Пособия для коррекции зрения в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Авторы – составители: Ефремова О.В. - учитель – дефектолог, Кузнецова С.А. - учитель – дефектолог, Гарага З.М.- воспитатель, Федосеева О.Д. - воспитатель, Быкова С.В. – воспитатель, Бояршинова В.А. - воспитатель, Богачёва А.В. - воспитатель, Малинина А.Ф. – воспититель.

Данная методическая разработка затрагивает актуальную и социально значимую проблему восстановления зрения у детей с косоглазием и амблиопией. В ней раскрываются аспекты коррекционно – развивающей и лечебно – офтальмологической работы с дошкольниками, имеющими зрительные нарушения. В методической разработке собран и классифицирован игровой материал, способствующий развитию различных зрительных функций. Игры и игровые упражнения представлены по познавательным областям в соответствии с ФГОС и по этапам лечения.

Предложенный материал предназначен для всех специалистов, занимающихся с дошкольниками со зрительными нарушениями.

Раздел 1. Особенности организации комплексного лечения косоглазия и амблиопии в сочетании с коррекционно – педагогическими мероприятиями в дошкольном учреждении комбинированного вида………………………………………6

Раздел 2. И гры и игровые упражнения, используемые в период плеоптического этапа лечения детей дошкольного возраста с нарушением зрения по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС и в соответствии с тематическим планом………………………………………………………………………….11

Раздел 3. И гры и игровые упражнения, используемые в период ортоптического этапа лечения детей дошкольного возраста с нарушением зрения по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС……………………………32

Приложение 1. Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения……….40

Приложение 2. Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения……….100

Приложение 3. Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на ортоптическом этапе лечения……….149

Приложение 4. Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на ортоптическом этапе лечения……….162

Статистика последних лет показывает тревожную тенденцию, связанную с ростом количества детей со зрительными нарушениями. По научным прогнозам, к 2020 году число близоруких увеличится до одной трети человечества – 2,5 миллиардов. Иными словами, Земля превращается в планету прищуренных людей, и прежде всего - детей, в чём и состоит особая острота проблемы.

И.Ю.Смирнова – детский офтальмолог, кандидат медицинских наук считает, что решать данную проблему нужно глобально, на государственном уровне, запуская специальную программу по предупреждению школьной близорукости. Однако, на наш взгляд, профилактику зрительных нарушений нужно начинать ещё раньше, в дошкольном детстве. Поэтому на протяжении многих лет в нашем детском саду проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня практических умений и теоретических знаний детей, связанных с бережным, внимательным отношением к своему зрению, на активизацию зрительных функций дошкольников, имеющих зрительные нарушения.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрительных нарушений. Успешность реализации данных задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи всех специалистов и родителей.

Одним из главных преимуществ лечения косоглазия и амблиопии в детском саду для детей с нарушением зрения является то, что ребёнок окружён педагогами, которые осуществляют постоянный контроль за выполнением назначений врача, поддерживают интерес ребёнка к лечению. Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми, с принципами воздействия на неё, понимая зрительные возможности ребёнка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребёнке интерес к лечению, педагоги становятся участниками возвращения детям возможной полноты зрительных функций.

Все виды коррекционной работы в нашем учреждении пронизаны задачами лечебного процесса. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогам целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.

В связи с этим была поставлена цель данной работы : обобщить имеющийся опыт использования педагогических средств коррекции зрительных функций дошкольников с нарушением зрения в период плеоптического и ортоптического этапов лечения.

  1. Систематизировать игры и игровые упражнения, используемые в период плеоптического этапа лечения детей младшего дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС и в соответствии с тематическим планом.
  2. Систематизировать игры и игровые упражнения, используемые в период плеоптического этапа лечения детей старшего дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС и в соответствии с тематическим планом.
  3. Систематизировать игры и игровые упражнения, используемые в период ортоптического этапа лечения детей младшего дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС.
  4. Систематизировать игры и игровые упражнения, используемые в период ортоптического этапа лечения детей старшего дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС.

В соответствии с ФГОС ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:

социально – коммуникативное развитие;

художественно – эстетическое развитие;

Проанализировав накопленный положительный опыт в организации взаимодействия коррекционно – педагогической и лечебно – восстановительной работы по исправлению зрительных нарушений у детей со зрительной патологией на разных этапах лечения, мы пришли к выводу, что необходимо систематизировать имеющийся материал именно в соответствии с образовательными областями. Так как это делает данный практический материал универсальным в использовании как в группах компенсирующей, так и в группах комбинированной направленности.

К тому же он будет весьма полезен начинающим педагогам и педагогам общеобразовательных групп, которые посещают дети со зрительной депривацией инклюзивно.

Таким образом, предложенная методическая разработка уточняет и конкретизирует, имеющиеся уже рекомендации по работе в данном направлении.

II Основная часть

1 раздел . Особенности организации комплексного лечения косоглазия и амблиопии в сочетании с коррекционно – педагогическими мероприятиями в дошкольном учреждении комбинированного вида

Восстановление бинокулярного зрения у детей, страдающих косоглазием и амблиопией - длительный и трудоемкий процесс. Регулярное лечение требует нескольких лет упражнений и постоянного контроля над их выполнением. Лечение расстройств бинокулярного зрения требует мобилизации интеллектуальных возможностей ребенка. Это осуществимо только при его заинтересованности в правильном выполнении упражнений. Лишь в том случае, когда ребенок занимается с желанием и интересом, лечение может быть успешным.

Эффективность лечения и система коррекционно - педагогических мероприятий в специализированных дошкольных учреждениях и группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения подтверждается литературными источниками (Э.С.Аветисов, 1964; Н.И.Пильман, 1965).

Коррекционно – педагогическая работа в ДОО или группе строится в соответствии с этапами лечения амблиопии и косоглазия: плеоптический, ортоптический, диплоптический. Знание педагогами этапов лечения необходимо для выработки правильных и своевременных способов, методов, приемов на занятиях. Это позволяет ускорить процесс восстановления зрения у детей.

Вся система работы основывается на принципах коррекционно-развивающего обучения.

1.Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач .

2.Принцип единства диагностики и коррекции:

- началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом);

- реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

3. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого дошкольника, в ходе которой создается необходимая основа для позитивного развития личности ребенка.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка.

5. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия, преодоление которых, способствует развитию детей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

6. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у детей развивался навык механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

7.Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Начинается работа с педагогического исследования, которое проводится воспитателем, логопедом и тифлопедагогом в процессе специальных игр и упражнений, носящих диагностический характер. На основе полученных данных составляется социально - педагогическая характеристика.

Медицинские работники, воспитатели и учителя-дефектологи обсуждают полученные клинические и психолого-педагогические данные ребенка и разрабатывают совместно комплексную программу помощи ребенку. При этом ведущими являются требования лечебного процесса, а педагогическая работа строится с учетом этих требований.

Повышение остроты зрения у детей, страдающих амблиопией (при косоглазии и без косоглазия), до возрастной нормы составляет цель медико-педагогических мероприятий.

Для быстрого и полного устранения амблиопии применяются различные способы офтальмологического воздействия в сочетании с общеукрепляющими мероприятиями и лечением сопутствующих заболеваний.

Последовательность методов лечения амблиопии определяется на основе состояния зрительного анализатора с учетом вида и устойчивости зрительной фиксации и применительно к возрасту и интеллекту ребенка.

К лечению амблиопии приступают после проверки правильности оптической коррекции аномалии рефракции.

Комплексное лечение амблиопии включает в себя:

- организацию жизненного режима детей с учетом зрительных нагрузок,

- лечение сопутствующих заболеваний,

Следующим этапом в лечении больных с амблиопией и косоглазием является восстановление сенсорно-моторных механизмов, обеспечивающих объединенную деятельность обоих глаз.

Основным лечебным средством на этом этапе являются ортоптические и диплоптические упражнения, которые назначаются по медицинским показаниям.

Ортопто – диплоптическое лечение включает систему тренировочных упражнений на аппаратах, направленную на развитие фузионных способностей и бинокулярного зрения.

Лечение косоглазия тем эффективнее, чем раньше оно начато.

В процессе методически правильно построенной игровой деятельности обеспечивается активизация зрительных функций, тренировка аккомодационного аппарата и глазодвигательных мышц.

Одной из важнейших задач педагогов является подготовка детей к аппаратному лечению, с тем, чтобы дети понимали суть тех тренировочных заданий, текстов, которые им предъявляются в процессе лечения. А так же активное закрепление полученных во время лечения результатов с помощью специальных игр.

При наличии угла косоглазия назначаются ортоптические упражнения, целью которых является получение одновременного зрения вместо монокулярного, восстановление бифовеального слияния и развитие фузионных резервов.

Требования к фронтальному наглядному материалу

• Необходимо учитывать его доступность возрасту,

• Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям.

• Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

• некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (обводятся черным фломастером по контуру).

• Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях.

Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются:

• выбор адекватного фона;

• выбор определенного цвета, так как цвет в сочетании и на расстоянии

может меняться (например, красный рядом с желтым часто видится как

оранжевый, синий - фиолетовым, фиолетовый с коричневым - черным,

• постоянное использование указки для показа;

• ребенок при показе объекта находится у доски со стороны открытого

глаза (заклеен правый глаз - слева, заклеен левый глаз — справа);

• педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;

Требования к индивидуальному раздаточному материалу

• Пособия для индивидуальной работы изготавливаются для каждого ребенка подгруппы. Расстояние до рассматриваемого индивидуального материала - 30-35 см от глаз.

• Размер раздаточного материала - 2 - 5 см.

• Для детей со сходящимся косоглазием рекомендовано рассматривание пособий на подставке. С расходящимся косоглазием — на горизонтальной поверхности (столе, индивидуальном фланелеграфе).

• Работа с плоскостным индивидуальным раздаточным материалом происходит на индивидуальном фланелеграфе.

• Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация и самим демонстрируемым материалом.

Важнейшим охранно-гигиеническим средством выступает режим зрительных нагрузок. Соблюдение режима зрительных нагрузок в процессе непрерывной продолжительной зрительной работы должно обеспечить стойкое сохранение зрительной работоспособности в соответствии с возрастными и индивидуальными функциональными возможностями зрительной системы, а также способствовать профилактике зрительного утомления.

Режим зрительных нагрузок как рациональная организация зрительного труда многоаспектен. Он предполагает:

• чередование работы глаз с их отдыхом;

• целесообразное ограничение непрерывной зрительной работы в соответствии с состоянием зрительных функций, особенно при их нарушении на фоне патологического процесса;

• создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира;

• подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумлённости фона и т.д.

Таким образом, зрительные нагрузки подбираются педагогами так, чтобы они одновременно удовлетворяли лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть вызывали у детей интерес к занятиям и способствовали решению конкретных лечебных задач.

При планировании коррекционно-восстановительных занятий учитывается функциональная мобильность сетчатки (повышение ее цветочувствительности в дневные часы и светочувствительность - в утренние и вечерние часы).

Зрительные нагрузки назначаются врачом-офтальмологом с учетом возраста, степени амблиопии и вида фиксации.

2 раздел. И гры и игровые упражнения, используемые в период плеоптического этапа лечения детей дошкольного возраста по всем основным направлениям развития в соответствии с ФГОС и в соответствии с тематическим планом.

Повышение остроты зрения у дошкольников осуществляется в дидактических играх: на занятиях по математике, развитию речи, рисованию, лепке, физкультуре, в совместной и самостоятельной деятельности. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков. Игры и игровые упражнения развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. Так же в играх дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам. При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам. А так же дидактические игры способствуют осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов, способствуют развитию цветоразличения, зрительного внимания и памяти.

Игры и игровые упражнения для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста в период плеоптического этапа лечения

ребенок закрыл глаза

Современные дети уже с раннего возраста много времени проводят за просмотром мультфильмов, старшие же дошкольники сегодня вовсю играют в компьютерные игры. В результате глаза, испытывающие большую нагрузку, не получают достаточного отдыха. Чтобы избежать возможных проблем со здоровьем этих важных органов, в детском саду обязательно проводится несложная и увлекательная зрительная гимнастика.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

Интересно, что первые упражнения, призванные сохранить остроту зрения, были придуманы ещё до нашей эры индийскими йогами. Создавая комплексы для всего тела, они не забыли и о глазах.

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:

Девочка сделала пальцы кружком и смотрит через них

Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения

Дети дошкольного возраста сидят с мобильными телефонами и смотрят в экраны

Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

Воспитателю желательно проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Дошкольники делают зрительную гимнастику

Во время проведения гимнастики для глаз очки нужно снимать

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения.

Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия (познание, развитие речи, продуктивная деятельность). При этом тема зарядки связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. Например, если ребята изучают насекомых, то ребята могут проследить глазами полёт игрушечной пчёлки. Если во время непосредственно образовательной деятельности речь идёт о транспорте, то можно предложить упражнение под коротенькое стихотворение:

  • По городу мчатся с утра и до ночи
  • Машины всех марок, красивые очень.
  • Поедут налево, направо, кругом –
  • Свободны машины и ночью и днём.

При этом дети выполняют движения глазами согласно тексту (влево, вправо, круговые), а в конце моргают.

Если занятие связано со зрительным напряжением (продуктивная деятельность), то гимнастика для глаз проводится в середине занятия. Если же непосредственно образовательная деятельность не предполагает нагрузки на зрение (развитие речи, чтение художественной литературы), то отдельное упражнение для глаз можно сделать во второй половине занятия: ребята получат своего рода разрядку, смогут немного отвлечься.

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки. Например, воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть вниз на траву, потом вверх — на небо, поискать там птичек, потом вновь на травку. В тёплое время года можно понаблюдать за бабочкой, которая машет крылышками, и предложить так помахать ресничками.

Бабочка на руке у девочки

Массу идей для проведения зрительной гимнастики можно найти во время прогулки

Тренировать детские глазки можно и в свободное время, утром или вечером. Педагог предлагает ребятам офтальмологические тренажёры или специально чередует определённые игры: сортировка мелких предметов по форме или цвету (работают мышцы глаза, отвечающие за ближнее зрение) и бросание мячиков в корзину или кегли (при этом ребёнок смотрит вдаль). В солнечную погоду можно воспользоваться обычным зеркальцем и погонять по комнате солнечных зайчиков: малыши будут следить за ними взглядом.

Девочки держат в руках зеркальца и направляют их в потолок и на стену

Тренировать зрительные мышцы можно даже с помощью обычных солнечных зайчиков

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Заставлять маленького ребёнка что-либо делать, если ему это не интересно, недопустимо и, кроме того, не принесёт никакой пользы.

Что же касается старшего дошкольного возраста, то здесь мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века). Воспитателю стоит обсудить с детьми, насколько вредно долго смотреть мультфильмы, просиживать за компьютерными играми. После такого разговора дошкольники сами захотят делать полезные упражнения.

Если при проведении зрительной гимнастики с младшими дошкольниками воспитатель обязательно сам должен показывать каждое упражнение, делать его вместе с детьми, то в старшем звене педагогу достаточно один раз продемонстрировать выполнение действий. В дальнейшем уже будет достаточно словесной инструкции либо чтения стихотворного текста (если он сопровождает зарядку).

Примеры упражнений

При проведении гимнастики с младшими дошкольниками упражнения должны быть предельно простыми, но при этом занимательными. Можно использовать такие варианты:

Начиная со среднего возраста, упражнения следует усложнять:

Кроме того, ещё с младшего возраста можно проводить зрительную гимнастику под стихотворный текст. Вначале это короткие произведения, затем более длинные. Можно воспользоваться следующими вариантами:

Как-то осенью в лесу
Висела шишка у всех на виду.
Шишка на всех глядела
И тихонечко висела.
Смотреть на указательный палец вытянутой руки
Лось сказал, что низко, Движения глазами вниз
А зайчонок — высоко, Движения глазами вверх
Белочка, сказала — близко, Движения глазами на кончик носа.
А ежонок — далеко. Движения глазами вдаль.
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Обвести глазами круг
Наверху созрела слива, Посмотреть вверх
А внизу растёт крапива, Посмотреть вниз
Слева — свёкла, справа — брюква, Посмотреть влево- вправо
Слева — тыква, справа — клюква, Влево — вправо
Снизу — свежая трава, Посмотреть вниз
Сверху — сочная ботва. Посмотреть вверх
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Закрыть глаза
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
Посмотреть снизу вверх
У неё большие ветки
Вот такой ширины.
Посмотреть слева направо
Есть на ёлке даже шишки, Посмотреть вверх
А внизу — берлога мишки. Посмотреть вниз
Зиму спит там косолапый
И сосёт в берлоге лапу.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз

Следующие примеры относятся уже к активной зрительной гимнастике (она сопровождается движениями тела) под стихотворный текст.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развити.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развити.

 Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не игра.

Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство, и бессилен разум. Геродот

Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - н.

Профилактика зрительных нарушений - актуальная тема. Болезни глаз у детей - не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Одна из самых больших ценностей человека - зрение. После жизни и разума, зрен.

Одна из самых больших ценностей человека - зрение. После жизни и разума, зрение пожалуй самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности. Дети в большинстве рождаются дальнозоркими, по замыслу природы они должны были сразу видеть далеко, но жизнь современного человека внесла свои коррективы в естественный процесс развития организма человека.

Принципы конструирования учебной деятельности на основе сохранения здоровья (.

Развиваем глазодвигательные мышцы Это самый простой тренажер из предлагаемых.

Развиваем глазодвигательные мышцы Это самый простой тренажер из предлагаемых нами. для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхнос­ти рукавичек снаружи. Он применяется для детей ясельного возраста, с успехом может быть применен в детском саду во всех группах и в первом класса.

Воспитатель, надев рукавички - тренажер, разводит руки в стороны, стоя перед.

Воспитатель, надев рукавички - тренажер, разводит руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре перед классной доской. Вначале он объясняет детям старшего возраста, что им нужно делать. Затем начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, от переводят точку взора держа голову неподвижно. Учитель или воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям. Схема тренажера: вначале держим руки в стороны и 10-15 се­кунд поочередно сжимаем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону-вверх /одна рука/ и другая в сторону - вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд вы­полняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим тренаж. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазораздвигательные мышцы ребенка.

Варианты упражнений: 1. Воспитатель, стоя перед группой детой, сидящих или ст.

Варианты упражнений: 1. Воспитатель, стоя перед группой детой, сидящих или стоящих у школьных столов, выполняет движения флажком, указкой в воздухе по определенным направлениям. Рекомендуется широкая амплитуда движений в среднем темпе, остановки флажка в опорных угловых точках обозначаемой фигуры; Упражнение "Ромашка" для детей дошкольных и младших школьных возрастов заключается в том, что учитель "рисует" в воздухе круг из 30-40 движений по диагонали, через воображаемый центр окружности. Дети сопровождают взором каждое движение флажка. 2. Упражнение "восьмерка" довольно сложное по характеру движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу. Упражнения подоб­ного типа рекомендуют Э.С, Аветисов и В.Ф. Базарный, известные советские специалисты, занимающиеся развитием зрения детей и взрослых. В данном упражнении мышцам глаз приходится выполнять работу ступенчатого типа, движения флажка должно быть медленным. Выполнить 5-6 восьмерок для малышей.

3. Упражнение "Ромбик". Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым уг.

3. Упражнение "Ромбик". Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 - 15 рисунков, 4. Упражнение "Пила". Двигаясь перед передним рядом парт, рисовать над головами детей рисунок пилы, четко прорабатывая углы внизу и вверху. Делать 1 минуту. 5. Упражнение "Змейка". Упражнение "Змейка" выполняется как и предыдущее, но без обозначения углов, они плавно округляются, делать медленно 1 минуту. 6. Упражнение "Оса Учитель ходит по классу с тренажером, детям разрешается движение головой при сопровождении 'флажка взором. Дети следит только глазами за тренажером тогда, когда учитель или воспитатель находятся перед ними, т.е. не заходят за их спины. Как только это происходит, дети начинам' следить глазами и поворачивают голову вправо или влево.

Виды упражнений с флажком

Виды упражнений с флажком

РАЗВИВАЕМ АККОМОДАЦИОННЫЙ АППАРАТ ХРУСТАЛИКА. Аккомодация глаза - четкое виде.

РАЗВИВАЕМ АККОМОДАЦИОННЫЙ АППАРАТ ХРУСТАЛИКА. Аккомодация глаза - четкое видение предметов, различно удаленных от него, имеет большое значение в жизни человека. Как правило, близорукость развивается из-за недостаточной сократимости мышцы хрусталика, обеспечивающей процесс аккомодации. Улучшение аккомодации имеет большое значение для письма, чтения, выполнения работы вблизи с редкими предметами.

Тренажер "Дорожка" Тренажер - лист белого картона размером 18х4- см, на нем н.

Тренажер "Дорожка" Тренажер - лист белого картона размером 18х4- см, на нем нарисована дорога (вид сверху). Дорога с двухсторонним движением, постепенно сужается к линии горизонта. На дороге автомобили, вокруг дороги деревья и дома. Если положить дорогу на стол перед собой и так, чтобы она уходила от вас, то возникает возможность "пробежать" глазами по дороге в одну сторону от себя и к себе. Так нужно делать 20 раз для малыша 4-7 лет.


Схема упражнений для нашего тренажера 1. Оббежать только взором, не двигая го.

Схема упражнений для нашего тренажера 1. Оббежать только взором, не двигая головой, красный прямоугольник. Дозировка для дошкольников - 4 движения полного цикла. 2.Оббежать взором зеленый прямоугольник. 3. Оббежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую. 4. Вертикаль и горизонталь в той же дозировке. Скорость оббегания каждый, определяет сам. Необходимо темп держать выше среднего. Расстояние до тренажера от глаз равно его ширине. Старайтесь не двигать головой.

 Для расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и цел.




Работа с карточками, расположенными на стенах групповой комнаты (метод В.Ф. Б.

Работа с карточками, расположенными на стенах групповой комнаты (метод В.Ф. Базарного) Один из законов зрения - движение. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет. Нужно стараться учить детей после продолжительной зрительной работы вблизи перемещать взгляд вдаль, вверх.

На стенах располагаем силуэтное изоб­ражение предметов, игрушек, героев сказо.

На стенах располагаем силуэтное изоб­ражение предметов, игрушек, героев сказок, геометрические фигуры, цифры, буквы. Их размер соответствует зрительным возможностям детей (15-30 см). Картинки и детали должны быть четко различимы с наиболее удаленной парты (стола). На занятии дети по просьбе педагога встают, отыскивают глазами нужную картинку-ответ на вопрос педагога или на загадку. Мы стараемся, чтобы картинки соответст­вовали теме занятия и были объединены общим сюжетом.


Данный тип упражнения заключается в слежении глазами в положе­нии стоя по зад.

Данный тип упражнения заключается в слежении глазами в положе­нии стоя по заданным направлениям с од­новременным вращением головой и туло­вищем: все упражнения выполняются в по­зе свободного стояния; каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых сти­мулах; в процессе зрительного поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность упражнения, которое проводится в середи­не занятия, 1,5-2 минуты.

Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности (на больших оф.

Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности (на больших офтальмотренажерах, расположенных на стене или потолке) Изучив основные положения методики В.Ф. Базарного по профилактике нервно-психического переутомления учащихся, я пришла к выводу, что в детском саду возможно частичное использование этих рекомендаций.



Зрительно - координаторные тренажи, На стене нарисована диаграмма, при этом ц.

Зрительно - координаторные тренажи, На стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям: наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый, восьмерка - ярко-голубого цвета.

Упражнения для глаз Правила выполнения тренировочного упражнения для глаз. По.

Упражнения для глаз Правила выполнения тренировочного упражнения для глаз. Посадите ребенка в низкое кресло свободно, чтобы он не напрягался. Проделайте вместе с ребенком следующие движения глазами (смотрите рисунки) соответственно по часовой и против часовой стрелки. Все упражнения повторить по 5 раз и после каждого помигать несколько раз.



Список рекомендуемой литературы 1. Аветисов Э.С. и др. "Физкультура при близо.

9, Ковалев В,А, "Улучшение аккомодационных возможностей зрения школьников сре.

Дидактические пособия для развития тонкой моторики и зрительно-двигательной координации у старших дошкольников с нарушением зрения.


Цветы плоские.
Картонные цветные круги с кнопкой на нижней стороне.
Ребёнок прикрепляет на круг цветные скрепки. Для того, чтобы расположение их было ровным и красивым, ребёнок должен соблюдать определённую последовательность действий. Сначала прикрепляются скрепки одного цвета по четырём противоположным сторонам круга (крестом), затем между ними располагаются скрепки другого цвета.




Цветы объёмные.
Обрезанные в форме цветка стаканчики от йогурта разных цветов с пришитой на нижней стороне кнопкой. Внутри цветка можно сделать цветную середину из дна другого стаканчика.
Задача ребёнка – прикрепить на лепестки этих цветов заколки в виде пчёлок, руководствуясь заданием (пчёлы какого цвета на каком цветке будут находиться).




Конфигурация основы зависит от того, какие заколки будут на неё крепиться, то есть форма её должна быть такой, чтобы заколки с неё не сваливались.








Задачи: Закреплять умение нанизывать детали с мелким отверстием (круги из сетки) на стержень, соблюдая определённую последовательность действий. Упражнять в умении пользоваться скрепками при соединении двух деталей, следуя алгоритму действия. Развивать восприятие величины и цвета. Развивать способность находить в группе похожих предметов, объект отличный от других.
1 вариант.
Стержень – палочка для воздушного шарика. Круги, вырезанные из декоративной сетки для оформления букета цветов: 10 кругов, постепенно увеличивающихся в диаметре, ещё 5 кругов последнего, самого большого диаметра. Листочки, также вырезанные из упаковочной бумаги.



Детям нужно нанизать на стержень круги, начиная от самого маленького до самого большого, затем все оставшиеся большие круги и листочки.



2 вариант.
Стержень – палочка для шарика. Два круга из той же сетки. Цветные скрепки.
На стержень надевается один круг, другой круг прикладывается сверху на первый и скрепляется скрепками.




Чтобы цветок получился ровным, нужно придерживаться определённой схемы скрепления: сначала скрепки одного цвета прикрепляются по четырём противоположным сторонам круга (крестом), затем между ними располагаются скрепки другого цвета.







Хочется отметить, что детям всегда очень нравится заниматься с этими пособиями, так как результатом выполнения заданий являются яркие, красочные поляны, которые привлекают всеобщее внимание.

Читайте также: