных процессов (только для сильных типов), в соответствии с чем разграничиваются уравновешенные и неуравновешенные типы. При этом неуравновешенный тип характеризует преобладание возбуждения над торможением, уравновешенный, соответственно, наоборот. Наконец, сильные уравновешенные типы подразделяются на подвижные и инертные типы (основанием для деления служит подвижность нервных процессов). Схематично все типы нервной системы представлены на рис. 1.

Готовые работы на аналогичную тему

Типы нервной системы (по И. П. Павлову)

Рис. 1. Типы нервной системы (по И. П. Павлову)

Таким образом, И. П. Павлов выделяет следующие 4 типа нервной системы человека (при этом исследователь проводит параллель с классическими типами темперамента):

  1. Нервная система первого типа соответствует сильному, уравновешенному, подвижному – сангвиническому – темпераменту. Человека данного типа характеризуют оптимально сбалансированные волевые и коммуникативные свойства, быстрота, легкость адаптации в изменившихся условиях жизни. Он подвижный, общительный, не испытывает сложностей в установлении контактов с новыми людьми, поэтому обладает широким кругом знакомств, несмотря на то, что ему не свойственно постоянство в общении и привязанностях. В профессиональной сфере он характеризуется как весьма продуктивный деятель.
  2. Нервная система второго типа соответствует сильному, неуравновешенному – холерическому – темпераменту. Это человек, у которого процессы высшей нервной деятельности связаны с преобладанием возбуждения над торможением. Такого человека отличает высокий уровень жизненной энергии, но ему часто не хватает самообладания и сдержанности. Отсутствие уравновешенности нервной системы проявляется в цикличности смены активности и бодрости. Человек данного типа с легкостью увлекается новым типом деятельности, однако не всегда рассчитывает собственные силы. С трудом справляется с действиями, требующими плавных движений или спокойного, медленного темпа.
  3. Нервная система третьего типа отличает сильный, уравновешенный, инертный – флегматичный – темперамент. Такому человеку свойственны высокая работоспособность, внутренняя стабильность, а также неспособность отказаться от выработанных стереотипов поведения, привычек, формирующих весь его день. С трудом переносит включение в новые жизненные обстоятельства. Эмоциональная сфера инертна – эмоции и чувства проявляются неярко, иногда с опозданием. Однако данный тип людей не подвержен болезненному воздействию сильных и продолжительных раздражителей, хорошо им сопротивляется.
  4. Нервная система четвертого типа – слабый – меланхолический темперамент. Человека данного типа характеризуют слабая работоспособность, потребность в длительном отдыхе, сильные эмоциональные реакции даже на незначительные воздействия. Он с трудом переносит длительные и резкие напряжения, теряется на экзаменах, не умеет выступать на публике. Как правило, такие люди часто плачут, обладают повышенной внушаемостью. Но при этом люди, обладающие слабой нервной системой, очень чувственны, с легкостью ориентируются в мире нюансов и тонких переходов, обладают ярко выраженными творческими или интеллектуальными способностями.

В процессе исследования и описания типов нервной системы Павлов понимал, что это не реальные портреты, так как редко встречается человек, который обладает всеми признаками того или иного типа темперамента. Но при этом павловская концепция, установившая связи темперамента и типа нервной системы, стала серьезным шагом на пути разработки типологической системы темперамента личности.

Концепции темперамента в работах Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и В. М. Русалова

Учениками и последователями школы Павлова – В. Д. Небылицыным и Б. М. Тепловым – вместо типологического подхода, описанного выше, был применен дименсиональный (измерительный) подход.

Основываясь на многолетних исследованиях, Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын доказали, что соответствие четырех типов высшей нервной деятельности (по концепции Павлова) четырем типам темперамента, которые известны с древности, не настолько очевидно, как указывалось ранее. На этом основании исследователями была предложена точка зрения о необходимости отказа от анализа типов нервной системы, пока не будут полностью изучены ее основные свойства, которым присуща определенная парциальность в ходе условно-рефлекторных процедур к различным анализаторным системам. В этой связи учеными были намечены пути поиска наиболее общих свойств нервной системы в амодальных регуляторных структурах мозга.

В. Д. Небылицыным также была выделена общая психическая активность, как важнейшая тенденция к самовыражению, и двигательная активность, как направленность на эффективное освоение и преобразование внешней действительности. Измерение степени активности может проходить с использованием шкалы, которая включает в качестве нижних показателей инертность и пассивность, а в качестве наивысших – стремительность, максимально возможную энергичность.

Эмоциональность правомерно рассматривать как массивный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения и протекания всего многообразия чувств, эмоций, аффектов и настроений.

  1. впечатлительность – аффективная восприимчивость субъекта, чувствительность, чуткость при эмоциональных воздействиях;
  2. импульсивность – скорость перехода определенной эмоции в побудительную силу конкретных поступков и действий;
  3. эмоциональная лабильность – скорость угасания проявлений эмоционального состояния.

Именно основными компонентами темперамента в актах человеческого поведения формируется особое единство побуждения, действия и переживания, позволяющее утверждать целостность проявлений темперамента и предоставляющее возможность разграничить собственно темперамент и другие психические образования личности, такие как направленность, характер, способности и т. д.

Не менее важной для современной науки представляется и разработанная в 80-х годах XX века В. М. Русаловым теория индивидуальности личности, в соответствии с которой общая психическая активность находит проявление в четырех аспектах поведения:

  1. энергичность, или выносливость, – данный аспект связан с интенсивностью взаимодействия человека с внешней действительностью и окружающими людьми;
  2. пластичность, или гибкость, – проявляется в разнообразии форм поведения, легкости перехода от одного вида деятельности к другому;
  3. темп, – характеризует скорость выполнения действий;
  4. эмоциональность – может быть рассмотрена как своеобразный порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с желаемым, предполагаемым.

Перечисленные составляющие темперамента, по мнению Русалова, не зависят друг от друга и по-разному проявляются в трех основных сферах деятельности человека: психомоторной (манипулирование предметами), коммуникативной (общение) и интеллектуальной (решение поставленных задач). Четыре основных свойства, по-разному проявляющиеся в трех видах деятельности, дают 12 свойств темперамента.

Таким образом, рассматривая физиологическую ветвь учения о темпераменте, можно проследить определенную эволюцию взглядов в школе И. П. Павлова, которая связана с выявлением новых сторон в понимании темперамента как важнейшего свойства личности.

Читайте также: