Право обязательный предмет в школе

Обновлено: 05.07.2024

С какого класса начинают изучать право? И в каждой школе должны ли проходить этот предмет?

Право может быть отдельным предметом в старших классах, а в большинстве случаев входит в программу обществознания, которое изучается во всех школах.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Одним из новшеств является введение профильного образования. Теперь школьники смогут выбрать, по какому из профилей им обучаться: естественно-научному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому или универсальному.

В рамках каждого из профилей изучается 9-10 дисциплин. При этом шесть предметов являются обязательными: "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начало математического анализа, геометрия", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности". Остальные 3-4 предмета ученики могут выбрать. При этом в рамках каждого профиля необходимо изучить хотя бы по одной дисциплине из каждой обязательной предметной области (их перечень установлен ФГОС).

Также вводится двухуровневая система изучения предметов, то есть практически все предметы можно изучить либо базово, либо углубленно. При этом 3-4 профильные дисциплины осваиваются углубленно (однако это не касается универсального профиля). В то же время ученик может выбрать и другие дополнительные предметы. Например, такие как "Астрономия", "Психология", "Дизайн" и другие (в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения).

Установлено максимальное число учебных занятий - не более 37 часов в неделю.

Еще одним новшеством является индивидуальный проект, который каждый школьник должен выполнить под руководством своего наставника (тьютора). Срок его исполнения - 1-2 года. Проект готовится по одному или нескольким предметам в познавательной, практической, художественно-творческой или иной области деятельности. В результате должны получиться завершенное исследование или разработанный проект (инженерный, конструкторский, инновационный, социальный и другие).

Кроме того, все одиннадцатиклассники кроме математики, русского языка и литературы должны будут сдавать ЕГЭ по иностранному языку.

На основе ФГОС школы/лицеи/гимназии совместно ос органами местного самоуправления должны будут разработать свои основные общеобразовательные программы. Они должны состоять из двух частей - обязательной и "произвольной" (соотношение - 2 к 1) и трех разделов - целевого, содержательного и организационного.

Добровольно ФГОС можно применять уже с 1 сентября 2013 года. Повсеместно стандарт будет введен с 1 сентября 2020 года.

Школьные предметы: список

Только государство определяет, какие предметы в школе являются основными:

  • русский язык;
  • литература;
  • математика;
  • иностранный язык;
  • история;
  • физическая культура;
  • музыка;
  • технология;
  • предметы естественнонаучного цикла.

Требования к образовательной программе отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Какие предметы в школе относятся к естественным наукам

К предметам естественнонаучного цикла относятся:

  • химия;
  • биология;
  • физика;
  • экология;
  • география;
  • естествознание;
  • астрономия;
  • в младших классах — окружающий мир.

Предметы в начальной школе

Чтобы морально подготовиться, родителям и самим младшеклассникам перед зачислением в учебное заведение следует узнать, сколько предметов преподают в начальной школе.

Первая ступень образования (1-4 классы) предполагает обязательное изучение 10 следующих предметов:

  • русский язык, родной (нерусский) язык;
  • литературное чтение, литературное чтение на родном (нерусском) языке;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • обществознание;
  • окружающий мир;
  • ИЗО;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура.

Пpoдoлжитeльнoсть уpoка в начальной школе должна быть:

  • в 1 клaссе в первой чeтвepти — 35 минут, со второй чeтвepти до конца учебного года — 40 минут. Допускается проведение не более четырех уроков в день;
  • вo 2-4 клaссaх — 40 минут. Дневной максимум — пять уроков в день.

Первый класс отличается двумя особенностями — отсутствием заданий на дом и оценок.

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Предметы для пятиклассников

Самые ощутимые изменения в школьной жизни и составе предметов ждут ребенка при переходе из четвертого класса в пятый. Остановимся подробнее на том, какие школьные предметы преподают в 5 классе:

  • русский язык, родной язык;
  • иностранный язык;
  • литература, родная литература;
  • информатика;
  • история Древнего мира;
  • математика;
  • обществознание;
  • музыка;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • технология (труд);
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • окружающий мир;
  • география;
  • ИЗО (рисование);
  • физическая культура.

Сколько предметов изучают в школе в 9 классе

В 9 классе 14 основных школьных предметов:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

В некоторых учебных заведениях дополнительно изучают экологию, музыку, технологию и черчение.

Предметы в 10-11 классах

В последние два года обучения многие школьники уже выбрали будущую профессию и определились с тем, какие ЕГЭ они будут сдавать для поступления в вуз. Поэтому на заключительной образовательной ступени предусмотрено деление классов на профили: гуманитарный, естественнонаучный, физико-математический и т. п. Учебный план в старшей школе включает в себя обязательные предметы, которые изучаются на базовом или углубленном уровнях. Также есть дополнительные предметы, изучаемые по желанию. Будущий выпускник самостоятельно составляет оптимальную для себя схему обучения с учетом требований и стандартов, установленных Министерством образования.

Таким образом, более основательно изучаются те предметы, которые через пару лет понадобятся для освоения выбранной профессии.

Какие школьные предметы следует изучать углубленно

При поступлении на технические направления:

  • алгебру
  • геометрию
  • физику
  • информатику (ИКТ)
  • русский язык

При поступлении на гуманитарные направления:

  • русский язык
  • литературу
  • историю
  • обществознание
  • иностранный язык

При поступлении на естественнонаучные направления:

  • химию
  • биологию
  • математику
  • русский язык

Обязательное условие: при профильном разделении классов учебный план должен включать в себя не менее 3-4 предметов, изучаемых углубленно. Они должны относиться к профильной предметной области или смежной с ней.

И в заключении полный список названий всех школьных предметов для детей по алфавиту:

Право является одним из самых значимых гуманитарных предметов. Знание законов и своих прав сделает гармоничнее и свободнее в будущем жизнь каждого современного ученика. О том, как метод проблемного обучения помогает преподавать право интересно и держать внимание школьников на протяжении всего урока, рассказала Елена Калуцкая, кандидат педагогических наук, автор учебных и методических пособий.

Преподавание права в школе и его связь с другими предметами

Так что цели изучения права гораздо шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию. Если учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.

К сожалению, в нашем обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено аргументами, примерами из жизни.

Право 10-11 классы. Учебник

Проблемное обучение: этапы урока

Проблематизация. Ученики обсуждают тему, делятся своими знаниями. Однако оказывается, что имеющихся у них знаний недостаточно для доказательства формулы или собственных идей. Это становится стимулом для изучения новой информации.

Целеполагание. Учитель обсуждает с учениками схему дальнейшего урока (вспомнить — узнать — уметь). Под его руководством дети сами формулируют цель, которую предстоит достичь.

Коммуникация. Изучение новой информации, нового параграфа происходит с использованием современных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлечен в процесс. Базовая форма работы: в малых группах. В ходе освоения темы появляются новые вопросы, новые маленькие цели, которые ученики тоже достигают. Такой подход помогает каждому ученику найти ответ на главный вопрос и осознанно выполнять все действия на уроке.

Взаимопроверка и взаимоконтроль. Ученики делятся на группы или пары, распределяют между собой обязанности для достойного ответа, проверяют друг друга. Не стоит проводить фронтальные опросы и фронтальные работы — они больше подходят для школьников помладше и, кроме того, оставляют возможность ученикам не участвовать в процессе контроля.

Рефлексия. Ученики подводят итоги: озвучивают, чему научились за урок, для чего, какими способами.

Анализ явлений и событий. Речь идет, в первую очередь, о работе с данными, представленными в виде схем, таблиц, графиков, иллюстрирующих современную социальную жизнь. Ученики анализируют данные с опорой на изучаемый материал, с применением метода познания социальных явлений.

рыыыыыбааааа.jpg

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования ИСРО РАО



Ключевые слова: право, всеобщий, законопослушность, порядок, обязанность.

Topic: question about the teaching of law

Key words: law, universal, law, order, duty.

Переход человечества от индустриального общества к постиндустриальному ознаменовал начало новой эпохи — эпохи информации и информационных технологий. Владение, пользование, распоряжение информацией является не только нашим правом, но и представляет собой наложение на граждан некоторых обязанностей.

Сегодня каждый человек владеет колосальным количеством информации. При этом он часто не задумывается, куда и где её можно применить?

Начнем мы с того, что граждане, элементарно, не знают Конституционных прав и обязанностей, юридически безграмотны и не образованы в правовых вопросах.

Из вышеизложенного видно, что ни в школе, ни в колледже, и даже ни в университете не происходит полноценного изучения и формирования правового сознания у обучающихся. Идут отрывки знаний.

После выхода из университетов и колледжей молодые специалисты начинают применять свои знания на практике. И что же?

Кругом говорят о формировании морали и нравственности, но никто не говорит о праве. Все считают право само собой разумеющимся. По факту право занимает более высшую ступень, чем мораль. Нельзя сформировать мораль, а тем более нравственность без права.

Право — один из видов регуляторов общественных отношений, система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством правил поведения [1].

Право представляет собой знания, мораль — то же знания, но не закреепленные в законе, нравственность — степень выполнения норм морали. Обоснованно можно сказать, что нравственность — это показатель воспитанности человека.

В разрезе школьной программы необходимо рассматривать вопросы Основ Конституционного строя и правовых основ различных разделов права.

На каждом этапе: в школе, техникуме, высшем учебном заведении, — педагоги должны не формально относиться к преподаванию данного предмета, а обязаны формировать отрицательное отношение к проступкам и правонарушениям, формируя единое правовое сознание у человека.

К сожалению, с расширением сферы информации, наша система образования, отвечая потребностям рынка, массово начала готовить юристов, затем экономистов. Но это оказалось ни к чему. В целом, ситуация с уровнем правосознания населения остаётся плачевной.

По статистике Генеральной Прокуратуры Российской Федерации наибольшее количество преступлений совершено на территории города Москвы и Московской области, за 3 первых месяца 2017 года — более 8 446 случаев. Это объясняется наибольшей плотностью населения в этих регионах (рисунок 1) [3].

prepprv_1.jpg

Рисунок 1 Карта — схема совершённых преступлений (Москва и МО)

prepprv_2.jpg

Рисунок 2 Карта — схема совершенных преступлений

Приведем карту — схему с привязкой совершенных преступлений к регионам Российской Федерации (рисунок 3).

prepprv_3.jpg

Рисунок 3 Карта — схема совершенных преступлений в регионах России

(темным выделены района, с максимальным количеством преступлений)

Если посмотреть социальный портрет преступности в разрезе по образованию, то можно увидеть, что большинство преступлений совершено людьми с начальным и основным общим образованием (рисунок 4).

prepprv_4.jpg

Рисунок 4 Социальный портрет преступности (по образованию)

В рамках такого преподавания курса рассматриваются все отрасли права и формируется чёткое правосознание. Обучающиеся становятся более дисциплинированными, имеют чёткую позицию по ряду правовых вопросов, грамотно высказывают свои мысли, поддерживают дискуссии по различным вопросам, обоснованно отстаивают свою точку зрения и позицию.

Так же школьники чувствуют себя более раскрепощёнными с педагогами и сотрудниками школы, что положительно сказывается на общем фоне успеваемости класса гуманитарно — правового профиля обучения.

Школьникам существенно проще становится сдать Единый государственный экзамен по обществознанию, поступить в высшее учебное заведение.

За 4 года ни один из выпускников школы не имел проблем с законом. В ряде случаев обучающиеся смогли применить свои знания и грамотно защитить себя.

Проблема правовой необразованности населения скрывает под собой множество отрицательных факторов как для самого населения, так и для учреждений, призванных охранять закон и правопорядок.

Люди в трудных ситуациях элементарно не знают, что делать. В это же время находятся злоумышленники, которые пытаются в очередной раз обмануть человека, который ввиду своей правовой необразованности доверяется и попадает в более сложную ситуацию.

К примеру, в системе права США, у каждой семьи есть свой юрист или адвокат, который всегда придёт на помощь. Это обусловлено как системой права, так и системой демократических основ, действующей там уже более 100 лет.

В Российской Федерации население склонно действовать самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних лиц. Это диктуется как особенностями национального характера, так и коммерческой основой всех действий юристов или адвокатов.

Министерством образования и науки Российской Федерации обращено внимание на преподавание религиозных основ как одного из факторов формирования нравственного поведения, но при этом не обращено внимание на формирование правового поведения, как уже говорилось получается однобокое воспитание и формирование знаний.

Естественно, что нельзя не учитывать мнения родителей, самих обучающихся и педагогов.

Читайте также: