Предмет взаимодействия доу и доу

Обновлено: 07.07.2024

Авторы: Смирнова Елена Григорьевна, заведующий МБДОУ детским садом №70 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Булинок М.Б., заведующий МБДОУ детским садом №41 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Джамалова Т.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный институт,
г. Одинцово Московская область

Наименование материала: статья, методическая разработка
Наименование предмета: управление

Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности.

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Ключевым моментом в реализации преемственности является, как известно определение готовности ребенка к обучению в школе. Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и школьными системами образования.

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования, в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения). Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению. Ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом).

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями :

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги;

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном, позволяющим понять работу каждого изнутри.

Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы, организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе. Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая: в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая: в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство, увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы, в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе, играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе, с легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности в условиях введения ФГТ и ФГОС Тема : «Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности обучения в условиях введения ФГТ и.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимодействие двух ДОУ как фактор повышения уровня социального развития дошк.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Взаимодействие двух ДОУ как фактор повышения уровня социального развития дошк.

«Взаимодействие - воздействие предметов, явлений действительности друг на дру.

Актуальность проекта Основная функция современного детского сада любого вида.

Актуальность проекта Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Педагогика нашего времени рассматривает как одно из актуальных направлений воспитания - социальное воспитание, как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентной способности, социального самоопределения, выживания в обществе. Сегодня ведутся активные поиски методов, форм, технологий социального развития и воспитания дошкольников. На наш взгляд социальное развитие дошкольников будет протекать наиболее эффективно в рамках взаимодействия двух ДОУ. Здесь можно говорить о социальном партнерстве, т.е. о равноправном и взаимовыгодном взаимодействии: совместная работа систем позволит каждому из субъектов решать свои актуальные задачи. Взаимодействие объединит инновационные процессы каждого и в конечном итоге повысит качество социального воспитания и развития дошкольников.

Проблема Создание новых педагогических условий, способствующих более эффектив.

Проблема Создание новых педагогических условий, способствующих более эффективному социальному развитию дошкольников


 между необходимостью социального развития личности дошкольника и недостаточ.

 между необходимостью социального развития личности дошкольника и недостаточностью методов и средств, применяемых с этой целью между возможностями объединения усилий двух ДОУ по вопросу социального развития дошкольников и недостаточностью их использования

Цель проекта Создание принципиально новых условий, позволяющих решать задачи.

Цель проекта Создание принципиально новых условий, позволяющих решать задачи повышения уровня социального развития дошкольников

Задачи Приобщение ребенка к миру социальной действительности через расширение.

Задачи Приобщение ребенка к миру социальной действительности через расширение общения детей в рамках детской субкультуры. Изучение, распространение, обмен педагогическим опытом социального развития дошкольников. Расширение фонда методических находок в области социального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Оптимизация форм и содержания вовлечения родителей в воспитательный процесс

Процесс социализации дошкольника Взаимодействие двух ДОУ как условие повышени.

Процесс социализации дошкольника Взаимодействие двух ДОУ как условие повышения уровня социального развития дошкольника Объект исследования Предмет исследования

Гипотеза Социальное развитие дошкольника будет более эффективным при взаимоде.

Гипотеза Социальное развитие дошкольника будет более эффективным при взаимодействии двух ДОУ

Педагоги Дети дошкольного возраста Родители

Педагоги Дети дошкольного возраста Родители

Аннотация Взаимодействие педагогов Взаимодействие детей Взаимодействие с роди.

Аннотация Взаимодействие педагогов Взаимодействие детей Взаимодействие с родителями На наш взгляд, социальное развитие дошкольников будет протекать наиболее эффективно в рамках взаимодействия двух педагогических систем ДОУ. Данный проект представляет собой систему организации такого взаимодействия, которое включает в себя 3 равноправных взаимосвязанных между собой блока:

Этапы проекта 1.Подготовительный Сентябрь –октябрь 2008г. 2. Диагностический.

Этапы проекта 1.Подготовительный Сентябрь –октябрь 2008г. 2. Диагностический Ноябрь - декабрь 2009 3. Основной Январь – ноябрь 2009 4. Заключительный Декабрь 2009

Условия реализации проекта Наличие двусторонней восстребованности отношений ;.

Условия реализации проекта Наличие двусторонней восстребованности отношений ; Четкое осознание целей и конечных результатов социального партнерства; Наличие сплоченного творческого коллектива педагогов; Единство общественного и семейного воспитания


1. Блок. Взаимодействие педагогов Задачи 1.Создание оптимальных условий для р.

1. Блок. Взаимодействие педагогов Задачи 1.Создание оптимальных условий для развития личности ребенка 2.Определение форм и содержания взаимодействия 3. Взаимное оказание методической помощи 4. Предупреждение педагогических ошибок 5. Накопление практического материала в области социального воспитания дошкольников Алгоритм совместной работы 1.Организация творческой группы 2. Подготовка коллектива к сотрудничеству 3,Составление совместного плана работы 4.Корректировка в процессе работы 5. Анализ результатов

Формы взаимодействия педагогов

Формы взаимодействия педагогов

Блок 2. Взаимодействие детей Цель взаимодействия детских коллективов Формиров.

Блок 2. Взаимодействие детей Цель взаимодействия детских коллективов Формирование у детей эмоционально – целостного отношения к сверстникам Задачи Формирование активной жизненной позиции Развитие гуманных личностных качеств Развитие коммуникативных способностей Формирование установок на толерантное поведение Создать условия, при которых ребенок смог бы в себе открыть друга , творческого человека


Сотрудничество прогимназии с учреждениями культуры можно представить в виде схемы..

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ключевой линией дошкольного детства - является приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей.

Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Основные направления:

Так же При формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

• Наглядность.

• Доступность.

• Динамичность.

• Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

• Обязательное сочетание предметного мира учреждений культуры с программой, ориентированной на проявление активности детей.

• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями, объектами культуры (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

• Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

• Активность детей в усвоении культурного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)

Не задаваясь целью рассмотреть теоретические аспекты по данному вопросу, коснусь лишь его практической части, а именно- хочу поделиться опытом сотрудничества нашего учреждения с учреждениями культуры.

В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада с театрами, библиотеками, музеями и другими социальными объектами города разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.

(Наряду с этим так- же осуществляем выезд воспитанников с воспитателями в рабочие дни - в рамках образовательного плана. )

И , обязательно ,результатом взаимодействия с любым учреждением культуры является продуктивная деятельность детей ,детей и родителей-концертные программы ,рисунки, поделки ,проекты.

Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. В.Астафьев

2 .Cотрудничество с библиотеками (№8,№3,Центральной городской библиотекой ,областной библиотекой для детей и юношества им.Пушкина)

Реализация основных направлений сотрудничества

Социокультурные

Взаимо-действия

Мероприятия,

способ (формы)

взаимодействия

Центральная городская библиотека

Воспитание интереса к библиотеке, чтению книг. Ознакомление воспитанников с родным краем.

Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей.

Работа с детьми:

-использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми;

оснащение книжных выставок(9мая,Наш Саратов,юбилеи-

А. Пушкина,В.Бианки и т.д.)

-беседа о космосе;

Работа с педагогами:

-организация выставок детской художественной и методической литературы;

-проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки;

Работа с родителями:

-участие родителей в образовательных детских проектах.

Одна из важных целей сотрудничества с библиотеками — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.

Прививать любовь к слову печатному . Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.

В начале учебного года мы составляем примерный план работы с библиотеками ,опираясь на планирование библиотек ,тематику недель и даты юбилеев детских писателей. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.

В план входит организация книжных выставок ,занятия, экскурсии.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

•Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.

•Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.

•Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.

•Участвуют в физкультминутке.

•Изготавливают поделки в творческой мастерской.

•Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.

•Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.

•Смотрят советские мультфильмы. (слайды)

3-Музейная педагогика.

На протяжении 4 лет я являюсь организатором музейной педагогики в прогимназии -работа носит системный характер и в тесном сотрудничестве со школьным блоком-где осуществляется преемственность на протяжении всего времени обучения

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием . образованием и социализацией детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

Одна из определяющих целей музейной педагогики – Формирование у дошкольников представления о музее, создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Усвоение социального опыта - в данном случае музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее .

Слайд (план работы)

Эта работа ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СИСТЕМЕ И ПО СОСТАВЛЕННОМУ В НАЧАЛЕ УЧ.ГОДА ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ совместных мероприятий.

План посещения музеев составляется мною с учётом перечня экскурсий и лекций,которые предлагаются музеями , на основе тем недель

перспективного планирования МАОУ , и опросника педагогов (. Анкеты-опросники воспитатели и педагоги заполняют в августе с учётом своих индивидуальных перспективных планов, проектов которые в свою очередь включают в себя те темы, которые актуальны и интересны родителям, детям .педагогам) Слайды…

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности, обязательной частью нашей работы является продуктивная деятельность детей, закрепление полученных знаний эмоций.. т.е учитывается деятельный подход в обучении

Объявления с приглашением на проводимые ею экскурсии мы размещаем на сайте прогимназии .Родители ,дети ,коллеги с удовольствием посещают её программы.

Дополнительное направление которое хотелось бы затронуть- создание мини-музеев музейной экспозиции.

Создание музейной экспозиции, коллекций в детском саду тема не новая-во многих детских садах широко используется-поэтому подробно рассматривать её не будем-но хочется отметить что – как первая ступень. основа при освоении глобального музейного пространства-очень важна и необходима!

Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных "больших" музеев, с другой отражает особенности этих учреждений культуры.

В современном музееведении существует такое понятие, как "детский музей".

Главное в таком музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.

Создание музейной экспозиции, коллекций в детском саду позволяет развивать у детей познавательно-исследовательские способности, вызвать интерес к поисковой деятельности.

созданы мини- музеи по народно-прикладному творчеству.

В коллекции имеются экспонаты , выполненные руками родителей, детьми. Собрана коллекция народных игрушек , вышивки, деревянные предметы и др.

Его задачами является: воспитание интереса к народным промыслам.

Развивать художественный вкус .Активизировать речь детей

Проблема: ценность музейной педагогики неоспорима. но справедливости ради стоит отметить, что данная программа_,которая инициирована педколлективом и поддержана родителями в системе ведётся много лет, но для масштабного внедрения достаточно затратна (за исключением библиотек).т.к высоки транспортные расходы ,оплата лекций и экскурсий, игровых программ и фольклорных праздников ,требуется предварительная работа и последующая педагогов с детьми…но поверьте -оно того стоит.

Золотые правила музейных педагогов. Их около 50, я приведу только несколько:

* Береги свое достоинство!

* Береги достоинство другого!

* Умей прощать!

* Передай добро по кругу!

* Девочки! Вас украшает женственность!

Мальчики! Вас украшает мужественность!

* Нравственность –это умение чувствовать чужую боль!

* Прежде чем улучшить мир, постарайся улучшиться сам!

* Что дороже всего на свете? Человеческие отношения.

* Чтоб был талантливым ребенок

В музей неси его с пеленок.

Чтоб дело наше шло быстрей,

Музей, учи учителей!

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”.

Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

В заключении мне хотелось бы отметить- На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Читайте также: