Представители московской школы советских востоковедов считали началом нового времени

Обновлено: 07.07.2024

Новый этап начался с окончанием WW2. Востоковедение становится необходимым. Важную роль сыграл дипломатический и развед.опыт отечественных востоковедов, работавших в годы войны на Востоке.

1944 – восстановление ВФ ЛГУ.

1956 – открытие ИСАА МГУ

Более свободным стал выезд за рубеж практиков-ввостоковедов не только особых ствуктур. Молодёжь получила возможность работать переводчиками на возводимых с советской помощью пром.объектах в странах Востока. Послевоенное отеч.востоковедение было глобальным по охвату. В крупнейших центрах действовали и готовились спец. практически по всем странам афро-азиатского региона. (ВФ – 47 языков!).

Еще одной особенностью современного практического востоковедения является следование рыночной конъюнктуре. Раньше правительство стремилось соблюдать некий баланс в подготовке специалистов по тем или иным странам и регионам, не слишком заботилось о том, какое направление экономически важнее. Сегодня ситуация иная. Возможность найти какой-либо дополнительный заработок или работу в новых структурах прямо зависит от того, какой страной и каким регионом занимается специалист.

Дальше говорится, что японисты, китаисты и корейцы типа круче всех. Промышленное развитие этих стран и их активное проникновение на российский рынок создают нехватку качественных специалистов, что ведет к росту стоимости услуг. И эти страны тратят огромные средства на дотирование тех специалистов, которые занимаются их проблематикой.

Значительную заинтересованность в привлечении востоковедных кадров на работу проявляют различные экономические структуры, в том числе зарубежные. Современный бизнес невозможен без контактов с иностранными партнерами, а деловые переговоры – без переводчиков. Поэтому переводчики крайне востребованы. Большой плюс профессии – возможность самореализации в любых сферах. Не нравится письменный перевод – можно заняться последовательным или синхронным устным переводом. От профессионализма переводчика зависит многое. Сумеет он донести до собеседника мысль, смысл переговоров в целом – позитивные последствия в политике, экономике и т.д. могут сказываться в течение многих лет и десятилетий, не сумеет – переговоры постигнет фиаско.

Также занимаются переводом классической и современной литературы.

Еще одно направление, где выпускники востоковедных учебных заведений находят все большее и большее применение – это международный туризм.

Таким образом, история и современное положение практического востоковедения свидетельствуют о его постоянной востребованности, независимо от того, какие политические, социальные и экономические прерогативы выбирает Россия.

[1] Отличие концепции Хартленда и Римленда!

Хартленд – внутриконтинентальные пространства

Римленд – береговые территории

[2] Вокруг России 3 таких пространства: Северо-Атлантический сектор, Китай, Азиатско-Тихоокеанский регион.

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ В РОССИИ (ориенталистика) – совокупность научных дисциплин, изучающих историю, философию, религии, памятники культуры, искусства, языки, литературу, экономику и современное положение народов Азии и Северной Африки. Востоковедение подразделяется на составляющие науки: японистика, китаистика (синология), индология, тюркология, египтология, иранистика, семитология и т.д.

Востоковедение в Европе возникло как наука, обслуживающая практические цели завоевания и колонизации стран Востока, на территории которых создавались военно-административные структуры, торговые фактории, миссионерские учреждения и т.д. Для их успешного функционирования требовались знание языков, государственного устройства, религий, обычаев и т.д. Именно тогда появились первые учебные востоковедные учреждения, готовящие кадры колониальных чиновников.

Научное востоковедение

в Западной Европе (в первую очередь в странах, обладавших колониями) зародилось в ХVIII веке и получило интенсивное развитие с середины ХIХ в. И хотя оно тоже стимулировалось внешнеполитическими причинами, объективные ученые-ориенталисты делали достоянием европейцев памятники древних культур Востока, разрушая миф об извечной отсталости стран Азии и Африки, ломая концепции европоцентризма, содействуя взаимообогащению цивилизаций.

Российское научное востоковедение имело три основных источника формирования: а) практическое востоковедение, обслуживающее военное и дипломатическое ведомства и обеспечивающее интересы внешней торговли. Его составной частью была миссионерская деятельность православной церкви на Востоке; б) традиционные (обычно религиозные) научные школы восточных народов, вошедших в состав Российской империи, которые изучали национальные культуры и истории своих и сопредельных стран; в) западная ориенталистика, включающая в себя приглашение в Россию ученых из Западной Европы, и перевод и публикация исследований европейских ученых в России на русском языке.

Практическое востоковедение дореволюционной России.

Свою лепту в становление практического востоковедения внесло военное ведомство России. Военные миссии и агенты доставляли в Санкт-Петербург подробные донесения о политическом положении, географии, этническом составе населения, религиях, в первую очередь, сопредельных стран Востока. В конце 17 в. офицеры русского флота во время плаваний в Индию, Китай, Юго-Восточную Азию вели дневниковые записи об увиденном, некоторые из них были опубликованы. В 1798 будущий адмирал И.Ф.Крузенштерн привез из Малакки список с рукописи на малайском языке История малайцев с древнейших времен до завоевания Малайи португальцами и передал ее в библиотеку Академии наук. Большая военно-дипломатическая миссия во главе с генералом А.П.Ермоловым посетила Иран в 1817. В результате этой экспедиции появились очерки Нравы и войска персиан, Краткое начертание Персии в военном ее отношении и другие работы. Заметный след в иранистике и афганистике оставил военный востоковед генерал И.Ф.Бларамберг. Интересные сведения об Османской империи содержались в докладе руководителя военных миссий, возглавленных полковником Ф.Ф.Бергом и посетивших в 1823 и 1825 Стамбул. Крупным индологом начала 20 в. и послереволюционной России был генерал русской армии А.Е.Снесарев. Представляют интерес исследования Китая военного востоковеда М.И.Венюкова. Военное ведомство России готовило для своих нужд кадры востоковедов. В 1824 указом Александра I было учреждено в Оренбурге Неплюевское военное училище (с 1844 кадетский корпус), которое готовило военных переводчиков для русской армии. Обучение в училище длилось шесть лет. В 1897 в Ташкенте при штабе Туркестанского военного округа были учреждены курсы по изучению хиндустани, готовящие военных переводчиков. Военное ведомство, разумеется, подходило к проблемам востоковедения утилитарно, но его интенсивная деятельность по развитию востоковедения несомненна.

Академическое и университетское (традиционное) востоковедение. Первым российским академиком-востоковедом был немец Готлиб Зигфрид Байер, уроженец Кёнигсберга (1694–1738). Свои услуги Российской академии наук он предложил в конце 1725. Ученый большой эрудиции, Байер имел широкий круг интересов в разных областях ориенталистики, но главным трудом его жизни был Китайский Музеум, опубликованный на латинском языке в Петербурге в 1730–1731.

После смерти Х.Д.Френа почти сорок лет (с 1842 по 1881) Азиатский музей возглавлял академик Б.А.Дорн (1805–1881), а позднее академики В.Р.Розен, Ф.И.Видеман, В.В.Радлов и К.Г.Залеман.

Начало преподаванию востоковедных дисциплин в России положил Московский университет и связано оно с именем профессора А.В.Болдырева. Он преподавал арабистику и иранистику, с 1832 был деканом словесного отделения, а с 1833 – ректором Московского университета. Болдырев – основатель московской школы российской ориенталистики. После его изгнания из университета за демократические политические убеждения (1836) центр московского востоковедения переместился в Лазаревский институт восточных языков, основанный в конце 1827 богатыми армянскими меценатами братьями Лазаревыми. Лазаревский институт готовил своих воспитанников в первую очередь для практической деятельности в странах Ближнего и Среднего Востока. 14 лет его директором был крупный востоковед проф. В.Ф.Миллер. Среди преподавателей выделялись проф. С.И.Назарянц, академик Ф.Е.Корш, проф. (позднее академик) А.Е.Крымский, проф. Р.Р.Штакельберг и др.

Крупным центром российского востоковедения первой половины 19 в. был Казанский университет. В 1807 в нем открылась кафедра восточных языков, которую возглавлял Х.Д.Френ. Его сменил профессор Ф.И.Эрдман (Френ уехал в Петербург, где возглавил Азиатский музей). В университете сначала готовились специалисты по татарскому, турецкому и персидскому языкам, а в 1837 открылась первая в России кафедра китайского языка и китайской словесности. Организаторами кафедры и основными преподавателями были архимандрит Даниил (Сивиллов) и О.П.Войцеховский. В 1842 в Казанском университете была создана также первая в России кафедра санскрита, которую долгие годы возглавлял П.Я.Петров. В Казани впервые в Европе началось университетское преподавание монгольского языка. Первым заведующим кафедрой был видный востоковед, а позднее крупный дипломат О.М.Ковалевский. Среди профессоров университета были крупные востоковеды И.Н.Березин, А.К.Казем-Бек, Ф.И.Эрдман, В.Ф.Диттель и другие. К середине 19 в. Казанский университет был крупным востоковедным центром европейского масштаба. Однако в начале второй половины века ориенталистика из Казани переместилась в Санкт-Петербург.

В Петербурге действовавший Педагогический институт был преобразован в 1816 в Главный педагогический институт со статусом университета. В 1818 два приглашенных французских ориенталиста начали преподавать восточные языки на историко-филологическом факультете. Расширение изучения восточных языков (арабского и персидского) связано с именем О.И.Сенковского, но особенно с образованием в 1854 в Петербургском университете факультета восточных языков. Его деканом был назначен приехавший из Казани проф. А.Казем-Бек. На факультете были следующие кафедры: арабского языка; персидского; турецко-татарского; монгольского и калмыцкого; китайского; еврейского; армянского; грузинского; маньчжурского. После Казем-Бека в течение семи лет деканом факультета был проф. А.О.Мухлянский. Петербургский университет стал крупным центром российского востоковедения. Кроме Московского, Казанского и Петербургского университетов востоковедные дисциплины преподавались в Дерптском, Виленском, Киевском, Харьковском, Одесском (Новороссийском) университетах и Восточном институте во Владивостоке.

Признанием больших заслуг российской ориенталистики в мировом востоковедном сообществе было проведение в Петербурге III Международного конгресса востоковедов в 1876.

В начале 20 в. появилось, а после революции октября 1917 стало господствующим марксистско-ленинское направление в российском востоковедении. Оно имело ряд особенностей: 1. Главным объектом исследования стало современное национально-освободительное движение, рассматриваемо как интегральная часть мирового революционного процесса;

2. Объектом исследований стали, в первую очередь, классы и классовая борьба афро-азиатских обществ.

3. Востоковедение подчинялось практическим политическим задачам рабоче-крестьянского государства, руководимого партией коммунистов.

. Основные теоретические выводы в новом востоковедении делались не профессиональными учеными, а политическими деятелями, не знавшими реалий и языков народов Востока, в первую очередь В.И.Лениным и И.В.Сталиным.

В 1921 в Ленинграде создан Институт яфетических языков, в 1932 он переименован в Институт языка и мышления. Институт оказал большое влияние на развитие языкознания, в том числе на востоковедную лингвистику. Его основателем и директором был крупный ориенталист академик Н.Я.Марр.

В 1930 организация востоковедных исследований в СССР претерпела серьезные изменения. На базе Азиатского музея, Коллегии востоковедов, Института буддийской культуры и Тюркологического института в Ленинграде был создан Институт востоковедения АН СССР. Его директором был назначен академик С.Ф.Ольденбург (с 1934 – академик А.Н.Самойлович, с 1938 академик А.П.Баранников, с 1940 академик В.В.Струве). Тематика исследований больших изменений не претерпела и оставалась в русле традиционной ориенталистики. Успехи востоковедения были несомненны и значительны. В институте к началу Отечественной войны работало и училось в аспирантуре около 100 человек. Серьезный урон понесли востоковеды в годы сталинских репрессий, особенно много пострадало ленинградцев (среди погибших – академик А.Н.Самойлович, доктора Н.А.Невский, А.И.Востриков, Ю.К.Шуцкий и др.

В годы Отечественной войны Институт востоковедения эвакуирован в Ташкент. Многие ученые ушли на фронт, часть осталась в Ленинграде. В боях и в блокаде погибло 37 сотрудников института. В Ташкенте ленинградские ученые занимались не только продолжением своих исследователей, но и совместно с узбекскими коллегами готовили труды по истории и культуре Средней Азии. Группа ленинградцев была эвакуирована в санаторий Боровое на севере Казахстана. Некоторые сотрудники остались в Москве, где в конце 1943 образовали Московскую группу Института востоковедения. Ее председателем был утвержден академик И.Ю.Крачковский, а после реэвакуации последнего в Ленинград – чл.-корр. (с 1958 академик) Н.И.Конрад.

Военные востоковеды в годы Отечественной войны принимали участие в боевых действиях против милитаристской Японии и выполняли задания командирования при вводе советских войск в Иран. Они готовили материалы с описаниями будущих театров военных действий, выпускали справочники и краткие словари, занимались пропагандой среди войск противника и населения, а также переводческой работой. Отдел спецпропаганды при Главном политическом управлении Красной Армии возглавлял известный иранист полковник И.С.Брагинский.

Востоковеды привлекались к дипломатической работе. Так, тюрколог профессор А.Ф.Миллер был экспертом-консультантом советской делегации на Тегеранской и Ялтинской конференциях. Большую дипломатическую работу в Китае вели чл.-корр. АН СССР (с 1958) Н.Т.Федоренко, чл.-корр. АН СССР (с 1987) М.С.Капица и др.

В Москве важным центром востоковедных исследований был Тихоокеанский институт СССР. Учрежденный в 1934, в ноябре 1942 он был передан Академии наук СССР. Директором стал проф. (с 1946 чл.-корр., с 1958 академик) Е.М.Жуков. Сотрудники института изучали не только современные политические проблемы стран бассейна Тихого океана, но и его минеральные, водные и биологические ресурсы, демографические проблемы и т.д. Ряд публикаций, подготовленных востоковедами, был посвящен проблемам экономики этого региона, а также международным отношениям на Дальнем Востоке. Наиболее значительной работой московских востоковедов кануна Отечественной войны был учебник для вузов Новая история колониальных и зависимых стран. Т. 1. М., 1940, подготовленная большой группой ученых-марксистов. Востоковедная тематика (главным образом современные колониальные проблемы) содержалась в работах научных и учебных учреждений РКП-ВКП(б) – Института К.Маркса и Ф.Энгельса (образован в 1921), преобразованного позднее в Институт марксизма-ленинизма и Института красной профессуры (создан в 1921 – закрыт в середине 30-х).

Подготовка кадров традиционной ориенталистики велась на Восточном факультете Ленинградского университета. В Москве востоковеды готовились в образованном в 1920 на базе Лазаревского института Центральном институте живых восточных языков. Его первым ректором стал видный военный востоковед генерал русской армии А.Е.Снесарев. В 1927 принято решение о реорганизации института, и он стал называться Московским институтом востоковедения им. Нариманова. В годы войны МИВ находился в Узбекском городе Фергане. В 1954 Московский институт востоковедения был закрыт.

Востоковеды практического профиля готовились в Академии Генерального штаба РККА. В годы войны Восточный факультет был открыт в Военном институте иностранных языков Наркомата обороны.

Серьезные перемены претерпело мировое и российское востоковедение в середине 20 в. Тому были три причины: 1. Крах мировой колониальной системы и образование в афро-азиатском мире независимых государств привели к изменению объекта исследований, особенно его современности.

3. Политическая суверенность стран Востока облегчила всем ориенталистам более свободное проведение научных экспедиций, полевых исследований и творческих контактов.

Советская внешняя политика на Востоке проявила возросшую наступательность. Прошла длительная серия государственных визитов на высшем уровне в афро-азиатские страны. Оказались востребованными востоковеды-практики и ориентальные исследования.

В 1950 Институт востоковедения был переведен из Ленинграда в Москву. В Ленинграде остался Сектор восточных рукописей, в котором было 27 научных сотрудников. Директором Института востоковедения (с 1960 по 1970 – Институт народов Азии) был назначен археолог проф. С.П.Толстов (с 1953 чл.-корр. АН СССР), а затем А.А.Губер (с 1953 чл.-корр. АН СССР, с 1966 – академик). В 1955 в институте работало 220 научных сотрудников. Тихоокеанский институт был расформирован и востоковеды переведены в ИВАН. Перестройка на интенсивное изучение современности связана с именем Б.Г.Гафурова (с 1958 чл.-корр. АН СССР, с 1968 академик), назначенного директором Института востоковедения в 1956. (Позднее, с 1978, академик Е.М.Примаков, с 1985 чл.-корр. АН СССР М.С.Капица). Численность научных сотрудников резко возросла. Сектор восточных рукописей в Ленинграде был преобразован в Ленинградское отделение Института востоковедения во главе с академиком И.А.Орбели. Было организовано Издательство восточной литературы (директор – О.К.Дрейер). Были изданы такие значительные книги как 4-томная история Индии, Восток и современность, Большой китайско-русский словарь, перевод Р.В.Вяткиным знаменитого труда Сыма Цяня и ряд других. В 1960 в Москве состоялся ХХV Всемирный конгресс востоковедов, в котором приняло участие около 1400 делегатов из 48 стран. Советские делегаты сделали 682 доклада. Расширились тематика и география советского востоковедения. В 1956 в Москве был создан Институт китаеведения (с 1966 – Институт Дальнего Востока), в 1958 в Баку Институт востоковедения Азербайджана, в 1959 в Москве – Институт Африки, в 1960 – Институт востоковедения Грузии, Институт востоковедения Таджикистана, в 1971 – Институт востоковедения Армении. Продолжал работать Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока во Владивостоке.

В 1954 был закрыт учебный Московский институт востоковедения. При МГУ в 1956 был создан Институт восточных языков, преобразованный в 1972 в Институт стран Азии и Африки при МГУ (ИСАА) (ректор с 1957 по 1975 проф. А.А.Ковалев). Продолжил готовить студентов Восточный факультет Ленинградского университета, восточные факультеты Бакинского и Ташкентского университетов

Кадры востоковедов готовятся в Институте стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова (директор проф. М.С.Мейер) и Восточном факультете Петербургского университета (декан проф. И.М.Стеблин-Каменский). Кафедры восточных языков и кафедра востоковедения есть в Московском государственном институте международных отношений.

Петр Шаститко

Кузнецова Н.А., Кулагина Л.М. Из истории советского востоковедения. М., 1970
Азиатский музей – Ленинградское отделение Института востоковедения. М., 1972
Базиянц А.П. Лазаревский институт в истории отечественного востоковедения. М., 1973
Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. Сочинения. Т. IХ. М., 1977
Куликова А.М. Становление университетского востоковедения в Петербурге. М., 1982
Оружием слова (1941–1945). М., 1985
Шаститко П.М. События и судьбы (Из истории становления советского востоковедения). М., 1985
История отечественного востоковедения до середины ХIХ века. М., 1990
История отечественного востоковедения с середины ХIХ в. до 1917 г. М., 1997

С началом Первой мировой войны Россия вступила в полосу огромных потрясений. Октябрьская революция 1917 года привела к качественным изменениям во внутренней и внешней политике страны, что затронуло все сферы общественной жизни России, включая науку. Настоятельно вставала задача создания такого учебного заведения, где наряду с живыми языками на первое место выходили бы страноведческие дисциплины. Нужен был Институт востоковедения, который и был создан 27 октября 1921 года.

Создание Московского института востоковедения стало важной вехой в истории отечественного востоковедения. МИВ превратился в ведущий центр подготовки кадров специалистов по Востоку, потребность в которых испытывали важнейшие государственные учреждения и общественные организации страны. От Лазаревского института МИВ получил в наследство его богатейшую библиотеку. При слиянии Московского института востоковедения в 1954 году с МГИМО его библиотечные фонды были переданы в МГИМО и составляют сейчас основу раритетного фонда Научной библиотеки.

Разумеется, помимо Лазаревского института немалое влияние на становление востоковедения в МГИМО оказали другие ведущие центры отечественного востоковедения – в первую очередь Петербургский (Ленинградский) и Казанский университеты, где традиции ориенталистики также уходят корнями в XIX век. В XX веке, в годы Великой Отечественной войны, многие видные представители московской и ленинградской школ востоковедения находились в эвакуации в Казани и городах Средней Азии.

После слияния МГИМО и МИВ были созданы условия для дальнейшего развития лучших востоковедных традиций. Были образованы Восточный факультет и девять кафедр восточных языков, которые до этого в МГИМО не преподавались. Многие видные ученые, имевшие широкую научную известность, продолжили здесь свою научную и педагогическую деятельность.

На кафедре арабского языка до 1965 года работала арабка-палестинка К.В. Оде-Васильева (Кульсум Оде) (1892–1965). Выпускница русской школы и женской учительской семинарии в Назарете, волей судеб оказавшаяся в России, Кульсум Оде учила студентов МИВ и МГИМО живому арабскому языку, знакомила их с богатой художественной литературой и культурой арабов.

В том же ряду выдающихся востоковедов стоят имена крупного ученого-тюрколога, прекрасного теоретика и практика персидского языка Л.С. Пейсикова, блестящего знатока китайского языка Н.Н. Короткова, известного япониста Е.Л. Наврон-Войтинской.

Вместе с ними в институт пришла группа талантливой молодежи, прошедшей военное лихолетье. Вскоре они заняли ключевые позиции в отечественном востоковедении, отечественной культуре и лингвистике. Заведовавший кафедрой востоковедения МГИМО академик Сергей Леонидович Тихвинский и поступивший в МИВ, но окончивший уже МГИМО академик Владимир Степанович Мясников создали свои школы китаеведения. Они являются ответственными редакторами и составителями уникальной фундаментальной серии документов по русско-китайским и советско-китайским отношениям. Ярким представителем китаеведческой школы является и выпускник МИВ/МГИМО проф. Ю.М. Галенович, известный серией своих монографий о современном Китае. Выпускник МГИМО академик Н.А. Симония возглавил ИМЭМО РАН. По его классическим трудам учатся российские и зарубежные студенты-востоковеды. Выпускником МГИМО является и избранный в 2003 году членом-корреспондентом РАН заместитель директора Института Дальнего Востока, специалист-кореевед В.В. Михеев.

В МГИМО читали лекции академик Евгений Максимович Примаков и член-корреспондент АН СССР Михаил Степанович Капица. Их труды Е.М. Примакова и М.С. Капицы вошли в библиографические указатели во всем мире. Академик РАН Е.П. Челышев девятнадцать лет заведовал кафедрой индийских языков. Член-корреспондент РАН В.М. Солнцев, который много лет отдал МГИМО, возглавлял Институт языкознания РАН. Работал в МГИМО и академик Академии педагогических наук Ю.В. Рождественский. Доктор филологических наук, профессор З.М. Дымшиц сменил академика Е.П. Челышева на посту заведующего кафедрой индийских языков. Следует также упомянуть и доктора филологических наук, профессора К.А. Лебедева, отдавшего МГИМО не один десяток лет и бывшего одно время его проректором, а также доктора филологических наук, профессора Б.Я. Шидфар, которая была одним из крупнейших знатоков арабского языка и литературы.

Кафедрой японского и некоторых других языков народов Дальнего Востока до недавнего времени заведовал один из ведущих теоретиков и практиков японского языка профессор Б.П. Лаврентьев, продолжающий работать и сегодня. На этой же кафедре трудился блестящий японист профессор С.В. Неверов. В настоящее время кафедру японского, корейского, монгольского, филиппинского и индонезийского языков возглавляет доцент Т.М. Гуревич.

Примером быстрой реакции на перемены, происходившие в мире в условиях крушения колониальной системы на стыке 1950–1960-х годов, была подготовка специалистов-международников по странам Африки. Основоположниками африканистики в МГИМО, по сути первопроходцами в этой области, стали выпускники института, защитившие кандидатские и докторские диссертации, А.М. Глухов, В.В. Егоров, П.И. Польшиков, Г.В. Фокеев.

Увлеченность своей профессией, стремление глубже постичь Восток во всем его многообразии всегда отличали востоковедов. Будущие известные – и не только в нашей стране – академики, доктора и кандидаты наук, как правило, приобщались к исследовательской работе еще в рамках научных студенческих кружков (сегодня – научных клубов), а после окончания института – через систему аспирантуры.

Востоковедом является ректор МГИМО, член-корреспондент РАН, профессор А.В. Торкунов. Проректор профессор В.П. Воробьев – известный специалист по Ближнему Востоку и Африке, работал во многих странах Ближнего Востока и Африки. Востоковед профессор Ю.А. Булатов возглавляет Факультет международных отношений.

В подготовке специалистов-востоковедов принимают участие кафедры востоковедения, истории международных отношений и внешней политики России, мировой экономики. Результаты научной работы находят свое воплощение в защищенных кандидатских и докторских диссертациях, опубликованных учебниках и учебных пособиях, монографиях и статьях, в докладах на научных конференциях. Трудно охарактеризовать хотя бы даже в самом общем виде тот огромный пласт научной продукции, который подготовлен востоковедами МГИМО за последние десятилетия, но одно можно утверждать с полной уверенностью: 1990-е годы, особенно конец 1990-х – начало 2000-х, ни по объему публикаций, ни по их качеству и воплощенному в них научному потенциалу не знают себе равных за всю историю МГИМО и кафедры востоковедения.

Это было предопределено, прежде всего, крупнейшими трансформациями, в нашей стране и в мире, за последнее десятилетие. Вызванное этими переменами и собственными внутренними факторами усложнение процессов социально-экономического и общественно-политического развития стран Востока повлекло за собой большие изменения в отношениях между Россией и государствами Азии и Африки и поставило перед востоковедами-международниками новые задачи, как в учебном процессе, так и в научно-исследовательской работе. Возникла острая необходимость в качественно новых общетеоретических и специальных работах, адекватно отражающих нынешний этап международных отношений и процессы, происходящие в афро-азиатском мире. И такие исследования появились.

Кафедра востоковедения является одним из основных центров подготовки международников-востоковедов в России. Ее история связана с именами известных ученых и дипломатов, таких как С.Л. Тихвинский, Л.Н. Кутаков, П.В. Милоградов, Э.Я. Файнберг, Т.С. Короткова. Сегодняшние преподаватели кафедры по большей своей части их ученики. Научная ориентация кафедры, обращенная к исследованию актуальных проблем комплексного востоковедения и современного социально-политического и внешнеполитического развития стран Азии и Африки, была заложена известным историком, ученым-китаеведом, профессором А.В. Меликсетовым, заведовавшим кафедрой в 1969–1986 годах, а впоследствии возглавившим Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова. А.В. Меликсетов хорошо известен своими монографиями и учебниками.

Эти традиции продолжаются в качественно новых условиях под руководством доктора политических наук, профессора А.Д. Воскресенского, автора работ по широкому кругу международных исторических, политологических и культурологических проблем.

Материалы новейших исследований, используемые в лекционных курсах, находят свое воплощение в сборниках научных статей и учебных пособиях.

Адекватная адаптация мирового востоковедного опыта и обогащение его отечественными исследовательскими наработками непосредственным образом связаны с методологическими дебатами в востоковедении, которое сегодня на наших глазах превращается в отрасль мирового комплексного регионоведения – комплексной, интегральной социально-экономической дисциплины, изучающей закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы регионов мира (т.е. Востока и стран Востока как части системы регионов мира) с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в международном разделении труда и системе (подсистемах) международных отношений. И в концептуальном, и в практическом смысле востоковедная школа МГИМО – лидирующая на этом сложном направлении.

Сегодняшний востоковед-выпускник МГИМО – это комплексно подготовленный специалист высокого класса, овладевший базовыми знаниями, необходимыми современному востоковеду, то есть глубоко знающий язык, историю, культуру, философию, экономику, дипломатию, историю внешней политики изучаемой страны в контексте современного развития региона. Такое формулирование цели образовательного и исследовательского процесса в МГИМО основано на понимании его прежде всего как международно-политического образования, то есть постижения совокупности явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, объединенных общей логикой таким образом, что эта логика и координаты ее существования являются взаимообусловленными.

Координирующие и направляющие функции в данной сфере возложены на кафедру востоковедения. Ежегодно под руководством ее преподавателей готовятся десятки востоковедных бакалаврских, дипломных и магистерских работ Факультета международных отношений и Факультета политологии, получающих в большинстве своем высокие оценки государственных комиссий. Преподаватели кафедры являются научными руководителями очных и заочных аспирантов, соискателей – российских и иностранных, – успешно защищающих кандидатские и докторские диссертации.

Двухвековая история российского востоковедения неотделима от истории и судьбы нашего Отечества. Эволюция востоковедной науки, ее способность к адаптации в быстро меняющемся мире говорят о ее большом потенциале и способности к дальнейшему развитию. Свидетельством тому является состояние востоковедения в МГИМО – одном из крупнейших учебных и научных центров подготовки специалистов-международников – востоковедов.

Созданное в 1882 году в России Императорское Православное палестинское общество к 1914 году содержало 113 школ, училищ, учительских семинарий в Палестине, Сирии и Ливане.

Широко известны его ставшие классическими научные труды: Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй. М.: Изд-во восточной литературы, 1959; М.: Наука, 1980; Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера: Сунь Ятсен, жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М.: Политиздат, 1986; Тихвинский С.Л. Китай и всемирная история. М.: Наука, 1988; и многие другие.

Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. М.: Наука, 1975; Simonia N.A. Synthesis of Traditional and Modern in the Evolution of Third WorldSocieties. N.Y.: Greenwood Press, 1992.

Меликсетов А.В. Бюрократический капитал в Китае (экономическая политика Гоминьдана и развитие государственного капитализма в 1927–1937 гг.). (М.: Наука, 1972; Меликсетов А.В. Социально-экономическая политика Гоминьдана в Китае (1927–1949). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1977; Меликсетов А.В. Победа китайской революции: 1945–1949. М.: Наука, 1989; История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. М.: Изд-во Московского ун-та, 2002.

Voskressenski, A.D. Russia and China: A Theory of Inter-State Relations. L.; N.Y.: RoutledgeCurzon, 2003; Политическая наука в России / Под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Московский общественный научный фонд, 2000; Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М.: МОНФ; ИДВ РАН, 1999; Voskressenski, A.D. Russia, China, Eurasia. N.Y.: Nova Science, 1998; Voskressenski, A.D. Russia – China – USA. N.Y.: Nova Science, 1996; Воскресенский А.Д. Дипломатическая история русско-китайского С.-Петербургского договора 1881 г. (издана в России – М.: Памятники исторической мысли, 1995, и США – N.Y.: Nova Science, 1996); Voskressenski, A.D. The Difficult Border. N.Y.: Nova Science, 1995; и др.

Малетин Н.П., Чан Куок Нгуен. Вьетнам в системе международных отношений Юго-Восточной Азии (1976–1994). М., 1995; Малетин Н.П. АСЕАН – три десятилетия, три политики (1967–1997). М., 1997; Малетин Н.П. АСЕАН – три десятилетия внешней политики (1967–1997). М., 1999.

Дружиловский С.Б. Турецкая республика в 80–90 гг. М.: Научная книга, 1998.

Корсун В.А. Внешняя политика КНР в 80-е годы: современный внешнеполитический механизм Китая. М.: МГИМО, 1990; Корсун В.А. Внешняя политика Китая на пороге ХХI века. М.: МГИМО, 2002.

Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М.: РОССПЭН, 2001; Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М.: Муравей, 2003.

Востокове́дение (ориентали́стика) — совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, литературу, языки, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры стран Востока. Иногда объединяется в одну дисциплину с африканистикой (изучение стран Африки), иногда рассматривается от африканистики изолированно. Последнее определяется принадлежностью части африканских стран к мусульманскому миру.

Особый отдел ориенталистики — военное востоковедение, которое занимается изучением военных аспектов географии, политики, экономики, истории и культуры стран Востока и Северной Африки. В Российской империи наиболее широко и плодотворно военное востоковедение развивалось в стенах Военной академии Генерального штаба. В Российской Федерации ведущим научным и учебным заведением является Военно-дипломатическая академия Генерального Штаба Вооруженных Сил.

Содержание

Отрасли востоковедения

Африканистика выделилась из востоковедения в самостоятельную дисциплину, то же постепенно происходит с кавказоведением и входящими в него дисциплинами — арменистикой, картвелологией и др.

  • санскритология
  • ойратоведение
  • арамеистика
  • кумранистика
  • сабеистика
  • сирология
  • угаритоведение
  • эфиопистика

Российское военное востоковедение

Вполне систематический и целенаправленный характер добывание и обработка военной информации о странах Востока и Северной Африки получили в военном ведомстве Российской империи в XIX в. Большую и наиболее ценную часть военной востоковедческой информации добывали военные агенты (в будущем — военные атташе) при российских посольствах и консульствах за рубежом, офицеры квартирмейстерской службы и офицеры Генерального штаба Российской армии. В XIX же веке получили широкое распространение так называемые военно-географические экспедиции, в том числе и в страны Востока. Доставляемые военному ведомству сведения имели форму записок, докладов, отчетов, обозрений, специальных описаний, словарей, координат и высот географических мест, схем, планов, чертежей, географических карт и другого.

Российские военные разведывательные органы в области востоковедения тесно сотрудничали с Министерством иностранных дел, Русским Географическим обществом, Академией наук, университетами и институтами, а также с отдельными гражданскими лицами, имевшими полезную информацию востоковедческого характера.

Во второй половине XIX в. сформировалась национальная российская научная школа военного востоковедения — одна из сильнейших наряду с ведущими в мире английской, голландской, французской и немецкой школами военного востоковедения.

После Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевиков российское военное востоковедение чрезвычайно сильно расстроилось и в значительной степени пострадало как, впрочем, и вся российская военная наука в целом. Из страны эмигрировало около 2 млн человек, многие востоковеды скончались от лишений или погибли в годы Гражданской войны, были репрессированы. Возрождение военного востоковедения на новых идеологических и концептуальных основах произошло уже в 30-е годы XX века. Однако новые репрессии ВЧК-ОГПУ-НКВД в период перед Второй мировой войной в значительной степени обескровили российское военное востоковедение и многие потери оказались невосполнимыми.

В годы Второй мировой войны особое внимание российских военных востоковедов в значительной степени было обращено на Кавказ и страны — Турцию и Иран; Тува, Монголия, Северо-Восточный Китай, Япония, Курилы и Сахалин изучались как театры военных действий на Востоке. В 1944 г. Тува вошла в состав СССР.

Даже общее знакомство с научным наследием российского военного востоковедения XIX—XX вв. позволяет сделать достоверный вывод о том, что военные востоковеды очень часто и во многих областях изучения Востока получили научные результаты, значительно превосходящие по объему и качеству то, что было сделано их коллегами, принадлежащими к гражданским ведомствам. В некоторой степени это объясняется упрощенным механизмом выезда в ту или иную страну, подлежащую изучению, лучшим финансированием, налаженной военно-разведывательной системой связи для оперативной передачи информации, строгой отчетностью и сугубо военной структуризацией и методологией поиска, сбора и обработки востоковедческой информации.

Читайте также: