Постановка русского народного танца в школе

Обновлено: 05.07.2024

Технология: личностно-ориентированная, групповая, здоровьесберегающая, сотрудничества, разноуровневого обучения, развивающая, коллективного взаимообучения.

Основные задачи:

  • первичное ознакомление с русским народным танцем и его особенностями;
  • разучить основные и базовые движения;
  • обучить основной технике выполнения базовых движений в русском народном танце.
  • способствовать развитию пластичности, координации, выносливости, мышечного тонуса, чувства ритма;
  • способствовать развитию творческих способностей.
  • способствовать формированию хорошего настроения, положительных эмоций в ходе занятий;
  • воспитывать сознательное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

Материально-техническое обеспечение: зал, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам, компьютер, музыкальный центр, музыкальная подборка.

План урока

1.Мотивация и целеполагание.

3.Формирование новых знаний и умений.

Ход урока

1. Мотивация и целеполагание. (1-2 мин.)

Построение ребят по линиям. Приветствие. Введение в тему мастер-класса, объяснение задач и содержания:

Мотивация на успех. На данном этапе важно заверить учащихся, что всё получится, и если не сегодня, то на следующем занятии точно. Создание психологического настроя и активизации внимания. Словесное стимулирование, доброжелательная атмосфера.

2. Разминка. (5 мин.)

  • стоя по 6 позиции делаем releve 2(8)
  • делаем releve левой и правой ногой по очереди 2(8).
  • plie по 6 и 1 позициям 2(8);
  • притопы правой и левой ногой по очереди 2(8);
  • одинарная дробь 2(8);
  • открытие рук в первую позицию;
  • открытие рук во вторую позицию.

3.Формирование новых знаний и умений. (25 мин.)

Рассказываю ребятам о том, что при выполнении любого движения в русском народном танце важно внутреннее и физическое состояние человека, а так же очень важна эмоциональная составляющая при воспроизведении того или иного движения в данном направлении хореографии. Об этом важно помнить. Например для того, чтобы сделать простой сценический шаг с открыванием рук во вторую позицию - нужно уметь правильно скоординировать эти два движения одновременно. Давайте попробуем.

Формы и методы изложения нового учебного материала:

  • показ движений педагогом;
  • изучение движения от медленного к быстрому темпу;
  • работа с группой в целом, при необходимости индивидуализация.

Метод мотивирования учебной активности в ходе освоения материала:

  • настрой учащихся на демонстрацию готовой связки в конце занятия.

Содержание этапа

Танцевальная связка из таких движений:

Повторение ранее изученных движений.

4. Закрепление знаний. (4 мин.)

Создан положительно эмоционально окрашенный фон для финальной связки.

  • умение исполнить танцевальную связку в определенной последовательности;
  • умение ориентироваться в зале;
  • развивать эмоционально-эстетическую сферу, стремление к самовыражению.

Содержание этапа

Демонстрация разученной связки ребят с педагогом.

5. Рефлексия. (5 мин.)

По окончанию урока проводится беседа. Отметить позитивный итог занятия.

  1. Какое настроение у вас?
  2. Все ли у вас получилось?
  3. Общее впечатление от мастер-класса (понравился или нет, что больше понравилось)?
  4. Что было для вас сложным на данном занятии?

Итоги: «Сегодня мы с вами познакомились с основными элементами русского народного танца, благодаря этим элементам он приобретает свою красоту и изюминку. Вы попробовали себя в роли танцоров и теперь вы сможете рассказать о полученном опыте своим друзьям.

ЦЕЛЬ: познакомить с традициями русского народного танца; показать многообразие его видов и различную манеру исполнения.

ВложениеРазмер
horovod.osnovy_russkogo_narodnogo_tantsa_3.docx 764.68 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУДО города Москвы

План – конспект занятия

РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Педагог дополнительного образования: Илларионова Н.В.

ЭЛЕМЕНТОВ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА.

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Год обучения: 4-й

Форма занятий: групповая, состав 12 человек

ЦЕЛЬ: познакомить с традициями русского народного танца; показать многообразие его видов и различную манеру исполнения.

  • знакомство с хореографическим наследием русского народа;
  • обучение основам и технике исполнения русского народного танца;
  • освоение нового хореографического рисунка русского танца;
  • обучение приемам самоконтроля и взаимоконтроля.
  • развитие общей физической подготовки: сила, ловкость, выносливость;
  • развитие чувства ритма, развитие координации, чувства сцены;
  • развитие внимания, двигательной памяти, музыкальности, артистизма;
  • развитие творческой активности, эмоциональной выразительности.
  • воспитание и развитие личностных качеств обучающихся: культуры общения и поведения, коммуникабельности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца;
  • формирование уважительного отношения к истории и культуре русского народа;
  • воспитание эстетического и музыкального вкуса;
  • формирование установки на здоровый образ жизни.
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • постановка правильного дыхания в танце;
  • формирование установки на здоровый образ жизни.

Для педагога: музыкальный центр, CD и DVD диски с музыкальным и видео материалом, компьютер, экран, стенд с фотографиями.

Для обучающихся: костюмы для танца.

Большой, светлый, хорошо проветриваемый хореографический зал с большими окнами, зеркалами и хореографическими станками.

Начало занятия: вход в зал и поклон (под русско-лирическую музыку простым переменным шагом; русский поклон).

Проверка присутствующих, внешнего вида, готовности к занятию, настроения.

Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен. В танце всегда существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков – построений.

2. Этап подготовки детей к усвоению знаний.

  • Ознакомление с темой и ходом занятия .
  • Постановка целей и задач .

Мотивация на успех: высокохудожественное исполнение номера.

Разминка: обработка правильной постановки корпуса, работа над развитием основных групп мышц и суставов.

3. Создание психологического настроя на учебную деятельность.

Активизация внимания: повторение изученных танцевальных элементов, работа в парах, этюды на артистизм.

Замечания педагога, поощрения.

Импровизации на тему русских танцев (для отдыха и переключения детей на основную часть занятия).

  1. Этап усвоения новых знаний.
  • Изучение темы.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую по их понятиям из множества могучих существ, богов и духов. Эти обряды сопровождались хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями. Менялись эпохи, менялось отношение к народному танцу, но он не потерял своей самобытности, своих подлинно народных корней. Русское танцевальное искусство является неотъемлемой частью общенациональной культуры. Красотой русского танца восхищались и Г.Р. Державин, и А.Н. Радищев, и А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и многие другие русские писатели и деятели культуры. Державин оставил восторженное стихотворение, воссоздающее картину русской девичьей пляски:

Зрел ли ты, певец тиинский,

Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российски

Под свирелью пастушка?

Как, склонясь главами, ходят,

Башмачками в лад стучат,

Тихо руки, взор поводят

И плечами говорят?

Выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу. Постановка элементов русского народного танца.

Показ педагогом и выполнение обучающимися упражнений у станка.

Полуприседания и полные приседания: муз. размер 2\4; в русском лирическом характере.

2 полуприседания – 1 такт в закрытой позиции, 2 такт в выворотной позиции.

1 полное приседание – на два такта.

Упражнения на развитие подвижности стопы и каблучные упражнения: муз. размер 2\4; в русском плясовом характере.

Маленькие броски: муз. размер 2\4; в русском плясовом характере, в сочетании с приседанием и ударом в позицию.

Круговые движения ногой по полу: муз. размер 3\4, Мазурка. В комбинации используется ключ и переступание с маленьким броском в сторону. Обязательна работа головы.

Каблучные упражнения и верёвочка: муз. размер 2\4, в русском плясовом характере. В комбинации с верёвочкой используются молоточки и вынос ноги на каблук с ножницами.

Развороты бедра: муз. размер 6\8; в молдавском характере, музыка молдавская Хора. Комбинация в сочетании с tombee и releve. Рука открыта в сторону.

Большие броски: муз. размер 2\4; в венгерском характере, в сочетании с developpe и с выпадом в колено с разворотом.

Основные фигуры хороводов: круг, восьмерка. Шаг: простой, переменный.

6. Этап. Закрепление изученного.

Формирование визуальных представлений о русских народных танцах. Показ видеоматериалов.

Исполнение выученных элементов и комбинаций.

Уровень исполнения элементов танца удовлетворительный.

Дети самостоятельно отмечают лучших. Педагог эмоционально поддерживает остальных.

Указания на дом: совершенствование изученных элементов.

Перспектива на следующее занятие: изучение комбинаций русского народного танца.

Занятие прошло в режиме диалога воспитанников с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решены: освоены элементы русского народного танца – хоровода.

Танцы удовлетворяют естественную потребность детей в двигательной активности, способствуют гармоничному развитию личности ребенка. В изящных или задорных движениях танца каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, характер.

Через танец у детей развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус. Приобретая знания и навыки в области танца, ученики начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движения и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие внимания и памяти), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие способности.

Танец приучает к нормам культурного общения, воспитывает доброжелательность, приветливость. Партнер вежливо приглашает партнершу на танец, подает ей руку, во время танца вежливо к ней относится. Все проникаются общим настроением, участие в коллективных действиях, объединяет и сплачивает.

Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития: улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы, связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Они постепенно становятся раскованными, координированными, выразительными. Танец требует больших усилий, но и доставляет большую эмоциональную радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях. Обучение танцам расширяет кругозор. Ученики знакомятся с разными видами танцев, начинают различать их особенности.

Хореографические направления в программе

творческого объединения.

На своих занятиях я стараюсь знакомить детей со всеми основными танцевальными направлениями через разучивание различных жанровых композиций, движений какой-либо национальности, целых танцев, что делает занятия более интересными, привлекательными для детей, вызывает у них желание дальнейшего творческого роста.

1. Обучая народным танцам, хороводам, стараюсь формировать у детей чувство любви именно к своему народу, приобщая к фольклору и художественным традициям русской нации.

2. Обучаясь историко-бытовым танцам (польке, вальсу, полонезу, менуэту и др.), дети узнают много нового о той эпохе, в которую исполнялись эти танцы: где и в какой стране зародились, где получили наибольшее распространение, какие из них стали международными, то есть получают не только хореографические знания и умения, но и различные исторические сведения об особенностях танцевальной культуры, характере и темпераменте того или иного народа, которые накладывали на исполнение свой отпечаток, о характерных для них костюмах. Это расширяет кругозор учащихся.

3. Через обучение танцам различных национальностей (танцы народов мира) дети приобретают знания о темпераменте данного народа, характере исполнения танцев этого народа. Находят общее и различное в исполнении русских народных танцев и танцев других национальностей, то есть формируется хореографическая зоркость, наблюдательность. Вместе с тем прививается уважительное отношение к традициям и танцевальным особенностям других народов, повышается интерес, у детей появляется желание самостоятельно составлять, сочинять небольшие композиции, этюды, используя характерные национальные движения, которые изучаются на занятиях. Дети импровизируют и сотрудничают с преподавателем. Некоторые из композиций, сочиненных детьми, я использовала при постановке танцев.

4. Бальные танцы, как один из разделов массовой танцевальной культуры, являются формой самовыражения, настоящей школой общения, приобретения изящных манер и красивых жестов. К тому же, знания и умения в области бальных танцев дают детям прекрасную возможность использовать их и вне танцевальных занятий в коллективе: в школе на различных мероприятиях и даже на дискотеках. Умения в области бальных танцев всегда позволят ребятам проявить свою индивидуальность, к тому же именно желание танцевать бальные танцы приводит все больше ребят в танцевальные коллективы, где у них появляется желание знакомиться и исполнять танцы других хореографических направлений.

5. Современные танцы развивают свободную пластику, эмоциональность, живость, раскрепощенность движений, они отличаются импровизационным характером, оригинальностью подбора разнообразных современных танцевальных ритмов и стилей. Современные танцы сближают ребят, они близки им по духу, позволяют раскрыть свои способности вне коллектива. Умение двигаться в современном стиле, духе раскрепощает детей и позволяет избавиться от многих комплексов.

Цель занятий в том, чтобы дети осознали важность танцевальной подготовки, научились любить танец, понимать красоту правильных, ловких, гармоничных движений. Можно знать много танцев, но если они будут исполняться небрежно и неряшливо, они никому не доставят удовольствия. Живое, эмоциональное отношение к занятиям участников и педагога несомненно дает положительный результат.

Методика работы над народно-сценическим танцем.

Любой танец рождается не сразу, это кропотливый и нелегкий труд педагога. В своей работе я хотела бы поделиться с коллегами своим опытом работы по постановке и методике разучивания танца.

1) Первый этап. Танец должен родиться в сознании педагога, должна появиться идея будущего танца:

- либо это будет игровой танец;

- либо танец, строго придерживающийся определенного направления (бальный, национальный);

- сюжетный танец и другие.

Возникновение идеи танца может иметь различную природу.

а) Отправной точкой при сочинении танца чаще всего является музыка.

Услышав один раз музыку, рождается замысел будущего танца или появляется основной образ (образы), который постепенно начинает обрастать дополнительными деталями танца.

б) Часто я уже ношу в голове какой-либо образ или идею и тщательно подбираю к ней музыку, продумывая характер, темперамент, особенности, сюжетную линию танца.

в) Иногда я руководствуюсь тем, что анализирую, каких танцев еще нет в моем репертуаре и далее приступаю к поиску необходимых материалов (музыки, описания движений, возможно видеоматериалов, литературы), затем строю сюжетную линию танца или рисунок танца.

г) Я руководствуюсь также интересами и желаниями моих учеников и, исходя из их танцевальных потребностей, уже начинаю обдумывать сюжет будущего танца, подбираю музыку, обдумываю варианты костюмов.

д) Иногда идея танца может возникнуть у меня в процессе просмотра какого-либо танца на концерте, по телевидению и т.д. Тогда у меня появляется желание сделать что-либо подобное (могу использовать, позаимствовать образ, рисунок, фигуры танца), попробовать свои силы в постановке танца в определенном хореографическом направлении, в котором еще не работала.

2) Второй этап. Сочинения танца, продумывание состава участников данного танца:

- кто будет (мальчики, девочки) исполнителями;

- сколько участников будет;

- будут ли в танце солисты (антураж);

- какой танец по форме (парный, одиночное исполнение, группами, тройками и т.д.).

Перед постановкой последнего вопроса я думаю, какой рисунок танца предположительно будет, то есть этапы продумывания состава участников и будущего рисунка танца тесно переплетаются между собой, и один может предшествовать другому. Для каждого танца этот процесс индивидуален.

Продумав тщательным образом первые этапы, я начинаю уже конкретизировать, т.е. продумывать движения и комбинации этих движений будущего танца, а также перестроение из одной фигуры в другую. Движения подбираю исходя из возраста участников, их возможностей, хореографической подготовки. Наличие знаний о том или ином движении я имею из прошлого опыта, литературы, самостоятельного изучения, самостоятельного сочинения их на основе общеизвестных элементов, хореографических курсов, видео. Если это танец народный, то знание традиционных движений народа. Затем из движений я продумываю возможные комбинации, сочетание движений.

Танцевальная комбинация - одна из составных частей танца. Она как бы вытекает из предыдущей и содержит в себе различные позы танцевального хода, движения, характерные жесты. При составлении комбинации я учитываю, для чего она создается, какую функциональную нагрузку несет. Она может быть как учебной, выполняющей определенное тренировочное задание, так и художественно-образной, содержащей в себе большой эмоциональный заряд. На своих уроках я стараюсь сочетать и те, и другие. Насыщение комбинации различными хореографическими элементами зависит от музыки.

Сочинение или подбор музыкальных образов , отвечающих настроению и содержанию задуманного танца, - первый шаг в работе над музыкально-хореографическим произведением.

Прежде чем приступить к постановке комбинаций, я точно определяю национальность танца, следовательно основные его движения и комбинирую их. При построении комбинаций обращаю внимание на избежание повторений некоторых элементов, не использую их без развития, вариации, т.к. повторение приводит к ненужному смысловому упрощению, старюсь избегать хореографических стереотипов, которые часто встречаются.

Очень часто я сама для себя делаю запись танца, т.к. удержать все детали в голове очень сложно, к тому же, записывая танец, я наглядно вижу всю его сюжетную линию и рисунки, если требуется, корректирую их. Для записи использую общепринятые обозначения. Обычно моя запись танца (полная, частичная) состоит из 2-х частей.

В 1-ой части я записываю количество участников, обдумываю костюмы (эскизы), манеру исполнения, какие-либо методические примечания.

Во 2-ой части я описываю композицию танца, его фигуры (рисунки), перестроения, подписываю соответствующие музыкальные фразы.

Мальчики V , девочки Ʌ; лицо ○, спина □

Направление движения танцующих обозначаю стрелкой, путь продвижения - пунктиром, использую схемы и чертежи. Для ориентировки танцующих на площадке существуют условные обозначения основных направлений.

Иногда записываю и названия используемых движений.

3) Третий этап. Знакомство детей с замыслом будущего танца или его хореографической направленностью (бальный, народный, игровой). Чтобы заинтересовать детей новым танцем, я даю его общую характеристику, отмечаю особенности, рассказываю о танцевальных традициях народа (если танец народный), о содержании танца, предлагаю послушать музыку, показываю эскизы костюмов, оформление.

4) Четвертый этап. Только после всех приведенных выше этапов можно приступать к постановке танца и разучиванию движений.

Прежде чем разучивать сами движения, я предлагаю детям упражнения по развитию техники танца, необходимых для приобретения учащимися легкости, танцевальности, грациозности. Они состоят из упражнений классического танца, которые сочетаются с элементами того танца, который будем танцевать (народно-характерного танца, бытового или бального). Все упражнения тренажа дети разучивают на середине зала при построении в колонку по 4 человека в ряд без опоры. Перед началом занимают исходное положение: соответственного положение ног, корпуса, головы, рук. Каждое движение повторяют по 4 раза в различных направлениях. Разучиваемые упражнения или элементы танца исполняются в начале в медленном темпе, по мере усвоения темп ускоряется. Я чередую быстрые и медленные движения. Новые упражнения ввожу по 2-3-4 на уроке.

Началом разучивания танца является усвоение элементов танца, танцевальных комбинаций и фигур, из которых состоит композиция танца. Я называю движение, указываю на основные особенности его техники. Показ движения обязательно сопровождается музыкой.

При разучивании движений я строю детей в колонны или в шахматном порядке в линии. Я считаю очень важным моментом правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом, что вызывает у ребят желание так же красиво и свободно танцевать. Движение разучивается на одном месте, по мере усвоения вперед, назад, в повороте направо, налево, в стороны, по кругу, по одному, парами, группами, по диагонали (осн.ход).Нужно постепенно добиваться координации ног, рук, корпуса, головы. Если движение сложное, предварительно должны быть выучены движения рук, ног, головы, корпуса по отдельности.

Я заранее прогнозирую, какие ошибки могут допустить дети при овладении движением, нахожу точные слова для объяснения отдельных деталей, продумываю образные сравнения (если ребята маленькие), четкие, краткие указания.

Также я отмечаю успехи детей. С отстающими работаю дополнительно. При индивидуальной работе с учащимися я использую следующие приемы:

- во время исполнения встаю рядом и своим показом помогаю ученику;

- тихо отзываю ученика в сторону и предлагаю посмотреть, как

делают движения остальные;

- даю подбадривающую оценку по ходу движения;

- помогаю ученику действием (держу за руку, поправляю кисти рук,

помогаю выше поднять ногу и т.д.).

В работе с детьми я стремлюсь всячески поддерживать инициативу, не тормозить развитие более способных, но к измене самоуверенных детей призываю быть более терпимыми и вежливыми по отношению к остальным.

Разучив отдельные движения, составляющие основу данного танца, объединяю их в небольшие танцевальные комбинации. Повторяя на следующих уроках отработанный материал, я стараюсь разнообразить сочетания движений (исключения составляют фрагменты из танца), чтобы тренировать сообразительность и быстроту реакции восприятия детей, потому что повторение одних и тех же движений притупляет восприимчивость, приводит к механическому их воспроизведению.

В основу многих бальных и массовых танцев положены элементы народных танцев. При разучивании элементов танца необходимо сохранять характер и стиль, присущие каждому танцу.

После отработки комбинаций танца я приступаю вместе с детьми к разучиванию фигур и построений, т.е. в своей работе я иду от простого к сложному, а не наоборот, сначала разучиваются движения, комбинации, а затем фигуры, а не весь танец сразу целиком. Сначала разучиваем вступление к танцу, затем одну-две фигуры (в зависимости от их сложности). Разучивание по частям повторяется 2-3 раза, а в это время делаю соответствующие замечания, исправляю ошибки. Далее разучиваем следующие фигуры, каждую отдельно, а затем соединяем их в единый танец (метод наслоения одной комбинации, перестроение на другую). Слежу внимательно, чтобы сохранялся характер танца, сразу отрабатывается эмоциональное исполнение каждой части.

Закончив постановочную работу, я 2-3 раза повторяю с детьми разученную часть, не делая им замечаний, что помогает детям лучше запомнить последовательность построений и движений.

После того, как танец разучен полностью, отрабатываем отдельные (сложные) части, движения, исправляем ошибки. Затем идет окончательная отработка танца. Если танец массовый, добиваюсь согласованности, синхронности исполнения, слежу, чтобы рисунок танца исполнялся четко, ровно; расстояние между всеми участниками должно быть одинаковым, а все групповые движения исполнялись одновременно, отрабатываются сольные фрагменты.

Заканчивая общую постановку танца, я работаю над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерными для данного танца движениями головы, рук и т.д. Добиваюсь исполнения танца с определенным настроением (весело, бодро, лирично), в зависимости от содержания. После исполнения танца учу детей не покидать сцену сразу после окончания номера, а несколько секунд постоять на месте, поклониться зрителям и организованно выйти за кулисы.

Музыкально-ритмические упражнения как основа развития музыкально-¬ритмических способностей детей в народном характере.

-формировать умение выполнять движения под музыку;
-закрепить порядок и правила выполнения движений партера;
-развить музыкально-ритмический слух;
-воспитать навыки работы в коллективе.

фронтальная.
Организационно-педагогическое обеспечение занятия
1.Технические средства и оборудование:
-станок
-баян
-магнитофон.
Предварительная подготовка.
С первых дней занятия проводились в определенной последовательности. В начале дети медленно изучали движения (вместе с педагогом), на каждом занятии добавлялись по 2-3 новых упражнения. Нагрузка на мышцы увеличивалась с каждой неделей, в соответствии с возрастными, физическими особенностями детей.

-рассказ педагога;
-показ педагога;
-объяснение педагога;
-метод тренажа;
-показ детей;
-наглядные (показ движений учащимися);
-музыкально-ритмические игры.

•закрепить теоретические и практические знания у воспитанников по основам народного танца;
•применить полученные знания и умения для раскрытия сценического образа в исполнении танцевальных этюдов, композиций;
•развивать технику исполнения упражнений народно-сценического экзерсиса у станка и на середине;
•воспитать чувство коллективизма;
•формировать сценическую культуру.

1.Организационный момент (3 минуты)
-построение детей на занятие, знакомство с темой занятия.
-поклон приветствие педагогу и гостям.

-словесные (объяснение, рассказ, диалог).
-методы практической работы.
Оборудование:
1.Станок.
2.Баян.
3.Магнитофон.

1.Организационный момент (3 минуты)
-построение детей на занятие, знакомство с темой занятия.
-поклон- приветствие педагогу и гостям.
2.Основная часть (40 минут)
3. Заключительная часть (2 минуты).
-подведение итогов занятия.
-поклон.

Литература
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка. Учебное пособие для вузов [Текст]/ Г.П. Гусев. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
Ивинг, В.П., Окунева, В.В. Русские пляски для детей [Текст] / В.П. Ивинг, В.В. Окунева. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1979
Климов, А. А. Основы русского народного танца [Текст] / А.А. Климов.- М.: Искусство, 1981. – 270 с.

Онлайн-книги

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Директор ЛГ МАОУ ДОД "ЦДОД "Радуга"

______________ О.А. Чиркова

Дополнительная образовательная программа

Для детей 6- 16 лет

Период реализации: 5 лет и более

Составитель:

Коротовских И.В.,

педагог дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Хореографическое воспитание детей, приобретение ими навыков и знаний в области искусства танца в системе эстетического воспитания становится в последнее время одним из необходимых моментов дополнительного образования. Хореография - это сценическое искусство, которое имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения. Понять, изучить специфику хореографии можно, только зная истоки этого искусства - народный танец.

С давних времен народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Отношение к нему не изменилось и сегодня. Интерес детей к народному танцу проявляется в стремлении исполнять танцы разных народов. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе:

своеобразные выразительные средства: пластические и музыкальные, динамические и ритмические, зримые и слышимые;

музыкально-пластические образы: эмоциональность, заразительность, увлекательность, раскрытие внутреннего мира человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки;

национальная, стилевая и историческая принадлежность;

физическое, эстетическое и художественное развитие и воспитание ребенка.

Народная хореография всегда была тесно связанна с жизнью общества, с его экономическим, социальным и общественно-политическим укладом, с эстетическими требованиями времени. На народном танце не могут не сказываться мировоззрение и психология человека. Каждая эпоха неизбежно отражает в народных танцах культуру общества и его мироощущение. Поэтому народный танец всегда современный.

Отсутствие типовых программ, которые соответствовали бы современным требованиям и методикам преподавания и обучения хореографии, отражали бы специфику работы в ансамбле народного танца, повлияло на написание данной программы. Данная программа является модифицированной и составлена на основе:

Министерством образования для школ и внешкольных заведений: Москва

на основе собственного сценического и преподавательского опыта, с учетом

специфики преподавания, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и современным требованиям к составлению программ по дополнительному образованию.

Программа имеет концентрическую структуру построения и предполагает освоение основных разделов программы с усложнением по каждому году обучения.

Непременным компонентом хореографической деятельности является соблюдение следующих принципов:

наглядности

систематичности

постепенности

последовательности,

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Воспитать творческую, гармонично развитую личность ребенка

средствами хореографического искусства, допрофессиональная подготовка

воспитанников ансамбля в области хореографии.

формирование танцевальных знаний, умений и навыков на основе усвоения

программного материала с учетом возрастных особенностей воспитанников;

воспитание у детей интереса и любви к танцу, культуры поведения и

общения, целеустремленности к профессиональной деятельности, расширение

художественных интересов участников ансамбля;

выявление и развитие творческой индивидуальности ребенка;

развитие художественного вкуса, творческого подхода к танцевальной деятельности, умения проектировать свою собственную деятельность;

сохранение и укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и

Отличительной особенностью программы является то, что помимо основных задач обучения хореографии в учебном процессе решаются различные частные задачи, которые определяются особенностями танца, комплекса упражнений, уровнем подготовленности, необходимыми условиями.

Подготовительная 6-7 лет;

Средняя 12-14 лет;

Старшая 14-16 лет.

Занятия в группах проводятся:

Подготовительная группа - 2 раза в неделю по 1,5 часа - 108 часов в год;

1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа - 144 часа в год;

2 и 3 года обучения - 3 раза в неделю по 2 часа - 216 часов в год;

4 и последующие года обучения - 3 раза в неделю по 2 часа - 216 часов в год.

Всего по программе - 1116 часов.

Условия реализации программы.

Для создания танцевального коллектива и подготовки качественных номеров необходимо соблюдать следующие условия:

отбор детей для занятий хореографией;

систематичность занятий, последовательность подачи материала и постепенность

физической нагрузки на ребенка;

понимание воспитанниками значения танцевальных упражнений и выполнение

их в строгой последовательности;

органическое единство содержания характера движений (лексики), музыки и

сочетание тренировки пластичности тела с развитием музыкальных, актерских и

формирование у детей навыков самоконтроля и самооценки при выполнении

доступность изучаемого материала;

качественная подготовка руководителя к занятиям;

подбор репертуара и музыкального материала, интересного детям и с учетом их

требование правильного выполнения движений;

профессиональное саморазвитие педагога;

учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

использование тестов для мониторинга с применением ИКТ. Умение связать теорию с

практическим применением и сделать обобщение, выводы.

Таким образом, связь методики танцевального воспитания детей с педагогикой, психологией, физиологией, а так же используя ИКТ технологии является необходимым условием для эффективной реализации программы. Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми.

Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми.

Эта группа детей выделяется из общего количества воспитанников на основе результатов знаний, умений и навыков освоения программы и диагностических материалов, достигшие высокого уровня развития своих способностей в хореографии.

А также дети, имеющие врожденные танцевальные данные.

Воспитанники данного уровня могут заниматься по учебно-тематическому плану для индивидуальной работы.

Это обучение способствует развитию самостоятельности, творческого подхода к решению поставленных задач, выполнению творческих проектов и дальнейшей профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты и способы проверки

К концу обучения по данной программе воспитанник хореографического ансамбля должен иметь следующие данные:

развитые эстетический вкус, сценические данные, артистичность, культура чувств и эмоций;

владеть специальной терминологией по хореографии;

профессионально развитые специальные танцевальные данные, умение проявлять иметь яркую фантазию, импровизацию;

гармонично развитый костный и суставно-мышечный аппарат, свойственный танцору;

психологическую настройку, способствующую развитию волевых качеств, двигательной пластики, ритмической музыкальности;

умение соизмерять свои способности и поставленные цели;

высокая трудоспособность и самостоятельность;

любовь к танцу и дальнейшая профессиональная деятельность.

В ходе практической деятельности участники коллектива закрепляют теоретические знания и овладевают умениями и навыками танцевальной техники во время тренировочных занятий. В первые годы обучения основная задача этих занятий развитие комплекса танцевальности. К концу второго и уже на последующих годах обучения идет отработка танцевальных движений и постановка танцев. В процесс совершенствования идет развитие исполнения композиций танцев.

Все накопленные навыки в процессе обучения отслеживаются и реализуются в следующих формах деятельности:

участие в конкурсах различного уровня;

выступление на городских концертах, мероприятиях, праздниках;

дальнейший выбор воспитанников своей будущей профессии и их поступление в учреждения культуры;

репетиторство старшей группы над младшими воспитанниками.

С целью отслеживания результатов освоения воспитанниками образовательной программы, проводятся следующие диагностические исследования с применением ИКТ технологий:

входная - выявление первичных способностей детей в хореографии;

промежуточная - успешность освоения детьми программы, отслеживание развития специальных танцевальных данных и теоретических знаний, используя карточки-задания. контрольные вопросы, тесты, применяя ИКТ технологии, при необходимости позволяет внести корректировку в образовательный процесс;

итоговая - показывает конкретные результаты диагностической работы, освоения воспитанниками программы.

Все данные полученные в результате диагностической работы заносятся в таблицы, на основе которых строятся диаграммы и графики, показывающих динамику овладения воспитанниками знаниями, умениями и навыками.

Направления деятельности

Данная программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народно-сценического, историко-бытового танца, что способствует развитию танцевальности у воспитанников.

На каждом этапе обучения материал дается по четырем основным разделам:

Азбука музыкального движения.

Элементы классического танца.

Элементы историко-бытового танца

4. Элементы народно-сценического танца.

В первый раздел - азбука музыкального движения включается коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. Начало обучения строится на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая ритм, музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.

Во втором разделе - элементы классического танца, танцевальные упражнения

(экзерсис) создают исходные позиции для воспитания пластичности тела, развития его двигательной культуры. Экзерсис создает основной пластический фундамент, воспитывает волю, внимание, память, высокий уровень координации движений, что

крайне необходимо танцующему. Классическому танцу принадлежит особая роль в развитии хореографического искусства. Основы классического танца, практическое знакомство с самой высшей школой профессионализма. Школа классического танца - строгая, веками отшлифованная система движений, обеспечивающая гармоническое развитие двигательного аппарата человека. Вырабатывая необходимые навыки исполнительской культуры, классический танец является действенным средством эстетического и нравственного воспитания ребенка. Занятия классическим танцем - это целенаправленный труд, требующий предельной собранности, самоконтроля, дисциплины. Это процесс постоянного самосовершенствования, направленный к достижению красоты, оточенный правильности и выразительности движений.

Третий раздел - элементы историко-бытового танца. Историко-бытовая хореография имеет свои танцы, увлекательные и красивые, отражающие эстетические нормы и воспитательный вкус. Это танцы прошлых веков. Они способствуют развитию танцевальности и музыкальности, чувство позы, знакомит учащихся со стилем, костюмами и манерами разных эпох.

Четвертый раздел - элементы народно-сценического танца. Народный танец - это яркое красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимания красоты окружающего мира. Важнейшие признаки народного танца с точки зрения техники, выражаются в относительной свободе движения рук, корпуса, ног, танцевальных ракурсов, а т.ж способствуют дальнейшему укреплению мышечного аппарата, совершенствуют координацию движений. Композиции народно-сценического танца всегда выражают конкретную национальную принадлежность с характерным для нее темпоритмическими особенностями (протяженность, резкость, синкопированность, дроби и т.д.). Лирическое, радостное состояние, юмор, грусть и т.д. заложенные в музыке, легко раскрываются средствами народного танца. В народно-сценическом танце отражается материал того или иного национального танца, его стиль и манера.

Методическое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы и достижения положительных результатов у воспитанников предполагается применять следующие методы хореографической работы:

видео материалы по классическому, историко-бытовому, народно-сценическому танцам.

кроссворды, ребусы, карточки-задания по изученным темам.

метод устного изложения учебного танцевального материала, обсуждения изученного материала;

метод беседы - стимулирующие работоспособность учеников, развивающих интерес к искусству хореографии;

метод собственного показа движений; метод физической помощи;

метод деления сложного движения на комбинации;

метод утрированного показа;

метод умелого сочетания разных приемов и способов педагогического

воздействия (прослушивание музыки и просмотр видеозаписей с обсуждением);

Основы характерного танца. Методическое пособие. М., 1939.

Особенности музыкального сопровождения

Музыка - родная сестра хореографии.

В младших классах музыка должна быть во всех взаимоотношениях очень простой и ясной, даже наивно понятной и близкой к возрастным особенностям психологии учащихся, а также соответствовать характеру движений.

Следует обратить внимание на подбор музыкального материала отдельно от мальчиков и девочек, т.к. между женскими и мужскими классами существует значительная разница, как в общем звучании, так и в нюансах. В мужском классе должно быть гораздо больше простоты и строгости, ему нужна, даже лирических кусках сила, ему свойственна героика. Женские приемы для мужского класса не годятся, ибо тогда в нем появится женственность и манерность.

Содержание музыки, предназначенной для экзерсиса у станка, должно быть значительно проще, чем в разделах урока экзерсиса на середине: Allegro (быстрая часть, прыжки).

Недопустимо, если музыкальное сопровождение будет носить отвлеченный и монотонный характер. Учебная комбинация должна осуществляться концертмейстером, не равнодушно, а творчески увлеченно, но без уклона в музыкальный примитив или чрезмерную сложность.

Мелодии популярных песен не следует использовать на уроках классического танца, т.к. они всегда ассоциируются с определенным словесным содержанием.

Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Для реализации программы необходима следующая материально-техническая база:

Читайте также: