Пословицы для мотивации в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаютсяразличные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма,развитию орфографии ческой зоркости.

Гласные после шипящих

Сочетания ча, ща.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН

Имена собственные

Правописание слов с ь – показателем мягкости

Разделительный мягкий знак

Разделительный твёрдый знак

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Парные звонкие и глухие согласные перед согласными

Непроизносимые согласные

Двойные согласные

Предлоги и приставки

Правописание существительных с шипящими на конце

Правописание не с глаголами

Безударные падежные окончания имён существительных

Безударные окончания имён прилагательных

Глаголы на – тся, ться

Безударные личные окончания глаголов

Глаголы 2 лица единственного числа

Однородные члены предложения

Правописание местоимений

3. Окружающий мир. На уроках окружающего мира пословицы и поговорки можно использовать при изучении сезонных изменений в природе.

Виды работ с пословицей на уроках окружающего мира:

· объяснить смысл пословицы или поговорки;

· подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.

Пример: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.

Январь – году начало, зиме – середина.

Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.

Осень – перемен восемь.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Спустя лето по малину не ходят.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Апрель с водою, а май с травою.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Много снегу – много хлеба, много воды – много травы.

В году двенадцать месяцев, и в каждом - свои ягоды.

4. Математика. Нашим народом было придумано много пословиц, в которых встречаются числа.

Пример: Семь раз примерь, один отрежь.

Старый друг лучше новых двух.

Ум хорошо, а два лучше.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Руки поборют одного, знанье - тысячу.

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

Хвастуну цена - три копейки.

Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

Семеро с ложкой - один с плошкой.

Одним махом семерых убивахом.

Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять – ловкость.

Использование таких пословиц и поговорок

на уроках математики

на начальном этапе обучения –

один из эффективных приемов обеспечения познавательного интереса у детей к учению.

Позднее знание пословиц учащимися можно использовать во время проведения предметной недели по математике.

5.Технология. Русским народом придумано очень много пословиц о труде и лени, о работе и умении.

Эти пословицы вполне подходят

· в качестве девиза урока;

· настраивают детей на работу;

· воспитывают такие качества как трудолюбие, терпение, аккуратность.

Пример: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

Каков мастер, такова и работа.

У работающего в руках дело горит.

Многого захочешь – последнее потеряешь.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

Лень и за работой потягивается.

Без дела жить – только небо коптить.

Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

6. Изобразительное искусство

Цель: развитие творческого воображения.

7.Внеклассная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка стихов, пословиц, пожеланий, вопросов для активизации познавательной деятельности учащихся, для нестандартного подхода в организации учебной деятельности.

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Математика – королева наук,

Без неё не летят корабли,

Без неё не поделишь ни акра земли.

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,

Что почём, не узнаешь,

А, узнав, не поймёшь. (Запись на доске.)

“Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку “5”!

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу!

Мы в лес за наукой

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Дорогой с пути никуда не свернём,

Но чтобы лес нам скорее достичь,

Должны мы по тропке

Красиво пройтись! (Чистописание)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять -

Буду грамотно писать.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

Тут затеи, и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем всем удачи -

За работу, в добрый час!

Скорей за работу -

Чтоб не сбиться со счёту!

Учебник научит вас точному счёту,

Скорей за работу, скорей за работу!

Давайте, ребята, учиться считать,

Что без точного счёта

Не сдвинется с места

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять -

И внимательно считать.

Без счёта не будет

Без счёта не сможет

Без счёта письмо

Не найдёт адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем дружно мы считать,

И делить, и умножать.

Изучение звука [Р].

Ра-ра-ра- начинается. ( игра)

Ри-ри-ри- на ветках . (снегири)

Ре-ре-ре- стоит домик на . (горе)

Ре-ре-ре- метём снег во . (дворе)

Ри-ри-ри- двор убрали – раз, два, . (три).

(На основе чистоговорок можно строить весь урок)

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор-

Поиграем в волейбол.

(Изучение звука, буквы Н можно продолжить в виде спортивных соревнований)

Изучение буквы, звука Ё.

Убежал от друзей

Играю я в прятки.

Нашёл под берёзкой

Решил подарить их

Да он в алфавите!

Начало урока с элементами театрализации.

(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)

Знают дети меня не все.

Я выступленья в цирке объявляю,

Артистов на арену приглашаю.

Но чтобы номер первый объявить

Должны вы контролёрам билетик предъявить.

Билетом вашим будут ваши знания.

Скажите, нам без напоминания

Что знаете о букве Ц?

И я взял нынче в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

Я – весёлый Снеговик.

К зиме холодной я привык.

В Сочиняй-ке я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

“Не придёт ли новый друг?”

Сильный и умелый,

Да к тому же смелый!

Не могу решить задач!

Может быть – плохой учебник?

Может быть таланта нет?

Но нашёл я способ верный -

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил,

Ну, зачем читать условие?

Раз – умножил, два – сложил.

Я и вычел, разделил.

Ну, всё, как полагается,

Но только правильный ответ

Никак не получается.

Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам.

Научусь решать задачи –

Буду благодарен вам!

Старик и старуха.

Любишь ты сказки?

Так слушай, молчи.

Только, что из печи.

А что может быть

В сказках, как в жизни,

Помню с детства.

Хочу, чтобы сказку

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

Погружение в урок.

- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.

Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)

- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.

. Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нём собралися гурьбой.

(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.

(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)

Держатся друг за дружку,

Тянет всех за собой. (Поезд)

Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.

Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.

(Счёт предметов на вокзале)

Не птица, а летит,

Не жук, а гудит. (Самолёт)

В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.

Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)

На лугу пасутся ко.

На лугу пасутся ко.

На лугу пасутся ко.

Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете?

(Решение задач про домашних животных в деревне)

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)

- Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.

Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.

Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!

Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится. ”

- Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” - всюду заводит тихую музыку весны.

Рушится трон снежной королевы – зимы.

И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной. ”

- Отправимся в путешествие по осеннему лесу.

Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.

На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.

Тема: “Путешествие по карте полушарий”.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок - путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто - то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.

(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)

Тема: “Явления природы”.

- Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?

- Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.

- Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.

Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).

1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)

2. “Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло” (Лед)

3. “Без рук, без ног

А ворота отворяет”. (Ветер)

4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)

5. “Не колючий светло - синий

По ветвям развешан . ”. (Иней)

Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)

- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)

- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.

- Какие же явления вы записали в кроссворд?

- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)

Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”

- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.

- Назовите самые яркие изменения в природе.

Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

- Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?

- Из чего состоит почва?

- Какие виды почв вы знаете?

- Основное свойство почвы?

- Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?

- Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?

- Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)

- А где он живет? (В лесу)

- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.

Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.

Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.

Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.

- Что такое живопись?

- Какие жанры живописи знаете?

- С творчеством каких русских художников мы познакомились?

Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

- Грамоте учится – всегда пригодиться.

- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

- Делу время, потехе час.

- Больше знай, меньше болтай.

- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

- Умную речь хорошо и слушать.

- Ученье – свет, а неученье – тьма.

- Ученье лучше богатства.

Начинается урок (дети – хором)

– Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

Пословицы и поговорки подобраны по основным темам школьной программы: о Родине, о чести, о дружбе, о жизни, о труде, о трусости и смелости, об учении, об уме и глупости, о здоровье, о хлебе, о временах года.

На родной стороне и камушек знаком

Без корня и полынь не растёт.

Береги землю родимую, как мать любимую.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своём болоте и лягушка поёт.

Где родился — там и пригодился.

Дома и стены помогают.

Жить — Родине служить.

За морем теплее, а у нас светлее.

Лебедю степь ни к чему, дрофе — озеро.

Зачем далеко — и здесь хорошо.

На чужбине и собака тоскует.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

На чужбине и сладкое горчица.

По родной сторонке сердце ноет.

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

С родной земли — умри не сходи.

У своего гнезда и ворон орла бьёт.

Человек без родины — семья без земли.

У природы нет плохой погоды

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

В ноябре зима с осенью борются.

Весел май, под каждым кустом рай.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Готовь летом сани, а зимой — телегу.

Заковал мороз реки, да не навеки.

Зима лето пугает, да всё равно тает.

Красна весна, да голодна.

Летний день за зимнюю неделю.

Лето работает на зиму, а зима на лето.

Май — юность года.

Ноябрь — сумерки года.

От осени к лету поворота нету.

Осенью и у воробья пир.

Первый снежок — не лежок.

Плачет октябрь холодными слезами.

Пришёл май — о долгом сне не помышляй.

Пришёл марток — надевай сто порток.

Сентябрь птицу в дорогу торопит.

Февраль богат снегом, апрель — водою.

Худо лето, когда солнца нету.

Январь — году начало, зиме середина.

Доброе имя дороже богатства

Береги одежду снову, а честь смолоду.

Всякому своя честь дорога.

Где нет стыда, там нет чести.

Доброе имя дороже богатства.

Добрая слава лежит, а худая — бежит.

Живи своим умом, а честь расти трудом.

За правое дело стой смело.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Как живёшь, так и прослывёшь.

Каков Савва, такова ему и слава.

Лучше горевать, нежели воровать.

Лучше своё отдать, чем чужое взять.

Не богат, да славен: тот же барин.

Не в бороде честь, борода и у козла есть

Не кусок пирога, а честь дорога.

По заслугам и честь.

По хозяину и собаке честь.

Спесь губит достоинство.

У лести нет чести.

Чёрную душу и мылом не отмоешь.

Честному мужу честен и поклон.

Честные глаза в бок не глядят.

Честь чести на слово верит.

Жизнь дана на добрые дела

Делая зло, на добро не надейся.

Добро сотворить — себя увеселить.

Доброе дело на век.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброму Бог помогает.

Доброму везде добро.

Доброму Савве добрая и слава.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Добрый человек добру и учит.

Добрый человек надежнее каменного моста.

Добрым делом не кори (не попрекай).

Злой не верит, что на свете добрые есть.

Как поживёшь, так и прослывёшь.

Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

Ласковое слово — что весенний день.

Мир не без добрых людей.

На добрый привет добрый и ответ.

Не век жить, а век добро помнить.

Не устоять злу против добра.

На лихо лихо, на добро добро.

Сердце вещун: чует и добро, и худо.

Спеши делать добро.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Старый друг лучше новых двух

Верный друг лучше сотни слуг.

Друг — ценный клад, недругу никто не рад.

Друг до поры — тот же недруг.

Друг научит, а недруг проучит.

Друг познаётся в беде.

Друга узнать — вместе пуд соли съесть.

Дружить — это не пироги вместе печь.

Дружное стадо и волк не трогает.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кто не испытал дружбы, тот не жил.

Кто обманывает друга, тот обманывает себя.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Неверный друг — опасный враг.

Одной рукой узел не завяжешь.

С друзьями дорога короче.

С друзьями и враги не страшны.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друзей — что дерево без корней.

Чем нечестный друг, лучше честный враг.

Честь друга дороже собственной.

Труд человека кормит, а лень портит

Без дела жить — только небо коптить.

Без заботы и репу не вырастишь.

Без работы день годом станет.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Глаза боятся, а руки делают.

Делу время — потехе час.

Долог день до вечера, когда делать нечего.

Золото познаётся в огне, человек в труде.

Каков работник, такова ему и плата.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Не печь кормит, а руки.

От работы и плуг блестит.

Плохо жить без работы и заботы.

Поглубже копнёшь — побольше возьмёшь.

Работа и мучит, и кормит, и учит.

Рукам работа — душе праздник.

Счастье и труд рядом идут.

Терпение и труд всё перетрут.

Только то и крепко, что трудом добыто.

Труд всегда даёт, а лень только берёт.

У работящего в руках дело огнём горит.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Волков бояться - в лес не ходить

Бояться несчастья — и счастья не будет.

Врага бояться — в живых не остаться.

Всякий трус о храбрости беседует.

Герой умирает один раз, трус — тысячу.

Где отвага, там и победа.

Грозит мышь кошке, да издалека.

Для смелого солдата и рукавица граната.

Из куста и ворона остра.

Кто смел да стоек, тот семерых стоит.

На смелого собака лает, а труса кусает.

Не так страшен чёрт, как его малюют.

Пуганая ворона и куста боится.

Смелые глаза — молодцу краса.

Смелый приступ — половина победы.

Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

Страхов много, а жизнь одна.

Счастье всегда на стороне смелых.

Трусливому зайцу и пенёк волк.

У страха глаза велики.

Удача — спутник смелого.

Хорошо медведя в окно дразнить.

Храбрость стоит, а трусость бежит.

Азбука - ступенька к мудрости

Аз да буки — начало науки.

Без букв и грамматики не учатся математике.

Без терпенья нет ученья.

Век живи — век учись.

Видит око далёко, а ум ещё дальше.

Добрый разум наживают не разом.

И мудрому человеку совет требуется.

Испокон века книга растит человека.

Книга — мост в мир знаний.

Книгу читаешь — на крыльях летаешь.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Кто грамоте горазд — тому не пропасть.

Кто любит науки, тот не знает муки.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Повторять да учить — ум точить.

Умный любит учиться, а дурак учить.

Учение — путь к умению.

Учёному везде дорога.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

Учиться — всегда пригодится.

Чтение — лучшее учение.

Здоровье дороже золота

Бедный тот, у кого здоровья нет.

Без болезни и здоровью не рад.

Болен — лечись, а здоров — берегись.

Болезнь нас не спрашивает.

Болезнь не по лесу ходит, а по людям.

Больного смотрит врач, а лечит природа.

Больному всё горько.

Где здоровье, там и красота.

Двигайся больше — проживёшь дольше.

Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, здоровье потерял — всё потерял.

Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на уроках в начальной школе

Организационный момент . Обычно здесь учитель проставляет количество времени – 1-2 минуты и не более того, а ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей От того, какой интерес учитель хочет пробудить у детей – произвольный или нет, будут зависеть его поведение и фразы. При произвольном внимании человек сразу все понимает и осознает без сторонней помощи необходимость выполнения каких-либо действий. Провести же результативно оргмомент на основе непроизвольного интереса – дело мастера. Такой тип внимания возникает спонтанно. И вот тут педагогу надо постараться, чтобы пробудить детский интерес.

Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Первый этап урока. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

· У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность

Приёмы работы.

Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приемам:

Психологические минутки:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;

- предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

Например, многих заинтересует необычное приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

· желаю (соприкасаются большими пальцами);

· во всём (безымянными);

· и везде (мизинцами);

· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например,

1. Пожелайте всем любви и добра.

Мы учимся письму.
Для чего? Почему?
Из крючков, из крючков,
Из кружков, из кружков

Сможем буквы написать.
Если будем мы стараться,
Буквы будут получаться.

2. Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

3. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

4. Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.

5. С добрым утром
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и считать!

6. Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счёта.
Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…

7. Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

8. А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

9. Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

10. Прозвенел, друзья, звонок

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

11. Прозвенел уже звонок

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

12. Громко прозвенел звонок –

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минуты не теряем.

13. Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

14. Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
В путешествие пойдем,
В чудный город попадем.

Начало урока с элементами театрализации.

Театральное начало с приглашением Незнайки, например. На эту роль можно привлечь старшеклассников либо наиболее сильных учеников класса. При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.

Русский язык

(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)

Знают дети меня не все.

Я выступленья в цирке объявляю,

Артистов на арену приглашаю.

Но чтобы номер первый объявить

Должны вы контролёрам билетик предъявить.

Билетом вашим будут ваши знания.

Скажите, нам без напоминания

Что знаете о букве Ц?

И я взял нынче в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

Я – весёлый Снеговик.

К зиме холодной я привык.

В Сочиняй-ке я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

“ Не придёт ли новый друг?”

Сильный и умелый,

Да к тому же смелый!

Математика

Не могу решить задач!

Может быть – плохой учебник?

Может быть таланта нет?

Но нашёл я способ верный -

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил,

Ну, зачем читать условие?

Раз – умножил, два – сложил.

Я и вычел, разделил.

Ну, всё, как полагается,

Но только правильный ответ

Никак не получается.

Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам.

Научусь решать задачи –

Буду благодарен вам!

Старик и старуха.

Любишь ты сказки?

Так слушай, молчи.

Только, что из печи.

А что может быть

В сказках, как в жизни,

Помню с детства.

Хочу, чтобы сказку

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

Погружение в урок.

- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.

Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)

- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.

. Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет, -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нём собралися гурьбой.

(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.

- Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.

Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.

Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!

Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится. ”

- Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” - всюду заводит тихую музыку весны.

Рушится трон снежной королевы – зимы.

И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной. ”

- Отправимся в путешествие по осеннему лесу.

Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.

На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.

Музыкальное сопровождение.

Окружающий мир

Тема: “Путешествие по карте полушарий”.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок - путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто - то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.

(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)

Тема: “Явления природы”.

- Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?

- Какое сейчас время года? Как вы думаете, удалось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.

- Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.

Кроссворды, ребусы, игры, загадки.

Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).

1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)

2. “Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло” (Лед)

3. “Без рук, без ног

А ворота отворяет”. (Ветер)

4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)

5. “Не колючий светло - синий

По ветвям развешан . ”. (Иней)

Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)

- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)

- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.

- Какие же явления вы записали в кроссворд?

- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)

Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”

- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.

- Назовите самые яркие изменения в природе.

Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

- Как могут называться рыхлый верхний слой земли, на котором растут или могут расти растения?

- Из чего состоит почва?

- Какие виды почв вы знаете?

- Основное свойство почвы?

- Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?

- Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?

- Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)

- А где он живет? (В лесу)

- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.

Эпиграф к уроку.

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

Пословицы, поговорки.

- Грамоте учиться – всегда пригодится.

- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

- Делу время, потехе час.

- Больше знай, меньше болтай.

- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

- Умную речь хорошо и слушать.

- Ученье – свет, а неученье – тьма.

- Ученье лучше богатства.

Начинается урок (дети – хором)

– Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

Самопроверка д/з по образцу.

Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.

Поэтические минутки.

Это всегда впечатляет, вызывает уважение со стороны учащихся, ведь им хорошо известно, насколько сложно учить стихи. Если же учитель продекламирует строки с выражением, необходимыми эмоциями, а еще и в тему, то успех в создании положительного настроя гарантирован.

В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.

Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

Читайте также: