Права и обязанности в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

Доклад "Правовое воспитание в коррекционной школе " был зачитан на методическом объединении классных руководителей школы.

материал раскрывает содержание правового воспитания, направления программы по правовому воспитанию школьников, также рскрывается опыт работы педагогов Омутинской (специальной) коррекционной школы VIII вида

ВложениеРазмер
pravovoe_vospitanie_v_korrekcionnoy_shkole.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

2009 г. с. Омутинское

2. Содержание правового воспитания……………………………. 3

3. Правовое воспитание в школе…………………………………… 4

4. Направления программы по правовому воспитанию

5. Из опыта работы педагогов Омутинской (специальной)

коррекционной школы VIII вида………………………………… 7

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:

  • необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения
  • степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.

2. Содержание правового воспитания

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.

Работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям:

Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.

В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.

Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.

Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.

Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.

3. Правовое воспитание в школе

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

  • ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
  • воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
  • привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  • усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Успешная реализация образовательных и воспитательных задач, стоящих перед курсом правового обучения в коррекционной школе, во многом зависит от методической организации учебной работы, определяемой как содержанием самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности учащихся.

Вся работа по правовому воспитанию детей-олигофренов должна строиться на следующих принципах

Значительная роль в деле правового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы отводится работе школы и общественности с семьей. Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода. В разобщенности влияний, в несогласованности методов заключена главная причина многих неудач в воспитании детей и подростков.

Опыт показывает, что наличие знаний у школьников с нарушением интеллекта далеко не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям поведение. Поэтому большую роль в осмыслении учащимися прав и обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с умственно отсталыми подростками учителю требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких детей и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.

4. Направления программы по правовому воспитанию школьников.

В наше время с пугающей частотой молвят о подростковой преступности. На наш взор это происходит потому, что дети часто не соображают в силу юности и горячности тяжесть содеянного.

Для этого можно сделать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, к примеру, можно сделать такую программу, куда входит:

Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности

Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации

Проведение конкурсов молодых друзей закона на наилучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина русской Федерации; прав дитя и др.

Организация мероприятий социальной направленности: благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.

Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов раз в год перед профессиональными праздниками

Организация детей в защиту экологии, за чистоту села, водоемов и др.

Проведение конкурса рисунка по антинаркотической теме посреди школьников старших классов.

Организация походов и поездок детей по историческим местам.

5. Из опыта работы педагогов Омутинской (специальной) коррекционной школы VIII вида

В профилактике правонарушений имеет место заседания КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).

В плане профилактики правонарушений особое место занимает организация досуговой деятельности, занятость учащихся в секциях и клубах, как в школе, так и вне её. В кружках и секциях занято большинство учащихся школы. Учащиеся школы активно вовлекаются во внеклассную досуговую деятельность.

Правовое воспитание учащихся – проведены беседы, встречи с работниками правоохранительных органов, а также проводились индивидуальные беседы о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.

Работа с семьей. В работе с семьей основная роль отводится классному руководителю в общении с родителями, контакта с ними, но при возникновении проблем индивидуальная работа соцпедагога, психолога выходит на первое место. Постоянно под контролем соцпедагога находятся семьи неблагополучные и те учащиеся и их родители, которые состоят на учете. С ними проводится индивидуальная работа, беседы.

Работа по формированию здорового образа жизни. Согласно плану воспитательной работы в школе проводятся месячники по борьбе с табакокурением.

Дни здоровья и спортивные соревнования, проводимые в школе в это время являются важной формой работы за здоровый образ жизни.

2. Т. В. Кислицына, Организация нравственно-правового обучения и воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида


Согласовано Утверждаю

Председатель ПК ___________ Директор школы

Ботвенко Е.А. _______________________

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПРОГРАММУ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.3. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.4. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, уставом школы-интерната, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

1.5. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2.ФУНКЦИИ.

Основными направлениями деятельности учителя являются:

2.1. обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики коррекционного предмета\курса и возраста обучающихся;

2.2 содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе;

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого коррекционного предмета\курса, проводит уроки и другие учебные занятия в закрепленных за ним по распределению учебной нагрузки классах, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;

3.2. реализует применяемые в школе образовательные коррекционные программы в соответствии с учебным планом, собственным поурочным планом и расписанием занятий; использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

3.3. обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ОВЗ;

3.4. выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

3.5. оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.6. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся;

3.7. проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;

3.8. организует изучение обучающимися правил по охране труда;

3.9. осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда;

3.10. ведет в установленном порядке классную документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости обучающихся по принятой в школе системы, выставляет оценки в классный журнал или дневник обучающегося, своевременно представляет администрации школы отчетные данные;

3.11. участвует в установленном порядке в итоговой аттестации обучающихся;

3.12. допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;

3.13. заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

3.14. соблюдает Устав и Правила внутреннего распорядка школы, иные локальные правовые акты школы;

3.15. соблюдает законные права и своды обучающихся;

3.16. готовится к проведению занятий, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы, принятых в школе;

3.17. участвует в работе Педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы;

3.18. дежурит в школе в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20 минут до начала и в течение 20 минут по окончании своих уроков;

3.19. поддерживает постоянную связь с родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся;

3.20. проходит педагогические бесплатные медицинские обследования;

3.21. соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;

3.22. в случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом:

- контролирует целевое использование кабинета;

- организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом;

- принимает материальные ценности (кроме мебели) на ответственное хранение по разовым документам, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;

- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;

- контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- проводит или организует проведение другим педагогом инструктаж по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в журнале установленного образца;

- не допускает проведения занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом зам.директора школы по учебно-воспитательной работе;

- вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда.

4. ПРАВА:

Учитель имеет право:

4.1. участвовать в управлении школой в порядке определенном Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

4.7. повышать квалификацию;

4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся школы.

5.ОТВЕТСВЕННОСТЬ.

5.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несет ответственность за:

  • реализацию не в полном объеме коррекционных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
  • жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса;
  • нарушение прав и свобод обучающихся.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, учитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ.

6.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

6.2. в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора школы;

6.3. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);

6.4. получает от администрации школы материалы нормативно правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующим документами;

6.5. систематически обменивается информацией по вопросам входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками.

Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате.

Типовое положение
об общеобразовательной школе-интернате
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612)

1. Настоящее Типовое положение регулирует образовательную, воспитательную и финансово-хозяйственную деятельность государственных и муниципальных общеобразовательных школ-интернатов.

Положение является типовым для следующих видов общеобразовательных школ-интернатов: общеобразовательных школ-интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий-интернатов, лицеев-интернатов, санаторно-лесных школ, санаторных школ-интернатов. Для негосударственных общеобразовательных школ-интернатов Типовое положение выполняет функцию примерного.

2. Общеобразовательная школа-интернат (далее именуется - школа-интернат) создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

3. Деятельность школы-интерната строится на принципах демократии и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности, автономности и светского характера образования.

4. Школа-интернат в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением.

Организация деятельности школы-интерната

5. Школа-интернат создается учредителем (учредителями) при наличии необходимых условий для обучения, воспитания и проживания детей и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Порядок открытия, реорганизации и ликвидации школы-интерната определяется законодательством Российской Федерации.

7. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму школы-интерната. Учредителем (учредителями) государственной школы-интерната могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учредителем (учредителями) муниципальной школы-интерната является орган местного самоуправления. Допускается совместное учредительство школы-интерната, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также в собственности общественных объединений и организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц. Учредительными документами школы-интерната являются решение учредителя (договор между учредителями) о ее создании, а также ее устав, утвержденный учредителем (учредителями).

8. Отношения между учредителем (учредителями) и школой-интернатом определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Права юридического лица у школы-интерната в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента ее государственной регистрации. Как юридическое лицо она имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

10. Право на образовательную деятельность и получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у школы-интерната с момента выдачи ей соответствующей лицензии (разрешения).

11. Школа-интернат проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

12. Школа-интернат в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в образовании объединений в форме ассоциаций и союзов.

13. В школы-интернаты принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате.

14. Количество классов в школе-интернате определяется в соответствии с санитарными нормами и в зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного процесса.

15. Наполняемость каждого класса и воспитательной группы школы-интерната не должна превышать 20 человек. При наличии необходимых условий и средств (в том числе внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных групп с меньшей наполняемостью.

16. При проведении занятий по иностранному языку в 4-11 классах, трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, а также во время практических занятий по информатике и вычислительной технике, физике и химии допускается деление на две группы класса с наполняемостью: в городских школах-интернатах - 20 человек, в сельских 15 человек.

При наличии необходимых средств (в том числе внебюджетных) возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1-3 классов при изучении иностранного языка.

Образовательный процесс и организация быта воспитанников

17. Образовательный процесс в школе-интернате осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого школой-интернатом самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий.

18. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате.

19. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников.

20. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности и спортивно-массовых мероприятиях основывается на принципе добровольности.

В школе-интернате не допускается принуждение воспитанников к вступлению в общественные объединения и организации, в общественно-политические движения и партии, а также принудительное привлечение их к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.

21. Воспитанники школы-интерната могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе школы-интерната, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.

22. В период летних каникул администрация школы-интерната оказывает содействие в организации отдыха воспитанников в оздоровительных, молодежных и туристских лагерях, лагерях труда и отдыха.

23. По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам - и в другие дни.

Участники учебно-воспитательного процесса, работники
школы-интерната, их права и обязанности

24. Участниками учебно-воспитательного процесса в школе-интернате являются воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников (лица, их заменяющие).

25. Направление детей в школу-интернат осуществляется государственным или муниципальным органом управления образованием.

Прием детей в школу-интернат осуществляется в порядке, определяемом ее уставом.

Дети - члены одной семьи (братья и сестры) подлежат направлению в одну школу-интернат, за исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам их воспитание должно осуществляться раздельно.

26. Зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению родителей (лиц, их заменяющих), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием.

27. В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).

В тех районах, где отсутствуют образовательные учреждения для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школу-интернат могут быть приняты данные категории детей.

Прием детей в школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.

Дети, проживающие в семьях, могут обучаться в школе-интернате только в случае, если на данной территории нет общеобразовательного учреждения.

28. При приеме воспитанника в школу-интернат он и его родители (лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены с ее уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в этой школе-интернате.

29. Права и обязанности воспитанников и их родителей (лиц, их заменяющих) определяются уставом школы-интерната и иными, предусмотренными этим уставом актами.

30. За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.

В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (лица, их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.

31. Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем.

32. Воспитанники школы-интерната обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденными нормами и методическими рекомендациями по организации питания.

33. По окончании школы-интерната воспитанникам выдается бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения.

Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдается бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.

34. Воспитанники школы-интерната имеют право на:

получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

выбор формы обучения; получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

участие в управлении школой-интернатом в форме, определяемой ее уставом;

уважение, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

35. Воспитанники обязаны выполнять устав и правила внутреннего распорядка школы-интерната в части, относящейся к ним, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу школы-интерната.

Взаимоотношения педагогов и воспитанников школы-интерната строятся на основе уважения человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается.

36. Медицинское обслуживание воспитанников школы-интерната осуществляется штатным или специально закрепленным за школой-интернатом органом здравоохранения медицинским персоналом, который наряду с администрацией школы-интерната несет ответственность за сохранность жизни и здоровья, физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима дня.

37. Выпускникам школы-интерната, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца о получении соответствующего образования, заверенный печатью общеобразовательной школы-интерната.

38. Порядок комплектования персонала школы-интерната регламентируется ее уставом. Для работников общеобразовательной школы-интерната работодателем является данная школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в школе-интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления.

39. Работники школы-интерната имеют право на участие в управлении этой школой-интернатом в порядке, определенном ее уставом, а также на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

40. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники школы-интерната имеют право самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний воспитанников.

41. Основные права и обязанности, а также социальные гарантии и льготы, предоставляемые работникам школы-интерната, определяются законодательством Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Типовым положением, уставом школы-интерната, правилами внутреннего распорядка, квалификационными характеристиками работников образовательных учреждений.

42. Педагогические работники школы-интерната периодически проходят медицинские обследования, которые проводятся за счет средств ее учредителя (учредителей).

43. В обязанности медицинских работников школы-интерната входят:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи;

организация и проведение углубленных медицинских осмотров воспитанников, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;

контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацией и качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников;

формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников и работников школы-интерната, а также ведение санитарно-просветительской работы среди родителей воспитанников (лиц, их заменяющих).

44. Управление школой-интернатом осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", настоящим Типовым положением и ее уставом.

45. Общее руководство школой-интернатом осуществляет выборный представительный орган - совет.

Порядок избрания членов совета и вопросы его компетенции определяются уставом школы-интерната.

В целях содействия школе-интернату в воспитании, содержании и обучении детей, защите их прав и интересов может создаваться попечительский совет.

46. Непосредственное руководство школой-интернатом осуществляет директор.

Наем (прием) на работу директора государственной школы-интерната осуществляется в порядке, определяемом ее уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Директор муниципальной школы-интерната назначается решением органа местного самоуправления, если этим органом не предусмотрен иной порядок.

47. Директор школы-интерната несет ответственность за исполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом школы-интерната.

Имущество и средства школы-интерната

48. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за школой-интернатом.

Объекты собственности, закрепленные за школой-интернатом, находятся в ее оперативном управлении.

Школа-интернат владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за школой-интернатом, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Контроль за сохранностью и эффективным использованием закрепленного за школой-интернатом имущества осуществляется собственником этого имущества (уполномоченным им органом).

Имущество школы-интерната составляют также здания, сооружения, оборудование, инвентарь и иное имущество, приобретенные ею за счет собственных средств, а также денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.

49. Школа-интернат должна быть обеспечена в соответствии с установленными нормативами помещениями, сооружениями и оборудованием, необходимыми для осуществления образовательного процесса, проведения спортивномассовых мероприятий, оказания медицинской помощи, организации питания, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, досуга, быта и отдыха воспитанников.

50. Школа-интернат в установленном порядке может создавать подсобное сельское хозяйство, учебно-производственные мастерские.

51. Деятельность школы-интерната финансируется ее учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы-интерната являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

кредиты банков и других кредиторов;

имущество, закрепленное за школой-интернатом собственником (уполномоченным им органом);

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

52. Финансирование школы-интерната осуществляется на основе государственных и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида школы-интерната.

Привлечение школой-интернатом дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров ее финансирования за счет средств учредителя (учредителей).

53. Школа-интернат вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность и распоряжаться доходами от этой деятельности в соответствии со своим уставом и законодательством Российской Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.

54. Школа-интернат устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников школы-интерната на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда.

55. Школа-интернат может осуществлять международное сотрудничество и внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2671

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу

развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию.

коррекция поведения.

Ход занятия.

I. Организационный момент. (1 мин)

Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, внимания.

Прочитай зашифрованную тему урока.

(ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ)

А что же такое право? А обязанности?

Право - это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.

Обязанности –это такое поведение человека, которое в обществе считается необходимым и должным.

II. Беседа по теме классного часа. (4 мин)

Учитель предлагает следующие вопросы для обсуждения:

1. Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

2. Всегда ли люди были равны?

3. Что такое дискриминация?

4. А есть ли какие-то права у детей? А обязанности?

5. Какие международные документы защищают права детей?

6. К чему призывают эти документы? (обеспечивать права своим гражданам)

7. Какие права ребенка закрепляют эти документы?

8. Кто обязан защищать права детей и подростков? (государство)

9. Назовите 6 прав, которыми, по вашему мнению, должен обладать ребёнок.

III. Закрепление темы. (12мин)

- Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому.

- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам вспомнить, какие же права должны быть у детей.

Постепенно, в процессе беседы, которая должна быть построена с использованием проблемно-поисковых ситуаций, открываются лучики солнца с соответствующими на них записями в указанном порядке.

- Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (Дети высказывают свои мнения.)

Приоткрывается первый лучик, на котором записаны слова

~ Докажите, почему самым большим богатством для человека

является жизнь? (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

Но так думали не всегда. А сейчас Вова нам расскажет один интересный случай из истории. Было это очень давно, когда не было документов, защищающих права детей.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся.)

- Сейчас мы откроем следующий лучик и узнаем, какое право получает ребёнок, едва появившись на свет? Как вы думаете?

Я зачитаю вам эту статью, а вы скажете, верно это утверждение или нет.

Найдите статью в Декларации прав ребёнка и зачитайте мне, как правильно она звучит (ст. 4)

- Не менее важным, подсказывает солнышко, является. здоровье.

- Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Ответы детей.)

Сейчас Серёжа расскажет нам историю о здоровье.

Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов (демонстрирует портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

Об этом говорится в ст. 6 и 5.

Ст. 12 .(сама читаю) Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование, по крайней мере, на начальных стадиях. (дискуссия)

Объясните это выражение.

Что это значит? Труд должен быть по силам каждого ребёнка.

- какие занятия являются вредными для здоровья ребёнка?

(Работа с ядохимикатами и взрывоопасными веществами, работа в антисанитарных условиях, поднятие и передвижение действительно тяжёлых для каждого конкретного возраста грузов)

Как вы это понимаете?

Работа со сказочными персонажами. (6мин)

Я буду называть сказку, а вы думать и называть право, которое в ней нарушено.

1. Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшена в золу высыплет, а потом Золушку заставит всё до крупинки рассортировать. И никогда никто из них не подумал, что она живой человек и ей необходим отдых. Что уже говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение.

- Какое право человека всё время нарушала мачеха? (право на отдых и досуг)

- О какой статье вспомнил Иван Царевич? (право на жизнь)

Он держал кукол в рабстве и эксплуатировал. (ст. 15. Каждый ребёнок должен быть ограждён от жестокости и эксплуатации в любой форме)

Какие права нарушены?

Программированные задания. (3мин)

У каждого из вас есть карточка. Какие герои лишены следующих прав (выбрать одного героя из трёх, подчеркнуть)

Право на жизнь Золушка

Право на неприкосновенность жилища Сестрица Алёнушка

Право на свободный труд Золушка

Право на свободу вступления в брак Золушка

Право на владение личным имуществом Красная Шапочка

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка…разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Бить, наказывать ребенка

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел лечиться,

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

В детстве тяжкая работа. запрещается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Этот слабый, горбит спину,

Пред сильным преклоняется:

Быть рабом у господина

Деток нужно нам любить,

Защищать, беречь, растить.

Всех заботой окружить.

Цепь звенит, кричит ребёнок,

Над ним издеваются.

Человеку в рабстве жить

Беседа об обязанностях. (9мин)

Конечно, у детей много прав, как и у взрослых. Однако нужно помнить, что все правила должны соответствовать нормам культурного поведения. Отсюда можно сделать вывод, что у ребенка, как и у взрослого, есть немало обязанностей. (Помещаю это слово в коллаж на доску).

А перед кем у людей имеются обязанности?

Перед родителями или лицами их заменяющими, воспитателями, учителями, обязанности перед государством, ( Государство предоставляет вам возможности свободно развиваться: духовно, умственно и физически, а ваша обязанность - стараться вырасти таким человеком, который в будущем сделает свое государство еще лучше, обязанности перед обществом, уважение и соблюдение прав других.

И какие обязанности у вас, детей?

У вас есть право на получение достойного образования. А какие обязанности вы при этом должны выполнять?

Старательно учиться, внимательно слушать учителя, содержать в порядке свои школьные принадлежности, выполнять домашние задания, не портить школьное имущество.

Предложить детям закончить предложения.

Аналогично для примеров можно использовать и другие статьи Декларации.

Право на имя. А есть ли здесь какие-то обязанности?

• Называть друг друга только по имени

• Требовать, чтоб к тебе обращались по имени

• Вести себя так, чтобы не опозорить своё имя

Право на охрану здоровья.

Обязанности.

• Заботиться о своём здоровье

• Не причинять вреда здоровью других людей

• Вести здоровый образ жизни

Право на отдых и досуг.

Обязанности.

• Не мешать окружающим людям (шумное времяпрепровождение)

• Отдыхать с пользой для здоровья

1 -и разбойник. Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.

2-й разбойник. Верно, Джон, это здесь.

1-й разбойник. Ух, сколько денег мы заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы есть, красота!

2-й разбойник. Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?

Разбойники предлагают угощения, заманивая детей.

Ведущий. Ребята! Да это же разбойники! Надо срочно вызвать милицию!

Разбойники. Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы найдем других детей. (Убегают)

Беседа. Что хотели сделать разбойники?

Ст. 16. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.

Ребята! А в жизни разбойники так же выглядят?

-Нет, внешне это обычные люди.

- А что нужно делать, чтобы не попасть в руки к плохим людям?

- Соблюдать меры предосторожности:

• Не гулять слишком поздно и далеко от дома

• Не выходить за территорию школы без воспитателя

• Не вступать в разговоры с незнакомыми людьми

• Не садиться в машину к незнакомым людям

- А у нас в школе были случаи самовольных уходов?

- какие последствия могут быть? (дети могут погибнуть, заразиться инфекционными болезнями, заболеть)

Недавно был случай в, когда мальчик погиб в результате ДТП.

Беседа о чертах характера. (5 мин)

В нашей школе имеется Устав, в котором подробно расписаны обязанности всех, кто работает и учится в этой школе. (стр. 11)

- как вы думаете, что было бы, если бы все безответственно относились к своим обязанностям? (ответы детей)

- Подумайте, какие черты характера помогают людям соблюдать все правила и ответственно относиться к обязанностям? (ответы детей)

По описанию качества детям нужно догадаться, какое качество загадано:

Отгаданные черты характера вывешивать на доску.

О какой черте характера говорится в пословице:

Доброе слово и кошке приятно.

У работающего в руках дело огнем горит.

Доброе дело – правду говорить смело.

- Все эти черты характера хорошие или плохие?

Ребята, а можно воспитать у себя хорошие черты характера?

Дети читают стихи.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Наши законы, как ясные дни,

Мудрою правдой сияют они.

Людям права золотые дают

Право на отдых, право на труд.

Народ наш поднял властный голос

За всех детей, за мир, за труд!

Пусть зреет в поле каждый колос,

Цветут сады, леса растут!

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

IV. Итог занятия:

Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге. Надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей. Если сегодня ты нарушишь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто нарушит твои. Каждое право порождает обязанность.

Читайте также: