Предметно развивающая среда в начальной школе схема

Обновлено: 05.07.2024

1. Модель предметно-развивающей среды в классе

2. Цель: - создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, способной к самореализации, саморазвитию и

3. Определение

Предметно-развивающая среда – это система
материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующих содержание его
развития, социально-личностного и
физического.
С.И. Новоселов

4. Принципы конструирования предметно-развивающей среды

• Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
•Принцип активности, самостоятельности, творчества.
•Принцип динамичности развивающей среды.
•Принцип гибкого зонирования.
•Принцип эмоциональной комфортности.

5. Предметно-развивающая среда класса

Учебная
зона
Зеленый уголок
Информационная
зона
Предметно-развивающая
среда класса
Санитарногигиеническая
зона
Игровая
зона
Предметная
зона
Творческая
зона

С.-Г.
зона
Информационная зона
Игровая зона
Предметная зона
Зона учителя
Учебная зона
Творческая зона
Зеленый уголок

7. Размещение парт в классе по нормам СанПина

8. Цветовая гамма кабинете начальных классов по нормам СанПиНа

• - для стен учебных помещений - светлые тона
желтого, бежевого, розового, зеленого,
голубого;
• - для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета
натурального дерева или светло-зеленый;
• - для классных досок - темно-зеленый, темнокоричневый;
• - для дверей, оконных рам - белый.

9. Учебная зона

Цель:
-мотивация учебной деятельности и развития познавательного
интереса с помощью нестандартных приемов и способов
обучения

10. Информационная зона

Содержит следующую информацию:
•Для родителей
•О здоровом образе жизни
• о правилах дорожного движения
• об основе безопасности жизнедеятельности
• о данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.)
• символика страны, области, района

11. Санитарно гигиеническая зона

Цели:
• формирование общей культуры;
• развитие навыков самообслуживания;
• развитие мотивации к взаимопомощи

12. Творческая зона

13. Предметная зона

17. Игровая зона

Цели:
• удовлетворение потребности детей в привлекательном виде
деятельности;
• способствование рационального использование свободного времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель кабинета начальной школы в соответствии с СанПин.

Предметно-развивающая среда кабинета начальных классов

Выполнила студентка группы ПНК-2.1

Содержание Понятие предметно-развивающей среды. Роль предметно-развивающей среды. Цель предметно-развивающей среды. Задачи предметно-развивающей среды; Принципы предметно-развивающей среды; Памятка для создания предметно-пространственной среды. Общие требования; Требования к кабинету начальных классов. Зонирование; Модель кабинета начальной школы; Вывод.

Содержание

  • Понятие предметно-развивающей среды.
  • Роль предметно-развивающей среды.
  • Цель предметно-развивающей среды.
  • Задачи предметно-развивающей среды;
  • Принципы предметно-развивающей среды;
  • Памятка для создания предметно-пространственной среды.
  • Общие требования;
  • Требования к кабинету начальных классов.
  • Зонирование;
  • Модель кабинета начальной школы;
  • Вывод.

Предметно-развивающая среда – это комплекс психолого-педагогических и санитарных условий, служащих для всестороннего развития и осуществление образовательного процесса.

Роль предметно-развивающей среды Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений. В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода: - многофункциональность помещения; -рациональность использования пространства; -взаимосвязь цветовой отделки и освещения; -целесообразность озеленения интерьера.

Роль предметно-развивающей среды

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода: - многофункциональность помещения; -рациональность использования пространства; -взаимосвязь цветовой отделки и освещения; -целесообразность озеленения интерьера.

Цель: создание предметно - развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием.

Задачи :

  • организация предметно-развивающей среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
  • создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность.
  • обеспечить охрану здоровья детей;
  • создать благоприятные условия для разностороннего развития личности.

 В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода: многофункциональность помещения; рациональность использования пространства; взаимосвязь цветовой отделки и освещения; целесообразность озеленения интерьера .

В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:

При создание предметно-пространственной среды необходимо помнить:

  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;
  • Должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;
  • Необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы;
  • Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми;
  • Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами;
  • Среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • Необходимо предоставлять детям возможность участвовать в создании и преобразовании предметно-пространственной среды.

Нормативная школьная документация на открытие и функционирование учебного кабинета:

функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета; хранится у зав. кабинетом в папке «Нормативно-правовая документация).

  • Приказ о назначении ответственного за кабинет, его

функциональных обязанностях (по профилю кабинета; хранится в папке «Нормативно-правовая документация).

  • Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального

назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

  • Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование (хранится

 Требования к кабинету начальных классов в соответствии с требованиями СанПиНа :

Требования к кабинету начальных классов в соответствии с требованиями СанПиНа :

Предметно-развивающая среда состоит из следующих зон: Учебная; Игровая; Информационная ; Зеленая ; Санитарно-гигиеническая .

Предметно-развивающая среда состоит из следующих зон:

Учебная зона

Цель: мотивация учебной деятельности и развитие познавательного интереса с помощью нестандартных приемов и способов обучения.

В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, мобильный ТВ, видео-магнитофон, книжные шкафы.

Игровая зона Цель: способствует рациональному использованию свободного времени обучающихся, а также их отдыху. В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.

Игровая зона

Цель: способствует рациональному использованию свободного времени обучающихся, а также их отдыху.

В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета.

Информационная зона Цель: создание определенной конкретности и образности в абстрактном мышлении учащихся ,повышение познавательного интереса к предмету, а также для расширения кругозора. Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, о данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.), символика страны, области, района и т.д.

Информационная зона

Цель: создание определенной конкретности и образности в абстрактном мышлении учащихся ,повышение познавательного интереса к предмету, а также для расширения кругозора.

Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, о данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.), символика страны, области, района и т.д.

Зеленая зона Цель: создание эстетически приятной и психологически комфортной искусственной среды для учащихся. Зеленая зона должна содержать: многообразие декоративных цветов. Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах (название, семейство и т.д.)

Зеленая зона

Цель: создание эстетически приятной и психологически комфортной искусственной среды для учащихся.

Зеленая зона должна содержать: многообразие декоративных цветов. Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах (название, семейство и т.д.)

Санитарно-гигиеническая зона Цель: формирование общей культуры, развитие навыков самообслуживания, а также развитие мотивации к взаимопомощи. Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.

Санитарно-гигиеническая зона

Цель: формирование общей культуры, развитие навыков самообслуживания, а также развитие мотивации к взаимопомощи.

Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей.

Модель кабинета М одель кабинета составлена в соответствии требованиям с СанПин .

Модель кабинета

М одель кабинета составлена в соответствии требованиям с СанПин .

Вывод: Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.

Вывод:

Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного.

Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений .

В основе разработки реализуются принципы комплексного подхода:

- рациональность использования пространства;

- взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

- целесообразность озеленения интерьера.

Предметно - развивающая среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда, в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей школьного возраста.
Дизайн учебных кабинетов способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.
Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.

Учебная зона - расположены парты - их легко переставить, объединять или отодвигать; стулья трехуровневые регулируются в соответствии с ростом учащихся; учительский стол; учебные доски: меловая, интерактивная, компьютер, мобильный телевизор и видеомагнитофон; шкафы, они будут отделять учебное пространство от игрового. В них будут помещены книги для чтения во внеурочное время, игрушки, рабочие тетради, принадлежности для уроков ИЗО и технологии. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений

Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы

В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.

Зеленая зона:
Многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте; информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.). Если в классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство. Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а также он научит детей ухаживать за животными. Уголок здорового образа жизни. В классе может быть собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения. Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей, опорных таблиц и алгоритмов.

Требования к кабинету начальных классов:

1) Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

· освещенность, состояние мебели;

· размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места, учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.
Обучающиеся начальной общеобразовательной школы должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, 4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.


В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:

- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.

Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;

-Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле;
-Желательно при оформлении кабинетов начальных классов

уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.

В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет.
Этому способствует:
1) Деление кабинета на зоны: учебную, игровую, зелёную, информационную.
2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.
Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:

1. Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места учителя.

3. Учебно-информационные.

Учебная зона учащихся:

1) Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств

2) Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных

потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м

3)Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжения. Полы должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

4) Все учебные кабинеты должны иметь естественное левостороннее освещение

5) Светопроемы учебных кабинетов оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника. Использование штор (занавесок), в том числе с ламбрекенами, или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием, комнатными растениями или другими предметами

6)При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

7) доска от первой парты должна находится на расстояние 2 м. От последний парты 8 м.

8)Классная доска оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

9)Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок с использованием мела - темно-зеленый, для дверей, оконных рам — белый.

10)Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом.

11)Основным видом ученической мебели в начальной школе должна быть школьная парта или ученический стол с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7–15º.

12)Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать роста-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

13) Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос

14)При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски должен быть не менее 45 градусов

Учебная зона учителя:

помогает учителю обустроить весь педагогический процесс по стандартам

1)Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул.

2)Стол для учителя должен быть удобным для работы за ним учителя, размещения на нем классного журнала, 2-3 стопок ученических тетрадей, учебников, дидактических материалов. На столе допускается установление съемных подставок и столиков для демонстрации объемных моделей. Для размещения аппаратных средств компьютерной техники (компьютер, сканер ,принтер) необходимо иметь отдельный стол или учительский стол размерами столешницы не менее, чем 1500х630 мм.

3)Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых компонуются варианты комбинированных шкафов. следующие типы секций:

Без цоколя, с полками. Используют в качестве верхней секции

Секция с ящиками

С цоколем. Используют в качестве нижней секции. Дверки глухие

Секция с глухими дверками

Без цоколя. Используют в качестве верхней секции

Секция с глухими дверками

С цоколем. Используют в качестве нижней секции

Секция для таблиц

С цоколем. Используют в качестве нижней секции

Секция с лотками

С цоколем. Используют в качестве нижней секции. Дверки глухие

Санитарно-гигиеническая зона:

Способствует развитию самостоятельности. Является одной из главных зон

1)В помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины. Установку раковин в учебных помещениях следует предусматривать с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковину следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета.

2) Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги

3)Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло

4) Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

5)Все кабинеты подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Уборку кабинетов проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)

6)Не реже одного раза в месяц во всех кабинетах общеобразовательного учреждения проводится генеральная уборка. Генеральная уборка проводится техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли

7)При наличии ковров и ковровых покрытий (в помещениях начальной общеобразовательной школы, групп продленного дня) их очищают пылесосом в ежедневном режиме, не менее 3 раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса, а также 1 раз в год подвергают просушиванию и выколачиванию на свежем воздухе.

Игровая зона:

Занятия в игровой зоне благоприятно влияют общий тону ребенка ,способствует тренировки подвижности ,создает положительный настрой, и снимает напряжение.

1) В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся

2)Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

3)При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения.

4)Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Информационная зона:

Способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка

1)На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно.

2)На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией.

3)В застекленных секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам.

Зеленая зона:

Способствует развитию многих качеств. С раннего детства прививается любовь к природе. У

1) все растения должны быть подписаны на кашпо.(будет способствовать получению новых знаний)

2) поливать нужно не реже 2 раз в неделю

3) убирать пыль с растений необходимо убирать водой и каждый день

4) проконсультироваться с мед. Работниками на счет аллергических заболеваний детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования, науки и молодежной политики

Красночикойский филиал ГПОУ

Студентки 310 группы VI курса

Ключкина Тамара Сергеевна

Предметно развивающая среда кабинета начальных классов

1.1 Понятие предметно развивающая среда, ее структура………….

1.2 Педагогические и гигиенические требования к созданию предметно развивающей среды в кабинете начальных классов……………………………………………….…………………..

1.3 Идеи предметно развивающей среды в кабинете начальных классов по изобразительного искусству …………………………….……………..

1) совместную партнёрскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях

созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивающий выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Учебный кабинет представляет собой особую развивающую среду, позволяющую реализовать цели, ценности и принципы личностно- ориентированного и системно- деятельностного подхода.

Цель проекта : разработать проект по осуществлению предметно развивающей среде для кабинета начальных классов

1. Создание обстановки кабинета с учётом требований с учетом требований ФГОС.

2. Оборудовать современными техническими средствами.

3. Обеспечить эстетичное, комфортное и безопасное помещение.

Актуальность проекта -в том, что современная школа работающая по новым стандартам требует изменения подхода к оформлению учебного кабинета. Учебный кабинет должен соответствовать новым требованиям предъявляемым к организации учебной деятельности.

Предметная область: Изобразительное искусство

Возраст учащихся: (9-10 лет) начальная школа

Проект по количеству учащихся: групповой

Проект по продолжительности проекта: среднесрочный (от недели до месяца)

1.1 Понятие предметно-развивающая среда, ее структура

Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности учащегося, функционально моделирующая его духовного развития.

Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды деятельности школьника и становится основой для его самостоятельной активности.

Развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создаёт возможности для обучения учащихся на основе их личной активности

В кабинете должны быть: декоративные элементы и методические материалы, но они не должны отвлекать ученика от уроков; использованы умеренно яркие пастельные тона, не перегружающие зрение детей; созданы условия для комфортного обучения детей, где ребенок может обучаться, отдыхать.

Данный проект разработан по нормам нового СанПиНа. Ведь соблюдение данных норм позволят сохранить здоровье ребенка во время обучения в школе. К тому же не стоит забывать, что правильно сидеть, есть и гулять ребенок должен не только в будни, но и в выходные. А все правила жизнеустройства школьников как раз даны в новом СанПиНе.

Перечень требований, предъявляемых к организации образовательной деятельности в кабинете начальных классов:

санитарно-гигиенические требования; требования к воздушно-тепловому режиму; требования к естественному и искусственному освещению; требования к оформлению кабинета; требования к мебели и ее расстановки в кабинете.

Необходимые зоны в кабинете начальных классов:

учебная зона; информационная зона; зеленый уголок; игровая зона; бытовая зона.

В учебной зоне должны быть расположены: парты, учительский стол, учебная доска, интерактивная доска, компьютер, мобильный ТВ, видео-магнитофон, книжные шкафы. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, где предметы должны быть друг от друга на определенном требованиями расстоянии

В игровой зоне должны быть расположены: мягкая мебель, журнальный столик, детские игрушки и игры. Данная зона специально предназначена для отдыха детей и ощущения ими домашнего комфорта. Оформление игровой зоны должно соответствовать общему оформлению кабинета

Информационная зона должна содержать следующую информацию: для родителей, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности, данном классе (список класса, актив класса, дни рождения детей и т.д.), символика страны, области, района и т.д.

Зеленая зона должна содержать: многообразие декоративных цветов. Зеленая зона должна быть оснащена информационной картой о цветах (название, семейство и т.д.). Так же зеленая зона может содержать аквариум, но при этом условии и должна быть информационная карта о рыбах(название, семейство и т.д.)

Санитарно-гигиеническая зона должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей

Кабинет должен отвечать всем санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям. В кабинете должно быть хорошее освещение и положительное состояние мебели. Размеры проходов, расстояние между предметами, между рядами двухместных столов не менее 60 см, от столов до стены от 50 см до 70 см, от первой парты до доски не менее 2/4 -2/7 м, наибольшая удаленность ученика от доски 860 см, высота доски от пола 80-90 см.

1.2 Педагогические и гигиенические требования к созданию предметно развивающей среды в кабинете начальных классов

При создании предметно – развивающей среды должны соблюдаться гигиенические и педагогические требования. В СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" прописаны следующие Требования к помещениям и оборудованию кабинета начальных классов:

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,

- не менее 100; а при наличии оборотных классов -120;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;

- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

Требования к воздушно-тепловому режиму

Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40°С.

. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°С при их обычном остеклении и 19 - 21 °С - при ленточном остеклении;

Требования к естественному и искусственному освещению

Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).

Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;

Следует использовать следующие цвета красок:

- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;

- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

- для дверей, оконных рам - белый.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;

- не закрашивать оконные стекла;

- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 -70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

Требования к размещению и хранению учебного оборудования

Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.

Для каждой образовательной области должен быть выделен секционный шкафВ верхних застекленных секциях шкафов следует хранить: книжный фонд, альбомы для рисования, раздаточный изобразительный материал, дидактические игры, игрушки. В закрытых секциях удобно хранить лабораторные приборы, посуду, инструменты дляуроков трудового обучения и изобразительного искусства в нижней части лоточной секции размещают пособия индивидуального пользования: карандаши, альбомы для рисования,наборы счетных палочек.

Таблицы и картины, наклеенные на картон, размещают в ящиках под доской или в специальных ящиках у стены.

Рекомендуется систематизировать весь имеющийся фонд средств обучения в карточках. Карточки могут быть двух видов: карточка по видам средств обучения и по классам, темам.

1.3 ИДЕИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАБИНЕТА ИЗО

Это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного опыта ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях.

Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей.

Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности, приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

- кисти беличьи и щетинные, большие и маленькие (№3 – 20);

- гуашь, акварель, темпера; масляные, анилиновые краски;

- акварельные и пастельные карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, уголь, сангина;

- картон; белая, цветная, тонированная бумага разных фактур и размеров;

- глина керамическая, пластилин детский и пластикаты4

- дополнительные материалы для коллажа – кусочки ткани, меха, кожи, пуговицы, палочки, крепки, природный материал и т.д..

- ванночки для красок;

- подставки для кистей, карандашей, ножниц;

- вращающиеся подставки для лепки;

- ведерки детские пластиковые для мытья кистей и слива воды;

- губки, тряпочки, салфетки;

- детская спецодежда для декоративных работ (фартуки, нарукавники);

- детские мольберты, планшеты, подрамники;

- веревки, крючки для развешивания работ;

- багетные рамы со стеклами и без них.

hello_html_579d3dfa.jpg

Техническое оснащение

Материалы и оборудование уголка должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и недостатка) целостную среду. Следует систематически проводить анализ состояния предметно –развивающей группы с целью приведения её в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Цель технического оснащения уголка : создать в классе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей школьного возраста 3 класса.

Для того, чтобы уголок изо- деятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно: расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства ;использование детского дизайна в оформлении; наличие игрового персонажа; изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования;

- оборудование для рисования (в том числе нетрадиционного),

- лепки, аппликации, ведро и тряпочка для уборки рабочего места;

- работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

- работа с линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры); различная техника изобразительного творчества (образцы);

-развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры); знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);

-жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей; образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла возможны мини-музеи);

-уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы для вышивания, цветные салфетки и др. материал);

- наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики

Наглядные пособия:

1. Набор гипсовых геометрических тел для рисования. 2. Набор геометрических тел демонстрационный для черчения. 3. Набор лекал чертежных. 4. Набор муляжей для рисования 5. Фрукты. 6. Овощи. 7. Грибы. 8. Ветки муляжей: абрикосы, апельсины, баклажаны, лимоны, яблоки, мандарины, огурцы, персики, помидоры. 9.Набор керамики для рисования (кувшины, кружки, тарелки). 10. Набор драпировок для рисования. 11. Набор постановочных предметов для натюрморта

hello_html_m2d9dcbb1.jpg

Правильное оформление кабинета позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Кабинет демонстрирует уважение к ребенку, заботу о нем и его здоровье, воспитывает уважение к собственному здоровью и здоровью других. Правильное оформление уголка изо- деятельности позволяет успешно организовать учебно – воспитательный процесс. Уголок демонстрирует уважение к своему творчеству и творчеству других. Уголок изо- деятельности, позволяет организовать воспитательный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе детей, формированию положительной самооценки каждого ребенка, воспитывает патриотизм учащихся, культуру и чувство прекрасного. Дальнейшее развитие проекта заключается в создание в классе обстановки для творческой активности детей, способствующей возникновения и развития самостоятельной художественной деятельности у детей школьного возраста 3 класса.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 783 человека из 75 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 004 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Читайте также: