Предпосылки и начало преобразований 8 класс андреев краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 1. ПРЕДРОСЫЛКИ И НАЧАЛО ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Мария Милославская

Алексей Михайлович

Наталья Нарышкина

1682-1689 регент

РЕГЕНТСТВО - временное осуществление полномочий главы государства при малолетстве, болезни или отсутствии монарха.

Борьба между двумя боярскими родами:

От того, кто станет царём, зависело:

1) какой из этих кланов займёт положение ближних бояр — советников царя

2) кто будет с царём при принятии государственных решений

3) как распределятся высшие должности в государстве

4) кто будет распоряжаться царской казной.

Ø Как происходила борьба за власть в конце 17 в?

Со смертью царя Федора при дворе началась борьба за власть ∞ двумя боярскими родами Милославскими и Нарышкиными. Поскольку Иван Алексеевич был болезненным и слабоумным, БД провозгласила 9-го Петра царём, что нарушало традицию престолонаследия.

- Как решение БД нарушало традицию престолонаследия?

Фёдор Алексеевич умер, не оставив прямого наследника. Престол должен был перейти к старшему из его братьев: 16-летнему Ивану

Ø Стрелецкий бунт 1682 г.

Результат: на престол вместе с Петром I был коронован Иван V, но ввиду их детского возраста фактической правительницей стала царевна-регентша Софья род Милославских пришёл к власти, а Петр I и его Мать покинули Москву.

2. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ПЕТРА

1) Где Петр провел своё детство? Кто был в этом заинтересован?

2) Каков был круг общения царя и детские занятия Петра? И как это повлияло на формирование его личности?

Ø 1689 г. Стрелецкий бунт

С целью посадить на царский трон царевну Софью. Были остановлены и разбиты верными Петру. Софья отправлена в монастырь.

1696 г – со смертью Ивана, наступило время петровского самодержавия.

3. АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ

Цель: выход к Черному морю

1695 – неудачный поход, из-за отсутствия флота

1696 – взятие крепости Азов

4. ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО

1) Приглашение специалистов связанных с морским делом, закупка морск. снаряжения, оружия, научных приборов и обучение профессиям.

2) Поиск союзников в войне против Османск.имп

Результат: изменение внешней п-ки, необходимость войны со Швецией и воход к Балтийскому морю. Создание военного союза с Данией и Саксонией

5. НАЧАЛО РЕФОРМ

Внешняя европеизация страны: бородобритие, смена одежды, календаря,

Ø 1698 - Стрелецкий бунт

Социально-экономические: тяготы военных походов, недостаточность жалования, оторванность от семей, назначение иностранных офицеров на высшие военные должности.

Политические: по многим свидетельствам и показаниям, полученным под пытками, стрельцы планировали возвести на престол царевну Софью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Царевич Пётр Алексеевич был сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Когда Алексей Михайлович умер, в живых остались только два сына от первого брака — Фёдор и Иван.

Возмущение стрельцов 15 мая 1682 г., за которым стояла царевна Софья Алексеевна, привело к государственному перевороту.

Правителем-регентом при братьях стала их старшая сестра Софья.

РЕГЕНТСТВО – временное правление одного или нескольких лиц при болезни, малолетстве или отсутствии монарха.

2. Обучение и воспитание царевича Петра

Прочитайте самостоятельно п.2 параграфа 1 и ответьте на вопросы:

1. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему?

2. Каков был круг общения Петра I в детские и юношеские годы? Как это повлияло на формирование личности Петра?

4. В результате каких событий завершилось правление царевны Софьи?

В это время начали учить войска стрелять чугунными бомбами. Учили на совесть. Федор Зоммер, которого Петр назначил генералом потешных войск, не хотел получать деньги просто так. Это уже была не забава и не игра. В учениях они побили множество скота в полях и покалечили сотни человек в деревнях…

Алексей Толстой

Петру I в распоряжение набрали целый полк, и царевич стал учиться командовать взрослыми, осваивая военное дело. В это время все забавы были исключительно мирными. Ружья заряжались холостыми снарядами, а пушки палили горохом или репой.

ПОЛКИ, ВЫДЕЛИВШИЕСЯ ИЗ ПОТЕШНЫХ в 1691 г. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СЕМЕНОВСКИЙ Офицер Лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 год Петр I в форме офицера Преображенского полка

ПОЛКИ, ВЫДЕЛИВШИЕСЯ ИЗ ПОТЕШНЫХ в 1691 г.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

СЕМЕНОВСКИЙ

Офицер Лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 год

Петр I в форме офицера Преображенского полка

Франц Лефорт - ближайший сподвижник Петра, адмирал флота, реформатор армии.

Франц Лефорт - ближайший сподвижник Петра, адмирал флота, реформатор армии.

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

1682-1725 гг. - правление Петра I (общие годы) 1682-1689 гг. – регентство Софьи 1689-1696 гг. – соправление Петра и Ивана 1696-1721 гг. – единоличное правление Петра I

1682-1725 гг. - правление Петра I (общие годы)

1682-1689 гг. – регентство Софьи

1689-1696 гг. – соправление Петра и Ивана

1696-1721 гг. – единоличное правление Петра I

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ 1. Почему Наталья Кирилловна предпочла покинуть Москву после смерти царя Алексея Михайловича? 2. Кто мог претендовать на престол после смерти Алексея Михайловича? 3. В чём состояли причины и предпосылки первых реформ Петра I? 4. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему? Прочитайте доп. материал Н. И. Павленко после параграфа и ответьте на вопросы: 1) Назовите три увлечения Петра I, которые выделяет автор. Какое из них было самым сильным? Что положило начало этому увлечению? 2) Какое качество Петра I, по мнению автора, отличало царя от его предшественников? Какой факт использует автор для подтверждения своего мнения? 3) В чём проявилось увлечение Петра I военным делом? Какова была практическая польза для страны от этого увлечения?

1. Почему Наталья Кирилловна предпочла покинуть Москву после смерти царя Алексея Михайловича?

2. Кто мог претендовать на престол после смерти Алексея Михайловича?

3. В чём состояли причины и предпосылки первых реформ Петра I?

4. Где Пётр I провёл большую часть своего детства? Кто был в этом заинтересован? Почему?

Прочитайте доп. материал Н. И. Павленко после параграфа и ответьте на вопросы:

1) Назовите три увлечения Петра I, которые выделяет автор. Какое из них было самым сильным? Что положило начало этому увлечению?

2) Какое качество Петра I, по мнению автора, отличало царя от его предшественников? Какой факт использует автор для подтверждения своего мнения?

3) В чём проявилось увлечение Петра I военным делом? Какова была практическая польза для страны от этого увлечения?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §1 (п. 1-2), читать доп. материал, отвечать на вопросы. Учить конспект.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§1 (п. 1-2), читать доп. материал, отвечать на вопросы. Учить конспект.

3. Азовские походы 1695 и 1696 гг. – Азовские походы ПРИЧИНЫ: Необходимость защититься от Крымского хана; Необходимость закрепиться на побережье Азовского моря; Нужен выход в Черное море; Нужда в новых торговых путях

3. Азовские походы

1695 и 1696 гг. – Азовские походы

Воронеж – родина русского флота

3. Азовские походы Итоги Азовских походов : Первый неудачен Построен флот Улучшена артиллерия Азов взят в 1696 г. Основан Таганрог в 1698 г.

3. Азовские походы

Итоги Азовских походов :

4. Великое посольство

1697—1698 гг. - Великое посольство Петра I в Европу



Россия + Дания + Саксония = Северный союз против Швеции

Россия + Дания + Саксония = Северный союз против Швеции

5. Начало реформ. Побывав на Западе, Пётр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. Это был главный итог поездки в составе Великого посольства.

5. Начало реформ.

Побывав на Западе, Пётр I окончательно убедился в необходимости европеизации страны. Это был главный итог поездки в составе Великого посольства.

5. Начало реформ. Начал он с боярских бород, которые стали для Петра символом косной старины. Первые бороды Пётр отрезал собственноручно. Затем наступил черёд для русского платья: дворянству указано было сменить долгополые одежды на короткие европейские кафтаны. Указом от 20 декабря 1699 г. с 1700 г. изменялся порядок отечественного летоисчисления. Отныне отсчёт приказано вести не от Сотворения мира, а, как в Европе, от Рождества Христова. При этом новолетие наступало не 1 сентября, а 1 января.

5. Начало реформ.

Начал он с боярских бород, которые стали для Петра символом косной старины. Первые бороды Пётр отрезал собственноручно.

Затем наступил черёд для русского платья: дворянству указано было сменить долгополые одежды на короткие европейские кафтаны. Указом от 20 декабря 1699 г. с 1700 г. изменялся порядок отечественного летоисчисления.

Отныне отсчёт приказано вести не от Сотворения мира, а, как в Европе, от Рождества Христова. При этом новолетие наступало не 1 сентября, а 1 января.

До Петра I

При Петре I

При Петре I

Утро стрелецкой казни. Художник В. Суриков

Утро стрелецкой казни. Художник В. Суриков

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ 1. Какие официальные цели преследовало Великое посольство? Почему они не были полностью достигнуты? 2. В чём выражалась необычность поведения русского царя в Великом посольстве? 3. Как и почему изменились внешнеполитические задачи России в результате Великого посольства? 4. Какова была общая цель первых реформ Петра I? Каковы были средства достижения этой цели? 5. В каких областях проводились первые реформы Петра I? Каково было отношение к ним в стране? 6. Какие качества личности Петра I проявились в ходе расследования причин Стрелецкого бунта? Как бунт повлиял на царя?

ЗАКРЕПИМ ИЗУЧЕННОЕ

1. Какие официальные цели преследовало Великое посольство? Почему они не были полностью достигнуты?

2. В чём выражалась необычность поведения русского царя в Великом посольстве?

3. Как и почему изменились внешнеполитические задачи России в результате Великого посольства?

4. Какова была общая цель первых реформ Петра I? Каковы были средства достижения этой цели?

5. В каких областях проводились первые реформы Петра I? Каково было отношение к ним в стране?

6. Какие качества личности Петра I проявились в ходе расследования причин Стрелецкого бунта? Как бунт повлиял на царя?

Конец 17-го века ознаменовался для России существенным отставанием в экономическом и культурном развитии от европейских государств. Боярская дума и земские соборы утратили прежнее влияние в основном из-за укрепления самодержавной власти. Наличие стрелецкого войска мешало образованию боеспособной регулярной армии. У России не было выхода к морям, своего флота, что мешало не только развитию торговли, но становилось угрозой безопасности государства. Решение этих задач, исторические предпосылки послужили катализаторами начала преобразований Петра 1-го.


Особенности прихода к власти

После убийства нескольких активных сторонников царями объявили обоих братьев, Софья получила правление до их совершеннолетия. Юность Петра прошла в селе Преображенском, под Москвой. Юный царь жадно учился, приближал к себе умных, образованных людей. Играя в войну, Петр создал потешное войско, ставшее впоследствии основой будущих гвардейских формирований-Преображенского и Семеновского полков.

Софья и ее фаворит В. Голицын с ненавистью следили за успехами молодого царя, его взрослением и подняли новый бунт, желая избавиться от Петра. Темной ночью в августе 1689 года он бежал из Преображенского и укрылся в Троицком монастыре под защитой верных сторонников. Большинство стрельцов перешли на сторону законного царя. Софья, понимая бесполезность сопротивления, отказалась от регенства и позже была пожизненно заключена в Новодевичий монастырь. Петр 1-й занял законное место.

Начало преобразований

  • создание флота, завоевание крепости Азов;
  • рекрутский набор в регулярную армию;
  • введение системы самоуправления в городах России;
  • организация обучения военных специалистов.


Стремясь получить выход в Азовское и Черное моря, Петр 1-ый в 1695-м году начинает первый военный поход для завоевания крепости Азов. Сказались недостаточный опыт и отсутствие флота:операция не была успешной. Царь зимой того же года в Воронеже возводит верфи и начинает создание 30 фрегатов. Это было рождением русского военного флота. Вторая компания увенчалась победой. Взяв бастион, Петр построил здесь крепость Таганрог.

В 1699-м году произошло расформирование стрелецких войск и введение рекрутского набора для создания регулярной армии. Предпосылками и началом преобразований Петра 1-го послужило очередное восстание, заставившее царя досрочно вернуться домой из Европы, где он инкогнито находился в сопровождении посольской делегации. Целью визита являлись переговоры о заключении союза против Турции. Петр знакомился с международной обстановкой, интересовался достижениями науки и техники, особенно в кораблестроении. Договорился с несколькими мастерами о переезде в Россию для работы и подготовки своих специалистов.

1699-ый год ознаменовался городской реформой. Она заключалась в создании органов самоуправления. В Москве они назывались ратушами, в других городах-земскими собраниями.

В 1701-м году в Москве открыты первые учебные заведения для подготовки специалистов для армии и флота-Артиллерийская и Навигационная школы

Начало преобразований Петра 1-го-кардинальные перемены в экономическом, военном, государственном, культурном состоянии государства, приведшие к дальнейшему росту мощи и величия Российской империи.


Реформы Петра I стали важнейшим событием истории России рубежа XVII-XVIII веков. Положительный эффект от них продолжал ощущаться весь XVIII век, а некоторые новшества продержались даже до начала XX века. Для понимания преобразований следует знать их предпосылки.

Военное дело в XVII веке

В 1613 году окончилось Смутное время. Царство Русское вышло из него ослабленным и с грузом проблем, как внешнеполитических, так и внутренних. Требовалось проведение модернизации разных сфер жизни общества.

Полки иноземного строя

Рис. 1. Полки иноземного строя.

Одним из ключевых направлений стали преобразования в военной сфере. При первом царе из династии – Михаиле Федоровиче, в государстве стали создаваться полки нового строя. Они формировались из иностранных наемников и из русских ратников – даточных людей. В войске, помимо стрельцов и поместной конницы, появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, гусарские отряды. Они хорошо себя проявили во время Тринадцатилетней войны 1654-1667 годов. Оружие и доспехи для них чаще всего закупали в европейских государствах, однако, кое-что сдали производить и самостоятельно на заводах в Туле и Кашире. В концу XVII века в армии появились звания генералов и даже первый генералиссимус – Алексей Шеин.

Среди новшеств в военной сфере стоит отметить и отмену местничества в 1682 году. Первые попытки строительства современных военных кораблей также относятся к допетровской эпохе. В 1636 году был построен парусный корабль “Фредерик”, а в 1668 году спущен на воду корабль “Орел”.

Корабль Орел

Рис. 2. Корабль Орел.

Новшества в других сферах

К предпосылкам реформ Петра I следует отнести и внешнеполитическую линию царства Русского в XVII веке. В ходе Тринадцатилетней войны 1654-1667 годов ему удалось нанести тяжелое поражение Речи Посполитой. В 1686 году был заключен “Вечный мир”, а спустя 12 лет Петр I заключил военный альянс с саксонским князем и польским королем Августом II против Швеции. Противостояние с последней в XVII веке не принесло особых успехов. Война 1656-1658 годов привела к тому, что границы остались прежними, то есть на уровне 1617 года.

Для наглядности некоторые из них можно представить в форме таблицы:

Год

Событие и значение

Принятие Соборного Уложения, то есть современного общегосударственного законодательства

Церковная реформа патриарха Никона, унификация церковных обрядов

Принятие Новоторгового устава

Экономические новшества, введение подворного сбора налогов и появление первого бюджета

Создание славяно-греко-латинской академии

Важным направлением внешней политики в XVII веке стало южное. Петр I, вступив на престол в 1689 году, унаследовал от периода регентства царевны Софье войну с Османской империей и Крымским ханством, а также военный альянс с Австрией, Речью Посполитой и Венецией.

Петр I

Рис. 3. Петр I.

Что мы узнали?

Предпосылки петровских реформ изучают кратко в школьном курсе истории 7 класса, а последующие события – в 8 классе. Они связаны с деятельностью первых трех царей из династии Романовых и царевны-регента Софьи.

Читайте также: