Предметы для сюжетно ролевых игр в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Путенко Надежда Корнеевна

Организация: МБДОУ №8

Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол

Вид проекта: исследовательско-игровой, среднесрочный, групповой.

Продолжительность проекта: 2года.

Участники проекта: воспитатель, дети 5 - 7 лет с ОНР, семья воспитанников (родители, сестра и братья, бабушки и дедушки), помощник воспитателя.

Проблема:

Много лет работаю с детьми-логопатами, которые в большинстве случаев имеют задержку не только речевого, но и умственного, и психического развития. Они плохо запоминают, имеют низкий уровень логического мышления. Когда я набрала новую группу детей, используя методику наблюдение, эксперимент и беседа, выявила уровень сформированности игровой деятельности моих воспитанников и каждого индивидуально. С помощью метода - наблюдения, получила результаты об особенностях сюжетно-ролевой игры своих воспитанников. Эксперимент помог выявить, что ребятишки мало используют в игре предметы-заместители, не всегда могут обозначить их словесно. Метод - беседа помог изучить игровые предпочтения детей, восприятие ими воображаемой ситуации, понимают ли они её условность, играют ли с воображаемыми предметами. Таким образом, с помощью каждого метода, смогла комплексно сделать вывод, что у дошкольников средний уровень сформированности игровой деятельности, поэтому возникло желание создать данный проект.

Поэтому, решила больше играть с воспитанниками в сюжетно-ролевые игры, с использованием игрушек- заместителей. Свободная сюжетная игра самая привлекательная для дошкольников деятельность. В ней ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, осваивая правила взаимодействия, учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.

Гипотеза:

Предполагаю, что если на время удалить из группы все фабричные игрушки и забавы, наполнить среду предметами из бросового и природного материала и обеспечить целенаправленное руководство детской игрой с их использованием, то будет происходить активное развитие воображения, сообразительности, творческих способностей, дружеских чувств и представлений об окружающем мире.

Содержание проекта:

Организационно-подготовительный этап:

  • изучение методической литературы;
  • определение цели и задач предстоящей деятельности;
  • отбор методов и приемов;
  • разработка конспектов занятий по заданной тематике;
  • подборка информационного материала для родителей;
  • продумывание и составление перспективного и календарного планов;
  • подборка и изготовление необходимых игрушек-заместителей.

Цели проекта:

Обеспечение и создание условий для организации и проведения сюжетно - ролевой игры с использованием игрушек-заместителей, чтобы ребёнок научился играть в них.

Овладение новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением с использованием игрушки-заместителя.

Вовлечение родителей в образовательный процесс группы, обогащение их знаний в области применения игрушек-заместителей и игрушек-самоделок.

Задачи:

- Создать в группе предметно-пространственную среду, способствующую развитию воображения, творческой активности, исключив из нее готовые игрушки, наполнив ее различным предметами-заместителями и бросовым материалом.

- Учить детей играть в сюжетно-ролевые игры, развивать у детей интерес к ним, расширять диапазон актуализируемых детьми игровых ролей, содержание игры, помочь овладеть необходимыми игровыми навыками и действиями.

- Развивать творческое воображение детей, как основу для игры,

- Сделать подборку игрушек-заменителей и продолжать знакомить детей с предметами-заместителями, формировать умение использовать их в игровых ситуациях, развертывать условные действия с ними и воображаемыми предметами.

- Формировать умение организовать игры, планировать этапы игровой деятельности, выбирать способы действий, доводить начатое дело до конца.

- Формировать умение примерять на себя разные роли, изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.

- Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие.

- Формировать интеллектуальную активность, дивергентное мышление, инициативность, речь.

- Совершенствовать умение решать проблемные игровые ситуации, опираясь на свой практический игровой опыт, поддерживать дружелюбные отношения в игре.

- Воспитывать самостоятельность при выборе и организации сюжетно-ролевых игр, изменении игрового пространства и выборе игрушек- заместителей.

- Обогатить знания родителей в области теории и методики по теме проекта, помочь увидеть в сотрудниках детского сада помощников, союзников, коллег в решении проблем воспитания и развития детей, показать значимость совместной работы ДОУ и семьи.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Настроила родителей быть партнёрами, первыми помощниками своим детям, уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде). Попросила их приносить в группу бросовый материал (различные тюбики, бутылочки, баночки, коробочки, катушки, трубочки). Предложила привлечь к сбору материала младшее и старшее поколение семьи, близких (это способствует сплочению родственных отношений). Посоветовала родителям не покупать большое количество готовых игрушек, так, как они наносят вред умственному развитию ребенка, происходит задержка развития отвлеченного мышления и воображения. Совместно выявили возможности и средства, необходимые для реализации проекта.

Для повышения компетентности родителей по теме проекта (на протяжении двух лет) провела:

Условия, приёмы и методы реализации проекта:

Использование проекта не требует специального обучения организаторов, однако для успешной его реализации необходимо изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.

Предметно-пространственную среду, для реализации проекта, создавали вместе с детьми, которую постоянно трансформировали,

преобразовывали в соответствии с игровым замыслом, изменяли с учетом практического и игрового опыта детей. С помощью эстетично оформленных ширм и больших картонных коробок, стульев, столов, передвижных стеллажей, модулей организовывали индивидуальные пространства для игр. Очень важно уметь организовать игровую площадку и научить этому детей. Это умение необходимо, чтобы использовать любую окружающую обстановку для игры. В старшей группе предметную обстановку для сюжетной игры (непосредственно перед игрой) организовывала вместе с воспитанниками, в подготовительной к школе группе дети справлялись с этим самостоятельно.

С помощью родителей сделали подбор игрушек-заместителей и игрового материала, приобрели пластмассовые контейнеры разных размеров с крышками для хранения бросового материала, который использовался как заместитель. Он вводился постепенно, постоянно пополнялся и изменялся. Это палочки, веревочки, лоскутки ткани, кубики, шарики, бусины, колечки, детали конструкторов, пуговицы, спичечные коробки, фантики, обрезки цветной бумаги и пр. Ассортимент игрушек-заместителей можно перечислять бесконечно.

Предмет-заместитель носит условный характер и чем меньше он напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Он стимулирует творческое воображение детей, именно с ним совершается большое число оригинальных действий. С его помощью и определенными действиями, ребенок создает игру, открывает те или иные стороны действительности, которые он познает и изменяет соответственно своему замыслу.

Для того чтобы научить детей играть в сюжетно-ролевые игры, использовала опыт педагогов работающих по этой теме. Игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействие, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменения традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Так же комплексный метод С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, представляющий собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка. Этот метод включает в себя следующие компоненты:

- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

- совместные игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

Мероприятия проекта:

Игровые упражнения на развитие воображения:

Придумывание новой игровой ситуации:

Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми других детей.

Совместные игры с детьми других групп, с братьями, сёстрами.

Полученные результаты:

Данный проект достиг цели, решил поставленные задачи, его реализация прошла легко и интересно, не вызвала трудностей. Родители и логопед отметили, что дети научились создавать необходимую пространственную среду, полюбили играть в сюжетно-ролевые игры, активно пользуются предметами-заместителями. Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами выбирают природный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют, широко используют подсобный материал, необходимые предметы и договариваются, что они будут обозначать. Могут объяснить друг другу, что обозначает тот или иной предмет. У ребятишек сформировано представление о том, что из бросового материала можно изготовить множество игрушек-заместителей.

Умеют организовать рабочее место, планировать этапы своей деятельности, выбирать способы действий, самостоятельно принимают решение, доводят начатое дело до конца.

Дети с удовольствием играют в группе, на прогулке, и дома, и даже в гостях. Они совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой ребятишки намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т.е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией.

Умеют совместно строить и творчески развивать сюжеты игр. Для них характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых.

Ролевое взаимодействие детей содержательно, у каждого насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. В исполнении роли дошкольники используют разнообразные средства выразительности, раскрывающих сущность ролевых отношений.

Родители воспитанников стали активными участниками проекта, они с радостью откликались на любые предложения воспитателя: участвовали в тренинге, чтобы перенять игровые методы и приемы, приходили на родительские собрания и консультации. Обогатился их опыт по вопросам направленных на достижение положительного результата в разностороннем развитии и воспитании ребенка. Родители увидели своих детей совсем другими: эмоционально-отзывчивыми, активными, раскрепощенными, играющими.

Значимость проекта:

- Проект предполагает организовывать этот важный вид деятельности так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог научиться играть.

- Помогает дошкольникам научиться играть в сюжетно-ролевые игры, разнообразит их игровую и образовательную деятельность.

- Учит детей использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, что в дальнейшем позволит ребенку усвоить более сложные системы знаков, такие как мнемотехника, математическая символика, различные виды искусства.

- Способствует сотрудничеству родителей, детей и педагогов.

- Уникальность в том, что проект при желании можно использовать в семье.

- На его реализацию требуется минимум затрат.

Используя литература:

Интернет-ресурсы:

На данный момент активно используется картотека игр и накопленный игровой материал в подготовке к занятиям и играм.

Сюжетно-ролевые игры - раздел, где можно подобрать интересные идеи по оформлению игр, проследить процесс и технику изготовления атрибутов к ним своими руками.

Многие предметы и игрушки, используемые в ролевых играх педагоги детских садов способны изготавливать своими руками, многим предметам дается вторая жизнь. Например, старый чемодан, оформив можно использовать как домик для кукол. Ненужная одежда перешивается и оформляется в фольклорном стиле, которую можно использовать во многих сюжетных играх.

Игровые пособия своими руками

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Игровой чехол как средство ранней профориентации для сюжетно-ролевых игр

Игровой чехол как средство ранней профориентации для сюжетно-ролевых игр Игровой чехол - как средство ранней профориентации. Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины.

Фотоотчет об изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр своими руками из бросового материала

Фотоотчет об изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр своими руками из бросового материала Педагогам известно, что сюжетно-ролевая игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок создаёт воображаемую ситуацию, когда ребенок действует и в реальном, и в придуманном им пространстве. В такой игре наиболее интенсивно развиваются и формируются.

Для игр детей в группе отведено отдельно место в зоне сюжетно-ролевой игры, где ребята могут свободно подобрать инвентарь к игре, в которую будут играть. Используемые игрушки подчеркивают образ реального прототипа. Это могут быть точные копии предметов в миниатюре (реалистические), или предметы заместители (прототипические). Такие игрушки, предметы через обозначения или выделенных основных деталей предают смысл и содержание.

К примеру, кухонная плита, используемая во многих детских садах может быть копией настоящей в уменьшенном размере, с ручками и конфорками. А может быть нарисованной на большом листе бумаги, или изготовленная из картонной коробки. Нередко в изготовлении игрушек педагогами используется техника папье-маше, скульптурно-текстильная техника, вязание и др.

Цель: организация сюжетно-ролевой игры.
Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.

Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, тем самым способствуют формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению,совместно строить и реализовывать планы.

Успешность сюжетно-ролевой игры, зависит от организации педагога.
Необходимо создать условия для игры - предметно-пространственную игровую среду с учётом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими.

Предлагаю вашему вниманию мини мастер-класс как можно сделать атрибуты для игры в магазин.

Для этого понадобятся: распечатанные шаблоны, картон, клей, ножницы, газета (наполнитель), скотч.

Шаблоны вырезать, наклеить на картон, согнуть по линиям сгиба, склеить.









Во внутрь готовой коробочки положила плотно скрученную бумагу (глянцевый каталог, для веса и плотности.

Для игр детей в группе отведено отдельно место в зоне сюжетно-ролевой игры, где ребята могут свободно подобрать инвентарь к игре, в которую будут играть. Используемые игрушки подчеркивают образ реального прототипа. Это могут быть точные копии предметов в миниатюре (реалистические), или предметы заместители (прототипические). Такие игрушки, предметы через обозначения или выделенных основных деталей предают смысл и содержание.
29 января в нашем саду прошёл конкурс атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Большую помощь в оснащении оказали родители, которые творчески подошли к заданию. Изготовили шлемы для игры в космос; смастерили ракету; сшили накидки для игры в парикмахерскую, почту; для игры в магазин придумали и сделали интересные продукты питания и т. д. При изготовлении игр сделали акцент на Коми региональный компонент-сделали для детей игру "Оленеводы"(сшили чум и украсили его Коми орнаментом, связали сеть для "ловли рыбы").
Все игры разместили в красиво оформленные коробочки (т. е всё мобильное:захотели поиграть -достали).
Дети были очень довольны.

Читайте также: