Предметно пространственная среда в доу для детей с зпр

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Требования ФГОС к условиям реализации программы включают в себя:

1) требования к психолого-педагогическим условиям;

2) требования к кадровым условиям;

3) требования к развивающей предметно-пространственной среде;

4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.

В свою очередь у дошкольников с задержкой психического развития все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие:

дети не умеют обследовать предмет, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов;

нужно много времени для приема и переработки информации;

не могут длительное время сидеть спокойно по инструкции взрослого;

легко выводятся из равновесия внешними стимулами;

плохо запоминают информацию на слух, без зрительной опоры;

для запоминания доступно ограниченное количество информации (значительно ниже возрастных норм), плохо запоминают при наличии внешних раздражителей или утомлении;

требуется большое количество повторений запоминаемого материала;

особые трудности вызывают задания на установление причинно – следственных связей;

не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам;

нарушены все компоненты речевой системы.

ЗПР затрагивает всю психическую сферу ребенка и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого педагогические условия, необходимые для их формирования.

Организуя предметно-развивающую среду, учитываются не только возрастные особенности детей, но и закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности и уровень общего и речевого развития.

Проектирование среды должно ориентироваться на следующих принципах:

1) дистанции, позиции при взаимодействии;

2) активности, самостоятельности, творчества;

3) стабильности – динамичности;

4) комплексирования и гибкого зонирования;

5)эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых;

6)сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7) принцип открытости – закрытости;

8) принцип учета половых и возрастных различий детей;

9) принцип учета индивидуальных особенностей детей.

При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР.

Процесс обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по образовательным областям (физическое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие), которые находят отражение в проектировании предметно-развивающей среды.

Физическое развитие – наличие атрибутов для подвижных игр; наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.); наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия; наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями; наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке. Социально-коммуникативное развитие – наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции; наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр; наличие уголка дежурств; наглядная информация для родителей; наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями; наличие дидактических игр.

Познавательное развитие – наличие календарей природы, коллекций; наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности; наличия материалов для сенсорного образования; наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром; наличие художественной и энциклопедической литературы; наличие материалов по правилам безопасности; наличие дидактических и развивающих игр.

Речевое развитие – наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам; наличие картотеки речевых игр; наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.); наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки).

Художественно-эстетическое развитие – наличие материалов для ИЗО, их разнообразие; наличие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания; наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания; наличие природного и бросового материала; наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), а также дидактических пособий, направленных на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, речи).

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

1. Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова. // Дошкольное воспитание. –1995. – № 4.

3. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике,1995.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт / (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

Развитие детей с ЗПР во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Создание специальной развивающей среды для дошкольников с ЗПР предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

Содержимое публикации

Особенности предметно-развивающей среды в группе для детей с ЗПР (задержкой психического развития).

В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной програм­мы. В состав этой категории входят:

- дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (инфантилизм) и недостаточное разви­тие познавательной деятельности (развитие внимания, па­мяти, речи);

- дети с функциональ­ной недостаточностью нервной системы, в том числе из не­благоприятной микросоциальной среды,

- соматически ослабленные дети.

Создание специальной развивающей среды для дошкольников с ЗПР предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

Подготовка к школе детей с ЗПР осуществляется с целью помочь им на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.

Развитие детей с ЗПР во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Основные задачи предметной среды при подготовке к школе детей с ЗПР :

создание ребенку с ЗПР возможности для осуществле­ния содержательной деятельности в условиях, оптималь­ных для его всестороннего и своевременного психичес­кого развития;

обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;

коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;

стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);

профилактика (предупреждение) вторичных отклоне­ний в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

В группе для детей с ЗПР я совместно с воспитателями организовала среду, при которой ребенок может проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Каждый ребенок в нашей группе имеет возможность заниматься любимым делом. Оборудование в группе размещено по принципу нежесткого центрирования, а это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. В групповой комнате находятся детские столы (рассчитанные на 2 человек) - 6 штук, 15 детских стульчиков. Мебель подобрана по росту ребенка и ее высота корректируется в течение года. Пространство группы мы разбили на небольшие полузамкнутые микропространства:

Коррекционный уголок – предметная среда которого, направлена не только на коррекцию речевого развития, но и на формирование и развитие основных психических функций дошкольников (восприятия, внимания, памяти, мышления).

Вся коррекционная работа ведется с опорой на различные схемы, ситмволы, мнемотаблицы, что способствует лучшему усвоению материала, так как у дошк-в с ЗПР нарушены слуховое (вербальное) восприятие и память.

Уголок конструированиятакже необходим в группе для детей с ЗПР,т.к. у нихобна­руживается грубое недоразвитие мелкой моторики рук и отставание мыслительной деятельности (недостаточная гиб­кость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия). Если не организовать специальной коррекционной рабо­ты, нарушения ручной моторики, пространственного восприятия, зрительно-моторных координации скажутся при обучении детей письму.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих зада невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразным оборудованием, пособиями, игровыми материалами.

Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.

РППС должна удовлетворять потребности:

Основными характеристиками РППС являются:

Роль среды в развитии деятельности прослеживается на примере ее основных функций:

- развивающей;

Организуя предметную среду в группе, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, показатели эмоциональной сферы.

РППС строится в соответствии с календарно-тематическим планированием, которое составлено на основе общеобразовательной программы, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей

При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными в предлог ФГОС ДО.

РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной.

Для эффективного и удобного использования все пространство группы делится на зоны (центры) с помощью различных элементов – могут быть использованы передвижные ширмы, различное игровое оборудование, мягкие модули, символы и знаки, возвышенности и так далее. Но, вместе с тем, 1/3 пространства должна быть свободна для организации игр.

Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечить свободные и безопасные передвижения детей. Не должно быть слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других.

Материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей включены во все центры. Все материалы размещены на уровне глаз ребенка.

Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходимо обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательны, начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного. Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

За основу построения РППС в ДОУ компенсирующего вида можно взять принципы построения среды общеразвивающего учреждения, но содержательная среда и средства ее организации должны подчиняться коррекционно-развивающим условиям и задачам.

В целом, дети с ЗПР имеют немного отличий в образовательных потребностях по сравнению с обыкновенными детьми, но все эти потребности есть и учет необходим для их успешного развития.

При организации коррекционно-развивающей среды, важно учитывать:

- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;

- специфику организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;

- соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды, познавательным и коммуникативным возможностям детей;

- обеспечение коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;

- организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды;

- меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением вспомогательных средств, дидактических материалов в коррекционных ситуациях.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми пастельными тонами.

Кроме того и другие цвета оказывают благотворное влияние на организм ребенка (хромотерапия). Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР, так как многие дети имеют диагноз невролога.

Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.

Таким образом, создание предметно-пространственной среды – обеспечение возможности педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня развития и активности.

Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:

1. Соответствие среды возрасту и клинико - психологическим особенностям детей с ОВЗ

2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.

3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).

5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).

6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.

7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.

8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

12. Целесообразное соседство уголков.

Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы Содержание Младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии речи ребёнка. Образовательный процесс в младшей диагностической группе.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования делает приоритетным психологическое.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе "Капельки"Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной.

Проектирование и построение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Проектирование и построение развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе ДОУ. Тема"Веселится детвора новый год встречать.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе .


Развивающая предметная среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. [7]

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 г.

Стандарт определяет совершенно новые ориентиры.

Требования ФГОС к условиям реализации программы включают в себя:

1) требования к психолого-педагогическим условиям

2) требования к кадровым условиям

3) требования к развивающей предметно-пространственной среде

4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям. [14]

Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду-окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л. П. Буева, Г. С. Костюк, Л. И. Новикова, В. А. Петровский). [1]

Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. [14]

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках.

Безусловно, наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды. А среда является благоприятным механизмом для усвоения новых знаний, формирования умственных действий, а следовательно, для развития ведущих психических процессов ребенка: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. [11]

Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте в каждом познава тельном процессе заметно усложнение, совершенствова ние способов познания. От беглого взгляда на предмет ребенок переходит к детализированному восприятию - рассматриванию, выделению деталей, сопоставлению с принятыми эталонами, называнию словом. В мышле нии он уже не приписывает неодушевленным предметам какие-то намерения или действия, а пытается выяснить их свойства и причинную связь. И запоминает не отдель ные яркие образы, а последовательность событий, целые сказки и развернутые стихотворения. Он очень любит со чинять, но воображаемое и реальное уже не смешиваются в его сознании. Он свободно владеет речью, осознает ее особенности и использует речь не только для общения с другими, но и для регуляции собственного поведения, может сосредоточивать внимание и выполнять инструк цию взрослого.

В свою очередь у дошкольников с задержкой психического развития все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

ЗПР затрагивает всю психическую сферу ребенка и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого педагогические условия, необходимые для их формирования. [3]

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Проектирование среды должно ориентироваться на следующих принципах: – дистанции, позиции при взаимодействии; – активности, самостоятельности, творчества; – стабильности – динамичности; – комплексирования и гибкого зонирования; – эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых; – сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; – принцип открытости – закрытости; – принцип учета половых и возрастных различий детей; - принцип учета индивидуальных особенностей детей. [9]

При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР.

Процесс обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по образовательным областям (физическое развитие; социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие), которые находят отражение в проектировании предметно- развивающей среды.

Художественно-эстетическое развитие - н аличие материалов для ИЗО, их разнообразие; наличие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания; наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания; наличие природного и бросового материала; наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства.

Социально-коммуникативное развитие – наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции; наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр; наличие уголка дежурств; наглядная информация для родителей; наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями; наличие дидактических игр.

Познавательное развитие - наличие календарей природы, коллекций; наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности; наличия материалов для сенсорного образования; наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром; наличие художественной и энциклопедической литературы; наличие материалов по правилам безопасности; наличие дидактических и развивающих игр.

Речевое развитие - наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам; наличие картотеки речевых игр; наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.); наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки).

Физическое развитие - Наличие атрибутов для подвижных игр; наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.); наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия; наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями; наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Читайте также: