Положение зож в школе

Обновлено: 25.06.2024

документы и материалы по пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи
(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся (п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приказом МКУ «Управление образования

№№ 01-08/748 от 13 сентября 2016 года

Директор школы: ____________/Тимофеев П.П./

об общественном посте формирования здорового образа жизни образовательной организации

I. Общие положения

1.1. Общественный пост формирования здорового образа жизни (далее - пост ЗОЖ) является общественным органом, проводящим комплексную профилактическую работу в образовательной организации для выработки у обучающихся навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия употребления психоактивных веществ.

1.2. Пост ЗОЖ создается приказом руководителя образовательной организации.

1.3. При осуществлении своей деятельности пост ЗОЖ:

использует методические рекомендации и разработки по профилактике социально-негативных явлений;

взаимодействует с министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями и учреждениями по данному направлению деятельности.

1.4. В состав поста ЗОЖ входят представитель администрации образовательной организации (заместитель директора по воспитательной работе), классные руководители (кураторы), социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник образовательной организации, воспитатели, представители школьного или студенческого самоуправления, члены родительского комитета, участковый уполномоченный полиции, инспектор по делам несовершеннолетних. Количественный состав поста ЗОЖ определяется самой образовательной организацией.

1.5. Председателем поста ЗОЖ назначается заместитель директора образовательной организации, курирующий вопросы воспитательной работы.

1.6. Исполнительным директором поста ЗОЖ является социальный педагог образовательной организации, а в случае его отсутствия – по решению руководителя образовательной организации исполнительный директор назначается из числа педагогического состава поста ЗОЖ.

II. Задачи поста ЗОЖ образовательной организации

2.1. Пост ЗОЖ осуществляет комплекс мероприятий по первичной профилактике употребления психоактивных веществ среди обучающихся образовательной организации.

2.2. Задачами поста ЗОЖ являются:

разработка и реализация комплексных мер по профилактике употребления психоактивных веществ;

формирование здорового образа жизни и отказа от употребления психоактивных веществ, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих употреблению психоактивных веществ;

проведение индивидуальной воспитательной работы и устранение аддиктивного (зависимого) поведения, формирования зависимостей обучающихся;

своевременное информирование родителей, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и медицинского работника образовательной организации о выявлении случаев употребления психоактивных веществ;

организация работы с родителями (в системе общего образования) о целесообразности внутрисемейного контроля по данной проблеме, выявление признаков девиантности в поведении и зависимости, профилактика социально-негативных явлений в семье.

2.3. Направлениями деятельности поста ЗОЖ по основным целевым группам являются: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, экспертная, профилактическая, просветительская.

III. Права и обязанности поста ЗОЖ

Пост ЗОЖ в своей деятельности осуществляет:

проведение мониторинговых исследований среди обучающихся по распространению и употреблению психоактивных веществ;

диагностику (анкетирование, групповую, индивидуальную работу) на предмет выявления лиц, склонных к аддиктивному поведению;

систематический динамический контроль за обучающимися, в том числе взятыми на профилактический учет в образовательной организации;

обращение к администрации образовательной организации с мотивированными замечаниями и предложениями, направленными на улучшение профилактической работы в образовательной организации;

подборку методической литературы для классных руководителей (кураторов) по профилактике социально негативных явлений среди обучающихся;

создание базы данных добровольцев (волонтеров) среди обучающихся и педагогов, родителей, желающих участвовать в мероприятиях по профилактике социально негативных явлений в обществе;

проведение мероприятий для обучающихся, родителей, педагогов по первичной профилактике употребления психоактивных веществ согласно плану работы поста ЗОЖ;

привлечение к санитарно-просветительской работе специалистов органов здравоохранения, органов внутренних дел, общественных организаций и других заинтересованных сторон;

соблюдение конфиденциальности сведений, составляющих служебную и иную тайну, определенную действующим законодательством;

рабочие встречи поста ЗОЖ образовательной организации с правоохранительными органами, органами здравоохранения, религиозными конфессиями с целью обмена информацией и выработки конкретных совместных мер антинаркотического характера;

обращение по принятию мер с проблемными семьями в органы внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в организации, предприятия и учреждения в целях охраны прав и здоровья несовершеннолетних;

IV. Формы учета деятельности и отчета поста ЗОЖ

образовательной организации

4.1. Документация поста ЗОЖ:

паспорт поста ЗОЖ образовательной организации со сроком действия на текущий учебный год (приложение № 1 к настоящему Положению);

план работы поста ЗОЖ на учебный год по направлениям (единая форма) (приложение № 2 к настоящему Положению);

журналы учета (приложение № 3 к настоящему Положению);

индивидуальная карта сопровождения обучающегося, состоящего на учете поста ЗОЖ (приложение № 4 к настоящему Положению);

статистический отчет деятельности поста ЗОЖ (за первое полугодие и учебный год) (приложение № 5 к настоящему Положению);

протокол заседаний и анализ результатов работы за учебный год (приложение № 6 к настоящему Положению).

4.2. План работы поста ЗОЖ образовательной организации составляется на учебный год по единой форме, включает в себя цели и задачи, направления работы с учетом специфики образовательной организации.

При составлении плана учитываются:

краткий анализ деятельности поста ЗОЖ образовательной организации за предыдущий учебный год;

цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности организации.

План работы поста ЗОЖ образовательной организации утверждается руководителем образовательной организации.

Ответственность за содержание и выполнение плана несут председатель поста ЗОЖ образовательной организации и руководитель образовательной организации.

4.3. Пост ЗОЖ образовательной организации ведет индивидуальную карту сопровождения обучающегося, состоящего на учете поста ЗОЖ, где отражаются данные обучающегося, согласно приложению № 4 к настоящему Положению.

4.4. Заседания поста ЗОЖ образовательной организации проводятся в течение всего учебного года по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и оформляются протоколом, отражающим дату и повестку заседания, Ф.И.О. и должности присутствующих, выступающих и решения по рассмотренным вопросам.

4.6. Аналитический отчет поста ЗОЖ образовательной организации состоит из двух разделов:

4.7. Отчет подписывается председателем поста ЗОЖ, согласовывается с руководителем образовательной организации и заверяется печатью.

3. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса в рамках пропаганды и обучения навыкам здорового образа, требованиям охраны труда.
3.1. При организации пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда обучающихся школа обеспечивает:
▪ создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации родителями питания обучающихся;
▪ создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
▪ создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся;
▪ соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей);
▪ пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
▪ организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
▪ профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
▪ безопасность обучающихся во время пребывания в школе.
3.2. Обучающиеся обязаны:
▪ добросовестно осваивать образовательную программу, посещать учебные занятия;
▪ осуществлять подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогами в рамках образовательной программы;
▪ выполнять правила внутреннего распорядка, требования локальных нормативных актов по вопросам организации пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, охраны труда;
▪ заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
▪ соблюдать правила техники безопасности во время учебных занятий и мероприятий, проводимых во внеурочное время.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 04 февраля 2013 года N 21

Об утверждении Положения об общественном посте формирования здорового образа жизни образовательного учреждения

В целях профилактики употребления психоактивных веществ среди обучающихся образовательных учреждений Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об общественном посте формирования здорового образа жизни образовательного учреждения (далее - пост ЗОЖ).

2. Всем образовательным учреждениям, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, рекомендовать:

2.1. Внести до 01 сентября 2013 года соответствующие изменения в наименование общественных наркологических постов согласно Положению общественного поста формирования здорового образа жизни образовательного учреждения.

2.2. Представить до 01 апреля 2013 года копии паспортов общественных постов формирования здорового образа жизни образовательных учреждений (пост ЗОЖ) в Министерство образования Республики Саха (Якутия).

3. Признать утратившими силу:

4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.

5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Г. ДАНЧИКОВА

Республики Саха (Якутия)

от 04 февраля 2013 г. N 21

ПОЛОЖЕНИЕ об общественном посте формирования здорового образа жизни образовательного учреждения

I. Общие положения

1.1. Общественный пост формирования здорового образа жизни (далее - пост ЗОЖ) является общественным органом, проводящим комплексную профилактическую работу в образовательном учреждении для выработки у обучающихся навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия употребления психоактивных веществ.

1.2. Пост ЗОЖ создается приказом руководителя образовательного учреждения.

1.3. При осуществлении своей деятельности пост ЗОЖ:

руководствуется законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Республики Саха (Якутия), Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия), Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) и настоящим Положением;

использует методические рекомендации и разработки по профилактике социально-негативных явлений;

взаимодействует с министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями и учреждениями по данному направлению деятельности.

1.4. В состав поста ЗОЖ входят представитель администрации образовательного учреждения (заместитель директора, заместитель ректора (декана) по воспитательной работе), классные руководители (кураторы), социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник образовательного учреждения, воспитатели, представители школьного или студенческого самоуправления, члены родительского комитета, участковый уполномоченный полиции, инспектор по делам несовершеннолетних. Количественный состав поста ЗОЖ определяется самим образовательным учреждением.

1.5. Председателем поста ЗОЖ назначается заместитель директора, (заместитель ректора (декана)) образовательного учреждения, курирующий вопросы воспитательной работы.

1.6. Исполнительным директором поста ЗОЖ является социальный педагог образовательного учреждения, а в случае его отсутствия - по решению руководителя образовательного учреждения исполнительный директор назначается из числа педагогического состава поста ЗОЖ.

II. Задачи поста ЗОЖ образовательного учреждения

2.1. Пост ЗОЖ осуществляет комплекс мероприятий по первичной профилактике употребления психоактивных веществ среди обучающихся образовательного учреждения.

2.2. Задачами поста ЗОЖ являются:

разработка и реализация комплексных мер по профилактике употребления психоактивных веществ;

формирование здорового образа жизни и отказа от употребления психоактивных веществ, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих употреблению психоактивных веществ;

проведение индивидуальной воспитательной работы и устранение аддитивного (зависимого) поведения, формирования зависимостей обучающихся;

первичное выявление лиц "группы риска" среди обучающихся, имеющих признаки различных отклонений в поведении и склонных к употреблению психоактивных веществ;

своевременное информирование родителей, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и медицинского работника образовательного учреждения о выявлении случаев употребления психоактивных веществ;

организация работы с родителями (в системе общего образования) о целесообразности внутрисемейного контроля по данной проблеме, выявление признаков девиантности в поведении и зависимости, профилактика социально-негативных явлений в семье.

2.3. Направлениями деятельности поста ЗОЖ по основным целевым группам являются: диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, экспертная, профилактическая, просветительская.

III. Права и обязанности поста ЗОЖ

Пост ЗОЖ в своей деятельности осуществляет:

проведение мониторинговых исследований среди обучающихся по распространению и употреблению психоактивных веществ;

диагностику (анкетирование, групповую, индивидуальную работу) на предмет выявления лиц, склонных к аддиктивному поведению;

систематический динамический контроль за обучающимися, в том числе взятыми на профилактический учет в образовательном учреждении;

заслушивание классных руководителей (кураторов) учебных групп на заседаниях поста ЗОЖ о работе с лицами "группы риска", о мероприятиях по формированию здорового образа жизни в образовательном учреждении и работе с родителями;

обращение к администрации образовательного учреждения с мотивированными замечаниями и предложениями, направленными на улучшение профилактической работы в образовательном учреждении;

подборку методической литературы для классных руководителей (кураторов) по профилактике социально негативных явлений среди обучающихся;

создание базы данных добровольцев (волонтеров) среди обучающихся и педагогов, родителей, желающих участвовать в мероприятиях по профилактике социально негативных явлений в обществе;

проведение мероприятий для обучающихся, родителей, педагогов по первичной профилактике употребления психоактивных веществ согласно плану работы поста ЗОЖ;

привлечение к санитарно-просветительской работе специалистов органов здравоохранения, органов внутренних дел, общественных организаций и других заинтересованных сторон;

соблюдение конфиденциальности сведений, составляющих служебную и иную тайну, определенную действующим законодательством;

рабочие встречи поста ЗОЖ образовательного учреждения с правоохранительными органами, органами здравоохранения, религиозными конфессиями с целью обмена информацией и выработки конкретных совместных мер антинаркотического характера;

обращение по принятию мер с проблемными семьями в органы внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в организации, предприятия и учреждения в целях охраны прав и здоровья детей, подростков и молодежи;

организацию и проведение в системе профессионального образования мероприятий по выявлению наркопотребителей и распространителей наркотических средств на территории образовательного учреждения и общежитий.

IV. Формы учета деятельности и отчета поста ЗОЖ образовательного учреждения

4.1. Документация поста ЗОЖ:

паспорт поста ЗОЖ образовательного учреждения со сроком действия на текущий учебный год (приложение N 1 к настоящему Положению);

план работы поста ЗОЖ на учебный год по направлениям (единая форма) (приложение N 2 к настоящему Положению);

журналы учета (приложение N 3 к настоящему Положению);

индивидуальная карта сопровождения обучающегося, состоящего на учете поста ЗОЖ (приложение N 4 к настоящему Положению);

статистический отчет деятельности поста ЗОЖ (за первое полугодие и учебный год) (приложение N 5 к настоящему Положению);

протокол заседаний и анализ результатов работы за учебный год (приложение N 6 к настоящему Положению).

4.2. План работы поста ЗОЖ образовательного учреждения составляется на учебный год по единой форме, включает в себя цели и задачи, направления работы с учетом специфики образовательного учреждения.

При составлении плана учитываются:

краткий анализ деятельности поста ЗОЖ образовательного учреждения за предыдущий учебный год;

цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности учреждения.

План работы поста ЗОЖ образовательного учреждения утверждается руководителем образовательного учреждения.

Ответственность за содержание и выполнение плана несут председатель поста ЗОЖ образовательного учреждения и руководитель образовательного учреждения.

4.3. Пост ЗОЖ образовательного учреждения ведет индивидуальную карту сопровождения обучающегося, состоящего на учете поста ЗОЖ, где отражаются данные обучающегося, согласно приложению N 4 к настоящему Положению.

4.4. Заседания поста ЗОЖ образовательного учреждения проводятся в течение всего учебного года по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и оформляются протоколом, отражающим дату и повестку заседания, Ф.И.О. и должности присутствующих, выступающих и решения по рассмотренным вопросам.

4.5. Пост ЗОЖ образовательного учреждения по итогам работы за учебное полугодие и учебный год через улусные (районные), городские управления образования представляет отчет в органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по подведомственности.

4.6. Аналитический отчет поста ЗОЖ образовательного учреждения состоит из двух разделов:

раздел 1 - "Статистический отчет деятельности" составляется по полугодиям (форма 5 приложение N 5 к настоящему Положению);

раздел 2 - "Анализ результатов работы за учебный год" отражает анализ работы по профилактике, выявленные проблемы по направлениям работы с целевыми группами и пути их решения, задачи и перспективный план работы на следующий учебный год и составляется по итогам учебного года.

4.7. Отчет подписывается председателем поста ЗОЖ, согласовывается с руководителем образовательного учреждения и заверяется печатью.

4.8. Пост ЗОЖ образовательного учреждения на постоянной основе подотчетен администрации и совету профилактики образовательного учреждения, органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по подведомственности.

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются. На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. Это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано. Так давайте определимся, какими критериями определяется здоровый образ жизни школьника.

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.



Правильное питание. Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Рациональный режим дня. Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

Закаливание. Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

Соблюдение гигиенических норм. В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Благоприятная психологическая обстановка в семье. Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

Остановимся более подробно на питании школьников:

Питание должно соответствовать возрасту.

Питание должно быть сбалансированным, то есть содержать оптимальные пропорции белков, жиров и углеводов, а также включать необходимое количество витаминов и минеральных веществ

Питание должно обеспечивать энергозатраты организма с учетом динамики роста.

Питание должно иметь достаточную кратность – не менее 3-4 раз в сутки.

Питание должно учитывать существующие проблемы со здоровьем.

Энергетическая ценность питания определяется калорийностью. Средние цифры нормальной калорийности суточного рациона школьника находятся в пределах 2300-2400 ккал для ребенка 7-10 лет и 2700-3000 ккал для школьника 12-17 лет. Калорийность должна учитывать интенсивность физической активности человека, поэтому для детей, посещающих спортивную секцию, принято условно добавлять 300- 500 кКал в сутки. Рекомендуемые пропорции белков, жиров и углеводов выражаются как 1:1:4, причем углеводы, которые являются основой рациона школьника (они выражены в представленной пропорции в виде цифры 4), должны быть преимущественно сложными, а вот доля простых рафинированных углеводов (сахара) должна быть минимальной. Из сложных углеводов в рационе школьника используют крупы (гречу, рис, пшено, овсянку и т.п.), макароны, овощи, выпечку. Жиры в обязательном порядке должны включать растительное и сливочное масло. Белки в рационе школьника должны быть полноценными и содержать существенную долю белков животного происхождения. Приправы при приготовлении пищи для детей школьного возраста используются умеренно, при этом следует избегать особо острых блюд. Не стоит употреблять много соленого – оптимальным будет вариант, когда семья с раннего возраста приучает ребенка к ограничению соли. Не забывайте, что ребенок должен получать молочные продукты, мясо, яйца. Для благополучного функционирования пищеварительной системы обязательно используйте овощи и выпечку грубого помола. Включайте в ежедневное питание школьника свежие овощи и фрукты, богатые витамиами. Немаловажным является распределение потребления пищи в течение дня. Постарнайтесь минимизировать употребление чипсов, продуктов фаст-фуда и пищи с разнообразными красителями, ароматизаторами и консервантами.

Будем мудры, внимательны и терпеливы к своему ребенку – так мы поможем ему вырасти здоровым и счастливым.

Читайте также: