После трех уже поздно краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Автор этой удивительно доброй книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорожденных окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребенка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе — вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребенком изо дня в день, может распознать это вовремя. Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.

Часть 1 . Потенциальные возможности ребёнка

Детский сад — это уже поздно

Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии — с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, то есть в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, вырастет смышленым и с твердым характером.

Структуры мозга формируются к трем годам

Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50 процентов своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80 процентов. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. Фундамен­тальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллек­туальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Легко сделать ошибку, предоставив ребенка самому себе

Даже сегодня многие психологи, педагоги и родители полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет.

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей.

Ребенок наделен замечательной способностью по образам узнавать предметы, что не имеет ничего общего с анализом, этому ребенок научится значительно позже. Прекрасный пример, подтвер­ждающий эту гипотезу, — способность младенца узнавать лицо своей мамы.

Даже пятимесячный малыш может оценить Баха

Было проведено исследование, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! И на самом последнем месте оказались детские песенки.

Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии. Разве дети наделены с рождения музыкальным вкусом, необходимым для того, чтобы оценить сложную симфонию?

Шестимесячный младенец может даже плавать

Ребенок, который еще не начал ходить, пробует держаться на воде так же, как пробует ползать по земле. И важно не то, что маленький ребенок может плавать, а то, что он плавает, потому что он ребенок. Плавание — это только один из способов развить способности ребенка: оно улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы и укрепляет мышцы.

Часть 2 . Влияние раннего опыта

Главное — окружение, а не гены

Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям. Вопрос в том, какое образование и среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.

Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым

Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети поколение за поколением наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем.

На ребенка оказывают воздействие самые неожиданные вещи

Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего восемь лет.

Отец Гаусса не отличался ученостью. Он был простым каменщиком, чинил стены, заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их. По-видимому, математические способности Гаусса сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.

То, что родителям кажется неважным и бессмысленным, ребенок может воспринимать с такой чувстви­тельностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.

Часть 3 . Что полезно малышу

Готовых рецептов обучения младенцев нет

Подробные советы, которые я собираюсь вам дать, следует воспринимать лишь как идеи, на основе которых любая мама может принять свое решение и принять или отвергнуть тот или иной совет в соответствии с определенным характером или ступенью развития ребенка.

Почаще берите ребенка на руки

Малыш обижен, но мама берет его на руки, и он перестает плакать и улыбается. Кому не знакома такая ситуация, каждый родитель испытывал подобное сотни раз.

Так у ребенка может выработаться привычка добиваться плачем исполнения своих желаний — пугают родителей. Так ли это?

Для младенца, который не знает другого пути самовыражения, плач — единственное сред¬ство привлечь к себе внимание. Когда он плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа — значит лишить его с самого начала общения. Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

Не бойтесь брать ребенка с собой в постель

Можно найти новый смысл в привычке спать рядом с ребенком, если подумать о его психическом и умственном развитии. Например, мама, у которой забот по горло весь день и не хватает времени на общение с ребенком, может по крайней мере полежать с ним рядом, пока он не уснет. В течение этого короткого времени малыш совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому, если вы не просто будете лежать рядом с ним, а споете ему песенку, это окажет положительное развивающее влияние на ребенка.

Даже час занятий в день приводит к удивительным результатам

После трех уже поздно

Несколько десятилетий назад теория Масару Ибуки перевернула традиционные представления о раннем развитии детей. Книга стала популярна во всем мире (её называют Book of the Century) и у неё появилось множество последователей. Основная идея заключается в том, что в течение первых трёх лет жизни у ребёнка самый высокий потенциал к обучению. Главное — не опоздать.

Мы с дочей каждый день по несколько раз считали пальчики на руках – вдруг за ночь или в течение дня кто-то из них пропал? И всегда стараемся посчитать героев или предметы на рисунках. Это упражнение у нас в списке ежедневных дел.

Нет. Не пою. А вот мама малютке пела иногда добрые колыбельные, у нее это хорошо получалось.

Не оставляем ребенка одного. И не молчим, болтаем обо всем: Вон птичка за окном полетела, Вот папа заварку наливает, сейчас добавит кипяток, Ай-яй-яй, злой мальчик сломал в мультике девочкин домик и т.п

До трех лет закладываются основы ума, лидерства, лучше запоминаются образы, картинки, цифры.

Здесь у нас пробел, поскольку я сам не люблю что-то делать под музыку, отвлекает.

Разрешаю дочке похулиганить, но если очень уж разойдется, пресекаю баловство без крика и ругани.

Гну выбранную мною линию, и день за днем повторяю: пойдем почитаем, после сна нужно умываться, надо зубки чистить и т.д.

Всегда поддерживаю Настеньку в ее фантазиях: давай позвоним коту Кузе, давай вызовем спасателей пожарного Сэма, давай пожарим маме котлетки на игрушечной сковороде и т.д.

Включаю. И сам рассказываю сказки разными голосами.

Автор рекомендует учить хайку Иссы. Тренируйтесь, пока ребенок получает удовольствие в учении. Учим потихоньку стишки Агнии Барто. Я говорю, дочь повторяет. Уже есть успехи, но наизусть, конечно, не читает.

Если забыл строчку, нужно начать читать стих сначала. И так раз за разом, не ленитесь!

Смотрим с дочкой красивые книжки. Каталогов нет, фильмы пока не хочет смотреть, только мультики. Даю смотреть только те, где либо смысл и обучающее зерно есть, либо которые красиво нарисованы.

Всегда хвалю доченьку даже за мелкие успехи и победы, за послушание и прочие правильные действия.

Карандаши дал давно, позволяю рвать бумагу и не ругаю за бардак в игрушках.

Ватман пока не дал, но и дедушка, и мама принесли листы А2 и А3. Этого хватает, чтобы доча рисовала и на полу, и на столе, и на папиных коленях. Скоро начну склеивать эти листы, как раз и получится ватман. Если жаль денег на большие листки (денег стоит. ), дате малышу газету :).

Хорошенько запомнил этот совет, поэтому Настенька лежала в коляске только тогда, когда спала. А так всегда глазела на окружающих и очень сердилась, если мы поднимали капюшон коляски или пытались ее спрятать от ветра в корзине.

Зарядку не делаем, не отжимаемся и не приседаем. Но я не переживаю – ребенок настолько активный, что никаких упражнений не нужно: бегает, танцует, прыгает постоянно.

Специально не тренировал, дочка и так обеими руками все делала. Даже переживали, как бы левшой не стала. Но специально быть правшой не учили – само пришло.

Не напрягаю дочу ни с чем. Не нравится ей занятие – откладываем, возвращаюсь к этому через день, а то и три. Нет системы обучения – просто читаем, учим буквы, смотри карточки Домана.

Как воспитать общительного и спокойного ребенка

Хвалю. Причем часто, и за каждое хорошее дело: принесла пульт :), нарисовала что-то, покушала и т.д.Мне добрые слова произнести не в тягость, а малышу приятно. Плюс пример вежливости подаю.

Тут аналогия с держанием на руках. С удовольствием заваливаемся на диван с дочей и читаем книжки, строим планы, смотрим телевизор. Чуть-чуть почитали-посмотрели-помечтали, и спать!

Очень серьезный пункт. Отдалится от вас чадо – никакими подарками обратно не вернете. А в старости одному будет очень плохо :(. Я никогда не оставлял Настю одну, всегда что-то вместе делали: играли, читали, лепили и пр. Да она и не позволяет оставлять ее одну :).

С женой ссоримся очень-очень редко. А чтобы орали друг на друга, так вообще не помню таких моментов. При дочери не ругаемся, оба понимаем, что это ее травмирует.

Общаюсь. Часто. И хочу еще чаще, но очень много времени забирает работа.

У каждого из родителей возникают эти чувства: вы устали, а малыш разбил ценность, испортил дорогие продукты или пролил бытовую химию, очень часто и подолгу орет и пр. Но нужно понимать, что у ребенка есть на это причины. Да, бывают самодуры :), но кто в этом виноват?

Так что я стараюсь сдерживаться – ни разу еще не ударил со злости дочку и не накричал на нее. Голос повышал, но сам себя потом за это корил.

Будьте сдержанными, потому что вы детей ругаете за их крики, а сами делаете то же самое. У малыша взрыв мозга: почему мне нельзя, а папе/маме можно? Почему родители учат не кричать и не ругаться, а сами нарушают правила?

Никогда не унижаю дочь перед другими малышами. Да и вообще не унижаю. Всегда думаю: а мне приятно было бы? Нет, конечно. Я бы обиделся на родителей и педагогический эффект оказался бы со знаком минус.

Так что ругайте ребенка только тет-а-тет или при близких родственниках, не оскорбляйте его акцентированием внимания на физических недостатках малыша и будьте всегда очень-очень корректны.

Как приучить малыша к дисциплине?

Не только поощряю желание, но и прошу помочь. Если отказывается – не настаиваю, но помощь всегда принимаю с благодарностью.

Поощряю. Не отбираю отвертки, молотки, вилки, ножницы и пр. Если может что-то испортить, просто смотрю за ее действиями более внимательно и через некоторое время стараюсь отвлечь чем-то менее опасным или разрушительным.

Здесь все в порядке, частая перестановка мебели, коробок с игрушками, книг и пр. – это не про нас :).

Еще несколько правил воспитания малыша до трех лет

Мальчишеской одежды нет, мои вещи дочь не трогает. Так что совет запомнил, но применять негде и незачем. А в садик малышка пойдет как раз ближе к трем.

Пока вопросов не возникает, хотя доча уже знает, что есть мальчики и девочки – различает их по прическе и одежде. А вот как потом будет вопрос на половые темы решаться, пока не знаю. Если у кого-то есть опыт или книжку действительно толковую кто читал – делитесь.

Это есть. Мама очень любит дочу. И до сих пор кормит сисей, так что связь не нарушена :).

Пытаемся быть хорошими родителями, стараемся изменить себя в лучшую сторону, чтобы стать достойным примером для малыша. И порой пляшем под дудку маленького тирана ?

Учимся. К словам прислушиваемся – иногда скажет что-нибудь, потом думаешь: а зачем я так сделал? А вот надо бы изменить в себе это. И т.д. На поступки смотрим, тоже на многое глаза открывает это дело.

Не давим на малыша. Но за рамки выходить не позволяем. А в остальном дочке привольно живется. Профессию ж выбрали! Да, выбрали. Если получится – она согласится с нами. Нет – настаивать не будем. И мы уже твердо решили, что никаких принудительных занятий музыкой, танцами и вязанием…

Тут все в порядке. Жена ни за чем не гонится, адекватная мама и домохозяйка. Зато папа гонится ? – пытается воспитывать дите по Доману и Ибуке. Но все, что было сделано, пошло на пользу (я в этом уверен).

Мама у дочи скромница и умница, так здесь все нормально.

Если прошу что-то сделать, всегда:
— предлагаю альтернативу (выключим телевизор – пойдем почитаем книжку);
— сам делаю то, что прошу (закроем планшет, пойдем яблочко поедим);
— помогаю малышу (давай собирать игрушки).

Игрушки и ребенок

Считаем и пересчитываем. Ящик сначала хотели купить, но после переезда остались хорошие картонные коробки, используем их для хранения игрушек.

Действительно здорово. Лепим, вырезаем, клеим, шьем. И всем советуем.

Играем. Спектакли не ставим, но я могу быть лошадкой, больным, мамой, пожарным Сэмом. Хотя чаще всего приходится быть папой Свином :).

Не заставляю учиться. Вижу, что потеряла интерес к чему-то – тут же откладываю занятия и переключаюсь на другое. Например, карточки Домана используем не только для занятий, но для изображения фонтанов, салютов, для формирования стопочек бумаг и пр.

Согласен. И очень этого хочу: буду очень счастлив, если Настенька возьмет все самое лучшее от папы, мамы и их родителей. А она возьмет :).

Нашумевшая книга После трех уже поздно Масару Ибуки обрела невероятную популярность, что многие родители с опаской относятся к его содержимому. Мы разложили на тезисы После трех уже поздно. .

Если Вам не по вкусу розовые комедии с клубничным вкусом, тогда Вам сюда – список лучших фильмов о любви всех времен

Какой же лучший подарок мальчику на 3 года на день рождения. В этом возрасте есть определенные требования к тому, каким должен быть подарок: во-первых он должен быть потрясающе инте.

независимо от того знаете вы их или нет, правила воспитания мальчиков существуют и работают. Если родитель осведомлен, то воспитание мальчика до 6 лет становиться для обоих уд.

Здесь Вы найдете простые советы как и какой лего выбрать для сына! А также список лучших лего для мальчика 3 4 лет по отзывам родителей сыновей. Цены и описание

Воспитание детей дело не простое. Что такое хорошо и что такое плохо решает каждый родитель. Саое сложно для родителя определиться что именно хорошо. как воспитывают детей .

Здесь Вы найдете простые советы как и какой лего выбрать для сына! А также список лучших лего для мальчика 3 4 лет по отзывам родителей сыновей. Цены и описание

Следующим особенным периодом в воспитании мальчиков в семье, является период от 6 и до 14 лет, это вторая стадия развития мальчишек. В нашей действительности этот период характеризуется тем, что папам мальчишек приходится бороться за свою роль в воспитании сына. Не многие отцы понимают, что именно в этом возрасте у них есть уникальная возможность повлиять на мировоззрение своего сына. Второго шанса не будет! Именно эти воспоминания об отце мальчик пронесет через всю свою жизнь. А папы, пр

В Возрасте от 6 до 14 лет с мальчиками всех времен и культур происходит удивительная метаморфоза. Особенности воспитания мальчиков в этот период продиктованы .

Читайте также: