Предложения школы по участию в горизонтальном взаимодействии

Обновлено: 05.07.2024

Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями. Во-первых, в поисках знаний дети предпочитают урокам внешкольное пространство. Кризисы современных образовательных учреждений во многом связаны с тем, что дети получают информацию не столько от учителя, сколько из других источников. Сегодня ребенок может учиться в любой точке мира, не выходя из дома, а грани основного и базового образования очень сильно стерлись между собой. В настоящее время школа проигрывает более современным, более технологичным, более привлекательным для подростков источникам образования.

Ситуация усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. Анализ данных демографического спада и прогноз численности учащихся приводят к необходимости проводить реструктуризацию образовательных учреждений.

В течение последних десяти лет общее количество школ в Норильском промышленном районе сократилось на 13%, многие образовательные учреждения имеют численность меньше 400 человек.

Кроме этого, чтобы быть конкурентоспособным, многие сферы деятельности становятся сетевыми, например, торговые, информационные, развлекательные и многие другие. И только в образовательной сфере – собрания, конференции, а ученики обучаются, только сидя в классе. Разумеется, такие формы образовательного общения нужны, но сетевые формы общения и взаимодействия экономичнее и эффективнее.

Также основаниями появления сетевых форм взаимодействия являются укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; национальный образовательный стандарт; появление профессиональных сообществ; интеграция в глобальные процессы; изменение роли государства и содержания его участия в образовании, в управлении образованием; постепенный переход от формальных установок на управление образованием к программно-целевым методам управления; изменение состава участников процессов управления и обозначившийся переход к полипрофессиональным кооперативным связям.

В связи с этим, целью эксперимента на территории Норильск Красноярского края стала отработка моделей организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений как условие их успешного развития.

  1. Создать единую образовательную среду путём объединения усилий педагогов школ.
  2. Повысить эффективность использования ресурсного потенциала образовательных учреждений.
  3. Создать условия для социальной успешности выпускников, формирования у них более прочных знаний, умений, воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма.

Возникает возможность использования образовательных ресурсов учреждений дополнительного образования, что значительно расширяет выбор школьниками путей своего становления.

Кооперация школ, основанная на добровольном объединении их ресурсов, является более перспективным направлением в организации сети образовательных учреждений, целью которого является повышение качества образования. Кооперация школ не только сохраняет полноценные школы, но и обеспечивает их развитие вследствие педагогического взаимовлияния. Кооперация школ и развитие системы договорных отношений служит и становлению цивилизованной правовой культуры, что особенно важно в период рыночных преобразований. Это и важный шаг к укреплению гражданского общества и демократии.

Реализация профильного обучения требует сетевой организации процесса обучения, в который вовлекаются несколько образовательных учреждений. Кооперация близлежащих общеобразовательных учреждений в реализации профильного обучения без выделения лидера - ресурсного центра (распределённый профиль) позволит дать импульс к развитию всех учреждений, объединившихся для этой цели. При этом возможно обучение по тем или иным элективным курсам, конкретным предметам, в различных школах, в зависимости от кадровых и ресурсных возможностей. Эта модель позволяет реализовать многопрофильное обучение в рамках скооперировавшихся школ.

С уверенностью можно сказать, что основа профильного обучения в настоящее время заложена в сети образовательных учреждений, таких как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов.

Компонентом предпрофильной подготовки гимназии является также информационная работа и профильная ориентация учащихся через предварительную диагностику их образовательного запроса с учетом мнения родителей, организацию процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики.

Переход к профильному обучению в инновационном образовательном учреждении преследует следующие основные цели:

- обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
- создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников в целях построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- обеспечение возможности получения полноценного образования для разных категорий учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширение возможностей социализации учащихся;
- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
- подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики (технический университет)

Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет

Красноярский государственный технический университет

Норильский индустриальный институт

3. Работа консультационных пунктов для гимназистов и адаптационных курсов для учащихся образовательных учреждений города.

4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Планирование образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) включает в себя: формирование перечня учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимися; составление индивидуальных учебных планов; составление учебного плана общеобразовательного учреждения на основе ИУП; формирование классов и межклассных групп; составление расписания учителей и каждого обучающегося.

Недостаток собственных ресурсов в предоставлении необходимых образовательных услуг общеобразовательное учреждение компенсирует за счет возможностей образовательной сети общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

При составлении ИУП учитывается и фиксируется образовательная деятельность обучающегося вне класса (заочные и очные школы, занятия на курсах, в образовательных центрах, учреждениях дополнительного образования, музыкальных, спортивных школах, школах искусства, дистанционное обучение и т.д.). Внеурочная деятельность дополняет и подкрепляет ИУП, создает условия для социальной практики обучающихся, проб в выбранном профиле и профессии, проектной и исследовательской деятельности.

С целью соблюдения обязательств во время обучения, между заинтересованными сторонами заключается Соглашение о предоставлении образовательных услуг по ИУП, определяющее права и обязанности ученика, родителей (лиц их заменяющих), администрации и педагогического коллектива школы.

5. Опытно-экспериментальная деятельность. В гимназии наряду с традиционными факультативными курсами организуются курсы по выбору для 9-классников и элективные курсы для учащихся 10-11-х классов. Вполне закономерно введение интегрированных курсов, способствующих повышению интереса учащихся к разным предметам, стимулирующих познавательную деятельность гимназистов, усиливающих практическую ориентацию образовательного процесса. Межпредметная интеграция направлена не только на формирование общих знаний учащихся об окружающем мире и деятельности человека, но и на эффективное создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации учащихся с высоким уровнем обученности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, обладающих обширными коммуникативными умениями и навыками, ориентированных на дальнейшее самостоятельное повышение образовательного уровня.

В гимназии было апробировано несколько интегрированных элективных курсов.

Исходя из того, что построение учеником индивидуального учебного плана, связанное с выбором предметов, обеспечивает значительно больший образовательный эффект, был проведен опрос среди будущих десятиклассников, какие элективные курсы они желали бы изучать. Оказалось, что учащиеся хотели бы иметь больше практики литературного перевода с английского языка, моделировать и решать математические задачи и задачи с производственным содержанием на компьютере, изучать издательское дело и вузовский курс физической химии. Именно поэтому, согласно социальным запросам старшеклассников, возникла необходимость разработать интегрированные элективные курсы:

Нужно заметить, что эта интеграция предметных областей смогла возникнуть в условиях инновационного образовательного учреждения, поскольку процент одаренных и мотивированных к учению гимназистов достаточно высок, а введение элективных курсов способствует удовлетворению запросов учащихся, способных к активному интеллектуальному труду, формированию широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.

Разумеется, большое внимание уделяется и информатизации системы образования как инструменту сетевого взаимодействия образовательных учреждений, который является важным условием перехода школы к новому уровню образования на основе информационных технологий.

Информационно-образовательный центр гимназии включает пресс-центр, центр самообразования гимназистов и педагогов (на базе Интернет-площадки), дистанционное образование школьников по выбранным ими предметам, информационно-библиотечный центр, Интернет-площадку.

Кроме этого гимназисты принимают активное участие в работе редакции школьной газеты, студий (музыкальной, анимационной, компьютерной графики, детского компьютерного творчества); в проектной деятельности; участвуют в сетевых образовательных и телекоммуникационных проектах; получают дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (организация элективных курсов, социальной практики для предпрофильной подготовки учащихся).

Для организации сетевого взаимодействия в рамках программы по информатизации системы образования в гимназии создан комплекс информационных технологий, включающий учебный компьютерный комплекс для решения задач, связанных с изучением информационных технологий и внедрением в учебный процесс современных компьютерных средств обучения; информационный аналитический центр, внедряющий информационные технологии в систему управления образовательным процессом, отрабатывающий новые модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства и их связей с внешней социокультурной средой и центр сетевых технологий, включающий информационный отдел, управляющий информационными потоками, пресс-центр, аналитический отдел, издательский отдел, детское информационное агентство – детская газета, школа журналистики, видео-студия, телевидение, Интернет-клуб.

В настоящее время творческая группа и администрация гимназии работают над созданием совместного авторского сетевого проекта, так как наш опыт показывает, что наиболее адекватным способом позиционирования инновационных образовательных программ является сетевое взаимодействие, развитие сетевого образования и образовательных сетей.

Таким образом, в условиях тесного сотрудничества с другими образовательными учреждениями гимназия успешно развивается, совершенствуя эффективную систему разноуровневого развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.

Школа в маленьком поселке под Оренбургом чувствует себя практически центром мира, благодаря взаимодействию с партнерами и участию в сотне проектов. Директор Наталья Подшивалова дает пошаговую инструкцию, как стать местной заводилой и помочь ученикам почувствовать свою ценность для сообщества.

Школа имеет большую историю. В 1907 году мы возникли как железнодорожное училище, в котором были начальные классы для детей железнодорожников. Наша организация всегда отличалась тем, что была передовая и свободная. И с этой долей свободы мы из железнодорожного ведомства в 2001 году пришли в муниципальную образовательную систему.

В том, что ты идёшь первым, есть плюсы и минусы. Если не получится, ты можешь сказать, что был первым и пока ещё ничего не знал и не умел. А с другой стороны, ты обладаешь определённой долей свободы, большей чем другие. Потому что до тебя ещё никто не шёл этим путём, и не знает как верно.

В то время мы ещё не очень хорошо понимали, что это такое. Нам сначала понравилось само название, а потом мы узнали, что это модель, которая популярна в мировом школьном сообществе.

Что такое социальное партнёрство на примере нашей школы?

Мы всегда говорили, что у нас, как у открытой школы, есть ближний и дальний круг взаимодействия. К ближнему кругу мы относили всех образовательных и социальных партнёров, которые находятся у нас в поселке и районе. А дальний начинается с города Оренбурга и дальше.

Мы разделили всех наших партнёров на две группы:

1. Образовательные. Организации, с которыми мы совместно занимаемся образовательной деятельностью. Сюда относятся вузы, колледжи, школы и организации допобразования.

Большинство людей это ценят, когда ты делаешь первый шаг.

Пример проекта. Видеоролик в обмен на велостоянку

  • Помочь в уборке территории,
  • сделать видеоролик,
  • провести концерт или новогодний утренник для детей работников завода.

В результате из нашего меню партнеры выбрали презентационный видеоролик для экономического форума. В ответ они спросили, что нужно нам в обмен. У нас была давняя мечта — оборудовать в школе велостоянку. В результате девятиклассник с папой, который работает на этом заводе инженером, разработали макет, а специалисты завода её сварили.

Наша школа имеет большой опыт развития добровольчества, разработки и реализации социальных проектов, успешного участия в грантовых конкурсах. И во всех этих направлениях очень важно партнерство. Во многих организациях развивается корпоративное волонтерство: когда сотрудники бесплатно работают в интересах благополучателей — местных жителей, своей и других организаций. Мы выстраиваем партнерские отношения и с ними. Часто они предлагают реализовать свои проекты у нас в школе или в партнерстве с нами.

В составе исполнители в возрасте от 55 до 80 лет. Они активно участвуют в районных и областных мероприятиях, ставят более 30 концертов в год.

В рамках проекта коллективы клуба обновили репертуар и пошили костюмы. Артисты выступали с концертами в сельских домах культуры и клубах. Создали сборник народных песен, который подарили школам и клубам посёлка.

Группа культурно-событийных волонтёров 6-7 классов нашей школы собрала и оформила календарь народных праздников и традиций, который использовали артисты для создания сценариев концертов.

В ходе проекта мы вместе с инициативной группой составляли планы, оформляли отчёты. Ансамбли принимали участие в наших благотворительных концертах. Пожилые люди становились участниками самых разных школьных событий. Наши ученики уже считают их членами нашей большой общешкольной команды.

Партнёрство продолжается. Есть совместные планы на лето 2020 года.

Как начать социальное партнёрство?

Шаг 1. Посмотреть, какие организации или интересные люди находятся рядом на территории. Использовать сведения о местах работы родителей и выпускников.

Шаг 2. Составить список потенциальных партнёров. Раздвигать границы. Не бояться мечтать.

Шаг 3. Взять лист бумаги. Подумать и выписать, что мы с классом, кружком, творческой группой детей или учителей можем предложить этим партнёрам. И что бы мы хотели попросить от них взамен.

Шаг 4. Написать письмо или записать видеообращение. Или вместе с ребятишками пойти в эту организацию на встречу с руководителем или сотрудниками, чтобы рассказать, что мы можем сделать для них и чего хотим от них. Предложить дружбу и партнерство.

— А давайте вместе проведём фестиваль или праздник.
— А давайте вместе выйдем что-то покрасим.
— А давайте вместе соберём мусор.
— А давайте вы будете окапывать деревья, а мы облагораживать территорию вокруг них.

И только потом можно будет рассмотреть долгосрочный потенциал парнерства. Проанализировать, как у нас это получается, что нам понравилось, будет ли сотрудничество полезным.

Обычно после события, проведенного с душой и творчески, у участников-партнеров остаётся радость от того, что всё удалось. Тогда неформальной обстановке удобно воспользоваться моментом и спросить:

— Ну что? Какое будет у нас следующее событие или дело? Что мы ещё сделаем интересного вместе?

И если этот диалог пойдёт, можно сесть и, например, на три месяца создать совместный план. Или на полгода. Стать друзьями с пользой для всех.

Долгосрочное партнёрство нужно заключать, когда связи уже точно устойчивы. Когда мы понимаем, что мы друг другу можем дать. Когда понимаем, что все от этого выигрывают.

С чего стоит начинать?

Я бы предложила небольшой проект. Если это будет класс и учитель, то пусть он возьмёт, например, какое-то одно событие, где подготовка займёт неделю, а само мероприятие продлится один-два часа.

Отобрали эксперименты, которые будут показывать, отрепетировали, придумали вопросы и способы вовлечь детей в игру. Продумали сопровождение: кто берет камеру, кто будет снимать, кто ведущий, кто будет помогать делать эксперименты.

Пошли в детский сад с учителем физики, договорилось, в какой группе будут проводить фестиваль. Предложили провести в подготовительной группе, потому что старшие дети смогут лучше понять эксперименты. Договорились о времени.

Что такое Школа — центр социума?

Школа — центр социума объединяет сообщество из выпускников, родителей, партнёров, местных жителей и учеников школы. Школа, вовлекающая сообщество, повышает мотивацию учиться, создаёт условия для получения реальных, а не кабинетных знаний, меняет социум вокруг себя и находит ресурсы для своего развития при помощи благодарных выпускников и партнёров.

Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума рассказывает о том, как стать школой — центром социума и делится историями школ, ставших на этот путь.

В каждом человеке - СОЛНЦЕ, только дайте ему СВЕТИТЬ. Сократ.
Ребёнок постоянно находится в окружении разных людей, мнений, событий, которые не всегда могут положительно повлиять на его развитие. Именно педагог, классный руководитель должен создать для ребёнка благоприятную атмосферу для развития личности, творческих способностей, нравственного восприятия жизни, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Цель моей деятельности, как классного руководителя, подразумевает развитие личности обучающегося, активизацию его познавательной и творческой деятельности на основе системно-деятельностного подхода с применением современных подходов к организации образовательной деятельности. В этом мне помогают библиотека, музеи, родители, общественные организации: создана сисема взаимодействия педагога - обучающихся - родителей - социальных партнёров. Результатом взаимодействия с социальными партнёрами, с общественностью, с родителями является:
- повышение качества обучения (100 %);
- участие обучающихся в муниципальных, окружных, Всероссийских олимпиадах, конкурсах, проектах;
- повышение гражданской, активной позиции, развитие духовно-нравственного, патриотического воспитания;
- сплочение классного коллектива, основанного на взаимопонимании, взаимопомощи;
- отсутствие обучающихся, состоящих на учёте КДН, ОДН;
- развитию личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий.

ВложениеРазмер
План работы. Взаимодействие классного коллектива с соц.партнёрами 2016 - 2020 гг. 33.61 КБ
Пр. Взаимод с парт детск библиот 367.43 КБ
Пр. Взаимод с парт Музейно-выст центра 330.93 КБ
Пр. Взаимод с парт Галактики 376.92 КБ
Пр. Взаимод с партн Галактики 397.54 КБ
Пр. Взаимод с партн детск библиотек 234.2 КБ
Пр. Взаимод с партн центр город библиот 445.45 КБ
Пр. Взаимод с партн ЦНИПР 687.18 КБ
Пр. Взаимод с парт Пожарн части 375.1 КБ
Пр. Взаимод с парт ЦНИПР 376.1 КБ
Взаимодействие с социальными партнёрами 2010 - 2015 гг. 50 КБ
Взаимодействие с социальными партнёрами 2016 - 2020 гг. 54.5 КБ

Предварительный просмотр:


ПЛАН работы
по взаимодействию классного коллектива
с социальными партнёрами, родителями, общественностью
2016 – 2020 гг.

Цель: использовать возможность социума для расширения возможностей развития и воспитания обучающихся.

Задачи:
1. Отработать механизм взаимодействия с социальными партнёрами по вопросам адаптации детей
к условиям общественного воспитания.
2. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
3. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.
4. Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.

Предполагаемый результат:
1.Создание системы взаимодействия классного коллектива с учреждениями социума города на основе совместных планов.
2. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными партнёрами.
3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей.

Приоритетные направления:
- Информационное;
- Образовательное;
- Культурно-просветительское;
- Профориентационное.

- Организация и проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники);

- Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);

- Социально значимые акции;
- Экскурсии в учреждения города.

Социальные партнёры, родители, общественность

Городской музейно-выставочный зал

1.Участие в выставках, конкурсах, мастер-классах.

2. Тематические экскурсии в сменный зал.

3. Виртуальное путешествие по странам.

1.Обучающиеся вовлечены в кружковую работу ДДТ.
2.Участвуют в конкурсах и мероприятиях ДДТ.

1.Посещение киносеансов, спектаклей

2. Встречи с интересными людьми

1.Посещение игровых мероприятий, концертов, литературных турниров, цирковых программ.

1.Совместные праздники, конкурсы, интерактивные игры.

Отдел ОГИБДД России по
г. Когалыму

2. Встречи с работниками ГИБДД.

3. Участие в конкурсах, выставках.

Музей военной техники под открытым небом

1.Экскурсии в музей военной техники.

2. Встреча с ветеранами.

Детская библиотека,
школьная библиотека

1.Подбор литературы к совместным мероприятиям.
2. Посещение тематических выставок.

4. Встречи с интересными людьми.

5. Библиотечные уроки.

Когалымский гарнизон пожарной охраны

1.Профилактические беседы по ПБ работниками ПЧ.

2. Встречи с работниками пожарной охраны.

3. Участие в конкурсах, выставках.

4. Экскурсия в пожарную часть.

Школьный музей МАОУ СОШ № 1

1.Экскурсия в Школу искусств.

1.Совместные новогодние праздники.
2. Мастер – классы по актёрскому мастерству.

3. Участие в мини-спектаклях.

Военкомат по г. Когалым

1.Акции помощи ветеранам.

2. Встречи с работниками военкомата.

КГБ (городская больница)

1.Пропаганда здорового образа жизни.

2. Медосмотры обучающихся 3-4 классов.

Родители классного коллектива

2. Индивидуальные консультации.


Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – совет
школы, совет отцов; являются непосредственными организаторами и участниками
экскурсий, поездок, школьных праздников, спортивных соревнований, совместных
мероприятий.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Благодаря расширению социальных партнеров классному руководителю удаётся решать приоритетную задачу образовательной сферы - развитее личности и социализация учащихся.

Совершенствование общеобразовательной системы направлено на обеспечение доступности качественного образования, повышение открытости образования, достижение системных образовательных, управленческих и социально-экономических эффектов, повышение социального статуса и профессионального уровня педагогических и руководящих работников сферы образования.

Как показывает практика, в одном образовательном учреждении сложно удовлетворить разнообразные образовательные потребности учащихся, их интересы и запросы. В подавляющем большинстве случаев обучение определяется не потребностями учащихся, а теми совокупными ресурсами, которыми располагает школа.

Принципиальное значение в модели управления качеством образования в лицее на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса имеют следующие положения:

- управление строится на основе анализа и самоанализа результатов деятельности педагогов, диагностики профессионализма;

- содержание и формы управления определяются с учетом принципов дифференциации и индивидуализации;

- критерием результативности управленческой деятельности становится рост профессионального мастерства педагогов, учебные и творческие достижения учащихся, уровень удовлетворения запросов обучающихся.

В основе модели социального партнерства лежат горизонтальная и вертикальная структуры взаимодействия. Горизонтальная структура предполагает следующий состав сети: методические объединения учителей, методическое объединение классных руководителей, творческие группы педагогов, социально-психологическая служба лицея, детские объединения, Совет лицея, Попечительский совет, общешкольный родительский комитет. Такая структура взаимодействия позволяет реализовать принцип вариативности в решении проблем, осуществлять взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении стоящих задач. Основными условиями горизонтальной структуры взаимодействия являются: ясное понимание всеми субъектами стоящих задач; определение основных направлений деятельности; формирование программ профессионального развития и повышения квалификации. Реализуя модель образовательно – развивающей среды лицея, мы максимально обеспечиваем раскрытие индивидуальных способностей и личностных качеств обучающихся средствами углубленного и расширенного изучения отдельных предметов в 5-9-х классах, профильного обучения в 10-11-х классах, предпрофильной подготовкой обучающихся основной школы и организацией обучения в старшей школе на основе индивидуальных учебных планов. Данная модель ориентирована на развитие индивидуальности и расширение возможностей социализации обучающихся, а также выбор и реализацию индивидуальных образовательных траекторий.

1. Наличие нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельность.

2. Наличие единой информационной сети (через Интернет, собственную локальную сеть).

3. Наличие каталога библиотечных фондов, инновационных разработок и проектов на основе электронной версии.

4. Наличие справочного аппарата на методическую литературу.

5. Выстраивание модели сетевого взаимодействия с внешними организациями.

6. Осуществление договорных отношений между субъектами сетевого взаимодействия.

• предоставление доступа учащимся к большому объёму образовательных массивов;

• предоставление возможности общения учащегося с преподавателями ВУЗов, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;

• увеличение эвристической составляющей учебного процесса за счёт применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;

• создание более комфортных, по сравнению с традиционными, условий для творческого самовыражения школьника, предоставление возможности демонстрации учащимся продуктов своей творческой деятельности;

• предоставление возможности соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах, при помощи участия в конкурсах, олимпиадах.

Сотрудничество с вышеперечисленными организациями, участие в Федеральном образовательном проекте дает возможность обучать преподавательский состав современным методам преподавания, обучающимся – участвовать в олимпиадах, проводимыми институтами и связанными с информационно-коммуникационными технологиями, что особенно важно в наше время.

При реализации такого сетевого взаимодействия выгоды всех участников очевидны:

1. Обучающиеся лицея имеют больше возможностей для успешного поступления в ВУЗы страны. Кроме того, за период обучения они детально знакомятся с выбранной специальностью и с особенностями обучения по данной специальности в ВУЗах-участниках. Реализация возможностей выбора индивидуальных образовательных программ.

Для администрации лицея: согласование государственных инициатив и социального заказа ближайшего окружения; обеспечение преемственности общего и высшего образования в системе основного и профильного обучения; координация деятельности педагогического коллектива по приоритетным направлениям развития лицея; обеспечение открытости содержания инновационной деятельности педагогического коллектива и оценки ее результатов педагогическим сообществом.

Для педагогов лицея: более полная реализация творческого потенциала; возможность рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта, возможность повышения квалификации в соответствии с осознанными потребностями; выработка форм подготовки к новым условиям оценивания результатов обучения; получение опыта участия в открытых мероприятиях областного и городского уровней.

3. Для сетевых образовательных учреждений: включение в актуальные для города Железногорска и Курской области инновационные процессы на основе использования методического и управленческого опыта лицея; возможность участия учащихся и педагогов в сетевых проектах, играх, сетевой системе повышения квалификации.

4. Интерес ВУЗов связан с тем, что в условиях конкурентной борьбы за студентов ВУЗы получают сильный подготовленный контингент обучающихся.

Таким образом, управление качеством образования на основе социального партнерства обеспечивает условия, при которых любой участник образовательного процесса может взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, обмена интеллектуальными продуктами, что позволит удовлетворить профессиональные запросы каждого из участников.

1. Адамский А. И. Гражданский запрос к образованию: если общество не сможет дать его школе, никакие стандарты не помогут// Вести образования. - №5-6, 2006.

2. Адамский А. И. Образовательная политика должна быть инновационной// Перемены. - №3,2013

3. Глазунов А. Т. Практика социального партнерства регионов России/ А. Т. Глазунов, М. В. Никитин и др. -М. : Издат. Центр НОУ ИСОМ, 2013.-50 с.

4. Мешкова И. В., Сафонова Е. Г., Фищукова О. А. Формирование профессиональной направленности личности в условиях социального партнерства//Профессиональное образование. - №5,2013.

5. Научно-методические основы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи : концепция и программа развития : науч. -методич. пособие / под ред. С. Н. Чистяковой, А. Н. Ходусова, Т. А. Антопольской. Курск, 2005.-80с.

6. Никитин М. В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: Монография/М. В. Никитин. - М. : Издат. центр АПО,2011.-221 с.

Социальное партнерство библиотеки и ДОУ в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.

Социальное партнерство или как мы обучаем детей безопасности дорожного движения!

Социальное партнерство или как мы обучаем детей безопасности дорожного движения! Тема безопасности детей - одна из главных задач образования в целом. А нам, дошкольникам, это особенно свойственно - прививать детям привычки.

Социальное партнерство с семьей Социальное партнерство ДОУ Наш детский сад в течении многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели- созданию.

Влияние культурно-досугового направления на социальное партнерство семьи и детского сада Организация взаимодействия с семьёй - это работа, не имеющая конкретных рецептов и технологий. Успех в работе определяется терпением, инициативой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое изложение темы Тактика и ситатегия взаимодействий учителя и ученика по материалам Коротаевой Е.В.

Е.В. Коротаева

Организация взаимодействий в образовательном процессе школы

Тактика и стратегия взаимодействий учителя и ученика

Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен научиться конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой. Совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни. Но особенно важен этап школьного обучения, где ребенок вступает в особые отношения со взрослыми и сверстниками, которые можно обозначить как область педагогических взаимодействий.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Воспитание есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых — воспитательных — задач, а итогом — изменение психологических характеристик личности.

Содержание и формы педагогических взаимодействий меняются с течением времени; осознание происходящих изменений помогает определиться со стратегией и тактикой построения эффективных взаимодействий. Взаимодействия в учебном и воспитательном процессах ( они составляют единый педагогический процесс) различаются и по условиям организации педагогической деятельности. Так, воспитательные взаимодействия, связанные с формированием отношений, носят менее регламентированный, в большей степени импровизационный характер. Учебное взаимодействие характеризуется большей регламентированностью:

- по содержанию — соответствие стандартам образования;

- по форме — соответствие современным технологиям, правам и обязанностям участников образовательного процесса и т.д.

Зато и результативность (продуктивность) учебных взаимодействий куда более очевидна: ответы на уроках, общая активность учащихся, успеваемость в четверти, учебном году; количество победителей в олимпиадах и конкурсах; процент выпускников школы, поступивших в вузы, и т.д.

Само построение учебных взаимодействий между учителем и учащимся может быть разным. Педагогическое взаимодействие представляет собой определенную структуру:

потребность — мотив — задача — средства решения задачи — действия — операции — результат.

Субъект далеко не всегда имеет в своем сознании целостный образ деятельности может центрировать свое внимание и усилия на отдельных сторонах деятельностной структуры. Если же речь идет не об одном, а о нескольких субъектах, связанных между собой деятельностью, то подвижность и динамичность структуры деятельности процесса еще более увеличивается, равно как и варианты достижения результата. Именно такая подвижная, динамическая структура деятельности составляет основу и специфику педагогического взаимодействия.

В ходе обычного урока педагог, заранее простроив образ своей (и ученической) деятельности, свободно ориентируется в условиях педагогического взаимодействия. Ученику же сообщаются только ближайшие учебные действия, поэтому в его сознании не формируется образ целостной деятельности. Следовательно, и действия, выполняемые им, носят дискретный по отношению к данной ситуации характер, что, собственно, и является основой для определения учащегося как пассивного объекта педагогического воздействия. В этом смысле участники педагогического взаимодействия изначально находятся в неравных условиях. Учитель потому и имеет возможность управлять педагогической ситуацией — учебной, воспитательной, — что у него создан обобщенный образ процесса педагогической деятельности, позволяющий видеть перспективу, вести к прогнозируемому результату. А для ученика создают условия для активного включения в процесс деятельности только на отдельных операциях. В этом и заключается закономерная асимметрия педагогического взаимодействия, которая во многом усиливается самой учебной ситуацией. Ученик, включаясь в процесс педагогического взаимодействия, осваивает различные стадии деятельности, на каждой из которых меняется его роль, механизм действий:

- стадия включения в деятельность( освоение вместе со всеми общий ход деятельности и; роль со-участника).

- стадия сотворчества сводится к созданию совокупным субъектом общего значимого результата( роль со-творца).

Правила проведения, соблюдение которых формирует культуру рефлексивного мышления и вооружает учащихся интерактивными навыками поведения:

• каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;

• если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы на понимание и только после этого делаются выводы;

• критикуются идеи, а не личность участника;

• цель дискуссии не в победе какого-либо одного мнения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные точки зрения на проблему.

Кроме того, педагог, проводя такие занятия, также должен уметь:

• осознавать свою позицию не как определяющую во взаимодействии, но как нейтральную, что дает возможность учащимся во время занятия высказывать и различные точки зрения без боязни, что их одернут, остановят и т.д.;

• вести заметки, фиксирующие течение занятия, его кульминацию, результативность и пр.

Такая программа предполагает:

• технику размораживания интерактивных методов обучения;

• отработку техники обучения в малых группах;

• освоение методологии решения проблем (ситуационный анализ, игры, имитация ситуаций);

• исследование многообразных перспектив (критическая постановка вопросов, споры, мозговые штурмы);

• реализацию методов управления групповым процессом (как управлять взаимодействием, справляться с шумом, молчанием и другие техники управления классом).

При этом нужно помнить о том, что к новым формам взаимодействий в образовательном пространстве нужно готовить и учащегося. Переход от одной системы образования к другой обязательно предполагает переходный период, в котором обучаются те школьники, которые подготовлены к интерактивному обучению, и те, кому еще предстоит овладеть навыками общения и сотрудничества.

Субъектная (активная) позиция S

Объектная (пассивная) позиция So Оs О I II III IV

Позиции учащегося в педагогическом взаимодействии

Выраженная объектная позиция (О): учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, включается в деятельность только в режиме давления со стороны педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Это недеятельностный уровень учебного взаимодействия.

Преимущественно объектная позиция (Оs ): активность учащегося проявляется лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания и т.д.). Готовность к взаимодействию проявляется на уровне эмоций, не подкре- пленных наработанными навыками продуктивного сотрудничества. Время от времени показывает хорошие результаты в групповой работе, однако успех не постоянен. Это эмоционально-деятельностный уровень учебного взаимодействия.

Преимущественно субъектная позиция (So ): учащийся обладает наработанными приемами учебного сотрудничества, лег ко включается и принимает групповую работу, обладает знаниями, способными улучшить поиск общего решения; предшествующий успех обеспечивает эмоциональную готовность к совместной деятельности. При этом ученик признает за педагогом ведущую позицию в учебном взаимодействии. Это деятельностно-ведомый уровень учебного взаимодействия.

Выраженная субъектная позиция (S): учащийся в учебном взаимодействии отстаивает преимущественно свою особую позицию, берет на себя (как оправданно, так и неоправданно) роль лидера, часто противостоит мнению группы, суждению педагога. Наиболее сложная для учителя ситуация учебного взаимодействия, зависящая не только от способности учащегося к сотрудничеству, но и от готовности учителя принять поиски и решения, предлагаемые учеником. Это деятельностно-ведущий уровень учебного взаимодействия.

Уровень учебного взаимодействия—это динамический показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти от недеятельностного уровня на эмоционально-деятельностный, с последнего — на деятельностно-ведомый и т.д.

Психолого-педагогические особенности учащихся каждого типа интерактивности

Тактика- составная часть стратегии, призванная решить ближайшие задачи;

Стратегия предполагает определение общих основных установок, необходимых для подго- товки и осуществления задуманного.

Педагогическая тактика взаимодействий направлена на решение ближайших ежедневных задач образовательного процесса, а стратегия взаимодействий ориентирована прежде всего на перспективу развития учебного процесса, личности учащегося и педагога.

Тактика занятий учителя с учениками первого, недеятельностного уровня основана прежде всего на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися этого уровня.

• обращение к ученику только по имени;

• похвала и одобрение;

• сохранение ровной, поощрительной интонации во время занятий;

• при необходимости успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку;

Стратегическим направлением в работе с учащимися является перевод их из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию в учебном взаимодействии. Это возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую учебную деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости — снятие страха перед совместной учебной работой — готовность включиться в сотрудничество— ожидание и эмоциональная расположенность к новым формам учебных взаимодействий. Тем самым учитель готовит ученика к постепенному переходу от недеятельностного к эмоционально-деятельностному уровню учебных взаимодействий.

Учебная активность учащихся второго уровня зависит от эмоциональной привлекательности учебных взаимодействий (новизна занятия, определенная легкость в достижении результата и т.д.). Если им интересно, они с удовольствием включаются в учебную работу. Однако в ходе традиционного урока желание сотрудничать, не подкрепляемое интеллектуальными усилиями и соответствующими достижениями, заметно снижается. Поскольку эти ученики не имеют системных знаний и учебных навыков, такие включения носят у них эпизодический характер.

Тактика учебного взаимодействия с учащимися этого уровня интерактивности заключается в эмоциональном подкреплении их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности и в формировании у них основных первоначальных навыков совместной деятельности (работа в группах, различных по составу, по учебной нацеленности, создание ситуации успеха в учебной деятельности). Таким образом, тактика обучения учащихся эмоционально-деятельностного уровня взаимодействия заключается в направленной активизации их деятельности.

Педагогическая стратегия состоит в формировании у учащихся основных навыков успешной совместной деятельности (пока в роли ведомых). Именно готовность и умение подчинять определенной учебной цели свои эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие черты характерны для учащихся с деятельностно- ведомым уровнем учебного взаимодействия в обучении.

Учащиеся третьего, деятельностно-ведомого уровня учебной интеракции, как правило, любимы учителями. Они с готовностью принимают те формы работы, которые предлагает им педагог, до- статочно адекватно реагируют на учебную задачу, зачастую предлагают оригинальные пути решения, могут работать и самостоятельно, и в группах. Но эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они могут привыкнуть ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят искать нестандартные решения; предпочитают работать самостоятельно, избегая включений в учебные взаимодействия со своими одноклассниками. Возникает опасность регресса педагогических взаимодействий от деятельностно-ведомого уровня к преимущественно объектной позиции. Вот почему педагогическая работа с исполнительными учащимися так же значима, как и со школьниками с первым и вторым уровнями учебной интеракции

Основными приемами, включающими учащихся деятельностно- ведомого уровня учебного взаимодействия на уровне субъекта, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Однако педагогу непросто организовывать проблемные ситуации на каждом уроке. Вот почему наряду с ними можно предложить для учащихся особые ролевые ситуации: один пусть поработает на уроке как эксперт, другой, наблюдатель, оценит ход и темп занятия; третий выступит в роли мудреца и подведет итог и т.д.

Тактика учебного взаимодействия учителя с учащимися деятельностно-ведомого уровня учебного взаимодействия заключается в поддержке субъектной (максимально активной) позиции ученика.

Педагогическая стратегия учителя - заключается в том, чтобы побуждать их к осознанию себя не только как ведомых, но и как ведущих.

Тактика педагогических взаимодействий в работе с учениками деятельностно-ведущего уровня в учебной интеракции заключается в создании таких условий, при которых лидерская позиция школьника реализуется без ущерба для других учеников.

Педагогическая стратегия ориентирована на формирование в со- знании и поведении учащегося навыков совместной работы с окружающими людьми.

Тактика и стратегия организации взаимодействий с учащимися таблица1

Читайте также: