Предметно пространственная среда в доу для детей с нарушением слуха

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Авитиди Марина Геннадьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: детский сад № 189 АНО ДО
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание развивающей среды для детей с нарушением слуха
Раздел: дошкольное образование

Создание развивающей среды в группах комбинированной направленности для

детей с нарушением слуха.

М.Г. Авитиди, учитель – дефектолог первой квалификационной категории, АНО ДО «Планета

Эффективность образовательного процесса дошкольников с нарушением слуха зависит от

многих факторов, в том числе от специально организованной предметно – пространственной среды.

Активно действовать, проявлять себя в реальной среде для дошкольника так же естественно, как

двигаться, играть, рисовать.

Мы работаем над созданием для ребенка комфортабельной, уютной обстановки, рационально

организованной и насыщенной разнообразными сенсорными и игровыми материалами. Именно в

такой среде, по нашему мнению, возможно одновременное включение в деятельность всех

воспитанников группы, включая и детей с нарушением слуха.

Специфика требований к организации развивающей среды в группах комбинированной

направленности для детей с нарушением слуха:

Организация пространства, в котором обучается ребенок с нарушением слуха;

Для детей с нарушениями слуха основным источником получения информации является

зрительный анализатор. Следовательно, в среде группы должны присутствовать удобно

расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным материалом о

правилах поведения, правилах безопасности, а также с материалами по изучаемой теме.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор стола для ребенка с

нарушенным слухом. Рекомендуется сажать детей с нарушением слуха как можно ближе к

воспитателю и обеспечить достаточное пространство, чтобы дошкольник с нарушенным слухом

в условиях речевого общения имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать

Технические средства обучения для каждой категории детей с нарушением слуха:

индивидуальные слуховые аппараты, речевые процессоры кохлеарных имплантов ( у детей

после операции по кохлеарной имплантации), компьютерные программы, ориентированные

на удовлетворение особых образовательных потребностей.

Дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на

дошкольной ступени образования..

При создании предметно-пространственной среды в инклюзивном пространстве необходимо

учитывать требования, которые были разработаны и представлены в концепции развивающей среды,

однако, особую значимость на наш взгляд приобретают следующие принципы:

Полифункциональность среды. Для детей с проблемами в развитии создаются условия,

которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким

образом, что дети в любой момент самостоятельно могут выбрать, чем они хотят заниматься,

а игрушки и пособия для этого находятся в доступных для них местах.

Принцип комфортности и стабильности. Создавая развивающую среду группы, очень

важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с

нарушением слуха особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это

обеспечивает им ощущение надежности и защищенности. У всех детей среда, созданная с

учетом этого принципа, вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и

Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования

предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития

каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального,

ближайшего развития ребенка и его саморазвития.

Принцип рациональности и доступности. Присутствие каждого компонента среды должно

быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему

содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение

игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка, а дополнительные

надписи- на уровни глаз или в поле зрения ребёнка.

Материалы, игрушки и оборудование отвечают педагогическим и эстетическим требованиям

(способствуют развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в

индивидуальных, так и коллективных играх; обладают дидактическими свойствами (способствуют

обучению конструированию, ознакомлению с цветом, формой и т. д.); и способствуют приобщению

детей к миру искусства.

восприятие, поэтому в группах комбинированной направленности в среде

имеются дополнительные картинки, пиктограммы, надписи деятельности

которые помогают детям обогащать и закреплять словарь в разных видах

деятельности. При организации совместной деятельности в таких группах

педагоги используют интерактивные панно, картинки – алгоритмы и

пиктограммы. Для обозначения центров детской деятельности педагоги

используют картинку с названием и сюжетом, раскрывающую эту

физического

охраны и укрепления здоровья детей в детском саду в наличии: участок на территории

специальным оборудованием (физкультурным инвентарём), в помещении — спортивный зал

общеразвивающих упражнений), кабинет для медицинского осмотра, изолятор, физкультурные

центры в группах; оборудована сенсорная комната, бассейн.

В двигательных центрах групп имеется инвентарь и оборудование для физической активности

детей, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики, тренажеры и т.п.). Подготовлены

дыхательных упражнения, пальчиковой гимнастики.

Пиктограммы и схемы помогают детям

организовать игру, выполнить правила.

Центр для познавательно – исследовательской деятельности и сенсорного развития оформляется,

как и в группах общеразвивающей направленности, так как деятельность детей в этом центре

возможна и без использования слуха. В помощь детям с ОВЗ можно использовать дополнительно

Например, в центре имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету,

развитию представлений о величине предметов и их форме, материал

для развития пространственных представлений (схемы квартала,

группы, план комнаты) и временных представлений (календари,

Имеются материалы и приборы для демонстрации и детского

экспериментирования( лупы, магниты, цветной песок, манка, вода,

мерные стаканы), настольно-печатные игры,

иллюстративный материал (альбомы, наборы картин, муляжи,

дидактические игры и пр.)

Для развития представлений о человеке в истории и культуре имеются подборки книг, комплекты

репродукций, игры, знакомящие с историей, культурой, трудом разных народов, с техническими

достижениями человечества. В группах имеется уголок краеведения, организованы мини – музее,

выставки коллекций, образцы предметов народного быта, сказки народов мира.

Для социально-коммуникативного развития игровое оборудование в группах и на участках

включает предметы, игрушки, материал для игр с правилами, центры уединения и социально-

эмоциональные уголки. Для глубокого развития социально – коммуникативных умений детей с ОВЗ,

снятия тревожности, развития адекватной самооценки в детском саду имеется кабинет психолога.

Для речевого развития в группах оборудованы речевые центры, наполнение которых помогает

дидактические игры, книжки-самоделки с адаптированными текстами, пословицы и загадки в

картинках, чистоговорки в картинках, пальчиковая гимнастика, упражнения артикуляционной

гимнастики в картинках.

Туда дети помещают самостоятельно написанные таблички со словами и фразами, которые узнали

на занятии. Также для этого панно с удовольствием рисуют картинки дома и составляют подписи к

ним, а в детском саду выставляют их на панно и рассказывают о них другим детям. Такой вид

деятельности очень понравился и детям общего развития. На таком наборном полотне можно учить

составлять фразы из отдельных слов, можно дописывать недостающее слово, учить увеличивать

количество слов в предложении. Мишка. Мишка спит. Мишка спит на кровати. Мишка спит на

деревянной кровати. Мишка долго спит на деревянной кровати.

Для художественно-эстетического развития

в детском саду имеется музыкальный и

хореографический зал. В каждой группе

оборудование (доска для рисования

планшеты, место для презентации детских работ в группах и помещениях детского сада;

строительный материал, детали конструкторов, бумага разных цветов и фактуры, а также природные

и бросовые материалы и др.). Музыкальные инструменты, игрушки и атрибуты для различных видов

театра, носители с записями произведений музыкального искусства, художественная литература в

с возрастом. А для детей с ОВЗ – книги с адаптированными тексами сказок.

Организация самостоятельной деятельности детей в группах комбинированной направленности в

центрах производится с опорой на схемы, пиктограммы, алгоритмы

В групповых комнатах выделено пространство для игр, также как и в группах общеразвивающей

В заключение хотелось бы сказать, что если в

общеразвивающей группе появляется

слабослышащий ребенок, больше делайте акцент на наглядности, используйте алгоритмы, схемы,

модели деятельности – они помогут вам в воспитании и бучении такого ребенка.

Опыт нашей работы показывает, что благодаря тесной взаимосвязи узких специалистов,

родителей, созданию благоприятной развивающей среды, дошкольники с нарушением слуха

всесторонне развиваются, комфортно чувствуют себя в группе детей с нормой развития, а некоторые

Развивающая предметно-пространственная среда в группах ДОУ построена таким образом, чтобы способствовать реализации не только совместной партнерской деятельности взрослого и детей, но и свободной самостоятельной деятельности самих воспитанников, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Обстановка в группе предоставляет ребенку возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. Помещения групповых комнат разделены на центры активности, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, игр, практической деятельности. При отборе предметного содержания развивающей среды педагоги ориентируются на зону ближайшего развития детей, т.е. на потенциал дошкольников. При этом предметно-пространственная среда тесно связана с основными направлениями развития дошкольников. Педагоги осуществляет творческий подход при организации развивающей предметно-пространственной среды.

В книжных уголках расположены картинки, художественная литература, рекомендованная программой, а также книги в помощь дошкольникам получить информацию об окружающем мире. Все развивающие материалы, выставочные предметы в книжных уголках удобно расположены, доступны для каждого ребёнка.

При формировании положительных установок к труду используется разнообразное оборудование для ухода за растениями, дидактические игры, предметные картинки, модели и схемы (последовательность одевания, сервировка стола и др.), уголки дежурств, наглядные пособия.

Особое внимание уделяется художественно – эстетическому направлению, которое направлено на развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализация самостоятельной творческой деятельности.

Для реализации задач по музыкальному развитию в группе созданы музыкальные уголки, в котором размещены музыкальные инструменты, как фабричные, так и самодельные, дидактические игры, музыкальные игрушки, фотоальбомы. Дети с огромным желанием используют музыкальные атрибуты в сюжетно – ролевых играх.

Для развития художественного детского творчества в группе создан мини- музей народной игрушки, альбомы с разными техниками изобразительного искусства, печатки, дидактические пособия, трафареты, карточки для индивидуальной работы, раскраски, детское творчество. Для центра искусства отведено самое светлое, хорошо освещенное в группах место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В соответствии с принципом учета возрастных особенностей содержание центров меняется в зависимости от детских интересов, от умений и навыков, от личных увлечений дошкольников. Детские работы (рисунки, поделки) выставляются на стендах, что позволяет осуществлять принцип индивидуального подхода.

Таким образом, развивающая предметно - пространственной среда групп, организована в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает реализацию основной образовательной программы, разработанной педагогическим коллективом ДОУ, позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования. Развивающая среда работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, являясь при этом разнообразной, насыщенной, нестандартной, доступной и безопасной.

Особенности организации предметно-развивающей среды для детей с нарушением слуха


Методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, нормативно-правовых документов по проблеме исследования;

1.2. Особенности развития глухих детей дошкольного возраста
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или при­обретенным в раннем детстве — до овладения речью. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становят­ся немыми — глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до 1960-х гг. У большинства глухих детей име­ется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70—80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70—85 дБ, то принято считать, что у них туго-ухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки — силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случа­ях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормаль­ному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка — более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и рече­вое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех по­знавательных процессов ребенка, в формировании его волевого по­ведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности. Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего дет­ства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психи­ческого развития, насколько систематически реализуются соци­ально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.
К особенностям психического развития дошкольников с нарушениями слуха относиться: познавательное развитие, развитие речи и развитие игровой деятельности.
Познавательное развитие. Нарушения слуха дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов.
Нарушения слухового анализатора приводят к снижению уровня сенсорного развития детей. Замедленно происходит формирование сенсорных эталонов, развитие предметности восприятия и становление целостного образа предметов. Возможности усвоения сенсорного опыта увеличиваются только по мере овладения детьмиречью. У глухих детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное мышление, развитие которого протекает с некоторыми количественными и качественными отличиями от его становления у нормально развивающихся детей. При формировании наглядно-образного мышления отмечается замедленное формирование процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Память у глухих детей характеризуется кратковременностью, что обусловлено общим недоразвитием речи и скудным словарным запасом. Кратковременная память, в свою очередь, приводит к снижению темпов речевого развития. У детей с нарушениями слуха отмечается в образовательной деятельности низкая произвольность внимания.
Развитие игровой деятельности. Дошкольники с нарушениями слуха, как и слышащие дети, любят играть и стремятся отражать в играх те впечатления, которые они получают посредством наблюдений за окружающей их жизнью и участия в ней. Но для игр глухих детей характерна чрезмерная детализация, трудности в использовании игрового замещения, недостаточность речевого общения. Без специального обучения полноценная игровая деятельность дошкольников с нарушениями слуха не формируется.
Развитие речи детей с нарушениями слуха проходит те же этапы, что и у нормально развивающихся детей, но в более пролонгированные сроки. В раннем возрасте у них отмечены голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания, но без специального обучения (спонтанно) речь глухих детей не формируется.
Особенности физического развития дошкольников с нарушениями слуха. Исследования физического и моторного развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха выявили некоторые особенности, обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата. У слабослышащих и глухих детей статические и локомоторные функции отстают в своем развитии (сроки удержания головы, более позднее овладение ходьбой). Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в дошкольном возрасте. Они часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому возрасту у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движенияпо подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями: нарушение координации, ориентировки в пространстве, боязнь высоты, замедленность и скованность движений, ассиметрия шагов, пошатывания корпуса. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств отмечается в уровне равновесия – глухие дети по показателям качества равновесия уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям.
Многим детям присущи нарушения мелкой моторики: движений пальцев, артикуляционного аппарата. Среди детей с нарушениями слуха выделяются те, у кого есть остаточные явления ДЦП, что связано с параличами и парезами туловища, резко ограничивающими передвижения детей в пространстве. Отрицательное влияние на моторное развитие дошкольников с нарушениями слуха оказывает большой объем статической нагрузки, связанный с большим количеством занятий в детском саду и дома. Гиподинамия является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных качеств, вызывает и усугубляет нарушения осанки и плоскостопие.
Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников часто характеризуется более низкими по сравнению со слышащими сверстниками показателями роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной слабостью, снижением тонуса мышц.
Таким образом, своеобразие психического и физического развития глухих детей обусловлено рядом причин: функциональным нарушением отдельных физиологических функций, общей соматической ослабленностью, отставанием в психическом развитии (иногда сопровождающимся задержкой психического развития, умственной отсталостью), недоразвитием или отсутствием речи. Последние в работе с глухими школьниками приобретает особую значимость, если иметь в виду, то исключительно влияние речи на психическое и физическое развитие глухих детей, которое было показано в исследованиях в общей и специальной психологии.


РАЗДЕЛ ІІ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

2.1. Методика организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением слуха .
Для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы организуется адекватная возможностям ребенка охранительно-педагогическая и предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных двигательной (овладение основными движениями).
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому необходимо создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем.
Можно выделить несколько компонентов развивающей среды:
1. Социальный компонент:
Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями - преобладающее позитивное настроение;
Авторитетность руководителей;
Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
Сплоченность;
Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент:
Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей изразнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. В ней должно находиться: сборно-разборная мебель, игрушечная мебели, емкости для хранения игрушек, мягких плоскостей, подиумы для отдыха. Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон: использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформеров, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей. Предметная среда непременно должна носить развивающий характер, быть развивающей средой.
Важнейшим общим требованием к организации предметной среды является ее комфортность. Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Среда ребенка должна соответствовать критерию комфортности.
Таким образом, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Список литературы:

2. Бейлинсон Л. С. Коммуникативная тональность логопедической рекомен­дации // Логопед. 2004. № 4. С. 26-33.

3. Бейлинсон Л. С. Специфика лексики, используемой логопедом при обще­нии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Логопед. 2005. №2. С. 15-19.

4. Беларусь: среда для человека. Национальный отчет о человеческом разви­тии (региональный проект ПРООН RER/95/02C). Мн„ 1996.

5. Ванюхина Г. А. Экологизация логопедического процесса с позиций принци­па природосообразности // Логопед. 2005. № 2. С. 4-8.

6. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики. Мн., 2003.

7. Волкова Л. С, Граш Н. Е., Волков А. М. Некоторые проблемы интегрирован­ного образования в российской дефектологии на современном этапе // Де­фектология. 2003. № 3. С. 3-8.

8. Гайдукевич С. Е., Прокопьева Е. С. Научно-методические основы диффе­ренциации и отбора упражнений зрительной гимнастики для школьников с нарушениями зрения //Дэфекталопя. 2003. № 3. С. 33-53.

9. Гаркуша Ю. Ф. Специальные преобразования педагогического простран­ства как стратегия воспитания детей с нарушениями речи // Ребенок: ран­нее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.; Воронеж, 2001. С. 119-142.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда Организации (далее – РППС) должна соответствовать требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ C НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Попкова Людмила Васильевна,

учитель-дефектолог городского сурдологопедического кабинета

Центральной городской клинической больницы №1 города Донецка

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда Организации (далее – РППС) должна соответствовать требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда организации, реализующей Программу (далее – Организация), должна обеспечивать реализацию адаптированной основной образовательной программы для детей после КИ, разработанную с учетом Программы. Организация имеет право самостоятельно проектировать предметно-пространственную развивающую образовательную среду с учетом психофизических особенностей данной категории детей. При проектировании РППС Организация должна учесть особенности своей образовательной деятельности, социокультурные, экономические и другие условия, требования используемых вариативных образовательных программ, возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей с КИ и их семей, нормально развивающихся детей и их семей, педагогов и других сотрудников Организации, участников сетевого взаимодействия и пр.).

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда:

1) комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей с КИ;

2) часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации адаптированной образовательной программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами воспитания и обучения детей дошкольного возраста (в том числе широким использованием разнообразных звучащих предметов, звуковых записей, видеозаписей), охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции нарушений развития детей с КИ.

В соответствии с ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии речевой и возрастной специфики обучающихся.

РППС должна обеспечивать:

– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей с КИ, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом, со слышащими сверстниками и в коллективной работе;

– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей с КИ раннего и дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их слухового развития, целенаправленной работы по формированию и развитию эмоционального взаимодействия со взрослыми и детьми, естественного слухового поведения;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

РППС Организации должна обеспечивать возможность реализации разных видов детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей с КИ: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков развития обучающихся.

РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

РППС Организации создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с КИ с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям детей (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета и др.).

Для выполнения вышеперечисленных задач РППС должна быть:

содержательно-насыщенной и динамичной – включать средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики детей с КИ, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; игрушки должны обладать динамичными свойствами — подвижность частей, возможность собрать, разобрать, возможность комбинирования деталей; возможность самовыражения детей;

трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с КИ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые материалы должны подбираться с учетом особенностей детей с КИ, уровня развития их познавательных психических процессов, стимулировать познавательную и речевую деятельность дошкольников, создавать необходимые условия для их самостоятельной, в том числе, слухо-речевой активности;

безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом. При проектировании РППС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации, в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии, а также в коррекционной работе;

эстетичной – все элементы РППС должны быть привлекательны, например, игрушки не должны содержать ошибок в конструкции, способствовать формированию основ эстетического вкуса ребенка; приобщать его к миру искусства;

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в Организации должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей с КИ и комфортной работы педагогических работников и специалистов.

Обеспечение образовательной деятельности в сфере социально-коммуникативного развития требует в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для ежедневного общения и совместной деятельности детей с КИ как со взрослыми, так и со слышащими сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.

РППС Организации должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей с КИ.

Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство должно быть организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях должны находиться оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Формирование и развитие произвольности осуществляется в ролевой игре и в играх с правилами. Для этих видов игр нужны: наборы кукол разного пола и размера; кукольная мебель, посуда, одежда; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль; транспортные игрушки; настольно-печатные игры; дидактические игры разных видов, адекватные возрасту и др.

Весьма полезными могут быть также игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям; атрибуты разных профессий и труда взрослых; модели современных технических средств; игрушечные машинки разных типов и др.

На прилегающих к Организации территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей с КИ взрослые создают насыщенную РППС, стимулирующую познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами. Поэтому РППС Организации должна обеспечивать условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, живой уголок и др.).

Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в элементарных опытах и экспериментах имеет большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития детей с КИ, способствует построению целостной картины мира, оказывает стойкий долговременный эффект. У детей формируется понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед каждым ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Помимо поддержки исследовательской активности, педагоги создают условия для организации с детьми с КИ познавательных игр, поощряя их интерес к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

Речевому развитию способствуют наличие в РППС Организации открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например плакатов и картин, рассказов в картинках, а также других материалов.

РППС должна обеспечивать условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории должны быть оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

Особое внимание следует обратить на подбор различных звучащих предметов и музыкально-дидактических игр, направленных как на художественно-эстетическое развитие детей с КИ, так и на формирование у них естественного слухового поведения, развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического слуха, на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха, музыко-слуховой памяти, тембрового слуха, чувства ритма.

Дети с КИ должны иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Для детей с КИ, имеющих нарушения в координации движений, в Организации должна иметься специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками и, соответственно, в помещениях Организации должно быть достаточно места для специального оборудования.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда Организации должна обеспечивать условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей с КИ.

Математическая зона включает материалы: наборы геометрический фигур, объемных фигур; кассу цифр; измерительные инструменты, линейки, условные мерки; сыпучие материалы для измерения веса; группы предметов на составление неравенств; дидактические игры на расстановку математических знаков: больше, меньше, равно; дидактические игры на формирование количественных представлений, навыков счета, сложения, вычитания; лото, домино по различным направлениям; игры на составление рисунков по образцу из геометрических форм; вкладыши, почтовые ящики; тетради для записи примеров; наборы карандашей, фломастеров; плакаты по направлениям: части суток, времена года, часы, дни недели; часы, макеты часов; дидактические игры по формированию временных представлений; дидактические игры по формированию эталонов формы, цвета, величины.

Создавая РППС для детей с КИ любой возрастной группы в дошкольной образовательной организации, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды Организации и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Насыщенная РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Эта среда должна иметь в своей основе социальную направленность на саморазвитие и самореализацию личности слабослышащего или позднооглохшего ребенка.

Читайте также: