Представителями классической школы музыки являются

Обновлено: 08.07.2024

Классическая музыка - образцовые музыкальные произведения, которые входят в золотой фонд мировой музыкальной культуры. Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения.

В этом рейтинге собраны самые известные композиторы классической музыки, чьи произведения набирают более миллиона прослушиваний в месяц в самом популярном в мире интернет-сервисе потокового аудио Spotify, которым ежемесячно пользуются 320 миллионов человек. Из 33 композиторов, вошедших в данный список, самое большее представительство у Германии - семь композиторов (или восемь, если считать Ференца Листа немецким композитором). На втором месте - Франция (семь), на третьем - Россия (четыре композитора). Стоит отметить, что российских пользователей на Spotify пока не так много, их количество сравнимо с числом пользователей Spotify из таких стран, как Чехия и Венгрия, поэтому предпочтения российских пользователей практически не повлияли на общую картину. Также стоит отметить, что Рихард Вагнер (907 тысяч прослушиваний), Джоаккино Россини (934 тыс) и Кристоф Виллибальд Глюк (937 тыс) в данный список пока не попадают.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. У Прокофьева 1,185 млн. слушателей за месяц на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Париж, Лондон, Мехико, Стамбул, Берлин. Чаще всего на Spotify слушают "Танец рыцарей" из первого акта балета "Ромео и Джульетта" (36,3 млн. прослушиваний).

Иоганн Штраус / Johann Strauss

Ян Сибелиус / Jean Sibelius (1865-1957) - финский композитор. У Сибелиуса 1,224 млн. слушателей за месяц на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Хельсинки, Париж, Стамбул, Лондон, Мехико. Чаще всего на Спотифай слушают 6 экспромтов (8,7 млн. прослушиваний).

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) - советский композитор, пианист, педагог. У Шостаковича 1,258 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Мехико, Стамбул, Париж, Мадрид, Лондон. Чаще всего на Spotify слушают Вальс №2 из Второй сюиты для джаз-оркестра (41,4 млн. прослушиваний).

Ральф Воан-Уильямс / Ralph Vaughan Williams (1872-1958) - британский композитор, органист, дирижёр. У Воан-Уильямса 1,35 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Лондон, Париж, Сидней, Мадрид, Лос-Анджелес. Чаще всего на Spotify слушают The Lark Ascending (35 млн. прослушиваний).

Иоганн Пахельбель / Johann Pachelbel (1653-1706) - немецкий композитор и органист. Творчество Пахельбеля — одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. Наиболее значителен вклад Пахельбеля в развитие протестантской церковной музыки. В 2002 году продюсер Пит Уотерманн сказал про Канон Пахельбеля: "Это почти крестный отец поп-музыки, потому что мы все использовали это по-своему в течение последних 30 лет". Самый яркий пример использования Канона в поп-музыке - "Go West" группы Pet Shop Boys. Есть мнения, что Канон Пахельбеля повлиял на музыку Гимна СССР. У Пахельбеля 1,468 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Мехико, Мадрид, Лондон, Париж, Стамбул. Чаще всего на Spotify слушают его знаменитый Канон (нем. Kanon und Gigue in D-Dur), количество его прослушиваний в разных исполнениях более 116 млн.

Эдуард Элгар / Edward Elgar (1857-1934) - британский композитор. У Элгара 1,645 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Лондон, Мехико, Мадрид, Сидней, Амстердам. Чаще всего на Spotify слушают Концерт для виолончели с оркестром ми минор, op. 85 (21,2 млн. прослушиваний).

Роберт Шуман / Robert Schumann (1810-1856) - немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. У Шумана 1,738 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Париж, Мехико, Лондон, Берлин, Мадрид. Чаще всего на Spotify слушают Träumerei из произведения "Детские сцены. Легкие пьесы для фортепиано" (23,7 млн. прослушиваний).

Феликс Мендельсон / Felix Mendelssohn (1809-1847) - немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог еврейского происхождения. Один из крупнейших представителей романтизма в музыке. У Мендельсона 1,896 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Лондон, Париж, Мехико, Берлин, Стамбул. Чаще всего на Spotify слушают Песни без слов из второй тетради (18,3 млн. прослушиваний). Примечательно, что Марш Мендельсона, написанный для комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" и являющийся самым известным произведением композитора в России, на Spotify не входит даже в первую десятку произведений Мендельсона по популярности.

Антонин Дворжак / Antonín Dvořák (1841-1904) - чешский композитор, представитель романтизма. У Дворжака 1,957 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Париж, Мехико, Стамбул, Лондон, Берлин. Чаще всего на Spotify слушают Серенаду для струнного оркестра (27,4 млн. прослушиваний).

Морис Равель / Maurice Ravel (1875-1937) - французский композитор и дирижёр. Вошёл в историю как один из ведущих представителей музыкального импрессионизма. У Равеля 1,973 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Париж, Лондон, Мехико, Мадрид, Лос-Анджелес. Чаще всего на Spotify слушают Павану на смерть инфанты (20,4 млн. прослушиваний).

Габриель Форе / Gabriel Fauré (1845-1924) - французский композитор, педагог, дирижёр. У Форе 1,992 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Париж, Лондон, Стамбул, Мехико, Амстердам. Чаще всего на Spotify слушают Après un rêve (12,7 млн. прослушиваний).

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) - русский композитор, пианист, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также смешение традиций западноевропейской и ближневосточной музыки) и создал свой оригинальный стиль. У Рахманинова 2,342 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Мехико, Лондон, Париж, Мадрид, Стамбул. Чаще всего на Spotify слушают Рапсодию на тему Паганини (32,3 млн. прослушиваний).

Ференц (Франц) Лист / Ferencz Liszt (венг.) / Franz Liszt (нем.) (1811-1886) - композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, крупный представитель музыкального романтизма. О национально-государственной принадлежности Листа нет единого мнения. По национальности он был венгром, его родным языком был немецкий, родился он в Австрии, жил и работал в Германии. В русской Википедии Лист назван венгро-немецким композитором, в немецкой Википедии - венгерско-австрийским, в английской и венгерской википедиях - венгерским композитором. У Листа 2,374 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Мехико, Стамбул, Париж, Лондон, Мадрид. Чаще всего на Spotify слушают Liebesträume (50,3 млн. прослушиваний).

Эдвард Григ / Edvard Grieg (1843-1907) - норвежский композитор, пианист, дирижёр. Григ - самый известный скандинавский композитор классической музыки. У Грига 2,503 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Мехико, Лондон, Осло, Париж, Мадрид. Чаще всего на Spotify слушают "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" (14,2 млн. прослушиваний).

Иоганнес Брамс / Johannes Brahms (1833-1897) - немецкий композитор и пианист, один из центральных представителей эпохи романтизма. У Брамса 2,558 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Мехико, Париж, Стамбул, Лондон, Мадрид. Чаще всего на Spotify слушают "Колыбельную" (27 млн. прослушиваний).

Франц Шуберт / Franz Schubert (1797-1828) - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений. У Шуберта 2,897 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Париж, Стамбул, Мехико, Лондон, Мадрид. Чаще всего на Spotify слушают 4 экспромта для фортепиано, Op. 90, D 899 (33,6 млн. прослушиваний).

Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns (1835-1921) - французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог. У Сен-Санса 2,946 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Мехико, Лондон, Париж, Мадрид, Стамбул. Чаще всего на Spotify слушают сюиту "Карнавал животных" (78 млн. прослушиваний).

Макс Рихтер / Max Richter - британский композитор немецкого происхождения, самый известный современный композитор классической музыки. Родился в 1966 году в Германии, но с детства живет в Великобритании. У Рихтера 3,208 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Лондон, Париж, Стамбул, Мехико, Берлин. Чаще всего на Spotify слушают Vladimir's Blues из классического альбома "The Blue Notebooks" (70,7 млн. прослушиваний).

Эрик Сати / Erik Satie (1866-1925) - французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия. У Сати 3,695 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Стамбул, Париж, Мехико, Лондон, Мадрид. Чаще всего на Spotify слушают Гимнопедию № 1 (161,5 млн. прослушиваний).

Клод Дебюсси / Claude Debussy (1862-1918) - французский композитор. Ведущий представитель музыкального импрессионизма. У Дебюсси 4,495 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Лондон, Париж, Мехико, Лос-Анджелес, Стамбул. Чаще всего на Spotify слушают Бергамасскую сюиту (83,3 млн. прослушиваний).

В декабре 2020 года Spotify объявил имена российских музыкантов, наиболее популярных среди пользователей сервиса за рубежом. Абсолютным лидером по прослушиваниям стал Чайковский. "Чтобы отдать дань его творчеству, в преддверии зимних праздников команда российского офиса Spotify разместила наружную рекламу с изображением композитора на площади Таймс-сквер в Нью-Йорке", - рассказали в компании.

Фредерик Шопен / Fryderyk Chopin (польск.) / Frédéric Chopin (фр.) (1810-1849) - польский композитор и пианист французско-польского происхождения. В зрелые годы (с 1831 года) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку. У Шопена 5,195 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Стамбул, Мехико, Париж, Лондон, Мадрид. Чаще всего на Spotify слушают ноктюрн №2 из опуса 9 (67,5 млн. прослушиваний).

Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart (1756-1791) - австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Моцарт - самый известный и популярный из австрийских композиторов классической музыки. В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. У Моцарта 5,803 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Мехико, Париж, Стамбул, Лондон, Мадрид. Чаще всего на Spotify слушают Концерт для фортепиано № 21, часто называемый "Эльвира Мадиган" (40 млн. прослушиваний).

Иоганн Себастьян Бах / Johann Sebastian Bach (1685-1750) - немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог. Бах - автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы). Творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко. Убеждённый протестант, Бах написал много духовной музыки. Его Страсти по Матфею, Месса h-moll, кантаты, инструментальные обработки протестантских хоралов - признанные шедевры мировой музыкальной классики. У Баха 7,434 млн. слушателей на Spotify, он наиболее популярен в следующих городах: Мехико, Париж, Стамбул, Лондон, Мадрид. Чаще всего на Spotify слушают Сюиту для виолончели №1 (159 млн. прослушиваний).

композиторы классицизма

В XVII веке, во время расцвета итальянского барокко в искусстве Франции в том числе и музыке определился другой стиль – классицизм (от латинского слова classicus, что значит „образцовый”), который охватывал все виды искусства и литературы. Возникновение классицизма было связано, с одной стороны, с появлением нового философского направления – рационализма (от латинского rationalis – разумный), которое признавало основой познания разум человека. Одним из основателей рационализма был философ Рене Декарт. С другой стороны, развитию классицизма способствовала абсолютная монархия – порядок, который воцарился во Франции с приходом к власти Людовика XIV и полностью покорил жизнь государства воле короля.

Классицизм основывался на изучении античных образцов. Считалось, что законы красоты можно постичь с помощью разума. Процесс творчества состоял, прежде всего, в соблюдении правил, установленных при изучении древних памятников. Правила разрабатывались Королевскими Академиями. В XVII веке во Франции появились Академия театра, Академия живописи и скульптуры, Академия музыки, Академия танца.

Классицизм был ведущим направлением в искусстве Франции второй половине XVII века. В начале XVIII века сформировалось другое течение, получившее название рококо. Возвращение классицизма во второй половине XVIII века было связано с распространением идей Просвещения, представителями которого во Франции были философы и писатели Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Пьер Бомарше и другие. Просветители вновь обратились к идеалам античности. Главным назначением литературы и искусства они считали воспитание человека. Сформированный на этой основе стиль получил название неоклассицизм (то есть новый классицизм). Стиль ампир, который распространился в начале XIX века, завершает развитие европейского классицизма.

Музыка эпохи классицизма

Воплощение в музыке героических, возвышенных сюжетов, характерных для классицизма, требовало больших форм. Во второй половине XVII века появилась французская опера. Основателем нового для Франции жанра стал придворный композитор Жан Батист Люлли (1632-1687 гг.), итальянец по происхождению. Люлли написал пятнадцать опер на античные сюжеты, много балетной музыки.

Известные в свое время оперы и балеты на античные сюжеты писал композитор Жан Филипп Рамо (1683-1764 гг.). Этот жанр получил во Франции название „лирическая трагедия”. Во второй половине XVIII века „лирическая трагедия” уступила место новому жанру – бытовой комической опере на сюжеты из жизни обычных людей. Первой работой в этом жанре стала опера выдающегося философа эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо „Деревенский колдун”. Лучшие произведения в жанре комической оперы написал композитор Андре Эрнест Модест Гретри (1741-1813 гг.), самая известная из них – „Ричард Львиное Сердце”. Музыка опер Гретри напоминает бытовые песни и романсы.

Классицизм заметно повлиял и на искусство танца. Более сложной стала техника, появились прыжки и пируэты. Во второй половине XVII века балетмейстер Пьер Бошан, исходя из принципов выворотности, установил пять позиций ног, заложив основы классического балета. Этот танец ориентировался на античные образцы, отраженные в памятниках изобразительного искусства.

Композиторы эпохи классицизма

Венский музыкальный классицизм

Классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в театре, архитектуре или живописи. В музыке невозможно подражать античным традициям, потому что они почти неизвестны. Невозможно контролировать разумом чувства человека, с которыми связано содержание музыкальных произведений. Однако композиторы-классики создали очень стройную и логичную систему правил построения произведений. Благодаря этому самые сложные чувства приобретали ясную и совершенную форму, становились предметом осмысления, а не переживания. Музыка композиторов-классиков во многом противоположна ярко эмоциональной музыке барокко. Ей свойственна благородная сдержанность в проявлении чувств, бережливое использование выразительных возможностей: гармонии, тембров и других средств.

В середине XVIII века Кристоф Виллибальд Глюк, придерживаясь художественных принципов классицизма, создал новый тип оперы. Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена. Эти композиторы работали преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре, что называют Венской классической школой. Произведения венских классиков, близкие и понятные очень многим людям, и сейчас популярны у слушателей. До сих пор сохраняет свое значение также система жанров, форм и правил гармонии, разработанная Венской школой.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787)

Глюк - представитель классицизма

С именем этого композитора связано появление оперы, основанной на художественных принципах классицизма. К середине XVIII века итальянская „серьезная опера” и французская „лирическая трагедия” во многом устарели, а комические оперы ограничивались мелкими бытовыми темами, в то время как классицизм требовал произведений, способных решать высокие нравственные проблемы.

Создателем оперы нового типа стал Кристоф Виллибальд Глюк. Его лучшие оперы, как правило, написаны на античные сюжеты и во многом связаны с традициями античного театра — в них минимальное количество действующих лиц, каждый из которых символизирует определенное понятие (Любовь, Долг, Справедливость), важную роль играет хор. В новаторских операх Глюка музыка целиком подчинена драматургии, смыслу слов.

В ариях композитор отказался от виртуозности и украшений, если они противоречили содержанию действия, более мелодизированным стал речитатив, возросла роль оркестра. Балетные сцены в операх Глюка не являются вставным дивертисментом, как это было когда-то, а органично включены в действие. Основа музыки Глюка-мелодия, всегда естественная и выразительная. "Я хотел привести музыку к ее истинной цели, которая заключается в том, чтобы придать поэзии больше выразительной силы. не прерывая действия и не расхолаживая ее ненужными украшениями”, – писал композитор.

Кристоф Виллибальд Глюк родился в австрийском городе Эрасбах в семье лесничего. С трех лет проявил яркие способности, музыке учился в Праге. С 1735 года работал домашним музыкантом в богатых домах Вены. Четыре года Глюк провел в Милане, где завершил свое музыкальное образование. В Италии композитор написал свои первые оперы в традициях итальянской opera seria, имевших большой успех. В составе оперной труппы он посетил многие европейские города. В 1745 году в Лондоне Глюк знакомится с музыкой Генделя и изучает английские народные песни.

С 1752 года Глюк живет в Вене. В 1754 году он становится придворным композитором. На это время Глюк уже был автором многих известных опер и нескольких балетов. Изучив итальянскую, французскую и немецкую оперные традиции, композитор постепенно пришел к мысли об оперной реформе.

Первыми операми, созданными по новым правилам, стали „Орфей и Эвридика”, „Альцеста”, „Парис и Елена”, написанные в сотрудничестве с итальянским поэтом и драматургом Раньери Симоне Франческо Мария де Кальцабиджи. Эти работы Глюка получили признание в Вене.

В 1774 году Глюк переезжает в Париж, где пишет еще несколько новаторских опер, что вызывали как восхищение слушателей, так и споры. Композитора поддерживали философы и писатели Жан Жак Руссо, Дени Дидро.

В Вену Глюк вернулся в 1779 году. В этом городе композитор провел последние годы жизни.

Опера”Орфей и Эвридика"

Это первая из реформаторских опер Глюка. Опера написана на либретто драматурга Кальцабиджи по античному сюжету. Певец Орфей скорбит по умершей любимой жене Эвридике. Амур сообщает ему волю богов: Орфей должен спуститься за Эвридикой в подземное царство мертвых и вывести ее на землю, ни разу не взглянув на жену. Орфей спускается в мир теней, своим волшебным пением смягчает гнев грозных фурий, проходит в Элизиум, где живут чистые души, и, найдя среди них Эвридику, ведет ее на землю. Сжалившись на мольбы жены, Орфей нарушает запрет богов, и Эвридика снова умирает. Однако Амур, сочувствуя Орфею, пробуждает Эвридику к новой жизни.

Важную роль в опере играют хоровые сцены. Одна из самых выразительных – сцена Орфея с обитателями подземного мира. Своим прекрасным пением и игрой на лире музыкант постепенно успокаивает свирепых фурий. Символическое содержание этого эпизода-борьба человека с силами смерти.

Светлый покой чистых душ в полях Элизиума изображает балетная сцена в опере. В мире блаженных теней царит безграничный покой. Прекрасный эпизод из музыки балета – знаменитое соло флейты, известное под названием „Мелодия”.

Йозеф Гайдн (1732-1809)

Гайдн - композитор эпохи классицизма

Гайдн был выдающимся представителем венской классической школы. С его творчеством связан расцвет таких жанров, как симфония (их сохранилось 104), клавирная соната (52), квартет. Композитор писал также концерты для различных инструментов, камерные ансамбли, духовной музыки, оперы и оратории.

Гайдну принадлежит заслуга формирования постоянного состава симфонического оркестра, что является одним из признаков классицизма. Звучание инструментов приводилось таким образом в определенной системы, которая подчинялась правилам инструментовки, становилось цельным и однородным.

В своем творчестве Гайдн опирался на музыку народов Австрии, используя подлинные народные мелодии или создавая свои в характере народных напевов.

Жанр Симфония

Йозефа Гайдна часто называют „отцом” классической симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки, окончательно утвердился симфонический цикл, сформировавшийся в творчестве мангеймских композиторов. Слово "цикл”, "цикличность" означает многочастность произведения. В классической симфонии обычно четыре части. Традиционно первая и четвертая части звучат в основной тональности.

Первая часть, как правило, выполняется y быстром темпе и пишется в сонатной форме, содержащая три раздела — экспозицию, разработку и репризу и построена на сопоставлении двух основных музыкальных тем — главной и побочной. Иногда первой части симфонии предшествует медленное вступление.

Вторая часть симфонии медленная, лирическая. Музыка третьей части чаще всего танцевальная или фантазийная и образует трехчастную репризную форму. Композиторы XVIII века использовали в третьей части симфонии жанр менуэта — наиболее распространенного танца той эпохи. Четвертая часть симфонии, ее финал, выполняется y быстром темпе. Это итог развития тем и образов всего произведения.

Симфония Гайдна Es-dur — одна из двенадцати „Лондонских симфоний”, ее называют „Симфоний с тремоло литавр”. Первая часть начинается с медленного таинственного введения, контрастирующего с темами экспозиции:

B основе сонатного Allegro — две танцевальные темы, легкие и изящные. Для симфоний Гайдна не типичен значительный контраст между главной и побочной партиями.

Вторая часть симфонии, Andante, по характеру спокойная и серьезная. Она написана y форме двойных вариаций. Поочередно развиваются, постепенно сближаясь, две разные по настроению темы — минорная и мажорная:

Третья часть, менуэт, написана в трехчастной репризной форме. Средняя часть менуэта называется трио, звучность оркестра в ней облегчена. B основе финала симфонии — веселая мелодия, которую исполняют струнные на фоне „золотого хода валторны:

Все части симфонии соединены радостным настроением музыки, основанной на танцевальных мелодиях народного состава.

Клавирное творчество Гайдна. Сонаты E-moll и D-dur

Для клавира Гайдн написал очень много произведений. Это сонаты, рондо, вариации, небольшие пьесы в танцевальных жанрах. Клавирные произведения Гайдна и сейчас исполняются в концертах, их играют и опытные музыканты, и начинающие.

Лучшая часть клавирного наследия Гайдна-его сонаты.

Ha отличие от симфонии, соната предназначена лишь для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Обычно это трехчастный цикл: сонатное allegro, медленная часть, быстрый финал, часто y форме рондо. Части цикла, контрастируя между собой, раскрывают единый художественный замысел.

Гайдн написал 52 клавирные сонаты. Их прозрачная звучность связана с особенностями клавесина, для которого писались эти произведения. Самые известные из клавирных сонат Гайдна-Es-dur, D-dur, e-moll и другие.

Главная партия первой части сонаты e-moll написана в очень быстром темпе (presto), звучит взволнованно и беспокойно.

Побочная партия в параллельном мажоре-более светлая и мягкая.

Вторая часть сонаты, Andante-лирический центр произведения. В неторопливой музыке отсутствуют контрасты и напряженность:

Финал сонаты написан в форме рондо. Грациозный и взволнованный рефрен чередуется с двумя эпизодами, которые можно рассматривать как вариации на тему рефрена.

Веселую, оживленную, жизнерадостную сонату Pe мажор часто играют и ученики, и известные пианисты. Эта соната также состоит из трех частей. Быстрые и веселые крайние части обрамляют более спокойную и сосредоточенную среднюю.

Первая часть написана в сонатной форме. Главная партия бойкая и задорная, побочное, более мягкая и изящная, написана в тональности доминанты – Ля мажоре. После напряженной разработке обе темы звучат в основной тональности Ре мажор.

Содержание второй части-глубокое серьезное размышление. Финал, написанный y форме рондо, возвращает слушателей к веселому настроению первой части.

В сонатах Pe мажор и ми минор проявились характерные черты большинства клавирных произведений Гайдна-легкость и красота мелодий, отсутствие резкого контраста между темами, небольшая звуковая насыщенность.

В.А.Моцарт

Биография Моцарта

Творчество Моцарта, одного из величайших гениев мировой музыкальной культуры, занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая сдержанность и ясность соединились с глубокой эмоциональностью. В.А.Моцарт впервые показал в музыке противоречивость внутреннего мира человека.

Моцарт писал y всех музыкальных жанрах, существовавших в его время. Он автор 15 опер, 41 симфонии, других произведений для оркестра, концертов для разных инструментов с оркестром, камерных ансамблей, фортепианных произведений, кантат и ораторий, песен. Bо всех жанрах композитор создал настоящие шедевры музыкального искусства.

В отличие от Гайдна, который почти не покидал Австрию, Моцарт с раннего детства путешествовал по многим европейским странам. Воспринимая различные музыкальные влияния, он обобщил y своем творчестве лучшие достижения мировой музыкальной культуры.

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)

биография бетховена

Музыка Бетховена-одно из самых значительных явлений мировой культуры. В творчестве Бетховена отразились героика и драматизм эпохи французской революции, пришедшейся на годы его юности, стремление к гуманизму, разуму и воле. Лучшие произведения композитора обозначены энергией, силой, грандиозными масштабами.

Ясностью мышления, стройностью формы, оптимистическим отношением к жизни музыка Бетховена соответствует традициям венского классицизма. Однако в творчестве композитора есть и другие черты, характерные для уже зарождавшегося романтического искусства. Это свободное переосмысление привычных жанров и форм, драматизм и яркая эмоциональность, а также обращения к вокальной и фортепианной миниатюры, стремление к программности в музыке.

Бетховен написал 9 симфоний, 11 увертюр для оркестра, y том числе „Эгмонт”, оперу „Фиделио”, квартеты, концерты, 32 фортепианные сонаты, песни и другие произведения. На протяжении творческой деятельности композитор постоянно искал новые выразительные возможности, добиваясь правдивого воплощения чувств и мыслей.

Изучаем репертуар классической гитары как инструмента.

  • Йозеф Гайдн (Joseph Haydn, 1732 - 1809);
  • Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart, 1756 - 1791);
  • Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven, 1770 - 1827).

Венская классическая школа — вершина развития академической музыки, словосочетания "венская классика" и "классическая музыка" являются синонимами, если понимать последнее в наиболее точном смысле. В этой музыке органично сочетаются чувства и интеллект, точный расчёт и непринуждённость высказывания, при величайшем и непревзойдённом мастерстве её авторов.

Музыка венской классической школы, к сожалению, не имеет прямого отношения к классической гитаре, однако, исполняется на гитаре в некотором объёме в транскрипциях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Композиторы Венской классической школы Учитель МХК ГБОУ школа №462 Губарева.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Композиторы Венской классической школы Учитель МХК ГБОУ школа №462 Губарева.

Композиторы Венской классической школы Учитель МХК ГБОУ школа №462 Губарева Наталья Романовна

Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущу.

Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.

Глюк Кристоф Виллибальд (1714—1787) Немецкий композитор, преимущественно опер.

Глюк Кристоф Виллибальд (1714—1787) Немецкий композитор, преимущественно оперный, один из крупнейших представителей музыкального классицизма.

Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведе.

Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях, а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.

Йозеф Гайдн 31 марта 1732— 31 мая 1809 Австрийский композитор, представитель.

Йозеф Гайдн 31 марта 1732— 31 мая 1809 Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Особенности творчества Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их.

Особенности творчества Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию

Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется не.

Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма Во́льфганг Амадéй Мо́царт 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена

Знаменитые произведения Притворная простушка Маленькая ночная серенада Обману.

Знаменитые произведения Притворная простушка Маленькая ночная серенада Обманутый жених Турецкий марш Свадьба Фигаро Дон Жуан Реквием Волшебная флейта Концерт для фортепиано с оркестром №21 Симфония №40

Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770— 26 марта 1827 Яркой особенностью творче.

Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770— 26 марта 1827 Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на.

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.

Первые десять лет в Вене (1792—1802) Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с.

Первые десять лет в Вене (1792—1802) Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.

Однажды Гайдн написал Бетховену: Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи.

Однажды Гайдн написал Бетховену: Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам. Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери.

В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую де.

В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гро.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. 29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец.

Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен стали основоположниками классической музыки, о.

Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен стали основоположниками классической музыки, оказав огромное влияние на всю последующую музыкальную историю не только Европы, но и мира. Значение этих композиторов и их вклад в реформирование музыкального театра трудно переоценить. Венский этап развития классики многие исследователи совершенно справедливо называют определяющим в истории музыки, поскольку именно в этот период были заложены основные приниципы создания и написания опер, симфоний, сонат и квартетов.

Читайте также: