Положение о навигаторе в школе

Обновлено: 04.07.2024

Родители стремятся к тому, чтобы дать ребёнку всестороннее развитие. Для этого они водят детей в различные секции и кружки, поскольку считают, что только школьной программы не достаточно.

Поиск подходящего образовательного учреждения можно с лёгкостью провести через навигатор дополнительного образования .

Что такое навигатор дополнительного образования?

Навигатор дополнительного образования детей (ДОД) - это единый информационный ресурс в Интернете, с помощью которого родители с лёгкостью могут выбрать для своего ребёнка направление развития и конкретное образовательное учреждение.

При поиске задаются конкретные условия запроса, например, возраст или способности ребёнка, желаемое направление образования и др.

Федеральная программа навигатора ДОД включает региональные и местные разделы. В каждом субъекте РФ имеется своё отделение, которое подчиняется федеральному плану.

Региональный навигатор ДОД включает такую информацию:

  • актуальный перечень программ дополнительного детского образования;
  • сведения об образовательных учреждениях;
  • независимая оценка работы образовательного учреждения.

Цель навигатора ДОД сводится к тому, чтобы создать единую площадку по поиску доступного учреждения дополнительного образования с учётом некоторых задаваемых параметров.

Как использовать навигатор ДОД?

В каждом регионе свой сайт этого навигатора.

Например, в респ. Башкортостан - этот сайт , а в Оренбургской области - такой сайт . Сайт региона можно найти самостоятельно или обратиться в Минобразования региона.

Кроме того, есть общий сайт , на котором по карте можно найти нужный регион. Только пока ресурс развивается, и не все регионы добавлены.

Навигатор ДОД не только содержит информацию о том, какие есть учреждения дополнительного образования. Через него родители могут в режиме онлайн записаться на занятия, оплатить их, узнать о конкурсах.

Кроме того, в навигаторе можно создать портфолио ребёнка. Также родители могут оставлять отзывы о работе любого учреждения ДОД.

Как получить сертификат ДОД?

Чтобы получить сертификат, родитель или законный представитель ребёнка заходит в навигатор ДОД через учётную запись портала Госуслуг. Затем он оформляет электронное заявление на получение этого сертификата.

Специалист проверяет заявление и принимает решение о выдаче сертификата ДОД.

Если родитель или законный представитель не могут подать онлайн заявление на сертификат, его можно также подать и в выбранном учреждении допобразования или в муниципальном опорном центре региона.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Статью подготовила методист ГБУ ДО РДООЦТКиЭ, структурное подразделение Региональный модельный центр (РМЦ) Республики Башкортостан Галимова Наталия Евгеньевна, 14 октября 2021 года

Во-первых, учреждения дополнительного образования не обязывают, а всего лишь просят и рекомендуют родителям регистрировать детей в Навигаторе. Этот процесс не носит характер принуждения . Региональный информационный ресурс "Навигатор дополнительного образования" (Навигатор) – это интернет-портал, где собрана объемная информация по кружкам, спортивным секциям, детским студиям, творческим объединениям по городу или сельской местности, где организации дополнительного образования, школы, детсады и частные образовательные ООО и ИП привлекают детей на свои занятия, а родители могут найти кружки и секции (платные и бесплатные) для своих детей, и также, зарегистрировавшись в системе, могут получить денежный сертификат для оплаты внебюджетных и муниципальных объединений. Навигатор предназначен для повышения вариативности, качества и доступности дополнительного образования, создания условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей. Как правило, дети посещают несколько объединений и секций и, если ребенок не посещает школьный кружок, то через Навигатор у него есть возможность найти и записаться в кружки других учреждений и организаций, где реализуются дополнительные общеобразовательные программы.

Во-вторых, в современных реалиях, когда одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации является Цифровая трансформация в экономической, политической и общественной жизни страны, что обуславливает свободный доступ к большому перечню как государственных, так и муниципальных услуг через различные серверы и порталы (Госуслуги, электронные серверы покупки авиабилетов, Учу.ру ), система дополнительного образования не может функционировать по старинке, оставаясь в стороне от всеобщих технологических информационно -преобразовательных тенденций.

В-третьих, процесс вхождения (регистрации) в Навигатор учреждений разной межведомственной и межуровневой принадлежности (ДО, школы, детсады, учреждения культуры и спорта), частных и некоммерческих организаций (ООО, ИП, НКО, АНО), реализующих дополнительные общеобразовательные программы, происходит постоянно и запланирован до 2024 года, таким образом, не исключено, что многие интересующие родителей и детей кружки, творческие объединения и секции (музыкальные школы, ДОСААФ, дома техники, спортивно- физкультурные комплексы ) войдут в эту информационную систему в скором времени и дети без труда смогут их посещать.

В-пятых, автоматизированная информационная система Навигатор дает возможность родителям полностью или частично оплачивать сертификатом персфинансирования (сертификат с номиналом) занятия в коммерческом образовательном секторе (ООО, ИП), куда ранее родители с социально- низким статусом не могли записать своего ребенка из-за высокой стоимости обучения (это языковые школы, различные курсы по подготовке к экзаменам, дистанционные кружковые занятия по онлайн - программам, профильные программы каникулярных или летних лагерных смен, пришкольных летних лагерей).

Статью подготовила методист ГБУ ДО РДООЦТКиЭ, структурное подразделение Региональный модельный центр (РМЦ) Галимова Наталия Евгеньевна, 14 октября 2021 года

от 20 января 2021 года N 82

Об автоматизированной информационной системе "Навигатор дополнительного образования детей"

1. Создать автоматизированную информационную систему "Навигатор дополнительного образования детей".

2.1. Положение об автоматизированной информационной системе "Навигатор дополнительного образования детей" согласно приложению N 1;

2.2. Порядок идентификации пользователей, организации электронного документооборота в автоматизированной информационной системе "Навигатор дополнительного образования детей в Республике Адыгея" согласно приложению N 2.

3. Определить государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея" (директор - И.И. Татаренко) оператором автоматизированной информационной системы "Навигатор дополнительного образования детей".

4. Провести в срок до 1 сентября 2021 года опытную эксплуатацию автоматизированной информационной системы "Навигатор дополнительного образования детей".

5. Организовать обучение пользователей и наполнение данными автоматизированной информационной системы "Навигатор дополнительного образования детей" в соответствии с письмом Минпросвещения России от 23 октября 2020 года N 06-1162.

6. Провести в срок до 1 сентября 2021 года мероприятия по аттестации соответствия серверного сегмента автоматизированной информационной системы "Навигатор дополнительного образования детей" требованиям по защите информации.

7. Финансирование мероприятий по созданию и обеспечению функционирования автоматизированной информационной системы "Навигатор дополнительного образования детей" осуществлять за счет республиканского бюджета Республики Адыгея в рамках государственной программы "Развитие образования".

8. Контроль исполнения приказа возложить на консультанта Управления реализации государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Республики Адыгея Афаунова Р.Н.

9. Настоящий приказ вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Приложение N 1
к приказу
Министерства образования и науки
Республики Адыгея
от 20 января 2021 г. N 82

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ "НАВИГАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ"

1. Общие положения

1.1. Автоматизированная информационная система Республики Адыгея "Навигатор дополнительного образования Республики Адыгея" (далее - информационная система) - это региональный Интернет-портал, который представляет собой единое информационное пространство практик дополнительного образования региона, позволяющий выявлять и тиражировать лучшие из них, осуществлять запись на программы дополнительного образования, принимать решения по управлению сферой дополнительного образования, основанные на данных, обрабатываемых информационной системой.

1.2. Информационная система создана в целях реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

1.3. В целях настоящего Положения используются следующие термины и их определения:

Администратор - пользователь, наделенный полными правами доступа к административному интерфейсу информационной системы;

Модератор - пользователь, наделенный ограниченными правами доступа к административному интерфейсу информационной системы, связанными с проверкой информации, публикуемой организаторами, и созданием информационных материалов для пользователей информационной системы;

Организатор - пользователь-специалист организации дополнительного образования, предоставляющей услуги дополнительного образования на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии (подвид дополнительное образование детей и взрослых);

Пользователь - физическое лицо, использующее информационную систему для поиска, просмотра информации о программах и мероприятиях;

Заявитель - родитель или иной законный представитель обучающегося - участника системы персонифицированного финансирования, обучающийся, достигший возраста 14 лет - участник системы персонифицированного финансирования, авторизованные в информационной системе;

Программа - дополнительная общеобразовательная программа;

Оператор персонифицированного финансирования - участник системы персонифицированного финансирования, организация, наделенная Министерством образования и науки Республики Адыгея правом осуществления организационного, методического, информационного сопровождения системы персонифицированного финансирования, ведение информационной системы, реестров сертификатов дополнительного образования, поставщиков образовательных услуг, образовательных программ, проведения независимой оценки качества в рамках системы персонифицированного финансирования, иных действий в соответствии с Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Адыгея;

Поставщик образовательных услуг - образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, в том числе организация спорта или культуры, индивидуальный предприниматель, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, включенные в систему персонифицированного финансирования в порядке, установленном Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Адыгея.

1.4. Оператором информационной системы является государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея".

1.5. Информационная система является собственностью Республики Адыгея.

1.6. Информация, содержащаяся в информационной системе, является государственным информационным ресурсом Республики Адыгея.

1.7. Правомочия обладателя информации, содержащейся в информационной системе, осуществляет Министерство образования и науки Республики Адыгея.

1.8. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в информационной системе.

1.9. Техническую поддержку и сопровождение информационной системы осуществляет ООО "Государство детей".

2. Задачи и функции информационной системы

2.1. Задачами информационной системы являются:

- обеспечение доступа детей, их родителей или иных законных представителей, заинтересованной общественности, других лиц к информации об организациях, предоставляющих услуги дополнительного образования, о Программах;

- учет детей, занимающихся по Программам и участвующих в мероприятиях;

- формирование отчетов и графиков для эффективного принятия управленческих решений;

- предоставление инструментов для организаций дополнительного образования для обработки заявок и контроля посещаемости программ и мероприятий.

2.2. Основными функциями информационной системы являются:

- подбор программ и мероприятий в каталоге с помощью фильтрации, сортировки и полнотекстового поиска;

- учет заявок детей, их родителей или иных законных представителей при записи на программы и мероприятия;

- публикация программ и мероприятий образовательными организациями;

- обработка заявок образовательными организациями;

- возможность рассылки уведомлений пользователям по электронной почте;

- сбор статистики, формирование отчетов и графиков.

3. Участники информационного взаимодействия

3.1. Участниками информационного взаимодействия являются:

- оператор информационной системы - Оператор персонифицированного финансирования;

- пользователь - физическое лицо, использующее информационную систему для поиска, просмотра информации о программах и мероприятиях;

- заявитель - родитель или иной законный представитель обучающегося - участника системы персонифицированного финансирования, обучающийся, достигший возраста 14 лет - участник системы персонифицированного финансирования, авторизованные в информационной системе;

- получатели (поставщики) информации - Министерство образования и науки Республики Адыгея, региональный модельный центр, муниципальный опорный центр дополнительного образования детей, поставщики образовательных услуг.

4. Полномочия участников информационного взаимодействия

4.1. Оператор информационной системы:

- обеспечивает функционирование информационной системы;

- обеспечивает эксплуатацию, развитие и модернизацию информационной системы;

Навигатор- как средство повышения вариативности качества и доступности дополнительного образования

Навигатор предназначен для повышения вариативности, качества и доступности дополнительного образования, создания условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей, формировании эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.

Навигатор- как средство повышения вариативности качества и доступности дополнительного образования

Сегодня нововведения происходят не только в системе общего образования, в системе дополнительного образования происходят глобальные реформы. Никогда так система дополнительного образования не испытывала такого пристального внимания со стороны государства как в настоящее время. Дополнительное образование рассматривается как уникальная социальная практика наращивания потенциала личности и потенциала общества в целом.

Прозрачность, доступность и конкурентоспособность дополнительного образования – вот главные принципы новых целевых проектов.

В рамках проекта в каждом субъекте РФ создан общедоступный сайт-навигатор по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Навигатор) – интернет-портал, где родители ищут кружки и секции для своих детей, а организации дополнительного образования привлекают детей на свои занятия.

Навигатор предназначен для повышения вариативности, качества и доступности дополнительного образования, создания условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей, формировании эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.

Навигатор предназначен для решения следующих задач:

  • информирование населения о дополнительных общеобразовательных программах и мероприятиях дополнительного образования;
  • учет детей, занимающихся по программам и участвующих в мероприятиях;
  • формирование отчетов и графиков для эффективного принятия управленческих решений в сфере детского дополнительного образования.
  • предоставление инструментов для организаций дополнительного образования по обработке заявок и контроля посещаемости учебных программ и мероприятий;

Эта система уникальна и не имеет аналогов в международном масштабе. Ее отличительная особенность — добровольное решение детей и родителей, по какой программе дополнительно заниматься. В системе представлены варианты мест дополнительного образования в регионе и их подробное описание: адрес, цели, программы и т. д.

Для чего нужен Навигатор и какая от него польза?

Задача Навигатора ДОД НСО обеспечение доступа к современным общеразвивающим программам дополнительного образования детей и предоставления исчерпывающей информации для детей, подростков и родителей (законных представителей) об образовательных услугах организаций дополнительного образования Ставропольского края.

Данный Навигатор - это:

– единая база данных о программах дополнительного образования, реализуемых учреждениями в сфере образования, культуры, спорта, здравоохранения;

– доступная актуальная информация о наличии свободных мест в группах, расписании, педагогах и обеспечении программ;

– система учета детей, вовлеченных в дополнительное образование;

– возможность получения услуги записи на обучение по программам дополнительного образования в электронном виде.

Кому и какие новые возможности открывает Навигатор?

Родители (законные представители) или сами дети старше 14 лет, могут выбрать подходящую программу дополнительного образования по территориальной доступности, возрасту, интересам, отзывам и оценкам других родителей. На портале имеется гибкий поиск программ, которые реализуются в муниципалитетах и районах РБ.

Для образовательного учреждения Навигатор – это дополнительный инструмент для привлечения детей и ведения учёта через личный кабинет. Создавая карточки программ, образовательное учреждение даёт полноценную информацию о секциях, кружках, которые реализуются на их базе. Это хороший способ заявить о себе родительской общественности и прорекламировать свои услуги – подчеркнул руководитель РМЦ Р. Тухватуллин. Данные Навигатора поступают в Федеральную единую информационную автоматизированную систему, содержащую сведения о дополнительном образовании Министерства просвещения РФ.

Для органов власти – это инструмент для принятия управленческих решений на основе данных о востребованности программ.

Значимость дополнительного образования в жизни детей

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Как зарегистрироваться в Навигаторе ДОД НСО?

Для регистрации личного кабинета необходимо пройти авторизацию (получение прав пользователя в системе) заполнив следующие обязательные поля:

• название муниципального образования (выбирается из списка);

• номер мобильного телефона;

Как получить сертификат на дополнительное образование

Сертификат – это бюджетные деньги, которые предназначены для оплаты внешкольного образования детей. Смысл его введения в том, что теперь финансироваться будут только те программы, которые востребованы у родителей и детей, а не те, что были запланированы в рамках госзаказа.

До таких нововведений принцип распределения средств был аналогичным плановой экономике – учреждение составляло перечень программ и план по набору детских групп. Деньги из бюджета перечислялись в полном соответствии с этим планом. Главный недостаток такой системы был в том, что план не всегда соответствовал спросу.

Теперь все будет иначе. Финансирование из бюджета будет выделяться на детей, которые по факту выбрали ту или иную программу. Родители по такой системе станут непосредственными участниками распределения бюджета.

Персональный сертификат — это документ, выступающий гарантией ребенку со стороны государства. Он подтверждает, что конкретный ребенок может посещать выбранный кружок или секцию за счет бюджетных средств.

Бумажного формата сертификата не предусмотрено. Фактически он представляет собой электронную запись в информационной базе. В системе будет отображаться состояние счета и история списания денежных средств. Все данные надежно защищены.

Сертификат присваивается детям от 5 до 18 лет. У него есть конкретный номинал. Это реальные деньги, выделяемые из бюджета. Потратить их можно только по целевому назначению — на оплату занятий ребенка в секции или кружке. Размер номинала сертификата определяется местными властями.

Зачем нужен сертификат на дополнительное образование детей

С помощью внедрения новой системы государство стремиться улучшить качество дополнительного образования для детей. На бюджетное финансирование смогут рассчитывать только программы, которые интересны населению. Остальным придется меняться или ликвидироваться.

Теперь родителям и детям будет удобно выбирать и записываться на секции. Все доступные варианты размещены на едином портале. Тут доступна следующая информация: кружки и секции, работающие в районе; расписание; отзывы других родителей.

В результате внедрения больше детей сможет обучаться в секциях на платной основе. Если раньше семья не могла себе позволить ходить на какой-то кружок, то теперь с помощью сертификата можно оплатить обучение ребенка частично или в полном объеме. Это будет зависеть от суммы, на которую выдан сертификат, и стоимости кружка.

Для лучшего понимания всех возможностей Навигатора были выделены двенадцать преимуществ для родителей:

1. Собственный личный кабинет, в котором хранится и отображается информация об отложенных и ранее просмотренных программах, оформленных заявках на программы обучения, списаниях и остатке денежных средств по сертификату персонифицированного финансирования.

2. Подача заявки на получение сертификата дополнительного образования (учета).

3. Запись ребенка на программы дополнительного образования.

4. Предоставление полной и актуальной информации об образовательных учреждениях Ставропольского края.

5. Обширная библиотека образовательных программ дополнительного образования Ставропольского края в одном месте с актуальными и полными данными (цель и задачи; ожидаемые результаты; информация о преподавателе; расписание занятий и прочее).

6. Наличие фотографий и видеоматериалов в одном формате, показывающих деятельность по программам изнутри.

7. Разнообразные системы поиска, каталогизации, фильтрации, сортировки и рекомендаций программ, в том числе в виде картографического расположения.

9. Участие в оценке программ дополнительного образования через заполнение анкеты для родителей.

11. Бесплатное профориентационное тестирование ребенка.

12. Консультационная поддержка в онлайн-режиме.

Навигатор — это не просто нововведение системы дополнительного образования детей, это инструмент, который позволит стереть границы подведомственной принадлежности учреждений и выстроить доступность всех дополнительных общеобразовательных программ в регионе для детей и родителей.

Читайте также: