Польза электронных учебников в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Электронные учебники в школе: почему они важны

Использование электронных учебников школе – вопрос спорный. Процесс применения электронных учебниками школами не всегда приветствуется и в целом освоение новой технологии происходит медленно.

Чем же учебники для школы в электронном виде отличаются от обычных?

Носить электронные учебники для школьников легче, чем обычные.

Целая библиотека всей необходимой литературы умещается в одном устройстве, которое легче одной-единственной книги. Соответственно, школьники не перегружены, им не приходится каждый день носить на себе тяжелый ранец и портить осанку. Дополнительный приятный бонус – все учебники всегда под рукой.

Школьников привлекает интерактивность электронных версий учебников.

Электронные учебники обладают более широкими возможностями в плане преподнесения информации. Это аудио- и видеоряд, трехмерные изображения и анимации, возможность взаимодействовать с материалом электронного учебника. Современному ребенку, растущему в окружении продвинутых технологий, подобная форма обучения будет привлекательнее и понятнее, чем традиционная.

Электронные версии учебников школам обойдутся дешевле бумажных.

Использование электронных учебников в школе экономит время учителя

Многие из электронных учебников обладают возможностью для самопроверки учащихся. Учитель получает возможность построить урок так, чтобы часть заданий дети выполняли самостоятельно и проверяли себя с помощью учебника. Еще это удобно для тех, кто осваивает материал из дома.

Несмотря на преимущества, существуют противники введения электронных учебников.

Родители беспокоятся о том, как их дети будут обращаться с кажущимися хрупкими устройствами для электронных учебников – например, разбить или потерять планшет будет накладно. С другой стороны, современные дети знают цену подобным вещам, и, как показывает опыт экспериментальных классов, обращаются с устройствами очень бережно.

Пожалуй, самым серьезным препятствием для оперативного внедрения учебников для школы в электронном виде, могут стать не ученики, а… учителя. Кто-то из учителей до сих пор не имеет даже собственного электронного почтового ящика, кто-то просто консервативен, кто-то готов принять новые технологии, но понимает, сколько времени придется потратить на создание и проработку уроков с применением электронных учебников. Тем не менее, выгоды от использования электронных учебников в школах сильно перевешивают минусы. А значит, новый шаг прогресса близок – и скоро в каждую школу войдет продвинутая технология для обучения.


Мне нравится Проект нравится 33 участникам

Электронные учебники - вред или польза?

Теперь давайте будем разбираться, какие есть минусы и преимущества у электронной книги. Начнем с минусов:

  • Как и любые электронные приборы, планшеты (электронные учебники) портят зрение.
  • Электронные книги требуют периодически подзарядки батареи.
  • Электронные книги чувствительнее к физическому воздействию (повреждению). Конечно, если вы кинете с 9-ого этажа планшет, то он разобьется.
  • Экологичность. Для электронной книги не требуется бумага, для производства которой вырубаются целые леса!
  • Компактность. В одной электронной книги мы можем хранить тысячи разных книг, а также, как вы знаете, данное изобретение легче бумажной книги.
  • Экономия средств: электронная книга окупится быстро, печатные книги сейчас - недешёвое удовольствие.
  • Дополнительные возможности. Облачное хранение информации (Dropbox, iCloud etc.). Человек может реализовать поиск по тексту, переход по гиперссылкам, выделить нужную информацию. Ученики могут смотреть познавательные программы, проходить тесты на проверку знаний на планшетах. При необходимости планшет можно подключить к принтеру, если нужно что-то распечатать.
  • Быстрота, удобство, престиж.

Разумеется, это не все минусы и преимущества, но основные. А вы пользуетесь электронными учебниками (планшетами) в школе? Как вы относитесь к ним?

В западных школах реализуется множество проектов, которые привносят интерактивность в процесс получения знаний: от перехода на персональные компьютеры до внедрения облачных технологий.


Преимущества электронной литературы

По данным исследования Национального центра биотехнологической информации США, тяжелый портфель приводит к сжатию межпозвоночных дисков, что вызывает боли в спине и искривление позвоночника. Поэтому врачи отмечают, что вес снаряженного рюкзака не должен превышать 10% веса школьника.

Планшеты и электронные читалки способны помочь в решении проблемы. Масса электронного устройства составляет 500–700 грамм, при этом оно заменяет собой стопку учебников. Портфель школьника становится легче — не страдает осанка и здоровье.

Еще с ридерами и планшетами удобнее работать слабовидящим ученикам. Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина, говорит, что информация в большинстве учебников представлена недостаточно удобно: мелкий шрифт, который густо наполняет страницу. Электронные же устройства могут изменять размер шрифта на комфортный для глаз.

Чем заменить книги

При этом планшеты имеют цветные экраны, что открывает больше мультимедийных возможностей. Ученики могут прямо на уроке просматривать обучающие видео и строить схемы или графики. Планшеты также дают доступ к интерактивным приложениям, способным изменить подход к обучению. Например, есть сервисы, которые учат решать уравнения или помогают выучить иностранный язык. Дополнительно отметим возможность простого доступа в интернет, что упрощает работу над школьными проектами и поиск информации.

Еще одно достоинство читалок — пониженное энергопотребление. Экраны E Ink расходуют заряд батареи медленнее LCD-дисплеев, потому что он потребляется только в момент перерисовки изображения. Время работы отдельных устройств зависит от размеров экрана, емкости батареи и условий использования, однако в среднем электронная бумага позволяет не заряжать устройство на протяжении недели.

И хотя планшеты по-прежнему остаются популярным инструментом при переходе на электронные учебники, за последнее время школы все чаще стали обращать свое внимание на ридеры. Ожидается, что к 2019 году стоимость рынка e-paper в образовательном секторе достигнет 1,5 млрд долларов при среднегодовом росте в 17%.



На фото: ONYX BOOX Chronos

Поэтому вне зависимости от того, что выбирает родитель или школа — планшет или ридер — устройство было достаточно большим (с экраном 9,7 дюйма). С такой рабочей поверхностью удобнее читать PDF-документы. Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана и рассматривать формулы, картинки и графики на небольших гаджетах становится неудобно.

Например, у ONYX BOOX есть несколько вариантов ридеров с диагональю 9,7 дюйма. Одной из последних моделей является Chronos. С неё удобно читать учебную и техническую литературу в форматах PDF и DjVu благодаря большому и комфортному для глаз дисплею с подсветкой и технологией SNOW Field. Оптимальную работу с документами обеспечивает двухъядерный процессор в сочетании с 512 МБ оперативной памяти.

Также есть линейка читалок MAX, которые еще больше — они имеют экран в 13,3 дюйма. Например, ридер ONYX BOOX MAX Carta представляет собой полноценное виртуальное пространство формата А4.



На фото: ONYX BOOX MAX Carta

Влияние ридеров и планшетов на зрение

Школьные классы спроектированы с прицелом на использование бумажных книг — большие окна вдоль стены, через которые поступает много света. И при попадании прямых солнечных лучей на экран планшета, контент становится трудно различим.

Джо Крофт (Joe Croft), соучредитель Research Design and Development, отмечает, что матовая поверхность E Ink экранов и отсутствие отражений (как в случае со стеклом планшетов) меньше утомляет глаза.

В комнате при достойном освещении экран планшета становится хорошо виден. Однако его яркость значительно отличается от яркости фона, а подсветка планшета мерцает. Человек может этого не замечать, но глаза устают быстрее.

Другая проблема связана с тем, что устройства, излучающие свет, не дают организму расслабиться. Врачи из США и Германии провели исследование и установили, что работа с LCD-экранами перед сном приводит к сбоям циркадных ритмов и недосыпу. Это сказывается на здоровье и производительности учеников.

Кто использует читалки

Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ, но возникает вопрос, где они реально применяются?

Одним из примеров может служить кенийская школа Kibera Girls Soccer Academy (KGSA). Руководство учреждения решило обратиться к электронным читалкам потому, что студентам трудно носить с собой тяжелые книги. Им приходится преодолевать по нескольку километров пешком, чтобы дойти до школы. А легкие электронные ридеры портативны и открывают доступ к тысячам книг, включая литературу африканских издателей.

Ридеры также используют в Sharon Elementary School в Роббинсвилле, США, чтобы сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников. В частности, гаджеты позволяют подготавливать персонализированные обучающие программы для детей, которые испытывают затруднения в изучении материала.

Отчасти это связано с тем, что ученые и инженеры стараются приблизить ощущения от использования электронных читалок к впечатлениям от чтения бумажной книги, параллельно расширяя функционал устройств. Например, компания E Ink разрабатывает портативный ридер со сгибаемым десятидюймовым дисплеем Carta Mobius.

Плюсы и минусы использования электронных учебников

Современное общество сегодня не представляет свое существование без электронных гаджетов. Так, их использование не зависит от места проживания или культуры, они необходимы как для работы, так и для общения. Поэтому технологии проникают во все сферы жизни: коммуникация, культура, развлечения и конечно же образование, которое занимает важную часть в жизни любого человека. И в ближайшем будущем школьникам станет легче, так как им не придется больше носить тяжелые портфели с множеством нужных учебников. Скоро их заменят электронные учебники.

Для чего нужен электронный учебник?

На данном этапе развития системы образования принимаются законы для его максимального улучшения, создания среды свободной коммуникации и творчества для учащихся. И одним из видов реализации этой идеи является автоматизация учебного процесса. Сюда относятся: интерактивные доски, компьютерные классы, мультимедиа и другое. Поэтому с развитием технологий, внедрение в процесс обучения электронных учебников ожидаемо и необходимо.

Что такое электронный учебник?

Электронный учебник – это не только отдельный вид гаджета, но и программа, которую можно установить на любой часто используемый гаджет: ноутбук, планшет или телефон. При этом они бывают нескольких видов:

  1. Первый: точная копия обычного учебника в электронном виде с наличием таких функций, как увеличение изображений и использование гиперссылок, которые позволяют шире изучить тему предмета, а также дополнительный материал, который не был внесен в печатную версию книги.
  2. Второй: это комплексная программа, в которой кроме изучения материала учебника есть возможность сразу выполнять домашние задания и практические, смотреть видеоролики по теме и объяснения конкретных задач или лабораторных, а также прослушивать аудио для лучшего изучения иностранного языка.

Электронный учебник

Плюсы

Любая система или технология не совершенна и в ней есть свои недостатки. Так, и у электронных учебников есть свои слабые и сильные стороны. Плюсами использования этого гаджета можно назвать:

  • Поддерживание экологического баланса, так как на изготовление этого гаджета не нужно вырезать деревья.
  • Снижение нагрузки учеников отсутствием большого количества печатных учебников из-за того, что на устройстве может храниться тысяча книг одновременно.
  • Качественное изображение, предназначенное для чтения, не портит зрение, не смотря на распространённое мнение об обратном. Электронные страницы в учебнике имеют светло-серый фон, ярко-черные буквы и при этом отсутствует какое-либо свечение. Кроме этого, устройства выпускают в традиционном формате А5, который соответствует размерам обычной книги и ее страницам.
  • Автоматическое запоминание последнего места чтения, позволяет быстро открывать нужную страницу и не класть закладку или загибать страницу как в обычной книге.
  • Есть возможность делать личные заметки на полях страниц или создавать для этого отдельные закладки и не искажать при этом текст в целом.
  • Можно самостоятельно регулировать шрифты, их размер и вид (подчеркивание, выделение) при необходимости. Также не придется каждый раз настраивать удобный для пользователя шрифт, программа его запоминает один раз и потом показывает, когда это требуется.
  • Простое перелистывание страниц и быстрый переход на нужную главу или раздел.
  • Поиск какого-либо слова или предложения не займет много времени, так как его всего лишь нужно ввести в поисковую строку, и программа быстро найдет необходимый запрос, а в обычном учебнике такую задачу выполнить намного сложнее.
  • Большая часть учебных материалов находится в Интернете в общем доступе и их можно скачать без проблем, а это облегчает поиск нужных печатных книг и экономит денежные средства.
  • В электронной книге есть возможность воспроизводить аудио и видеофайлы, что улучшает процесс восприятия информации и повышает интерес к конкретному произведению или предмету.

Школьники с электронными учебниками

Минусы

Даже при таком количестве положительных аспектов использования электронных учебников, у них имеются и определенные минусы:

  • Довольно высокая цена препятствует широкому распространению этого гаджета. И для того чтобы эта технология стала массовой цена должна снизиться минимум в 2 раза, а это практически невозможно в ближайшие несколько лет.
  • Меньшая защищенность от внешних факторов, таких как высокая или низкая температура, влага, удар и т.д. Ведь, если пролить кофе на обычную книгу или уронить ее на пол, ничего не случится, она лишь станет более потрепанной, а вот электронный учебник может серьезно пострадать после таких ситуаций.
  • Зависимость от электропитания может доставлять дискомфорт, так как аккумулятор разряжается и его необходимо заряжать, а это может произойти в неудобный момент. Хотя заряда в этих устройствах хватает на долгое время, в любом случае энергозависимость является довольно весомым недостатком.
  • Наличие технических недоработок или проблем, которые могут быть связаны со скоростью открытия материала и его обработкой. Это может тормозить процесс обучения, так как необходимо ждать открытия нужной книги и ее загрузки. Кроме этого, могут произойти более серьезные проблемы и ресурс перестанет работать вообще, а это влечет за собой исправление и ремонт гаджета.
  • Неестественность ощущений при использовании электронных версий книг. В отличии от печатного варианта, в них невозможно почувствовать запах, услышать шелест перелистывания страниц и ощутить текстуру бумаги.

Электронный учебник по русскому языку

Вывод

Любое появление новой технологии сначала настораживает и обществу необходимо время, чтобы ее изучить и привыкнуть. Электронные учебники – не исключение, так как их внедрение влечет за собой изменение привычной структуры образования и отношения к печатным изданиям в целом. Однако, они имеют довольно много положительных аспектов, что говорит об их полезности и необходимости. Поэтому в скором времени наличие у каждого ученика или студента такого гаджета не будет чем-то удивительным и необычным, так как общество развивается, а вместе с ним и технологии.


Обучение в начальной школе – это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем, у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с низким уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютерной программой в индивидуальном темпе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.

Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютерная программа с ее широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится положительная мотивация усвоения знаний.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

Изменят ли электронные учебники методику и стиль работы педагога?

Несомненно. Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и учитель станут его равноправными участниками, а интерактивные функции учебника позволят этот процесс индивидуализировать. Методики работы с электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством учителя.

Кроме того, электронный учебник со временем будет интегрирован в электронную среду школы и связан с электронным журналом и дневником, что упростит выставление оценок и сократит объем рутинной работы учителя.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников – только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.

В настоящее время существует большой дефицит как в учебных материалах, так и в квалифицированных преподавателях-специалистах. Электронные учебники могут в значительной степени уменьшить этот дефицит, если будут обладать достаточным качеством, обеспечивающим как наличие хорошего содержания, так средств контроля процесса обучения и уровня полученных знаний.

Основной показатель высокого качества обучающей программы – это эффективность обучения. Все возможности ПК должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики, и использоваться тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения.

Стоит отметить, что электронный учебник – это не книга в формате PDF илиHTML, чьи возможности ограничиваются способность перехода из оглавления по ссылке на нужную главу. Электронный учебник обладает уровнем художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядность, логичность и последовательностью изложения. Электронный учебник – это не просто учебник, а самоучитель, способный заменить преподавателя-предметника.

Достоинством электронного учебника являются:

– использование дополнительных возможностей. Обычно электронные учебники включают в себя несколько частей: текстовую (аудио) часть, графическую часть (рисунки, схемы, чертежи, таблицы), анимацию, видео и аудиозаписи, и строятся по модальному признаку. Использование компьютерной анимации дает возможность визуализировать сложные графики, схемы и явление макро – микромира, что при использовании обычных учебников просто невозможно. Именно благодаря этому учебный процесс становится для учащихся более увлекательным и запоминающимся, что в конечном итоге благотворно влияет на усвоение материала учениками;

– расширенное восприятие информации. Всем известно, что огромную роль в восприятии информации играет зрение, на него приходится 90% усваиваемой и получаемой нами информации. Звуковой способ восприятия составляет порядка 9%, на остальные органы чувств приходится всего 1%. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ЭУ является более ясным, понятным способом получения знаний.

Недостатками ЭУ является необходимость использования специального оборудования и программ для работы с ЭП. Несмотря на повсеместное использование компьютеров и прочих гаджетов, к сожалению, не у всех есть возможность их приобрести.

Таким образом, электронные учебники и слайдовые презентации предоставляют широкие возможности для творческого развития учеников и их учителей, позволяют освободить от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения.

Благодаря мультимедийным технологиям, которые использовались на уроках, повышается и стимулируется интерес у учащихся, эффективность усвоения материала, активизируется мыслительная деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Учащиеся воспринимают на данных уроках больше информации, чем на уроках без применения ИКТ.

Современные информационные технологии, используемые нами на уроках, способствуют повышению мотивации, стимулированию инициативы и творческого мышления, включению в учебную деятельность практически всех учащихся, приобретению опыта сотрудничества и совместной работы, установлению межпредметных связей. Это очень важно в современных условиях, когда падает интерес детей к обучению и дозированный способ подачи учебного материала не способствует целостности миропонимания, системности мировоззрения, способствует расширению содержания общих интеллектуальных навыков и умений.


Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука. Учебник по обучению грамоте и чтению. 1 класс



Есть функция, что я могу включить на повтор как пишется элементы букв, а в это время проходить по классу и помогать детям. Также есть материал для урока ИЗО.



Кашекова И. Э., Кашеков А. Л. Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс.

В рисование я не сильна, но здесь есть полностью готовый урок. С историей рисунка, что мы будем рисовать, видео, пошаговая инструкция, как правильно нарисовать рисунок. Все очень легко и понятно.



Окружающий мир Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс.

В математике Захарова О. А., Юдина Е. П. Математика в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 1 класс, в рабочей тетради нужно выделить некоторые предметы красным и синим, а в ЭУ желтым и зеленым. Это очень сбивает с толку детей, они начинают путаться. Ритм занятия быстрый и динамику замедлить бывает трудно.


Из всего вышесказанного можно сделать заключение: несмотря на трудные условия переходного периода обновления системы образования в нашей стране, школа успешно решает весь комплекс образовательных и воспитательных задач. И делает это благодаря энтузиазму простого школьного учителя. Он находит время, силы для постоянного совершенствования, профессионального роста.

1. Актуальность электронного обучения в современной школе. Национальный центр информатизации, 2014.

2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. – №3.

3. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984

4. Молокова А.В. Компьютер на уроках обучения грамоте. // Начальная школа. – 2006. – № 8. – с 39.

Читайте также: