Положение о физкультурном зале в доу в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

Настоящее положение физкультурном зале муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 65 (далее – детским садом) предназначено для планирования и организации ее работы, а также совершенствования воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения.

1.3.Физкультурный зал – отдельное помещение на базе детского сада, в котором сконцентрированы и систематизированы:


  • физкультурное оборудование;

  • инвентарь и пособия;

  • методическая литература;

  • диагностический материал;

  • картотеки (комплексов гимнастик, подвижных игр, считалок и др.);

  • конспекты занятий, развлечений, спортивных праздников и т.д.

  1. Основные цели и задачи деятельности физкультурного зала

  1. Организация работыфизкультурного зала

    1. Физкультурный зал размещается в помещении, отвечающим педагогическим, лечебно-профилактическим, санитарно-гигиеническим нормам.

    2. Работа физкультурного зала осуществляется в течении всего учебного года.

    3. Физкультурный зал оснащается необходимым инвентарем и оборудованием.

    4. Посещение физкультурного зала воспитанниками осуществляется на основании циклограммы работы физкультурного зала и расписания занятий, разработанного инструктором по физической культуре совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утвержденными заведующим детским садом.

    5. Проветривание, кварцевание и уборка проводится согласно графикам, утвержденным заведующимдетским садом.

    6. В организации непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста педагоги реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей воспитанников;

    7. Во время непосредственно-образовательной деятельности и физкультурных мероприятий необходимо сочетать как коллективные, так и подгрупповые формы организации.

    8. Роль воспитателя и руководителя по физическому воспитанию обеспечить максимальные условия для самореализации воспитанников.

    9. Воспитатели и руководитель по физическому воспитанию предоставляют каждому воспитаннику возможность оздоровления, создают психологический комфорт.

    10. Проведение режимных моментов, физкультурных мероприятий и непосредственно-организованной деятельности в соответствии с инструкциями по охране жизни и здоровья детей.

    4.2. Инструктор по физической культуре непосредственно подчиняется заведующему детскому саду и его заместителю по воспитательной и методической работе.

    4.3. Инструктор по физической культуре принимается на работу и освобождается от нее приказом заведующей детским садом.

    4.4. Основной задачей инструктора по физической культуре является удовлетворение естественной потребности детей в движении, сохранении и укреплении здоровья детей.

    4.5. Содержание работы инструктора по физической культуре определяет образовательная программа детского сада. Инструктор по физической культуре имеет право использовать собственные, прошедшие утверждение педагогического совета, разработанные адаптивные модели деятельности.

    4.6. Основными формами работы инструктора по физической культуре являются:

    организованная непосредственная образовательная деятельность;

    совместная деятельность с детьми;

    проведение занятий творческих групп, методических объединений и пр.

    4.7. Инструктор по физической культуре несёт ответственность за сохранность оборудования и учебно-методических материалов.

    4.8. Ведение документации инструктором по физической культуре осуществляется в соответствии с номенклатурой дел, утверждённой заведующим детским садом.


    1. Принципы построения предметно-развивающей среды физкультурного зала ДОУ

      1. Физкультурный зал функционирует на основе учета (обеспечения) принципов построения образовательной среды, которая:

      1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

      2. обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

      3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;

      4. создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

      5. обеспечивает открытость дошкольного образования;

      6. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

        1. Оборудование физкультурного зала предполагает осуществление интегрированного подхода в деятельности всех работающих педагогов, что позволяет придать воспитательному процессу направленный характер.

        1. Основные формы работы физкультурного зала

        • организованная непосредственная образовательная деятельность;

        • совместная деятельность с детьми;

        • проведение занятий творческих групп, методических объединений и пр.

        1. Средства и материальная база

          1. Физкультурный зал финансируется и оборудуется за счет средств ДОУ (бюджетных и внебюджетных средств), в подчинении которого находится.

          2. Для правильной организации процесса физического воспитания, оборудование отбирается с учетом возраста и физического развития воспитанников.

          3. Расстановка оборудования выполняется в соответствии с требованиями техники безопасности:

          баскетбольные кольца прочно крепятся к шесту;

          крупные предметы оборудования (гимнастические скамейки, кубы, степы и т. д.) размещаются вдоль стен помещения;

          мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки, кубики, кегли и т. д.) размещаются в секционных зонах, расположенных вдоль стен физкультурного зала;

          1.2. Физкультурный зал служит для проведения досугов, праздников, непосредственной образовательной деятельности по физической культуре.

          является центром по осуществлению полноценного физического воспитания и развития ребенка, реализации потребности его в движении, формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

          физкультурное оборудование (стандартное и нестандартное)

          инвентарь (стандартный и нестандартный)и пособия;

          методическая литература по ФИЗО;

          картотека комплексов гимнастик, подвижных (малоподвижных/подвижных, народных) игр, считалок и др. ;

          конспекты занятий, развлечений, спортивных праздников;

          1.4. Физкультурный зал размещен на втором этаже. Физкультурный зал размещается в помещении, отвечающем педагогическим, лечебно-профилактическим, санитарно-гигиеническим нормам.

          1.5. Требования к помещению физкультурного зала :

          полы в зале должны обладать низкой теплопроводностью (паркет, доски, линолеум на утепленной основе).

          полы помещений должны быть гладкими, нескользкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов; плинтуса - плотно прилегать к стенам и полу.

          поверхности стен в физкультурном зале следует окрашивать в светлые тона с коэффициентом отражения 0,6-0,8. Краски или иные отделочные материалы, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

          стены помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

          для отделки потолков в помещении физкультурного зала с обычным режимом эксплуатации используют меловую или известковую побелки. Допускается применение водоэмульсионной краски.

          при зале должны быть оборудованы кладовые для хранения физкультурного инвентаря площадью не менее 6 м.

          1.6. Требования к освещению:

          величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в физкультурном зале должна быть не менее 1,5%.

          искусственная освещенность в физкультурном зале должна составлять не менее 75 ЛК

          осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет.

          при использовании осветительных ламп уровень освещенности должен составлять не менее 150 ЛК. Осветительные лампы должны иметь защитную арматуру (светильник).

          штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола.

          1.7. Требования к микроклимату

          физкультурный зал следует обеспечивать чистым свежим воздухом.

          1.8. Оборудование зала предполагает осуществление интегрированного подхода в деятельности всех работающих педагогов, что позволяет придать воспитательному процессу направленный характер.

          1.9. Физкультурный зал позволяет реализовать следующие направления взаимодействия с ребенком:

          развивающее обучение и воспитание;

          коррекционно - развивающее обучение

          1.10. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

          II. Основные цели

          2.1. Сохранять и укреплять здоровье воспитанников и формировать у них привычку к здоровому образу жизни:

          обеспечение безопасности жизнедеятельности;

          формирование основ здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

          систематическое проведение профилактических упражнений и оздоровительных мероприятий;

          удовлетворение потребности воспитанников в двигательной активности;

          создание атмосферы психологической комфортности;

          выявление динамики физического развития.

          систематическое проведение гимнастики, повышение работоспособности.

          2.2. Приобщение воспитанников к ценностям физической культуры:

          формирование двигательных умений и навыков;

          развитие физических качеств;

          III. Задачи и содержание работы.

          3.1. Основными задачами физкультурного зала являются :

          обеспечение физической подготовленности каждого ребенка, оказание помощи в приобретении запаса прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни, труда и активного отдыха.

          анализ состояния процессов развития дошкольников в обозначенном направлении;

          создание предметно - развивающей среды, предполагающей активизацию процессов развития детей;

          разработка и выполнение индивидуальных программ работы с детьми в рамках дифференциальных педагогических технологий обозначенного вектора развития;

          систематизация и обобщение передового опыта при обеспечении условия интегративного использования специалистами - педагогами детского сада

          формирование первоначальных представлений и умений в спортивных играх и упражнениях;

          охрана и укрепление здоровья детей.

          совершенствование физического развития дошкольников.

          повышение сопротивляемости и защитных сил организма у детей.

          формирование представления, что полезно и что вредно для организма.

          побуждение к проявлению творчества в двигательной деятельности.

          создание необходимой учебно-материальной базы и санитарно-гигиенических условий для формирования жизненно-необходимых умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для развития физических качеств.

          формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

          развитие физических качеств;

          создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

          воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

          3.2. Содержание работы физкультурного зала определяет образовательная программа. Инструктор по физической культуре имеет право использовать собственные, прошедшие утверждение педагогического совета, разработанные адаптивные модели деятельности.

          3.3. В организации непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию воспитатели реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей воспитанников раннего и дошкольного возраста:

          программное содержание должно соответствовать возрасту и возможностям воспитанников;

          развивать стремление у воспитанников заниматься спортом, туризмом.

          3.4. Во время непосредственно-образовательной деятельности и физкультурных мероприятий необходимо сочетать как коллективные, так и подгрупповые формы организации.

          3.5. Роль воспитателя и инструктора по физической культуре обеспечить максимальные условия для самореализации воспитанников.

          3.6. Проведение режимных моментов, физкультурных мероприятий и непосредственно-организованной деятельности в соответствии с инструкциями по охране жизни и здоровья детей.

          IV. Принципы построения предметно-развивающей среды

          4.1. Физкультурный зал функционирует на основе учета (обеспечения) следующих принципов построения развивающей среды:

          дистанции и позиции при взаимодействии;

          активности, самостоятельности, творчества;

          комплексирования и гибкого зонирования;

          индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

          сочетание первичных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

          учета возрастных и индивидуальных различий.

          V. Формы работы физкультурного зала

          5.1 Основными формами работы физкультурного зала являются :

          физкультурные занятия в зале и на воздухе;

          физ. досуг, праздники, дни здоровья;

          спортивные игры и упражнения;

          физ. прогулка: пешеходная, лыжная.

          проведение консультативной работы с воспитателями и родителями по поводу физического воспитания детей.

          проведение занятий творческих групп, методических объединений,

          VI. Средства и материальная база

          6.1. Физкультурный зал финансируется и оборудуется за счет средств муниципального бюджета.

          6.2. Для правильной организации процесса физического воспитания, оборудование отбирается с учетом возраста и физического развития воспитанников.

          6.3. Расстановка оборудования: гимнастическая стенка устанавливается стационарно, как и баскетбольные кольца прочно крепятся к шесту; крупные предметы оборудования (гимнастические скамейки, кубы, степы и т. д.) размещаются вдоль стен помещения; мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки, кубики, кегли и т. д.) размещаются в секционных зонах, расположенных также вдоль стен физкультурного зала; обручи, шнуры, скакалки размещаются также в специальных зонах на крюках, стойках и т. д.

          6.4. Для организации физкультурно-оздоровительной работы применяется ТСО (музыкальный центр, мультимедийная техника).

          7.1 Документация физкультурного зала включает в себя, в т. ч. :

          годовой и календарные планы работы;

          карточки-показатели по физической подготовке;

          акты на испытание оборудования, дающие разрешение на проведение занятий;

          диагностика физического развития детей.

          паспорт физкультурного зала ДОУ.

          график работы инструктора по физической культуре.

          конспекты, комплексы, картотеки и другие материалы для работы с детьми всех возрастных групп.

          материалы консультаций, семинаров, открытых занятий и т. п. с педагогами.

          график распределения занятий.

          графики генеральной уборки.

          план мероприятий по работе с родителями.

          тетрадь взаимодействия с воспитателями и специалистами ДОУ.

          VIII. Руководство и взаимосвязь.

          8.1. Руководство и контроль за деятельностью спортивного зала осуществляет заведующий, методист, медсестра.

          8.1. Методическое руководство работой инструктора по физической культуре осуществляется методистом.

          8.3 Инструктор по физической культуре осуществляет взаимосвязи с медсестрой, педагогическим советом, методистом, музыкальным руководителем, психологом и пр.

          9.1. Работа физкультурного зала осуществляется в течение всего учебного года.

          9.2. Посещение физкультурного зала воспитанниками осуществляется на основании разработанного и утвержденного заведующим графика.

          9.3. Проветривание, кварцевание и уборка проводится согласно разработанным медсестрой, согласованным с методистом и утвержденным заведующим графикам.

          10.1. Работники физкультурного зала несут ответственность, в т. ч. :

          за обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время работы.

          за невыполнение настоящего Положения.

          Инструктор по физической культуре ___О. А. Квасова

          Положение о взаимодействии МБДОУ с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС до 1 часть 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения., (далее.

          1.2. Физкультурный зал служит для проведения досугов, праздников, непосредственной образовательной деятельности по физической культуре.

          1.3. Оборудование зала предполагает осуществление интегрированного подхода в деятельности всех работающих педагогов, что позволяет придать воспитательному процессу направленный характер.

          • физкультурное оборудование;
          • инвентарь и пособия;
          • методическая литература по ФИЗО;
          • диагностический материал;
          • картотека комплексов гимнастик, подвижных (малоподвижных/подвижных, народных) игр, считалок и др.;
          • конспекты занятий, развлечений, спортивных праздников.

          1.5. Физкультурный зал позволяет реализовать следующие направления взаимодействия с ребенком:

          • развивающее обучение и воспитание;
          • коррекционно - развивающее обучени

          1.6. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

          2. Основные цели:

          1. Сохранять и укреплять здоровье воспитанников и формировать у них привычку к здоровому образу жизни:
          • обеспечение безопасности жизнедеятельности;
          • формирование основ здорового образа жизни, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
          • систематическое проведение профилактических упражнений и оздоровительных мероприятий;
          • удовлетворение потребности воспитанников в двигательной активности;
          • создание атмосферы психологической комфортности;
          • выявление динамики физического развития;
          • овладение воспитанником элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья;
          • систематическое проведение гимнастики, повышение работоспособности.
          1. Приобщение воспитанников к ценностям физической культуры:
          • формирование двигательных умений и навыков;
          • развитие физических качеств;
          • формирование интереса и потребности в физических упражнениях, их вариативности, творчество выполнения.

          3. Задачи и содержание работы.

          3.1. Основными задачами физкультурного зала являются:

          • анализ состояния процессов развития дошкольников в обозначенном направлении;
          • создание предметно - развивающей среды, предполагающей активизацию процессов развития детей;
          • разработка и выполнение индивидуальных программ работы с детьми в рамках дифференциальных педагогических технологий обозначенного вектора развития;
          • систематизация и обобщение передового опыта при обеспечении условия интегративного использования специалистами - педагогами детского сада.

          3.2. Содержание работы физкультурного зала определяет образовательная программа. Инструктор по физической культуре имеет право использовать собственные, прошедшие утверждение педагогического совета, разработанные адаптивные модели деятельности.

          1. В организации непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию воспитатели реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей воспитанников раннего и дошкольного возраста:
          • программное содержание должно соответствовать возрасту и возможностям воспитанников;
          • развивать стремление у воспитанников заниматься спортом, туризмом.
          1. Во время непосредственно-образовательной деятельности и физкультурных мероприятий необходимо сочетать как коллективные, так и подгрупповые формы организации.
          2. Цель воспитателя и инструктора по физической культуре - обеспечить максимальные условия для самореализации воспитанников.
          3. Воспитатели и инструктор по физической культуре предоставляют возможность каждому воспитаннику оздоравливаться, создают психологический комфорт.

          3.7. Проведение режимных моментов, физкультурных мероприятий и непосредственно-организованной деятельности в соответствии с инструкциями по охране жизни и здоровья детей.

          4. Управление и структура.

          4.1. Методическое руководство работой инструктора по физической культуре осуществляется старший воспитатель.

          4.2. Инструктор по физической культуре несет ответственность за сохранность оборудования и учебно-методических материалов.

          5. Принципы построения предметно-развивающей среды.

          5.1.Физкультурный зал функционирует на основе учета (обеспечения) следующих принципов построения развивающей среды:

          -развитие у воспитанников физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);

          -накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

          -формирование у дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

          2.3.Основной принцип работы физкультурного зала -индивидуальный подход к детям, что выражается в:

          -поиске специфичных для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере физической культуры;

          -использовании здоровьесберегающих технологий.

          3.Направления деятельности и содержание работы

          физкультурного зала.

          3.1.Специализация физкультурного зала состоит в том, что он ориентирован на организацию работы инструктора по физической культуре в следующих направлениях:

          -коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения опорнодвигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие, др.);

          -организация спортивно-досуговой деятельности (спортивные праздники, развлечения, досуги);

          -тесное взаимодействие с семьями воспитанников (совместные физкультурные праздники, оформление информационных материалов, др.);

          -взаимодействие с педагогами и медицинскими работниками Учреждения;

          3.2.Контингент обслуживаемых детей физкультурного зала воспитанники Учреждения - дети в возрасте от 3 до 7 лет.

          3.3.Основное направление деятельности физкультурного зала

          -обеспечение оптимального физического развития, а также укрепление и сохранение здоровья детей осуществляется на двух уровнях:

          - перспективном: связан с подготовкой детей к обучению в школе; созданием условий для раскрытия индивидуальных способностей детей; привитием детям интереса к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.

          3.4.Работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям: профилактическая, диагностическая, развивающая, консультативная работа.

          3.5.Профилактическая работа направлена на:

          -формирование у педагогов, родителей общей культуры физического развития ребёнка (лекции, беседы, консультации);

          -своевременное предупреждение у воспитанников нарушений осанки;

          -обеспечение физической подготовленности детей к началу обучения в школе.

          3.6.Диагностическая работа (мониторинг) проводится с целью:

          -определения физической подготовленности детей по основным физическим качествам (сила, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества);

          -выявления индивидуальных особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей.

          3.7.Развивающая работа направлена на:

          -развитие физических качеств детей:

          -развитие их двигательных навыков в основных видах движения;

          -обучение воспитанников методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессовых реакций;

          -организацию коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения

          3.8.Консультативная работа включает в себя:

          -консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам физического развития детей;

          -проведение совместных консультаций для работников Учреждения с целью повышения культуры физического воспитания и обеспечения преемственности в работе с детьми.

          3.9.Основными формами работы инструктора по физической культуре являются:

          -непосредственно образовательная деятельность с детьми;

          -консультации для педагогов и родителей.

          3.10.Непосредственно образовательная деятельность организуется 3 раза в неделю, длительность ее зависит от возраста детей и составляет:

          -для детей 3-4 лет- 15 минут;

          -для детей 4-5 лет- 20 минут;

          -для детей 5-6 лет- 25 минут;

          -для детей 6-7 лет- 30 минут.

          4. Условия обеспечения эффективной деятельности

          физкультурного зала.

          4.1.К условиям эффективности деятельности физкультурного зала относятся: методическое, организационное обеспечение (необходимое оборудование, документация).

          4.2.Методическое обеспечение предполагает:

          -использование новых методик в области физической культуры;

          -использование индивидуального подхода в работе с детьми;

          -организация работы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

          - оборудование физкультурного зала. Задачи работы физкультурного зала определяют следующую оснащенность его оборудованием:

          Читайте также: