Поурочные разработки по окружающему миру 4 класс начальная школа 21 века

Обновлено: 05.07.2024

Цель: знакомство с органом вкуса, его значением и гигиеной.

1) формировать бережное отношение к своему здоровью;

2) учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

3) расширять знания учащихся.

Оборудование:

Учебный комплект для учащихся:

• Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2010.

2. Рабочие тетради:

• Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2010.

4.Карточки для индивидуальной работы;

6.Таблички: дегустаторы, менеджеры, эксперты;

7.Продукты для опытов (сахар- рафинад, салфетки, вода)

-Какой будет урок? (окружающий мир)

-Как человек воспринимает окружающий мир? (с помощью органов чувств)

- Какой орган чувств изучали на прошлом уроке? (обоняние)

2. Проверка домашнего задания.

1) Нос является органом обоняния? (да)

2) Обоняние помогает хорошо слышать? (нет)

3) Насморк мешает обонянию? (да)

4) Опасно ли подносить к носу средства бытовой химии? (да)

5) Курение вредит обонянию? (да)

6) У животных есть обоняние? (да)

Проверка по индивидуальной доске.

-несколько человек работают по карточкам

-не нюхать незнакомые предметы бытовой химии

-беречь нос от простуды

-чаще употреблять в пищу фрукты и овощи, чтобы не заболеть

-не простужать ноги

Молодцы! Хорошо рассказали про обоняние.

3.Объяснение нового:

-Отгадайте загадку и узнаете о каком органе чувств пойдет речь на уроке.

Всегда во рту

А не проглотишь (язык)

Назовите тему урока (Вкус)

-Сегодня на уроке вы узнаете много интересного и полезного о вкусе, о главном его органе языке. Класс будет разделен на группы: менеджеры, эксперты, дегустаторы.

Дегустатор - новое для вас слово. Заглянем в словарик (Дегустатор - специалист, который определяет качество продукта на вкус)

Сегодня на уроке дегустаторы нам помогут ответить на вопрос:

Верно, что различать вкус помогает слюна?

Опыт №1. Потрем язык салфеткой и проведем быстро по нему кусочком сахара. Почувствовали ли вкус? Почему?

Вывод: сухой язык вкуса не ощущает.

Опыт №2.Подержим сахар во рту чуть дольше или положим его на влажный язык. Что происходит? (сахар растворятся и ощущается сладкий вкус)

Вывод: вкус пищи мы ощущаем, если она растворяется в жидкости. Растворителем служит слюна. Нерастворимые вещества кажутся безвкусными. Наш язык всегда влажный.

1) Упражнения на восстановление мозгового кровообращения.

-Что пожелал вам кот Леопольд? (Ребята! Берегите зрение!)

-Только ли язык участвует в определении вкуса? (Органы зрения и обоняния тоже участвуют, поэтому дегустаторов мы сегодня выбирали без насморка.

-С помощью языка мы узнаем вкус: сладкий, соленый, горький или кислый.

Сладкую и соленую пищу человек ощущает кончиком языка, кислую – боками , а горькую - корнем.

-Почему так происходит?

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот, кислое или сладкое, соленое или горькое, вкусное или безвкусное. Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше ощущают кислое, а его основание- горькое. Поэтому горькое лекарство надо быстрее проглатывать.

4.Закрепление нового материала.

а) - Каково значение органа вкуса?

- Какие вкусы мы различаем?

в) Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.

д) Какое еще значение имеет язык? Зачем врачи осматривают язык?

Надо ли беречь язык?

5. Итог урока.

-Как называлась тема урока? (Вкус)

-Назовите главный орган вкуса (Язык)

-Помогите продолжить предложения.

Снаружи язык покрыт множеством…(сосочков) В них заложены окончания нервов, определяющих…(вкус)

Кончик языка ощущает…(сладкий и соленый) вкус. Кислый вкус ощущаем …. (краями) А горький…(корнем)

-Нужно ли беречь язык? (Да)

Понравился вам урок?

Поделитесь своими знаниями с родителями.

Комментирование оценок. Мне понравились содержательные ответы…(фамилии детей), по карточкам получили оценки… и т.д.

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2008.

2. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2010.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткое описание документа:

конспекты уроков расчитаны на 2 часа в неделю.

Урок 1
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Урок 2
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗМА

Урок 3
КОСТИ И МЫШЦЫ НЕОБХОДИМО УКРЕПЛЯТЬ

Урок 4
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Урок 5
БЕРЕГИ ЗУБЫ С ДЕТСТВА

Урок 6
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Урок 7
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

Урок 8
СЕРДЦЕ – ГЛАВНЫЙ ОРГАН
КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ

Урок 9
КАК ОРГАНИЗМ УДАЛЯЕТ НЕНУЖНЫЕ ЕМУ
ЖИДКИЕ ВЕЩЕСТВА

Урок 11
ЗРЕНИЕ. БЕРЕГИ ГЛАЗА

Урок 12
СЛУХ. БЕРЕГИ СЛУХ

Урок 13
ОБОНЯНИЕ. КАК МЫ ЧУВСТВУЕМ ЗАПАХИ.
БЕРЕГИ ОБОНЯНИЕ

Урок 15
ОСЯЗАНИЕ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 465 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 28.01.2015 5834
  • DOCX 1.9 мбайт
  • 136 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Корсакова Гульсина Фаясовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Предмет: ОБЖ
Категория материала: Конспекты
Класс: 4 класс
Автор: Салихова Гульсина Фаясовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 1.91 Mb

Урок 1ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Цели: расширять знания учащихся об организме человека, функциях различных органов; познакомить со строением и значением нервной системы, формировать представления учащихся о головном и спинном мозге, развивать навыки активной мыслительной деятельности.

I. Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Торопит всех нас в школу.

Мы все хотим о мире знать,

Природы тайны открывать.

Что значит общество?

И что в нем значим мы?

Нам многие ответы

В учебнике даны.

Продолжим же учиться,

Мир наш познавать,

Историей родной будем гордиться,

Хотим достойной сменой предков стать.

II. Знакомство с учебником. Актуализация знаний.

– Какие основные темы предстоит вам изучать на уроках окружающего мира в четвертом классе?

– Что предлагают вам авторы учебника для запоминания содержания текстов?

– Вспомните материал, изученный в третьем классе: какими цифрами обозначаются века?

– Каким шрифтом выделены в учебнике незнакомые слова? Как будете определять их значение?

– Нравится ли вам работать с контурными картами?

– Как советуют путешествовать по картам авторы учебника?

– Что бы вы хотели узнать об окружающем мире в этом учебном году?

3. Выполнение практических заданий.

1) Сделайте табличку из двух колонок: в одной колонке запишите арабские цифры, а в другой – соответствующие им римские цифры.

2) Вспомните и назовите правила чтения карты. Попробуйте совершить путешествие по физической карте России из столицы нашей Родины в то место, где вы находитесь. Расскажите, какой путь вы преодолеваете.

III. Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

Учитель. Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название раздела, с которого мы начнем знакомиться с учебным материалом по окружающему миру в этом учебном году.

– Прочитайте, на какие вопросы вы сможете ответить, изучив этот раздел.

– Какой из них вас более всего интересует?

2. Объяснение по теме урока.

Учитель. Внешне люди сильно отличаются друг от друга: большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие. Присмотритесь к себе и своим друзьям, и вы убедитесь, что каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам. Человек – это сложный живой организм. Он состоит из отдельных органов: сердца, лёгких, желудка, глаз, ушей и т. д. Каждый орган имеет определённое строение и выполняет определённую работу. Когда вы читаете книгу, то ваши глаза видят буквы. Когда мама зовёт вас обедать, вы слышите её голос и понимаете, что она говорит, идёте обедать. Заманчивый запах из кухни подсказывает вам, что обед сегодня особенно вкусный. Вы можете ходить, бегать, прыгать. Вы всё время вдыхаете и выдыхаете воздух. Как видите, у каждого органа своя работа. Но все органы зависят друг от друга. Вместе они составляют сложный и слаженный в работе механизм человека, который называется организмом.

Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма.

На доске прикреплены плакаты с изображением систем органов. Учитель показывает каждую систему и рассказывает о ее деятельности.

Учитель. Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, то есть все органы объединены в системы органов.

3. Терминологическая работа.

Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

В организме выделяют несколько систем органов:

Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц.

Мышечная система представляет собой основную ткань скелетных мышц и многих внутренних органов. С мышечной системой связана функция движения человека; сокращаясь, она приводит в движение мышцы скелета.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.

В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.

Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга, а нервные волокна, отходящие от нервных клеток, тянутся от головного и спинного мозга ко всем органам и тканям, обеспечивая быструю связь между разными частями организма.

Живой организм состоит из множества органов. Он существует и функционирует как единое целое.

Вопросы для обсуждения:

– Что называют телом природы?

– Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы?

– Можно ли назвать человека телом живой природы? Почему?

– Какие признаки, присущие растению и животному, есть у человека?

– Рассмотрите рисунок на с. 7 учебника.

– Назовите органы человека, которые изображены на схеме.

– Где они находятся?

– Какую работу они выполняют?

– Какие свойственные им функции выполняют сердце, легкие человека? А животного?

– Как вы думаете, есть ли органы, отличающие человека от животного? Объясните свое мнение.

– Какие системы органов вам известны?

– Каково их значение в организме?

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо (поворот вправо),

И налево надо тоже (поворот налево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще (поворот вправо)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу! (Сели на свои места.)

4. Беседа о нервной системе человека.

Учитель. В организме человека постоянно происходят разнообразные процессы жизнеобеспечения. Так, в период бодрствования одновременно функционируют все системы органов: человек двигается, дышит, по его сосудам течёт кровь, в желудке и кишечнике идут процессы пищеварения и др. Человек воспринимает все изменения, происходящие в окружающей среде, реагирует на них. Все эти процессы регулируются и контролируются нервной системой.

Вы уже знаете, что существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит нервной системе. Кроме того, у человека нервная система составляет основу его психической деятельности (мышления, речи, поведения).

– Что вы делаете, когда вдруг случайно рукой касаетесь горячего утюга или уколете палец иголкой? Вы мгновенно отдёрнете её.

– Вы идёте по дороге, сзади вас раздаётся гудок машины. Что вы делаете? Немедленно отходите в сторону.

– Кто же заставил вас отдёрнуть руку от горячего утюга, убежать в сторону от опасности?

Вывод. Управляет работой всех наших органов нервная система.

Задание. Прочитайте на плакате и назовите, что входит в нервную систему.

Общий план строения нервной системы

Учитель. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Нервы похожи на тонкие белые нити. Они сильно разветвляются и доходят во все части тела, во все внутренние органы. Нервная система руководит работой органов. Как же это происходит?

Например, звенит школьный звонок, извещая о конце перемены. С помощью чего мы услышали звонок? (С помощью ушей.) Этот сигнал по нервам в доли секунды передаётся в спинной мозг. Спинной мозг также быстро этот сигнал передаёт в головной мозг. Головной мозг моментально даёт ответный сигнал, который также быстро передаётся по спинному мозгу, затем по нервам к нашим мышцам ног, и мы спешим в класс.

Задание. Приведите свои примеры быстрого реагирования нервной системы на какие-либо факторы, воздействующие на наш организм.

– Объясните, какие органы участвовали в системе передачи нужного сигнала конкретному органу для принятия соответствующего решения в приведенных вами примерах.

– Что бы могло произойти, не будь нервной системы с ее возможностью сообщать необходимым органам важную информацию?

Мы видим, что головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. Мозг регулирует работу органов с помощью электрических сигналов – нервных импульсов, передающихся по нервным клеткам. Нервная система оказывает на организм такое же воздействие, как и биологически активные вещества, то есть возбуждает или тормозит функции организма. Мозг постоянно получает информацию об изменении условий внешней и внутренней среды. Между мозгом и всеми органами существуют двусторонние связи: от органов к мозгу и от мозга к органам. Благодаря этим связям мозг обеспечивает соответствие работы органов потребн.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Организм человека. Нервная система

Человек – живое существо – 10 ч.

Двигательная система организма

Кости и мышцы необходимо укреплять

Берегите зубы с детства

Кровеносная система. Кровь и ее значение

Сердце – главный орган кровеносной системы

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

с. 27–29, Р. т. с. 15

Зрение. Береги глаза

Как человек воспринимает окружающий мир – 5 ч.

Слух. Береги слух

с. 33–35, Р. т. с. 18

Обоняние. Береги обоняние

Осязание. Обобщение по теме

Мир чувств – 2 ч.

с. 40–42, Р. т. с. 18

с. 42–45, Р. т. с. 21

Что такое внимание?

Обрати внимание на внимание -1 ч.

Зачем человеку память

Помни о памяти - 1 ч.

Правила здоровой жизни

Ты и твое здоровье – 8 ч.

О правильном питании

Как закаливать свой организм

Поговорим о вредных привычках

с. 63–66, Р. т. с. 25

Когда дом становится опасным

Какие опасности подстерегают детей на дороге

Если случилась беда…

Что нужно знать о болезнях

Чем человек отличается от животных

Человек – часть природы -3 ч

От рождения до старости

Почему пожилым людям нужна твоя помощь

Поговорим о доброте

Человек среди людей - 3ч.

Что такое справедливость

I I I - четверть

Умеешь ли ты общаться?

Природные зоны России. Арктика

Родная страна:
от края до края - 11 ч.

Природные зоны России. Тундра

Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса

с. 14–23, Р. т. с. 11

Природные зоны России. Степь

Природные зоны России. Пустыня

с. 27–28, Р. т. с. 13

Почва – среда обитания растений и животных

с. 29–32, Р. т. с. 14

Как возникали и строились города

с. 38–46, Р. т. с. 20

Россия и ее соседи. Япония. Китай

Финляндия. Королевство Дания

с. 50–54, Р. т. с. 23

Что такое культура. Как возникла письменность

Человек – творец культурных ценностей -8ч

с. 56–61, Р. т. с. 24

Образование – часть культуры общества

Образование – часть культуры общества

Образование – часть культуры общества

с. 73–75, Р. т. с. 25, 28

Русское искусство до XVIII (18) века

Русское искусство до XVIII (18) века

с. 80–85, Р. т. с. 30

Русское искусство до XVIII (18) века

Искусство России XVIII (18) века

с. 96–102, Р. т. с. 32, 34

Композиторы XIX (19) века. М. И. Глинка. Петр Ильич Чайковский

Художники XIX века. В. А. Тропинин, И. И. Левитан. И. Е. Репин

с. 106– 114, Р. т. с. 35

Искусство России ХХ (20) века

Героические страницы истории нашей Родины

Человек – защитник своего Отечества - 7ч.

Как русские воины победили шведских захватчиков

Битва на Чудском озере

Отечественная война 1812 года

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

Все – для фронта, все для победы!

с. 135– 138, Р. т. с. 41

Мы живем в Российском государстве. Права и обязанности граждан

Гражданин и государство - 4ч.

с. 140– 143. Р. т. с. 42

Повторение и обобщение. Россия XVII–XX веков

Повторение и обобщение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по математике. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Поурочное планирование по математике. УМК "Начальная школа XXI века".

Поурочное планирование по математике. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Поурочное планирование по математике. УМК "Начальная школа XXI века".

Поурочное планирование по технологии. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Поурочное планирование по технологии. УМК "Начальная школа XXI века".

Поурочное планирование по технологии. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Поурочное планирование по технологии. УМК "Начальная школа XXI века".


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + планирование по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, .


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД.


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс.

авторы: Виноградова Наталья Федоровна , Руководитель Центра начального образования ИСРО РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования

Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Руководитель Центра начального образования ИСРО РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования

Читайте также: