Портфолио ребенка с овз в школе

Обновлено: 05.07.2024

Ожидаемый результат: создание портфолио позволит выпускникам скорее встроиться в новый жизненный ритм. Они не будут стесняться показать свое прошлое – и будущее будет в их руках. И не придется наступать на грабли – не только сиротам, но и тем, кто хочет им качественно помогать.

Мы ничего не знаем о воспитанниках детского дома. Если точнее – ничего полезного для их дальнейшей интеграции в общество. В России сирот много, при этом реальных – без родителей – не более трех-пяти процентов. Это мы знаем. Знаем и то, что основная причина попадания детей в детские дома – неблагополучие в семье: уклонение родителей от исполнения своих обязанностей, алкоголизм, другие вредные привычки. Мы в общем имеем представление о том, как живут сироты в детском доме. Эти представления именно что общие – о каждом конкретном ребенке практически ничего не известно, мы не знаем, что за человек вышел из стен детского дома. Конечно, в последующие учебные заведения поступают документы на сироту. Но чаще всего это поверхностная информация: чем болел, какую грамоту получил, как учился. И лежит эта папка за семью печатями в сейфе директора нового учебного заведения. Сиротам эти документы до 18 лет на руки не выдают. А после того, как воспитанник получает-таки бумаги, чаще всего он отправляет их в мусорную корзину. Часто выпускники детдомов сами не могут сформулировать, кто они и что умеют и знают. В том числе потому, что стесняются или просто не хотят рассказывать о себе.

Новизна проекта заключается в том, что при явном регламентировании его направлений и этапов реализации, участникам предоставляется полная свобода выбора форм, видов работы, что определяет необходимость творческого подхода к участию в проекте и в перспективе может способствовать позитивному личностному развитию воспитанников детского дома. Ключевым фактором данного проекта является создание самим воспитанником личного портфолио, которое поможет сохранить кусочки его детства и иметь определенную базу достижений при выпуске из детского дома.

Портфолио воспитанника детского дома поможет сохранить детям их прошлое, кусочки их детства.

Цели и задачи проекта

Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития воспитанника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

- при усыновлении и переводе ребенка в другое учреждение, помочь сохранить память, о его развитие и его достижениях

- создание портфолио каждого воспитанника детского дома;

- оформление выставок творческих работ участников проекта;

- расширение кругозора детей, приобретение ими знаний, навыков и умений через ознакомление с различными видами творческой и общественной деятельности;

- поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

1 Подготовительный этап

Изучила теоретико-методологические подходы к портфолио как педагогической технологии.

Затем определила задачи, роль и структуру детского портфолио в условиях образовательного процесса в нашем детском доме. Конечно, разработка структуры портфолио и её согласование с коллегами заняло определённое время. Замечу, что структуру портфолио нельзя считать определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере того, как дети растут и какие интересы преобладают у них.

Провела апробацию детского портфолио на своей группе.

В работе над портфолио должна присутствовать систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Для удобства хранения весь собранный материал мы систематизировали, и теперь он хранится в папках с файлами, так чтобы его можно было посмотреть и педагогам и самому ребёнку.

Начав работу, мы видим, что составление портфолио даёт детям возможность проявлять творчество в своей деятельности, инициативу, индивидуальность, обмениваться информацией друг с другом, объединяясь в небольшие группы по интересам, что служит повышению коммуникабельности. В дальнейшем работая над оформлением портфолио, ребё нок сможет лучше понять себя: свои чувства, переживания, победы, разочарования. А педагогу портфолио позволяет выявить самооценку ребёнка, его мнение о своём социальном окружении, интересы, уровень эмоционального благополучия, что очень важно для становления личности ребёнка. Внимательный педагог, посмотрев портфолио конкретного ребёнка, всегда сможет правильно выстроить индивидуальную работу с ним, сделать акцент на слабые стороны и развивать определившиеся таланты ребёнка.

Портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь так важно заметить что-то хорошее, положительное в ребёнке, а не акцентировать внимание на том, что он ещё не может или не знает. Имея своё портфолио, ребёнок может оценить себя сам с позиции успешности и реальных жизненных достижений.

Именно портфолио предоставит педагогам возможность получить всестороннюю информацию о каждом ребенке. Чаще всего под понятием портфолио подразумевается накопление индивидуальных достижений ребенка за какой-то определенный период, его творческие успехи. Ведь важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что еще не можешь, не знаешь, не умеешь. Чтобы все получилось, очень важно понимать цель создания портфолио. А цели могут быть разными.

Изучив методическую литературу по теме, были определены основные функции портфолио воспитанника :

- диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

- целеполагающая – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

- мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;

- содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;

- социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности;

- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.

Интересные идеи по структуре и оформлению портфолио дошкольника были найдены в методической литературе, Интернете. Когда суммировали всю информацию, выделили основные разделы. Основные разделы портфолио дошкольника :

2 Деятельный этап:

1. Определила вид и состав портфолио воспитанника

2. Сбор сведений в основные разделы портфолио дошкольника :

На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить динамику развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. При этом важно выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. Традиционные мониторинговые исследования уровня физического, речевого развития, трудовой деятельности, формирование элементарных математических представлений и других должны быть представлены на диагностических листах в тематических разделах портфолио, например следующих:

Ожидаемые окончательные продукты и результаты:

-личные портфолио воспитанников

- способность детей представлять сверстникам и близким взрослым собственных достижений;

- наличие у детей интереса к достижениям и успехам сверстников;

- повышение педагогической компетентности педагогов;

Ведение портфолио дошкольника способствует развитию самооценки, формированию личностных качеств ребенка, его социальному развитию, и является актуальным в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. Заключительный этап.

Оформлены личные Портфолио воспитанников. Даже за один год ведения такой папки, почти у всех детей накопился достаточно большой материал, отражающий их жизнь в детском доме и за его пределами.

Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой. Это воспоминания о счастливых детских годах.

Кочкина Н. А., Чернышева А. Н. Портфолио в ДОУ. - М., 2009.

Адаменко Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной терапии. - Справочник старшего воспитателя, 1-08.

Курынова С. Портфолио дошкольника. - Обруч, 6 - 2005.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей очень важно, что в последние годы меняется отношение к детству, провозглашается.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как важнейшее условие результативности В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с ФГОС является обеспечение доступности качественного образования.

- Программа по духовно – нравственному направлению.

- Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) с изменениями (приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

- Планируемых результатов начального общего образования.

Целью портфолио является:

1.Целенаправленно собирать информацию о ребенке с ОВЗ, систематизировать индивидуальные субъектные проявления, когда его развитие характеризуется темпом созревания психических функций.

2.Накопление субъективного опыта; закреплять результаты развития его усилий, прогресс и достижения в различных областях.

3.Демонстрировать спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

4.Самоорганизация своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность.

5.Формирование рефлексивных умений, осуществлять самооценку собственной деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач :

1. Создание ситуации успеха, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
2. Поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию; интерес к определённому виду деятельности; активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.

3.Максимальное раскрытие индивидуальных способностей ребенка.

4.Развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию; навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности ребёнка.

5.Формирование установки на творческую деятельность, на положительные нравственные качества личности; навыки учебной деятельности: умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

6.Учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий ребёнка.

7.Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.

8.Укреплять взаимодействие с семьей, повышать заинтересованность родителей, поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося.

9. Самоанализ школьной жизни за определенный промежуток времени.

Функции портфолио

Портфолио ученика как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать се достижения ученика с успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;

целеполагания – поддерживает учебные цели;

мотивационная – поощряет результаты учащихся, учителя и родителей;

содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет ученику осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений, а иногда прийти к их переоценке.

В процессе работы над портфолио формируются следующие компетенции:

- готовность к постоянной работе для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;

- потребность в активной познавательной деятельности.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

Портфолио обучающегося по ФГОС НОО ОВЗ:

- является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе, достижениях за определенный период времени;

- позволяет учитывать результаты в видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной;

- комплекс документов, представляющих совокупность индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащегося;

- служит для сбора информации в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления при переходе на вторую ступень обучения;

- эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности.

Порядок формирования портфолио

*Портфолио ученика является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО.

*Период составления портфолио (1-4 классы начальной школы).

*Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.

* Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей) возлагается на классного руководителя.

* Портфолио хранится в классном помещении в течение всего времени пребывания ребенка в нем.

*В формировании портфолио участвуют: учащийся, классный руководитель, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).

Учащийся с помощью родителей или их законных представителей:

- оформляет портфолио в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами;

- при оформлении соблюдает систематичность и регулярность ведения портфолио, достоверность сведений, предоставленных в порфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность;

- могут презентовать содержание своего портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции.

Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. По необходимости, работы учащегося сопровождается помощью взрослых: учителя, родителей в ходе совместной работы, которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества.

Классный руководитель:

- оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования портфолио;

- проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимся и их родителями по формированию портфолио;

- осуществляет посредническую функцию между педагогами дополнительного образования в целях пополнения портфолио;

- осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения портфолио;

- обеспечивает учащегося необходимыми формами, бланками, рекомендациями;

- оформляет итоговые документы.

Педагоги дополнительного образования:

- проводят информационную работу по формированию портфолио;

- разрабатывают и внедряют систему поощрений за внеурочную деятельность;

Администрация школы:

- разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио;

- распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

- создает условия для мотивации педагога к работе по новой системе оценивания;

- осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы образовательного учреждения;

- организует работу по реализации в практике работы школы технологии портфолио, как метода оценивания индивидуальных достижений обучающегося;

- осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном учреждении.

Преимущества портфолио

В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

Поощряется оценка, самооценка и взаимооценка учащегося, а также самоанализ и самоконтроль.

Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

Элементы портфолио датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.

1 шаг. Мотивация.

2 шаг . В режиме сотрудничества определить вид и структуру портфолио.

3 шаг . Определить срок сдачи и временем работы над портфолио. Проверка – 2 раза в год.

4 шаг. Обговорить и критерии оценивания: грамотность; эстетическое оформление; наличие шкалы достижения цели; содержательность; соответствие материалов портфолио цели; творческий подход; наличие системы оценивания.

5 шаг . Создать систему оценивания и определить объекты проверки.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда.

Первый лист –титульный лист , который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, фото ученика.

- письму и развитию речи — диктанты и изложения, словарные диктанты, письменные творческие работы;

- по предметам эстетического цикла (музыка и ритмика, изобразительное искусство) - иллюстрации к музыкальным произведениям, на заданную тему, продукты собственного творчества;

- по трудовому обучению - продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;

- по физкультуре - дневники наблюдений и самоконтроля, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии.

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, листы наблюдений) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут участники образовательного процесса;

- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности;

- анализ самим школьником своей деятельности.

Школьник может представить следующие материалы:

Задание, которое мне больше всего понравилось. Моя лучшая работа

Я прочитал ……. книг.

Что я теперь знаю, чего не знал раньше? Что я теперь умею, чего не умел раньше?

Мои цели и планы на следующий учебный год:

Чему я еще хочу научиться? Какие книги хочу прочитать?

Презентация портфолио.

4.1. Учащийся может представлять содержание своего портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.

4.2. Презентация портфолио обучающихся может проходить в форме выставок портфолио.

4.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию портфолио.

Подведение итогов работы.

5.1. Анализ и оценка портфолио ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика.

5.2. Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.

ФГОС НОО предусматривает требования к результатам, которые включают предметные, метапредметные и личностные результаты..

Работа с портфолио способствует формированию универсальных учебных действий.

Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса; оценивает себя; готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащегося.

Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации, включают в себя постановку цели сбора портфолио; планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения; прогнозирует результат, который получит, придя к цели; выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио.

Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру обучающегося.

Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения; ставит перед собой цель рассказать о себе; собирает информацию и систематизирует её; сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями); развивает свои коммуникативные навыки; совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию.

Предметные результаты:

- Стартовая диагностика по предмету;

- Таблицы предметных результатов из Дневников с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

- Итоговые стандартизированные работы по предмету:

Часть, которая пополняется учеником:

– изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы.

Каждый материал сопровождает «Лист самооценки

Список литературы:

Собою можно мне гордиться
Так много знаю я сейчас!
Мне очень нравится учиться!
Перехожу в четвёртый класс!

учащейся 4 – А класса

Котенёвой Аллы

t1572451650aa.jpg

Целью создания портфолио на примере моей учащейся Котенёвой Аллы, было показать, что в результате своевременно начатой упорной коррекционной работы, возможно постепенное развитие ребёнка с ОВЗ. В разном темпе, с разной результативностью, ребенок может продвигаться к более сложному взаимодействию с окружающим миром. Каждый серьезный шаг на этом пути доставляет радость и удовлетворение не только ребёнку, но и его близким. В начале учебного года ребёнок входит в этап создания портфолио, в котором будут отражены учебная и творческая деятельность учащегося, его цели, отношение к окружающим. Такая работа будет способствовать повышению самооценки обучающегося, позволит взглянуть на себя со стороны, раскроются индивидуальные возможности и творческий потенциал ребёнка с ОВЗ.

6.Мой распорядок дня

7.Мои занятия в кружках

8.Умею ли я учиться

9.Мои цели и задачи

10.Моя лестница успеха

11.Моя копилка секретов успешной работы

t1572451650ab.jpg

Разрешите представиться! Это я!

t1572451650ac.jpg

Это моя семья – моя крепость. Я живу с мамой. Её зовут Анастасия Яковлевна. Она у меня самая лучшая . Я очень благодарна ей за поддержку и возможность развиваться дальше в своём любимом деле.

Мой посёлок. Я живу в Симеизе. Симеиз – это моя маленькая Родина! Я люблю свой

посёлок с его в высокими кипарисами, вечнозелёными можжевельниками. В любую

погоду можно гулять по посёлку и вдыхать запах моря, любоваться чистыми

аллеями, зеленью парка; скалами Дива, Монах, Парус; горой Кошка, Ай-Петри.

Немного о моей школе. Моя школа находится в центре посёлка Симеиз. Это

большое трёхэтажное здание, построенное в 1982 году. Первые занятия в школе были

начаты 14 ноября 1897 года. В год открытия в школе обучалось 18 мальчиков и

4 девочки. Сегодня в школе обучаются более 500 учащихся разных национальностей.

Моя классная комната. Моя классная комната находится на втором этаже. Она очень

просторная, уютная, светлая. Мы любим свой класс и поэтому следим за чистотой и

порядком. В нашем классе много плакатов, таблиц, помогающие нам в обучении.

Мой класс – очень дружный и весёлый. В классе 27 человек: 14 мальчиков и

Я очень люблю петь, рисовать, играть в подвижные игры, работать с природным

Не люблю , ссориться с одноклассниками, когда обижают животных, проявляют

неуважение к младшим, взрослым людям, окружающей среде.

Самое интересное для меня в школе – это: узнать что – то новое.

Мои любимые уроки: музыка, изобразительное искусство, технология,

физкультура, окружающий мир.

Моя любимая учительница: Дусенко Ирина Васильевна. Она очень строгая, но

добрая и справедливая.

Мои друзья Друзья – это те, с кем никогда не скучно, и те, на кого всегда можно

положиться, кто не подведёт и не оставят в трудную минуту. У меня много знакомых

мальчиков и девочек. Но подруги две: Алина и Маша. Они очень разные и интересные

девочки. Алина - моя соседка, мы учимся с ней в одном классе. У меня много друзей,

3 В современном обществе приоритетом образования становится такое обучение, которое помогает выпускнику найти своё призвание, реализоваться в жизни как личность. Трудно учиться сейчас здоровым, подготовленным к школе детям. Что же говорить о детях с задержкой психического развития, детях с ограниченными возможностями здоровья. Они испытывают трудности в обучении. Нет мотивации в познавательной деятельности, не развита эмоционально-волевая сфера. В системе психологической, медицинской и педагогической помощи таким детям на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребёнка. Под руководством взрослых дети с ограниченными возможностями здоровья могут компенсировать нарушения, реализовать свои возможности и благополучно адаптироваться в социальной среде.

4 Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования. Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результаты образования, и выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьника (не только в собственно познавательной или учебной). В свете новых задач необходимо отметить образовательные возможности портфолио, т. к. его идеология созвучна идее компетентностно - ориентированного образования.

5 Портфолио - это и организатор деятельности (учебный органайзер), и хранилище материалов, и зеркало пути, пройденного каждым отдельным учеником в соответствии с его индивидуальностью и потребностями Рабочие листы портфолио выполняют, с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть обучают некоторым действиям, с другой стороны – доносят до учащихся в адаптированном виде требования к выполнению отдельных этапов работы и становятся объектами оценки.

6 Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: – поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; – поощрять их активность и самостоятельность, – расширять возможности обучения и самообучения; – развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; – формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; – и как результат: способствовать повышению качества образования в целом. Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их.

7 Миссия специальной коррекционной школы VII вида состоит в том, чтобы подготовить каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности, учащегося к получению в будущем, профессии, трудоустройству, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества. И одним из таких помощником для дальнейшей социальной адаптации в обществе может стать портфолио учащегося.

12 В своей работе выделяю три раздела портфолио: Мой мир. Здесь фотография, краткие сведения о ребёнке. Здесь же тестирование по темам в виде рисунков: Моя семья, мой дом, дерево. Здесь разделы - мои друзья, мои увлечения и т.д.

13 Моё творчество. В этом разделе накапливаются рисунки детей, творческие работы, работы по предметам, всё, что он на данный момент создал сам (фотографии поделок, чего добился, занимаясь в кружках и т.д.)

14 Мои достижения. Отчеты о достигнутых успехах, грамоты, достижения в учёбе, работе с логопедом, мониторинги, достижения в спорте, и т.д.

15 Портфолио дает возможность отслеживать динамику развития ребенка, построить мониторинговую систему оценивания. В конце четверти учащиеся получают грамоты за хорошее поведение, учебу, помощь учителю, за успехи в школе, которые также вкладываются в портфолио.

16 В специальной коррекционной школе нет отбора лучших работ, каждая работа особого ребенка уникальна. Поэтому вся деятельность, осуществляемая детьми, отражается в портфолио. Портфолио - папку роста, развития и достижений ученика, вполне можно представлять как мини- презентацию на дне рождения ребенка, родственникам, на родительских собраниях, в классе. Ведь пролистать красочную папку очень интересно!

17 Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.

Тема выступления Структура ученического портфолио учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида

Тема выступления

Структура ученического портфолио учащихся специальных (коррекционных) классов VII вида

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Цель портфеля достижений ученика первого уровня обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.

Цель портфеля достижений ученика первого уровня обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.

Портфель достижений позволяет решать ряд педагогических задач , таких как:

Портфель достижений позволяет решать ряд педагогических задач , таких как:

  • изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся;
  • развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
  • создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка;
  • формирование установки на учебную, познавательную активность;
  • развитие учебной мотивации;
  • формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;
  • формирование адекватной самооценки учащихся;
  • формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату;
  • содействие успешной социализации обучающихся.

Функции Портфеля достижений:

фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.

поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.

поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.

максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.

обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.

показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Участники работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Одним из основных условий составления Портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.

Участники работы над Портфолио

и распределение обязанностей между ними

Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

Одним из основных условий составления

Портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.

Обязанности учащегося Оформляет Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Аккуратно ежедневно (еженедельно, ежемесячно) в соответствии с обозначенными временными периодами ведет в Портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно. Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; По желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления Портфолио), отражающие его индивидуальность. Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т.д.)

  • Оформляет Портфолио в соответствии с принятой в школе
  • Аккуратно ежедневно (еженедельно, ежемесячно) в соответствии с

обозначенными временными периодами ведет в Портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.

  • Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы,

отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности;

  • По желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления Портфолио), отражающие его индивидуальность.
  • Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию
  • При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному

руководителю, родителям и т.д.)

Обязанности родителей

Обязанности классного руководителя

  • Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио, консультирует,

помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет правила ведения и

  • Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над

дополнительного образования, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие.

  • Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов
  • Заполняет соответствующие разделы Портфолио, несёт ответственность за

достоверность информации, представленной им в Портфолио.

  • Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его

индивидуального развития и личностного роста.

  • Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы,

сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)

Раздел 1. Титульный лист

Республика Хакасия

р.п.Усть-Абакан

ПОРТФОЛИО

Место для фотографии

Фамилия___________________________________________________________

Имя_______________________________________________________________

Отчество___________________________________________________________

Число, месяц, год рождения___________________________________________

Класс______________________________________________________________

Фамилия___________________________________________________________

Имя_______________________________________________________________

Отчество___________________________________________________________

Число, месяц, год рождения___________________________________________

Класс______________________________________________________________

Раздел 2. Мой мир Фамилия Имя Отчество Мама Папа Образование Место работы Брат Сестра специальность Бабушка Дедушка

Раздел 2. Мой мир

Фамилия Имя Отчество

Образование

Место работы

специальность

Раздел 2. Мой мир

Раздел 2. Мой мир

Раздел 2. Мой мир

Раздел 2. Мой мир

Раздел 3. Моя учёба

По окружающему миру

По русскому языку

По технологии и т.д.

фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

Читайте также: