Положение о профилактике суицидального поведения в школе 2020 2021

Обновлено: 05.07.2024

от 28 декабря 2020 года N 1769

Об утверждении Комплекса мер по профилактике суицидального поведения среди детей на 2021 - 2023 годы

С целью повышения эффективности работы по профилактике суицидального поведения среди детей Мурманской области приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по профилактике суицидального поведения среди детей на 2021 - 2023 годы.

2. Отделу дополнительного образования, воспитания и оздоровления (Цимлянская И.В.) обеспечить координацию деятельности по выполнению Комплекса мер по профилактике суицидального поведения среди детей на 2021 - 2023 годы (далее - Комплекс мер).

3. Руководителям государственных областных организаций обеспечить выполнение мероприятий Комплексного плана.

4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечить выполнение мероприятий Комплекса мер.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Ларину Т.М.

Министр
образования и науки
Мурманской области
О.А.ДЗЮБА

Утвержден
приказом
Министерства образования
и науки Мурманской области
от 28 декабря 2020 г. N 1769

КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

1. Цель, задачи, показатели Комплекса мер

Цель Комплекса мер

создание условий для максимально успешного предупреждения самоубийств несовершеннолетних

Задачи Комплекса мер

- совершенствование деятельности образовательных организаций по обеспечению психологической безопасности образовательной среды;

- обеспечение доступности профессиональной психологической помощи несовершеннолетним;

- обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия субъектов, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, по выявлению и пресечению случаев склонения либо доведения несовершеннолетних до суицида;

- создание условий для несовершеннолетних, обеспечивающих возможность прямого, самостоятельного обращения к специалистам в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях;

- создание условий для повышения квалификации представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, и правонарушений несовершеннолетних (образование, здравоохранение, социальная защита, некоммерческих организаций) по вопросам сопровождения, оказания помощи несовершеннолетним "группы риска" и их семьям;

- организация вовлечения несовершеннолетних во внеучебную деятельность, направленную на их всестороннее развитие и раскрытие потенциала, а также в социально позитивную активность;

- привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к разработке и реализации планов мероприятий, направленных на вовлечение детей и подростков в социально позитивную активность

Показатели реализации Комплекса мер

- 100 % обеспеченность психологической помощью обучающихся образовательных организаций Мурманской области, их родителей (законных представителей);

- укомплектованность общеобразовательных организаций педагогами-психологами - не ниже 152 человек;

- доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования и (или) вовлеченных в волонтерскую и иную социально активную деятельность, от общей численности обучающихся по программам основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования - не ниже 70 %;

- численность привлекаемых к организации и проведению мероприятий по профилактике суицида у детей и подростков работников образовательных организаций, освоивших программы повышения квалификации по вопросам предупреждения, раннего выявления и коррекции суицидального поведения несовершеннолетних, - 100 %;

- численность привлекаемых к организации и проведению мероприятий по профилактике девиантного и делинквентного поведения у детей и подростков работников образовательных организаций, освоивших программы повышения квалификации по вопросам коррекции девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, - 100 %;

- число самоубийств и суицидальных попыток в сравнении с предыдущим периодом

Данные о количестве посетителей за текущий день

Вы можете обратиться к нам через форму обратной связи
→Задать вопрос

Вы находитесь в разделе → Профилактика суицидального поведения

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

Документы образовательного учреждения

Положение о профилактике суицидального поведения несовершеннолетних (просмотреть документ .doc)

Комплексно-целевая программа по предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2017- 2020 годы (просмотреть документ .pdf)

План работы комиссии по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних:

на 20201 – 20212 учебный год (просмотреть документ .pdf)

на 2020 – 2021 учебный год (просмотреть документ .pdf)

на 2019 – 2020 учебный год (просмотреть документ .pdf)

на 2018 – 2019 учебный год (просмотреть документ .pdf)

на 2017 – 2018 учебный год (просмотреть документ .pdf)

Информация о проведении диагностических мероприятий на 2019–2020 учебный год (просмотреть документ .pdf)

План мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних:

на 2020 – 2021 учебный год (просмотреть документ .pdf)

Информация о проделанной работе по не допущению обучающихся к негативному контенту в сети Интернет (просмотреть документ .doc)

И нформация о проведённой пропагандистской работе по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних:

Положение о комиссии по профилактике суицида (просмотреть документ .doc)

Выписка из приказа об утверждении положения о комиссии по противодействию суицидал ь ного поведения (просмотреть документ . pdf)

Выписка из приказа о создании комиссии по профилактике суицидал ь ного поведения несовершеннолетних на 2021-2022 уч. год (просмотреть документ . pdf)

План работы комиссии по профилактике суицида:

на 2021 – 2022 учебный год (просмотреть документ . pdf)

на 2019 – 2020 учебный год (просмотреть документ . pdf)

на 2018 – 2019 учебный год (просмотреть документ .doc)

на 2017 – 2018 учебный год (просмотреть документ .doc)

План совместных мероприятий с комиссией по делам несовершеннолетних и защиты прав, правоохранительными органами, специалистами медучреждения по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

1. Утвердить прилагаемый комплекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних (далее - комплекс мер).

2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, ответственным за реализацию комплекса мер:

осуществлять реализацию комплекса мер в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;

ежегодно, до 25 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минздрав России информацию о ходе реализации комплекса мер.

3. Минздраву России ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпросвещения России доклад о ходе реализации комплекса мер на основе информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за реализацию комплекса мер, для включения в доклад Правительству Российской Федерации о ходе реализации плана основных мероприятий до 2025 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности обеспечить реализацию комплекса мер.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Комплекс мер
до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних

Обзор документа

Для совершенствования системы профилактики суицида среди несовершеннолетних до 2025 г. планируется:

- проводить в образовательных организациях с обучающимися профилактические мероприятия, направленные на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения;

- реализовать совместно с социально ориентированными некоммерческими и волонтерскими организациями мероприятия по вовлечению подростков и молодежи в социально-позитивную активность;

- оказывать экстренную психологическую помощь детям посредством обращения на детский телефон доверия;

- разработать и внедрить программы профилактики суицида у несовершеннолетних, включая программы третичной профилактики.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

по профилактике суицида и суицидального поведения среди детей и подростков

на 2020-2023 годы

Разработала:

Эбзеева Э.Б

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

3. Первичная профилактика суицидального ПОведения

4. Цели и задачи программы

5. Срок реализации программы

6. Механизм реализации программы

7. Ожидаемые результаты

8. Система организации и контроля

9. Приложения

Паспорт программы

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношений к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Цель программы : формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи программы:

1. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

3. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.

4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

5. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

6. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Участники программы:

Разработчики программы: педагог-психолог, социальный педагог Эбзеева Э.Б. ,педагог – организатор Узденова Х.Д.

Сроки реализации программы:

Основные направления деятельности:

1. Работа с детьми и подростками;

2. Работа с педагогами;

3. Работа с родителями.

Принципы реализации программы:

1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат:

Организованная таким образом работа позволит:

- осуществлять социальную и психологическую защиту детей;

- снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;

- позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Достоинства настоящей программы:

Ø В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;

Ø В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

Ø В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.

Пояснительная записка

В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Педагогам-психологам приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.

Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу психолога с родителями, педагогами и детьми. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.

Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Первичная профилактика суицидального поведения.

Читайте также: