Положение о профилактике суицидального поведения в школе 2020 2021
Обновлено: 05.07.2024
от 28 декабря 2020 года N 1769
Об утверждении Комплекса мер по профилактике суицидального поведения среди детей на 2021 - 2023 годы
С целью повышения эффективности работы по профилактике суицидального поведения среди детей Мурманской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по профилактике суицидального поведения среди детей на 2021 - 2023 годы.
2. Отделу дополнительного образования, воспитания и оздоровления (Цимлянская И.В.) обеспечить координацию деятельности по выполнению Комплекса мер по профилактике суицидального поведения среди детей на 2021 - 2023 годы (далее - Комплекс мер).
3. Руководителям государственных областных организаций обеспечить выполнение мероприятий Комплексного плана.
4. Рекомендовать руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечить выполнение мероприятий Комплекса мер.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Ларину Т.М.
Министр
образования и науки
Мурманской области
О.А.ДЗЮБА
Утвержден
приказом
Министерства образования
и науки Мурманской области
от 28 декабря 2020 г. N 1769
КОМПЛЕКС МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА 2021 - 2023 ГОДЫ
1. Цель, задачи, показатели Комплекса мер
Цель Комплекса мер
создание условий для максимально успешного предупреждения самоубийств несовершеннолетних
Задачи Комплекса мер
- совершенствование деятельности образовательных организаций по обеспечению психологической безопасности образовательной среды;
- обеспечение доступности профессиональной психологической помощи несовершеннолетним;
- обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия субъектов, участвующих в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, по выявлению и пресечению случаев склонения либо доведения несовершеннолетних до суицида;
- создание условий для несовершеннолетних, обеспечивающих возможность прямого, самостоятельного обращения к специалистам в трудных жизненных ситуациях, кризисных состояниях;
- создание условий для повышения квалификации представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, и правонарушений несовершеннолетних (образование, здравоохранение, социальная защита, некоммерческих организаций) по вопросам сопровождения, оказания помощи несовершеннолетним "группы риска" и их семьям;
- организация вовлечения несовершеннолетних во внеучебную деятельность, направленную на их всестороннее развитие и раскрытие потенциала, а также в социально позитивную активность;
- привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к разработке и реализации планов мероприятий, направленных на вовлечение детей и подростков в социально позитивную активность
Показатели реализации Комплекса мер
- 100 % обеспеченность психологической помощью обучающихся образовательных организаций Мурманской области, их родителей (законных представителей);
- укомплектованность общеобразовательных организаций педагогами-психологами - не ниже 152 человек;
- доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования и (или) вовлеченных в волонтерскую и иную социально активную деятельность, от общей численности обучающихся по программам основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования - не ниже 70 %;
- численность привлекаемых к организации и проведению мероприятий по профилактике суицида у детей и подростков работников образовательных организаций, освоивших программы повышения квалификации по вопросам предупреждения, раннего выявления и коррекции суицидального поведения несовершеннолетних, - 100 %;
- численность привлекаемых к организации и проведению мероприятий по профилактике девиантного и делинквентного поведения у детей и подростков работников образовательных организаций, освоивших программы повышения квалификации по вопросам коррекции девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних, - 100 %;
- число самоубийств и суицидальных попыток в сравнении с предыдущим периодом
Данные о количестве посетителей за текущий день
Вы можете обратиться к нам через форму обратной связи
→Задать вопрос
Вы находитесь в разделе → Профилактика суицидального поведения
Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних
Документы образовательного учреждения
Положение о профилактике суицидального поведения несовершеннолетних (просмотреть документ .doc)
Комплексно-целевая программа по предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2017- 2020 годы (просмотреть документ .pdf)
План работы комиссии по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних:
на 20201 – 20212 учебный год (просмотреть документ .pdf)
на 2020 – 2021 учебный год (просмотреть документ .pdf)
на 2019 – 2020 учебный год (просмотреть документ .pdf)
на 2018 – 2019 учебный год (просмотреть документ .pdf)
на 2017 – 2018 учебный год (просмотреть документ .pdf)
Информация о проведении диагностических мероприятий на 2019–2020 учебный год (просмотреть документ .pdf)
План мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних:
на 2020 – 2021 учебный год (просмотреть документ .pdf)
Информация о проделанной работе по не допущению обучающихся к негативному контенту в сети Интернет (просмотреть документ .doc)
И нформация о проведённой пропагандистской работе по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних:
Положение о комиссии по профилактике суицида (просмотреть документ .doc)
Выписка из приказа об утверждении положения о комиссии по противодействию суицидал ь ного поведения (просмотреть документ . pdf)
Выписка из приказа о создании комиссии по профилактике суицидал ь ного поведения несовершеннолетних на 2021-2022 уч. год (просмотреть документ . pdf)
План работы комиссии по профилактике суицида:
на 2021 – 2022 учебный год (просмотреть документ . pdf)
на 2019 – 2020 учебный год (просмотреть документ . pdf)
на 2018 – 2019 учебный год (просмотреть документ .doc)
на 2017 – 2018 учебный год (просмотреть документ .doc)
План совместных мероприятий с комиссией по делам несовершеннолетних и защиты прав, правоохранительными органами, специалистами медучреждения по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних:
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних (далее - комплекс мер).
2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, ответственным за реализацию комплекса мер:
осуществлять реализацию комплекса мер в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
ежегодно, до 25 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минздрав России информацию о ходе реализации комплекса мер.
3. Минздраву России ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минпросвещения России доклад о ходе реализации комплекса мер на основе информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за реализацию комплекса мер, для включения в доклад Правительству Российской Федерации о ходе реализации плана основных мероприятий до 2025 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своей деятельности обеспечить реализацию комплекса мер.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
Комплекс мер
до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних
Обзор документа
Для совершенствования системы профилактики суицида среди несовершеннолетних до 2025 г. планируется:
- проводить в образовательных организациях с обучающимися профилактические мероприятия, направленные на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения;
- реализовать совместно с социально ориентированными некоммерческими и волонтерскими организациями мероприятия по вовлечению подростков и молодежи в социально-позитивную активность;
- оказывать экстренную психологическую помощь детям посредством обращения на детский телефон доверия;
- разработать и внедрить программы профилактики суицида у несовершеннолетних, включая программы третичной профилактики.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
по профилактике суицида и суицидального поведения среди детей и подростков
на 2020-2023 годы
Разработала:
Эбзеева Э.Б
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Первичная профилактика суицидального ПОведения
4. Цели и задачи программы
5. Срок реализации программы
6. Механизм реализации программы
7. Ожидаемые результаты
8. Система организации и контроля
9. Приложения
Паспорт программы
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношений к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Цель программы : формирование у школьников позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Задачи программы:
1. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
2. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
3. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
5. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
6. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Участники программы:
Разработчики программы: педагог-психолог, социальный педагог Эбзеева Э.Б. ,педагог – организатор Узденова Х.Д.
Сроки реализации программы:
Основные направления деятельности:
1. Работа с детьми и подростками;
2. Работа с педагогами;
3. Работа с родителями.
Принципы реализации программы:
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат:
Организованная таким образом работа позволит:
- осуществлять социальную и психологическую защиту детей;
- снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток;
- позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства настоящей программы:
Ø В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
Ø В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
Ø В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Пояснительная записка
В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Педагогам-психологам приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.
Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу психолога с родителями, педагогами и детьми. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений. В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).
Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.
Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Первичная профилактика суицидального поведения.
Читайте также: