Предметно пространственная среда в доу для детей с зпр
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Требования ФГОС к условиям реализации программы включают в себя:
1) требования к психолого-педагогическим условиям;
2) требования к кадровым условиям;
3) требования к развивающей предметно-пространственной среде;
4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям.
Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника.
В свою очередь у дошкольников с задержкой психического развития все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие:
дети не умеют обследовать предмет, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов;
нужно много времени для приема и переработки информации;
не могут длительное время сидеть спокойно по инструкции взрослого;
легко выводятся из равновесия внешними стимулами;
плохо запоминают информацию на слух, без зрительной опоры;
для запоминания доступно ограниченное количество информации (значительно ниже возрастных норм), плохо запоминают при наличии внешних раздражителей или утомлении;
требуется большое количество повторений запоминаемого материала;
особые трудности вызывают задания на установление причинно – следственных связей;
не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам;
нарушены все компоненты речевой системы.
ЗПР затрагивает всю психическую сферу ребенка и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого педагогические условия, необходимые для их формирования.
Организуя предметно-развивающую среду, учитываются не только возрастные особенности детей, но и закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности и уровень общего и речевого развития.
Проектирование среды должно ориентироваться на следующих принципах:
1) дистанции, позиции при взаимодействии;
2) активности, самостоятельности, творчества;
3) стабильности – динамичности;
4) комплексирования и гибкого зонирования;
5)эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых;
6)сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7) принцип открытости – закрытости;
8) принцип учета половых и возрастных различий детей;
9) принцип учета индивидуальных особенностей детей.
При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР.
Процесс обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по образовательным областям (физическое развитие; социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие), которые находят отражение в проектировании предметно-развивающей среды.
Физическое развитие – наличие атрибутов для подвижных игр; наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.); наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия; наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями; наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке. Социально-коммуникативное развитие – наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции; наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр; наличие уголка дежурств; наглядная информация для родителей; наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями; наличие дидактических игр.
Познавательное развитие – наличие календарей природы, коллекций; наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности; наличия материалов для сенсорного образования; наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром; наличие художественной и энциклопедической литературы; наличие материалов по правилам безопасности; наличие дидактических и развивающих игр.
Речевое развитие – наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам; наличие картотеки речевых игр; наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.); наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки).
Художественно-эстетическое развитие – наличие материалов для ИЗО, их разнообразие; наличие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания; наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания; наличие природного и бросового материала; наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), а также дидактических пособий, направленных на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления, речи).
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
1. Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова. // Дошкольное воспитание. –1995. – № 4.
3. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике,1995.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт / (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Развитие детей с ЗПР во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Создание специальной развивающей среды для дошкольников с ЗПР предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
Содержимое публикации
Особенности предметно-развивающей среды в группе для детей с ЗПР (задержкой психического развития).
В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы. В состав этой категории входят:
- дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (инфантилизм) и недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи);
- дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды,
- соматически ослабленные дети.
Создание специальной развивающей среды для дошкольников с ЗПР предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
Подготовка к школе детей с ЗПР осуществляется с целью помочь им на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.
Развитие детей с ЗПР во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Основные задачи предметной среды при подготовке к школе детей с ЗПР :
создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
В группе для детей с ЗПР я совместно с воспитателями организовала среду, при которой ребенок может проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Каждый ребенок в нашей группе имеет возможность заниматься любимым делом. Оборудование в группе размещено по принципу нежесткого центрирования, а это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. В групповой комнате находятся детские столы (рассчитанные на 2 человек) - 6 штук, 15 детских стульчиков. Мебель подобрана по росту ребенка и ее высота корректируется в течение года. Пространство группы мы разбили на небольшие полузамкнутые микропространства:
Коррекционный уголок – предметная среда которого, направлена не только на коррекцию речевого развития, но и на формирование и развитие основных психических функций дошкольников (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Вся коррекционная работа ведется с опорой на различные схемы, ситмволы, мнемотаблицы, что способствует лучшему усвоению материала, так как у дошк-в с ЗПР нарушены слуховое (вербальное) восприятие и память.
Уголок конструированиятакже необходим в группе для детей с ЗПР,т.к. у нихобнаруживается грубое недоразвитие мелкой моторики рук и отставание мыслительной деятельности (недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия). Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения ручной моторики, пространственного восприятия, зрительно-моторных координации скажутся при обучении детей письму.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих зада невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразным оборудованием, пособиями, игровыми материалами.
Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии.
РППС должна удовлетворять потребности:
Основными характеристиками РППС являются:
Роль среды в развитии деятельности прослеживается на примере ее основных функций:
- развивающей;
Организуя предметную среду в группе, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, показатели эмоциональной сферы.
РППС строится в соответствии с календарно-тематическим планированием, которое составлено на основе общеобразовательной программы, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей
При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными в предлог ФГОС ДО.
РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной.
Для эффективного и удобного использования все пространство группы делится на зоны (центры) с помощью различных элементов – могут быть использованы передвижные ширмы, различное игровое оборудование, мягкие модули, символы и знаки, возвышенности и так далее. Но, вместе с тем, 1/3 пространства должна быть свободна для организации игр.
Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечить свободные и безопасные передвижения детей. Не должно быть слишком много открытого пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других.
Материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей включены во все центры. Все материалы размещены на уровне глаз ребенка.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходимо обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательны, начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного. Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.
За основу построения РППС в ДОУ компенсирующего вида можно взять принципы построения среды общеразвивающего учреждения, но содержательная среда и средства ее организации должны подчиняться коррекционно-развивающим условиям и задачам.
В целом, дети с ЗПР имеют немного отличий в образовательных потребностях по сравнению с обыкновенными детьми, но все эти потребности есть и учет необходим для их успешного развития.
При организации коррекционно-развивающей среды, важно учитывать:
- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;
- специфику организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;
- соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды, познавательным и коммуникативным возможностям детей;
- обеспечение коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
- организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды;
- меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением вспомогательных средств, дидактических материалов в коррекционных ситуациях.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми пастельными тонами.
Кроме того и другие цвета оказывают благотворное влияние на организм ребенка (хромотерапия). Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР, так как многие дети имеют диагноз невролога.
Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.
Таким образом, создание предметно-пространственной среды – обеспечение возможности педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня развития и активности.
Для оценки эффективности и качества развивающей среды могут быть использованы специальные критерии:
1. Соответствие среды возрасту и клинико - психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение тематики и содержания НОД и коррекционной работы.
4. Наличие уголков уединения (или приспособленных мест для этого).
5. Наличие уголков, отражающих инновационные проекты (по гражданскому, экологическому образованию, здоровьесбережению).
6. Наличие в группе современных сюжетно-ролевых игр.
7. Учёт гендерных различий детей в построении среды.
8. Наличие в среде развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.
9. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (уголки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).
10. Привлечение детей к оформлению группового помещения.
11. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.
12. Целесообразное соседство уголков.
Использование развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей младшей диагностической группы Содержание Младший дошкольный возраст - очень важный период в развитии речи ребёнка. Образовательный процесс в младшей диагностической группе.
Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования делает приоритетным психологическое.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе "Капельки"Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной.
Проектирование и построение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ Проектирование и построение развивающей предметно – пространственной среды в старшей группе ДОУ. Тема"Веселится детвора новый год встречать.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе .
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда развития предполагает единство социальных, в том числе предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. [7]
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 г.
Стандарт определяет совершенно новые ориентиры.
Требования ФГОС к условиям реализации программы включают в себя:
1) требования к психолого-педагогическим условиям
2) требования к кадровым условиям
3) требования к развивающей предметно-пространственной среде
4) требования к финансовым условиям и материально-техническим условиям. [14]
Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду-окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л. П. Буева, Г. С. Костюк, Л. И. Новикова, В. А. Петровский). [1]
Организация образовательной деятельности требует от педагогического коллектива создания своеобразной развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. [14]
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках.
Безусловно, наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды. А среда является благоприятным механизмом для усвоения новых знаний, формирования умственных действий, а следовательно, для развития ведущих психических процессов ребенка: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности. [11]
Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.
В дошкольном возрасте в каждом познава тельном процессе заметно усложнение, совершенствова ние способов познания. От беглого взгляда на предмет ребенок переходит к детализированному восприятию - рассматриванию, выделению деталей, сопоставлению с принятыми эталонами, называнию словом. В мышле нии он уже не приписывает неодушевленным предметам какие-то намерения или действия, а пытается выяснить их свойства и причинную связь. И запоминает не отдель ные яркие образы, а последовательность событий, целые сказки и развернутые стихотворения. Он очень любит со чинять, но воображаемое и реальное уже не смешиваются в его сознании. Он свободно владеет речью, осознает ее особенности и использует речь не только для общения с другими, но и для регуляции собственного поведения, может сосредоточивать внимание и выполнять инструк цию взрослого.
В свою очередь у дошкольников с задержкой психического развития все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
ЗПР затрагивает всю психическую сферу ребенка и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого педагогические условия, необходимые для их формирования. [3]
Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Проектирование среды должно ориентироваться на следующих принципах: – дистанции, позиции при взаимодействии; – активности, самостоятельности, творчества; – стабильности – динамичности; – комплексирования и гибкого зонирования; – эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых; – сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; – принцип открытости – закрытости; – принцип учета половых и возрастных различий детей; - принцип учета индивидуальных особенностей детей. [9]
При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР.
Процесс обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется по образовательным областям (физическое развитие; социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие), которые находят отражение в проектировании предметно- развивающей среды.
Художественно-эстетическое развитие - н аличие материалов для ИЗО, их разнообразие; наличие литературы по искусству, репродукций, открыток и альбомов для рассматривания; наличие конструкторов и строительного материала, игрушек для обыгрывания; наличие природного и бросового материала; наличие музыкальных инструментов, игрушек, технические средства.
Социально-коммуникативное развитие – наличие фотографий, символов, отражающих жизнь группы, эмоции; наличие атрибутов, игрушек, предметов – заместителей для сюжетно-ролевых игр; наличие уголка дежурств; наглядная информация для родителей; наличие пособий, сделанных педагогами совместно с детьми и родителями; наличие дидактических игр.
Познавательное развитие - наличие календарей природы, коллекций; наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности; наличия материалов для сенсорного образования; наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром; наличие художественной и энциклопедической литературы; наличие материалов по правилам безопасности; наличие дидактических и развивающих игр.
Речевое развитие - наличие наборов предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам; наличие картотеки речевых игр; наличие разных видов театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.); наличие атрибутов для театрализованных игр (маски, шапочки).
Физическое развитие - Наличие атрибутов для подвижных игр; наличие спортивных игр (городки, бадминтон, теннис и др.); наличие в группе условий для проведения закаливания и профилактики плоскостопия; наличие нестандартного оборудования, изготовленного воспитателями и родителями; наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Читайте также: