Представление музея доу на конкурс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Оборудование: мультимедийная установка, часть экспонатов и игр из мини-музея чая, корзина с чаем, брошюры, памятки.

Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. (Держит в руках корзину с чаем)

Посмотрите, пожалуйста, что это? (Демонстрирует). Как вы думаете, о чем сегодня пойдет наш разговор? А если я уточню, что всё это – экспонаты! Да, вы правы, речь сегодня пойдет о музее. А что такое музей?

(2 слайд) Музей — это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям.

В современной педагогике существует направление под названием музейная педагогика. Коллеги, как вы думаете, что это, может кто-то знает?

(3 слайд) Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. (щелчок)

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

(На экране презентации выборка экскурсий и мероприятий, которые организует Саткинский краеведческий музей) (4-6 слайд)

Но здесь, несмотря на имеющиеся преимущества, есть и свои трудности и недостатки. (7 слайд) Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев?

Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев?

- Музей расположен далеко от д/с;

- Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение, проезд, согласовать в руководством ДОУ, родителями);

- Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают либо утомлены, либо слишком эмоциональны);

- Материальная составляющая (выставки и тематические экскурсии обычно платные, или расходы при организации существенны);

- Нарушают привычный режим ДОУ;

- Тема экскурсий (не соответствует возрасту, программному содержанию).

Да, коллеги, подобные трудности действительно возникают. (Дополнить, есть что-то не названо)

(9 слайд (щелчок))Учитывая все эти сложности, которые могут возникнуть при взаимодействии музеев с ДОУ, логичным решением является организация работы в другом направлении.

Правильно, необходимо организовать свой музей, а точнее мини-музей.

Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность. (10 слайд) Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. (11 слайд) Давайте перечислим, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ?

Перечислите, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ.

- Мини-музей расположен в ДОУ;

- Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);

- Дети – создатели, участники;

- Вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;

- Можно пригласить детей других групп ДОУ;

- Соответствует, разнообразят и дополняют образовательный процесс;

А теперь я хотела бы поделиться опытом и рассказать с чего началась работа над мини-музеем в моем случае. (14 слайд) В нашей группе есть мини-музей чая. Однажды, это было в середине декабря, я посмотрела в календарь интересных дат и праздников. Оказалось, что 15 декабря отмечают Международный день чая. Поделилась этой информацией с детьми, рассказала о том, что знала сама, принесла разные сорта чая из дома, посуду из Китая для заваривания. (15 слайд) Детям это оказалось очень интересно, они тоже стали рассказывать, делились своими вкусовыми предпочтениями, семейными традициями, историями. Всё это переросло сначала в беседу, затем в занятие, а потом и вовсе появился проект по созданию мини-музея чая. (16 слайд)

Позже мой наставник рассказала, что в детском саду существует такая практика по созданию мини-музеев. В других группах педагоги организовывали мини-музеи каши, матрешки, русской избы и др.

(17 слайд) Итак, как вы думаете, коллеги, что может быть основой для создания мини-музея?

Укажите, что может быть основой для создания мини-музея

- Образовательная необходимость (необходимо интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете)

- Познавательная активность детей (появился интерес, желание узнать, откуда это берется?)

- Инициатива взрослого (педагога, родителя).

Да, коллеги, правильно. А давайте подумаем, как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в мини-музее? (19 слайд)

Как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в мини-музее?

- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;

(27 слайд) И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея. Подробно с этими принципами вы сможете ознакомиться в брошюре. Сейчас лишь кратко обозначу их на экране:

Принцип деятельности и интерактивности

Принцип гуманизации и партнерства

Принцип динамичности и вариативности

Принцип регионального компонента

(29 слайд) Коллеги, на ваш взгляд, какие формы взаимодействия с родителями можно реализовать, совместно работая над созданием мини-музея?

Какие формы взаимодействия с родителями можно реализовать, работая над созданием мини-музея?

- Изготовление атрибутов для игр и оформления;

- Создание тематических альбомов;

- Фото-выставки и выставки детских работ;

- Родительские собрания (круглый стол, дискуссионные встречи, деловая игра);

- Экскурсия для детей и родителей;

- Мастер-класс по изготовлению экспонатов;

- Досуговая форма общения (познавательно-игровая викторина, фольклорный или спортивный досуг, чаепитие).

Да, коллеги, именно такая деятельность и была проведена с родителями в нашем мини-музее чая. (31 – 37 слайды).(Появляется изображение – комментарий – щелчок)

(38 слайд) И, безусловно, вся эта деятельность с детьми и работа с родителями проводилась не стихийно, а поэтапно. Ранее я обозначила, что работа над созданием мини-музея – это своего рода проектная деятельность. И этапы реализации этого, как любого проекта, таковы:

Подготовительный этап.

В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини - музея, разрабатывали его модель, выбирают место для размещения.

Практический этап (этап реализации проекта).

Сбор экспонатов и информации о них, создание музея, разработка экскурсий, открытие мини-музея, приглашение гостей (дети других групп, родители), пополнение атрибутов в музее, проведение образовательной деятельности. Участие в создании детей и родителей обязательно.

Заключительный (обобщающий этап). (39 слайд)

Презентация мини музея.

(40 слайд) В дальнейшем планирую развиваться в данном направлении, потому что работа над созданием мини-музея помогла мне решить комплекс педагогических задач. Работа в музее, в первую очередь, очень увлекает детей (41 слайд + щелчок): дети стали больше интересоваться историей вещей, проявляя познавательную активность, стали чаще выражать стремление к творческому самовыражению. (41 слайд + щелчок) Родители также активно принимали участие в создании музейной экспозиции, участвовали в опросах, принимали участие в мастер – классах и совместной деятельности с детьми. Эта работа помогла выстроить партнерские отношения, привлечь родителей к участию в тематических мероприятиях на базе мини-музея. (42 слайд) В результате работы над этим проектом я познакомилась и освоила новую педагогическую технологию, а мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы.

(43 слайд + щелчок) Ну и конечно же, будем рады видеть вас в нашем Мини-музее чая!

(44 слайд + щелчок) Спасибо за внимание!

Рыжова Н.А., Данюкова А.И., Логинова Л.В. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-пресс, 2008

1.1. Настоящее положение разработано в целях обогащения развивающей предметно – пространственной среды групп, формирования у дошкольников представлений о музее, создания дополнительных условий для организации самостоятельной, совместной работы педагогов и детей, сотрудничества с родителями воспитанников.

1.2. Положение определяет:

- сроки и порядок проведения смотра - конкурса;

- требования к оформлению мини-музея;

- критерии оценки мини-музея;

2.1 Цель смотра - конкурса: создание дополнительных условий для организации совместной работы педагогов и детей, сотрудничества с родителями воспитанников.

2.2. Задачи смотра-конкурса:

- совершенствовать в соответствии ФГОС ДО развивающую предметно – пространственную среду помещений ДОУ;

- формирования у дошкольников представлений о музее .

Сроки проведения смотра-конкурса

3.1. Смотр-конкурс проводится с 01.12.2017 г . по 11.12. 2017 года.

3.2. Итоги конкурса подводятся 11.12.2017года .

4.1. В смотре-конкурсе принимают участие педагоги ДОО, родители (законные представители) и дети всех возрастных групп.

Жюри оценивает оформление мини-музеев по следующим критериям:

- требования к оформлению (место расположения; эстетичность, креативность оформления);

-учёт возрастных особенностей детей данной группы;

- тематика мини-музея (связь выбранной темы мини-музея с конкретным направлением развития детей; оригинальность темы);

-наличие документации (обозначение цели создания мини-музея, история экспонатов: кто предоставил, рассказ, содержащий интересные факты, связанные с предметом; содержание работы с детьми и родителями в рамках тематики данного мини-музея);

-умение педагога провести экскурсию по своему мини - музею.

6.1. Комиссия оценивает каждый параметр оценкой в баллах. Максимальное число баллов – 5.

1 балл – полное отсутствие параметров

2 балла – наличие отдельных черт параметра

3 балла – удовлетворительная выраженность параметра

4 балла – достаточная выраженность параметра

5 баллов – максимальная выраженность параметра

6.2. Победители смотра-конкурса определяются по количеству набранных баллов.

  1. Подведение итогов смотра-конкурса и награждение победителей

7.2. Победители награждаются грамотами, лауреаты – благодарственными письмами.

8.1 В состав жюри смотра-конкурса входят:

Заведующий дет. садом Н.В. Тимофеева, ст. воспитатель Е.Е. Волкова, учитель – логопед О.Б. Рощина, педагог – психолог М.В. Малеева, воспитатели Т.Р. Батманова, М.П. Семерикова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель 2. Ленточку мы разрезаем

И гостей всех приглашаем.

Приглашаем всех гостей

В наш – замечательный музей!.

Экспонаты здесь такие

С детства каждому знакомы

Их в любом найдете доме.

Наши милые игрушки:

Куклы, мячики, хлопушки…

Воспитатель 1. Об игрушках вам расскажем

И, конечно же, покажем.

Здесь из дерева, из ткани,

Из резины, из пластмассы,

И из глины, и стекла

Посмотрите, поглядите, ни копейки не платите!

Воспитатель 2. Самая старая игрушка –

Круглый и упругий мяч,

По прозванью Попинушка,

Пнут его, бежит он вскачь. (показ)

Воспитатель 1. Для младенцев есть игрушка

Всем знакома погремушка (показ)

На Руси их мастерили

В виде шарика, креста

Мудрецы так говорили:

Это сильный оберег.

От злых духов и от бед.

Воспитатель 2 . Круг, посаженный на ось,

В руки ты, дружок, возьми,

Закрути и на пол брось.
Как он вертится, смотри! (показ)

Ребенок. А вот свистульки – игрушки,

Родные сестры погремушке!

Не для забавы в них свистели
А злой дух прогнат хотели ( показ)

Ребенок. И глиняные игрушки – красота!

Смотри дружок скорей сюда

Фигурки разные соят,

Как ярок и красив наряд!

Все игрушки не простые.

А волшебно – расписные.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Ребенок . Вот тут куклы, посмотри!

Знал их каждый на Руси.

Это куклы все из ткани.

Их забавно пеленали,

Называлась, Пеленашка, (показ рукой)

Ни рук, ни ног и нет рубашки.

А эти куклы дети сами

Из ниток весело мотали. (показ рукой)

Ребенок. Главная игрушка – кони!

Есть из дерева, из глины.

В каждом деревенском доме.

Для мальчишек их хранили.

Чтобы рос малчишка смелым,

И хозяином умелым.

А для мальчишек лучше нету,

Поиграт в игрушку эту.

Воспитатель 1 . Цель нашего музея. Познакомить ребят с разновидностями игрушки, ее свойствами и признаками.

Задачи: Познакомить с историей возниконовения игрушек.

Обратить внимание на разнообразие и разновидность игрушки.

Формировать познавательный интерес.

Развивать тактильные восприятия при изучении предмета.

Развивать интерес к игрушкам, желание играть.

И конечно воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитатель 2. Содержание нашего музея.

1. Игрушки наших бабушек и мам. Вы видите здесь игрушки которым 30-40 лет.

2. Игрушки руками родителей.

3. Народные игрушки.

4. Игрушки руками детей - наших маленьких мастеров.

5. Заводные игрушки (показ, предложить завести гостям)

6. Современные игрушки. (предложить гостям)

Воспитатель 1. Мини-музей создавался при активном участии родителей.

Музейные экспонаты собраны по разным принципам. С ними вы можете познакомится в нашей книге-путеводитель.

Воспитатель 2. В нашем музее есть правила поведения. Читайте и соблюдайте.

В книге-путеводитель вы найдете и историю возникновения игрушек. Можете познакомится с историей появления первых игрушек. Найти информацию все о куклах. С чего можно начать коллекционировать и увидеть первых кукол, игрушки из проволки, дерева, фарфоровые, игрушки трансформеры, игрушки из ниток и многое другое.

Воспитатель 1. На нашем стенде вы найдете информацию о музеях игрушки в других городах. Мы сделали и использовали в работе книги с загадками, стихотворениями про игрушки. Есть книжка с загадки для малчиков. И вы наверное обратили внимание, что вся экскурсия сопровожалась песнями про игрушки. Мы сделали специальную подборку музыки и песен. Чтобы показать ребятам, как через музыку и песни можно береч, любить, играть в игрушки, что у игрушек есть душа. Душа мастера который ее сделал.

Воспитатель 2. Вам про игрушки рассказали,
Что смогли, то показали,

Здесь история хранится

Собранная для детей.

Вот и закончилась наша экскурсия. И на память вам об этой экскурсии мы хотим подарить съедобные игрушки, в которые можно не только поиграть, но и съесть их.

В ходе смотра–конкурса оценивание мини–музеев проходило по следующим критериям:

- наличие символа мини – музея

- тематика мини-музея (оригинальность и соответствие темы);

- требования к оформлению (место расположения; эстетичность, креативность оформления)

- доступность мини- музея для дошкольников, возможность использования ими экспонатов в самостоятельной деятельности

- соответствие материала заявленной категории возраста детей

- умение педагога провести экскурсию по-своему мини–музею

Представленные на смотр–конкурс мини–музеи разнообразны по содержанию, эстетическому оформлению, оснащению материалами, оборудованием и пособиями, носят развивающий характер, созданы с учетом возрастных особенностей детей, расположены в доступных для детей местах, созданы руками педагогов, родителей и детей. Воспитатели групп, совместно с родителями и с учетом мнения детей, достаточно творчески определили тематику своих мини–музеев, место для его размещения, оптимально наполнили содержанием, оснащением, разделами, спланировали формы и методы совместной деятельности с использованием мини – музея.

По итогам смотра – конкурса, в соответствии с положением были определены победители, занявшие 1, 2, 3 место. Победитель в проведении экскурсии.

Победители награждаются дипломами за 1,2,3 место и за проведение экскурсии.

Читайте также: