Пособия по декоративно прикладному искусству в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Краткий комментарий к статье от Натальи Александровны:

Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей художественно – творческих способностей.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. Они в вещной (материализованной) художественной форме воплощают извечные духовные ценности - коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость и душевность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы. В свою очередь, народная игрушка воплощает образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЭТАПНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ.

  1. 1 этап: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства;
  2. 2 этап: обучение детей декоративному рисованию;
  3. 3 этап: формирование детского декоративного творчества

Для формирования у детей представлений о характерных особенностях народной росписи (дымковская) педагог привлекает внимание детей на яркие и красивые наряды гостей, предлагает их рассмотреть и сравнить, чем похожи и отличаются их наряды. При этом педагог добивается, чтобы дети при описании нарядов игрушки называли элементы узоров (полоски, круги, точки и т.д.), их цвет.

Главная задача при этом, научить дошкольников рассматривать предметы народного декоративно – прикладного искусства так, чтобы дети затем могли выделить средства выразительности у любого образа игрушки.

При ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством организуются экскурсии в методический кабинет детского сада, где собрана коллекция разных видов декоративно-прикладного искусства.

На втором этапе решались задачи обучения детей декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно – прикладного искусства, некоторым приемам народных мастеров.

Самой продуктивной формой являются, безусловно, занятия (продуктивная деятельность) по декоративному рисованию, лепке, аппликации, где дети на основе конкретного вида создают узоры, аппликацию, лепят народную игрушку. Выделяю те средства выразительности, которые находят отражение в рисунке, аппликации, лепке. При этом использую приемы показа техники рисования и приемов кистевого письма, способов лепки, вырезывании в аппликации.

Например, на занятиях по лепке выделяем форму игрушки, ее части, способы лепки, создание пластического образа. На занятиях по декоративному рисованию после общего рассматривания, любования игрушкой выделяется один или несколько элементов, их цвет, расположение (кайма на фартуке, клетчатая юбка), украшения – элементы узора (точки, черточки, полоски, круги и др.). Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариантом в изображении одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности предмета, плоскости. Составляя с детьми узоры по мотивам дымковской росписи, учитываю построение узора, которое типично именно для нее. Например, для дымковской игрушки характерна роспись, напоминающая рисунок на ткани – в полоску, в клетку, узоры на круге, розетте и т.д.

Особое внимание уделяю использованию нетрадиционных способов и приемов рисования на занятиях по декоративному рисованию с детьми младшего дошкольного возраста: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, морковки, рисование тычками, ватными палочками, оттиск печатками из ластика и др.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дает большой толчок к развитию интереса к декоративному рисованию, развитию творческой активности детей.

Таким образом, после усвоения детьми некоторых знаний, навыков составлять тот или иной узор, создаю условия для возможности расписать ту или иную игрушку, почувствовать радость творчества.

На третьем этапе при формировании детского декоративного творчества учу детей видеть в предметах дымковской народной росписи вариативность элементов, сочетаний цветов, композиции, умению создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи. Творческое применение детьми полученных ранее знаний, умений и навыков в декоративном рисовании при создании предметных композиций показывает, насколько осознанно дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве.

Так как задачи в работе с детьми усложняются в соответствии с возрастом, изменяются и пути их решения.

На третьем этапе, используются комплексные занятия, с использованием музыкального сопровождения, художественного слова. Провожу занятия творческого характера, на которых детям предлагаю придумать узор для новых предметов, вещей. Например, детям предлагается украсить варежку, платочек, кокошник, сделать красивую салфеточку, тарелочку для барышни, используя элементы народной дымковской росписи. При этом предлагается самостоятельно выбрать элементы узоров, их цвет и месторасположение на силуэте.

Таким образом, главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

ВложениеРазмер
vidy_hudozh.iskusstva.docx 609.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОДНОМУ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ -

НАРОДНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

воспитатель 1 квалификационной категории Мамыкина И.И.

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Образная выразительность хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды.

Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет .

Жостовская манера росписи. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета, золотые потали или перламутр. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Основа жостовского искусства - свободный кистевой мазок, находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на деревянных и берестяных изделиях. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры или по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, отточенные практикой предыдущих поколений жостовских мастеров.

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.

На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи – катание на тройках, свадьбу и другие, в которых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.

Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично!

Росписи Северной Двины и Мезени.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись архангельского края – мезенская.

Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. В основе растительного узора пермогорской росписи – гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре часто изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки. Цветовая гамма в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.

Борецкая роспись очень нарядная, помимо основных цветов к ней добавляют золото. Фон обычно белый. Ее элементы – веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен в основном декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто – охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный. Черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали – усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто желтый. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки.

Мезенская роспись отличается особой графичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют только красно-коричневую краску, получаемую из местной глины. Поражает минимальностью изосредств и выразительностью образов. Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с необычайно тонкими ногами, гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей – пышные ветвистые рога), лебеди, сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также применяют различные линии, спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, звездочки.

Народная роспись северодвинских центров и Мезени показывает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. Эти яркие, нарядные росписи были созданы благодаря глубоким традициям школы народного мастерства.

В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.

Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классическим. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образы Гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.

У каждого мастера свой почерк: мазок то уже, то шире, тонкая линия изгибается плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему даже в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.

Кроме посуды гжельские умельцы делают мелкую скульптуру – сценки из жизни и пронизанные юмором композиции: здесь можно увидеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогом самовар, третья пряжу прядет да песни поет. Могут вылепить мастера петушков, коней и даже скульптурные сосуды. А сказочный рыба-кит, на спине которого расположился целый город, может оказаться масленкой или шкатулкой.

Традиции и новизна, красота и польза сочетаются в современных работах гжельских мастеров.


Традиции древнего гончарного промысла отразились в произведениях скопинских мастеров. Здесь делали кувшины, кумганы, квасники, жбанчики, украшенные диковинными зверями и птицами, орлов с распростертыми крыльями, коней-свистулек, всадников, медведей-музыкантов. Изделия покрывали зеленой или коричневой глазурью.

Произведения отличает соединение скульптурных образов с формой сосудов. Поражает не только знание традиций древних славян, но и художественная фантазия, помогающая создавать живые образы и пластику.

Народное восприятие мира как единство природы и человека, формы живой и формы предметной получило отражение и в скопинских сосудах. Логика конструкции сочетается с изобразительностью. Разнообразные скульптурные изображения на месте ручек слиты с формой кувшина.

В скопинской керамике в равной мере активны объем и силуэт, поэтому формы монументальны и выразительны независимо от размера сосуда.

Русская глиняная игрушка.

Барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством.

Радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли каргапольчиком. Так появилось название города Каргополя. Мастера народной глиняной игрушки живут здесь.

Изготавливается она также, как и дымковская. Но образы и роспись другие. Цвета ее не очень яркие, как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: барыня, охотник, гармонист, танцующая пара и другие.

Мастера выбирали понравившиеся им цвета для росписи игрушки: красный, оранжевый, золотистый, желтый, коричневый, болотный малиновый и др.

Птицы с девичьими лицами, медведицы, играющие на гармониках, богатырские кони, сказочные Полканы. Веселый Полкан - богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки. Это полуконь-получеловек, поэтому он наделен огромной силой. Вероятно, именно таким был в представлении наших предков богатырь, близкий к божеству древних славян Плихану или Полехану.

Каргопольский орнамент – это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Крест в круге – это солнце. Все элементы имеют древнее символическое значение. Подобные орнаменты можно увидеть на старинных вышивках и росписях.

Появилась в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из нее лепят, вытягивая форму, поэтому они такие стройные.

Самое удивительное происходит, когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становится белоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновской игрушки связан со старинными символами-оберегами.

Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными частями.

Рябит в глазах полосатое трехцветье, привораживает игрушка особым орнаментальным узорочьем. Нарядно расписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками, цветами.

Все филимоновские звери – свистульки. Среди персонажей больше домашних животных, коней, собак, баранов, кур и петухов. Характерные черты этих животных: маленькая голова на длинной шее, гибкое тело, ноги-подставки и хвост-свисток.

Искренность и непосредственность, чувство живого есть в каждой вещи независимо от того, большая она или маленькая. Все пронизано красотой.

Русская деревянная игрушка.

В русской деревянной игрушке сложился сой особый круг традиционных образов, тем и сюжетов. Народная игрушка как сказка – все так, да не так. Это целая область народного творчества, впитавшего ценнейшие традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Это и забава, и одновременно бытовая скульптура, создаваемая по законам пластического искусства.

В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети, вырезали из дерева игрушки. Режут они игрушки-медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца, которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Красота неокрашенной игрушки во многом зависит от выразительности силуэта

Народный мастер в совершенстве владеет богатым языком декоративного искусства и использует его в русской деревянной игрушке. Ее отличают выразительные формы и силуэты, разнообразные ритмы, яркие контрасты, гармоничные пропорции.

Точеные, резные и расписные звери, птицы, люди очень обаятельны. Народный умелец выделяет в игрушке лишь самое главное, характерное и типичное. Чаще всего одной меткой деталью мастеру удается выразить характер персонажа, оживить образ.

Главное в народной игрушке – умение сочетать выразительную форму с цветом или фактурой материала. В игрушке из неокрашенного дерева мастер старается показать его естественную красоту, близость к природе. Мастера-игрушечники тонко чувствовали и разнообразно использовали богатые пластические возможности, благородный цвет, выразительную текстуру дерева. Деревянная игрушка красива и декоративна.

Подвижность вносит в деревянную игрушку момент неожиданности, делает ее еще более занимательной. Есть игрушки с потайными кнопками. Части или детали некоторых игрушек для большей подвижности прикрепляют на пружинках, например, листочки на дереве. Они начинают трепетать, если дотронешься до игрушки.

Тарарушки – это пестрые деревянные игрушки: погремушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, каталки на палочке и др. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре.

Для этих игрушек характерны строгие, простые, округлые формы предметов и яркие, звучные краски, которые эффектно сочетаются со светлым фоном дерева. Роспись располагают так, чтобы подчеркнуть криволинейную поверхность предмета. В основе росписи рисунок пером и тушью. Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом.

Разнообразные изделия отличают простота рисунка и яркость красок. Художники любят рисовать растительные мотивы орнамента и пейзажи. В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки. Стиль росписи, контрастной по цвету, пышной и яркой, хорошо выражает идею изобилия цветов, плодов и красочности мира.

Искусство тарарушечников отличается сказочно-реалистическим строем образов, особой декоративностью.

Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан)

Художественный образ матрешки весьма условен. Образ женщины-матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости, в этом глубокий смысл игрушки. Условны форма, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот.

Кроме летнего наряда матрешек одевали и в зимнюю одежду. Были матрешки, изображающие жениха и невесту, героев сказок, литературных героев.

Процесс изготовления всех матрешек одинаков. Сначала вытачивают форму на токарном станке. Затем подготавливают ее под роспись. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие, и в этом их художественная ценность.

У Сергиевской матрешки скромный наряд, расписана она чистыми яркими цветами. Черная графическая наводка подчеркивает детали одежды и черты лица милой, добродушной матрешки.

Полхов-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Все объединяет черный контур. Украшают матрешку так, что цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку спереди. Лицо порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

Декоративное искусство — детям

В пособии раскрывается методика развития художественно-декоративной деятельности детей 5—7 лет. Авторы дают воспитателям детских садов конкретные рекомендации по оформлению праздников, развлечений с использованием рисования, лепки, аппликации, конструирования; советуют привлекать в эту работу детей старшего дошкольного возраста.

Народное декоративно-прикладное искусство — детям

Развитие чувства цвета у детей

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Автор: Сигунькова Светлана Ивановна

Населенный пункт: Нижегородская область, город Сергач

Самым талантливым, самым гениальным

Является народное искусство, то есть то,

В настоящее время в жизни происходят различные политические и социальные перемены, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас. И среди них есть такие, которые негативно влияют на мир ребенка. Народные игры, забавы, игрушки заменяются на гаджеты, живое общение заменили телевизионные экраны, мир наводнила жестокость и грубость.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная на сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает

исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития

личности. Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те

предметы народно-декоративного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства в нашем детском саду

Целью данной программы является: развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Для достижения этой цели реализуются основные задачи художественного образования:

- Развитие интереса к различным видам искусства, формирование первых представлений

об искусстве, способность воспринимать его;

- Формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к искусству, воспитание эстетического вкуса;

- Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;

-Развитие мелкой моторики рук детей;

- Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;

- Приобщение детей к лучшим образцам искусства.

Изучив задачи обучения детей с народным искусством, составили перспективный план по ознакомлению детей с народными промыслами в средней, старшей и подготовительной группах. В них указаны конкретные задачи обучения, темы занятий по рисованию, лепке, аппликации, сопутствующая работа с детьми.

Данное планирование способствует взаимосвязи в образовательном процессе педагога по изодеятельности и воспитателей, помогает проводить последовательную и предварительную работу с детьми при ознакомлении с различными видами народного искусства с усложнениями в каждой возрастной группе.

Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке

Ритмичности движений при повторении однородных элементов узора. Прежде всего дети должны получить представление о том, как можно украсить вещь узором и для чего это нужно. Дети этой группы продолжают знакомство с дымковской игрушкой,

знакомятся с филимоновскими игрушками, загорской матрешкой , в конце года начинают

знакомство с городецкой росписью.

В старшей группе продолжается знакомство с дымковскими и филимоновскими игрушками, с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания городецких цветов. Расширяются представления детей о разнообразии русской матрешки - Полхов-Майданская матрешка. Происходит знакомство с новыми народными промыслами: Гжелью, Хохломой, с росписью Полхов-Майдана.

В подготовительной группе углубляются знания и умения в городецкой

В группах создана предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности, где имеется доступный материал для творчества, наличие его разных видов.

Краски, гуашь, карандаши цветные, восковые, масляные, кисточки, ватные палочки,

штампики и др. В соответствии с тематикой занятий пополняются центры художественного творчества в группах предметами, пособиями декоративно-

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

- Познакомить детей с образцами народных промыслов;

-Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла;

-Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно - выразительных

- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике

В разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании;

- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы;

- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе

Знаний о характерных особенностях росписей;

- Использовать традиционную и нетрадиционную технику выполнения работ.

Используются такие методы – обследования, наглядности, словесный, проблемно-мотивационный, практический. Применяются приемы – создания игровой ситуации, показ способов изображения новых элементов, рассматривания.

Для развития творческих способностей детей использую нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск пробкой, колпачком, метод тычка.

Такая техника используется в дымковской, хохломской и гжельской росписи.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов, учим видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь

Вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать,

Постепенно от более крупных основных элементов переходим к более мелким. В геометрическом орнаменте учим детей выделять знакомые элементы, их украшения, чередование, ритмичность. Показывая геометрические элементы

( круг, овал, треугольник), которые входят в изображение растительных элементов - ягод ,цветов, листьев в городецкой, хохломской росписи. Стараюсь показать, что сложный узор состоит из простейших знакомых частей - точки, кружки, кольца, прямые и волнистые линии. Объясняем, как нарисовать несложный узор, а затем предлагаю его выполнить самому. Тем, у кого не получается, предлагаем рассмотреть таблицы с элементами и компановку их в узоре.

Этот прием рисования необходим в гжельской и городецкой росписи.

Подбираются для занятий по декоративному рисованию физминутки близкие по теме.

Хохлома и другие.

Формы проведения занятий выбираются разные: путешествие по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, превращение

. Использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщить к художественной культуре. Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются яркие, красочные работы.

Хохломское блюдо, русские матрешки, дымковские барыни, городецкая доска, гжельский чайник.

На закрепление знаний о народных промыслах проводим интегрированные занятия, которые способствуют решению задач из различных областей.

. На таких занятиях

Хорошо видна взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования. Вы видите проведение таких занятий:

Очень мало времени отводится по программе на занятия по декоративному рисованию.

Поэтому стараемся организовывать разностороннюю работу с детьми в свободной деятельности, в которой используем рассматривание иллюстраций народных промыслов, беседы, дидактические игры, народные игры, развлечения.

Параллельно ведется работа с воспитателями, где предусматриваются беседы, консультации по развитию творческих способностей и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по декоративному рисованию.

При диагностическом обследовании детей по декоративному искусству в средней группе учитываем задачи программы М.А.Васильевой. В старшей и подготовительной группах

- знания о народном декоративно-прикладном искусстве;

- знания о характерных особенностей народных промыслов;

- умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы;

-умение украшать бумажный силуэт декоративной росписью.

Диагностика детей по данным критериям позволяет определить результаты обучения детей по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. В результате стабильно чуть более 50% детей имеют высокий уровень развития.

Проделанная работа нашла отражение и в поведении жизни детей: они стали самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к труду старших.

Углубились знания детей о материалах, из которых мастера создают произведения искусства, расширился словарный запас.

А самое главное, дети поняли: богатство самобытного искусства – в его людях, талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру России.

Читайте также: