Положение о школьном музее рб

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

Музей в школе является научно-исследовательской лабораторией педагогического мастерства, обеспечивающей максимально эффективное использование регионального компонента в процессе образования и воспитания учащихся.

Школьный музей содействует приобщению школьников к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей. В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.

1.3. Музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций – памятников истории и культуры, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами. Экспонаты, хранящиеся в музее, являются общенациональным достоянием, входят в состав музейного и архивного фонда РФ и подлежат государственному учету в установленном порядке.

1.4. Руководство музеем осуществляется одним из назначенных руководителем школы педагогов, имеющих специальную курсовую подготовку в области организации музейной деятельности.

1.5. Музейные предметы и музейные коллекции школьного музея входят в состав Музейного фонда РФ и являются неотъемлемой частью культурного наследия народов РФ. Они подлежат государственному учету и сохранности в установленном порядке.

1.6. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной и образовательной системой школы и определяются её задачами.

2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретным профильным направлением.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейного фонда – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга – основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Цели и задачи музея

3.1. Основной целью музея является расширение образовательного и воспитательного пространства для школьников, создание условий для реального выбора образовательных услуг, обеспечивающих развитие личностных качеств (самоорганизации, аналитического мышления, коммуникативных навыков и др.); приобщение к культуре своего народа; духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3.2. Задачи музея

- Повышение информированности и формирование у подрастающего поколения уважительного отношения к прошлому Родины, родного края через использование фондов музея и активизацию учебно-методической работы.

- Развитие навыков поисковой, исследовательской деятельности, экспозиционной и экскурсоводческой работы, пополнение фондов музея.

- Увековечивание памяти героя-земляка С.Д. Василисина. Использование опыта, знаний ветеранов ВОВ в воспитательных и образовательных целях.

- Профилактика асоциального поведение учащихся, обеспечение эмоционального благополучия и формирование толерантности подрастающего поколения.

- Повышение авторитета музейной педагогики в школе.

4. Содержание и формы работы музея

4.1. Основные формы деятельности Совета школьного музея

клуб интересных встреч,

музейные и краеведческие уроки,

посещение и сотрудничество с музеями города

участие в благотворительных и иных акциях, волонтерстве,

выпуск печатной продукции,

в ыступления в СМИ,

работа музейного сайта.

создание медиатеки музея. Создание стендов и переносных выставок,

встречи с ветеранами, работа по увековечиванию памяти об участниках Великой Отечественной войны – владимирцах.

сотрудничество с другими общественными организациями.

4.2. Основные направления работы школьного музея

а. работа с документацией,

б. работа совета музея,

в. совещания при директоре,

г. участие в работе школьных МО, педсоветах и пр.,

д. участие в торжественных акциях (Неделя Славы, празднование дня улицы Василисина и пр.),

е. Сотрудничество с Советом ветеранов Ленинского района г.Владимира.

2. Поисковое и научно-исследовательское:

а. подготовка и презентация проектов,

б. изучение истории школы и школьного музея (встречи с основателем школьного музея Втюриной В.М., сестрой Героя Л.Д,Василисиной, учителями-ветеранами школы,др.),

в. индивидуальная научно-исследовательская деятельность (написание рефератов, создание проектов),

г. работа с фондами, осуществление связи со СМИ,

д. участие в городских, областных, всероссийских краеведческих и патриотических конкурсах, конференциях и т.д., развитие связей с другими музеями.

а. разработка и проведение экскурсий, уроков памяти, встреч с ветеранами, краеведческих уроков,

б. подготовка экскурсоводов,

г. выпуск общешкольных газет,

д. пополнение сайта школьного музея, создание электронных ресурсов по школьному музееведению.

4. Работа над обновлением и пополнением фондов:

а. переоборудование экспозиции (тематическое, техническое, ремонтные работы),

б. работа с музейной картотекой, инвентаризация,

в. обобщение материалов проектов,

г. методическая работа.

5. Функции музея

1. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации школьников.

2. Развитие детского самоуправления

3. Документирование истории, культуры края и земляков путем выявления, сбора изучения и хранения музейных предметов.

4. Организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом

7.Учет и обеспечение сохранности фондов музея

7.1.Учет музейных предметов собрания музея осуществляется по основному и вспомогательному фондам.

7.2.Учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры) осуществляется в инвентарной книге музея.

7.3.Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

7.4.Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством РФ на праве оперативного управления.

7.5. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель школы.

7.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы на хранение в местный краеведческий музей или государственный архив.

8. Руководство работой музея.

8.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель школы.

8.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе.
8.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея. В целях оказания помощи музею может быть организован попечительный совет.

9. Руководитель школьного музея

9.1. Руководитель школьного музея назначается приказом директора образовательного учреждения.

9.1. Руководитель школьного музея:

а) комплектует и организует работу ученического актива школьного музея, с которым осуществляет плановую поисково-собирательную, исследовательскую, учетно-хранительную, экскурсионную и выставочную работу;

б) ведет в инвентарной книге учет подлинных материалов, поступающих в школьный музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование.

10. Реорганизация (ликвидация) музея

10.1. Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается руководителем образовательного учреждения по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

10.2. Для рассмотрения вопросов об открытии и закрытии школьного музея, состояния его деятельности, перспектив развития необходимо согласовать свои действия с областной комиссией по паспортизации школьных музеев, функционирующей при Департаменте образования, сформированной из представителей органов Управления образования, специалистов государственных музеев и архивов, сотрудников заинтересованных общественных организаций.

10.3.Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия.

1.2. Местонахождение, почтовый адрес музея учреждения образования: 225522, Республика Беларусь, Брестская область, Столинский район, д. Городная, ул. Школьная д.33а.

1.3. Музей в своей деятельности руководствуется Кодексом о Культуре и Кодексом об Образовании, Положением о музее учреждения образования, Инструкцией о порядке создания и открытия музеев и экспозиций и другими государственными нормативными актами, а также настоящим Положением.

1.4. Музей учреждения образования самостоятелен в осуществлении своей творческой, экономической деятельности, а также в вопросах социального развития коллектива в пределах творческих и хозяйственных ресурсов.

2.2. Музей является одной из форм работы по развитию творческой, интеллектуальной деятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов источников по истории региона, имеющих воспитательную и научно познавательную ценность.

2.3. Цели и задачи музея учреждения образования.

Музей учреждения образования способствует:

- воспитанию у детей и подростков патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, бережного отношения к истории и традициям своей школы;

- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.

Задачами музея учреждения образования являются:

- использование культурных ценностей родного края для развития детей и подростков;

- содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

- активная экскурсионно-массовая работа с учащимися;

формирование фонда музея учреждения образования и обеспечение его сохранности.

- осуществление воспитательной и образовательной деятельности музейными средствами;

- организация культурно-просветительной и иной деятельности, разрешенной законом, среди учащихся, родителей, педагогов и населения.

Музей учреждения образования принимает участие в выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно - патриотического и молодежного движения, районных и республиканских акциях и конкурсах, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.

4.1 Общее руководство деятельностью музея учреждения образования осуществляет руководитель образовательного учреждения.

4.1.1. Осуществляет контроль за организацией деятельности музея;

4.1.2. Назначает приказом по школе руководителя музея из числа педагогических работников;

4.1.3. Несёт ответственность за обеспечение условий сохранности музейного фонда;

4.2. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит ею совет, который выбирается на собрании актива музея учреждения образования. В составе совета 5 учащихся из 5-11 классов и педагогические работники.

4.2.1. Совет музея на своих заседаниях решает вопросы включения в Фонды музея поступивших в процессе комплектования памятников истории, культуры, природы, рассматривает и утверждает планы работы, экспозиционные планы, заслушивает отчеты поисковых групп, обсуждает основные вопросы деятельности музея;

4.2.2. Работа актива музея учреждения образования организована по группам:

- поисковая группа - занимается сбором и систематизацией материалов и информациисоответственно профилю музея;

- фондовая группа - занимается анализом и упорядочиванием фондов школьного музея;

- группа экскурсоводов - разрабатывает и проводит тематические экскурсии для учащихся и населения;

- группа журналистики - принимает участие в районных конкурсах тематических сочинений, исследований, акциях.

4.3.1. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея учреждения образования, назначаемый директором учреждения образования.

Руководитель музея учреждения образования:

4.3.2. Комплектует и организует работу ученического актива музея, с которым осуществляет плановую поисково-собирательную, учётно-хранительную, экскурсионную и выставочную работы;

4.3.3. Поддерживает связь: встречи, беседы, переписка, интервью со свидетелями, очевидцами, научными консультантами, представителями религиозных, общественных и государственных структур, и документирует полученные сведения в установленном порядке;

4.3.4. Ведёт в инвентарной книге учёт подлинных материалов, поступающих в музей, обеспечивает их систематизацию, правильное хранение и экспонирование;

4.3.5. Ведёт плановую научно-исследовательскую работу в архивах республики, библиотеках по комплектованию музейного фонда документов;

4.3.6. Обеспечивает связь музея учреждения образования с музеями района, области и республики

4.3.7. Несёт ответственность за работу музея по информированию педагогического коллектива и учащихся о деятельности музея.

  1. Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

5.1. Все музейные предметы регистрируются в инвентарных книгах учета.

5.2 Ответственность за сохранность фондов музея учреждения образования несет директор образовательного учреждения.

5.3. Хранение в школьном музее взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с существующим законодательством.

  1. Порядок внесения изменений в положение.

6.1. Изменения и дополнения в положение музея учреждения образования вносятся общим собранием педагогического коллектива по согласованию с руководителем образовательного учреждения.

  1. Реорганизация и ликвидация музея учреждения образования.

7.1. Вопросы о реорганизации (ликвидации) музея учреждения образования, а также о судьбе его коллекций решается советом образовательного учреждения и его администрацией по согласованию с вышестоящими органами образования.

Для передачи фондов музея учреждения образования в государственный или общественный музей создается специальная музейная комиссия.

1.2. Историко-краеведческий музей является систематизированным, тематическим собранием музейных предметов и музейных коллекций – памятников истории, культуры сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

1.3. В основе поисковой и исследовательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.

1.4. Руководство музеем осуществляется руководителем музея назначаемого приказом директора школы.

1.5. Музейные предметы и музейные коллекции школьного музея являются неотъемлемой частью культурного наследия народов. Они подлежат учету и хранению в установленном порядке.

1.6. Профиль, программа, функции музея интегрируются с воспитательной системой школы и определяются ее задачами.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – историко-краеведческий.

2.2. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры

поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейного фонда – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.

2.7. Учёт и регистрация школьного музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

3. Цели и задачи

3.1. Музей - организуется в целях:

- гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

- расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

- формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

- развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;

- развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

- овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

- активного освоения обучающимися историко-культурной среды

3.2. Задачи музея:

- развитие интереса к истории с. Алкино-2 через краеведческую деятельность;

- организация досуга школьников;

- организация социальной практики через поисковую, исследовательскую деятельность;

- выявление, сбор, хранение и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

- внедрение модульной организации дополнительного образования;

- развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд, детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства основных субъектов воспитания и дополнительного образования (другие музеи, архивы, библиотеки и др.);

- организация активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися и населением

- формирование детско-взрослого актива, создание органов самоуправления – актива музея.

4. Функции и основные направления деятельности

4.1. Основными функциями музея являются:

- создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительной деятельности школы музейными средствами и методами;

- организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;

- осуществление массово-организационной, культурно-просветительной, методической, информационной, издательской деятельности;

- документирование процессов и явлений, соответствующих профилю и основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;

- постоянное развитие экспозиционно-выставочной работы.

4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:

- комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;

- образовательно-воспитательная и культурно-просветительная работа.

5. Организация деятельности музея

Создание школьного музея является целенаправленной, творческой поисково-

исследовательской работы школьников по теме, связанной с историей школы, а также с историей и культурой с. Алкино-2.

Вышеперечисленное возможно при наличии:

- актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

- руководителя-педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;

- экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению, современным требованиям;

- помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа;

- положения музея, утверждённого директором школы.

Учёт и регистрация школьного музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

6. Учет и обеспечение сохранности фондов

6.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, вспомогательный фонды музея.

6.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения.

6.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования.

6.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге). Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов храниться постоянно в школе.

6.6. Фонд вспомогательных материалов (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельной книге учета.

6.7. Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в экспозиционных помещениях, в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

7. Руководство деятельностью музея

7.1. Ответственность за деятельность музея несет директор школы, общее руководство – заместитель директора по учебно-воспитательной работе или воспитательной работе.

7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом директора школы.

7.3. Перспективное планирование организует Совет музея. Совет музея формируется из представителей педагогической, родительской и ветеранской общественности.

7.4. В целях оказания помощи музею организуется актив музея из числа обучающихся школы.

7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно-воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете школы.

8. Содержание работы

8.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно-воспитательными задачами школы, в структуре которого функционирует музей.

8.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности - комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе, образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.

8.3. В соответствии с планом работы руководитель музея, формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

- систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно-просветительными учреждениями;

- создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самой школе, так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

- презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;

- образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся, родителей и ветеранской общественности, а также населения села;

- освоение историко-культурной окружающей среды обучающимися путем организации походов, экскурсий по селу, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;

- популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет.

8.4. Посещение музея, проведение экскурсий и других мероприятий фиксируется в журнале (книге) посещений музея.

9. Прекращение деятельности музея

9.1.Вопрос о прекращении деятельности музея, а так же о судьбе его музейных собраний решается директором школы по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

9.2 . Для передачи фондов школьных музеев в государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются.

Положение рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета школы, протокол №________от__________________20___г.


Центры туризма и краеведения Гомельской области ГУО "Мозырский центр туризма и краеведения детей и молодежи" ГУО "Жлобинский районный центр туризма и краеведения детей и молодежи" ГУО.
Открыть раздел Полезные ссылки

Выбор профессии – это одно из важнейших событий в жизни человека и определяет его дальнейший жизненный путь.
Открыть раздел ПРОФООРИЕНТАЦИЯ

В рамках мероприятий, посвященных 70-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 30.

  • МероприятияСоревнования | Конкурсы | Акции
  • Поздравляем
  • Вопросы и ответы
  • Тропинками Гомельщины за 90 летних дней
  • Лучшие учащиеся 2014/2015 учебного года
  • Год молодёжи
  • Оздоровительные туристские лагеря
  • Мероприятия
  • Педагогам
  • Суббота приглашает
  • ОБЪЯВЛЕНИЯ
  • Каникулы
  • Оздоровительные лагеря
  • Лето на пользу 2017
  • Год науки

22 марта 2018 года исполняется 75 лет со дня трагической гибели жителей деревни Хатынь. Ни на одной географической карте нет сегодня этой белорусской деревни.

Читайте также: