Положение родительского университета в школе
Обновлено: 05.07.2024
1.2. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования Родительского университета.
1.3. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.4. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
- Цели, задачи Родительского университета
2.1. Цель Родительского университета - создание условий для повышения педагогической и психологической культуры законных представителей учащихся, формирование ответственного, позитивного родительства.
- способствовать формированию ценностно-смысловых основ родительства;
- актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- содействовать формированию и развитию психолого-педагогических компетенций законных представителей учащихся в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования законных представителей учащихся;
- обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организовать эффективное сотрудничество и партнерство законных представителей учащихся и школы.
- Основные направления деятельности Родительского университета
3.1. Организация психолого-педагогического просвещения законных представителей учащихся по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое (о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи);
- психолого-педагогическое (о методах и формах воспитания, обучения учащегося).
3.2. Консультирование законных представителей учащихся по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
3.3. Содействие формированию психолого-педагогической компетентности законных представителей учащихся в области воспитания и развития учащихся с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества.
3.4. Расширение воспитательного и творческого потенциала законных представителей учащихся и семьи в целом.
3.5. Построение системы распространения эффективного педагогического опыта (трансляция деятельности Родительского университета на сайте школы).
3.6. Взаимодействие с другими Родительскими университетами.
- Условия создания и управление деятельностью Родительского университета
4.1. Родительский университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
4.2. Координирует деятельность Родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор школы.
4.3. Родительский университет осуществляет взаимодействие классных руководителей, специалистов СППС с законными представителями учащихся.
4.5. Организация образовательного процесса в Родительском университете осуществляется исходя из запросов законных представителей учащихся.
4.6. Учебный год в Родительском университете начинается с 1 сентября и заканчивается не позднее 31 мая учебного года.
4.7. Тематику занятий в Родительском университете разрабатывает заместитель директора по воспитательной работе совместно с СППС школы, с учетом запросов законных представителей несовершеннолетних.
4.8. К проведению занятий в Родительском университете могут привлекаться на добровольных началах педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности.
- Три ступени в реализации Родительского университета
Работа Родительского университета организуется с учетом возрастных закономерностей развития учащихся по трём ступеням:
6.1. Обучение законных представителей учащихся может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение законных представителей учащихся к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
6.2. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с законными представителями учащихся.
- Участники Родительского университета. П рава и ответственность
7.1. Все участники Родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
7.2. Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование законных представителей учащихся о работе университета несут классные руководители.
7.3. Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.
- Документация Родительского университета
В работе Родительского университета предусмотрено наличие следующих документов:
- п оложение о Родительском университете;
- план работы Родительского университета;
- методические материалы проекта, разработки, фотоотчеты и другие
материалы, создаваемые в рамках работы Родительского университета (размещаются на сайте школы, хранятся в печатном или электронном виде).
- Порядок внесения изменений и дополнений в Положение
В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством порядке.
I ступень родительского университета
1 класс
Адаптация учащихся к школе.
Режим дня школьника.
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
Положительные эмоции в жизни школьника.
2 класс
Как родители могут помочь ребенку учиться.
Главные правила здорового образа жизни.
Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Трудовое воспитание детей в семье.
3 класс
Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Здоровая семья – здоровый ребенок.
Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
4 класс
Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения.
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
Ребенок и компьютер.
Книги в жизни школьника.
II ступень родительского университета
«М ой ребенок – подросток (для родителей учащихся 5-8 классов)
5 класс
Адаптация ребенка в новом коллективе. Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Культура семейного общения.
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста.
Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины.
6 класс
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Профилактика зависимостей у подростков.
Ребенок и компьютер. Медиабезопасность учащихся.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков.
7 класс
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Профилактика правонарушений подростков.
Правила поведения с подростками: казнить нельзя помиловать… Психологический климат в семье.
Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать.
8 класс
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода.
Насилие и безопасность наших детей. Как уберечь подростка от насилия.
Осторожно: суицид. Профилактика суицидального поведения.
Культура поведения в конфликтных ситуациях.
9 класс
Портрет современного подростка.
Как помочь подростку выбрать профессию?
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Правовое воспитание подростков.
III ступень родительского университета
10 класс
Здоровье - это жизнь.
Первая любовь в жизни вашего ребенка.
Агрессия, её причины и последствия.
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
11 класс
Профессиональная ориентация старшеклассников. Роль родителей в процессе выбора профессии.
Как уберечь ребенка от зависимостей? Компьютерная и интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления.
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Роль семейных взаимоотношений и традиций в воспитании будущего семьянина.
Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом, педагогам-психологом;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
5. Документация
- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год;
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
популяризировать положительный опыт семейного воспитания.
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;
иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.
- Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
- Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе (Ректор университета).
- В состав университета входят 4 кафедры:
Кафедра правовых знаний;
Кафедра возрастной и семейной психологии;
Кафедра конструктивного взаимодействия.
1-я сессия – октябрь-ноябрь;
2-я сессия – декабрь-январь;
3-я сессия – февраль-март;
4-я сессия – апрель-май.
- Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
- К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах преподаватели, педагоги, воспитатели, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
- Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
- Обучение родителей организуется в по циклам:
І цикл - для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,
II цикл — для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,
III цикл— для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.
- Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
- Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:
I Основы правовых знаний,
II Основы возрастной и семейной психологии;
III Основы педагогических знаний;
IV Основы конструктивного взаимодействия.
Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.
III. Участники родительского университета.
Их права и ответственность.
- Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
- Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.
- Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.
- Документация университета
- В университете предусмотрено наличие следующих документов:
Приказ об организации родительского университета;
Положение о родительском университете;
План работы родительского университета;
Формы анкет для родителей (3 – по 1-й для каждого цикла);
Образец электронного сертификата, установленного учреждением образования образца.
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
-формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
Положение о родительском университете
Директор гимназии №1 г.Свислочь
_________________С.Ф. Гирей
о родительском университете
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5.Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6.Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
- организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
- построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
- трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
- взаимодействие с другими родительскими университетами.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
3. Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на основании приказа директора школы и настоящего Положения;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
занятия проводятся один раз в четверть;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
поочерёдно один из параллели классный руководитель назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет -сайте школы в подразделе «Родительский университет ;
3.2. Координатор родительского университета:
- несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
- координирует деятельность родительского университета;
- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;
- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
- ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
- в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7.Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
4. Структура родительского университета.
4.1.Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.
4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.
4.3.Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
- Положение о родительском университете;
- план работы на учебный год;
- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
Читайте также: