Пояснительная записка к логопедическому занятию в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

утвержденному решением Алданского районного Совета от 20 мая 2009 года №7-22

Разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.

Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ, гарантированны возможности для получения логопедической помощи детьми, имеющими речевую патологию, обеспечены условия для их личностного развития, педагогической реабилитации.

I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.

II. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

III. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

IV. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения, ОНР разных уровней.

V. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.

VI. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20 - 25 детей в течение года.

VII. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

VIII Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

IX. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий проводимых в МДОУ.

X. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в "Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи", составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).

XI. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:

журнал состояния речи всех детей;

список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;

индивидуальные тетради для занятий детей;

журнал посещаемости занятий;

речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты ввода и окончания занятий;

план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).

XII. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

XIII. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, республике, повышать свою квалификацию.

1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию работы и основные
направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности
логопункта в МДОУ, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.

1.2. Логопедический пункт в МДОУ организуется для оказания коррекционной
помощи детям в возрасте от 3 лет (на начало учебного года) до 7 лет с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи разных уровней.

1.3. Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются:

осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у
детей дошкольного возраста;

формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи,
сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;

реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;

предупреждение нарушений устной и письменной речи;

развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями
по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов МДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

2. Порядок создания логопункта в ДОУ

2.1. Логопедический пункт в дошкольном учреждении создается при необходимости исправления нарушений речи у детей дошкольников. При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном МДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при МДОУ”.

3. Комплектование логопедического пункта ДОУ

3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ.

3.2. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте осуществляется по
заключению ПМПк, постоянно действующей Муниципальной ПМПК, на основании приказа заведующей МДОУ и по согласованию с родителями (законными представителями).

3.3. На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с ОНР разных уровней.

3.4. Общее количество воспитанников, на логопункте не должно превышать 25 человек.

3.5. Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 3 - летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы и представляется в 3 экземплярах в МПМПК (приложение № 1).

3.6. Утверждение списочного состава осуществляется МПМПК после обследования детей учителем-логопедом МДОУ до 25 сентября текущего учебного года.

3.7. Прием детей на логопедический пункт производится по мере освобождения
мест в течение всего учебного года.

3.8. Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами МПМПК с целью определения коррекционно-развивающей программы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

4. Организация деятельности логопедического пункта в ДОУ

4.1. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения
речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия.

4.2. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 20 человек.

4.3. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего МДОУ.

4.5. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе МДОУ.

Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения ПМПк МДОУ. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости.

4.6. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от
индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 месяцев - с детьми,
имеющими фонетические нарушения речи, 12 месяцев - с детьми, имеющими
фонетико-фонематические нарушения речи и неосложнённую форму ОНР- III уровня. По решению специалистов МПМПК, детям с неосложнённой формой ОНР- III уровня может быть продлён срок пребывания на логопункте.

4.7. Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель образовательного учреждения. С целью оптимизации коррекционного процесса с родителями детей, посещающих занятия на логопедическом пункте, заключается договор о взаимодействии (приложение № 3).

4.8. Наряду с занятиями на логопункте, в группе выделяется в вечернее время специальный логопедический час для работы воспитателя с детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения.

4.9. Дети выпускаются из логопедического пункта после обследования специалистами МПМПК в мае месяце текущего учебного года. Списки детей-выпускников оформляются протоколом в 3 экземплярах по единой форме (приложение № 2). Один протокол остается в МДОУ, два сдаются в МПМПК.

5. Участники коррекционно-образовательного процесса

5.1. Участниками коррекционно - образовательного процесса на логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагог-психолог.

5.2. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями своего МДОУ, учителями-логопедами других ДОУ города, района, специалистами МПМПК и врачами детской поликлиники.

5.3. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим педагогическим или
дефектологическим образованием, владеющие методами нейропсихологического обследования детей с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и подгруппового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области логопедии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

5.4. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:

журнал регистрации детей-логопатов;

журнал учёта посещаемости;

расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующей ДОУ;

индивидуальный план работы с ребёнком;

протокол обследования речевой деятельности;

протоколы приёма и выпуска детей (приложения 1,2);

индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми;

перспективный и календарный план работы логопеда;

лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия (приложение 4);

список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения (приложение 5);

лист динамического наблюдения (приложение 6);

паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий.

5.5. На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.

6. Управление логопедическим пунктом ДОУ

6.1. Непосредственное руководство работой логопункта осуществляется заведующим МДОУ, в ведении которого находится логопункт.

7. Материально-техническая база и финансовое обеспечение

работы логопедического пункта.

7.1. Для логопункта в ДОУ выделяется кабинет, отвечающий требованиям
СаНПиНа.

7.2. На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Организация логопедического занятия

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста первоначальные представления об основных видах деятельности на логопедических занятиях.

Возраст детей: старшая группа

Количество детей: 6; девочек 2 и 4 мальчика.

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Структура занятия

-Вводная часть: (организация детей) - 2минуты

-Основная часть: (практическая деятельность) - 20 минут

-Заключительная часть (подведение итогов) – 3 минуты

Используемые педагогические технологии

Приемы руководства деятельностью детей

Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы.

Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, использование слайдовой презентации, словесные игры, участие в решении проблем, тактильный тоннель.

Приемы поддержания интереса у детей: похвала, использование ИКТ, чередование видов детской деятельности.

Приемы оценки и самооценки: анализ результатов деятельности.

Традиционно система логопедической помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между дошкольниками, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.

Для успешного осуществления логопедической работы необходимо установление эмоционального контакта с детьми-логопатами. В связи с этим на занятиях необходимо использовать элементы психогимнастики: упражнения на развитие мимики и пантомимики, обучающие показать мимикой то или иное эмоциональное состояние, угадать по выражению лица его внутреннее состояние, помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.

Одним из эффективных приемов – использование в работе моделирования артикуляции звука (Язык из ткани, надетый на руки взрослого). Оно отражает определенный артикуляционный уклад, необходимый для дальнейшей коррекции речи. Применение моделей показа уклада языка позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательных анализаторы.

Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей и психического, речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. Именно по этому, на занятии уделяется особое внимание развитию тактильных ощущений, мелкой моторики рук.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют:

- воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом,

- профилактике возникновения болезней дыхательных путей,

- восстановлению носового дыхания при его нарушении.

В занятии применяются наглядные, словесные методы обучения, используются приемы демонстрации, показа, объяснения.

В процессе предварительной работы осуществлялось развитие восприятия мимики лица с помощью пиктограмм, картинок, фотографий и было направлено на распознавание и дифференцирование эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления; активизацию мимической мускулатуры.

Формирование эмоциональной лексики:демонстрационный материал .

На каждом занятии дети изучали разные эмоциональные состояния, с опорой на демонстрационный материал: предметные картинки, фотографии, пиктограммы

3 .Анализ работы детей.

Основная часть. Это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на выполнение всех поставленных учебных задач.

В заключительной части с детьми подвели итог деятельности, используя метод рефлексии, метод самооценки своих возможностей. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал демократический стиль общения. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта, поощряла индивидуальные достижения детей, побуждала детей к активной речевой деятельности и к проявлению инициативы и самостоятельности.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

по формированию звукопроизношения













Содержание логопедической работы по формированию звукопроизношения

Содержательная характеристика разработки

Этапы и задачи логопедической работы

Последовательность автоматизации поставленного звука

Учебно-тематический план по формированию звукопроизношения

Постановка свистящих звуков

Постановка шипящих звуков

Постановка сонорных звуков

Постановка заднеязычных звуков

Список использованной литературы



Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Актуальность создания методических рекомендаций связана с тем, что постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Это вызвало потребность активного поиска новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, совершенствование традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией.

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми застенчивыми, необщительными. Предлагаемая разработка поможет решить данные проблемы.

Новизна разработки заключается в специфике методического пособия, поскольку оно рассчитано для работы с детьми, посещающих специализированные детские сады (с нарушениями ОДА, с аллергическими заболеваниями, с тубинтоксикацией и т. д.). Именно эта идея положена в основу материала, который пригодится в работе с соматически ослабленными детьми по коррекции звукопроизношения, которая проводится в условиях логопункта.

Методологическим положением разработки являются основные теоретические идеи, а также положенная в их основу система коррекционной работы (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичева, Л.Г. Парамонова, А.И. Кравцова, Л.С. Волкова).

Цель – создание такой воспитательно-коррекционной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению.

Диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и их правильной квалификации;

Профилактическая – заключается в педагогической помощи воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии;

Коррекционная – состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

Роль методической разработки в организации целостного педагогического процесса заключается в обеспечении оптимальной учебно-коррекционной нагрузки на соматически ослабленных детей дошкольного возраста с целью защиты его от переутомления, дезадаптации.

Структура. Методические рекомендации состоят трех глав. В первой главе излагается Содержание логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Вторая глава пособия знакомит с учебно-тематическим планом работы по коррекции нарушенных звуков. В третьей главе представлены результаты эффективности обучения детей по предложенной нами системе формирования звукопроизношения. В приложении имеются рекомендации для воспитателей и родителей, артикуляционная гимнастика, конспект занятия.

1. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

1.1 Содержательная характеристика разработки

Оригинальность методической разработки состоит в том, что в ней, в сравнении с существующими традиционными технологиями, привнесены новые формы организации коррекционного учебно-воспитательного процесса при сохранении традиционных целей. Предложенная разработка спроектирована на основе собственной методической концепции, организационно-содержательной модели учебно-воспитательного процесса.

Методическая разработка нацелена на

Формирование целостной системы знаний.

Реализацию образовательных и воспитательных функций учебного процесса.

Обеспечение развития ребенка как субъекта познания.

Сохранение здоровья, обеспечение психического развития.

Практическая направленность методической разработки в том, что ее в своей работе широко могут использовать логопеды, воспитатели, в качестве пособия для оказания помощи детям, страдающих нарушением звукопроизношения. Предложенная разработка согласуется с программами смежных учебных дисциплин и вписывается в единый учебный план дошкольного образовательного учреждения.

Для освоения содержания детьми, предложены следующие формы, методы, средства работы и воздействия.

Формы : занятия индивидуальные, подгрупповые (2-3 ребенка).

Методы : словесные, наглядные, практические, прямого воздействия, опосредованного (косвенного) педагогического воздействия, проблемного воспитания и обучения.

Средства воздействия : воспитание, обучение, коррекция.

В основу работы по формированию звукопроизношения у дошкольников положены основные принципы :

Комплексность воздействия на ребенка.

Воздействие на все стороны речи.

Опора на сохранные звенья.

Учет закономерностей онтогенеза.

Учет ведущей деятельности.

Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Воздействие на микросоциальное окружение.

Этапы реализации идеи :

Контрольное обследование звукопроизношения.

Условия реализации предлагаемой разработки. Для достижения прогнозируемого результата должен соблюдаться ряд общих требований:

Строгая последовательность этапов логопедической работы.

Опора на различные анализаторы.

Строгая последовательность автоматизации поставленного звука.

Строгая систематичность занятий.

Нормированная продолжительность индивидуальных и групповых занятий

Использование наглядного материала.

Роль и значимость методической разработки усиливается еще и тем, что объективно существует социальная потребность построить новое образовательное пространство, углубить подходы к организации учебно-воспитательного процесса, ориентированные на развитие:

аффективной сферы личности: способности чувствовать, сопереживать, эмоционально реагировать;

когнитивного мышления: самостоятельности в приобретении научных знаний о мире;

деятельностной сферы личности: овладение детьми разнообразными способами творческой деятельности.


1.2 Этапы и задачи логопедической работы.

1.3 Последовательность автоматизации поставленного звука.


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1 Постановка свистящих звуков ( с, сь, з, зь, ц ).

Развитие умения различать звуки на слух.

с – сь, с – з, с –ц, сь – зь, з – зь, з – ц, ц – т

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

Отработка правильной артикуляции для звука с .


губы принимают положение следующего гласного

зубы сближены на расстояние около 1-2 мм

кончик языка упирается в нижние резцы

спинка языка выгнута, и посередине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам

Анастасия Попова

******************************************************************************
ДРУЗЬЯ. Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе "Разные документы", да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер

Читайте также: