Представителями школы психоанализа являются

Обновлено: 05.07.2024

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse ) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории [1] . Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке [2] ).

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения [3] [4] [5] , вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой [6] [7] [8] [9] [10] [11] , однако он практикуется многочисленными клиническими психологами и врачами в настоящее время. Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция [12] [13] . Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

Содержание

История

Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в детской клинике, где наблюдал, что у многих детей-афатиков отсутствуют органические причины их симптомов. Эти наблюдения были описаны Фрейдом в специальной монографии [14] . В конце 1880-х, Фрейд получает стипендию для стажировки у знаменитого невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко в парижской клинике Сальпетриер. В то время Шарко интересовался пациентами, чьи симптомы напоминали общий парез (нейропсихиатрическое расстройство, которое может вызываться сифилисом).

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания. Как направление медицины психоанализ активно практикуется. Однако в современной психотерапевтической практике утерял былую гегемонию и популярность (конкурируя, например, с когнитивно-поведенческой терапией). Американская психологическая ассоциация — одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение психоанализа [2]. Международная психоаналитическая ассоциация насчитывает около 12000 членов.

Основные понятия и идеи психоанализа

Важнейшие направления психоанализа

Техники (и этапы анализа)

Техника работы психоанализа и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Топографическая модель психического аппарата

  • Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
  • Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Структурная модель психики

Позднее Фрейд предложил такую структуру психики:

Защитные механизмы

Позднее Анна Фрейд, а за ней и другие психоаналитики, существенно расширили этот список, который ныне насчитывает около 30 различных механизмов психологической защиты.

Структуры психики и структурные механизмы

Комплексы

Расщепление сознания

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  1. 0 — 1.5 года — Оральная фаза, в личности проявляется только Ид — желание;
  2. 1.5 — 3.5 года — Анальная фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;
  3. 3.5 — 6 лет — Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры;
  4. 6 — 12 лет — Латентная фаза, сексуальное затишье;
  5. с 12 лет — Генитальная фаза, или взрослая стадия.

Основные школы психоанализа

За более чем сто лет истории психоанализа в его рамках возник ряд школ и направлений. К основным можно отнести:

  • Классическая теория влечений З. Фрейда
  • Структурный психоанализ Ж. ЛаканаХ. Кохута (Г. С. Салливан, Клара Томпсон) (Р. Столороу)

Психопатология

Взрослые пациенты

Невротические симптомы могут проявляться как отдельно, так и в сопровождении нарушений эго-функций, нарушений объектных отношений, нарушения силы Я. То есть обсессивно-компульсивные шизофреники или страдающие от панических атак пациенты с пограничным расстройством личности — далеко не редкость.

Исследования

Более сотни лет клинические описания единичных случаев в журналах Modern Psychoanalysis, Psychoanalytic Quarterly, International Journal of Psychoanalysis и Journal of the American Psychoanalytic Association оценивали эффективность психоанализа при неврозах и расстройствах характера и личности. Психоанализ, модифицированный техниками объектных отношений, был эффективен при многих сложных случаях нарушений в сфере интимности и межличностных отношений (см. многочисленные публикации Отто Кернберга). Как терапевтический метод, психоаналитические техники могут быть полезны и при одноразовых консультациях [18] . Психоаналитическое лечение в других случаях может длиться от года до многих лет, в зависимости от серьёзности и сложности патологии.

Психоанализ был использован как инструмент исследования детского развития (см. журнал The Psychoanalytic Study of the Child), и развился в гибкий, эффективный метод лечения ментальных нарушений [20] . В 1960-е, ранние (1905) представления Фрейда о детском развитии и женской сексуальности подверглись пересмотру. Это привело к активным исследованиям в 1970-х и 1980-х и последующим новым концепциям женского сексуального развития, которые скорректировали некоторые положения Фрейда [21] . См. также многочисленные работы Элеаноры Галенсон, Нэнси Ходоров, Карен Хорни, Франсуазы Дольто, Мелани Кляйн, Сельмы Фрайберг и других. В последнее время, исследователи включившие в свою работу теорию привязанности (например, Алиса Либерман, Сюзан Коатс и Даниэль Шехтер) исследовали роль родительской травматизации в развитии у маленьких детей способностей к ментальной репрезентации себя и других [22] .

Исследования эффективности психодинамического лечения в некоторых популяциях показали противоречивые результаты. Исследования Бертрама Кэрона и его коллег из Мичиганского государственного университета говорят о том, что грамотное применение психодинамической терапии может быть успешно в случае больных шизофренией. Более поздние исследования сомневаются правильности этого утверждения. Так, отчет Центра изучения результативности лечения больных шизофренией (Schizophrenia Patient Outcomes Research Team, PORT [26] ) не рекомендует использование психодинамических форм психотерапии при шизофрении, указывая что дополнительные исследования необходимы для подтверждения их эффективности. Однако, рекомендация PORT основана на экспертных мнениях клиницистов, а не на эмпирических данных. Существуют эмпирические данные, противоречащие этой рекомендации [27]

Существуют различные формы психоанализа и психотерапии, практикующие психоаналитическое мышление. Например, помимо классического психоанализа, психоаналитическая психотерапия. Другие примеры распространенных терапевтических методов, которые используют находки психоанализа: психотерапия на основе ментализации (Mentalization-Based Treatment) и психотерапия, фокусированная на переносе (Transference-Focused Psychotherapy).

Критика

В спорах вокруг учений З.Фрейда обсуждаются такие основные пункты: научность используемых им понятий, реальный лечебный эффект психоаналитической терапии, а также долгосрочные влияния фрейдизма на общество [28] .

В 1994 году Клаус Граве с группой ученых опубликовал мета-анализ 897 самых значимых эмпирических исследований, опубликованных до 1993 года, посвещенных изучению эффективности психоанализа и сходных психотерапевтических методик [29] [30] . Граве пришёл к следующим выводам:

  • отсутствуют положительные показания для долговременного применения (1017 сессий за 6 лет и более) психоанализа
  • при длительном применении психоанализа существенно повышается риск ятрогенных эффектов
  • кратковременное применение (57 сессий за год) психоанализа малоэффективно для пациентов со страхами, фобиями и с психосоматическими расстройствами
  • кратковременное применение уменьшает симтоматику у пациентов со слабовыраженными невротическими и личностными расстройствами

В этой же работе Граве провел мета-анализ 41 работы, в которых сравнивалась эффективность различных методов терапии. Грейв заключил:

  • группы пациентов, которые проходили психоаналитическую терапию, показали лучше результаты, чем контрольные группы, где терапия отсутствовала, а терапевт лишь ставил диагноз терапия оказалась в два раза эффективней психоналитической.

По мнению психоаналитика Петера Куттера, Айзенк и другие критики психоанализа в своих исследованиях пользуются методиками, прямо противоположными психоанализу, не применимыми к бессознательным процессам [33] .

Согласно исследованиям Американской Ассоциации Психоаналитиков, хотя во многих гуманитарных науках психоанализ широко распространен, факультеты психологии нередко относятся к нему лишь как к историческому артефакту [13] .

  • психоанализ в целом построен на ошибочных предпосылках;
  • психоанализ уводит пациентов от нужды работать над собой, дает им оправдание бездействия;
  • психоанализ поощряет зависимость пациента от терапевта, часто пациентам предлагается принять на веру интерпретации терапевта, даже если они далеки от фактов;
  • экспрессивный, катарсивно-абреактический метод психоанализа, заключающийся в принятии и высвобождении враждебности, не решает проблему враждебности, а лишь усугубляет её;
  • психоанализ развивает в пациентах конформизм; психоанализа запутывает пациентов, уже страдающих от иррациональных убеждений;
  • из-за неэффективности психоанализа (потраченных впустую средств и времени) у многих пациентов в США подорвано доверие к психотерапии в целом.

Психоаналитическая терапия во многих отношениях основана на поиске того, что, вероятно, не существует (подавленные детские воспоминания), предположении, которое, вероятно, ошибочно (что детский опыт является причиной проблем пациентов), и терапевтической теории, которая почти не имеет шансов быть верной (что перевод подавленных воспоминаний в сознание есть существенная часть курса лечения).

Кэррол Р. Т. Психоанализ, пер. А.Алдаева, Е.Волков

Многие специалисты из области нейробиологии, когнитивной психологии, философии науки и теории познания считают [8] [9] , что методы и теории психоанализа не имеют под собой научных оснований, а сам психоанализ зачастую рассматривают как псевдонаучную теорию [6] [7] [10] [11] .

Психоанализ литературы

Психоанализ в XX веке широко применялся при анализе литературного творчества, понимаемого как проявление неосознанных влечений автора. Ему близки методы патографического анализа литературы и психиатрического литературоведения.

Если вам интересно узнать о теме психоанализа больше, тогда предлагаю ознакомиться с данным материалом.

психоанализ

Философия психоанализа: основные представители и идеи

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро - пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Психоанализ – это в психологии совокупность положений и методик, используемых с целью систематизации трактовки подсознательных связей посредством ассоциативного процесса.

Среди базовых направлений психоанализа можно выделить:

  1. Теорию поведения человека. Она была первой и по сегодняшний день считается одной из самых важных. Как правило, теорию человеческого поведения соотносят с классическим психоанализом, внедрённым в психологию Зигмундом Фрейдом. Но можно встретить и отличные вариации использования данной теории, некоторые имеют разительные отличия от первоисточника. В качестве примеров стоит привести аналитическую психологию Густава Юнга либо индивидуальную психологию Адлера (их относят к неопсихоанализу).
  2. Методики исследования главных мотивов человеческого поведения. Психоанализ использует в качестве основного инструмента изучения подсознательных мотивов, которые провоцируют расстройства. В определении последних помогает применение методики свободных ассоциаций.
  3. Метод, а также методики терапии психических недугов, основывающиеся на упомянутом выше анализе бессознательного, проявлениях сопротивления и переноса, через техники проработки и интерпретации. Главной целью психоанализа является эффективная помощь больному в освобождении от скрытых механизмов, которые создают конфликты в психике (речь идёт о привычных шаблонах мышления, не актуальных или приводящих к специфическим конфликтам).

Философия психоанализа продолжается. Теперь давайте поговорим об основных идеях данной психологической теории. Она держится на идее Зигмунда Фрейда, говорящей, что психическая природа человека всегда последовательна.

У всех мыслей, желаний и действий во всех случаях есть первопричины, которые были обусловлены сознательными либо бессознательными намерениями. Также происшествия прошлого оказывают воздействие на будущее. Несмотря на полную убеждённость пациента, что его психическая проблема ничем не обоснована, в ней всегда прослеживаются скрытые связи одних событий с другими.

Отталкиваясь от данной информации, Фрейд сделал разделение человеческой психики на 3 области:

  • сознание;
  • предсознание;
  • бессознательное.

Рассмотрим их детальнее дальше.

психоанализ Фрейд

По Фрейду главные действующие силы психики человека – это инстинкты, то есть напряжения, направленные к определённым целям. Группа инстинктов представлена двумя компонентами:

В теории психоанализа преимущественно рассматривается либидо, основанное на сексуальной природе человека. По характеристикам либидо (появлению, количеству, перемещению, распределению) можно сделать вывод касательно любых психических расстройств и особенностей мыслей, переживаний, действий больного.

Психоаналитическая теория Фрейда предлагает такую структурную модель психики:

С ними следует разобраться поподробнее.

  • совесть;
  • самонаблюдение;
  • функция, которая формирует идеалы.

Все вышеперечисленные компоненты психики нужны, чтобы обеспечить единую цель – поддерживать баланс стремления, ведущего к увеличению удовольствия и опасности, что возникает вследствие неудовлетворения.

По Фрейду, энергия, появившаяся в Оно, находит отражение в Я, а Сверх-Я устанавливает границы для Я. Но, принимая в учёт, что потребности Сверх-Я, Оно и внешнего мира, зачастую противоречивы, в результате возникают конфликты личности.

психоанализ

Главные школы психоанализа

Прошло больше века с момента появления психоаналитической теории. За такой продолжительный период времени возникли разные школы и направления психоанализа. К категории основных можно причислить:

  • классическую теорию влечений, разработанную Зигмундом Фрейдом;
  • Эго-психологию – в ней на первый план выходит компонент психики Эго;
  • теорию объектных отношений;
  • школу Мелани Кляйн – влиятельного британского психоаналитика еврейского происхождения;
  • структурный психоанализ Жака Лакана;
  • селф-психологию Хайнца Кохута;
  • интерперсональный психоанализ (Гарри Стека Салливана и Клары Томпсон);
  • интерсубъективный подход (Роберта Столороу).

Методы психоанализа

Самое время подойти к ним. Ниже будут рассмотрены все из известных методов, используемых психоаналитиками, с описанием их особенностей.

Метод свободных ассоциаций

Когда речь идёт о свободных ассоциациях, имеется в виду, что пациент проговаривает специалисту все мысли, образы, которые возникают у него в голове. При этом важно, чтобы врач не критиковал больного, даже если высказанное им нелогично или даже недостойно.

На сеансе психоанализа необходимо посвятить доктора во все подробности своей жизни: рассказать как об обыденных вещах (работе, повседневных делах), так и углубиться в свои мечты, чувства, переживания, фантазии. В общем – поделиться всем тем, что так или иначе вас тревожит.

Главная цель методики свободных ассоциаций – добиться смягчения границ сознательных и бессознательных процессов, то есть получение свободы быть собой.

Метод толкования снов

Сны имеют как явное, так и скрытое содержание. Под первым понимаются переживания человека, его воспоминания, то, как он говорит об увиденном во сне. Скрытое содержание – это загадка, помочь разгадать которую могут свободные ассоциации и интерпретации психоаналитика.

Врач поможет разобраться с бессознательными посланиями, чтобы впоследствии суметь применить эту информацию для лучшего контакта с собой, положительных изменений жизни.

Метод интерпретации

Хотя не во всех случаях интерпретация подтверждается.

Основная цель данного метода состоит в выведении психических событий на уровень сознания, благодаря чему облегчается понимание себя, становится возможным улучшение своей реальности.

Метод анализа переноса и контрпереноса

В традиционном понимании метода переноса он подразумевает следующие этапы:

  • больной перемещает на психоаналитика чувства, фантазии, мысли, желания и т.д., которые исходят из прошлого, имеют для пациента большое значение;
  • человек начинает воспринимать врача как объект из своего прошлого;
  • в более обширном значении метод анализа и переноса воспринимается в виде эмоционального отношения одного субъекта к другому, определённое его опытом.

Контрперенос – представляет собой комбинацию бессознательных реакций специалиста на личность больного.

Метод анализа сопротивления

Сопротивление всегда пытается нарушить психоанализ, а также препятствует разумному Эго больного. Сопротивление пытается защитить страдание пациента, оно является устаревшим адаптивным механизмом.

Фрейд писал на этот счёт следующее:

Для сопротивления характерно следующее:

  • оно имеет отношение к изменению, которое человек хочет пережить на уровне сознания, но на уровне бессознательного боится;
  • сопротивление входит в терапевтический процесс;
  • отсутствуют формы поведения, которые нельзя было бы применить в контексте сопротивления, когда они достигают максимальной силы.

Методика анализа сопротивления включает в себя процессы выявления, осознания сопротивления, выяснение мотивации его появления и расшифровку. Справившись с сопротивлением, человек получает возможность начать прорабатывать те желания и аффекты, которые оно (сопротивление) скрывает за собой.

Надеюсь, вы смогли немного разобраться в понятии психоанализа, его основных инструментах и методах. В завершение предлагаю просмотреть тематическое видео:

Психоанализ – это направление психологии, основанное австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

Психоанализ

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное.

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании. При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение. Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием. Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием “Введение в психоанализ”. Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Основные положения психоанализа

Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.

Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.

Трехкомпонентная структура личности

  • ОНО или на латинском ид. Через него выражаются инстинкты. ОНО наполнено низшими потребностями и желаниями. За счет этой структуры личность постоянно стремится либо к жизни и любви – эросу, либо к смерти и агрессии – танатосу.
  • Я или эго. Этот компонент заставляет личность действовать по правилам и законам. Но Я еще ориентировано на удовлетворение желаний компонента ОНО.
  • Сверх-Я или суперэго. Наивысшая структура. Она обеспечивает нормы морали и нравственности, располагает к прекрасному.

По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур. В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.

Топографическая модель личности

В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.

  • В сознании находится все то, с чем сию минутно взаимодействует человек. Это и объекты внимания, и информация, необходимая для выполнения деятельности. В сознании содержатся доли Я и Сверх-Я.
  • Предсознательное. То, что вытесняется из сознания по причине ненадобности, но может быть восстановлено при необходимости.
  • В бессознательное вытеснены компоненты, к которым человек давно не обращается, болезненные ситуации и воспоминания. Из бессознательного сложно изъять компоненты без сопротивления. Это, почти всегда, неприятный для личности процесс. Бессознательное содержит ОНО и Сверх-Я. В рамках психоанализа ведется работа с бессознательным.

Механизмы психологической защиты

Основатель психоанализа утверждал, что психика человека, настроенная на удовольствие и проявление агрессии, создает защиту. Это оформляет поведение в приемлемые для общества рамки.

  • Отрицание. Человек на бессознательном уровне отрицает очевидные факты. Например, вред наркотических веществ или разрушительность отношений.
  • Вытеснение помогает избавиться от неприемлемых стимулов. На их место помещаются стимулы, угодные для общества или нравственных установок самого человека. Благовоспитанность, сформированная у ребенка строгими родителями, может ограничивать его в потребности вести себя более раскрепощенно.
  • Проекция появляется, когда человек не может смириться со своими истинными побуждениями, чувствами и желаниями. Он переносит их на тех, кто ими не обладает. Отсюда появляются истории про поступки людей, которых они не совершали.
  • Идентификация обратное явление проекции. В данном случае, человек приписывает себе чужие, но желанные для него, качества. Человек наделяет себя, например, смелостью, не характерной ему.
  • Рационализация. Человек находит для своих действий разумное объяснение. Но, при этом, в основе его поступков лежат причины, болезненно отзывающиеся в его сознании.
  • Включение. Травмирующие стимулы обесцениваются за счет их внесения в систему более сильных стимулов. Например, проблемы в семье становятся менее значимыми на фоне глобальных проблем экономики страны и уровня жизни.
  • Замещение. Один объект воздействия замещается другим, более слабым. Например, человек выплескивает свой гнев на членов семьи вместо начальника, разозлившего его. При этом, начальник выступает фигурой, более сильной по влиянию.
  • Изоляция. Травмирующие стимулы вытесняются в бессознательное. За счет их влияния могут наблюдаться расстройства: деперсонализация и расщепленность личности.
  • Регрессия. При защите наблюдается возврат к предыдущим стадиям развития. Человека возвращается к поведению, которым он пользовался, например, в подростковом периоде.
  • Реактивное образование. Побуждения человека преобразуются в противоположные явления, близкие к тем, что одобряется социальной средой. Например, добрый человек может вести себя озлобленно.
  • Сублимация. Энергия от непозволительных проявлений направляется в другие сферы жизни. Например, потребность в адреналине оценивается обществом неоправданно бессмысленной. Поэтому человек выбирает профессию, связанную с риском. При этом, другие люди будут одобрять такой выбор.

Методы психоанализа

  • Метод свободных ассоциаций. Пациент повествует о событиях своей жизни, высказывая все, что приходит ему в голову в текущий момент. При этом, он должен в своем рассказе добраться до проблемы, не зависимости от того, какое сопротивление оказывает на это его мозг. Фрейд считал, что все ассоциации важны – в них может быть спрятан ключ проблемы.
  • Объяснение сопротивления. Клиент не только рассказывает все, что приходит ему на ум, но и дает оценку сопротивления. При этом, всплывают новые факты, способные повлиять на ситуацию.
  • Анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения несут важную информацию о жизни человека и его проблемах. Через образы, являющиеся во сне, могут открываться важные стороны внутреннего конфликта.
  • Эмоциональное преувеличение. В ходе терапии, когда клиент понимает причины и недостатки своих действий, его намерения на изменение ситуации оцениваются, как положительная тенденция и получают одобрение от терапевта.
  • Интерпретация. В ходе терапии неясные моменты должны быть разъяснены до понятных и очевидных фактов.

Представители психоанализа

Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.

Зигмунд Фрейд - основоположник психоанализа

Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа.

  • Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.

После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества. В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное. Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.

Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.

  • Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
  • Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях.
    • В состоянии “родитель” определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово “надо” становится ведущим и указательным.
    • В состоянии “ребенок” главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
    • “Взрослый” регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.

    Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас “взрослого”, “ребенка” и “родителя” вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться “ребенок” с нежеланием это делать.

    • Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии. Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы.

    Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.

    • Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного.
      • Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
      • Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
      • Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.

      Современный психоанализ

      Основой психоанализа остается учение Зигмунда Фрейда. Его идеи о бессознательном дают науке большую сферу для изучения.

      В XXI веке психоанализ развивается в трех направлениях:

      • Психоаналитическая концепция, на основе которой направление меняет свои границы и наполняется новыми идеями.
      • Прикладной психоанализ, в рамках которого изучаются проявления общества: культуру, ценности и общественные потребности.
      • Клинический психоанализ. Это целый терапевтический метод для работы с клиентами. В рамках терапии клиент размещается на кушетке лежа, а терапевт сидит за изголовьем. При этом, клиент не видит терапевта. Это способствует свободному потоку его мыслей. У него создается впечатление, что он ведет диалог с самим собой. Такая атмосфера позволяет клиенту раскрепоститься.

      Создание психоанализа, как направления науки, стало важной вехой в развитии психологии. В рамках этого учения были затронуты особенности психики, которые помогают понять источник и механизм внутренних проблем человека. С развитием психоанализа стало возможным работать не только с той информацией, которую дает клиент, но и достичь глубины его неосознаваемых мыслей.

      Психоанализ – это психологическая теория, разработанная на рубеже XIX и XX веков (первые исследования Фрейда на эту тему датированы 1880 годом). Ее до сих пор используют для лечения психических расстройств, но чаще встречаются модификации оригинальной концепции. Разберем кратко и понятно, что такое психоанализ Фрейда, каковы основы этой теории и как ее использовать. А также узнаем, как к ней относятся другие психологи. Забегая вперед, скажу, что отношение противоречивое.

      Что такое психоанализ: суть теории

      психоанализ в психологии

      Таким образом, психоанализ простыми словами – это научная теория и метод лечения психических расстройств. В настоящее время его рассматривают в трех областях:

      • как психологическую и философскую теорию личности;
      • как совокупность принципов и методик изучения бессознательного личности;
      • как направление в психотерапии, которое помогает избавиться от внутриличностных конфликтов, неврозов, комплексов, психозов, депрессии, фобий и других проблем.

      Психоанализ в психологии рассматривается как теория и как практика. Разберем, в чем суть теории психоанализа З. Фрейда.

      Что изучает психоанализ? Бессознательные мотивы и желания личности. Если говорить о психоанализе как о теории, то ее суть можно отразить в нескольких тезисах (особенностях):

      • конфликт сознательного и бессознательного приводит к развитию неврозов, страхов, депрессии и других психологических проблем;
      • мысли и поведение обусловлены бессознательными желаниями;
      • осознание истинных мотивов, потребностей, желаний затруднено из-за включения защитных механизмов психики;
      • психологические проблемы можно решить, если вывести их на уровень сознания (это можно сделать при помощи методов психоанализа).

      Базовая идея психоанализа Фрейда состоит в том, что в психической природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. То есть все, что человек имеет в настоящем, – результат прошлого. Если сейчас что-то не устраивает, то причину нужно искать в прошлом. А теперь будем разбирать все подробнее и по порядку.

      Кто является основоположником психоанализа

      Зигмунд Фрейд

      Автором теории, основоположником метода психоанализа является австрийский психолог, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Он же был основателем школы психоанализа. Иногда теоретическую основу психоанализа (философию Фрейда) называют фрейдизмом. Теория Фрейда оказала значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

      Интересно! Ближайшими последователями Фрейда были К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др. Некоторые из современных психологов тоже опираются на учение Фрейда.

      Основы психоанализа

      Бессознательное, сексуальный инстинкт, сублимация, оговорка по Фрейду – возможно, вы слышали эти понятия. Все они относятся к психоанализу. А знаете ли вы их определения и суть? Сейчас во всем разберемся, рассмотрим основы психоанализа личности, разберем ключевые понятия.

      Сознание и бессознательное

      В теории психоанализа Фрейд выделил 2 структуры психики. Каждая из них имеет три слоя, но между собой эти структуры несколько отличаются. Сначала разберем слои первой структуры:

      1. Бессознательное. Здесь хранятся все тайные желания, вытесненные воспоминания, животные инстинкты, аморальные влечения.
      2. Предсознание, или подсознание. На этом уровне расположилось то, что человек знает и помнит в настоящее время или при желании может вспомнить.
      3. Сознание. Это мысли, чувства, эмоции, планы человека в настоящем.

      Это первичная структура психики по Фрейду. Позже психоаналитик открыл метод свободных ассоциаций и разработал новую структуру (концепцию) строения психики. В ней он выделил три элемента: Оно, Я и Сверх-я.

      Согласно теории психоанализа, наша психика имеет три уровня:

      Часто Оно и Сверх-Я вступают в конфликт, а Я пытается примирить их. По сути, большую часть своей жизни каждый человек проводит в таком вот поиске баланса между животными инстинктами и высшими моральными ценностями, запретами, нормами. Не всем и не всегда удается выдержать баланс, иногда нас мотает то в одну сторону (поддаемся желаниям, эмоциям), то в другую (слишком рационализируем жизнь, блокируем свои чувства и подавляем желания). И то, и другое опасно. Если падение в одну из сторон происходит слишком часто, у человека развиваются комплексы, неврозы и другие психологические проблемы.

      Важно! Подавленные желания приводят к развитию комплексов. Избавиться от фрустрации (переживание из-за невозможности удовлетворения потребности) помогает сублимация.

      Защитные механизмы

      вытеснение

      Кроме сублимации, психоаналитик выделил еще 7 защитных механизмов (позже другие психологи расширили эту классификацию):

        . Если человек не понимает, как ему удовлетворить свои желания социально приемлемым путем, но и забыть об этом не может, то он вытесняет их на уровень бессознательного. И как бы забывает (действительно не помнит). Однако это не означает, что импульсы исчезли. Они продолжают влиять на мысли и поведение человека. На сдерживание желаний тратится много энергии, поэтому в скором времени человек заболевает. . Человек убеждает себя, что ему показалось, что это произошло случайно, что он ослышался и т.д. В общем, он всеми силами внушает себе, что чего-то неприятного не было или что это случилось не с ним. . Человек убеждает себя, что не мог поступить иначе. Да, он совершил постыдный поступок, но так было нужно. В большинстве случаев объяснение и правда выглядит логично, но к истинным мотивам это не имеет никакого отношения. . Человек обвиняет других в том, что не принимает в себе. Например, изменщик обвиняет в измене своего партнера, предатель подозревает своего друга и т.д. . Когда человек не может выместить свою злость на одном объекте, он вымещает агрессию на другом. Например, ребенок, которого бьют родители, избивает детей помладше и издевается над животными. Мужчина, который не может ударить начальника, срывается дома на детях и жене. К слову, замещение касается не только агрессии. Любая эмоция и чувство может принимать в этом участие. Например, молодому человеку нравится одна девушка, но он не может быть с ней, поэтому встречается с более доступной, представляя ту пассию (а иногда и пытаясь сделать из второй девушки первую).
      1. Инверсия. Это попытка вызвать у себя прямо противоположные чувства к объекту. Например, чтобы пережить болезненное расставание, девушка начинает концентрироваться на реальных и выдуманных недостатках мужчины. Цель – сделать объект противным, не таким притягательным. Тогда и желание, влечение к нему исчезнет. . Это возвращение на предыдущую ступень развития, то есть включение детских моделей поведения. Возможно, вы подумали, что речь идет об истериках, криках, плаче, обидах, демонстративном уходе и т.д. Да, но не только. Алкоголизм, игромания, наркомания, заедание проблем, курение – это тоже форма регрессии. Взрослые люди не уходят от реальности – они решают проблемы.

      Защитный механизм психики – это набор бессознательных реакций, защищающих человека от негативных эмоций и переживаний. Защитные механизмы помогают поддерживать психическое равновесие. Однако нельзя все время полагаться только на эти силы. Частое обращение к защитным механизмам приводит к деформации личности, препятствует социализации. А также защитные механизмы иногда дают сбой, что тоже не идет на пользу личности.

      Психосексуальное развитие

      Согласно Фрейду, каждый человек проходит 5 стадий психосексуального развития, каждая из которых имеет свою ведущую потребность:

      Например, застревание на анальной стадии развития приводит к формированию анального характера. Такому человеку присуща скупость, жадность, упрямство, педантичность, склонность к агрессии и саморазрушению, импульсивность, конфликтность.

      Комплексы

      комплекс неполноценности

      Часто говорят о комплексе неполноценности – это совокупность переживаний человека из-за субъективного восприятия собственной неуспешности. Проще говоря, человек считает себя хуже других, менее достойным. Он видит счастье и успех окружающих, хочет ощутить то же, но не может и не знает, как этого добиться.

      На самом деле психоанализ человека рассматривает куда больше комплексов. Вот лишь некоторые из популярных:

      Методы психоанализа

      Как мы уже выяснили, психоанализ – это не только теория, но еще и практика. С его помощью можно диагностировать и корректировать психическое состояние. Психоанализ включает в себя множество приемов для работы с бессознательным, но все их можно разделить на три группы.

      С помощью этих методов можно заглянуть в бессознательное человека, определить подавленные желания, эмоции и воспоминания, понять мотивы поступков и скорректировать поведение.

      Важно! Не путайте психоанализ с психотерапией. Психоаналитик в большей степени отвечает за то, чтобы человек свободно выговорился и сам нашел истоки проблем, а также их решение. Психоаналитик направляет, но не дает прямых указаний и советов.

      Концепция

      Мы уже многое сказали о теории Фрейда, но все это как-то обобщенно, вперемешку (новое и старое). В чем же состоит концепция оригинальной теории психоанализа Фрейда? Обозначим основные положения (черты) психоанализа:

      В теории психоанализа предметом изучения являются бессознательные мотивы, ведущие к психическим расстройствам.

      А теперь перейдем к разбору видов психоанализа.

      Какие направления (виды) психоанализа существуют сегодня

      В современных теориях психоанализа акцент с сексуальности смещен. Психологи рассматривают не только эту потребность, как причину всех бед, но и другие неудовлетворенные потребности.

      Например, люди с обостренной и неудовлетворенной потребностью во власти зачастую становятся тиранами дома или на работе. Люди, которым не хватает теплого социального контакта, окружают себя животными. Люди, которые не могут или бояться иметь детей, но хотят этого, тоже направляют свою энергию в сторону животных, например, котов. Женщины, которые не могут состояться как профессионалы, находят себя в воспитании детей.

      Лакан

      Классический психоанализ Фрейда – один из известных психологии видов этого учения. Существуют и другие школы (направления) психоанализа. Кратко осветим их:

      1. Эго-психология. Если Фрейд уделял больше внимания Оно, то здесь все внимание приковано к Эго (Я), то есть сознательной части личности.
      2. Теория объектных отношений. В основе этой теории лежит положение о том, что психика – это система внутренних объектов, которые являются отражением людей и ситуаций из внешнего мира. Специфика отношений с людьми в настоящем и сценарий жизни обусловлены детским опытом субъекта. То есть во взрослой жизни человек воспроизводит то, к чему привык в детстве.
      3. Школа М. Кляйн. Психоаналитик уделяла больше внимания детскому психоанализу, в частности разбору Эдипова комплекса. В качестве основных движущих сил психики рассматривала любовь и агрессию. Первое – исцеляет, второе – расщепляет психику.
      4. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Психоаналитик рассматривал человека строго как субъекта и предлагал решать психологические проблемы через речь. Базой личности считал тандем трех элементов: воображаемое (представление человека о себе на основе познания других людей), символическое (поиск отличий у себя и других), реальное (ситуация, место, где индивид впервые познакомился с другим). Психоаналитик изображал это символом из трех связанных колец. Если хотя бы одно кольцо разомкнуть, то психическое равновесие индивида нарушится.
      5. Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон). Внимание сконцентрировано не на анализе личности, а на анализе межличностных отношений. Именно этот элемент психоаналитики считали самым важным и значимым в психическом развитии субъекта.

      Существуют и другие современные направления психоанализа, но эти пользуются наибольшим спросом.

      Как психоанализ повлиял на развитие психологии

      Теория психоанализа Фрейда способствовала развитию психологии. Психоанализ произвел настоящую революцию в мире психотерапии и психиатрии. Эта теория нашла свое отражение в трудах других психологов (представителей психоанализа): А. Фрейд, Д. Винникотта, Х. Гартмана, М. Малера, Э. Глоувера, Э. Эриксона, М. Кляйн и других. Прямыми последователями Фрейда являются Карл Юнг, Альфред Адлер, Отто Ранк, Х. Хартман, Э. Крис, Анна Фрейд (дочь известного психоаналитика).

      Интересно! Учение Фрейда повлияло даже на кинематограф. Его трудами вдохновлялись Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини.

      Критика

      критика психоанализа

      Теория Фрейда сразу же привлекла внимание общественности. Но нельзя сказать, что оно было исключительно позитивным – нашлось немало критиков. И до сих пор учение Фрейда подвергается критическому анализу. Вот, за что его критикуют:

      Некоторые психологи до сих пор считают психоанализ Зигмунда Фрейда лженаукой. Они сомневаются в ее обоснованности, достоверности и эффективности.

      Альтернативы

      когнитивно-поведенческая психотерапия

      К альтернативам психоанализа относится когнитивно-поведенческая психотерапия, арт-терапия, аналитическая психотерапия Юнга, бихевиоризм, гештальт-терапия, логотерапия, позитивная психотерапия, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия, эриксоновский гипноз. Все это, как и психоанализ, методы психотерапии. Они не могут полноценно заменить друг друга, потому что это совершенно разные направления, но цель у них одна – помочь человеку осознать внутреннюю проблему и избавиться от нее.

      Заключение

      Какое бы отношение не сформировалась к психоанализу З. Фрейда, нельзя отрицать факт: это официально признанный метод психотерапии. Его не просто так включают в практику и программу обучения студентов. Большинство исследователей признает его эффективность и безопасность. Для сравнения: столь популярный в наши дни метод расстановок по Хеллингеру не признан официальным сообществом психологов, а в некоторых странах, например, Германии даже запрещен. Значит, как минимум, относительно этого метода психоанализ куда эффективнее и безопаснее.

      Читайте также: