Постановка танца в школе

Обновлено: 05.07.2024

«. Говорят, что танец – это всегда любовь. Повороты, наклоны, прыжки, ритмические движения – это танец. Это первичное искусство – самое физическое и самое личное. Мы используем наши руки для того, чтобы рисовать картины на холсте или создавать формы из камня, а танец требует всего нашего тела, которое движется в пространстве. Танец – самое непостоянное и текучее из искусств. Для стороннего наблюдателя это беспорядочная последовательность различных движений, которую почти невозможно запомнить.

Популярность Спортивных Танцев в России так же достаточно велика.

В многочисленных танцевальных клубах страны занимаются тысячи юных танцоров.

На сегодняшний день, по количеству проводимых танцевальных соревнований и участвующих в них танцоров-спортсменов, Спортивные Танцы – лидирующий вид спорта в стране. Кроме своих танцевальных турниров, танцевально-спортивные пары так же принимают активное участие и в многочисленных фестивалях, выступают на различных школьных и городских культурных мероприятиях.

В свете сказанного, включение Спортивных Танцев в список программ дополнительного образования в начальной школе представляется вполне уместным.

Танцуя в паре, учащиеся многому учатся, и многое приобретают: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроится на партнера, контроль над собой, но и культура общения в танце с преподавателем, со зрителем.

Данный курс рассматривается как органическая часть системы образования, воспитания и развития личности учащихся в общеобразовательной средней школе.

Педагог не ставит своей целью выучить и натренировать учащихся для участия в рейтинговых конкурсах, но открыть перед учащимися мир танца, приобщить их к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца.

Движение - ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечнососудистой и дыхательной систем, увеличений массы головного мозга и его функциональном состоянии. Тесная связь между движением и музыкой положительно влияет на эстетическое развитие ребенка.

Танцы развивают пластику, осанку, походку, красоту движений. В танце воспитывается любовь к музыке, дружба, уважение к противоположному полу, такт, прекрасные эмоции, культура поведения.

Цель занятий - эстетическое воспитание детей на основе изучения Современного Бального Танца, укрепление физического и психического здоровья учащихся.

В процессе обучения перед учащимися ставятся следующие задачи:

1. Развитие и укрепление чувства ритма;

2. Развитие эстетических ощущений в танце;

3. Развитие способности управления эмоциональным состоянием;

4. Развитие координации;

5. Укрепление специфических групп мышц.

И, конечно, результаты не заставят себя долго ждать:

- Укрепление физического и психического здоровья учащихся.

- Развитие чувства ритма.

- Увеличение интереса к занятиям танцами и продолжение занятий более углублённо, в специализированных учебных заведениях;

- Укрепление дружбы между детьми разных возрастов и полов, взаимопомощи;

- Повышение инициативы в участии во всевозможных творческих мероприятиях.

Весь восторг от занятий прекрасно передается четверостишьем ученика 3-го класса:

В танце я кружусь сейчас.

Покажу я вальс для Вас!

Посмотрите, вот он Я!

Самба – танец заводной,

Потанцуйте же со мной!

Танцы – счастье на планете:

Красота, здоровье, труд!

Танцы, танцы – жизнь моя,

Весела и хороша!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Методическое пособие по постановке танца

Составитель: Добрынина Анна Сергеевна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Целью данного пособия является помощь при создании законченного произведения искусства.

формирование у детей устойчивого интереса к искусству хореографии;

развитие личностных и коммуникативных качеств;

раскрытие творческих способностей, обучающихся средствами хореографии;

формирование специфических знаний, умений, навыков, основ творческого развития.

Основные рекомендации по созданию хореографической миниатюры

Хореографическую миниатюру создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Он подобно композитору или поэту воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах . Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, эпизода в пляске и т.д.

Композиция танца состоит из ряда компонентов:

лексика (движения, позы, жестикуляция, мимика),

рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке),

Драматургия

Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, отчаяние и т.п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость).

Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоничном соотношении все пять его частей:

1. Экспозиция (это введение в действие (знакомство с действующими лицами, с жанром танца);

2. Завязка (начало действия танца);

3. Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией, основная часть);

4. Кульминация (наивысшая точка);

5. Развязка (логически вытекает из всего хода танцевального действия, завершает мысль, ставит ясную точку).

Если первым компонентом композиции танца является драматургия, то вторым, органически с ней связанным, является музыка . Музыка также должна быть по законам драматургии, то есть иметь экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. И не только в целом. Каждая музыкальная сцена, каждый танец не могут не быть подчинены этому языку.

Музыка имеет ряд характеристик:

Размер (2/4, 3/4, 4/4)

Эпоха, национальная окраска

Следующим компонентом является придумывание лексики . Основной источник новой лексики – импровизация . Импровизация – это спонтанность творческого самовыражения, прорыв к свободе, выход за рамки придуманных заранее движений.

Рассматривая импровизацию как вид хореографического искусства, можно определить ее признаки:

- уникальность каждого человека в своем движенческом контексте;

- основа техники импровизации – нахождение наиболее оптимальных путей затраты физической и психической энергии для движения;

- поиск индивидуального движенческого материала, открытие внутреннего мира и передача этого внутреннего видения через движение;

Импровизация, несмотря на целый ряд технических приемов и определенные школы и методики, все-таки не танцевальная техника, а исследование индивидуальных возможностей тела, зримое выражение состояния и эмоций конкретного исполнителя;

Импровизация изначально более индивидуальна, а хореография основывается на заученности ранее придуманных движений.

Импровизация, которая используется во время поисков движения в работе хореографа, должна быть управляема и контролируема. Особенно серьезные ограничения возникают, когда импровизация происходит под музыку. Музыка диктует определенное настроение, задает темпо-ритмическую структуру, воздействует на движение через свой стиль и характер.

Найденные в процессе импровизации движения еще не оформлены и не зафиксированы. И если вдруг возникает движение, которое соответствует задуманному хореографом, то необходимо его повторить и запомнить. При оценке значимости найденных движений хореограф может руководствоваться следующими критериями отбора:

- движение соответствует идее будущей постановки;

- движение интересно и оригинально в исполнении;

- движение имеет потенциал для развития.

Рисунок танца

Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным. Рисунок танца может строиться балетмейстером в нескольких планах. Нужно, чтобы хореограф умел переносить внимание зрителя на тот план или на тех действующих лиц, которые в данный момент является главными. Нужно уметь управлять вниманием зрителей и для этого так распределять рисунок танца по сценической площадке, чтобы второстепенное не отвлекало, а помогало выделить главное. Следовательно, рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз).

Основные виды хореографического рисунка:

1. Статический рисунок — неподвижный рисунок;

2. Одноплановый рисунок — все исполнители находятся на общей танцевальной площадке, на одном уровне.

3. Многоплановый — исполнители находятся на разных танцевальных площадках, на разных уровнях;

4. Симметричный рисунок — зеркальное отражение, например, два круга;

5. Асимметричные рисунки . В таких рисунках исполнители или группы находятся на неодинаковом расстоянии друг от друга или располагаются асимметрично по отношению к центру сцены. При использовании такого типа рисунка хореограф должен учитывать, что при восприятии зритель может следить только за одним исполнителем или группой и при достаточно большом интервале между исполнителями общий рисунок или хореографический текст может быть не воспринят;

По характеру используемых линий можно различать следующие рисунки:

– круговые и дугообразные .

7. Геометрические рисунки : круг, квадрат, треугольник;

8. Орнаментальные — витиеватые . Ломанные, зигзагообразные, различные переплетения.

Итак, хореограф создал замысел, определил жанр и выбрал форму, исходя из стиля танца, разработал индивидуальный язык движений, нашел те движения, которые, на его взгляд, отражают будущий замысел. Наступает этап структурирования и создания определенной формы будущего произведения. В основе этой формы должен быть некий фундамент. В хореографии таким фундаментом является мотив, т. е. доминирующий элемент композиции.

Мотив может быть не только движенческий, он может быть пространственным и относится к рисунку танца, он может быть временным, т. е. появляющимся в различных ритмических вариациях. Но в своей основе мотив – это определенная движенческая характеристика исполнителя, связанная с образом, который он воплощает.

Повторяя мотив, мы можем его видоизменять, такое изменение называется вариацией . Существуют следующие способы вариаций мотива:

- варьирование лексики (повторение, использование других частей тела, добавление других движений, поочередное и одновременное варьирование движений, симметричное и ассиметричное повторение, изъятие отдельных элементов, перестановка частей);

- изменение энергии движения (изменение силы, введение контрастов, изменение акцентов, увеличение или уменьшение силовой амплитуды);

- изменение временных характеристик (изменение ритма, неожиданные остановки, изменение скорости движения);

- изменение пространственных характеристик (варьирование пространственной амплитуды, уровня, направления, расположения исполнителя в пространстве).

Возможно соединение нескольких мотивов для того, чтобы хореограф смог выразить определенную идею. Мотивы могут быть выражающими определенное состояние исполнителя или определенное событие. Все это должно выражаться в качестве движения.

Временные категории

При постановке танцевального номера для группы можно выделить следующие временные категории:

Унисон – когда все танцовщики исполняют танцевальную комбинацию синхронно:

- одновременный унисон , когда вся группа исполняет хореографический текст синхронно и в одинаковом рисунке);

- одновременный дополняющий унисон , при котором одна часть группы исполняет базовую хореографическую фразу, а другая – с дополнительными движениями;

- одновременный контрастный унисон , т. е. две группы исполняют одновременно разный хореографический текст. Обычно этот прием используется для противопоставления одной группы другой;

- одновременный второстепенный и на переднем плане унисон означает, что одна часть группы играет ведущую роль, в то время как другая исполняет роль фона, который поддерживает и оттеняет главную группу.

2. Канон – когда танцовщики исполняют танцевальную комбинацию, разбитую на один и тот же счет, но ее начало приходит для каждого участника в разное время:

- последовательный канон : группы или солисты выполняют одинаковую движенческую фразу с некоторой задержкой во времени;

- последовательный контрастный канон , группы также исполняют движенческую фразу по очереди, но есть одно контрастное движение, которое отличает одну группу от другой;

- последовательный второстепенный или на переднем плане канон . Суть этого приема в том, что хореограф использует движение на заднем плане как фон, т. е. движенческая фраза исполняется с остановками, ритмическими задержками, в то время как на переднем плане основная группа или солист исполняет ту же движенческую фразу как мелодию.

3. Диалог – танцор или группа танцоров двигаются, в то время как другие участники выдерживают паузу, затем первая группа останавливается, тогда, как вторая группа начинает двигаться;

4. Контрапункт – в один и тот же промежуток времени каждый танцовщик группы выполняет свой собственный фрагмент.

Временной аспект является составной частью ритма танца, его общая длительность также очень важна для передачи идеи. Слишком длинный танец теряет силу воздействия на зрителя, слишком короткий может не успеть раскрыть идею автора. Постановщик должен четко выстроить общую временную картину относительно начала, середины и окончания танца. Возможны многочисленные варианты такого построения. Начало может быть длительным и детальным, однако может быть и совсем короткая экспозиция, которая активно заявляет главную идею произведения. Финал может постепенно затихать и сходить на нет, но может быть достаточно сильной кульминацией всего произведения. Все это зависит от опыта и решения постановщика.

Имея некоторое количество танцевальных комбинаций, мы определяем место в композиции для каждого из кусочков. Для того чтобы каждая связка максимально музыкально легла на свое место, можно использовать следующие приемы:

1. Длительность комбинаций движений определяется их протяжностью в музыкальном фрагменте. Меняя длительность движения, можно получить множество движений различного характера.

2. В процессе постановки композиции мы можем изменять темп , ускоряя или замедляя его.

3. Грамотно расставленные паузы в композиции танца помогут подчеркнуть наиболее яркие места в музыке и значительно усилить впечатление зрителя от вашего танца.

4. Определите для каждого кусочка место в пространстве сцены и придумайте способы передвижения от одного места к другому. Помните, что в процессе вашей композиции должно использовано быть все свободное пространство.

Балетмейстер может считать свое произведение успешно решенным в том случае, если слышимый, рожденный музыкой образ будет совпадать с видимым хореографическим образом. Именно музыка диктует хореографическое решение, структуру хореографического языка и таким образом, танцевальный текст находится в прямом взаимодействии с музыкальным материалом. Работая над хореографическим сочинением, балетмейстер имеет в своем распоряжении невероятное множество сочетаний движений, разнообразие приемов. Пользуясь материалом народного, классического, историко-бытового, современного танцев, он своей фантазией создает разнообразные хореографические сочинения различного жанра, стиля, характера

Танцы – один из любимых и популярных видов искусства – предоставляет широкие возможности в физическом, эстетическом и этическом воспитания детей. При создании репертуара для детей основными критериями являются содержание танца, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям детей. Репертуар должен прививать любовь и уважение к танцевальной культуре других народов, гуманные нравственные чувства, присущие русской хореографической школе. Знакомство с элементами классического, народного, историко-бытового современного танца и приобретение в процессе занятий специальных навыков и умений развить у учеников художественный вкус, привнести в них благородство и изящество исполнения, сформировать культуру.

Чтобы освоить танцевальную науку, необходимо выучить азбуку классического танца – это придаст исполнительской культуре, которая немыслима без какого — либо танца. Народный танец является одним из средств национального, просвятительского и патриотического воспитания школьников. Народный танец, как правило, мажорный, развивает у детей положительные эмоции, чувтсво радости бытия, обогащает танцевальный опыт разнообразными ритмами и пластикой.

Особый интерес для детей представляет работа над сюжетными танцами, темы которых близки и понятны детям, темы которых близки и понятны детямзаимствованы из окружающей действительности или из сказок окружающего мира. Особое место занимают танцы-игры, танцы с предметами. И чем органичнее танец связан со знакомой детской игрой, тем теплее он воспринимается зрителями.Тематические танцы и хореографические сюиты являются неотъемлемой частью репертуара.

  1. Народно-сценический танец – требует от постановщика глубокого знания фольклора, преобладающих тем и сюжетов, манеры исполнения, композиционных особенностей.
  2. Сюжетный танец. Используются сюжетш школьной, дворовой тематики, а также народные сказки и былины.
  3. Танцы из детских балетных спектаклей и опер – для более подготовленных коллективов.

При постановочной работе очень важно учитывать возрастные особенности участников, которые делятся на три группы: 1) младшая, 2) средняя.

При постановке работы очень важно учитывать возрастные особенности участников, которые делятся на три группы: 1) младшая, 2) средняя, 3) старшая.

Физическая нагрузка зависит от развития опорно-двигательного аппарата (например, у младшей группы мягкие кости),интенсивность и продолжительность – от возраста и степени подготовки учащихся (хореографическое училище, детский коллектив во дворце культуры, кружок в школе).

Основу репертуара для детей должны составлять танцы игрового характера, отражающие их основные интересы, инсценировки детских песен, сказок, представления школьной тематики, а также народные танцы, основанные на простых танцевальных элементах и простых композициях. Большое внимание следует уделить обучению народным танцев, а также танцам на основе на спортивных движениях (танцы с лентами, мячами, обручами,). Также стоит обратить внимание на бальные танцы.

Необходимо пробудить неподдельный интерес к занятиям детей, прилечь их к активному творчеству, а этого можно достичь, только поставив перед ним четкие долгосрочные цели. Постановочная работа в этом отношении очень продуктивна. Дети любят ее, относятся к ней с большим интересом, активно в нее включаются, непринужденно фантазируют, вообщем, работают с огромным увлечением и отдачей.

Чтобы поставить танец для дошколят, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности маленьких артистов.

1Первым шагом к постановке детского танца является обучение детей ритмике (Но мы помним, что предметом ритмики являются музыка и движение!), тем самым развиваем крупную моторику, координацию, мышечную память, чувство ритма, ориентацию в пространстве. Физиологи уже давно доказали, что движение тесно взаимодействует с памятью, речью, обучением, эмоциями и стимулирует мозг. Детский танец помогает развивать фантазию ребенка, его способность к импровизации. Музыкально-ритмическое воспитание является важной частью процесса формирования гармоничной личности, делает детей открытыми, общительными.

Ритмика позволит ребенку почувствовать сильную долю, останавливаться во время паузы и понимать, когда оканчивается музыкальный этюд.

Подбираем музыку и просчитываем её. Отмечаем акценты. Наиболее выигрышно у детей смотрятся танцы с хорошей, быстрой и зажигательной музыкой, но и под плавную музыку надо учиться танцевать, но, в основном это старший дошкольный возраст. Музыку лучше подбирать известную.

Прежде чем учить танец, даём детям самим подвигаться под эту музыку. Перед первой репетицией проведите занятие в форме игры, на котором попросите маленьких артистов рассказать о том, что они представляют после прослушивания музыки. Также можно предложить детям пофантазировать и придумать ритмичные движения. В первых это развивает творческое начало, а во вторых вы можете подглядеть в этот момент у детей несколько удачных движений и вставить их в свой номер.

Любое танцевальное произведение необходимо композиционно выстроить. Не ставьте слишком длинный танец это не под силу детям дошкольного возраста.

Условно, постановку танца можно разделить на 3 этапа: движения, рисунок, связки.

И первое что прорабатывается с детьми, это движения, но сразу сильно не закапывайтесь на этом этапе. Ваша задача познакомить детей с движениями для того, чтобы разучить танец полностью. Каждое движение обязательно должно иметь свое название словами и руками. Название словами вам поможет подсказывать на начальном этапе разучивания, а название руками поможет подсказать на последующих этапах, и даже на празднике.

По времени исполнения движения в танце делятся:

— унисон-все участники танца исполняют движения одновременно;

канон одно и то же движение или связка исполняются с опозданием на некоторое количество тактов;

диалог исполнители по очереди исполняют свои движения или связки;

контрапункт одновременное исполнение разной лексики.

После знакомства с основными движениями танца, переходим к разучиванию рисунка.

Сразу поговорим про разметку. Детям младшего дошкольного возраста легче ориентироваться в пространстве, если на полу есть разметка.

К рисунку танца присоединяем движения и связки, и прогоняем этот черновой вариант много раз, пока не увидите, что дети знают что-за чем. Особое внимание уделяем переходам от одной части к другой и переходам между рисунками. А дальше делаете то же самое и параллельно работаете над отдельными кусками, в конце каждого занятия прогоняете танец полностью.

Это те основные моменты, на которые стоит обратить внимание, если вы собираетесь разучивать танец в детском саду, но так же необходимо помнить, при кажущейся нам простоте движений, детям они даются с трудом, поскольку их мозг еще развивается, и только начинает накапливать информацию.

Работать с детьми – значит отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт каждый час,каждый день, из года в год, формируя личность нашего общества – человека развитого всесторонне и гармонично.

Хореографы всегда должны осознавать свой творческий долг, помогать в сложном процессе формирования красивой, всесторонне развитой личности.

Балетмейстер – непростая профессия. Балетмейстер, работающий с детьми, — профессия, вдвойне сложная. Ведь помимо обычных трудностей, которые всегда сопровождают композицию танца, помимо учебных задач, педагог должен умело разбираться в возрастных особенностях своих артистов.

Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.

Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что многие родители и учителя ошибочно считают: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? [1]

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.

Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни. [1]

Для младших школьников самым интересным и увлекательным, а главное плодотворным путём к здоровью является урок танца. Дети быстро увлекаются музыкально-пластическими упражнениями, танцевально-игровыми заданиями. Увлечённые игрой они с удовольствием учатся двигаться под музыку, правильно выполнять движения, так начинается сложная и кропотливая работа над своим телом.

Уроки танца способствуют не только физическому развитию, они воспитывают в детях организованность и дисциплинированность, оказывают положительное влияние на развитие художественного вкуса детей, на рост их общей культуры и культуры поведения, а главное помогают формировать всесторонне развитую, творческую и эстетически образованную личность.

Особенности построения курса

Задача курса – дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать школьнику значение двигательной активности в жизни человека, учить видеть многообразие окружающего мира и себя в этом мире.

Во-первых, такие важные педагогические задачи, как развитие личности ребёнка, его интеллекта и общей культуры, а также формирование и обогащение внутреннего мира решаются с максимальным учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на основе дифференцированного обучения.

В-третьих, обучение с увлечением – вот что должно лечь в основу урока. Только увлечённость позволит ребёнку усердно трудиться и постигать секреты мастерства.

В-четвёртых, ребёнок приобщается к культуре, постепенно обогащается его духовный мир, расширяется кругозор. Всё это способствует росту художественно- творческой личности.

Основные задачи:

  • Прививать первоклассникам необходимые двигательные навыки.
  • Укреплять мышечный аппарат.
  • Формировать правильную осанку, постановку корпуса, рук, ног, головы.
  • Совершенствовать навыки координации и пространственной ориентации.
  • Развивать танцевальные способности.
  • Формировать умения эмоционального исполнения характера пляски.
  • Развивать чувство ритма и темпа музыкального сопровождения.
  • Способствовать проявлению элементов творчества.

Характеристика физических методов оздоровления школьников

Мышечная активность – обязательное условие для нормального развития организма ребёнка. Кроме того, не следует забывать о том, что физическое воспитание, это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей в школе и дома.

Вид двигательной деятельности

Физиологическая и воспитательная задача

Необходимые условия

1. Разминка на ковриках и на середине класса

Воспитание ловкости, гибкости. Качественное укрепление мышц. Удовлетворение потребности в движении.

Место, достаточное для двигательной активности. Одежда, не стесняющая движения, коврики, игрушки и пособия, побуждающие ребёнка к движениям.

2. Музыкально-ритмические упражнения.

Воспитание музыкально- ритмических навыков. Движения более лёгкие для исполнения, но чёткие и лаконичные.

Музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать характеру и ритму движений.

3. Художественно-образные импровизации.

Воспитание образного мышления, и артистического воплощения. Качественнее развитие эмоциональной сферы.

Выразительная музыка, позволяющая ребёнку видеть индивидуальные оттенки при исполнении роли.

4. Разучивание танцев.

Воспитание художественно-эстетической культуры, приобщение к миру танца. Формирование умения танцевальных навыков.

Просторный кабинет с зеркалами. Музыкальный и художественный материал.

Построение урока

Урок начинается танцевальным поклоном, который настраивает ребят на творческую работу. Затем идёт разминка, которая начинается танцевальными шагами по кругу, и продолжается на середине класса.

В разминку входят движения направленные на разогрев мышц, начиная от ступней и заканчивая шеей и движения для постановки танцев. Затем выполняются упражнения на ковриках. Продолжительность всей разминки не должна превышать 15 минут.

Следующая часть урока – развивающие игры. Теперь будет работать творческое воображение, а мышцы немного отдохнут. Ребятам предлагается создать музыкально-художественный образ. На эту игру отводится от 5 до 10 минут.

После игры переходим к музыкально-ритмическим упражнениям. Они строятся на хлопках и притопах. Все дети с огромным удовольствием исполняют эти движения.

Так мы подошли к заключительной части урока – постановке танца. Она начинается с повторения пройденного материала. Ребята повторяют ту часть танца, которую выучили на прошлом занятии, и только потом переходят к новому материалу. Урок обязательно заканчивается поклоном.

1. Упражнения для разминки

Разминка по кругу

  • Шаги: с носка; с высоко поднятым коленом; на носочках, на пяточках.
  • Бег (ноги назад, ноги вперёд); подскоки; боковой галоп с хлопками.

Разминка на середине класса (построение в две линии)

- на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге, на двух ногах вокруг себя;
- на правой ноге с продвижением вправо, на левой ноге с продвижением влево; и т.д.

Разминка на ковриках

  • Приподниматься на руках, прогибаясь назад.
  • Поднимать вверх руки и плечи; поднимать вверх одновременно руки и ноги.

Сидя на коврике, ноги вытянуты в стороны:

  • Дотянуться носом до правого и левого колена.
  • Наклониться вперёд, подбородком дотянуться до пола.

Сидя на коврике, ноги вместе, вытянуты вперёд:

  • Поочерёдно носочки ног вытягиваем и сокращаем на себя.
  • Наклониться вперёд, дотянуться руками до пальчиков ног; лечь на спину.
  • Руками аккуратно надавить на коленки, прижимая их к полу.
  • Упражнения для пальцев и кистей рук.

2. Музыкально – ритмические упражнения

Для лучшего усвоения ритмического рисунка необходимо достаточное время, поэтому музыкально-ритмичные движения разучиваются в несколько этапов.

На начальном этапе: дети учатся хлопать или топать определенный ритмический рисунок, обращая внимание на сильную долю:

На следующем этапе: ритмический рисунок хлопков и притопов усложняется за счёт изменения темпа:

Переходим к следующему этапу: когда ребята усвоят темп простых ритмических рисунков, можно усложнить рисунок, поставив детей в пары:

  • хлопать в ладоши друг другу двумя ладошками;
  • хлопать в ладоши друг другу то левой, то правой ладошками;
  • хлопать друг другу: 1 раз левой, 1 раз правой, 3 раза двумя ладошками;
  • добавить хлопки по коленям и в ладоши друг другу; и т.д.

Более сложный этап: строится на музыкально-ритмических рисунках соединяющих в себе хлопки и притопы одновременно:

Когда ребята усвоят темп и ритм сложных рисунков, можно попробовать поставить детей в пары. Но не забывайте, что темп должен нарастать постепенно.

Каждый выученный и отработанный ритмический рисунок должен исполняться под музыку. Это может быть полька или любая другая весёлая и ритмичная музыка. Такие упражнения, исполняемые под музыку, способствуют развитию музыкального ритма.

3. Художественно-образные импровизации

Импровизации в игровой форме. [2]

Педагог под музыку читает стишок

Дети выполняют движения.

Дети сидят на корточках, обхватив крепко колени руками, голова опущена вниз. Медленно встают, выпрямляются, плавно поднимая руки вверх. Заканчивая упражнения, поднимаются на носки.

Дети поднимают руки вверх, качают ими. Качание усиливают, корпус наклоняют влево, вправо. С окончанием текста все замирают. Во время качания рук, следует перебирать пальцами (пальцы – листья).

Дети имитируют игру с мячом. Они ударяют мяч об пол. Во время ударов необходимо делать какие-то движения: шаги в сторону, прыжки, подскоки вокруг себя.

Импровизации на свободную тему.

Изобразить под предлагаемую музыку:

  • идущих по лесу грустных медвежат;
  • праздник бабочек;
  • пугливо прячущихся зайчиков;
  • лягушек, охотившихся на мух;
  • танцующих кукол; и т. д.

Импровизация на заданную музыку.

На предлагаемую музыку каждый ребёнок придумывает и изображает свой образ.

Можно проводить в форме загадок. Один изображает, остальные отгадывают.

Если у детей возникают затруднения в выполнении задания, то вначале им необходимо помочь и дать подсказку. (Клоун, котёнок, человек с зонтиком, растущий цветок и т. д.)

4. Танцевальные постановки

Читайте также: