Поурочные разработки по русскому языку 1 класс перспективная начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Учебник разработан в соответствии с концепцией “Перспективная начальная школа” и требованиями новых образовательных стандартов. Учебник нацелен на то, чтобы обеспечить инструментальное освоение алфавита; понимание разницы между буквами и звуками, а также между звуками разного качества; знакомство со звукобуквенным анализом слов; начало освоения круга тех орфограмм, которые могут быть объяснены из звукобуквенного анализа слов; формирование начальных представлений о частях речи, членах предложения и видах предложений по интонации и цели высказывания.

Волшебный лес в опасности…………………………. 5
Дети осваивают алфавит……………………………….. 8
Маша и Миша знакомятся с миром слов .. .14
Тайны устной и письменной речи ……………. 21
Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком……………….. 29
Дети учатся различать согласные звуки … .32
Загадка звука [й’] и буквы Й………………………… 35
Твёрдые и мягкие согласные звуки…………….. 42
Маша и Миша прислушиваются к гласным и согласным звукам … 49
Дети знакомятся с твёрдыми согласными, у которых нет мягкой пары.. 56
Маша и Миша узнают о существовании непарных мягких согласных……. 64
Почему Ь называют мягким, а Ъ — твёрдым? …………………………………….. 68
Очередное открытие: парные звонкие на конце слов заменяются глухими..76
Предложения по-разному произносятся и по-разному записываются …….. 85

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с новым учебником русского языка, с интригой и героями учебника, закрепления навыков письма заглавных и строчных букв, близких по написанию; способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, его истории.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; формулируют собственное мнение; личностные УУД: проявляют положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка.

I. Организационный момент.

Постановка целей урока.

− Прочитайте (запись на доске):

Азбука – к мудрости ступенька.

– Почему так говорят?

– Сегодня вы начинаете путешествовать по миру родного языка.

Учитель в доступной форме рассказывает, что является предметом изучения русского языка, знакомит с оглавлением учебника, предлагает учащимся рассмотреть учебник в течение 2–3 минут самостоятельно, обращает внимание на фамилию автора, а также на то, как в учебнике показаны новая тема, правило, слова, которые надо запомнить.

– Как вы думаете, чему научит вас этот учебник? (Научит правильно говорить и писать; сделает нас грамотными.)

– Что такое язык и речь?

– Как устроено предложение?

– Как правильно пишутся слова?

– Почему тетрадь называется тетрадью?

2. Повторение правил обращения с книгой.

– Вспомните правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой

 Брать книгу только чистыми руками.

 Книга любит одежду – обложку и закладку.

 Переворачивать странички за верхний правый угол.

 Не делать в книге пометок, не загибать страниц.

– Почему надо беречь книги? (Ответы учащихся.)

– На уроках обучения грамоте вы научились читать и писать. И теперь можете смело отправляться в путешествие, чтобы открыть для себя увлекательный мир русского языка. А эта книга станет вашим верным и надежным помощником.

Чтоб был здоровым каждый пальчик наш,

Всем пальчикам мы сделаем массаж.

Мизинец посильнее разотрем…

Массировать теперь мы безымянный перейдем…

Погладим, посжимаем средний, указательный, большой…

Ведь ритм письма довольно не простой.

Чтоб пальчики работали старательно,

Мы отдыхать даем им обязательно.

Учащиеся, начиная с мизинца левой руки, массируют пальчики от подушечки к основанию. Закончив массаж левой руки, приступают к пальчикам правой.

На доске запись букв: п т о а и й ш г.

Прописывание строчных букв п // т // г // и // й //.

IV. Введение в тему.

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями.

– Познакомьтесь, это Маша и Миша – брат и сестра. Однажды рано утром, когда дети еще спали, в окно дома кто-то тихонько постучал.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 5).

– Кто это? Прочитайте. (Говорящий Ворон.)

Будет нас сопровождать

По лесам дремучим,

По рекам кипучим,

По местам интересным,

По дорогам заповедным

К тайнам великого могучего

– Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный Лес.)

– Что там случилось? Прочитайте. (Чтение III абзаца, с. 5.)

– Что бы это значило? Как вы думаете? (Предположения учащихся.)

– Волшебница Анишит Йокоповна (показ иллюстрации) заколдовала всех зверей и птиц и запретила им разговаривать.

Девизом нашей работы будут слова из песни:

Мы должны помочь в дороге

Всем, кто ждет подмоги.

У заколдованных животных дальняя родственница – Летучая Мышь. Она очень образованная и обещала нам помогать.

Руки в стороны пошире,

− Анишит Йокоповна уверена, что в мире не осталось вежливых детей. Маша и Миша решили убедить ее в обратном, но только расстроили Анишит Йокоповну. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте текст.

− Как поздоровалась Маша?

– Что девочка сделала неправильно? (Маша не встала со скамейки в присутствии подошедшей Анишит Йокоповны. Она продолжила чтение книги, этим она показала пренебрежение к тому, кто к ней подошел.)

− Почему в данной ситуации с Машей и Мишей этого оказалось недостаточно? (При встрече с взрослым человеком надо встать, проявить почтение и уважение.)

− Как бы поздоровались вы? (Ответы учащихся.)

− Маша и Миша поняли свою ошибку. Прочитайте, как они ответили на приветствие (с. 49).

 Работа в группах.

− Покажите, как встречаются и что говорят при встрече герои сказок. На ваших столах лежат наборы масок к сказкам. Разберите маски, догадайтесь, какая сказка досталась вашей команде. Подумайте и покажите, как встречаются герои вашей сказки*.

После обсуждения учащиеся выходят к доске и показывают, как здороваются их персонажи.

− Мы научились здороваться. Продолжим наш урок.

V. Изучение нового материала.

Личностные УУД: смыслообразование – организация участия учащихся в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос, направленной на воспитание любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); восстановление нарушенного порядка в интеллектуальных задачах с целью решения учебно-познавательной проблемы.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 6).

– Кто это? (Асырк и Торк.)

– Прочитайте их имена справа налево. Какие слова получились? (Крыса, крот.)

– Какие требования они предъявляют? (Предъявить пропуск – знание алфавита.)

– Асырк и Торк не знают, что вы день за днем, шаг за шагом узнавали тайны профессора Алфавита, учились читать и писать. Посмотрите на алфавитный столбик (с. 6).

Тридцать три родных сестрицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

– Сколько всего букв?

– Сколько букв обозначают гласные звуки? Назовите их.

– Сколько букв обозначают согласные звуки? Назовите их.

– Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья.

Пять сестренок опоздали –

Заигрались в прятки.

Учитель:А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком.

– Какие буквы опоздали? Найдите их место. (Ё, Й, Ъ, Ы, Ь.)

Алфавит пройдем мы вместе.

Будем петь его как песню.

Весело споем его мы!

Громче грома, громче грома.

День сегодня музыкальный.

Есть у нас талант вокальный.

Жить без знаний скучно было.

Знанья – это наша сила.

И тому пути открыты,

Кто подружит с алфавитом.

Лошадь, лама, ландыш, ложка,

Мел, метель, метро, матрешка,

Небо, невод, нить, невеста,

Овод, облако, оркестр.

Попугай поет по нотам.

Рой пчелиный строит соты.

Стрекоза в саду стрекочет!

Такса лапками топочет.

Утка слушает пластинку.

Фанту пробует фламинго!

Хор не плох. Есть слух у хора,

Царь зверей – его опора!

Чтим его – рычит он чисто!

Шесть заменит он солистов!

Щедрый мир нам дарят песни.

Этот день собрал нас вместе.

 Игры с Алфавитом.

АБДЕК (В, Г, Ё, Ж, З, И, Й),

ЛМНСЦ (О, П, Р, Т, У, Ф, Х),

ЧШЩ (все на месте),

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

Русский язык, 1 класс, Методическое пособие, Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р., 2012.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Осознавание алфавита как определенной последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов.
Различение звуков (разных их качеств) и букв. Различение гласных и согласных звуков.
Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твердых и мягких согласных звуков (парных и непарных).

Объяснение (характеристика) особенностей гласных, согласных звуков.
Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путем многократного обращения к звуковому столбику. Определение звука по его характеристике. Соотношение звука и его характеристики. Устная характеристика звука. Группировка звуков по заданному основанию.

Оценивание правильности предложенной характеристики звука, умение находить допущенные в ней ошибки.
Нахождение (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками.
Чтение и составление звуковой схемы слова. Анализ заданной звуковой схемы слова. Соотношение звучащего слова с его звуковой схемой.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления учащихся с новым учебником русского языка, с интригой и героями учебника, закрепления навыков письма заглавных и строчных букв, близких по написанию; способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, его истории.

Планируемые результаты образования: предметные: научатся пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; формулируют собственное мнение; личностные УУД: проявляют положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка.

I. Организационный момент.

Постановка целей урока.

− Прочитайте (запись на доске):

Азбука – к мудрости ступенька.

– Почему так говорят?

– Сегодня вы начинаете путешествовать по миру родного языка.

Учитель в доступной форме рассказывает, что является предметом изучения русского языка, знакомит с оглавлением учебника, предлагает учащимся рассмотреть учебник в течение 2–3 минут самостоятельно, обращает внимание на фамилию автора, а также на то, как в учебнике показаны новая тема, правило, слова, которые надо запомнить.

– Как вы думаете, чему научит вас этот учебник? (Научит правильно говорить и писать; сделает нас грамотными.)

– Что такое язык и речь?

– Как устроено предложение?

– Как правильно пишутся слова?

– Почему тетрадь называется тетрадью?

2. Повторение правил обращения с книгой.

– Вспомните правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой

 Брать книгу только чистыми руками.

 Книга любит одежду – обложку и закладку.

 Переворачивать странички за верхний правый угол.

 Не делать в книге пометок, не загибать страниц.

– Почему надо беречь книги? (Ответы учащихся.)

– На уроках обучения грамоте вы научились читать и писать. И теперь можете смело отправляться в путешествие, чтобы открыть для себя увлекательный мир русского языка. А эта книга станет вашим верным и надежным помощником.

Чтоб был здоровым каждый пальчик наш,

Всем пальчикам мы сделаем массаж.

Мизинец посильнее разотрем…

Массировать теперь мы безымянный перейдем…

Погладим, посжимаем средний, указательный, большой…

Ведь ритм письма довольно не простой.

Чтоб пальчики работали старательно,

Мы отдыхать даем им обязательно.

Учащиеся, начиная с мизинца левой руки, массируют пальчики от подушечки к основанию. Закончив массаж левой руки, приступают к пальчикам правой.

На доске запись букв: п т о а и й ш г.

Прописывание строчных букв п // т // г // и // й //.

IV. Введение в тему.

Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями.

– Познакомьтесь, это Маша и Миша – брат и сестра. Однажды рано утром, когда дети еще спали, в окно дома кто-то тихонько постучал.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 5).

– Кто это? Прочитайте. (Говорящий Ворон.)

Будет нас сопровождать

По лесам дремучим,

По рекам кипучим,

По местам интересным,

По дорогам заповедным

К тайнам великого могучего

– Куда держат путь Маша и Миша? (В Волшебный Лес.)

– Что там случилось? Прочитайте. (Чтение III абзаца, с. 5.)

– Что бы это значило? Как вы думаете? (Предположения учащихся.)

– Волшебница Анишит Йокоповна (показ иллюстрации) заколдовала всех зверей и птиц и запретила им разговаривать.

Девизом нашей работы будут слова из песни:

Мы должны помочь в дороге

Всем, кто ждет подмоги.

У заколдованных животных дальняя родственница – Летучая Мышь. Она очень образованная и обещала нам помогать.

Руки в стороны пошире,

− Анишит Йокоповна уверена, что в мире не осталось вежливых детей. Маша и Миша решили убедить ее в обратном, но только расстроили Анишит Йокоповну. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте текст.

− Как поздоровалась Маша?

– Что девочка сделала неправильно? (Маша не встала со скамейки в присутствии подошедшей Анишит Йокоповны. Она продолжила чтение книги, этим она показала пренебрежение к тому, кто к ней подошел.)

− Почему в данной ситуации с Машей и Мишей этого оказалось недостаточно? (При встрече с взрослым человеком надо встать, проявить почтение и уважение.)

− Как бы поздоровались вы? (Ответы учащихся.)

− Маша и Миша поняли свою ошибку. Прочитайте, как они ответили на приветствие (с. 49).

 Работа в группах.

− Покажите, как встречаются и что говорят при встрече герои сказок. На ваших столах лежат наборы масок к сказкам. Разберите маски, догадайтесь, какая сказка досталась вашей команде. Подумайте и покажите, как встречаются герои вашей сказки*.

После обсуждения учащиеся выходят к доске и показывают, как здороваются их персонажи.

− Мы научились здороваться. Продолжим наш урок.

V. Изучение нового материала.

Личностные УУД: смыслообразование – организация участия учащихся в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос, направленной на воспитание любви ко всему живому, ориентирующей младшего школьника помогать героям-животным, попавшим в плен, и решать с этой целью разные интеллектуальные задачи.

Познавательные УУД: общеучебные – обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); восстановление нарушенного порядка в интеллектуальных задачах с целью решения учебно-познавательной проблемы.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 6).

– Кто это? (Асырк и Торк.)

– Прочитайте их имена справа налево. Какие слова получились? (Крыса, крот.)

– Какие требования они предъявляют? (Предъявить пропуск – знание алфавита.)

– Асырк и Торк не знают, что вы день за днем, шаг за шагом узнавали тайны профессора Алфавита, учились читать и писать. Посмотрите на алфавитный столбик (с. 6).

Тридцать три родных сестрицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

– Сколько всего букв?

– Сколько букв обозначают гласные звуки? Назовите их.

– Сколько букв обозначают согласные звуки? Назовите их.

– Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья.

Пять сестренок опоздали –

Заигрались в прятки.

Учитель:А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком.

– Какие буквы опоздали? Найдите их место. (Ё, Й, Ъ, Ы, Ь.)

Алфавит пройдем мы вместе.

Будем петь его как песню.

Весело споем его мы!

Громче грома, громче грома.

День сегодня музыкальный.

Есть у нас талант вокальный.

Жить без знаний скучно было.

Знанья – это наша сила.

И тому пути открыты,

Кто подружит с алфавитом.

Лошадь, лама, ландыш, ложка,

Мел, метель, метро, матрешка,

Небо, невод, нить, невеста,

Овод, облако, оркестр.

Попугай поет по нотам.

Рой пчелиный строит соты.

Стрекоза в саду стрекочет!

Такса лапками топочет.

Утка слушает пластинку.

Фанту пробует фламинго!

Хор не плох. Есть слух у хора,

Царь зверей – его опора!

Чтим его – рычит он чисто!

Шесть заменит он солистов!

Щедрый мир нам дарят песни.

Этот день собрал нас вместе.

 Игры с Алфавитом.

АБДЕК (В, Г, Ё, Ж, З, И, Й),

ЛМНСЦ (О, П, Р, Т, У, Ф, Х),

ЧШЩ (все на месте),

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Читайте также: