Поводок краткое содержание франсуаза саган

Обновлено: 07.07.2024

Муж – независимый, свободный, иногда деспотичный, жена – податливая, мягкая, послушная. Это стереотип обычной семьи, где, тем не менее, царит любовь (или привычка). Женщины нередко жалуются, что их благоверный не дает денег, часто отдыхает с друзьями, не хочет детей, иногда поднимает руку. Современный мир привык к таким семьям. Они не вызывают удивления, лишь сочувствие, немного… Но знаменитый автор Франсуаза Саган буквально перевернула с ног на голову этот стереотип, поменяв местами мужа и жену.

Главная идея книги

Казалось бы, что может держать мужчину рядом с женой-деспотом? Бесконечные унижения, упреки сломают любого человека, заставят его задуматься над своей жизнью, сделать попытку изменить ход судьбы. Но Венсана первое время нравится жить с Лоранс, взявшей поводок в свои руки. Она управляет им, словно марионеткой, не давая ему возможности самостоятельно принимать решения. Она контролирует каждый его шаг, выбирает ему наряды, прически. Она распоряжается всеми деньги (что неудивительно, с одной стороны, ведь зарабатывает их она), взяв борозды правления семьей в свои руки. Что остается Венсану? Смириться со своей судьбой и поддаться властной женщине. Но с возрастом приходит осознание того, что в жизни своей он не видит самого главного – свободы. И решает это изменить, попытавшись вырваться из цепких рук своей супруги. В нем просыпается что-то мужское, сильное, что дремало на протяжении всех семи лет.

Шагом к перемене жизненной позиции стал неожиданный успех Венсан. Он пишет композицию, которая приносит ему несколько миллионов долларов и знаменитость. Здесь-то и приходит мысль, что можно отделиться от деспотичной супруги и начать самостоятельную жизнь, без надоевшей зависимости. Венсан даже встречает симпатичную девушку, с которой он решает сбежать от жены. Но у Лоранс было иное мнение на этот счет. Она не может позволить уйти игрушке, в которую играла так много лет.

Анализ произведения

Венсан понимает, что без Лоранс он станет никем, что жизнь его зависит только от нее. В этот момент начинаешь понимать: а стоит ли жалеть его? Он живет с ней ради собственной выгоды, которой любовью назвать точно нельзя. Мужчина привязан к женщине только деньгами, ведь видит в ней только материальную независимость и беззаботную жизнь. Одет, обут, накормлен. Что нужно еще? Карманные деньги? Да пожалуйста, трать на что захочешь!

С другой стороны, Лоранс. Ее поведение трудно назвать нормальным. Она подавляет в Венсане мужскую сторону, сделав из него слабую, беззащитную женщину. Муж для нее словно игрушка, живая кукла. Но столь странное поведение Лоранс объясняется ее безграничной любовью и желанием удержать Венсана рядом. Она искренне боится, что без опеки он просто уйдет, почувствовав этот блаженный запах свободы. А так он зависим, возможно, счастлив и сбежать у него нет возможности.

Лоранс даже отказывается рожать детей. Ведь ей не хочется, чтобы кто-то другой завоевал любовь Венсана. Она ревностно относится ко всему, что может окружать ее мужа. Ее любовь можно смело назвать фанатичной, ненормальной. Женщину окружает страх, поэтому она всеми путями пытается помешать успеху супруга.

Что дает понять произведение

Если читать книгу поверхностно, особо не вникая в суть произведения, то Венсан вызывает положительные эмоции. Он такой веселый, позитивный, с долей юмора. Даже на свою деспотичную жену он смотрит с нежностью. Лоранс – эгоистичная, жадная, самовлюбленная натура, живущая только ради собственного удовольствия. Она держит мужа на коротком поводке, играет и развлекается с ним, главное, чтобы ей было хорошо.

Если же вникнуть в суть, то женщина оказывается ранимым существом. Ей в жизни дали все, но не объяснили, что любовь нельзя купить за деньги. На месте ее мужа желали бы оказаться многие, ведь женщина имеет хорошие внешние данные, она умеет ухаживать за собой, обладает грацией и харизмой. При этом она независима от мужчин, она умеет зарабатывать и преуспевать. А Венсан оказывается всего лишь альфонсом, готовым прятаться за женскую юбку ради денег.

Секрет правильных отношений
Произведение Франсуаза Саган дает понять, что не бывает идеальных семей, даже если муж не поднимает рук, не гуляет с друзьями. Даже в отношениях, где есть любовь, не всегда все гладко и ровно. Автор сумела показать, что нужно уметь понимать друг друга, слушать и прислушиваться.

Нельзя держать возлюбленного, он сам будет рядом, нужна только забота и нежность. Хотя и о любви в отношениях героев говорить трудно. Прочитав книгу до конца, так можно и не понять – а есть ли она у Венсана и Лоранс?


Роман Франсуазы Саган "Поводок" поднимает проблему взаимоотношений полов, которая не знает ни временных, ни пространственных границ. И распределение ролей в этой ситуации между женщиной и мужчиной может может быть разным.

В данном случае сила на ЕЕ стороне, сила, обусловленная деньгами. Она - богатая дочка своих родителей, которая может позволить себе все, в том числе, иметь мужчину в качестве "большой игрушки".

Сказать, что это просто прихоть, нельзя. Это любовь. Вот такая странная любовь, болезненная, ненормальная.

В этой ситуации зависимы обои. Он зависим от ее денег. У него неплохая регулярная сумма на карманные расходы. Ему не надо ни о чем думать, за него уже всё продумали, вплоть до выбора одежды. И если поначалу он роптал, то потом успокоился и смирился. Он даже, в отличие от окружающих, не замечает ненормальности своего положения жигало.

Ему так удобно. Он так живет семь лет.

Она, не смотря на свою власть над ним, не смотря на то, что "поводок" в ее руках, тоже зависима. Ей страшно, что он когда-нибудь может сорваться с этого поводка и обрести свободу, поэтому она всячески подавляет его, вплоть до того, что просто поощряет его бездеятельность.

-Чего ей от тебя надо? Чего она хочет? Да ничего, старик, ничего. Хотя нет: всего. Она хочет, чтобы ты был рядом и ничем не занимался. А ты еще не понял? Она хочет тебя - и точка! Вот единственная романтическая черточка в твоем вампире.

И вот наступила угроза для идиллии. "Поводок" натянулся.

. я вдруг представил себе, как возвращаюсь в квартиру, которую сам оплачиваю и где ждет меня женщина - не безраздельная владычица моего живота, которая иногда бросает мне, словно кости, кусочки независимости, а та, с кем я хотел бы разделить свое существование.

Что стало причиной тому, рассказывать не стану. Читайте сами, если я заинтересовала вас.

Книга Франсуазы Саган "Поводок" мне понравилась, однако поставить самую высокую оценку, рука не поднимается. Нельзя сказать, что это было блистательно захватывающе. Тема интересная, но ярких эмоций при прочтении я не испытала.

Франсуаза Саган - Поводок

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Франсуаза Саган - Поводок краткое содержание

Поводок читать онлайн бесплатно

Посвящается Николь Висняк Грюмбаш

Потихоньку я вернулся в сумрак нашей спальни. В этой комнате, такой женской, со стенами, затянутыми ситцем, как обычно, витал изысканно тяжелый запах духов Лоранс, от которого у меня, как обычно, немного заболела голова; к тому же с детства моя жена приучена спать при закрытых окнах и ставнях: на этом настояла ее мать, когда обнаружилось, что Лоранс предрасположена к туберкулезу.

Но, распахнув все окна в ванной, я только что надышался упругим и свежим, словно деревенским, воздухом, какой бывает в Париже лишь на рассвете, и теперь, склонившись над моей прекрасной спящей Лоранс, чувствовал себя просто великолепно. Длинные черные пряди волос обрамляли ее классически правильное лицо, делая его похожим на лик романской девы, что я отметил еще в первые дни нашего знакомства. Она вздохнула. Я наклонился и прикоснулся губами к ее шее. И зачем Лоранс постоянно стремилась похудеть – такая привлекательная, цветущая, с черными ресницами, оттеняющими нежно-розовую кожу. Я откинул край одеяла, чтоб чуть больше обнажить ее, но она, словно шокированная этим, натянула его на плечи.

– Ну уж нет! Прошу тебя! Твои причуды… с утра пораньше! Вот еще! Успокойся!

– Вот как, – сказал я, – мы уже и рассердились.

– Я не сержусь, я опечалена.

– Опечалена? Почему? Что мне инкриминируется? – спросил я, уже смирившись с тем, что провинился.

И вправду, кажется, накануне за обедом я обменялся двусмысленными фразами с женой какого-то банкира, хотя, по-моему, в нашем разговоре нельзя было уловить даже намека на смысл.

Оказывается, этот банкир был близким другом моего тестя, жуткого типа, – мы с ним рассорились семь лет назад, когда он заявил, будто я жалкий пройдоха и женюсь лишь затем, чтоб ограбить его единственное невинное и драгоценное дитя. А поскольку ему было более свойственно не тихо подозревать, а бурно обвинять, то это прямо-таки сразило Лоранс. И теперь один лишь намек на то, что ему непременно расскажут, как, обчистив его дочку, я к тому же выставляю ее в смешном свете, был для нее невыносим – все семь лет нашего брака моя жена тяготилась родительской немилостью.

Мы познакомились с Лоранс через два или три года после того, как я окончил консерваторию по классу фортепиано, и почти сразу же поженились, хотя ее отец с большим недоверием отнесся к моей карьере виртуоза. И семь лет спустя у него все еще были бы основания сомневаться во мне, если бы случайно меня не попросили написать музыку к одному фильму; фильм имел настоящий успех, и музыку приняли на ура – с тех пор ее исполняли все певцы и оркестры Европы, а теперь и Штатов. Я надеялся, что, получив деньги, смогу вернуть Лоранс хотя бы часть того, что ей задолжал. И вот, совершенно спокойно пережив годы моей праздности и прозябания, Лоранс, как ни странно, казалась напуганной этим чудесным везением, она выглядела такой расстроенной, что я даже сердился и не понимал, отчего ей не хочется разделить со мной радость удачи.

С другой стороны, я не просто пенял ей за отношение к моему успеху, но и пытался понять ее. Лоранс выходила или хотела выйти замуж за известного пианиста, виртуоза, хотя я так и не стал им (правда, этим она меня никогда не попрекала). Однако и стала она женой не какого-нибудь сочинителя поп-музычки, ведь не ради какого-то шлягерника порвала она с семьей, пренебрегла волей отца и его угрозами лишить ее наследства, навязывала целых семь лет своим друзьям, снобам и меломанам, в качестве своего мужа и музыканта общество человека, которого они величали жиголо, впрочем, на мой взгляд, совершенно безосновательно – мы с Лоранс одного возраста, она по-настоящему красива и обожает музыку.

Итак, я, конечно, понимал, что мне надо подбодрить Лоранс.

– Дорогая, я не обманываю тебя, и ты это знаешь! Да-да, – настаивал я, – и ты это знаешь! Я сам, сам это выбрал. Уже то, что ты мне даешь приют, еду, одежду, карманные деньги, сигареты, машину, страховки…

– Замолчи! – выпалила она.

Лоранс не выносила, когда я принимался перечислять ее благодеяния, или, вернее, она не выносила, когда это делал именно я, в этом она видела что-то настораживающе-мазохистское, как будто напоминание о великодушии, с которым она оберегала меня от нищеты, не служило лишней причиной, чтоб любить ее.

– Хватит! – крикнула она, наклоняясь ко мне. – Хватит! – И обвила руками мою шею. – Хватит! – Прижалась своей щекой к моей.

– Успокойся, успокойся, – повторял я, укачивая ее. – Ты же сама видела эту бедняжку, костлявую, с соломенными волосами и нос торчком. Помнишь?

– Не знаю. Может, и так…

– Не хочешь же ты сказать, что она в моем вкусе? – Я и сам расхохотался от такой нелепицы. – Пожалуйста, посмотри на себя.

– Ладно! Пойду-ка ограблю Ни-Гроша, – сказал, как отрезал, стараясь, чтоб мой смех над этой избитой шуткой прозвучал как можно громче; я все-таки надеялся развеселить Лоранс, а самому тем временем ретироваться из комнаты, пока игривое выражение ее лица не сменилось на раздосадованное, ну а мое лицо не вытянулось в виноватую мину; Лоранс терпеть не могла, когда я уходил из дома, даже если и не говорила мне об этом, – трудно сказать, характер ли такой или это нервы. Во всяком случае, по-моему, замечательная реакция после семи лет замужества, и ее стоит занести в актив моей благоверной.

У нас было общее прошлое и одинаковый возраст. Мы родились в одном и том же году на одной и той же улице одного и того же округа. Учились в одном и том же лицее, служили в одной и той же казарме, кадрили одних и тех же девчонок, сидели на одной и той же мели, пока не появилась Лоранс. С самого первого дня они невзлюбили друг друга, и я бы к этому привык, если бы каждый не старался продемонстрировать свою антипатию при любом удобном случае: она говорила, что он всего лишь изображает из себя гуляку, а он называл ее мещанкой, да к тому же явно переигрывающей свою роль, – со временем шутка переросла в упрек.

Ее проза — о любви, одиночестве, потерянности, праздности и сексуальной свободе. Предлагаем вам подробнее изучить главные мотивы творчества французского автора.

Любовь

Саган редко называет любовь. Она, скорее, опишет ветер на коже, случайное прикосновение во время танцев в парижском ресторане, разговоры о Прусте — ведь и в реальной жизни мы редко говорим о чувствах во всеуслышание. Если герои Саган и признаются в любви, то, скорее всего, они просто прячут страх одиночества, тоску, скуку или жажду мести.


Одиночество


Сексуальная свобода

За Франсуазой Саган ходила скандальная слава: она меняла мужей, любовников, а по некоторым слухам — и любовниц. Она жила подобно героям своих романов, предпочитая сиюминутные наслаждения и редко задерживаясь с кем-то надолго.

Герои Франсуазы редко задумываются о чувствах других. Они изменяют. Любят втроем, а то и вчетвером. Выбирают тех, кто значительно младше, и тех, кто значительно старше. Они могут переспать от скуки или за деньги. Им не чужда однополая любовь.

Пошло? Мерзко? Отнюдь. Безнравственность в романах Саган — чувственная, нежная, хрупкая. Ее язык предельно чист.

Деньги

Ее герои избалованы деньгами. Они скучают в дорогих ресторанах, на виллах и в казино. Они покупают любовь молодых и продают свое тело за деньги. Они готовы уйти от любимого человека к более состоятельному любовнику. Им так удобно. Немного скучно, но удобно.

В каждом своем романе Франсуаза стремилась описать пустоту буржуазного общества с его альфонсами, кокотками и богатыми вдовами, и ей это удавалось.


Гедонизм

Герои Саган живут сегодняшним днем. Они не хотят работать и учиться. Они предпочитают пьянствовать, танцевать, проводить каникулы в Каннах, заниматься любовью на смятой постели. Они не верят в Бога и знают, что им дана одна жизнь. А потому посвящают ее сиюминутным удовольствиям. Короче, гедонизм в чистом виде.

В историях своих персонажей писательница воплотила настроение целой эпохи.

Франция

Саган воссоздает короткие зарисовки из жизни французов: они ужинают в уютных ресторанах Парижа, гуляют на Елисейских полях, а лето проводят у моря. Словно это и не книга, а легкая французская мелодрама со сменяющимися декорациями.


Смерть

Даже в романах, где, на первый взгляд, отсутствует трагическая развязка, тень смерти накрывает героев. Отказ в любви для них зачастую сродни смерти. Как, впрочем, и согласие на любовь. Они бесконечно размышляют о смысле жизни, убегая от реальности. Мечтают о самоубийстве, измученные праздностью и бездельем. Занимаются саморазрушением, злоупотребляя наркотиками и алкоголем.

Произведения, которые можно почитать на русском (осторожно, спойлеры!)

Ученица монастырского пансиона Сесиль проводит летние каникулы на вилле отца на Лазурном побережье, крутит романы и мечтает избавиться от папиной подружки Анны.

20-летняя студентка юридического факультета Сорбонны влюбляется в дядю своего бойфренда и проводит с ним каникулы в Каннах.

В богемной парижской тусовке завязывается любовный многоугольник между актрисой, писателем, режиссером, литературным критиком, молодым медиком.

49-летняя Поль стоит перед выбором: остаться с Роже, который изменяет ей уже много лет, или же уйти к 25-летнему красавцу Симону, потерявшему от нее голову.

Француженка Жозе замужем за ревнивым американцем Аланом; она изменяет супругу, но не решается уйти от него.

Люсиль живет на попечении у своего состоятельного любовника Шарля, но на одном из светских вечеров влюбляется в Антуана — бойфренда богатой дамы Дианы.

45-летняя сценаристка Голливуда Дороти сбивает юношу Льюиса и забирает его к себе домой.

Спасаясь от депрессии, журналист Жиль решает провести лето у сестры на юго-западе Франции; в Париж он возвращается с женой местного чиновника.

Элеонора и Себастьян — сестра и брат, которые ведут разгульный образ жизни за счет друзей и любовников; они по очереди спят с состоятельной женщиной за деньги.

Беспечная Жозе уходит от наскучившего мужа к состоятельному покровителю Юлиусу, хоть и не способна ответить на его сильную любовь.

Актриса Беатрис, привыкшая менять мужчин, встречает бывшего любовника, от которого ушла 5 лет назад, и решает снова закрутить с ним роман.

В разгар Второй мировой Жером приезжает со своей девушкой Алисой на виллу друга, чтобы та соблазнила его и убедила поддержать антифашистское движение.

Престарелый режиссер русско-немецкого происхождения Костя фон Мекк снимает в оккупированной Франции фильм для Германии и спит с мальчиками и девочками.

Музыкант Венсан женился на Лоранс по расчету, однако спустя 7 лет брака он внезапно становится богатым и задумывается о том, чтобы бросить супругу.

Четверка аристократов в июне 1940 бежит из Парижа в Брюссель, но по дороге попадает под обстрел и вынуждена скрываться на близлежащей ферме.

Матье узнает, что у него рак легких и жить ему остается недолго; он навещает любовниц и коллег, а позже приходит к жене, чтобы сообщить о скорой смерти.

Журналист Франсуа решает переспать с 50-летней владелицей театра, чтобы добиться постановки пьесы, принадлежащей его возлюбленной Сибилле.

Читайте также: