Положение о совете класса в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

о школьном ученическом самоуправлении

1. Общие положения

В демократической школе жизнь ученического коллектива организуется на основе самоуправления.

Ученическое самоуправление — это демократическая форма организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Сущность ученического самоуправления – самостоятельное решение школьниками тех вопросов жизни ученического коллектива, которые они готовы (могут) решать.

Общее руководство развитием ученического самоуправления осуществляется Советом школы.

2. Цели и задачи

организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью.

реализация права учащихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;

формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе;

усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем;

развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;

определение организационной структуры ученическо­го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;

организация деятельности органов УС;

Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;

Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.

воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

подведение итогов работы, анализ ее результатов;

3. Принципы построения и развития ученического самоуправления Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;

Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;

Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;

Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;

Ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями УС, учащимися и учителями.

4. Документальное обеспечение деятельности ученического самоуправления

Документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3;

Положение о Совете класса;

Положение о Совете учащихся;

Положение о Совете дела;

План работы Совета школы;

План работы Совета класса.

5. Функции ученического самоуправления:

Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;

Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;

Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;

Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;

Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.

6. Система ученического самоуправления

1. Система ученического самоуправления школы имеет 4 уровня: индивидуальный, классное самоуправление, школьное самоуправление и общешкольное управление.

2. 1 уровень – индивидуальный.

3. 2 уровень – классное самоуправление.

Исполительный орган классного самоуправления - собрание класса.

Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.

Управляющий орган самоуправления - Совет класса. но не реже одного раза в месяц.

В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.

Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.

Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классное собрание с учетом рекомендаций Совета учащихся.

4. 3 уровень – школьное самоуправление.

Орган школьного самоуправления – Совет учащихся.

В состав Совета учащихся входит актив из числа председателей Совета класса (лидеров класса).

Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.

5. 4 уровень – общешкольное управление.

Орган общешкольного управления – Управляющий Совет школы.

Высший орган общешкольного самоуправления – Заседание Управляющего Совета школы.

7. Структура ученического самоуправления

Ответственные за сектора (актив)

Лидер класса

Заседание Совета класса

Заседание Совета учащихся

Данная модель самоуправления опирается на:

реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;

основные нормативные документы школы, не противореча им;

сохранение и приумножение школьных традиций;

простоту внедрения проекта в жизнь;

вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы.

8. Права и обязанности органов ученического самоуправления

1. Права и обязанности учащихся:

избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива;

проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного;

внесение предложений по развитию ученического самоуправления

проявление свободу слова;

выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами;

отстаивание своих прав и интересов.

2. Права и обязанности Собрания классного коллектива:

обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся;

обсуждение участия в общешкольных делах;

выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы;

заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений;

утверждение планов деятельности;

обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету).

3. Права и обязанности Совет класса:

выборы Председателя (лидера) Совета класса;

организация выполнения решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы;

формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности;

выборы ответственных за каждый участок деятельности;

организация самообслуживания учащихся;

обеспечение дисциплину и порядок в классе;

организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;

подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий.

4. Права и обязанности Совета учащихся:

организация контроля за работой органов классного самоуправления;

организация работы по плану деятельности по направлениям;

обеспечение дисциплины и порядка в школе;

информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах).

5. Права и обязанности Заседания Совета учащихся:

выборы органов самоуправления (совет дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определение их полномочий;

выборы Председателя (лидера) Совета учащихся.

выборы ответственных за каждый участок деятельности;

формирование соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности

обсуждение и поиски путей решения злободневных проблем школы;

защита прав учащихся школы;

встреча с администрацией школы;

отчет о проделанной работе;

ведение документации Совета (протоколы заседаний).

Права и обязанности Совета школы и Заседания Совета школы прописаны в Уставе школы.

9. Содержание деятельности УС.

1. Вся деятельность планируется самими учащимися.

В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.

4. Ведущие виды деятельности:

познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;

экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;

спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;

художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;

шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;

профилактическая деятельность - организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком;

краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий.

Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены.

5. Примерные названия рабочих органов - центры (сектора, штабы и т.п.)

дисциплины и порядка,

6. Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя, ответственного и т.п.).

7. У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

10. Ученическое самоуправление и педагоги.

1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их.

2. Функциональные обязанности педагогического коллектива:

Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)

Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).

3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям у органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления решают сами.

Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);

4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Совете школы.

Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.

5. Учителя начальных классов с помощью шефов осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.

11. Ожидаемые результаты:

Повышение гражданской позиции школьников;

Повышение заинтересованности в развитии школы;

Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

Увеличение занятости детей во внеурочное время;

Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

Активизация творческой деятельности учащихся;

Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

12. Основные формы ученического самоуправления.

1. Основные формы:

Заседания Совета ученического самоуправления;

Участие в работе собрания;

Участие в работе ученических и родительских собраний;

Проведение благотворительных и иных акций;

Проведение социологических опросов;

Участие в работе творческих групп;

Проведение круглых столов;

Организация и проведение досуговых мероприятий;

Организация и проведение спортивных соревнований;

2. Другие формы работы.

Деловые и ролевые игры;

Организация обучения актива.

3. Обучение состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.).

Цель обучения: активизация общественной и творческой деятельности детей.

Занятия разделены на 4 блока по разным темам, каждый блок подразумевает 4 занятие (2 теоретических и 2 практических).

Детская организация в ОУ. Принципы и задачи детскогосамоуправления. Соуправление в нашей школе.

Цели и задачи школьного соуправления, место учащихся в нем. Принципы различия самоуправления и соуправления. Структуры и модели. Актуальные проблемы и вопросы.

Кто такой лидер? Лидерство в Ученическом Соуправлении. Качества и функции лидерства. Основы самопрезентации.

Обучение технологиям социального и социально-образовательного проектирования, разработка и реализация социально значимых проектов.

5. После освоения программы лидерского актива ученик будет способен:

дать определение лидерства и вести себя как лидер;

показать своим поведение важность чувства собственного достоинства и самомотивации;

разрешать конфликты, используя навыки решение проблем;

ставить себе цели и достигать их;

публично выступать, улучшая навыки и приобретая уверенность;

проводить успешные собрания, используя метод взаимодействия;

использовать навыки управления времени и делами в личном планировании;

использовать технику мозгового штурма для планирования и организации.

13. Управленческий блок

1. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.

2. Основными функциями социального управления являются

сбор информации и её анализ (производится участниками УС,

председателем УС и педагогом-организатором).

планирование (производится участниками УС, корректируется и дополняется Председателем, педагогом-организатором и зам. директором по ВВВР).

организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями).

контроль (производится Председателем совета, педагогом-организатором и зам. директора по ВВВР).

регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагог-организатор и зам. директора по ВВВР).

3. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.

Читайте также: