Посещение школьного музея цель

Обновлено: 08.07.2024

Статья посвящена необходимости культурно-просветительской работы с разновозрастными школьниками на базе школьного музея ГБОУ СОШ № 125 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

ВложениеРазмер
belomestnov_sergey_statya.docx 13.08 КБ

Предварительный просмотр:

Школьники смогли приобщиться к прошлому. Каждый, посетив музей, имеет возможность расширить свой кругозор

Музей является средством формирования духовного мира школьников.

Я считаю, что музейная педагогика повышает уровень культуры детей, обогащает и расширяет их представление об окружающем мире, стимулирует творческую активность. Музей приобщает учащихся к историческому прошлому города и оказывает большое воспитательное значение.

Детям очень понравилась наша экскурсия, они долго были под впечатлением, дома рассказывали родителям о том, что видели. Некоторые даже стали задавать вопросы не только о том, что его сейчас окружает, а также, что было раньше. Из этого можно сделать вывод, что музей позволяет устанавливать сопричастность детей с прошлым.

Хочется сказать спасибо всем организаторам и просто неравнодушным людям нашего района, которые приносят экспонаты в музей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


статья о роли музея в формировании гражданственности и патриотизма

статья напечатана в сборнике.

Педагогическое сопровождение и поддержка обучающихся в проектной деятельности на материалах фондов музея образовательного учреждения

В работе раскрывается актуальность использования проектного метода в образовательном процессе в целом, и в музейной педагогике в частности. Предлагаются формы и приемы педагогического сопровождения и .

Статья "Гражданское и патриотическое воспитание школьников на базе школьного музея"

Статья о роли школьного музея в образовательном учреждении.


Выступление на "Школе педагогического мастерства" 19 октября 2013 года. Текст и презентация.

В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе.


Роль музея образовательной организации в формировании патриотизма у школьников.

В статье рассматривается опыт воспитательной работы музея образовательной организации в формировании патриотизма у обучающихся.


Статья на тему"Патриотическое воспитание младших школьников в условиях историко-литературного музея."

Статья, посвящена актуальной проблеме воспитания патриотизма и патриотической культуры у деьтей младшего школьного возраста. Предлагает модель формирования ПК в условиях музея.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хасавюртовский историко-краеведческий музей

Цель : формирование у учащихся гражданско - патриотических качеств , расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей , овладению учащимися практическими навыками поисковой , исследовательской деятельности , служить целям совершенствованияобразовательного процесса средствами дополнительного обучения .

Хасавюртовский историко-краеведческий музей расположен на улице Тотурбиева, 26. Его основателем стал заслуженный учитель школы Дагестанской АССР, историк-краевед Борис Петрович Дорогобеда. Торжественное открытие музея состоялось в феврале 1990 г.

Историко-краеведческий музей располагается в двухэтажном здании, типичном для архитектурных построек купеческих домов начала ХХ ст. Здание музея было возведено в 1902 г. купцом второй гильдии Даутовым Адилем. Учреждение занимает половину первого этажа. Площадь экспозиционно-выставочного зала составляет более 145 кв.м.

Хасавюртовский музей отражает всю историю Засулакской Кумыки, которая представлена в трех залах. В первом зале гости музея имеют возможность познакомиться с историей края, начиная с древних времен до 1917 г. Второй зал музея – этнографический, здесь можно более детально ознакомится с культурой кумыков, чеченцев, аварцев и так далее. Третий зал отражает историю Великой Отечественной войны, освещает участие 12 тысяч хасавюртовцев в труде и боях во время войны.

Наиболее ценными коллекциями музея являются: каменные орудия периода энеолита и палеолита (58 единиц хранения); орудия труда, предметы быта и украшения II ст. до н.э. - XIV ст. н.э. народов Северного Кавказа (149 единиц хранения); оружие дагестанских оружейников (29 единиц хранения); этнографическая коллекция (187 единиц хранения)); женские украшения, ювелирные изделия, серебряные пояса (32 единиц хранения).

Хасавюртовский историко-краеведческий музей - культурный центр края. В среднем за год музей посещает около 1500-2000 посетителей.

(экскурсия-фотоотчет)

Основными целями посещения являлись приобщение подрастающего поколения к культурно - историческим ценностям, укрепление духовно -патриотического воспитания молодежи, расширение научно -просветительской деятельности, а также приобщение подрастающего поколения к традициям и культурным ценностям многонационального Дагестана .

В витринах награды и наградные удостоверения, благодарственные письма, фронтовая переписка, личные вещи участников войны, макеты оружия.

Были экспонаты и событий в Новолакском районе. Дети были в восторге от посещения музея, осталось много приятных впечатлений от увиденных экспонатов и услышанных рассказов.

Первый зал: история Засулакской Кумыкии с древности до 1917 г.;

hello_html_617b3ecb.jpg
hello_html_m7ecb36d3.jpg

hello_html_mba370ee.jpg
hello_html_m10d6eed7.jpg

hello_html_m194c861f.jpg
hello_html_m5a118e4d.jpg

Второй зал - этнографический: культура кумыков, аварцев, чеченцев

Как не заскучать в музее

Даже в самом обычном музее можно интересно провести время, если преследовать конкретную цель. Музей не только место окультуривания, среди экспонатов можно отдыхать душой, общаться и изучать темы из школьной программы. Рассказываем, как ставить реальные цели похода в музей и прокачивать эрудицию с удовольствием.

Цель — отдохнуть

Поход в музей для школьника — это смена обстановки и приток новых впечатлений. Именно это нужно для интеллектуального отдыха. Не обязательно интенсивно расширять кругозор, читая каждую табличку. Достаточно пройтись по залам, понаблюдать за людьми, мысленно примерить экспонаты к своей комнате: что бы хорошо смотрелось на стене вместо ковра.

Разрешить себе не просвещаться — отличная установка для перегруженного учёбой школьника. Стоит дать музею шанс и посмотреть, удастся ли в этот поход найти хотя бы один артефакт или произведение искусства, которое притянет взгляд.

Для отдыха в музее не нужно обходить все залы или проводить там целый день. Если школьник сразу наткнулся на любопытные экспонаты, а больше ничем не заинтересовался или уже через 20 минут насытился атмосферой старины, не нужно себя насиловать. В следующий раз, возможно, захочется задержаться подольше.

Что это даёт

Цель — расширить кругозор

Чтобы новые факты не забылись, можно устроить опрос на своей странице в социальных сетях и предложить друзьям высказать предположения. Например, школьник узнал, что крестьяне Тамбовской области совсем не ели белого хлеба и захотел поделиться информацией со сверстниками.


Что это даёт

Если ограничиться конкретной темой, то ясно, на что обращать внимание. Обойти весь музей бывает тяжело физически и эмоционально, а посмотреть одну экспозицию — посильная задача для школьника. В результате ученик достигнет конкретной цели посещения и углубит знания по определённой теме. Возможно, после такого похода в музей у школьника появится идея исследовательской или творческой работы.

Цель — познакомиться с новым предметом или профессией

Когда речь заходит о профориентации, про музеи незаслуженно забывают. Будущим студентам стоит посетить медицинский, железнодорожный или музей авиационной промышленности. В рабочих интерьерах начальника вокзала или нейрохирурга школьник может почувствовать, насколько его привлекает дух профессии. Чтобы двигать вперёд науку и технику, полезно узнать её прошлое и разобраться в настоящем. Возможно, именно в музее школьник поймет, что профессия технолога пищевого производства ему не по душе, а сфера IT — то, что нужно.


Что это даёт

Музей спорта или геологии знакомит посетителей с деталями, которые могут сыграть важную роль при выборе профессии или принести балл на предметной олимпиаде. Музеи профессий и наук помогают лучше разобраться в выборе будущей специальности и повысить уровень эрудиции.

Цель — изучить дополнительный материал по предмету

Будущие выпускники и участники олимпиад посещают музеи, чтобы углубить знания и развить исследовательские навыки. Если следить за анонсами музеев и галерей, можно попасть на выставку уникальных экспонатов революции 1917 года или атрибутов быта восточных славян. Дома-музеи деятелей литературы и искусства дают представление об обстоятельствах жизни и творчества известных людей.

Посещению музея в рамках подготовки к экзаменам и олимпиадам обычно предшествует глубокая вдумчивая работа с другими источниками. После прочтения учебников, монографий и просмотра документальных фильмов увиденное в музее можно соединить в систему знаний по теме.

Если собраться группой единомышленников, можно заказать экскурсию по интересующей теме и за минимальное время получить максимум информации.

Что это даёт

Цель — оценить музей

Действительно, хватит получать отметки, пора оценить что-нибудь и заодно придумать, что именно. Для начала нужно составить критерии, что обязательно должно быть в хорошем музее. За основу можно взять имеющийся опыт, неважно, удачный или нет. Во время прогулки по музею важно прислушиваться к своим ощущениям и отмечать значимые моменты. Свою подробную оценку можно опубликовать в формате сториз или оставить текстовый отзыв на страничке музея или в онлайн-справочнике геоинформационной системы, Яндекс.Карты или Карты Google. Если школьник ведёт блог, обзор музеев может стать его постоянной рубрикой.

Что это даёт

Опубликованный содержательный отзыв о работе музея поможет учреждению стать лучше, а другим посетителям знать, к чему быть готовыми. Школьник научится обращать внимание не только на экспонаты, но и на обстановку музея и лучше понимать свои образовательные и культурные потребности.

Что запомнить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.

В системе воспитательной работы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.

Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию. Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.

В наше время музей стал непреходящим фактором духовной жизни, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно - эстетической культуры. Современный музей занял особое место в изучении истории зарождения, становления и развития культуры, в распространении ретроспективной информации, в обогащении содержания и форм образовательной деятельности. Для миллионов людей - это неотъемлемый элемент свободного, духовно насыщенного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.

На рубеже XX - XXI вв. интенсивно идет процесс интеграции различных культур и формирования общечеловеческих норм, ценностей, идеалов, в то же время повышается внимание к национальной и культурной специфике.

Отличительной особенностью всех форм работы музейного учреждения на современном этапе развития является то, что музей сегодня уже не просто научное учреждение, как это было в XIX веке, или научно- просветительное учреждение, каковым он являлся в недавнем прошлом. Сегодня музей реализует свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствующий воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей. Кашарская Н.И.в своем исследовании указывает, что специфика музейного учреждения позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, порожденными приобщением индивида к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1-11 классов. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов, музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса. Культурно - образовательная деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества, так как музей- это, прежде всего, место изучения и сохранения культурно- исторических традиций и ценностей.

В музеях экскурсия является одним из основных видов образовательной и воспитательной деятельности музеев. Именно экскурсия создает благоприятные условия для усвоения информации, которая заложена в экспонатах музея. Экскур­сия — коллективный осмотр музея, достопримечатель­ного места, выставки, объекта природы и т. д. по опре­деленному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени. Ее характерным признаком является также коллективность осмотра, вследствие которой в группе людей, связанных совместным инте­ресом и имеющих возможность обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера, вы­званная общностью переживаемых эмоций. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определен­ному маршруту, то есть она имеет организованный ха­рактер. Обладая всеми чертами, свойственными экс­курсии как таковой, музейная экскурсия имеет опре­деленную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве.

Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам пока­за, по характеру тематики, по целевой направленнос­ти, по составу экскурсантов.

Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям, появляется желание посещать музеи во время туристических поездок, походов. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.

Культурно - просветительская деятельность музеев в последние годы приобретает большое значение не только для успешной работы самих музеев, но и для исторического и культурного развития общества, так как музей- это, прежде всего, место изучения и сохранения культурно- исторических традиции и ценностей.

Шадринск обладает богатым историко-культурным потенциалом, и даже на уровне простых ассоциаций вызывает много образов: Юшка Соловей, Шадр, Шадринский гусь. Историко-культурное наследие города заключается в памятниках архитектуры и скульптуры, краеведческий музей им. В.П.Бирюкова.

Шадринский краеведческий музей – один из старейших музеев Урала. Он был открыт 9 января 1918 года на основе собранных историко-краеведческих коллекций известным уральским краеведом Владимиром Павловичем Бирюковым. В состав хранилища входили краеведческий музей, архив, библиотека, картинная галерея из произведений профессора исторической живописи Федора Андреевича Бронникова, переданных городу по завещанию художника. На протяжении всех лет музей неизменно выполнял функцию научного хранилища исторических, природных раритетов культурного и духовного наследия нашего края.

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители. Проводятся экскурсии по музейным и внемузейным объектам, комплексные экскурсии. Кроме традиционных форм работы таких, как презентации выставок, можно отметить презентации книг шадринских писателей, встречи с народными мастерами, художниками. Тематика музейных занятий охватывает все возрастные категории. Для детей дошкольного возраста разработан цикл занятий с элементами музейной педагогики, театрализованными сценками, играми. Для школьной аудитории разработана тематика занятий по экологии, военно-патриотическому воспитанию, народному календарю, обширна тематика лекций для студентов.

Хочется отметить активное сотрудничество музея с городскими школами. Музейные работники организуют тематические экскурсии и лекции по истории родного города, старинным ремеслам, народному творчеству. В музее проходят небольшие сменные выставки, которые составляют как фондовые предметы, так и предметы, не входящие в фонд. Экскурсии строятся не на монологе, как это принято в традиционных формах работы, а на диалоге, в результате чего школьники становятся не пассивными слушателями, а активными участниками. Старшие школьники часто вовлекаются в организацию и проведение музейных занятий и экскурсий.

Таким образом, музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств образования, выполняет функции дополнительного образования и осуществляет их в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.

Бабанский, Ю.К. Музей как феномен культурного пространства российской провинции [Текст] / Ю.К. Бабанский.- М.Просвещение, 1985г.- 208 с.

Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебное пособие [Текст] / М.Б. Биржаков.- 6-е изд.- СПб.: Издательский дом Герда, 2004.- 448с.

Блинова, Е.В. Интерактивные формы музейной деятельности, способствующие социализации и адаптации детей-сирот [Текст] //Социальная педагогика,2010, № 4

Вихман, В.Г. Музей в системе ценностей евразийской культуры [Текст] /Вихман В.Г., Г.А. Шабанов.-М.:ВУ,1996.-68с.

Основные термины (генерируются автоматически): музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, краеведческий музей, мировая культура, музейное учреждение, образовательная деятельность, успешная работа.

Похожие статьи

Музейная педагогика в школе | Статья в журнале.

Ключевые слова:музейная педагогика, школьный музей, виртуальный музей, виртуальная экскурсия, мини-музей. Музейная педагогика — наука, сформировавшаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Музей как средство ориентации личности на.

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Культурно-образовательная деятельность музея.

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы.

Музеи являются хранилищем памятников материальной, духовной культуры и природных объектов, историко-краеведческих и художественных ценностей, а также научно-исследовательским, научно-просветительским, культурно-образовательным учреждением.

Музей как инновационное образовательное пространство школы

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия.

Роль музея в образовательном процессе школы. музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Воспитательный потенциал музейной экскурсии.

экскурсия, музейная экскурсия, музей, ребенок, музейный предмет, работа, экскурсионная работа, музейная культура, бережное отношение, культурное наследие.

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия.

Роль музея в образовательном процессе школы. музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия.

Роль музея в образовательном процессе школы. музей, экскурсия, музейная педагогика, музейная экскурсия, ценность, образовательная деятельность, музейное учреждение, мировая культура, краеведческий музей, успешная работа.

Читайте также: