Положение о совете класса в школе
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
о школьном ученическом самоуправлении
1. Общие положения
В демократической школе жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления.
Ученическое самоуправление — это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.
Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом школы.
2. Цели и задачи
организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью.
реализация права учащихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе;
усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем;
развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
организация деятельности органов УС;
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;
Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.
воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
подведение итогов работы, анализ ее результатов;
3. Принципы построения и развития ученического самоуправления Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
Ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями УС, учащимися и учителями.
4. Документальное обеспечение деятельности ученического самоуправления
Документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3;
Положение о Совете класса;
Положение о Совете учащихся;
Положение о Совете дела;
План работы Совета школы;
План работы Совета класса.
5. Функции ученического самоуправления:
Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;
Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;
Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;
Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.
6. Система ученического самоуправления
1. Система ученического самоуправления школы имеет 4 уровня: индивидуальный, классное самоуправление, школьное самоуправление и общешкольное управление.
2. 1 уровень – индивидуальный.
3. 2 уровень – классное самоуправление.
Исполительный орган классного самоуправления - собрание класса.
Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.
Управляющий орган самоуправления - Совет класса. но не реже одного раза в месяц.
В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.
Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.
Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классное собрание с учетом рекомендаций Совета учащихся.
4. 3 уровень – школьное самоуправление.
Орган школьного самоуправления – Совет учащихся.
В состав Совета учащихся входит актив из числа председателей Совета класса (лидеров класса).
Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.
5. 4 уровень – общешкольное управление.
Орган общешкольного управления – Управляющий Совет школы.
Высший орган общешкольного самоуправления – Заседание Управляющего Совета школы.
7. Структура ученического самоуправления
Ответственные за сектора (актив)
Лидер класса
Заседание Совета класса
Заседание Совета учащихся
Данная модель самоуправления опирается на:
реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
основные нормативные документы школы, не противореча им;
сохранение и приумножение школьных традиций;
простоту внедрения проекта в жизнь;
вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы.
8. Права и обязанности органов ученического самоуправления
1. Права и обязанности учащихся:
избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива;
проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного;
внесение предложений по развитию ученического самоуправления
проявление свободу слова;
выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами;
отстаивание своих прав и интересов.
2. Права и обязанности Собрания классного коллектива:
обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся;
обсуждение участия в общешкольных делах;
выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы;
заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений;
утверждение планов деятельности;
обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету).
3. Права и обязанности Совет класса:
выборы Председателя (лидера) Совета класса;
организация выполнения решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы;
формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности;
выборы ответственных за каждый участок деятельности;
организация самообслуживания учащихся;
обеспечение дисциплину и порядок в классе;
организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;
подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий.
4. Права и обязанности Совета учащихся:
организация контроля за работой органов классного самоуправления;
организация работы по плану деятельности по направлениям;
обеспечение дисциплины и порядка в школе;
информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах).
5. Права и обязанности Заседания Совета учащихся:
выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определение их полномочий;
выборы Председателя (лидера) Совета учащихся.
выборы ответственных за каждый участок деятельности;
формирование соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности
обсуждение и поиски путей решения злободневных проблем школы;
защита прав учащихся школы;
встреча с администрацией школы;
отчет о проделанной работе;
ведение документации Совета (протоколы заседаний).
Права и обязанности Совета школы и Заседания Совета школы прописаны в Уставе школы.
9. Содержание деятельности УС.
1. Вся деятельность планируется самими учащимися.
В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.
4. Ведущие виды деятельности:
познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;
спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;
шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;
профилактическая деятельность - организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком;
краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий.
Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены.
5. Примерные названия рабочих органов - центры (сектора, штабы и т.п.)
дисциплины и порядка,
6. Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя, ответственного и т.п.).
7. У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
10. Ученическое самоуправление и педагоги.
1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их.
2. Функциональные обязанности педагогического коллектива:
Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).
3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям у органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления решают сами.
Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);
4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Совете школы.
Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.
5. Учителя начальных классов с помощью шефов осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.
11. Ожидаемые результаты:
Повышение гражданской позиции школьников;
Повышение заинтересованности в развитии школы;
Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
Активизация творческой деятельности учащихся;
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
12. Основные формы ученического самоуправления.
1. Основные формы:
Заседания Совета ученического самоуправления;
Участие в работе собрания;
Участие в работе ученических и родительских собраний;
Проведение благотворительных и иных акций;
Проведение социологических опросов;
Участие в работе творческих групп;
Проведение круглых столов;
Организация и проведение досуговых мероприятий;
Организация и проведение спортивных соревнований;
2. Другие формы работы.
Деловые и ролевые игры;
Организация обучения актива.
3. Обучение состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.).
Цель обучения: активизация общественной и творческой деятельности детей.
Занятия разделены на 4 блока по разным темам, каждый блок подразумевает 4 занятие (2 теоретических и 2 практических).
Детская организация в ОУ. Принципы и задачи детскогосамоуправления. Соуправление в нашей школе.
Цели и задачи школьного соуправления, место учащихся в нем. Принципы различия самоуправления и соуправления. Структуры и модели. Актуальные проблемы и вопросы.
Кто такой лидер? Лидерство в Ученическом Соуправлении. Качества и функции лидерства. Основы самопрезентации.
Обучение технологиям социального и социально-образовательного проектирования, разработка и реализация социально значимых проектов.
5. После освоения программы лидерского актива ученик будет способен:
дать определение лидерства и вести себя как лидер;
показать своим поведение важность чувства собственного достоинства и самомотивации;
разрешать конфликты, используя навыки решение проблем;
ставить себе цели и достигать их;
публично выступать, улучшая навыки и приобретая уверенность;
проводить успешные собрания, используя метод взаимодействия;
использовать навыки управления времени и делами в личном планировании;
использовать технику мозгового штурма для планирования и организации.
13. Управленческий блок
1. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.
2. Основными функциями социального управления являются
сбор информации и её анализ (производится участниками УС,
председателем УС и педагогом-организатором).
планирование (производится участниками УС, корректируется и дополняется Председателем, педагогом-организатором и зам. директором по ВВВР).
организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями).
контроль (производится Председателем совета, педагогом-организатором и зам. директора по ВВВР).
регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагог-организатор и зам. директора по ВВВР).
3. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
Читайте также: