Права и обязанности в сказках для начальной школы

Обновлено: 05.07.2024

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Я заметил, что сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых. В телевизионных программах, в газетных статьях рассказывается о нарушении прав ребёнка. Мои родители тоже обсуждают эти вопросы. На уроках литературного чтения мы знакомились с русскими народными сказками, и я задумался, а как обстоит дело с соблюдением прав у сказочных героев. Я захотел более подробно изучить этот вопрос, а заодно вспомнить основные права детей.

Цель моей работы: на примере сказочных героев рассказать о возможных нарушениях прав детей.

познакомиться с литературой по данной теме;

проанализировать взаимоотношения сказочных героев;

расширить знания о правах детей

Гипотеза: предположу, что в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.

сопоставление сказочных и жизненных ситуаций;

анализ полученных результатов;

защита своего проекта

ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
1. Документы о правах детей

2. Результаты анкетирования

А знают ли права детей наши родители и одноклассники? Я предложил им ответить на вопросы анкеты. (Приложение). Оказалось следующее: не все дети знают свои права. В основном знают о праве на образование, медицинское обслуживание и отдых. Об этом они узнали от родителей. Ребята считают, что нарушение прав в нашей жизни есть, а защитниками являются родители.

Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете.

Ребёнок имеет право:

на жизнь в семье со своими родителями

на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению

свободно выражать своё мнение

на бесплатное образование

на бесплатную медицинскую помощь

на владение личным имуществом

на неприкосновенность жилища

на отдых и досуг

Мне очень понравилось стихотворение Кочуровой Тани, ученицы 8 класса МБОУ Пошатовская ООШ, в котором она рассказала о некоторых правах детей.

Ребёнок, не достигнув восемнадцати лет,

Не должен приниматься на работу.

Родители должны проявлять к нему

Большую любовь и заботу.

Должны его охранять и оберегать,

Никому в обиду не давать.

Ребёнок имеет право получить

И, конечно, имеет право

На надлежащие уход и питание.

Ребёнок должен быть защищён

От небрежного к нему отношения.

Ребёнок должен в школе получать

Умения и знания.

Воспитываться же должен он

В духе взаимопонимания.

У ребёнка должна быть возможность

Развиваться и играть,

И как можно больше

На свежем воздухе бывать.

4. Сказки – прекрасный учебник жизни

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.

5. Права сказочных героев

Я ещё раз просмотрел русские народные сказки и проанализировал поступки сказочных персонажей. Вот что получилось.

Какое право нарушено

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик козлят, съел их.

Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.

Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.

Право на хорошее питание.

Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность жилища.

Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать своё мнение.

Здесь будет файл: /data/edu/files/q1455367536.pptx (Права сказочных героев)


6. Защитники прав

Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники. Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке – Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.

Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день ребёнка, 1 июня – День защиты детей.

Я думаю, что моя работа принесёт пользу, так как ребята, познакомившись с ней, узнают много нового о своих правах. Это поможет им правильно вести себя как со взрослыми, так и со сверстниками. А родители, наверное, задумаются над тем, как защитить права своих детей в случае их нарушения.

Пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.

Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.

Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. - М.: Советская Россия, 1988 г.

Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.

Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.


2. Познакомить на примере сказочных героев о возможных нарушениях прав детей.

Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы;
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно;
- воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Форма: познавательная игра.
Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, диски для музыкального оформления, заготовки для конкурсов, раскраски с персонажами сказочных героев, костюмы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Сегодня я предлагаю вам в игровой форме познакомиться с основными вашими правами и обязанностями.

Презентация 1. Права детей

Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете.

Ребёнок имеет право:

на жизнь в семье со своими родителями

на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению

свободно выражать своё мнение

на бесплатное образование

на бесплатную медицинскую помощь

на владение личным имуществом

на неприкосновенность жилища

на отдых и досуг.

Ведущий: К нам в гости пришёл один из сказочных персонажей. Ребята, вы узнали, кто это? Давайте узнаем, что привело лешего в наш центр.

Леший: Я узнал, что сегодня вы будите разговаривать о правах вместе со сказочными героями и решил тоже приготовить вам задания.

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

4. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

5. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

6. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

Леший. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете и каждый из вас получить от меня за это приз.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2. Права сказочных героев Сказки – прекрасный учебник жизни

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.

Какое право нарушено

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик козлят, съел их.

Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.

Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.

Право на хорошее питание.

Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность жилища.

Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать своё мнение.

Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники. Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке – Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.

Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день ребёнка, 1 июня – День защиты детей.

Я думаю, что наша с вами сегодняшняя работа принесёт пользу, так как это поможет вам правильно вести себя как со взрослыми, так и со сверстниками, но мой совет всем:

Пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.

Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.

Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. - М.: Советская Россия, 1988 г.

Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.

Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Классный час

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Форма: беседа с элементами игры.

Ход мероприятия

Введение в тему беседы.

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

- Как понимать последние слова?

Наши права.

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы (слайд 3):

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека (слайд 4). А что такое Декларация? Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо (слайд 5).

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка . В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через 5 лет она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 25 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на экран (слайды 7-17). (Комментарии учителя по ходу показа данных слайдов).

(Во время игры дети вытаскивают одну карточку и комментируют, какие права ребенка были нарушены в данном случае).

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? (Заслушиваются примерные ответы детей).

Да, я согласна с вами, что мно­гие взрослые не считают детей полноправными личностями, не ува­жают детей, поэтому не соблюдают их прав.

Наши обязанности

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

- Помой посуду, сынок.

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

- Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Есть у вас обязанности в семье? Какие?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

Где могут быть записаны обязанности учеников?

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим.

Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности. Предлагаю вам проанализировать следующие ситуации. (см. Приложение 4.) (Заслушиваются комментарии детей к предложенным ситуациям).

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Анкета

(на экране, Приложение )

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 1000 тенге:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:




Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?



-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)



-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
( Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)



Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)




О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
(Право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)



Каким правом воспользовалась лягушка?
( Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)



Кто из героев нарушал права в этой сказке? (Все)
Прав ли Емеля, велев дубинке поколотить офицера?
(Нет.Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)




На какое право посягнула царица, приказав Чернавке увести царевну в лес?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу, право на семью)
Какое право охранял пес Соколко, когда не пускал старуху в дом?
(Право на неприкосновенность жилища)



Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая лисица)



Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)



В чем были виноваты ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой?
(Посягательство на честь и репутацию)
Какие еще права они нарушили?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)



Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь)


Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?

В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел на них жениться против их воли? Какие права он при этом нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевнам восстанавливать свои права?

Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?


Праздник 1 июня — это призыв ко всем людям на планете не забывать о правах детей на жизнь и счастливое детство. Наши малыши нуждаются в защите и в определенных свободах, без которых просто нельзя сформировать доброе, справедливое, ответственное и гуманное общество.

Читайте также: