Повседневная жизнь русского кабака краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Но изменилась структура самого общества, московское государство стало напоминать военный лагерь или осаждённую крепость. Для противостояния осколкам Золотой Орды, обороны от цветущей лихостью шляхты Речи Посполитой нужны были деньги, деньги и ещё раз деньги.

Проблема городского пьянства стояла уже довольно остро. Это становится понятно, читая новгородскую летопись XVI века. Когда в 1543 году:

Рождение чудовища .

Так и повелось. До середины XVII века знатные царедворцы считали величайшим достижением, если получали привилегию владеть частными кабаками. Например, князь Иван Лобанов-Ростовский, вымоливший в 1651 году у царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) разрешение:

Но это скорее исключения, цари не очень охотно жаловали кабаки своим царедворцам и фаворитам, слишком уж доходное было дело. Заведения очень быстро превратились в исключительную государеву монополию. Внимания к ним было на порядок больше, чем к армии или собственному двору.

Кабак Россию спас!

Страна не вынесла из Смуты никаких уроков, не пошла на обновление системы управления и общественного строя. Новой династии остро нужны были деньги. Взять их можно было только… в кабаке. Первые решения Романова были не военного или административного характера: ускоренными темпами начали восстанавливать систему сбора косвенного налога через кабацкую торговлю.

Кабак, как отрасль .

Так казна стала крупнейшим производителем и оптовым покупателем вина, особыми субсидиями плодя и поддерживая подрядчиков вина. Народ поили около 200 казённых винокурен, большинство их находилось прямо при кабаках. Поначалу это было не полностью государственной отраслью, около половины питейных домов контролировали самые знатные аристократы.

Тем не менее развитая городская культура средневекового Запада и его более динамичная общественная жизнь формировали иную среду общения людей, в которой кабачок, таверна, кафе становились неотъемлемым элементом нормальной повседневной жизни свободного человека и его обыденных забот в рамках средневековых традиций потребления спиртного.

Три радости на свете мне даны,

И я люблю их преданно и верно;

Для счастья мне все три они нужны,

Зовут их — женщина, игра, таверна, —

писал на рубеже XIII—XIV веков итальянский поэт Чекко Анджольери. Таверна и кафе не были связаны — по крайней мере прямо — с государственным фискальным интересом; они становились естественными центрами притяжения сложившихся общественных групп: солдат, студентов, разбойников, купцов, бюргеров.

Эта традиция, достаточно давняя, отразилась еще в былинных текстах (записаны в XIX веке):

Чару пьешь, другу пить душа горит.

Другу пьешь, третья с ума нейдет, —

Авторы выражают благодарность А. Н. Ушакову и П. Д. Цуканову за предоставленный иллюстративный материал.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ Не только книги, но и их замыслы имеют свою судьбу. Когда моло­дой историк из Бонна д-р Ингеборг Фляйшхауэр в середине 80-х годов задумала исследовать генезис советско-германского договора о ненапа­дении от 23 августа 1939 года, ничто не открывало ей особых

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗМЕНЕНИЯ — единственная постоянная величина в истории. Двадцать лет назад вся мировая политика основывалась на противостоянии коммунизма и капитализма. Конфликт этот, в сущности, завершился в 1989–1991 гг., с падением коммунизма в Советском Союзе и Восточной

Предисловие

Предисловие Одна из вопиющих и темных страниц русской истории последних двух столетий — трагическая кончина императора Павла Петровича в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. В иностранных источниках находим множество описаний страшных событий в мрачных стенах Михайловского

Предисловие

Предисловие Лето 1939 г. — второй сезон раскопок небольшой группы курганов поблизости от местечка Саттон-Ху в графстве Суффолк — ознаменовалось поразительным открытием. Находки превзошли все ожидания. Даже самая предварительная оценка результатов раскопок показала,

Предисловие[2]

Предисловие[2] В предисловиях принято говорить, что автор предлагает свое произведение на суд общества.— Не суда общества я требую этой книгой! Я требую внимания русского общества к поднимаемым мною темам. Нельзя судить, покамест не пересмотрены сами основания, на

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ В 1902 году Великобритания подписала соглашение об ограниченном альянсе с усиливавшей свое мировое влияние Японией. Надо заметить, это было сделано главным образом для того, чтобы приобрести мощного военного союзника в Восточной Азии, который бы пристально

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ Начнем с цитаты.«Еще в 1904 году, до путиловской стачки, полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих — „Собрание русских фабрично-заводских рабочих“. Эта организация имела свои отделения во всех районах Петербурга.

Предисловие

Предисловие В этой книге рассказывается об одном из самых замечательных археологических открытий XX века — находке советскими археологами новгородских берестяных грамот.Первые десять грамот на березовой коре были обнаружены экспедицией профессора Артемия

Предисловие

Предисловие Памяти отца, Любарского Николая Яковлевича, посвящаю В начале декабря 1083 г. византийский император Алексей Комнин, отвоевав у норманнов крепость Касторию, вернулся в Константинополь. Он застал свою супругу в предродовых муках и вскоре, «ранним утром в

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ В течение второй половины минувшего столетия написано уже значительное количество книг о блокаде Ленинграда. Рассмотрению событий, связанных с героической обороной города в годы Великой Отечественной войны и суровыми испытаниями, которые пришлось

Предисловие

Предисловие 17 век принес множество испытаний Российскому государству. В 1598 году прервалась династия Рюриковичей, правившая страной более семисот лет. Начался период в жизни России, который называют Смутой или Смутным временем, когда само существование российской

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ Представить читателю жизнеописание Отто фон Бисмарка в форме биографического очерка — предприятие довольно рискованное, поскольку жизнь этого человека была до краев наполнена событиями, а решения, которые он принимал, имели исключительное значение как для

Предисловие

Предисловие По христианскому летосчислению Бабур родился в 1483 году, в одной из долин, расположенных в горных районах Центральной Азии. Кроме этой долины, у его семьи не было другого достояния, если не считать двойной традиции власти. По линии матери род мальчика восходил

Предисловие

Предисловие Отечественная война 1812 года, или иначе, как она называется во французской историографии, – Русский поход Наполеона в военной истории государства Российского, являет собой нечто исключительное. Это был первый случай со дня объявления Петром I Великим России

Предисловие

Предисловие В 30-х годах 12 века Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. Грозные признаки этого процесса были заметны уже во времена Ярослава Мудрого, в середине 11 века. Междоусобные войны не прекращались, и, видя это, Ярослав Мудрый перед смертью

Игорь Курукин - Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина

Игорь Курукин - Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина краткое содержание

Книга известных московских историков обращена к самому широкому читателю, поскольку тема в той или иной степени затрагивает бóльшую часть на­селения России.

Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина - читать книгу онлайн бесплатно, автор Игорь Курукин

В статье рассматривается появление питейных заведений в России в течение нескольких веков. Цель работы – проследить, как и кем создавались места потребления алкоголя в русском государстве. Питейные заведения, равно как и потребляемые алкогольные напитки, могут входить в систему культурных ассоциаций, связанных с определенным народом или страной. Например, Франция прочно ассоциируется с вином, бистро, ресторанами и кафе, а Англия – с виски и пабами. С Россией ассоциация проводится только по отношению к национальному алкогольному напитку – водке. Однако в России, как и в других европейских странах, существовали свои места продажи и потребления спиртного: питейные заведения России были довольно разнообразными, каждое имело свою историю. По сути, история питейных заведений является частью социальной истории и истории повседневности. Доказательством тому служит ряд публикаций двух последних десятилетий, затронувших социальное значение питейных заведений в ряде европейских стран. Подобные публикации явно свидетельствуют о том, что питейные заведения могут и должны рассматриваться как отдельная сфера общественной жизни, а их функции – как составная часть общей организации общественного пространства. Иными словами, места потребления алкоголя заслуживают отдельного внимания в контексте изучения повседневности, что доказано на примерах разных европейских традиций.

Ключевые слова: корчма, кабак, трактир, питейные заведения, места общения, социальные группы, комфорт, напитки, общественная жизнь.

The article discusses the emergence of pubs in Russia during several centuries. The objective of this study is to trace who and how created the places of alcohol consumption in the Russian state. Drinking establishments, as well as consumed alcohol beverages may be included in the system of cultural associations of a particular nation or country. For example, France is strongly associated with wine, bistrots, restaurants and cafes, and England with whisky and pubs. As for Russia, the association takes place only in relation to the national alcoholic beverage – vodka. However, as in other European countries, Russia had its own places of sale and consumption of alcohol: the drinking establishments in Russia greatly varied and each had its own history. In fact, the history of public places in general, is a part of social history and the history of everyday life. The evidence of this is the number of publications during the last two decades, affecting the social value of public places in a number of European countries. Such publications clearly indicate that drinking establishments can and should be viewed as a separate sphere of public life, and the overall organization of public space. In other words, the places of consumption of alcohol deserve special attention in the context of the study of everyday life, as proven by the examples of the various European traditions.

Keywords: tavern pub, drinking establishments, places of communication, social groups, comfort, alcohol beverages, public life.

Политику трезвенности продолжил и сын Василия III – Иван IV, запретив после взятия Казани в 1552 г. продавать водку в Москве.

Связь между появлением кабака и опричнины кажется вполне логичной. Вероятно, следуя примеру своего предшественника, Василия III, который позволял пить спиртное только своим приближенным и в строго отведенных для этого местах, Иван Грозный также создал для своей личной охраны заведение, где можно было пить, несмотря на всеобщий запрет. Однако если учитывать период существования опричнины (1565–1572), то появление первого московского кабака нужно отнести самое раннее к 1565 г.

Тем не менее 1555 г. как дата создания первого кабака в Москве, указанная И. Прыжовым, стала практически общепринятой (Брокгауз, Ефрон 1894: 775). Данные книги И. Прыжова используются и западными исследователями (Christian 1990: 27; Smith, Christian 1984: 89). В этом контексте интересно отметить мнение исследователя В. Похлебкина, который без ссылки на исторические источники относит появление первого кабака к 1533 г. (Похлебкин 1995: 208), в то время как в энциклопедии о Москве фигурирует 1547 г. (Шмидт 1997: 815).

Нужно ли соглашаться с подобной постановкой вопроса? Существование питейных заведений, предназначенных исключительно для продажи спиртных напитков, не является русским нововведением, это раcпространенный принцип продажи алкоголя почти во всех странах Европы, где к XVI в. питейные заведения уже играли значительную роль в общественной жизни населения. Россия же данной исторической эпохи только начинала создавать сеть мест продажи алкогольных напитков. Российская специфика заключалась в том, что государство взяло под свой контроль строительство и распространение питейных заведений. Собственно, произошла замена частных корчм казенными питейными заведениями, и само государство начало организацию производства и торговли спиртными напитками.

В течение следующих двух столетий в России появятся новые виды питейных заведений, соответствующие растущим бытовым потребностям населения, не только по причине его количественного увеличения, а скорее из-за необходимости удовлетворить запросы разных социальных групп.

Новые места продажи алкоголя: где пили и ели в России

На определенном этапе своего политического и экономического развития любое государство начинает проявлять интерес к организации торговли спиртными напитками. Свободное производство и продажа напитков постепенно локализуются, то есть устанавливаются в определенных местах, и вследствие увеличения потребностей населения места для продажи алкогольных напитков начинают приобретать экономическое и социальное значение в жизни как города, так и деревни. С другой стороны, смена приоритетов в употреблении спиртных напитков и внедрение новых технологий более массового производства алкоголя сказываются на установившихся обычаях пития, формируя новые модели потребления. В такой последовательности шло развитие в этой области в Западной Европе, подобной схемы не избежало и Российское государство.

Историческое развитие Российского государства определило более тесные связи России с европейскими странами начиная с XVII в. Так, если в XVI столетии иностранные вина употреблялись только в знатных домах и только в торжественных случаях, то по мере того как торговля стала знакомить русских с европейской жизнью, употребление виноградных вин распространилось между зажиточными людьми, и в XVII столетии в Москве уже появились погреба, где осуществлялась продажа заграничных вин не только на вынос, но и распивочно (Забылин 1989: 475).

Несмотря на наличие кабаков, временных выставок и винных погребов, нельзя сказать, что в допетровскую эпоху в Российском государстве существовало разнообразие общественных заведений. С уверенностью можно утверждать, что активная реформаторская деятельность Петра Великого дала толчок и к созданию новых видов питейных заведений. Так, в царствование Петра в Петербурге появились пивные лавки, предназначенные для продажи пива, сваренного по голландской технологии.

Следствием европейского влияния явилось и создание в России первых трактиров, также по указу Петра Великого. В допетровскую эпоху на Руси не существовало ни трактиров, ни ресторанов, ни гостиниц, так как насущной потребности в них тогда еще не ощущалось. В правление Петра Великого, когда в Россию приехало большое количество иностранцев, кабаки и погреба иностранных вин не могли удовлетворить потребностей иноземных гостей.

Со второй половины XIX в. трактиры стали все чаще появляться не только у трактов. Их число начало медленно увеличиваться в городах и селах. Этому благоприятствовало и само законодательство, все больше внимания уделявшее данной сфере обслуживания. В конце XIX в. трактирный промысел регулировался множеством законодательных текстов, а именно: Положением о трактирном промысле 1863 г., Уставом об акцизных сборах, циркулярными распоряжениями Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей, обязательными постановлениями губернаторов и градоначальников по соглашению с городскими думами, губернскими присутствиями и уездными управами.

Во второй половине XIX в. трактиры уже четко разделялись на три разряда, это разделение сказывалось на внутреннем устройстве самих заведений. Однако необходимо уточнить, что все три категории трактиров существовали в основном в крупных городах, а точнее, в Санкт-Петербурге и Москве, где наряду с низкопробными заведениями имелись и роскошные трактиры и рестораны. Средней руки трактиры были типичны для провинции и деревни.

Иными словами, к концу XIX в. в России уже существовал богатый выбор общественных заведений, соответствующий запросам разных социальных групп. Подобное разнообразие было следствием европейского влияния, о чем явно свидетельствуют сами названия некоторых торговых мест. Тем не менее, несмотря на такое обилие заведений с продажей спиртных напитков, к концу XIX в. кабак и трактир оставались самыми распространенными.

Адамовски, Я.1997. Езиково-културен образ на кръчмата в полските пословици. Български фолклор. Кн. 1, 2. София: Изд-во БАН.

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографическою экспедициею императорской Академии наук (ААЭ): в 4 т. Т. 1. № 263. СПб., 1836.

Байбурин, А., Беловинский, Л., Конт, Ф. 2004. Полузабытые слова и значения. Словарь русской культуры XVIIIXIX вв. СПб.: Европейский Дом.

Барбаро и Контарини о России: К истории итало-русских связей в XV в.Л., 1971.

Беловинский, Л. 1999. Российский историко-бытовой словарь. М.: ТРИТЭ.

Богданов, А. 1997. Описание Санкт-Петербурга 1749–1751. СПб.: Северо-Западная Библейская Комиссия.

Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. 3-е изд. 1970–1977. М.: Советская энциклопедия.

Бородин, Д. 1910. Кабак и его прошлое. СПб.

Брокгауз, Ф. А., Ефрон, И. А. Энциклопедический словарь. 1894. Т. 13А (26). СПб.

Български етимологичен речник. Т. 3. София: Изд-во БАН, 1986.

Геров, Н. 1897. Речник на българския език с тълкуване на речите на български и на руски: в 2 т. Пловдив.

Гладкий, В. Д. 2001. Славянский мир. I–XVI века: Энциклопедический словарь. М.: Центрполиграф.

Гладков, Б. 1896. Устав о питейном сборе и положение о трактирных промыслах. СПб.

Даль, В. И. 1980.Толковый словарь живого великого русского языка: в 4 т. Т. 4. М.

Журнал Министерства внутренних дел. 1851. Март.

Забылин, М. 1989. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. 1880. Репринт. М.

Карамзин, Н. 2000. История государства Российского: в 3 кн. Кн. 3. СПб.: Кристалл.

Кильбургер, И. 1991. Краткое известие о русской торговле, каким образом оная производилась чрез всю Руссию в 1674 году. В: Сухман 1991.

Компани, Д.1991. Московское посольство. В: Сухман 1991.

Контарини, А. 1991. Путешествие в Персию. В: Сухман 1991.

Литвин, М. 1854.О нравах татар, литовцев и московитян. Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, издаваемый Н. Калачовым. Кн. 2. Отд. 2. СПб.

Маслович, В. 1818. Замечания и чувствования, или Путешест- вие, каких мало, или каких очень много, из Харькова до Санкт-Петер-бурга. СПб.

Небольсин, М. 1850. Заметки на пути из Петербурга в Барна- ул. СПб.

Олеарий, А. 1986. Описание путешествия в Московию. Россия XVXVII вв. глазами иностранцев. Л.: Лениздат.

Полное собрание законов (ПСЗ)1. 1830. Т. 5. № 3299. СПб.

Полное собрание законов (ПСЗ)1. 1830. Т. 13 № 9737. СПб.

Похлебкин, В. 1995. Чай и водка в истории России. Красноярск; Новосибирск: Красноярское кн. изд-во.

Прыжов, И. 1868. История кабаков в России в связи с историей русского народа. СПб.

Прыжов, И. 1997. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. М.: Терра.

Пушкин, А. С. 1977. Евгений Онегин. В: Пушкин, А. С., Полн. собр. соч.: в 10 т. М.; Л.

Санкт-Петербургские ведомости. 1758. № 90.

Санкт-Петербургские ведомости. 1793. № 2115.

Санкт-Петербургские ведомости. 1805. № 144.

Санкт-Петербургские ведомости. 1824. № 1094.

Северная пчела. 1840. № 209

Северная пчела. 1841. № 377.

Словарь Российской Академии Наук: в 6 ч. 1789. Ч. 6. СПб.

Современный толковый словарь русского языка. 2002. СПб.

Словарь современного русского литературного языка АН СССР. 1963. М.; Л.

Соловьев, С. М. 1989. История России с древнейших времен: в 18 кн. Кн. III. Т. 5–6. М.

Столпянский, П. 1915. Зеленый змий в старом Петербурге. Наша старина 12.

Сумароков, П. 1839. Прогулка по 12 губерниям с историческими и статистическими замечаниями в 1838 году. СПб.

Сумцов, Н. Ф. 1890. Культурные переживания. Киев.

Сухман, М. М. (сост.). 1991. Иностранцы о Древней Москве. Москва XVXVII вв.: сб. М.: Столица.

Съвременен тьлковен речник на българския език. Велико Търново, 1995.

Татищев, В. Н. 1979. Лексикон Российский исторический, географический, политический и гражданский. В: Татищев, В. Н., Избранные произведения. Л.: Наука.

Фасмер, М. 1967. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 2. М.: Прогресс.

Хорватова, Л. 1997. Селската кръчма като средище на общностния живот на младежта и на семейната обредност. Български фолклор. Кн. 1, 2. София: Изд-во БАН.

Черных, П. 1999. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. Т. 2. М.: Русский язык.

Шмидт, С. О. (ред.). 1997.Москва. Энциклопедия.М.: Большая Российская энциклопедия.

Christian, D. 1990. Living Water: Vodka and Russian Society on the Eve of Emancipation. Oxford: Clarendon Press.

Leciejewicz, L. (red.). 1988. MałysłownikkulturydawnychSłowian. Warszawa: Wiedza Powszechna.

Smith, R., Christian, D. 1984. Bread and Salt: a Social Economic History of Food and Drink in Russia. Cambridge: Cambridge University Press.

Читайте также: