Посольский обычай 7 класс краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Посольский обычай – это обряд, ритуал, проведение которого осуществляется по строго установленным правилам и традициям, имеющим место в русском обществе.

Кто возглавлял Посольский приказ в 17 веке?

Структурно Посольский приказ делился на повытья по территориальному признаку. В 16-17 веках Посольский приказа возглавляли И. М. Висковатый, А.

Какую функцию выполнял Посольский приказ?

Посо́льский прика́з — центральное правительственное учреждение (прика́з) в России в 1549—1720 годах, ведавшее отношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленными, управлявшее рядом территорий на юго-востоке страны, некоторыми категориями служилых людей и так далее.

Чем ведал Посольский приказ?

Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России, занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял рядом территорий на юго-востоке страны, ведал донскими казаками и служилыми татарами-помещиками центральных уездов.

Кто учредил Посольский приказ?

В 1549 году царь Иван IV приказал "ведать посольское дело" думному дьяку Ивану Михайловичу Висковатому, который за короткое время сумел привести в порядок посольские документы, разобрал и систематизировал обширный царский архив, сильно пострадавший от пожара 1547 года.

Кто возглавлял Посольский приказ в 1671 1676 гг?

Так, в XVII в. глава Посольского приказа А. С. Матвеев (1671-1676) выступил с инициативой написания официальной истории России.

Что затрудняло работу Посольского приказа?

ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ - учреждение в Русском государстве 16-17 веков, ведавшее сношениями с иностранными государствами. Такое смешение функций, свидетельствующее об отсутствии системы в организации центрального управления, крайне затрудняло правильное течение дел в Посольском приказе. .

Что делал пушкарский приказ?

В пушкарском приказе отвечали за набор людей на службу, назначение окладов жалованья, повышение или понижение в чинах, походы, суд, отставку от службы. . В мирное время начальники Пушкарского приказа также ведали засеками и приписанными к ним засечными головами, приказчиками и сторожами.

Чем занимался Поместный приказ?

Чем занимался Земский приказ в системе управления государством?

Земский приказ или Земской дворец — центральный орган государственного управления (приказ), центральное государственное учреждение XVI — XVII веков, ведавшее управлением Москвой, охраной порядка в столице — Москве и некоторыми другими городами, один из более тридцати приказов в столице.

Кто такой дьяк Посольского приказа?

Например, посольский дьяк — начальник посольского приказа, думный дьяк — младший чин в боярской думе. Кроме того, у великих князей и царей были свои личные великокняжеские и царские дьяки, а у митрополитов и патриархов — митрополичии и патриаршии дьяки, выполнявшие их ответственные поручения.

Кто был главой Посольского приказа при Алексее Михайловиче?

Ива́н Миха́йлович Вискова́тов (Вискова́тый; казнён 25 июля 1570 в Москве) — московский дипломат XVI века, русский государственный деятель, посол, думный дьяк, хранитель государственной печати (печатник). С 1549 по 1570 год глава Посольского приказа.

Какой приказ ведал хозяйством великокняжеского дворца?

К концу 15 в., когда возникла необходимость перестройки великокняжеского дворцово-вотчинного хозяйства, возникли Казна (Казенный приказ, созданный в 1512, который являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, которые изготавливавшими эти вещи) и Большой Дворец (1534, для решения вопросов .


Существующие многочисленные исторические исследования о деятельности Посольского приказа инспирируют провести попытку теоретического, системного осмысления этого феномена – отказаться от приёмов описательности. В связи с этим необходимо классифицировать и схематизировать имеющуюся информацию – простая трансляция образов прошлого здесь будет менее уместна, так как исследование рискует превратиться в летопись. Посольский обычай, выступая в роли культурно-политической системы, обладает рядом свойств, характерных для всех систем вообще: целостностью, структурностью, функциональностью, самоорганизацией, адаптивностью, подвижностью и изменчивостью. Среди всех перечисленных качеств именно свойство целостности позволяет вычленить систему из остальной совокупности социокультурных систем. Оно является визитной карточкой посольского обычая, поскольку даёт право отмечать уникальность и своеобразие этого феномена.

Посольский обычай – это обряд, ритуал, проведение которого осуществляется по строго установленным правилам и традициям, имеющим место в русском обществе. Отсюда вытекает ещё одна существенная характеристика: строгое подчинение законсервированным принципам и условностям. Многофункциональность посольского ритуального комплекса как формы презентации царской власти также рефлектирует свойство целостности. В этой многогранности функций можно рассматривать идейный, политический, социальный, эстетический его аспекты. Придворный посольский церемониал характеризуется устойчивостью, он способен сохранять свои основные свойства, характеристики и структуру в заданных пределах при различных внешних воздействиях.

Постепенно формируется совокупность требований поведения на аудиенции к русскому послу, находившемуся за границей. Одним из таких требований было то, чтобы во время аудиенции в приёмных покоях иностранного государя не было представителей каких-нибудь других монархов. Истоки таких требований можно проследить со времён Древнерусского государства: княгиня Ольга, будучи на аудиенции у Византийского императора, по-видимому, была там одна [6, с. 106]. Важные изменения произошли и в поведении великого князя. Если раньше Великому князю приходилось стоять перед послами золотоордынского хана, то теперь, когда ига больше не существовало, русский государь, конечно же, сидел во время аудиенции. Хотя, посольские книги по связям с Крымским ханством свидетельствуют о том, что и при Иване III , и при Василии III сохранялся обычай коленопреклонения послов на аудиенции у Крымского хана [7, с. 260]. Ещё один важный принцип дипломатической игры, который появляется в конце XV в. – это обычай говорить русским послам напрямую с монархом за рубежом. Этот обычай отражался и в поведении государя: он сам задавал вопросы послам. Это показывает, что традиция была отличной от византийской, где василевс общался с дипломатами через логофета. Вопрос о здоровье государя на аудиенции, очевидно, был также общей традицией для государств средневековья, он существовал как акт вежливости [9, с. 109]. Но на аудиенции у русского государя к XVI в. сформировалась своя традиция: литовцы и датчане общались с царём через посланника, имперские послы – напрямую. Англичане в бытность Дж. Горсея послом общались с царём без посланника, а в связи с ухудшением отношений во второй половине XVI в., когда в страну приехал Боус – через посланника. Из предыдущих размышлений очевидно, что вектор обрядовых и символических заимствований в русском посольском обычае простирался с Запада (Европа) на Восток (наследие Золотой Орды).

Дары, безусловно, носили и символические значение, они могли транслировать образы государственной власти. Это, в частности касается кареты, подаренной англичанином Смитом Борису Годунову в 1604 г. [14, с. 21] Карета была покрыта многочисленными изображениями, имеющими глубокий идейный смысл. На ней присутствовали резные изображения русского двуглавого орла, фигурами льва и единорога. Англичане поступили дальновидно, используя символический язык, доступный и близкий русской стороне. Царский двор активно пропагандировал изображение двуглавого орла как символ Российского царства. Члены царского двора также могли легко понять значение фигур льва и единорога, окружавших орла на карете. Таким образом, геральдическая композиция кареты эффектно выражала главную политическую идею посольства Смита - стремление нового английского короля к близким отношениям с Россией.

Обозначив свойства элементов изучаемой системы, автор приходит к следующему выводу о сущности всей системы: сливаясь в единый комплекс, элементы посольского обычая в России придают этому феномену качественно новую особенность – свойство эмерджентности (системности). В свою очередь этот атрибут системы выражается в особой функции русского посольского обычая: он, будучи отражением власти, является формой её презентации.


Литература: 1. Ерусалимский К. Ю. История на посольской службе: дипломатия и память в России XVI в. М., 2005. С. 5.

4. Герберштейн С. Записки о Московитских делах. / Россия XVI века в воспоминаниях иностранцев. Смоленск: Русич, 2003. С. 276 – 277.

7. Croskey, R. M. The Diplomatic Forms of Ivan III’s Relationship with the Crimean Khan. // Slavic Review. 1984. Vol . 42. №. 2. p . 260

8. РГАДА. Ф. 35. Сношения России с Англией. Оп. 1. Д. 1. Л. 109.

10. РГАДА. Ф. 156. Исторические и церемониальные дела. Оп. 1. Д. 135. 5 л.

15. Казакова Н. А. Статейные списки русских послов в Италии как памятник литературы путешествий (середина XVII в.) // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 268.

Основные термины (генерируются автоматически): Посольский приказ, III, посольский обычай, Россия, москва, посол, великий князь, позднее средневековье, русский государь, Русское государство.

Похожие статьи

Посольство московского дворянина Якова Тухачевского.

Посольский приказ, посольский обычай, III, Россия, москва, посол, великий князь, Русское государство, позднее средневековье, русский государь. Томские бунты XVII в. в оценках Н.Н. Оглоблина.

Особенности московского дипломатического этикета в мемуарах.

Посольский приказ, посольский обычай, III, Россия, москва, посол, великий князь, Русское государство, позднее средневековье, русский государь. Московское централизованное государство XVI века.

К вопросу об историографии жизнеописания Яна Длугоша

Посольский приказ, посольский обычай, III, Россия, москва, посол, великий князь, Русское государство, позднее средневековье, русский.

Московское централизованное государство XVI века.

Посольский обычай в России в конце XV – начале XVII вв.: опыт.

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв.

и приятство содержано было, в чем мы великий государь и от своей стороны вас обнадеживаем.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Россия, Бухара, Русское государство, XVI-XVII, Москва, Бухарский хан, бухарский посол, Астрахань, ханская.

Российское государство и православная церковь в XV-XVII веке

Рим, Русь, Москва, древняя Русь, русское государство, русское царство, III, том, Церковнославянский язык, великий князь. Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки.

Путешествие Антония Дженкинсона в Бухару (1558–1559)

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв. Азия, Россия, Бухара, Русское государство, XVI-XVII, Москва, Бухарский хан, бухарский посол, Астрахань, ханская торговля.

Россия во времена Наполеона | Статья в журнале.

[2] Кардинально поменялась внешняя политика после прихода на престол Александра 1.

Личные отношения между французским императором и русским царем накалились до

Крестьянство — это величайшая сила, приведшая к победе Россию в эпоху Наполеона.

Русское государство начало вести борьбу с Казанью еще со времен правления Василия Темного, позже ее с успехом продолжил его сын Иван III.

Византия, Ломонос, великий князь, Константинополь, Русь, договор, Киев, русский, Древнерусское государство, княжеская власть.

Похожие статьи

Посольство московского дворянина Якова Тухачевского.

Посольский приказ, посольский обычай, III, Россия, москва, посол, великий князь, Русское государство, позднее средневековье, русский государь. Томские бунты XVII в. в оценках Н.Н. Оглоблина.

Особенности московского дипломатического этикета в мемуарах.

Посольский приказ, посольский обычай, III, Россия, москва, посол, великий князь, Русское государство, позднее средневековье, русский государь. Московское централизованное государство XVI века.

К вопросу об историографии жизнеописания Яна Длугоша

Посольский приказ, посольский обычай, III, Россия, москва, посол, великий князь, Русское государство, позднее средневековье, русский.

Московское централизованное государство XVI века.

Посольский обычай в России в конце XV – начале XVII вв.: опыт.

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв.

и приятство содержано было, в чем мы великий государь и от своей стороны вас обнадеживаем.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Россия, Бухара, Русское государство, XVI-XVII, Москва, Бухарский хан, бухарский посол, Астрахань, ханская.

Российское государство и православная церковь в XV-XVII веке

Рим, Русь, Москва, древняя Русь, русское государство, русское царство, III, том, Церковнославянский язык, великий князь. Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки.

Путешествие Антония Дженкинсона в Бухару (1558–1559)

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв. Азия, Россия, Бухара, Русское государство, XVI-XVII, Москва, Бухарский хан, бухарский посол, Астрахань, ханская торговля.

Россия во времена Наполеона | Статья в журнале.

[2] Кардинально поменялась внешняя политика после прихода на престол Александра 1.

Личные отношения между французским императором и русским царем накалились до

Крестьянство — это величайшая сила, приведшая к победе Россию в эпоху Наполеона.

Русское государство начало вести борьбу с Казанью еще со времен правления Василия Темного, позже ее с успехом продолжил его сын Иван III.

Византия, Ломонос, великий князь, Константинополь, Русь, договор, Киев, русский, Древнерусское государство, княжеская власть.

Московские дипломаты, попадая на Запад, внимательно при­сматривались к тамошнему дипломатическому церемониалу, учились и по-детски копировали существовавшие там порядки.

Обряд самоизбиения

Обряд самоизбиения Согласно преданиям, аримаспы являлись изгнанниками из Гипербореи. Неизвестно, за какие преступления постигла их эта участь. Вначале они расселялись на Крайнем Севере, потом отступили к среднему Приуралью, освоили долины рек Печора, Чусовая, Обь и

Обряд сожжения тела

Обряд сожжения тела Как полагают историки, бытование богов, связанных с огнем, у славян и балтов объясняется распространенным в 1 и начале 2 тыс. н. э. обряда трупосожжения. Сжигание тела должно было обеспечить душе покойного наиболее легкий путь вселения в новое тело при

Погребальный обряд

Посольский Чертог

Посольский Чертог Зал Послов (Посольский Чертог)Наведавшись однажды в древнюю мавританскую залу, где тетушка Антония стряпает обед и устраивает приемы, я вдруг приметил в углу таинственную дверь, ведущую, вероятно, в старинную часть здания. Мне стало любопытно, я

Обряд службы

Погребальный обряд

Погребальный обряд Могильники во все времена были самыми лучшими источниками сведений о древних культурах. Обряд захоронения относится к одним из самых древнейших ритуальных практик. А так как для древнего человека важно было именно снарядить умершего в новый путь, то

2.4. Обряд погребения

2.4. Обряд погребения Рождение, создание семьи и смерть человека всегда сопровождались большим количеством верований и обрядов, которые занимали значительное место в жизни каждого христианина. Погребение не является отдельным таинством. Однако смерть человека и

Выход русских войск на реку Угру. Так называемое стояние на Угре освободило Русь от ордынской зависимости. 1480 год.

Иван III провозглашает победу над ордынским ханом. 1478 год.

С запада, через Новгород и Псков, ехали шведы, датчане, представители Пруссии и Ливонского ордена. Через Смоленск проезжали послы Габсбургов, двигались огромные польско-литовские посольства, похожие скорее на воинские отряды, чем на дипломатические миссии. Последние прибывали чаще всех остальных, хотя собственно польские дипломаты до начала XVII века были ещё относительно редкими гостями — в отношениях с Москвой страну представляли обычно литовские деятели. (Так было до Люблинской унии 1569 года, объединившей Великое княжество Литовское и Польшу в одно государство — Речь Посполиту.) Гонцы между Москвой и Вильно сновали беспрерывно, и не реже чем раз в два-три года стороны обменивались посольствами

Эти средневековые европейские монеты, в разное время найденные в московских кладах, — яркое свидетельство активных контактов западных стран с крепнувшей Русью.

Вся обстановка, окружавшая послов с того момента, как они пересекали границу, была неким бессловесным посланием, чей смысл опытные адресаты понимали без труда. Порядок обхождения с иностранными дипломатами, церемониал аудиенции, одежда придворных на приеме, ассортимент посуды на торжественном обеде — всё, вплоть до цвета воска, к которому прикладывалась печать, подчинялось определённым правилам, связанным с идеологией власти и конкретной политической ситуацией.

Правила поведения собственных представителей за рубежом составлял посольский обычай той или иной страны. Своды таких норм издавна существовали в Венецианской республике и в Ватикане, а в первой половине XVI века были оформлены сначала в Священной Римской империи, затем во Франции и других европейских монархиях, превратившись тем самым в протокол.

Примерно тогда же, при Василии III, Москва в относительно короткий срок сумела создать собственную посольскую службу, учитывающую международное положение страны, её размеры и обычаи, и выработать свой дипломатический этикет, достаточно гибкий для того, чтобы использовать его при контактах равно с Востоком и с Западом. В последующие десятилетия и то и другое постоянно менялось, чутко реагируя на изменения в окружающем мире. Имперский (здесь и далее имеется в виду Священная Римская империя) дипломат Даниэль фон Бухау, сопоставляя наблюдения своего соотечественника Сигизмунда Герберштейна, относящиеся к первой четверти XVI века, и собственные впечатления от поездки в Россию в 1575—1576 годы, сделал вывод: за истекшие полвека там произошли большие перемены в приеме и содержании послов.

Император Священной Римской империи Максимилиан I принимает послов великого князя Василия Ивановича. Гравюра 1515 года.

В связях с Западом и с Османской империей Москва сразу выступила партнёром равноправным и суверенным. Те правила, которые регулировали её отношения с Ордой или с русскими уделами, здесь были неприемлемы, новое положение страны требовало иных форм государственной обрядности. Прежний полудомашний быт великоконяжеских палат стремительно уходил в прошлое, парадная сторона жизни московских государей приобретала всё больший блеск. В этой пьянящей атмосфере стремительного возвышения Москвы и сложились нормы русского дипломатического обихода, этикета и церемониала.

Русская одежда XVI века.

Поэтому его трудно реконструировать из беспорядочного множества элементов, оказавшихся в нашем распоряжении. Но воссозданный из обломков и обмолвок этот навсегда исчезнувший порядок жизни поражает продуманной соразмерностью своих частей, богатством символики и обилием заключённых в нем смыслов.

Вопрос о "братстве"

Псков в XVI веке. Зарисовка в сочинении о Московии Сигизмунда Герберштейна.

Юхан был женат на Екатерине Ягеллон, родной сестре польского короля Сигизмунда II Августа. Семью годами ранее Грозный сам безуспешно к ней сватался (по легенде, король в издёвку прислал ему вместо невесты белую кобылу) и теперь, пользуясь моментом, решил при живом муже всё-таки заполучить её в жены с двоякой, видимо, целью: отплатить за былое унижение, а главное, после смерти немолодого и бездетного Сигизмунда II приобрести право на польский престол для себя или своих возможных сыновей от этого брака. (Разумность самой идеи доказывает тот факт, что сын Катерины и Юхана впоследствии стал польским королём Сигизмундом III.)

Читайте также: